Дракон символ чего в россии
Символ дракона
Дракон переводится с греческого «видящий», символ дракона очень популярен в мировом фольклоре.
Значение символа
Символ противоречивый: означает и свет и тьму, и разрушение и созидание, мужское и женское начало, положительное и отрицательное.
Что объединяет символ дракона во всех религиях, так это то, что он наделен знаниями и охраняет сокровища, а ещё наделен долголетием.
Дракон символизирует также: мудрость, тайну, величие, мощь, плодородие, небесную силу.
Внешность дракона
У Дракона внешность динозавра, с мощными челюстями, у него огромные крылья. Дракон является симбиозом крокодила, змеи, ящерицы, птицы и рыбы. Дракон умеет как плавать в воде, так и парить в небе.
Места обитания дракона
Дракон обитает в воде и горах (особенно в горах Уэльса и в Альпах). В Германии известен дракон по имени Линдвурм.
Образ дракона в разных странах
Отрицательный персонаж в западном фольклоре, с ним борются рыцари и святые, например, святой Георгий, архангел Михаил.
В христианстве символ дракона полностью отрицательный.
Часто изображался на цепи — как символ побежденного зла.
Положительный персонаж в китайском, корейском и японском фольклоре.
Дракон в Китае
В Китае красный цвет дракона означает мудрость, белый – Луну. Он символ правящей династии (как и у саксов, тибетцев и финикийцев).
Отрицательным персонажем также выступает, в таких сказках герой должен одержать над ним верх, как символ победы добра над злом и хаосом.
Драконы Востока. Положительная сила, несет благо и добро. Впервые появились на гербе императора Цинь Шихуадни. У него рога оленя, шея змеи, когти орла. Рыбьей чешуи ровно 117 (81 «ян» и 36 «инь»).
Виды китайских драконов
Морской небесный Дракон Лунг
Крыльев не имеют, лап у них четыре, огонь может, но извергает редко.
Драконы Запада
Считался, напротив, разрушительной силой, сеющей хаос, символ смерти, дьявола.
По видам различают:
Доброго и злого дракона,
Солярного и лунного
В Северной Европе Мидгард змея, с которой сражается Тор.
У бриттов дракон символ борьбы с саксонскими захватчиками.
В Испании, в провинции Астурия, встречаем Куэлебре, отличавшийся кровожадностью.Его можно погубить, если дать ему съесть раскаленный докрасна камень или набитый иглами хлеб.
Дракон из польского Кракова пожирал девушек.
К XV образ дракона полностью сформировался. С ним борется святой Георгий.
На Руси дракон полностью тождественен змею-символу дьявола.
В алхимии дракон представляет природу Меркурия.
Европейские драконы обладают волшебными свойствами-Кадим и Ясон посадили и вырастили из зубов дракона воинов.
Воин Зигфрид искупался в драконьей крови и стал неуязвим.
Каждый год жители французского города Тарасконе проводят ежегодные шествия в честь победы святой Марты над шестилапым драконом Тараском. Дракон Тараск проглотил святую, но она смогла спастись.
В Каталонии и Валенсии жители во время важных праздников носят изображение драконов.
В альпийском регионе на праздниках часто встречается изображение Крампуса, он наказывает шаловливых детей.
Дракон – древний славянский символ
Изображения драконов встречаются по всему миру. Сейчас приятно считать, что это мифическое животное. Хотя его изображения встречаются в разных местах нашей планеты.
Раньше их даже различали по видам, например:
Четыре вида драконов из книги Джона Джонстона (Jan Jonston) «Historiae naturalis de Insectis, de Serpentibus et Draconibus» (Франкфурт, 1653)
Драконы в Европе
Да что там изображения! В Англии нашли даже детеныша дракона, правда, не живого, а заспиртованного. Конечно же, это подделка (а может быть и нет?):
Заспиртованный дракончик, найденный в графстве Оксфордшир на юге Англии Источник
Во всяком случае, в той же самой Англии имеется легенда о белом и красном драконах, постоянно дерущихся между собой. Не отсюда ли ноги растут у понятий «красные» и «белые»? Так их изображали:
Вортигерн в Динас Эмрис, иллюстрация «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского. (Вортигерн — кельтский король Британии первой половины V века)
Присутствует дракон на гербе Генриха VII (1457-1509) — короля Англии и государя Ирландии (1485—1509), первого монарха из династии Тюдоров:
Роспись на стене средневекового дома, расположенного в графстве Девон, Англия.
Тут уже плохо видно, что слева нарисован красный дракон, справа – белая собака. Современное изображение:
И еще этот же самый дракон, но в другом виде:
Красный дракон или И-Драйг Гох — валлийский символ, присутствующий на национальном флаге Уэльса.
В книге «Славянское царство» Мавро Орбини об Англии написано следующее:
Видукинд Голландский во II книге «Венедов» и Еремей Русский в «Летописях Московии» пишут, что славяне, еще во время своего жительства в Сарматии, видя, что в непрерывных войнах, которые они вели с различными народами, им всегда сопутствовала победа, приняли упомянутое имя славян, под которым позднее (согласно тому, что пишет Ринальд Британский в I книге «Хроники»), снарядив мощный флот в Венедском море, напали на Англию, и, будучи высокого роста, были сочтены за великанов. То же самое утверждает Петр Суффрид Леовардийский в I книге «Происхождения фризов»: «Все историки, писавшие об истории Британии, сходились во мнении о том, что Брут, назвавший Британию, прежде именовавшуюся Альбионом, по собственному имени, изгнал с этого острова великанов, именовавшихся славянами.
Не один, а ВСЕ историки сходились во мнении, что Брут, живший в 12 веке ДО н.э., отбил этот остров у славян. А славяне перед этим, снарядив мощный флот (жалко не сообщается в каком году до н.э. это произошло), завоевали его у прежних жителей. К сожалению, не сообщается, кем они были.
Мавро Орбини описывает драконов как живых существ, обитающих не где-то там, на задворках планеты, а в самой Европе, на Балканском п-ве:
«Затем, в 286 году, когда сарматы, напав при императоре Пробе на Иллирик, практически стерли Эпидавр с лица земли, крепость была расширена.
[Сам же Эпидавр], по свидетельству Салонского, был совсем оставлен жителями, так как в нем, как пишет святой Иероним в жизнеописании святого Илариона [Великого] (S. Ilarione Abbate), завелся дракон по имени Боа (Boas), который проглатывал быков, убивал пастухов и отравлял своим дыханием воздух, поселившись в бездонной пещере, которую и теперь можно видеть в центре Эпидавра. Упомянутый дракон был сожжен святым Иларионом примерно в 360 году от Рождества Господня.»
И не только Мавро Орбини описывает дракона, как живое существо, но и Афанасий Кирхер:
Иллюстрация из книги Афанасия Кирхера «Иллюстрированная энциклопедия Китая», 1667г.
Я не скажу, что всё поняла из описания к этой иллюстрации, но, во всяком случае, поняла, что речь идёт о реальных животных, а не о мифических.
Возможно, все животные, которые сейчас считаются мифическими, еще недавно таковыми не являлись? Николаас Витсен, например, в своей книге «Северная и Восточная Тартария» даже приводит изображение черепа найденного скелета единорога:
Череп единорога, иллюстрация к книге Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария»
Изображения драконов у древних славян
Присутствовало изображение дракона и на флаге Тартарии:
Практически такой же дракон изображен в книге Мавро Орбини:
иллюстрация из книги Мавро Орбини «Царство славян», 1601г.
Изображения драконов в находках наследия древних славян:
Сарматский фалар
золотая шейная гривна сарматской царицы, изображающая дракона и загадочных существ с человеческими туловищами и головами обезьян
Украшение из гробницы, найденной в Афганистане. Называется Бактрийским золотом. Но очень похоже на скифское украшение:
«Короли с драконами». Найдены во 2-й гробнице источник
Фрагмент золотой пекторали скифов из кургана
«Золотая царская пектораль древних Скифов занесена во все каталоги и справочники мира, и названа великой археологической находкой XX столетия. Является признанным шедевром мирового искусства. Страховая стоимость — около 2 млн. долларов. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) — искусства рельефной обработки художественных изделий из металла.
Эта милая женская «безделушка» в 1 килограмм 200 граммов чистого золота содержит около 100 различных фигурок, которые выполнены с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена где-то н V веке до н. э. и, скорее всего, была не единственной. За свою многовековую историю эта бесценная реликвия пережила сотни владельцев, побывала во многих местах. Из-за неё убивали, грабили, предавали.
Золотая пектораль древних скифов была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).» Источник
Славянские «драконовы» знамена
Использовали славяне изображения драконов не только для украшений, но и для устрашения врагов, применяя для этого специальные «драконовы» знамена. Так описывает их древнегреческий историк (2 век н.э.) Флавий Арриан:
«Скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соразмерной длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причём головы и всё тело вплоть до хвоста делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят на месте, видишь только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на названных животных и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой» [Тактика, 35, 3-5].
Как воплощение страха дракон был популярной эмблемой воинов на протяжении длительного времени. Исследователи считают, что «драконово»знамя впервые было зафиксировано у ассирийцев, от них заимствовано Киром (персидский царь 6 век до н.э.) и до Дария III бытовало у персов. После победы над Персией Александр Македонский (4 век до н.э.) перенёс изображение дракона в качестве эмблемы на знамя Македонского царства, а покорившие Македонию римляне стали использовать «драконово» знамя в своей армии. (источник )
Однако на колонне Траяна изображены даки и сарматы с «драконовыми» знаменами, а не римляне. И есть мнение, что римляне заимствовали этот приём именно у них:
Около 100 г. при Траяне были введены знамёна по парфянскому или дакийскому образцу в виде окрашенных драконов из материи. Дакийские боевые знамёна в виде дракона отражены, например, на колонне Траяна 113 г. н.э. в Риме, где изображено вторжение варваров в Подунавье зимой 101/102 гг. н.э. [Словарь античности, 1989, илл. на с. 193]. На нём знамя держит в руках воин-дак, однако здесь же присутствует изображение катафрактариев-роксаланов.
Хазанов полагал, что римляне заимствовали драконов у сарматов и считали их варварскими. Другие исследователи такое заимствование связывают не с сарматами, а с аланами [Туаллагов, 2000, с. 162].
От драконов образовалось название кавалеристов – драгуны. «Драгун» по-французски дословно означает «дракон». Но до этого драконами называлась пехота, посаженная на лошадей:
Корволант (фр. corps volant — «летучий корпус») — первый корпус в вооружённых силах России, создан Петром I в 1701 году как войсковое соединение (общевойсковое, временное) из конницы, пехоты, перевозимой на лошадях, и лёгкой артиллерии; предназначался для действий в тылу противника, перехвата его коммуникаций, его преследования и уничтожения. Должен был быть способен самостоятельно решать стратегические задачи в отрыве от основных сил. (Большая советская энциклопедия)
Вот такой был герб у этого Летучего Корпуса:
Русская государственная печать из дневника немецкого посла в России И. Г. Корба. 1698-1699 годы.
Хоть у него и две головы, но, по-моему, очень похож на тартарского дракона, разве что хвост другой:
La déesse Matzou ou Nioma, фрагмент, галерея Питера Ван дер Аа