Драг это что в гонках
402 метра истории: как дрэг-рейсинг стал профессиональным спортом
В России именно заезды по прямой считаются основным видом уличных гонок. В этой статье мы расскажем, почему этот спорт называется «дрэг», а дистанция ограничена странным числом 402 и как в США сумели превратить нелегальную забаву в доходный бизнес.
Соревновательный дух был присущ человеку во все времена и всегда являлся одним из основных двигателей развития практически всех сфер жизни общества. Поэтому после изобретения автомобиля, проведение первой автомобильной гонки было лишь вопросом времени. Недолгого времени.
Спортивные дисциплины в разных частях света отличаются примерно так же, как и сами автомобили. И если старушка Европа всегда тяготела к кольцевым дисциплинам и ралли, то Новый Свет со своими многолитровыми «монстрами» пошел своим путем, упростив суть соревнований до предела: прямой участок дороги без светофоров, пара водителей, пара автомобилей… Кто первым пересек финишную черту, тот и уезжает с деньгами, женщинами и непошатнувшейся самооценкой.
Что значит drag racing?
Английское слово drag дословно переводится как «тащить/тянуть», что очень слабо ассоциируется с гонками как таковыми. На данный момент не представляется возможным выяснить точную этимологию этого термина и хотя бы примерную дату его появления.
По одной версии, в основу легла фраза «Drag your car out of the garage and race me!» («Вытаскивай свою тачку из гаража, давай погоняемся»). Другая версия гласит, что на заре дрэг-рейсинга пригодных для проведения соревнований дорог было очень мало, и гонщик был вынужден «тащить» на трейлере свой автомобиль к месту старта.
Кроме того, в обиходе гонщиков середины прошлого столетия глагол to drag употреблялся в контексте более поздних переключений вверх для оптимальной реализации крутящего момента.
Как все начиналось
Дрэг-рейсинг зародился в Америке в 30-х годах на соляных озерах Калифорнии. Моторы становились мощнее, водители смелее, а максимальная скорость в 100 миль в час уже не была чем-то запредельным. Гонки по прямой, благодаря своей простоте и доступности, стремительно набирали популярность по всему континенту.
Окончание Второй мировой войны ознаменовало новый, небывалый по масштабам бум дрэг-рейсинга. Автомобильная промышленность Америки в послевоенное время переживала небывалый подъем, рынок наводнили новые модели, в то время как автомобили 30-х годов стремительно падали в цене, становясь доступными для жадной до скорости молодежи. Именно довоенная техника и мощные форсированные моторы, увидевшие свет в конце 40-х — начале 50-х стали той самой технической базой, которая легла в основу профессионального дрэг-рейсинга.
В конце 40-х годов дрэг-рейсинг развивался очень стремительно, по-прежнему оставаясь незаконной забавой молодых фанатов скорости. Заезды проводились в городах, на автострадах и заброшенных после войны аэродромах. В 1949 году на бывшей военной базе в калифорнийском городе Голета прошли первые официальные соревнования, которые большинство автоисториков и определяют как точку отсчета в истории гонок на четверть мили.
Профессиональный дрэг
1950 год стал переломным для дрэг-рейсинга по двум причинам: в массовую печать поступает роман Hot Rod (дословно «горячий жезл») авторства Henry Gregor Felson. Благодаря этой книге мир хот-роддинга приобретает некий романтический флер, а само движение становится полноценным молодежным бунтом со своей философией.
Тогда же, в 1950 году, на высохшем озере Мурок в пустыне Мохаве, Калифорния, человек по имени Си Джей Харт (C.J.Hart) строит первый в мире дрэг-стрип, предназначенный специально для заездов на 402 метра.
Изначально трэк Santa Ana не обладал должной инфраструктурой, техника для измерения результатов была несовершенна, безопасность была на примитивнейшем уровне: отсутствовали барьеры, разделяющие непосредственно стрип и зрителей, трибуны для которых еще не были построены.
Однако складывающейся ситуацией были довольны все. Фанаты скорости получили уникальную возможность для достижения новых результатов, болельщики — достойнейшее зрелище (к слову, и те и другие за вход на мероприятие платили по полдоллара), а муниципальные власти выдохнули с облегчением. Именно здесь зародился драг-рейсинг в его привычной для нас форме легальных соревнований с оборудованными треками, ремонтными боксами и толпами зрителей.
Первой целью Харта как организатора гонок было определиться с единой для всех заездов дистанцией. И он остановился на четверти мили, ссылаясь на существующие с прошлого века лошадиные бега на аналогичную дистанцию, а также на собственные представления о безопасности (на более длинной дистанции значительно выше скорости, а значит, и риск травм при ДТП).
Следующей его целью было сделать заезды максимально объективными, разделив все участвующие дрэгстеры на классы в зависимости от их технических характеристик (конструкции двигателя, года выпуска, типа кузова и т.д.). И за 9 лет (вплоть до 1959 года) существования Santa Ana Drags дрэг-рейсинг изменился коренным образом, снискав популярность по всей стране.
Если Си Джей Харт совершил в начале 50-х революцию в заездах по прямой, то Уолли Паркс (Wally Parks) определил вектор развития дрэг-рейсинга на многие десятилетия вперед. Семья Уолли переехала в Калифорнию в 20-х годах, а в середине 30-х Паркс уже участвовал в соревнованиях на соляных озерах, став в 1937-м одним из основателей RoadRunners Club.
Драг-рейсинг: правила гонок, участники, классы авто
Многие автолюбители увлекаются гонками и мечтают принять участие в этом захватывающем мероприятии. Для этого нужно запомнить правила проведения соревнований и строго соблюдать технику безопасности. Драг-рейсинг довольно опасен, поэтому участники всегда должны быть осторожными.
Что такое драг-рейсинг?
Драг-рейсинг – это парная спринтерская гонка по прямой трассе длиной 402 м (четверть мили).
Иногда проводятся соревнования на других дистанциях:
Драг-рейсинговые гонки проводятся на многих видах транспорта:
Чемпионы по драг-рейсингу способны пройти дистанцию за несколько секунд. Многое зависит не только от квалификации водителя, но и от состояния трассы, от качества автомобиля.
Правила соревнований
Водители выезжают парами по прямой дороге. Победитель, который пришёл к финишу первым, проходит в следующий тур, а проигравший выбывает из соревнований. Трассы строятся на отдельных участках, где нет пешеходов и других водителей.
Каждый участник обязан надеть шлем, специальный комбинезон и хомут на шею, а также застегнуть 5 ремней. На эту процедуру отводится 20 минут. Всего на подготовку к старту отводится 40 минут. Возле старта нужно прогреть двигатель и колёса.
Требования к участникам
Все желающие принять участие в состязаниях должны пройти медосмотр и получить медицинскую справку. В гонках могут участвовать только совершеннолетние водители. Иногда в виде исключения к состязаниям допускают несовершеннолетних, но только с письменного согласия родителей. Это согласие должно быть заверено нотариусом. Несовершеннолетние водители обязательно проходят специальную комиссию, которая в индивидуальном порядке рассматривает заявку каждого участника.
Каждый гонщик вместе с заявкой делает денежный взнос. Ему вернут эти деньги, если соревнования отменяются или переносятся, а также если его заявку отклонила комиссия. Если водитель не пришёл на соревнования, ему вернут половину взноса.
Спецкомиссия не допускает к гонкам тех водителей, чей уровень подготовки недостаточно высок, а также людей, у которых есть проблемы со здоровьем.
Без медосмотра водитель не сможет выехать на трассу. Обязательный осмотр проходит перед заездом: каждого водителя осматривают по очереди. За 30 минут до старта и в течение того же времени после финиша врач может дополнительно осмотреть участника.
Что такое драгстер?
В профессиональных гонках участвуют специальные автомобили, которые называются драгстерами. Мощность их двигателя достигает 8000–12000 лошадиных сил. Благодаря этому такой автомобиль идеально приспособлен для гонок. Конструкция драгстера предельно проста. На панели управления располагается минимум деталей. Машина весит меньше тонны и способна развивать огромную скорость.
Разделение по классам
В гонках принимают участие автомобили разных классов:
Класс автомобиля определяют с помощью специальных коэффициентов, которые характеризуют объём двигателя:
Чтобы выяснить объём двигателя, необходимо расшифровать VIN-код. Все измерения проводят квалифицированные технические специалисты.
Техническая инспекция. Реклама
Перед соревнованиями на стенде вывешивают список и состав групп и классов участников. Одна и та же машина не может участвовать в нескольких классах, но один водитель может ездить на автомобилях разных классов. Все машины проходят обязательную техническую инспекцию. Во время гонок участник может отправить свою машину на ТИ несколько раз.
Есть множество требований к рекламе:
Автомобили, не прошедшие техосмотр, не допускаются к гонкам. Обязательную рекламу размещают все участники состязаний.
Условия проведения соревнований
В состязаниях по драг-рейсингу проводятся квалификационные и финальные заезды. Отбор участников проводится в несколько этапов. Сначала соревнуется несколько пар участников. Победители проходят в следующий тур, а финальный зачёт определяет чемпиона.
Как проводятся квалификационные заезды:
КСК – коллегия спортивных комиссаров, которая оценивает состязания и выбирает победителей.
Заезды формируются по строгим правилам:
Самая сложная работа в организации соревнований заключается в правильной подготовке места для старта.
Организаторы, участники и судьи должны работать слаженно и выполнять много задач:
Во время гонок часто случаются фальстарты и другие затруднения. Для каждого случая предусмотрен порядок действий.
Что делать при фальстарте:
Очень важно правильно ехать по трассе и соблюдать правила безопасности:
Все участники обязаны быть осторожными и соблюдать правила безопасности. От этого зависит жизнь и здоровье водителей и гостей чемпионата.
Наказания и протесты
Правила чемпионата регламентируют систему наказаний и протестов. Водители должны знать, за что их могут наказать, и в каких случаях они имеют право не согласиться с несправедливой оценкой.
Как назначаются наказания:
Некоторые требования к участникам не определены регламентом, и тогда КСК может предъявлять следующие санкции к нарушителям:
Водители, которые считают оценку несправедливой, подают протест или апелляцию. Для этого надо аргументировать свои претензии.
Порядок подачи протестов:
Все заявления нужно подавать сразу после объявления итогов, иначе судьи не примут возражения.
Федерации
Соревнования организовывают различные федерации автомобильного спорта:
В 2002 г. была создана Российская федерация драг-рейсинга (РФДР).
История развития драг-рейсинга
У слова «драг-рейсинг» интересная история. Слово «drag» по-английски означает «медленно ползти». Название гонок происходит от разговорного выражения «Drag your car out of the garage and race me!», которое переводится как «Вытаскивай машину из гаража, устроим гонки».
Когда драг-рейсинг только появился, участники гонок тащили свои машины на трейлере, поэтому глагол drag («тащить») стал ассоциироваться с этим видом спорта. Скоростные автогонки по прямой трассе появились в 1930-е годы в Калифорнии (США). Первое в истории гоночное состязание прошло в 1949 г. в калифорнийском городе Голета. В 1950 г. возле озера Мурок была построена гоночная трасса Santa Ana. Её длина достигала 402 м. Она стала первой в истории трассой для автогонок. В том же году драг-рейсинг был признан профессиональным видом спорта.
Американская Национальная хот-род ассоциация была создана в 1951 г. Она утвердила правила состязаний и технику безопасности, а также разделила автомобили для гонок на несколько классов. С 1953 г. эта ассоциация организовывает и проводит все гоночные соревнования. Жители Европы впервые увлеклись автогонками в 1930-х годах, но драг-рейсинг как вид спорта сформировался только в 1960-х. Клуб любителей драг-рейсинга появился в Европе в 1959 г.
Первый мощный драгстер был изготовлен в Великобритании в 1963 г. Его двигатель мощностью свыше 700 лошадиных сил работал на метиловом спирте. Появление столь мощного транспорта повлияло на быстрое развитие драг-рейсинга. Федерации и ассоциации этого вида спорта стали появляться во многих странах.
В Россию драг-рейсинг пришёл только в 1990-е годы. Сначала уличные гонки проводились на мотоциклах. Эти соревнования были нелегальными, многих участников штрафовали инспекторы ГИБДД. Для гонок выбирали пустынные ночные трассы. Вид спорта был признан только в 2002 г., когда появилась федерация драг-рейсинга.
Любители быстрой езды часто увлекаются драг-рейсингом. Этот вид спорта поможет им реализовать себя и насладиться скоростью. Гонки проводятся на специально отведённых трассах, поэтому абсолютно безопасны для окружающих.
Турнир:
Чемпионат Германии. Бундеслига
Драг рейсинг. Соревнование и развитие. Техника и особенности
Драг рейсинг — популярный вид автомобильных гонок. Представляет собой парный заезд на максимальной скорости по прямой дистанции протяженностью 402,3 м. Примечательно, что глагол «to drag» в переводе с английского означает «ползти, тащиться» и никак не ассоциируется с гонками и высокими скоростями. Одна из версий происхождения такого названия гласит, что термин появился от американского «Drag your car out of the garage and race me!», что означало «Вытаскивай из гаража свою тачку и давай гонять». Согласно другой, на этапе зарождения спорта гонщики тащили свои авто к месту проведения заездов на трейлере, отсюда и появилось название.
Как развивался драг рейсинг
Родиной спорта признаются США, а именно штат Калифорния. В 1930-х гг. здесь уже проходили первые скоростные гонки по прямой, которые быстро снискали признание и распространились по всей Америке. После войны американское автомобилестроение бурно развивалось, выпуская все новые модели авто, и также стремительно распространялись автогонки. Они организовывались повсюду: на автострадах, заброшенных аэродромах и пр. В 1949 г. в г. Голета (Калифорния) состоялись первые официальные гонки, а спустя год дисциплина получила статус профессионального спорта. Это событие было связано с постройкой Си Джей Хартом в 1950 г. на озере Мурок самого первого в истории гоночного трека длиной 402 м, получившего название Santa Ana. В течение 9 лет на этом треке проходили соревнования, и именно здесь развивался профессиональный драг рейсинг в том виде, в котором существует и теперь.
В 1951 образовалась Национальная хот-род ассоциация, которая разработала правила проведения соревновательных заездов и техники безопасности, провела классификацию гоночной техники и с 1953 г. стала проводить гонки под свой эгидой.
По Европе драг рейсинг стал распространяться из Великобритании в 30-х гг. 20 в. Однако война затормозила развитие дисциплины, и возрождение произошло только в 1960-х гг. В 1959 г. образовался первый европейский клуб любителей парных скоростных гонок, организаторы которого посодействовали становлению драг рейсинга и его превращению в профессиональный и престижный спорт.
Автомобили для гонок строились на базе американских, и порой можно было встретить не вполне привычную технику, скажем, на трех колесах. Однако в 1963 г. был выпущен драгстер на метаноле с мощностью движка более 700 л.с., благодаря чему драг рейсинг сразу же выделился в отдельную дисциплину и была образована Британская Федерация драг рейсинга и любителей хот-родов.
В России гонки появились намного позже — только с середины 1990-х гг. В первых заездах участвовали мотоциклы, потом ряды пополнились автомобилями. Драг рейсинг у нас получил название «уличных гонок» и буквально до последнего времени оставался нелегальным. Поэтому состязания проводились по ночам при отсутствии движения на дорогах, причем самым неприятным, что могло случиться, была встреча с сотрудником ГИБДД.
В 2002 г. в разных регионах нашей страны прошли демонстрационные заезды, в результате чего у спорта появилось огромное количество поклонников. Это обусловило образование в том же году Российской Федерации драг рейсинга.
Правила проведения гонок
Состязания проводятся между двумя участниками в каждом заезде. Это могут быть авто, мотоциклы или специальные гоночные драгстеры одного и того же класса. Для определения чемпиона в каждом классе используется олимпийская система, то есть победитель заезда переходит на следующий этап, а проигравший выбывает, и так далее, пока не останется только один, он же победитель.
Обычно гонки проходят на стадионе с трибунами, на которых располагаются зрители. Трасса оборудуется в соответствии с установленными правилами, а потому драг рейсинг безопасен для участников общего дорожного движения. Гоночную дистанцию именуют «полосой сопротивления». Традиционная ее протяженность — 402 м. Однако есть трассы длиной 201 м («8-я миля») и 4,8 м (для соревнований в премьер-классе).
На подготовку к старту у участника есть 40 мин., из которых 20 уходит на то, чтобы правильно и удобно разместиться в машине. На пилоте обязательно должен быть гоночный комбинезон, защитный шлем и специальный хомут на шее, а система безопасности представляет собой целых 5 ремней, застегивающихся «пауком».
У линии старта пилоты заводят свои авто, чтобы прогреть двигатель. После этого каждый проводит своеобразный ритуал, именуемый «отжигом»: отключает противобуксовочное устройство и нажимает на газ, улетая вперед метров на 20. Это делается для того, чтобы разогреть покрышки. После этого автомобиль возвращается на старт и ждет сигнала, чтобы начать гонку за победой. После старта драгстер за 0,7 с набирает скорость в 100 км/ч, через 3 с — 300 и это не предел. И все это сопровождается языками пламени, летящими из выхлопных труб.
Участника отстраняют от соревнований если он выполнит старт до сигнала (прежде, чем загорится зеленый свет). Дисквалификация обозначается включением красного света.
Снятие с соревнований может произойти вследствие нарушения и других правил, например:
Пилот, который первым пересек линию финиша, выигрывает заезд. Придя к финишу, машины могут отправиться в зону остановки, специально оборудованную для того, чтобы помыть авто и подготовиться к новому старту.
Техника в драг рейсинге
Количество классов в этом виде спорта просто огромно. Любая национальная организация вправе регламентировать проводимые состязания и классифицировать транспортные средства. Однако можно выделить несколько основных категорий автомобилей.
Самым первым и простым классом выступает юниорский. Транспортные средства в нем представляют собой маленькие копии реальных драгстеров. Они оснащены небольшими двигателями.
Следующий класс — стандартные авто, именуемые «Super Street». Они способны преодолеть дистанцию за 10 с. Внутри этого класса допускаются еще разделения, в основе которых лежит степень модификации транспорта.
Есть еще и королевский класс, представленный драгстерами Top Methanol и Top Fuel. У них огромные задние колеса и маленькие передние. Длинный кузов в форме клина, а выхлопные трубы извергают пламя. Эти монстры могут преодолеть дистанцию за 5-7 с., развивая у финиша скорость порядка 480 км/ч.
Все технические характеристики авто устанавливаются регламентом. Ограничения касаются массы, колес и аэродинамики. А вот двигатель может модифицироваться, как угодно, и не обязательно должен быть серийным. Его оснащают турбинами, увеличивают производительность топливной системы. Разрешается использовать закись азота. Благодаря всему этому даже обычные на вид машины имеют под капотом зверя мощностью до 900 л.с.
И все же определяющим критерием выступает надежность. Ресурс мотора рассчитывают так, чтобы при максимальной отдаче существовал баланс между мощностью двигателя и его надежностью.
Драг рейсинг предоставляет пилотам свободу технического творчества. Поэтому иногда от серийного автомобиля остается лишь кузов. При этом любое детище должно соответствовать установленным требованиям безопасности, в противном случае пилота не допустят к участию в гонке.
Дрэг-рейсинг: ликбез для болельщиков
Предлагаем поклонникам скорости небольшой словарик терминов, используемый в соревнованиях на ускорение, а также ответы на самые распространённые вопросы об этих соревнованиях.
Сколько этапов чемпионата России по дрэг-рейсингу запланировано в нынешнем сезоне?
Пять этапов, первый из них состоится 27-28 июня в Красноярске.
Какое деление на классы принято в соревнованиях ЧР?
С недавнего времени – предельно простое, по типу привода. Как известно, он бывает передний (FWD), задний (RWD) и полный (AWD).
Какие автомобили соревнуются в чемпионате страны?
Как и в большинстве других гонок, самой массовой маркой остается ВАЗ. Также на трассах можно часто встретить Chevrolet и «японцев»: Honda, Nissan, Mitsubishi и Toyota.
Как строится гоночный уик-энд?
В субботу начинаются квалификационные заезды. В воскресенье проходит оставшаяся часть квалификаций и основные, финальные заезды.
Почему дистанция составляет 402 метра?
Классическая протяженность прямой для дрэг-рейсинга – четверть мили, или «квотер» (от англ. quarter – четверть). В метрической системе это, если говорить совсем точно, 402,33 метра. По легенде, именно таким было расстояние между светофорами в большинстве американских городков.
Примечательно, что в самих США для особо мощных машин по соображениям безопасности протяженность прямой для дрэг-рейсинга иногда сокращают вдвое.
Фото: Пресс-служба RDRC
Как фиксируют результаты заездов?
Есть несколько вариантов систем хронометража, главное требование к ним – точность, так как порой на финише все решают несколько тысячных. В чемпионате России используется система Race America, причем организаторы самостоятельно вносят улучшения и постоянно ее модернизируют.
Что такое «грязное» и «чистое» время?
«Чистое» время – это время, которое понадобилось автомобилю на преодоление дистанции от стартовой до финишной линии. Еще оно именуется ET. «Грязное» время – это сумма «чистого» и времени реакции пилота на старте.Иными словами, «грязное» – это время от включения стартового светофора до пересечения машиной линии финиша.
В тренировочных и квалификационных заездах отечественного дрэг-рейсинга зачет ведется по «чистому» времени – тут всем интересно, у кого быстрее машина. А вот в финалах уже учитывается «грязное» время, так что крепость нервов и скорость реакции пилота может стать решающей.
Зачем нужно проклеивать трассу?
Для повышения сцепления шин автомобиля с гоночным полотном по особой технологии проклеивается вся трасса или её часть: поочередно наносятся слои специального клея и резины, для чего обычно используются отработавшие шины.
Фото: Пресс-служба RDRC
Можно ли дорабатывать автомобили?
Нужно! Технический регламент обязует участников устанавливать каркасы, омологированные сиденья и ремни безопасности – это необходимо, чтобы соответствовать требованиям по безопасности.
Дальше все в руках команд: разрешены конструктивные изменения шасси и отдельных узлов, доработка двигателя, коробки передач и прочих элементов автомобиля. Главное условие – перед началом работ получить одобрение проекта у технической комиссии Российской автомобильной федерации.
Что такое «вилли»?
«Вилли» – старт на задних колесах. Это название – калька английского Wheelie.
Что такое «бёрн-аут»?
«Бёрн-аут» – прогрев шин на старте. Опять-таки от английского Burn out.
Фото: Пресс-служба RDRC
Как формируются финальные заезды?
По итогам квалификации в финал выходит по 8 пилотов в каждом классе. Финальные заезды – простая олимпийская система на выбывание. Причем в 1/4 финала сходятся первый и восьмой по скорости участники, второй и седьмой – и так далее. Дальше проходит тот, кто раньше окажется на финише.
Что получают победители?
Помимо кубков, почета и аплодисментов, тройка призеров в каждом классе получает от организаторов призовые деньги, которые помогут в дальнейшей доработке гоночных автомобилей.
Каков текущий рекорд России на 402 метрах?
7,896 секунды. Такое «чистое» время показал за рулем Nissan GT-R 32 Дмитрий Капустин в 2014 году.