Downmix каналов что это такое
downmix
Смотреть что такое «downmix» в других словарях:
Downmix — Als Downmix wird im Bereich der Tontechnik ein manuelles oder automatisches Verfahren bezeichnet, bei dem der Ton eines Mehrkanal Tonformats zu einer Fassung mit weniger unabhängigen Kanälen zusammengefasst wird. In den meisten Fällen ist dies… … Deutsch Wikipedia
Downmixing — is a general term used for manipulating audio where a number of distinct audio channels are mixed together to produce a lower number of channels. It is also known as fold down. Sometimes, Downmixing is also used in radio communication to describe … Wikipedia
DTS++ — Digital Theater Systems High Definition, (DTS HD) (vormals Digital Theater Systems Plus Plus (DTS++) genannt, wurde speziell für den Einsatz bei HDTV, Blu rays und HD DVDs entwickelt. Der High Resolution Codec unterstützt Datenraten bis zu 64… … Deutsch Wikipedia
DTS-HD — Digital Theater Systems High Definition, (DTS HD) (vormals Digital Theater Systems Plus Plus (DTS++) genannt, wurde speziell für den Einsatz bei HDTV, Blu rays und HD DVDs entwickelt. Der High Resolution Codec unterstützt Datenraten bis zu 64… … Deutsch Wikipedia
DTS-HD Master Audio — Digital Theater Systems High Definition, (DTS HD) (vormals Digital Theater Systems Plus Plus (DTS++) genannt, wurde speziell für den Einsatz bei HDTV, Blu rays und HD DVDs entwickelt. Der High Resolution Codec unterstützt Datenraten bis zu 64… … Deutsch Wikipedia
Son multicanal — Le format multicanal 5.0[1],[2] Le son multicanal englobe un éventail de techniques d enregistrement, de mixage et de reproduction dit « surround » (« cerner » … Wikipédia en Français
The Beatles in Mono — Kompilationsalbum von The Beatles Veröffentlichung 9. September 2009 Label Apple, EMI/ … Deutsch Wikipedia
A/52 — Schematische Darstellung von Dolby Digital 5.1 Dolby Digital (auch ATSC A/52 und AC 3) ist ein Mehrkanal Tonsystem der Firma Dolby, das in der Filmtechnik (Kino), auf Laserdiscs, DVDs und in der Fernsehtechnik zum Einsatz kommt. Im Bereich Kino… … Deutsch Wikipedia
AC3 — Schematische Darstellung von Dolby Digital 5.1 Dolby Digital (auch ATSC A/52 und AC 3) ist ein Mehrkanal Tonsystem der Firma Dolby, das in der Filmtechnik (Kino), auf Laserdiscs, DVDs und in der Fernsehtechnik zum Einsatz kommt. Im Bereich Kino… … Deutsch Wikipedia
Ac3 — Schematische Darstellung von Dolby Digital 5.1 Dolby Digital (auch ATSC A/52 und AC 3) ist ein Mehrkanal Tonsystem der Firma Dolby, das in der Filmtechnik (Kino), auf Laserdiscs, DVDs und in der Fernsehtechnik zum Einsatz kommt. Im Bereich Kino… … Deutsch Wikipedia
Adaptive Transform Coder 3 — Schematische Darstellung von Dolby Digital 5.1 Dolby Digital (auch ATSC A/52 und AC 3) ist ein Mehrkanal Tonsystem der Firma Dolby, das in der Filmtechnik (Kino), auf Laserdiscs, DVDs und in der Fernsehtechnik zum Einsatz kommt. Im Bereich Kino… … Deutsch Wikipedia
Stereo to mono downmix. ZK-502T, ZK-100, TPA3116, NE5532, AC20B. Доработка стерео в моно. Схема, устройство, хак
Зачем это вообще нужно?! Резонный вопрос. Иногда бывает нужно. Всегда, когда надо подключить один источник звука, например сабвуфер. Или, как в моём случае стояла задача озвучить open-air танцевальное мероприятие. В наличии был гитарный комбик, в который я воткнул плату усилителя D класса ZK-502T на TPA3116 и переделал на питание от литиевой батареи. И всё было хорошо, только воспроизводить он мог только один канал, поскольку динамик один. На самом деле вопросов и решений больше, чем один. Но мы их пропустим и перейдём сразу к технике.
ZK-502T hack
На плате есть усилитель на TPA3116 класса D, микропроцессор с ЦАПом, АЦП, MUX, USB и blutooth, регулировка высоких и низких частот. Вот совсем не high-end, имеет недостатки, но для наших целей то, что надо.
Есть разные способы решения данной задачи. Рассмотрим две из них:
сумматор на резисторах
сумматор на операционном усилителе
Сумматор на резисторах
Вероятно самый простой способ. Берём 3 резистора и паяем по схеме прямо на вход комбика. Потом подаём на один из каналов платы-усилителя и всё.
Простейший сумматор аналогового сигнала
Не вдаваясь в подробности, будет т.н. взаимопроникновение каналов, что приводит к искажениям. Кроме того, на плате усилителя есть blutooth модуль и его ЦАП прошить будет проблематично.
Сумматор на операционном усилителе
Этот вариант близок к идеальному. Правда посложнее. Тема довольно большая, поэтому ограничимся поверхностным описанием неинвертирующего сумматора, точнее буфера или повторителя на NE5532:
Неинвертирующий сумматор на op-amp
Не вдаваясь в подробности, получаем на выходе сумму сигналов обоих каналов без взаимного проникновения и искажений.
Теперь надо найти точку, где вклиниться в схему. Вероятно самое удачное место будет после ЦАПа и мультиплексора и перед операционниками регулировки тембра.
Дальше я снял видео доработки с пояснениями и описаниями работы отдельных блоков схемы:
Операционники живут на двухполярном питании, я делал на однополярном. Это возможно с т.н. виртуальной землёй и блокирующими ёмкостями для ограничения постоянной составляющей. Подробности в видео.
Я поставил себе цель понять, как работают операционные усилители и сделать рабочую схему. И это мне удалось. Заодно разобрался в схеме вышеуказанного усилителя. И вообще узнал много нового.
Эта хитрая функция улучшит качество изображения на ваших умных ТВ и приставках. Включаем AFR
Производители электроники ежегодно добавляют всевозможные фишки и опции, чтобы продать нам новый гаджет взамен старого, который вполне нормально работает. Мы видим это на примере наших любимых iPhone, iPad и Mac. Менять устройства каждый год нет особого смысла, иногда даже переход через 2-3 поколения не даёт серьёзных преимуществ в повседневном использовании.
Нечто подобное происходит и на рынке телевизоров. В арсенале каждой компании есть с десяток полезных и не очень фишек, которые во всю продвигают маркетологи и навязывают консультанты в магазинах.
Есть одна наиболее важная и полезная опция, наличие которой нужно проверять при покупке телевизора в 2021 году – AFR. Эта фишка гарантирует комфортное воспроизведение видео с любого источника с любыми параметрами картинки.
Включить AFR можно как в самом телевизоре, так и добавить поддержку при помощи подходящей ТВ-приставки. Сейчас расскажем, что это за опция и как проверить её работу.
Зачем нужен AFR
AFR (Auto Frame Rate) – это способность телевизора или приставки автоматически менять частоту выходного сигнала под частоту воспроизводимого контента.
На сегодняшний день существует общепринятый мировой стандарт частоты кадров для киносъёмки – 24 кадра в секунду. Кроме этого есть множество других распространённых стандартов:
► 25 кадров в секунду – частота кадров во время съёмки видео для перевода в европейский стандарт разложения 625/50.
► 26 кадров в секунду – частота съёмки для панорамной системы Синерама (Cinerama).
► 29,97002616 кадров в секунду – используемая в телевизионном стандарте NTSC, частота кадров. Стандарт распространён в странах Северной Америки и части стран Азии.
► 30 кадров в секунду – частота кадров, которая применялась в ранних версиях широкоформатного кинематографа и IMax.
► 48 кадров в секунду – частота кадров, которая используется в современных системах IMAX HD и Maxivision 48.
► 50 кадров в секунду – частота кадров в европейском стандарте телевидения высокой чёткости.
► 59,94 кадров в секунду — точная полукадровая частота телевидения высокой чёткости для стандарта NTSC.
► 60 кадров в секунду – частота киносъёмки для американского стандарта телевидения высокой чёткости.
Добавьте к этому консоли, смартфоны, видео- и экшн-камеры и записанный на компьютере стриминговый контент, который тоже может иметь свою частоту кадров и не совпадать с телевизионной.
Как видите, во всем мире существует множество разных стандартов для производства видеоконтента, каждый из которых имеет свою частоту кадров. При этом количество фреймов из одного стандарта сложно привести к другому стандарту без видимых потерь, артефактов или побочных эффектов.
Что такое judder эффект и как его увидеть
Одной из неприятных особенностей данной ситуации является так называемый judder-эффект. Если картинка в видео выше понравилась, и вы не заметили ничего необычного, то быстрее закройте данную статью и забудьте про Auto Frame Rate навсегда.
Если же за тестовые 20 секунд глаза сильно напряглись и начали уставать – продолжаем изучать тему.
С judder-эффектом сталкивается любой покупатель нового телевизора или Smart-TV бокса. В рекламном ролике или магазине на тестовых стендах транслируются специальные ролики, который сняты с поддерживаемой для каждой модели частотой кадров и разрешением. Все выглядит максимально плавно, эффектно и реалистично.
Но когда счастливый обладатель нового “телека” приносит его домой и начинает воспроизводить свой контент, его ждёт небольшое разочарование.
У поставщика кабельного телевидения или T2 используется одна частота кадров, вещающие в цифровом формате IPTV-каналы имеют другую частоту, контент в стриминговых видеосервисах настроен на третью частоту. Загруженные вами видео могут как совпадать по частоте с любым из перечисленных вариантов, так и иметь свой уникальный показатель.
Если количество кадров в секунду у контента совпадёт с настройками ТВ (или будет кратно параметрам), пользователь увидит чёткую картинку без рывков и размытия. В противном случае будет наблюдаться тот самый judder-эффект.
Большинство современных телевизоров поддерживают работу на частоте 60 Гц или 120 Гц. При этом они без проблем справляются с контентом, который снят с частотой 30 или 60 кадров в секунду. Всё это кратные значения и, например, панель с частотой 120 Гц при воспроизведение ролика с частотой 30 кадров в секунду будет отображать каждый кадр по четыре раза.
Так же гладко пройдёт воспроизведение 24-кадрового ролика на экране с частотой 120 Гц (по пять повторений каждого кадра). А вот на экране с максимальной частотой 60 Гц 24-кадровое видео уже будет выглядеть неидеально.
Вот так это выглядит на графике:
Трансляция 24-кадрового контента на частоте 60 Гц
Получается так называемый эффект “телесин” в соотношении два к трём. Один кадр видео телевизор будет отображать 2/60 доли секунды, а следующий кадр видео будет длиться 3/60 доли секунды и так далее. Глаз человека очень чётко заметит такой эффект дрожания или подтормаживания картинки. Не будет общего ощущения плавности, любой голливудский шедевр превратится в любительское видео с дешёвой камеры.
Всевозможные системы сглаживания (или так называемые “уплавнялки”) сейчас есть в арсенале любого крупного производителя телевизоров и матриц. Умные системы способны добавлять недостающие кадры и делать частоту фреймов кратной частоте выводимого сигнала. Так в нужных местах появится лишний кадр, и указанного выше эффекта наблюдаться не будет.
Наглядное сравнение картинки можете увидеть на тестовом видео ниже. Все кадры в правом ролике воспроизводятся с одинаковой частотой, а слева каждый второй кадр длится заметно дольше. Некоторые увидят разницу только при замедлении видео, а некоторые смогут разглядеть эффект и в динамике.
К сожалению, работает данная фишка не всегда правильно. При просмотре динамических роликов или спортивных трансляций judder-эффект максимально заметен. Так футбольный мяч после удара превращается в комету или дыню, либо автомобиль во время ускорения резко меняет свою форму и становится смазанным. В эти моменты встроенная в телевизор система помогает добавить недостающие кадры и сделать картинку более чёткой.
Эта же система способна испортить просмотр динамических сцен в кино. Когда, по задумке режиссёра, кадр должен иметь эффект размытия или быть смазан, телевизор делает его слишком резким и появляется эффект съёмки на любительскую камеру.
Чтобы полностью избавиться от judder-эффекта, частота выходного сигнала должна быть равна или кратна показателю fps воспроизводимого видео. Только такой способ трансляции позволить избежать видимых искажений и смотреть контент в таком виде, как задумали его создатели.
Что даёт Auto Frame Rate
Параметры Auto Frame Rate с поддержкой смены частоты и разрешения экрана
Именно для этого и нужна фишка под названием “Auto Frame Rate“. Наличие данной опции в телевизоре или приставке будет лучше сотни искусственных “уплавнялок” и “сглаживалок” картинки.
В идеале система должна подстраивать не только частоту кадров, но и разрешение. Так получится смотреть контент без каких-либо искажений. Телевизор при этом не будет делать апскейл картинки, самостоятельно дорисовывая несуществующие пиксели.
Разделяют два вида Auto Frame Rate: системный и программный. В первом случае фишка включается на уровне всей используемой системы (телевизионной ОС или операционки ТВ-бокса), а во втором – только в конкретном приложении-плеере.
Настройка Auto Frame Rate на уровне операционной системы Android TV
Первый случай более удобный, не требует дополнительных настроек и срабатывает сразу же после активации. Просто находим тумблер “Auto Frame Rate” в параметрах своей панели или в настройках Android TV и активируем его. Фишка появилась в Android TV начиная с шестой версии и есть в параметрах многих фирменных ТВ-оболочек.
После активации система будет пытаться распознать количество кадров в любом просматриваемом контенте и автоматически подстраивать частоту экрана под видео. С одной стороны это удобно, но с другой – любая смена видеорежима приводит к пропаданию картинки на 1-3 секунды.
Если просто включить фильм и смотреть его за один раз без перерывов, потерпеть пару секунд на смену режима можно. Другое дело, когда вы будете смотреть телевизионные каналы, IPTV, YouTube или просто трейлеры фильмов в каталоге стримингового сервиса. При переключении на новый канал или при начале воспроизведения любого ролика картинка на экране будет пропадать на несколько секунд. Подобный эффект возможен даже при перемотке видео.
Включение Auto Frame Rate в популярном плеере Vimu на Android TV
Программный способ требует настройки, но имеет неоспоримые преимущества. Можно включить Auto Frame Rate только в нужных приложениях. Есть возможность задать отсрочку его включения, например, установить 5-секундную задержку, которой хватит для пауз при переключении каналов или перемотке видео. Когда окончательно выберите контент для просмотра, приложение активирует Auto Frame Rate и сменит частоту экрана.
Многие сторонние приложения-плееры имеют умные алгоритмы активации AFR и не требуют от пользователя никаких ручных манипуляций. Утилиты вроде KODI, Smart Youtube, Perfect Player, Vimu, Amazon Video, TiviMate и другие уже имеют встроенный Auto Frame Rate.
Как проверить правильную работу Auto Frame Rate
Во-первых, фишку должен поддерживать телевизор или подключенный TV-бокс. В случае с приставкой телевизор должен уметь менять частоту вывода и разрешение по HDMI. Так умеет большинство современных ТВ-панелей, но проверить спецификацию все-таки стоит.
Во-вторых, телевизор должен поддерживать все распространённые частоты FPS. Чаще всего для комфортного воспроизведения фильмов требуется поддержка 24 кадров в секунду.
В-третьих, работе Auto Frame Rate не должны мешать встроенные системы повышения чёткости изображения.
Возможны ситуации, когда заявленная поддержка AFR со стороны производителя ТВ просто не работает из-за конфликта с другими фишками либо когда опция поддерживается на приставке, но неверно воспринимается телевизором и не даёт нужного эффекта.
Если все указанные выше условия соблюдены, можно проверить правильность работы AFR в вашем конкретном случае.
1. Настройте правильное разрешение. Перейдите в параметры телевизора или используемой приставки и установите правильное разрешение для используемой матрицы. Если телевизор поддерживает разрешение 4K – устанавливайте его, не нужно ставить 1080p по умолчанию на такой панели. И наоборот – не завышайте разрешение воспроизводящего устройства, если его не поддерживает матрица.
Не всегда AFR поддерживает смену разрешения и неверно установленный параметр не позволить получить максимальное качество картинки.
2. Верно выберите подходящую частоту. Здесь все зависит от наиболее предпочитаемого вида контента. Например, при регулярном просмотре IPTV следует установить частоту кадров на значение 50. В этом случае AFR не будет менять параметры экрана в большинстве сценариев использования.
Можете воспользоваться параметрами контента, которые указаны в первом разделе статьи или узнать рекомендуемую частоту кадров у поставщика своего контента.
3. Включите фишку Auto Frame Rate. Она может иметь различные названия в зависимости от используемой операционной системы или оболочки. Например, на многих распространённых моделях TV-боксов с Android TV фишка называется HDMI self-adaption и находится в разделе Playback Settings.
4. Установите подходящий режим работы фишки (если в настройках предусмотрена такая опция). Обычно производители предлагают два режима: частичный (part mode) с переключениям режима только при указанных частотах контента или полный (total mode) с переключением на любую частоту воспроизводимого контента.
5. Скачайте тестовый ролик на приставку. И включите его воспроизведение на устройстве.
Видео будет выглядеть как на примере выше.
6. Используйте любое стороннее приложение-камеру для iOS или цифровую камеру в ручном режиме.
7. Установите выдержку на отметку 1 секунда и сделайте фото телевизора.
Если Auto Frame Rate включён и работает правильно, увидите на снимке равномерно окрашенную серую доску. Это значит, что панель за секунду отображает кадры с подсветкой каждого из квадратов.
Если Auto Frame Rate не включился или конфликтует с какой-то другой фишкой телевизора, то вы увидите изображение-шахматку. Оно свидетельствует о том, что за секунду панель не успевает отобразить все нужные кадры. Так можно самостоятельно убедиться в работе фишки на ваших устройствах.
Теперь вы знаете, за какой фишкой гнаться при выборе современного телевизора в 2021 году.
Даунмикс до стерео при просмотре фильмов с компьютера
Планирую купить себе в будущем стереосистему, что то вроде Dali Spector 2 + Onkyo A-9110 + какой-нибудь бюджетный ЦАП в пределах 17 т.р., хотя пока еще до конца не определился.
Собираюсь на этой системе вывести звук с компа на внешний ЦАП, прослушивать буду игры, кино и музыку, в приоритете в основном игры. Так вот, дело в том, что стереозвук в музыке и играх сделать не проблема, музыка и так вся идет в стерео, а игры как правило на лету определяют какая конфигурация динамиков у тебя стоит в настройках звуковых драйверов, например реалтек или же креатив тот же.
Проблема в чем — в кино все дорожки 5.1 или же 7.1, а акустика у меня будет стерео, соответственно софтовые плееры, такие как PotPlayer и Media Player Classic (который идет в кодеках k-lite) получаются будут делать даунмикс 5.1 дорожки до моего стерео. Вопрос только в качестве этого даунмикса, поэтому не понятно, как лучше сделать, чтобы не потерять в качестве? Можно ли доверять такое преобразование софтовому плееру или же все же должно быть внешнее устройство, которое будет более качественно переводить многоканал в стерео. Но тогда не совсем понятно, что покупать чтобы это происходило? Насколько я знаю ни ЦАПы, ни усилители этим не занимаются. Как лучше поступить в таком случае, купить ресивер может быть или есть какой то другой вариант?
Ответы
Не думаю, что это трудная задача (свести все каналы в стерео), так что не вижу причин для беспокойства.
можно ли доверять такое преобразование софтовому плееру
Ясно, спасибо за ответы, тогда пусть потплеер занимается сведением каналов.
Многоканал стоит как мы знаем дороже чем стерео, если бы были деньи я бы еще подумал, в будущем возможно но не сейчас сто процентов. Да и потом. я даже стерео то нормального не слышал ни разу, зачем мне сейчас 5.1 ваш, так что ничего я себя не лишаю. К тому же то что вы описываете по поводу позиционирования, это именно так называется, мне кажется у вас просто хреновый стерео но хороший 5.1, определить с какой стороны летит ракета можно и на двух колонках, поправьте меня кто-нибудь, если я не прав. Не слышал звук в танках, но я оочень сомневаюсь что в этой поделке на коленке может быть хотя бы подобие нормального звука, хотя кто знает, но больше похоже на преувеличение ваших друзей, только без обид, я серьезно не понимаю откуда там взяться нормальному 5.1, вот.
Из внешних устройств это могут делать, например, ЦАП Cambridge Audio dac magic plus или мноканальные процессоры.
Раньше на DVD очень часто практиковалось издание отдельной дорожки 2.0 для систем, не имеющих центрального и тылового каналов. Сведение для этих дорожек принципиально отличалось от 5.1. Это делалось несмотря на то, что даже дешёвые проигрыватели умели делать даунмикс в 2.0.
Это было время, когда думать об обратной совместимости было правилом хорошего тона. Время прошло
На Stereo.Ru за последний месяц пара вопросов о диалогах и эффектах в стерео, о динамическом диапазоне и последствиях даунмикса. Но это же мелочи. В-основном, всех все устраивает.
Чего начать с себя? Если производитель будет выпускать 100 дисков для РФ, которые покупают и при этом сделают цену, которая оправдает выпуск-будете покупать? Я вот и пиратки для айтюнса смотрю и не парюсь. Производитель будет снимать кино, собирать все что сможет в кинотеатре, потом выкладывать в стрим сервисы (за деньги поначалу)-вот тут и пиратят с WEB. Все довольны-киношники, стримеры, пираты. Кому диски нужны ни жить ни быть-пожалуйста по цене, оправдывающей выпуск несколько экземпляров. Так что не надо свои хотелки на других перекладывать. Ну или покупайте на международных площадках без локализации. Кино надо смотреть в многоканале, если так задумано и ради тех, кто хочет смотреть 2.0 из-за нежелания покупать оборудование-тоже менять привычки пиратить после того, как киношники сняли сливки, тоже никто не будет.
Чего начать с себя? Если производитель будет выпускать 100 дисков для РФ, которые покупают и при этом сделают цену, которая оправдает выпуск-будете покупать?
Так что не надо свои хотелки на других перекладывать.
Так это не мои хотелки, меня устраивает многоканальный звук. Сводить его в стерео будут только для частного просмотра.
(при этом это не обязательно плохой фильм, а просто не касса)?
Во-первых одно другому никак не мешает, во-вторых ребенок очень любит смотреть мультфильмы, которые точно также, как и фильмы, очень сильно обделены вниманием в нашей стране.
А почему не издается? При таком доходе их можно по 3 р продавать и то всем хорошо будет. Пираты виноваты?
Был бы очевиден, я б не спрашивал. Может не пираты виноваты, а просто максимальное качество что в картинке, что в звуке мало кого интересует у нас и достаточно айтюнса?
Это поэтому на торрентах десятки тысяч скачиваний ремуксов и исошников соответствующих дисков каждого из подобных фильмов? Ну о чем мы говорим?
Знаете сколько у меня раздач показывает новинка? Объем фильма 1,4-3,4 Гб-тысячи, 50-60 Гб-десятки пиров (не тысяч).
Вон и без калькулятора видно кого что интересует, кого особо высокое качество интересует, а кому лишь бы фильму глянуть, но все равно более-менее в качестве.
Ниже по страничке идет совсем малый объем фильма-сабое большое 5923 у рипа с айтюнс объемом 2,13 Гб.
Т.е. из этого для меня очевидно-даже на халявскую халяву самое высокое качество не особо востребовано. Почему так-это отдельный вопрос. Возможно оборудование (телек, проектор) не позволяет, а возможно качество более-менее для подавляющего кол-ва граждан вполне себе уместно и ничего не нужно больше. Ну, тогда говорят-плохой народ.
А вот кто в данный момент смотрит супер кассовый фильм «Холоп». Совсем немногие. Ни как не помешали 2 лярда собрать. Жена меня звала, я не пошел-ушла с подругами, причем денег в баре до и после оставили больше, за за фильм заплатили. Т.е денежный вопрос тоже не главный.