Драг квин что это такое
Королевы эпатажа: самые популярные дрэг-квины
В апреле HBO запустил проект «Мы здесь» – эпатажное трэвел-шоу, в котором знаменитые дрэг-королевы ездят по разным городам США, знакомятся с местными и устраивают с ними крутейшие выступления. У каждого героя своя удивительная история: кто-то участвует в дрэг-шоу, чтобы улучшить отношения с «брутальным» отцом, кто-то – чтобы вернуть доверие ЛГБТ-ребенка, а кто-то – чтобы доказать всему миру, что всегда нужно оставаться самим собой. Проект «Мы здесь» уже стал главной дрэг-премьерой этого года, и мы надеемся, что проект подарит нам еще несколько захватывающих сезонов!
Да, дрэг-квины вышли из тени (посмотри сериал «Антураж», чтобы понимать, как устроен мир дрэг, уверяем, что не оторвешься и начнешь понимать, что люди имеют право отличаться)!
Кто же такие дрэг-квины? Вкратце – мужчины, которые перевоплощаются в женские образы и устраивают красочные представления.
Хотят ли они сменить пол? Не всегда. В основном дрэг-королевы – это мужчины, полностью довольные своей сексуальной ориентацией и полом. Им просто нравится переодеваться в женщин и создавать себе новую личность.
Почему их называют дрэг-квинами? Термин «дрэг» – возможно, аббревиатура выражения Dressed Resembling A Girl – «одетый, как девушка». Для своих сценических костюмов дивы часто используют детали, характерные для королевских особ (пышные юбки, короны), – отсюда и термин квин (от англ. «королева»).
Как появилось это движение? По-настоящему популярным это выражение стало только в XX веке благодаря британскому гей-сообществу: его участники постоянно использовали в разговорах разные сленговые выражения.
Много ли среди дрэг-див геев? Думаем, никто специально не считал.
Как к ним нужно обращаться? Большинство дрэг-королев просят, чтобы их называли «она». Другие дивы просят называть себя либо «он», либо по имени образа, в котором они находятся.
Зачем это движение? Каждый раз, делая яркий макияж с накладными ресницами и пурпурными тенями, надевая высоченные каблуки и блестящие наряды, дрэг-квины бросают вызов системе, где есть только два гендера (женский и мужской), и словно кричат: «Мы будем, кем пожелаем!»
С теорией разобрались, теперь рассказываем о самых популярных дрэг-дивах, за которыми точно стоит следить!
КрасотаКоролевы гротеска:
Как дрэг-квин интерпретируют женственность
Макияж и философия мужчин в образе
Дрэг-культура переживает очередной подъем. Интернет только недавно успокоился по поводу Кончиты, самое популярное шоу ЛГБТ-телеканала Logo, принадлежащего MTV, — «RuPaul’s Drag Race», а смелые косметические марки снимают в своих кампаниях трансгендеров. Дрэг-макияж — необходимый элемент образа любой дрэг-квин и сам по себе представляет отдельный и на редкость интересный феномен.
Дрэг-квин
не пытаются отказаться
от своего биологического пола, а создают новый
Далеко не все дрэг-квин хотят стать женщинами, как это принято считать. Макияжем и поведением они не пытаются отказаться от своего биологического пола, а создают новый. Как выразился визажист Джон Маклин (хотя большинство дрэг-квин предпочитает, чтобы к ним обращались как к женщине даже вне образа, есть исключения): «Я не выделяю себя по гендеру или сексуальной ориентации, я — искусство». Самый известный дрэг-квин современности, Ру Пол (который тоже приемлет и мужское, и женское обращение) говорит, что одевается не как женщина, а как дрэг-квин: «Сколько вы знаете женщин, которые носят 15-сантиметровые шпильки, высокие парики и обтягивающие платья?» И еще один важный момент: дрэг-квин часто ошибочно называют трансвеститами, хотя у последних переодевание составляет форму сексуального поведения, а у дрэг-квин — нет.
Итак, всех дрэг-квин роднит то, что они родились мужчинами и имперсонируют придуманный образ. Он может быть как единственным, с определенным характером и эстетикой, так и каждый раз разным. Победительница четвертого сезона «RuPaul’s Drag Race» и певица Шэрон Нидлз, например, описывает себя как «глупого гения и принцессу пива», а выглядит, по сравнению с коллегами, не конвенционально. Образы, в свою очередь, должны соответствовать деятельности дрэг-квин. Она может вести вечеринки, участвовать в театральном представлении, танцевать и петь на сцене и, в общем-то, делать всё то, что и другие артисты.
Дрэг-квин еще доступно участие в так называемых балах — мероприятиях, на которых представители ЛГБТ соревнуются между собой в разных придуманных ими категориях. Культура балов зародилась полвека назад в Нью-Йорке, и тогда была одним из немногих для ЛГБТ способов самовыражения и поиска общности; в документальном фильме Дженни Ливингстон «Париж горит» она красочно показана. Сейчас, когда общество стало терпимее к разным формам поиска себя, балы стали чуть менее популярны.
Макияж дрэг-квин, пожалуй, как никакой другой позволяет выразиться и даже сделать новую себя. Анатомия мужского лица отличается от женского, а так как у всех «королев» есть цель предстать женщиной (как они себе ее представляют), то и в их макияже прослеживаются сходства. Например, утрированное контурирование сегодня делает едва ли не каждая дрэг-квин, хотя фотограф Линда Симпсон вспоминает, что в 90-е моды на него не было, а героини старались придать лицу естественно выглядящий рельеф. Но независимо от степени интенсивности контурирования дрэг-квин всегда делают его по женской схеме, которая значительно отличается от мужской тем, что затемняются другие части лица.
Макияж дрэг-квин правильнее называть гримом. Первое время артистки вынуждены делать его сами, так что у начинающей героини могут быть неровные стрелки и плохо растушеванный тон, но это никого не смущает. Со временем дрэг-квин тоже набивают руку на смоки и за считанные секунды клеят накладные ресницы. У них, как ни странно, можно поискать идеи для повседневного макияжа — больше, чем дрэг-квин, косметикой не пользуется никто, так что их лица можно рассматривать как иллюстрированные пособия. Или как свотчи — зачастую артистки используют недорогую и малоизвестную косметику или укрощают странные средства известных марок вроде NYX. И точно стоит обратиться к «королевам» накануне Хэллоуина: некоторые бьюти-блогеры записывают видеоуроки о том, как повторить конкретный образ дрэг-квин, да и сами дивы любят показывать свои трюки.
А вообще атрибуты макияжа целиком зависят от стиля, к которому тяготеет конкретная дрэг-квин. Реалити-шоу Ру Пола подарило миру много сленговых слов, одно из которых — fishy. Им обозначают дрэг-квин, которая даже не по меркам субкультуры выглядит очень женственно. В пример можно привести Кению Майклз: еще до операции по перемене пола (некоторые ее всё же делают) она выглядела как женщина без всяких оговорок. Но случай Кении уникальный: далеко не всем мужчинам, если они не прибегали к серьезным модификациям лица, как другая известная артистка Чад Майклз, удается даже с помощью косметики выглядеть биологической женщиной. Но, как мы уже говорили, цель большинства дрэг-квин — быть красивой дрэг-квин, так что не родиться fishy — не приговор.
Цель большинства дрэг-квин — быть красивой дрэг-квин
Упоминавшаяся Чад Майклз — одна из тех, кто предпочитает перевоплощаться в знаменитостей. Выбор Чад — Шер. Последнюю вообще часто имперсонируют, как и других див бурлеска, чья эстетика имеет много общего с дрэг. «Королевы» вроде Чад, несмотря на то, что не всегда могут быть fishy, стремятся выглядеть элегантно и по возможности естественно. То есть их макияж будет хоть и ярким, но не гиперболизирован (некоторых солистов балета и то больше гримируют). Примерно так же красятся и участницы ЛГБТ-конкурсов красоты.
Кэмп-квин предпочитают комичные образы, в которых гармония уступает место умению смеяться над собой и любви к излишествам. Дивайн, которую журнал People назвал дрэг-квин столетия, выглядела как раз так. Ее типичный макияж состоял из агрессивных акцентов вроде бровей, наползающих на лоб, глиттера, сверхдлинных накладных ресниц и утрированного контура губ. Современная дрэг-звезда Милк тоже тяготеет именно к сатирическим образам, но по понятным причинам они больше отвечают духу времени, чем у Дивайн. В общем, «кэмпы» не стесняются выглядеть смешно и безвкусно и, пожалуй, успешнее остальных воплощают установку не воспринимать жизнь слишком серьезно, которую озвучил Ру Пол.
Трэнимал-дивы создают образы
на стыке современного искусства
и привычной
дрэг-эстетики
За последние десять лет сформировалось еще одно ответвление субкультуры. Трэнимал-дивы, такие как Джер Бен Джонс, Скуики Блонд и Мату Андерсен, создают образы на стыке современного искусства и привычной дрэг-эстетики. Они тоже используют косметику, но зачастую в ход идут и другие предметы, так или иначе коррелирующие с женскостью. Например, Джер Бен Джонс конструирует образы с помощью искусственной груди и выставленных напоказ бюстгальтеров, а Скуики Блонд — сетки и меха. Внешность для трэнимал инструмент не только самовыражения, но и донесения важных для них идей. Вэджинал Дэвис, например, проводит перформансы, чтобы растормошить консервативные нравы гей-сообщества. К слову, разногласий внутри него хватает: другие ЛГБТ часто попрекают дрэг-квин за то, что те создают недостоверный имидж всего сообщества. В числе своих вдохновителей трэнимал часто называют психоделичную труппу The Cockettes и артиста Ли Бауэри, сильно повлиявшего и на современную моду.
Несмотря на всё неожиданное разнообразие макияжа дрэг-квин, покоятся все его стили на одних и тех же столпах. В момент зарождения дрэг-культуры балы и другие мероприятия позволяли людям, которые часто страдали от своей инаковости, быть собой. Комьюнити принимало любые формы самовыражения, но они были более-менее стандартны: всё, что отвергал внешний мир, находило выход в закрытых «домах». Так как мужчинам во времена расцвета культуры балов общество запрещало выражать феминность, большинство членов сообщества просто наряжались женщинами. Сейчас дрэг-культура становится более популярной, вызывает всё меньше негатива, а потому и ее курс изменяется. В ближайшем будущем общество наверняка полностью не избавится от гендерных предрассудков, но дрэг-квин придется меньше бороться за свои права, а значит, у них освободятся ресурсы для какой-нибудь другой деятельности, как у Шэрон Нидлз.
«Ты так хорошо двигаешься на каблуках — научи меня!» Российские драг-дивы на сцене и в жизни
Отечественная публика узнала о драг-квин во многом благодаря шоу Ру Пола Drag Race. До того королев в России называли травести-артистами. Заза Наполи, например, начала выступать еще в конце 1990-х и до сих пор проводит мероприятия в ночных клубах по всей Москве. А как живется королевам нового поколения?
В 2019 году в России появился первый в стране драг-дом Haus of Tina. Система подобных заведений впервые возникла в Нью-Йорке и получила широкое распространение в 1970–80-х.
Изначально их целью были объединение и поддержка членов ЛГБТ, от которых отвернулись близкие. Поэтому большинство драг-домов представляло собой реальные «общежития», куда селились люди, оказавшиеся изгоями в собственной биологической семье.
Во главе нередко стояла авторитетная королева — наставница и проводник в травести-мир. В ее задачи входили обучение «драг-детей» макияжу, помощь в сценической карьере, советы по созданию образов. Сейчас дома продолжают существовать — вопреки известному утверждению «семью не выбирают». Но если раньше это явление было характерно прежде всего для латино- и афроамериканского комьюнити, то теперь оно стало интернациональным. Более того, отпала необходимость в совместном проживании под одной крышей. Теперь это, скорее, сообщество единомышленников, и вовсе не обязательно стремиться к внешнему сходству и поддерживать контакт с остальными участниками в режиме 24/7. Как отмечает основательница «хауса» Тина Абрамян, в доме может быть пять-шесть человек, которые действительно стараются быть похожими друг на друга, как в настоящей семье (с помощью макияжа и стиля костюмов), — или восемьдесят абсолютно разных артистов со всего мира!
Дома появились как часть ball culture, и их философия не сводится к одному только банальному тезису, что танцевать vogue, менять гендер и встречаться с кем хочешь — это нормально. Главные принципы — свобода и безоговорочное принятие человека таким, какой он есть.
В европейских странах драг-культура приобретает национальные черты.
«Парижские королевы очень зациклены на моде, на детально проработанных образах, на качестве, — объясняет Тина. — Голландские более фриковые и в основном небрежные. Но это тоже стиль».
Есть свои особенности и у московского дома. Мы пообщались с артистками Haus of Tina и с его основательницей, чтобы узнать о радостях и горестях жизни московских див.
Так ли просто быть дивой?
Суббота, полночь, клуб «Три обезьяны». Громкая музыка стихает, трубят фанфары, и голос из-за кулис объявляет начало шоу. Выступает Софи. Искусственный дым мешает рассмотреть сразу, кто выходит на сцену. Виден только силуэт — стереотип воплощенной женственности с идеальными изгибами. Уже можно разглядеть сверкающее стразами платье в пол, идеально уложенные локоны до плеч, невероятный макияж. Дива, которую на самом деле зовут Виктор, начинает петь голосом Уитни Хьюстон.
Травести-шоу — обязательный атрибут столичных гей-клубов. Обычная программа ночи с драг-королевами включает песни под фонограмму, общение со зрителями и танцы.
Фантастический образ на сцене, вызывающий восторг и восхищение публики, обходится артистам недешево. Косметика, парики, костюмы, реквизит — в зависимости от качества и количества материалов цена входа в мир драга может достигать и 20, и 50, и 150 тыс. рублей. Причем начать в нем зарабатывать получится минимум через год-полтора, а у некоторых монетизация наступает еще позже. Удобнее всего стать резидентом клуба: это обеспечит стабильную занятость и, соответственно, заработок. Многие королевы в условиях высокой конкуренции вынуждены переходить на фриланс.
Как отмечает одна из див дома Ванилла Абсолют, сейчас на московской сцене около сорока драг, и с каждым годом желающих туда попасть становится всё больше. А вот количество площадок не увеличивается — многие мечтают стать резидентами «Трех обезьян» или «Центральной станции». Хотя травести-шоу проходят не только в клубах, но и в специализированных саунах (например, в «Нашем спа» и Paradise).
«Люди в клубе отдыхают, расслабляются, а ты работаешь — специфическое удовольствие, — рассказывает Ванилла. — Драг не все выдерживают. Это должно быть призвание, внутреннее стремление».
Имена драг-королев — это особый вид творчества, и их авторы проявляют феноменальную изобретательность. Четких правил, по которым они создаются, не существует. Имя может стать частью «философии жизни» — как в случае Канарейки. Для нее это метафора свободы, возможность вылететь из клетки одиночества, депрессии и непонимания.
Иногда творческий псевдоним отражает личные предпочтения. Ванилла Абсолют появилась потому, что Сева (так зовут артиста «по паспорту») любит одноименную водку. Эрика Блэк взяла «фамилию» своей драг-матери Каллисты Блэк, а имя они выбирали вместе и остановились на том, которое показалось им наиболее благозвучным.
Желающих попасть в мир драга не смущают ни ценник профессии, ни сопутствующие сложности. Размер заработка в значительной степени зависит от репутации королевы, ее статуса в клубе.
Проработавшие четыре года артистки выступают три-четыре раза в неделю, начинающие — два; первые получают до 100 тыс. рублей в месяц, вторые довольствуются приблизительно 20 тыс. При этом на образы тратится половина дохода.
Многие работают на фрилансе по принципу «волка ноги кормят». А в первые год-полтора вообще приходится выступать «за опыт». Поэтому нередко артистки совмещают драг с другими видами деятельности.
На репетициях и выступлениях дивы на высоких каблуках и порой в тяжелых костюмах не только ходят, но и танцуют, выполняют трюки. На позвоночник выпадает колоссальная нагрузка, а экстравагантная обувь часто оставляет синяки и мозоли. Макияж артисток по сложности и количеству слоев напоминает грим: кожа страдает и требует особого ухода. Причем не только на лице — от силиконовых форм появляются опрелости на груди, может развиться аллергия, то же касается и ног в пяти парах колготок 400 ден, которые прижимают к бедрам накладки и обеспечивают идеальный силуэт.
«У меня есть наряды весом 20 килограммов, — рассказывает Саманта КиллБилл. — А для номера с перевоплощением на сцене я надеваю сразу два костюма — выходит 40. Получается очень большая нагрузка на позвоночник, учитывая, что я в это время еще и на высоких каблуках. Но фишка в том, чтобы зритель не знал всей внутренней кухни. Он должен видеть только красоту. Ты артист, и обеспечить это впечатление — твоя работа».
Магия сцены
Что же заставляет парней тратить такое количество времени и денег на образы, жить в мире жесткой конкуренции и терпеть физические неудобства? У каждой дивы своя история. Кому-то уже в детстве нравилось примерять наряды сестер, кто-то начал с косплея, кто-то увидел уже состоявшуюся звезду драга на сцене и понял, что хочет быть на ее месте. Для одних сцена только шоу, для других — настоящее искусство.
«Для меня это магия, — признаётся Саманта КиллБилл, — самая нереальная сказка. Не принято, чтобы в программе гей-клуба участвовали женщины. А ты стоишь перед сценой и не можешь разгадать, кто для тебя выступает.
Мне безумно нравится перевоплощаться в женщину, но точно так же я люблю себя как мальчика.
Хотя за последние четыре года я трачу так много времени на свой женский образ, что забросил мужской».
«По образованию я актер, выход на сцену для меня важен сам по себе, — рассказывает Ванилла Абсолют. — Драг — это артистичность и призвание. И еще терапия: получая аплодисменты как Ванилла, ты это абсорбируешь как Сева — и начинаешь себя больше любить».
«Илья — скромный, тихий и замкнутый человек, а когда просыпается Эрика, то появляется суперсила. Многие даже не узнаю́т меня в образе», — говорит Эрика Блэк.
«Когда мы по каким-то причинам уходим из травести, это у нас называется „декрет“, — объясняет Канарейка. — Если ты стал артисткой, то уже всю жизнь будешь ею».
Я хочу стать драг-квин — что дальше?
Что же делать тем, кто только решился вступить на тернистый путь дивы? В помощь начинающим артисткам существуют так называемые драг-университеты при гей-клубах. Посещение бесплатное, но косметику, костюмы и необходимую атрибутику «студентки» должны приобретать сами. Встречи проходят раз в неделю. На них участники получают задание создать определенный образ. По будням дебютантки выступают, выслушивают критику и получают советы от опытных королев. Каждую неделю выбирают самый успешный номер у начинающих и ставят его в виде приза в программу на выходные.
Упомянутый университет — не единственная возможность получить необходимые навыки и вдохновение.
Есть особая форма передачи личного опыта — от драг-матери к драг-дочери. Иногда состоявшаяся дива берет под крыло начинающую звездочку.
Круг обязанностей по отношению к своему птенцу драг-мать определяет сама: это могут быть советы по макияжу, совместная разработка номеров, продвижение и просто эмоциональная поддержка.
«Моя драг-мать — Каллиста Блэк, резидент „Центральной станции“, — рассказывает Эрика. — Я пришел туда как-то просто посмотреть шоу. До этого я был в Питере, и там мне травести-артисты совсем не нравились. Думал, что в Москве будет так же. Но выходит Каллиста — и я просто влюбляюсь, она перевернула мое отношение к драгу. Потом я работал в „ЦС“ танцором, в какой-то момент набрался смелости и предложил Каллисте увидеться, рассказал, чего хочу. С этого всё началось — появилась Эрика Блэк».
Поклонники таланта
Блеск страз, яркий макияж, роскошный наряд, пение на сцене под фонограмму (липсинк) — классический, но далеко не единственный образ дивы. В волшебном мире драга царит разнообразие. Королева может быть танцующей, комедийной, фрик или даже fishy — когда внешность максимально приближена к облику «биологической женщины». В последнем случае образ так похож на «оригинал», что словно бы пахнет рыбой, как в «те самые дни», в соответствии с распространенным стереотипом. За рубежом еще больше типажей: goth queen, genderfuck/androgyny queen, vintage queen, conceptual/art queen и т. д. У нас же эксперименты вне популярных жанров не всегда приветствуются. Многое зависит и от клуба, в котором выступают артистки.
«Мне нравятся драг-монстры [например, образ перебинтованного, в кровоподтеках Пикачу или существа, поедающего на сцене сырое мясо. — В. В.], но их не всегда разрешают показывать на сцене, — сетует Канарейка. — Только на вечеринках Haus of Tina или в инстаграме. Я с завистью смотрю на зарубежную сцену: там драг развит больше и позволено показывать разного себя в какой угодно стилистике».
«Наша публика пока не очень хорошо относится к фрик-артистам, — отмечает Ванилла Абсолют. — На Западе много королев, которые не бреют плечи и грудь. У нас же драг-квин обязательно должна быть феминной, этого требует зритель».
Выступления в основном проходят в гей-клубах. Учитывая частоту шоу, зрители быстро привыкают и становятся чрезвычайно требовательными. Такой снобизм удивляет артистов. Когда они выезжают на гастроли в Европу и США, то сразу чувствуют совершенно другое отношение. При минимальных усилиях артистки получают максимальную отдачу от публики и щедрые чаевые, что в наших клубах встречается не так часто.
«Мне недавно написал один: „Неплохие костюмы, но очень дешевые. Вот у Лободы настоящие ‘Сваровски’. Почему ты не делаешь как у нее?“» — вспоминает Софи.
Основные травести-шоу в гей-клубах проходят по выходным. В будни дивы ведут вечернюю программу в роли конферансье. Полноценные выступления в середине недели могут быть только у начинающих королев из драг-университетов. Ночи пятницы, субботы и воскресенья отданы постоянным звездам — резидентам клуба.
Форматы бывают разные: следующие один за другим номера или даже соревнования королев за зрительские симпатии и приз клуба. При выборе музыки для выступления дивы отдают предпочтение узнаваемым хитам — после Леди Гаги вполне можно увидеть выступление под Лободу или Гагарину.
Самый популярный жанр — липсинк. Артистки могут просто эффектно появляться и петь под фонограмму или же сочетать это с хореографией. Танцы они придумывают сами — индивидуальные или с подтанцовкой. Есть и свои тренды. Сейчас, как отмечает Саманта КиллБилл, набирает популярность vogue. Но по-прежнему востребованы и «классические» стили: jazz funk, go-go и стрип-пластика.
Один из самых впечатляющих элементов, которым любят заканчивать свой выход на сцену танцующие королевы, — шпагат в прыжке на высоких каблуках.
Первый в России драг-дом Haus of Tina
Благодаря стараниям художницы Тины Абрамян теперь аудитория собирается не только в гей-клубах. Основательница Haus of Tina выпустила драг на площадки, не связанные с ЛГБТ-сообществом.
Заниматься живописью ей нравилось еще с детства, а с драг-темой она впервые близко соприкоснулась на параде в Амстердаме. Еще одним источником вдохновения стало легендарное шоу Ру Пола: девушка познакомилась с драг-артистами в сообществе его поклонников «ВКонтакте». Так появились первые связи внутри этого мира. Вскоре последовало признание со стороны арт-комьюнити. Тина отправила свои работы Андрею Бартеневу, который высоко их оценил. А на его выставку художница пришла в фантастическом образе, как живой арт-объект.
Фотографии Haus of Tina. Тина и Андрей Бартенев
Бартенев отметил смелый шаг и даже предложил выставиться в своей галерее. Девушке на тот момент было 18 лет.
«Я заметила, что люди на выставке интересуются не только полотнами, но и перформансом, — и поняла, что мне нужно это совмещать. Но в таком случае пришлось бы постоянно создавать очень много картин. Поэтому я решила сосредоточиться на организации шоу, чем сейчас и занимаюсь».
«Тина собрала очень разных королев, — замечает Саманта КиллБилл. — Многие из них — состоявшиеся личности и артисты. Им уже не нужен идол, как принято в домах за рубежом. До сотрудничества с Тиной у нас был только формат клуба. Сейчас это корпоративы, тематические мероприятия, перформансы в галереях, фотосессии».
Количество участников Haus of Tina за год сократилось с пятнадцати до девяти. Их средний возраст — 25 лет. Тина отмечает, что девять — оптимальное число. Чем больше людей, тем сложнее сохранять комфортные условия внутри коллектива. Проблема в том, что не всегда получается организовать выступление сразу всех артистов и тогда возникают обиды и недовольство. Сейчас в доме царит внутренний мир. Тина успела выпустить вместе с фотографом Анной Нормант зин со снимками сцены, бэкстейджа и эксклюзивными материалами с концерта Сharli XCX, в котором приняли участие ее королевы. В планах гастроли Haus of Tina и даже участие в Superball Amsterdam — самом грандиозном ежегодном драг-конкурсе Европы.
Активность Haus of Tina расширяет аудиторию травести. Мероприятия дома посещает много натуралов, которые относятся к происходящему с теплотой.
«Среди запросов девушек наиболее популярны следующие: „Я хочу краситься как ты! Ты так хорошо двигаешься на каблуках — научи меня!“ Они очень нам завидуют, — признаётся Канарейка.
— Подруги постоянно просят их накрасить. Правда, поначалу получались как шлюхи. Я ведь привык создавать яркие образы, а тут нужно сделать женский легкий мейк. В итоге набил руку — сейчас умею красить девочек нормально».
«Я знаю, что натуралам наши шоу тоже интересны, но они стесняются, — делится секретом Саманта КиллБилл. — Хотя некоторые приходят в гей-клуб, и даже со своими девушками. А недавно к нам вообще приехала свадьба — у нас была для них программа в два отделения. Мы вызывали мужа и жену на сцену, и они там целовались под крики „Горько!“ всего клуба».
Однако до общенародной любви пока далеко.
Верка Сердючка популярна как комедийный образ, Заза Наполи — гротеск. А настоящую чувственность и эротизм, присущие новому поколению королев, публика еще долго не сможет принять, считает Саманта КиллБилл.
По мнению королевы, дело тут в латентном желании, которое страшно признать даже наедине с собой. К тому же люди у нас часто путают трансвеститов и драг-артистов. Саманта рассказала, что первые переодеваются в женское прежде всего ради эротического переживания. Если драг-дива — это сцена, перформанс, искусство, то трансвестит — скорее фетишизм.
«В жизни я парень, но когда переодеваюсь в девушку, то и веду себя как девушка, — рассказывает Канарейка. — Как только я смыл макияж, Канарейка исчезает — называйте меня Глебом. Я четко разграничиваю жизнь и сцену. Последняя — это перформанс, вид искусства. Люди часто путают травести-артистов и трансов, но на самом деле между ними огромная разница. Мы — это творчество».
Отношение к драгу в стране остается неоднозначным. Тем не менее он активно развивается, и у див появляется всё больше поклонников и поклонниц из самых разных тусовок, сообществ и социальных групп. Из маргинального полумрака клубов драг готов выйти на новый уровень.