Довольствуемся тем что есть
Довольствоваться тем, что есть: значение выражения, применение
В разговорном языке существует немало выражений, которые люди употребляют не единожды, а постоянно. Причина в том, что смысл их оказался настолько удачным, метким и запоминающимся, что нравится всем и подходит ко множеству житейских ситуаций. Такие выражения становятся поговорками и пословицами, превращаются в крылатые фразы. Не всегда можно сказать точно, откуда они пришли в человеческую речь, настолько привычными слуху они стали. Нередко такие фразы черпаются из книг и фильмов, часто являются детищем народной мудрости.
Откуда пошло выражение «довольствоваться тем, что есть», что оно означает, и в чем его философия? Однозначно сказать об этом трудно, так как фраза пережила тысячелетия, употребляясь людьми при разных обстоятельствах, но каждый раз с особым смыслом.
Вам будет интересно: Крейсер «Шарнхорст»: история создания, описание и фото
Об истории
О древнем происхождении выражения «довольствоваться тем, что есть» свидетельствуют многочисленные письменные источники, и самым известным из них является Библия – книга, которая признана давно и повсеместно. Эту фразу изрек находящийся в заключении апостол Павел, попавший под арест за проповедь и распространение христианства. В своих посланиях к братьям по вере он писал: «Я учусь довольствоваться тем, что есть, в какой бы я ни находился ситуации».
Вам будет интересно: В XV-XVI вв боярская дума была высшим органом власти
Эта мудрость из «Нового Завета» свидетельствует о том, что даже в крайней нужде и под угрозой смерти библейский герой не падал духом, принимая свою судьбу и любой исход, не сомневаясь, что за все страдания он получит достойную награду на Небесах.
Данные события имели место в I веке нашей эры, то есть с тех пор практически минуло два тысячелетия. Мир изменился, но фраза, сказанная апостолом, все так же актуальна.
В христианском толковании
После смерти апостола Павла, послания его широко распространились, а отрывки из них часто цитировались на проповедях, зачитывались во время христианских богослужений, употреблялись в работах видных религиозных философов и богословов. Возможно, это и стало толчком к тому, что фраза «довольствоваться тем, что есть» стала часто употребляемым в обиходе выражением.
Вам будет интересно: Наука в СССР: история становления и развития, достижения
В чем его смысл, и как понимают его христиане? Для православных важными качествами являются долготерпение и простота образа жизни, способность любые страдания, недостаток материальных удобств, даже голод и болезни переносить стойко, безропотно и спокойно. Верующий человек, который не стремится к богатству, излишествам, власти и благам этого мира, считается достойным уважения и подражания.
Принять ситуацию
Уметь довольствоваться малым важно для преодоления многих жизненных невзгод. И современные люди часто попадают в трудные ситуации. Здесь необходимо принять случившееся, а не сокрушаться о невозможном, ведь истерики, агрессия к другим и поиск виновных могут оказаться ненужной тратой энергии, нервов и времени. Подобное поведение выводит из душевного равновесия, мешает трезво мыслить, нередко заставляет делать неразумные вещи, которые только усугубляют ситуацию. В этом смысле данная фраза означает, что выбирать жизненные обстоятельства не всегда возможно, но человек в состоянии контролировать свое отношение к ситуации, реагируя на несчастья и неудобства стойко и трезво, с достоинством.
Если возвести подобное поведение в жизненный принцип, ни одно несчастье не будет способно выбить из колеи. Борьба с трудностями не может окончиться в один день, в жизни так редко бывает. К позитивным изменениям следует идти шаг за шагом и набираться при этом терпения. Вот что часто имеют ввиду, когда произносят эту фразу.
Жить текущим моментом
Часто известное выражение употребляют, когда дают совет не думать о будущем, не строить планов, не печалиться и сокрушаться о прошлых ошибках, горестях и переживаниях, заниматься тем, что по душе, и наслаждаться всем хорошим, что есть в окружающей действительности. Тогда говорят: «Довольствуйся настоящим».
Этому учат многие философские школы, а также нередко советы психологов сводятся к тому же. В подобной позиции, безусловно, есть свои плюсы. Ведь человек часто ожидает несчастий еще до того, как они свершатся, при этом притягивая к себе негатив. Нередко он, наоборот, тешит себя иллюзиями, которые потом не сбываются на практике, создавая проблемы себе и окружающим. Но ведь как прекрасен бывает сегодняшний день, можно узнать, не дожидаясь завтра.
Древнейшие источники
Но не все согласны с точкой зрения о том, что следует сконцентрироваться на текущем моменте. Действительно, если можно забыть о прошлом, то невозможно совсем не думать о будущем. Именно по этому поводу высказался великий древнегреческий оратор Исократ. Он тоже в свое время произнес уже известную нам фразу, но только в несколько другом, дополненном варианте. Он сказал: «Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему». И эта историческое высказывание еще раз доказывает древнее происхождение рассматриваемого нами вопроса. Ведь Исократ жил примерно за четыре столетия до Рождества Христова.
Ныне сохранились свыше двадцати речей этого выдающегося оратора. Более поздним поколениям также хорошо известны многие его яркие изречения и афоризмы, которые употребляются до сегодняшнего дня.
О важном
Когда говорят кому-то: довольствуйся меньшим, люди обычно имеют в виду материальные, но не духовные жизненные ценности. Ведь кому не застит глаза богатство, более других открыт для искренней дружбы и любви, способен оценить тепло родного дома и заботу близких людей, проживающих с ним под одной крышей. Он наслаждается мирным небом и красотой природы. Для него понятны и желанны радости творчества и жажда познания законов Вселенной.
Простая пища, минимум удобств, отсутствие банковского счета совсем не свидетельствуют о духовной бедности. Именно так следует понимать вышеприведенную фразу. Ведь богат не тот, кто имеет все, а тот, кому достаточно малого. Людей, способных радоваться немногому, характеризует отсутствие мелочности и зависти. Они не заводят себе знакомых, желая что-то от них получить. Им незачем лгать другим, а потому и люди тянутся к ним. Каждый день они узнают что-то новое, живут насыщенно, интересно.
Стремление к большему
Но что сказать про тех, кого не устраивает скромная в материальном плане жизнь, и подобное существование совсем не является их сознательным выбором? Про них говорят: им приходится довольствоваться тем, что они имеют. И совсем необязательно в это вкладывается негативный смысл. Часто в данном выражении передается сожаление, сочувствие. Когда люди так говорят о себе, эта фраза означает недовольство, передает их неудовлетворенность собственной судьбой, желание иметь пока недостижимое. Подобную точку зрения тоже можно понять и принять.
В пословицах
Устное творчество считается достоянием всего народа, его духовным сокровищем. К нему относятся сказки, легенды и, конечно же, пословицы. Они являются результатом коллективного разума, но существуют дольше своих создателей, переживая века, отражая не только язык, но и культуру, мировоззрение, обычаи разных народов.
Одна из татарских пословиц учит:
Довольствоваться тем, что у тебя есть – это уже богатство.
Как можно убедиться, в данном изречении тоже присутствует уже много раз упомянутая нами фраза. Что же означает данное утверждение, и какой смысл в него вкладывается? Татары, исповедующие ислам, верят в то, что Всевышний создал мир удивительным, неповторимым и полным замечательных чудес. Не все умеют это видеть. Но кто на это способен, уже может считать себя богачом.
Выводы
Из приведенных примеров можно заключить, что выражение «довольствоваться тем, что есть» издревле и часто употреблялось представителями разных эпох и уголков планеты, произносилось на многих языках в разных вариантах. Оно является отражением философских представлений и религиозных верований людей от глубокой древности до современности.
По тому, как и каким образом человек применяет это выражение, какой смысл вкладывает в него, можно судить о его психологии, характере, личностных качествах, о том, активную или пассивную он занимает позицию в жизни, покоряется судьбе или борется с обстоятельствами.
В самой же фразе заключена мудрость о том, что счастливым или несчастным человека делают не рок, не внешние препятствия или их отсутствие, а его восприятие действительности, мысли в его голове. Умение управлять своими эмоциями, способность обуздать свои желания делает людей сильнее. А значит, возможно по собственному желанию радоваться тому, что имеешь, даже если это совсем немногое. Именно так необходимо понимать смысл данного яркого и емкого по смыслу изречения.
Можно ли довольствоваться тем, что есть?
Кто станет спорить, что деньги дают человеку стабильность, свободу, уверенность в завтрашнем дне? Вот и я не берусь. Без денег невозможна жизнь в современном мире. Вопрос только в их количестве. Помните, в кинофильме «Золотой теленок» Остап Бендер спросил Шуру Балаганова: «Какая сумма Вам нравится?» Тот ответил: «Пять тысяч». — «Нам с Вами не по дороге. Мне нужно пятьсот тысяч. И по возможности сразу, а не частями».
«Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало»
Убеждаюсь в этой светлой истине на примере одной знакомой семьи. Они всегда едва сводили концы с концами, что способствовало более острому, усиленному ощущению счастья от каждого радостного момента. Люди едят в основном яичницу с вермишелью, зато смакуют ее, как ресторанный деликатес. Одеваются в секонд-хендах, ощущая себя жуткими модниками. Надо видеть, с какой неподдельной радостью, воодушевлением, интересом они кормят воробьев, фотографируют бабочек, нюхают только что распустившиеся цветы на деревьях… Каждая приятная, порой даже незаметная мелочь воспринимается ими как настоящее чудо.
Именно великим свершившимся чудом стало для них рождение долгожданного малыша. Сколько трепета, терпения, нежности и заботы! И ни капли страха перед будущим, ни слова жалобы на жизнь. Они искренне любят дочку, и это, как поется в песне, взаимно. Они нашли какой-то сайт, где люди обмениваются уже ненужными им вещами. Абсолютно бесплатно получили коляску и переноску для ребенка. По смешной цене приобрели кроватку. Запаслись тем, что нужно на первое время, и радуются новому статусу родителей.
«Что имеем — не храним, потерявши — плачем»
Я не за яичницу с вермишелью. Не за «секонды», не за сайты подарков и счастливую беспечность. Я за умение ценить каждый миг, который никогда не повторится. Я за умение любить синицу в руке. Я за талант жить красиво изнутри, а не напоказ. Я за способность оглянуться вокруг и сказать своей жизни: «Спасибо».
Потому что все хорошее зачастую написано на песке, а нехорошее — на камне. Ну так и хочется сказать молодой красивой женщине, которая сетует, что к тридцати годам ничего не достигла: «Посмотри, какая у тебя семья. Внимательный, не пьющий, не курящий муж. Прекрасный здоровый ребенок. Пусть однокомнатная, но своя квартира. Хорошо оплачиваемая работа. Интересное хобби. Разве это уже не достижение? А то, что тебе не удалось пока стать начальником отдела и обзавестись новеньким авто — вполне поправимо».
Когда мы начинаем по-настоящему ценить то, что имеем? Когда его теряем. Здоровье, работу, близких людей… Вот тогда-то и всплывет в сознании, почему и как на самом деле дорого и важно то, что утрачено. А пока оно здесь, под боком, пусть присутствует себе как бы автоматически. И не будем делать из него культа.
На сегодня достаточно
Может, давайте время от времени вспоминать, а что же у нас все-таки есть хорошего? Когда что-то получается не так, как мы себе задумали. Когда все идет именно так, как хотелось, или даже лучше. Не цепляться за прошлое, лелея собственные заслуги, а использовать его как базу для новых достижений.
Потому что пока не научимся мы благодарить судьбу за большие и маленькие успехи, принимать любой жизненный опыт и наслаждаться тем, что есть, определенный промежуток времени, не сможем мы быть счастливыми. А наши возросшие потребности, даже совпадая с нашими возможностями, увы, не дадут нам никакого удовлетворения.
ДОВОЛЬСТВУЙСЯ ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ
ДОВОЛЬСТВУЙСЯ ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ
“За все благодарите” – 1Фес. 5:18
“Довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?” – Послание к Евреям 13:5,6
Плохой, очень плохой совет! – говорит светски-мудрый человек – Именно по причине не соблюдения этого
совета мы, в Америке, достигли такого развития за последнее столетие. Поскольку рабочие в Соединенных Штатах амбициозны, энергичны и не довольствуются тем, что есть, но постоянно стараются получить два стебля травы там, где раньше рос только один, и вкладывают в банк десять долларов к одному, который был там раньше; поэтому американский народ быстро продвинулся вперед и стал выдающимся по причине гениальности, хозяйственности и прогрессивности людей.
Мы не будем спорить с высказыванием светски-мудрого человека, за исключением того, что весь значительный прогресс настоящего века следует не только из недовольства, но во многом является результатом свободы, которая пришла, главным образом, благодаря большему просвещению – просвещению, которое появилось как результат того, что в руках людей оказалась Библия на живых языках. Еще одним элементом, способствующим прекрасному развитию в последнем веке, является что-то, что немногие замечают; а именно: с 1799 года мы живем в период, который известен в Библии как “день Его приготовления”. Это период, когда Господь снимает покрывало невежества и позволяет свету светить на весь мир вполне естественными каналами; поток изобретательского гения, предназначенный для того, чтобы вести к совершенству посредством открытий и средств химии, механики и искусства, которые вскоре, под главным контролем Эммануила, чудесным образом будут преобразовывать эту землю в рай во время Тысячелетия. Тем не менее, мы склонны признать, что амбиции и недовольство присутствуют и помогают на пути к разным открытиям, которые, в конце концов, окажутся большим благословением для человечества. Но, с другой стороны, мы утверждаем, что пропорционально тому, как развивается недовольство, в таком же соотношении появляется отсутствие счастья и анархический дух.
НЕДОВОЛЬСТВО РАСТЕТ
Мы более ясно, чем те, которые смотрят на мирские возможности, замечаем, что недовольство пронизывает всю структуру общества и приводит к тому, что оно становится неспокойным и быстро ведет к большой катастрофе скорби и анархии, которыми, как показывает Священное Писание, завершится настоящий век; “время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди” (Дан. 12:1; Мт. 24:21). Мы также замечаем, что недовольство и эгоистические амбиции оказывают влияние на проблемы дома, сельского хозяйства, заводов и церкви; куда бы они не вторглись, там каждого задевают и нервируют, или, по крайней мере, делают человека беспокойным или раздражительным. Где только они царят, там рушится мир, радость и благочестие. Они противостоят духу Христа – который склоняет к праведности, терпению, кротости, братской доброжелательности и любви. Они ведут к духу противника – гневу, ненависти, зависти, алчности, воинственности и жестокости. Поэтому ничего удивительного в том, что статистики показывают, что помимо большого роста медицинских знаний, особенно в области нервных и умственных болезней, а также помимо более благоприятных условий рождения и жизни, нервные и умственные отклонения сильно прогрессируют и заставляют расширять заведения для умственно больных и строить новые. Такие условия не ограничены только к США; информация из Европы подобна, и даже хуже с точки зрения числа душевнобольных людей и самоубийств.
Было бы бессмысленным обращать внимание мира на тот факт, что счастье и желаемые качества характера подлежат ослаблению по мере роста богатства и рискованных деловых проектов; праотцы нынешнего поколения, хотя в любом отношении находившиеся в менее благоприятных условиях, больше радовались жизни по причине того, что были более довольны, чем нынешнее поколение их внуков. Мир не хотел бы вернуться к условиям, которым люди радовались в прошлом, но стремится к еще большим удобствам в будущем и будет накапливать их, или, по крайней мере, будет стараться заполучить их любой ценой. Зная об этом и помня о Божьем заверении на будущее, а также понимая, что нынешнее недовольство вскоре должно научить людей важному уроку посредством уничтожения нынешнего общественного строя, основанного на эгоизме, алчности, амбиции и недовольстве, мы считаем, что разумнее всего будет оставить мир в покое, позволить ему идти его собственным путем и собирать жатву этого пути, пока, в конце концов, он не освоит урок, данный благодаря Провидению. Поэтому мы не слишком много говорим миру на тему недовольства, за исключением тех случаев, когда их дела пересекаются с нами, и, по сути, заслуживают нашей критики и совета. Даже тогда мы не должны советовать миру невозможное, чтобы он пытался быть довольным, будучи под влиянием духа эгоизма и недовольства. Мы скорее должны советовать им искать и найти Господа и Его дух любви, мира, благородства и добра, а когда они найдут Его, то подтвердят, что “великое приобретение – быть благочестивым и довольным” (1Тим. 6:6; 4:8).
ЧТО ДЕЛАЕТ НАС ДОВОЛЬНЫМИ?
Не следует упускать тот факт, что такова точка зрения всех указаний Священного Писания – вдохновенные указания и напоминания предназначены не для мира, но для тех, которые стали Господним народом завета. Бедный мир, а особенно бедные мира сего, которые живут без Бога и не имеют никакой надежды, безусловно, имеют очень мало причин быть довольными – они не имеют ни удобств, к которым стремятся в этой жизни, ни драгоценных обетований на будущее. Под влиянием ложного учения великого противника Бога, истины и человека многие люди не только отличаются печальной жизнью сейчас, находясь в водовороте насущных проблем, но их склоняют к ожиданию страшных мучений в будущем – во время бесконечных мучений или в период чистилищных страданий, которые должны продолжаться сотни или тысячи лет. Бедный мир! Что же странного в том, что он угнетен, недоволен, болен и анархичен?
Но насколько иначе все обстоит с христианином – истинным христианином, рожденным истиной (Словом Истины, а не словом заблуждения)! Он замечает то, чего мир не видит, а именно причину, по которой Бог позволил владычествовать греху и смерти в мире на протяжении прошлых шести тысяч лет. Он замечает больше, а именно, что Бог, который справедливо предвидел наказание смерти за грех, а также связанные с ней болезни, боль и скорби, является также любящим и милостивым, и приготовил искупление от Божьего приговора, а также окончательное освобождение от наказания греха и смерти. Христианин радуется, зная, что эта искупительная цена была уже принесена и что была формально признана Иеговой в день Пятидесятницы. Посредством Слова благодати он научается, что вследствие этого искупления весь мир, который был испытан и осужден в отце Адаме, должен быть снова испытан индивидуально; и что гарантия этого нового испытания была совершена в “выкупе за всех”, принесенном на Голгофе. Он также узнаёт, что Божье время для испытания всего мира с предложением вечной жизни через Христа, а также с условиями Нового Завета, еще относится к будущему, ко времени Тысячелетнего Века; поэтому написано: “Он назначил день, в который будет праведно судить [даст испытание] вселенную, посредством предопределенного Им Мужа”, Иисуса Христа (Деян. 17:31).
Зная все это, мы радуемся надежде вечной жизни и тоскуем за освобождением от нынешних условий слабости и грехопадения, а также за полным освобождением к свободе (свободе от греха) детей Божьих. Радуясь этой новой для нас надежде, мы с уверенностью ожидаем ее реализации во втором пришествии Искупителя – инаугурации времен восстановления всего (Деян. 3:19-23). Мы получаем дальнейшую информацию, из которой следует, что с того момента, как мы оценили ту Божью доброту, которую уже познали, у нас есть привилегия познавать и иметь участие в дальнейших благословениях. Эти этапы милости объясняются в Божьем Слове так:
(1) Этап веры и принятия великой искупительной жертвы, которую вы уже приняли и которая приписана вам как справедливость в глазах Бога; а благодаря вашей вере вы считаетесь не только освобожденными от приговора Адамовой смерти, но также свободными от ваших несовершенств, унаследованных из-за грехопадения, которые в настоящий момент “прикрыты”.
(2) Все это для того, чтобы вы могли сделать второй шаг, который будет своевременным, а именно, чтобы вы могли представить себя Господу посредством полного посвящения, без исключений: чтобы страдать и не использовать для себя блага настоящей жизни, чтобы использовать себя самих и быть использованными вместе со всем, чем мы есть, и что мы имеем, в служении Господу, в служении Истине и в служении всем, кто находится в согласии с Истиной (Рим. 12:1).
(3) Нам показано, что во многих отношениях этот путь подобен тому пути, по которому шел великий Искупитель, и что такое следование названо “узким путем”. В общем, вы будете идти христианским путем.
(4) Кроме того, дано заверение, что если вы верно следуете этим путем, до самого конца жизненного пути, то все ваши несознательные, непреднамеренные недостатки постоянно будут прикрываться заслугой жертвы великого Искупителя: так, чтобы в конце пути все те, которые сейчас “призваны” и которые доброхотно оказывают послушание этому “призванию”, получили привилегию участия с Искупителем в радостях и привилегиях Его Тысячелетнего Царства; а в будущем, чтобы они вместе с Искупителем были посредниками Бога в несении человечеству всех милосердных благодеяний и благословений, гарантированных им смертью Искупителя, свершенной на Голгофе. Тогда мы будем помогать миру в возвращении через реституцию того, что было утрачено Адамом и его потомством (Деян. 3:19-21).
Тот, кто слышал это прекрасное послание в истинном значении посредством его понимания и принял его с верой и одобрением, действительно получил большое благословение. Если прощение наших грехов и примирение с Господом кровью на кресте, как наш первый христианский опыт в благодати, был большим благословением, которое мы с трудом могли понять и оценить, то дальнейшее благословение, которое должно быть принято в Тысячелетнем Царстве, в конце 1000 лет, чтобы получить вечную жизнь, будет поводом для полной радости, потому что Господь привел нас на порог “будущих веков” вместе с их разнообразными и сопутствующими им благословениями вечности.
Мы не только должны оценивать ровные места на “узком пути”, в которых Господь дает отдых нашим уставшим ногам, но мы также должны быть благодарны за все испытания и трудности. Если мы верой укрепимся прежде всего в праведности, во-вторых, в посвящении и драгоценных обетованиях, то, в-третьих, должны утвердиться также верой в заверения Слова Господа, что все содействует ко благу тем, кто заключил с Ним этот завет и кто старается реализовать его; тем, кто любит Бога и кто был призван по Его изволению (Рим. 8:28). Если мы смотрим с правильной точки зрения, то все трудности и испытания, которые приходят на нас, будут видеться как благодеяния и благословения, предвиденные для того, чтобы сформировать в нас качества характера, которые проявлял наш Господь и Глава, а также чтобы очистить нас и приготовить к Царству. Хотя сами мы не должны падать в искушения или навлекать на себя преследования по причине безрассудного поведения, однако, когда они приходят на нас как плата за верность принципам правды и справедливости, и переносятся в духе кротости, смирения, терпения и милости, то мы должны радоваться в них, как многочисленных услугах зла для нас, которые под Божественным руководством приспособят и приготовят нас к дальнейшему отражению Господнего подобия и к тому, чтобы мы стали Его представителями и служителями справедливости, сейчас и в будущности. Отступление и избегание трудностей и испытаний, а также преследований, которые следуют из верности Господу и Его служения, было бы, по крайней мере, отступлением от нашего посвящения, которое должно быть страданием за справедливость.
НЕДООЦЕНКА БОЖЕСТВЕННОГО ПРОВИДЕНИЯ
Очевидно, что только небольшое число тех, которые носят имя Христа и которые совершили посвящение своей жизни, времени, влияния и всего для Него, смогли когда-либо понять все это в истинном свете; и не только так называемые христианские народы являются самыми недовольными людьми в мире, но зачастую конфессиональные христиане находятся среди наиболее недовольных и несчастных людей. Мы боимся, что некоторые среди полностью посвященных Господу, которые получили серьезное знание настоящей истины, относящейся к прекрасному времени, в котором мы живем, а также реституции и ее целям и той славе, которая должна наступить после страданий настоящего времени, находятся среди недовольных мира сего; несчастные, неспокойные, не имеющие покоя, который дает Бог Своему народу, не имеющие “мира Божьего, который превыше всякого ума”, чтобы руководил их сердцем и удерживал все остальные жизненные дела в подчинении и порядке.
Братья, так не должно быть! Приложите усилия, чтобы это не было вашим уделом. Господь обещает нам, что мы будем иметь все необходимое. Если мы правильно усвоим этот урок, что необходимо, тогда убедимся, что все необходимое для нашего пропитания может обозначать меню с ограниченным разнообразием и состоящим из недорогой пищи; это может обозначать очень простой и недорогой гардероб; также это может означать очень скромный с виду, маленький и не слишком обставленный дом. Все, что у нас есть сверх того, что нам нужно, это намного больше того, что Господь нам обещал в настоящее время, и является поводом для благодарения, для искренней благодарности.
Если мы правильно смотрим на данные вопросы, то откуда может взяться желание роптать или жаловаться на то, что мы имеем? Где будет желание надеяться или просить большего, чем то, что Господь обещал нам дать, и большего чем то, что Его безошибочная мудрость считает наилучшим для нас? Если эти уроки Господнего Слова приняты в хорошую почву честных сердец, они под лучами солнца Божественной доброты и благословением Божественной благодати быстро произрастят плод стократной радости и мира, доверия и довольства, счастья и любви в жизни всех, кто примет их как благие ее проявления, а влияние на наши семьи, соседей и сотрудников будет благим влиянием на их счастье и наше собственное.
Вместо того, чтобы жаловаться на погоду, что слишком жарко или слишком холодно, слишком сыро или слишком сухо, слишком ясно или слишком темно, слишком туманно, пасмурно или уныло, мы будем довольны такой погодой, какая есть. Мы не устанавливали такую погоду и не можем ее изменить. А поскольку наш мудрый и любящий Небесный Отец знает, что будет лучше дать нам сейчас, то мы понимаем, что лучшим есть то, что мы, собственно, имеем. В соответствующее на то время Его милость коснется не только человечества, чтобы его поднимать, благословлять и лечить, но достигнет также дома человека, земли, чтобы установить райские условия, которые Он обещал дать во “времена восстановления всего”.
Если твое здоровье не самое лучшее, не оплакивай его и не жалуйся день-за-днем; будь благодарен за то, что тебе не хуже, помня, что на тебе, как представителе падшего рода, лежит полное наказание за грех, которым являются боль и страдания до самой смерти. Если то, что ты имеешь, умеренно или терпимо, или этому можно в какой-то мере радоваться, будь полон благодарности и используй это как можно лучше.
Поэтому наш текст является не только хорошим лекарством, приносящим нам духовное здоровье и радость в Господе, но он также приносит пользу нашему физическому здоровью; поскольку нет сомнения в том, что большинство людей пренебрегают своими физическими слабостями и болезнями из-за раздражительности и уныния. Если вы являетесь детьми Господа, то помните о словах Искупителя, Учителя и Предшественника на узком пути, из которых следует, что язычники (которые не знают Бога и не являются народом Его завета) непрестанно заботятся о том, что будут есть, что будут пить или во что будут одеваться, а также, что мы не должны уподобляться им, поскольку наш Небесный Отец знает, в чем мы нуждаемся, прежде нашего прошения Его об этом, а также, что Он уже пообещал, что мы будем иметь то, что для нас лучше всего.
Если ты в жизни занимаешь невысокое положение, и оно требует постоянного труда для обеспечения всем необходимым, не жалуйся, наоборот, благодари; благодари за здоровье и силу выполнять необходимую работу; благодари за понимание того, что эта короткая жизнь является всего лишь временем обучения, и что нынешние уроки, правильное познание, принесут богатство благодати и славу, которых мир не может дать или забрать. С другой стороны, подумай о том, что твое состояние во многом более благоприятно, чем некоторых из тех, кто лучше развивается или находится в лучших условиях: как много из тех, которые имеют богатство и благополучие, убедились, что это проклятие! Как многие из тех, кто не испорчен богатством, убедились, что нечестность богатства и их собственная гордость способны провоцировать препятствия, вместо того, чтобы помогать на “узком пути”; многие открыли для себя значение слов Господа: “трудно богатому войти в Царство Небесное”. Помни также слова Апостола, что немного богатых, немного знатных, немного ученых есть среди избранных Бога; что главным образом бедные мира сего, богатые в вере, будут наследниками Царства. Осознавая эти богатства благодати, богатства доверия, довольства, богатства благочестия вместе с плодами духа, которые их сопровождают, собирай настоящее богатство! Благодари Господа за то, что в Его мудрости и милости Он так благоприятно все расставил!
“ГОСПОДИ, УМНОЖЬ НАШУ ВЕРУ”
Тот же принцип обязывает в отношении всех наших дел, независимо от того, какие они. Урок веры для тех, которые стали Господним посвященным народом, это не только вера в доктрины и теории, и они не являются главной ее частью. Главной особенностью веры является доверие Богу. Эта вера подразумевает не только то, что будет в будущем, но и настоящее; она не только радуется награде вечной жизни, которую осознает для себя, но радуется также в страданиях, испытаниях и трудностях, а также всех многочисленных испытаниях, которые премудрый Отец посчитает наилучшими. Поэтому, как убеждает нас Апостол, мы должны всегда радоваться и “за все благодарить” (1Фес. 5:18; Еф. 5:20).
Лучшую иллюстрацию этой настоящей веры, этого постоянного доверия Богу, можно найти, как следует ожидать, в испытаниях нашего дорогого Искупителя и в Его жизни. Осознавая, что был в мире для служения Божьему плану, Он также понимал постоянный надзор Божьей мудрости в отношении всех Его дел. В результате этого Он не только часто обращался к Отцу в молитве и обращался к Божьему Слову за указаниями, но также испытания, которые переживал, и каждое противостояние, которое Его ожидало, Он расценивал как находящиеся под Божьим надзором. Он знал, что был вполне посвящен Отцу, и не искал Своей собственной воли, но воли Того, кто Его послал; поэтому знал, что предусмотрительная забота Отца контролировала все в Его жизни.
Во всей силе это проиллюстрировано в Его ответе Пилату. Когда Пилат сказал Ему: “Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?” Иисус ответил: “Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше”. Затем в отношении чаши страданий и унижений Он сказал: “Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?” Действительно, Иисусу достаточно было осознавать, что везде и всегда Отец все контролировал. Эта мысль придавала Ему храбрости к действию, терпению и перенесению испытаний. Подобное доверие Божественному Провидению необходимо всем, кто хочет стать победителями через Того, кто нас полюбил и умер за нас. Если мы можем быть уверены, что всецело посвятили себя Богу согласно Его призыву, то можем также быть уверены, что все содействует нам ко благу: в каждой жизненной опасности мы можем осознавать, что Отец приготовил чашу и будет давать нам силы и будет благословлять нас во время питья этой чаши. Наш Господь Иисус, представитель Отца, контролирует наши опыты унижений и наши страдания; Он позволяет ослепленным слугам сатаны приготовить нам чашу. Это знание не только дает нам возможность переносить с радостью утрату нашего имущества (всего, что мы считаем ценным, нашего влияния, доброго имени и т.п.), но также делает нас способными с уважением, кротостью и духом прощения относиться ко всем, кто приготовляет и организовывает чашу наших страданий. Но никто не может иметь этого доверия веры, кроме истинно посвященных, ожидающих Царства.
ЧТО ТАКОЕ СИЛА ВЕРЫ
После того, как Апостол склоняет нас в нашем стихе “довольствоваться тем, что есть”, он дает повод или основание, чтобы дать такой совет, говоря: “Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя”. Да, это настоящий повод, чтобы быть довольными, осознавать заботу Господа, и что мудрость и милость Господа проявляются к нам, и что все то, что Он нам дает, это самое лучшее для нас и является именно тем, что мы сами для себя выбрали бы, если бы имели достаточную мудрость и могли видеть все связанные с этим обстоятельства.
Апостол добавляет: “Так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?” Весь мир удивлен разумной отвагой смиренных из Божьего народа. Тайна нашей отваги и силы заключается в нашей уверенности, что Господь является нашим помощником, со Своей бесконечной мудростью и любовью, а также, что может и хочет сделать так, чтобы все содействовало нам ко благу.
Кроме того, мы верим, что этот урок имеет большое значение, поскольку время близко; а те из Господнего народа, которые сразу не начнут развивать дух довольствования и благодарения, не только не будут пригодны для царства, но как участники всемирного духа недовольства окажутся в большом разочаровании с миром во время великой скорби, которая в настоящее время проявляется в обществе. Довольство и вера, из которой оно следует, необходимы в благочестии: а кто пытается быть благочестивым без стремления к развитию довольства, обязательно потерпят неудачу. Благочестие и плоды духа, кротость, терпение, доброта, долготерпение, братская вежливость и любовь, не будут возрастать в саду души, в котором сорнякам недовольства было позволено ослабить силу и загрязнить воздух их пагубным присутствием и влиянием.
Чувства одной из наших прекрасных песен будут подходящими здесь, и мы желаем, для нас и для всех из Господнего народа такого состояния веры, посвящения и довольства, которое дает нам возможность петь от всего сердца, духа и с пониманием: “Как приятно смотреть на Него, все мое я оставляю по воле его; Никакие перемены времен года или места, не могут изменить мой ум. Когда я благословляем ощущением Его любви, дворец мне кажется игрушкой, а темница оказывается дворцом, если Иисус и дальше пребывает там со мной”. Кто может сказать, что Господь, в конце концов, не поставит некоторых из нас в таких испытаниях, как те, которые показаны поэтом, которые были уделом его и других верных прошлого? Мы помним, что не будем верными в большем, если не научимся быть верными в малом. Пусть каждый начнет и верно продолжает преобразование своей жизни в отношении к благочестию и довольству в самых незначительных вопросах в жизни. Тогда он не только осчастливит себя и других в настоящее время, но также будет приготовлен к любым трудностям и испытаниям, которые Господь может допустить на нас в будущем, чтобы доказать, до какой степени мы являемся победителями над миром и его духом.
“И сия есть победа, победившая мир, вера наша”, поскольку вера лежит в основании всякой преданности Богу и Его делу. Вера в Божий надзор над всеми нашими делами не только дает мир и довольство, но подкапывает корень любых самолюбивых амбиций, тщеславия и хвастовства. Это вера в Слово Господа, что “кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится”, вера в Господний надзор, предпочитает указания Господа вместо чего-либо другого в отношении страданий в настоящее время и будущей славы; эта вера не превозносится, но развивает характер наподобие характера нашего Искупителя.
BS №861, ’10, 84-89; SB №238, ’10, 84-90
Библейское Знамя №41
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.