Драма и трагедия в чем разница
Разница между драмой и трагедией
Драма и трагедия очень близки по своей сути. Мы не на шутку переживаем за героев таких произведений, ведь те оказываются в предельно сложной ситуации. Но каждый из двух жанров обладает и своими особенностями. Чем отличается драма от трагедии? Попытаемся это выяснить.
Общие сведения
Как драма, так и трагедия принадлежат разным направлениям искусства. Одно из них – литература. Следует отметить, что в этой области есть два понятия «драма». Так называется и род литературы, и один из относящихся к нему жанров. В драматический род входит и трагедия. Оба рассматриваемых жанра относятся также к театру. А драма является еще и любимой многими частью кинематографа.
Драматические и трагедийные творения затрагивают серьезные философские проблемы, а в основе их сюжетов всегда лежат конфликты и противоречия. Герои таких произведений или постановок испытывают страдания.
Сравнение
Исторически два жанра возникли не одновременно. Первой очень давно появилась трагедия. Она существовала еще в древнегреческом театре и была там, наряду с комедией, ведущим жанром. Драма получила свое развитие гораздо поздней. Со временем она вытеснила трагедию.
Чтобы выявить отличие драмы от трагедии, проанализируем каждый из жанров. Кто является их действующими лицами? В ранней трагедии это мифологические герои, в более поздней – исторические личности. Трагедийные персонажи ведут борьбу в крайне сложных, часто исключительных, обстоятельствах, проявляя при этом героические черты своего характера.
В драме действия нередко разворачиваются вокруг обычных людей. Главные герои в ней также переживают острые конфликты, и атмосфера произведения является напряженной. Но в отличие от возвышенной трагедии драма приближена к реальности. Она имеет, как правило, бытовую тематику.
Часто противоречия, составляющие содержание драмы, развиваются внутри семьи, на фоне любовных отношений или в духовном мире человека, находящегося в разладе с собой и обществом. При этом в таких произведениях нередко присутствует монолог, помогающий лучше понять переживания того или иного персонажа.
В чем разница между драмой и трагедией? Яркий отличительный признак – то, что драма, несмотря на всю серьезность своего сюжета, имеет не столь печальный финал. Трудная ситуация зачастую не является для героя непреодолимой. И во многом исход событий драмы зависит от самого человека. Даже если персонаж гибнет, это становится результатом его собственного выбора, и развязка могла бы быть другой.
Ситуации трагического произведения неразрешимы. Герой попадает в безвыходное положение по воле судьбы. Он пытается бороться в сложившихся условиях, но, несмотря на свои усилия, погибает. В трагедии над всем происходящим властвует неумолимый рок.
Драма и трагедия – что это и отличия
Драма и трагедия – жанры, которые активно используются в различных литературных произведениях и фильмах. Они по своей сути и смыслу близки, поэтому не каждый сможет объяснить, в чем состоят главные отличия. Если не вдаваться в подробности, то каждый жанр заставляет людей переживать за главных героев. Для того чтобы знать тонкости, нужно дать определение каждому термину.
Определение понятий
Герои драмы или трагедии обязательно оказываются в предельно сложной жизненной ситуации. Несмотря на это существуют отличия, которые нужно знать, чтобы уметь различать жанры и знать, чего ожидать от произведения или фильма.
Драмой называется серьезный жанр искусства. В основе сюжета лежит конфликтная ситуация, которая возникла героем и обществом. Несовпадение представлений героя, его социального положения и статуса с общепринятыми принципами и нормами общества приводит к тому, что зарождается конфликт, результатом которого являются изменения, иногда носящие кардинальный характер.
Сравнение
Как драма, так и трагедия принадлежат разным направлениям классического искусства. Одним из видов является литература. Драма используется также и в постановках на сцене. В основе сюжетов лежат не только конфликтные ситуации и переживания героев, но и тонкий философский подтекст,, проблемы, которые в в обществе принято скрывать, переживать, но не делать их достоянием общественности. Различные противоречия между человеком и обществом также формируют основу для сюжетных изменений. Герои таких произведений или постановок испытывают нескрываемые страдания.
Исторически два жанра возникли в разный временной промежуток. Трагедия возникла гораздо раньше. Она в виде постановок существовала еще в древнегреческом театре. Трагедия пользовалась популярностью у зрителей, наряду с комедийными постановками. Драма возникла позже, но смогла вытеснить с подмостков трагедию, разделив с ней интерес зрителей.
Для того чтобы выявить отличие драмы от трагедии, нужно проанализировать каждый из рассматриваемых жанров. Нужно посмотреть, кто является действующим лицом в них. В случае с трагедией в ранний ее период, главными героями являлись герои мифов и легенд. Позднее – различные исторические личности и известные персонажи, существовавшие ранее. Эти персонажи сталкиваются по сюжету с различными сложными жизненными ситуациями. Они вынуждены преодолевать трудности и испытания, чтобы решить проблемы. В процессе этого в большинстве случаев можно наблюдать, как раскрываются героические черты в характере.
В случае с драмой основные события нередко затрагивают обычных людей. Главные герои переживают острые конфликты, переживания. Атмосфера вокруг напряженная и волнительная. Отличительная особенность драмы – события в ней максимально приближены к реальности, поэтому зрители могут буквально ощутить себя на месте героя, прочувствовать и осознать, что приходится ему переживать. В основе произведения часто лежит стандартная бытовая тема, вокруг которой закручивается сюжетная линия.
В 90% случаев противоречия, составляющие содержание драмы, развиваются внутри одной семьи или на фоне любовных отношений. Также сюжет может строиться вокруг переживаний, которые испытывает человек. Главным здесь выступает его духовный мир. Он часто находится в конфликте с окружающими и обществом в целом, испытывает недопонимание и дискомфорт. В большинстве случаев лучше понять главного героя позволяет сцена или монолог, в котором раскрывается вся суть возникшей негативной ситуации.
Основным отличительным признаком является то, что драма не обязательно заканчивается смертью персонажей. Иногда в финале их ждет необычная ситуация, изменение, дающее возможность начать все сначала. Исход событий драмы зависит во многом от самого человека. Ситуации и события, показанные в трагедии, не относятся к тем, что можно разрешить или преодолеть. Герой попадает в безвыходное положение не по своему желанию, но по воле судьбы. Он пытается бороться и противостоять проблемам в сложившихся условиях, но, несмотря на свои усилия, погибает. В трагедии над всем происходящим властвует негативная сторона судьбы.
Вывод
На основе проведенного сравнения становится понятно, что драма и трагедия имеют отличия, несмотря на кажущуюся схожесть. В драме главными героями являются обычные люди, для трагедии же характерно привлечение мифических образов для усиления эффекта. В трагедии нет возможности противостоять воле судьбы, все события и финал предопределены. Драма же дает возможность человеку отыскать возможности для изменения своей жизни, найти пути решения имеющихся проблем.
Методическая разработка «Разница между трагедией и драмой (в узком, жанровом смысле»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Разница между трагедией и драмой (в узком, жанровом смысле)
В русской поэтике под термином жанр подразумевается определенный вид произведений, принадлежащих к одному и тому же роду. Жанр объединяет группу произведений, близких по поэтической структуре.
Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих героев, а показывает их в действии. Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приёмы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой – помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя. На вопрос о том, что отличает драматическое произведение от эпического, учащиеся, опираясь на свой читательский и зрительский опыт, прежде всего, указывают на его внешние отличительные признаки: диалогическую форму, деление на акты, наличие списка действующих лиц, ремарки.
Наша задача – раскрыть некоторые законы драмы, научить определять авторскую позицию и средства её выражения, а главное – научить их читать пьесу.
К основным жанрам драмы относятся: трагедия, комедия и собственно драма. (Иногда термин драма употребляется в качестве синонима нейтрального слова «пьеса», обозначающего любое произведение драматургии, и не несущего в себе никакого жанрового определения.)
Каждый жанр представляет собой очень живое образование, исторически эволюционирующее и меняющееся. Сохраняя свои основные признаки, жанры приобретают (или утрачивают) дополнительные особенности. Идёт и постоянный процесс слияния жанров, образования новых или отмирания прежних.
Разница между трагедией и драмой (в узком, жанровом смысле).
• Трагедия – драматический жанр, художественный мир которого построен на борьбе героя с внешними силами; в этой борьбе герой обречён на поражение по независящим от него причинам. (У.Шекспир. «Гамлет»; А.С. Пушкин «Борис Годунов»)
• Истоки трагедии – в античном фольклоре. Это песни – дифирамбы, исполняемые во время обрядовых представлений гибели и воскресения Диониса.
• Драма – драматическое произведение с острым, но разрешимым конфликтом, не ведущим к катастрофе. (М.Ю. Лермонтов «Маскарад»; А.Н. Островский «Гроза»)
• Драма как жанр осознана только во второй половине 18 века, расцвет драмы – вторая половина 19века. Она строится на современном, а не на античном материале и утверждает нового героя, восставшего против своей судьбы, обстоятельств.
• Основное отличие драмы от трагедии – в сущности того конфликта, на котором она строится.
• Конфликты трагического плана не разрешимы, ибо разрешение их не зависит от личной воли человека. Трагический герой оказывается в трагической ситуации невольно, а не из-за совершённой им ошибки.
• Трагический конфликт состоит в противоречии между положительной нравственностью личности и безнравственностью, жестокостью мира и строится на основе принципов мироздания, философский конфликт.
• Диапазон драмы необычайно широк. Драматург изображает повседневную частную жизнь людей, их взаимоотношения, столкновения, вызванные сословными, имущественными, классовыми различиями.
• Драматическая борьба развивается в определённой социальной среде. Герой драмы, охваченный единым, цельным стремлением – страстью – нарушает обычаи, интересы, бытовые нормы окружающего общества.
•Драма в узком смысле – «бытовая», «психологическая», «символическая», «героическая» и «романтическая».
• Бытовая драма изображает борьбу с бытовым укладом определённого общества: «Бесприданница» Островского, «Вишнёвый сад» Чехова.
• Если же в драме даётся детализация психологического быта, её называют драмой психологической.
• Символическая драма конструируется под знаком трагической вины, но лишена необходимого для трагедии максимализма в характеристиках («Гроза» Островского).
• Героической драмой, обычно, называют драмы трагедийные по своей стилистике, по максимализму характеристик, но развивающиеся не под знаком трагической вины.
• В романтической драме действительность переходит в сон, реальность в фантастику и наоборот (драмы Блока).
• По своей жанровой проблематике трагедия также может быть различной: национально-историческая («Борис Годунов» А.С. Пушкина), романтическая («Гроза» Островского, «Ромео и Джульетта» Шекспира).
• В трагедии выступает герой сильный, положительный и «высокий», обладающий высокой нравственной силой. Изображая человека, способного на глубокое страдание в своём противоречивом стремлении к цели, трагедия раскрывает значительность и достоинство его характера.
• В драме герой слабый, сомневающийся.
trim_c
trim_c
Трагедия – всегда о неизбежном. Ее невозможно предотвратить. Она предрешена и обязательна. Что бы ты ни делал – исход неизменен. Неумолимая стихия, которая непременно обрушится на героев – и погребет под собой, невзирая на их усилия.
Драма – всегда про выбор. В отличие от трагедии, тут ничего не предрешено – финал определяется решениями и поступками, а не фатумом. Драматический герой борется, потому что у него есть надежда спастись. В трагедии не спасется никто.
Все это имеет прямое отношение к украинской реальности. В том числе и потому, что шестой президент страны пришел в политику прямиком со сцены. Спустя год после победы на выборах Владимир Зеленский жалуется на кадровый голод. Говорит о нехватке людей. Полушутя предлагает журналистам идти работать в Кабмин. Впрочем, вряд ли репортеры станут для его команды панацеей – любому президенту в первую очередь нужны люди, которые понимают, как устроен бюрократический аппарат. Те, кто знает, как управлять неповоротливой государственной машиной. «Чиновничий класс» в стране не очень велик и исторически делится на несколько лагерей.
Одна его часть – это бюрократы, ориентированные на Москву. Их расцвет пришелся на эпоху Виктора Януковича и закончился вместе с его бегством. Вернуть их на службу мешает закон о люстрации. Возможно, именно поэтому мы то и дело слышим разговоры о его отмене. Вторая часть «управленческого класса» ориентирована на Европу. Немалая часть этих людей успела побыть во власти в каденцию Петра Порошенко.
После начала войны Запад стал безальтернативным донором Украины – и деньги Киеву давали в обмен на реформы. Но работать с командой Порошенко Владимиру Зеленскому мешает его личная неприязнь к предшественнику. Есть и те, кто хотел реформ и евроинтеграции, но побил горшки с пятым президентом страны. Едва ли не всех их Зеленский уже успел и назначить, и уволить.
Прошлый Кабмин многим внушал осторожный оптимизм своей демонстративной прозападностью, но его недолгая эпоха закончилась в марте 2020-го. Андрей Ермак победил Андрея Богдана, чтобы затем разогнать собранное им правительство.
Правда, к этому моменту выяснилось, что уволить людей проще, чем найти им замену.
Кадровая скамья Зеленского оказалась пуста. Пророссийские бюрократы недоступны из-за люстрации. Проевропейские – изгнаны в результате интриг.
Единственная доступная президенту опция – это менеджеры финансово-промышленных групп. И вот мы видим, как новый Кабмин пестрит людьми, которые ранее служили машинистами в олигархических локомотивах. Впрочем, власть не оставляет попыток найти тех, кто готов лечь грудью на кадровый дот. Проблема лишь в том, что опыт прошлого Кабмина оказался настолько показательным, что на эти призывы мало кто отзывается.
По сути, потенциальным реформаторам предлагают поставить на кон собственную репутацию. Что не выглядит как честная сделка в ситуации, когда у президента «туман в голове» и непонятные критерии оценок. Управленцы из «прозападного» лагеря оказались перед этической дилеммой. Которая упирается в фундаментальный вопрос: что именно происходит сейчас в стране. Трагедия или драма.
Первый подход сформулировал Сергей Жадан. Он предельно прост. Нынешняя власть – это команда «Титаника», которая ведет корабль на рифы. Ситуация безнадежна, а финал предрешен. Помогать им бессмысленно, до смены капитана никаких качественных перемен ждать не стоит. Сотрудничество с властью чревато лишь потерей времени и репутации, а любые перемены к лучшему станут возможны лишь после смены нынешней вертикали.
Это философия классической трагедии – в том виде, как ее описывает Жан Ануй. События будут идти своим чередом. Будущее отменить не удастся. Катастрофа случилась еще в 2019-м – и теперь каждому предстоит испить свою чашу до дна. Стихия настигнет всех, и любые коррективы возможны лишь после того, как пьеса будет сыграна до конца.
Второй подход – это философия драмы. Той самой, в которой будущее – результат наших ежеминутных усилий. В отличие от трагедии, драма допускает полутона. Финал пьесы определяется персональным выбором каждого из ее героев. В ней нет предрешенности – и потому никто не обречен на бездну. Все зависит от тебя и твоего решения.
Вся дискуссия о сотрудничестве с нынешней властью – это спор о жанре нашего сценария.
Если вокруг разворачивается трагедия, то нет смысла пытаться изменить ход событий.
Если вокруг бушует драма, то можно попытаться закрыть кадровую брешь собственной репутацией и усилиями. Этот подход разделил бывших соратников по «партии Майдана». Одна его часть продолжает оставаться во власти, объясняя это тем, что сменщики будут хуже. Другая его часть упрекает своих бывших друзей в коллаборационизме и приспособленчестве.
Первые говорят о том, что финал открыт и стоит попытаться. Вторые убеждены, что катастрофа уже случилась и траектория задана. Понять можно и тех, и других. Шестой президент страны в совершенстве освоил умение нравиться публике – и не стыдится переписывать имиджевые долги на свою команду.
Его приоритеты определяются соцопросами, а его картина мира – ближайшим окружением. Он вряд ли слышал об эффекте Даннинга-Крюгера – и это лишь усложняет моральную дилемму для тех, кто знает, о чем идет речь. Отныне государство – это он, и каждый, кто решит спасать институты, будет натыкаться на упреки в попытке спасти власть.
Прав Казарин и в том, что Зеленский наломал дров в кадровой политике. И в том, что Ермак руками Зеленского убрал западно-ориентированных специалистов, да еще и сделал это в такой форме, которая теперь мешает набирать новых и стала орудием в порошенковско-путинской пропаганде (через черточку потому, что оба крыла пропаганды используют этот факт одинаково, и, кстати, далеко не только этот: РС большой материал посвятила параллелям приемов порошенковских и путинских каналов).
А теперь я начну перечислять то, в чем Казарин неправ или о чем он предпочел умолчать. А такого тоже немало
Чем трагедия отличается от драмы — основные отличия жанров
Истории о трудных судьбах героев и об их противостоянии жизненным трудностям любит большинство людей. Драма и трагедия – жанры кино, театра и литературы, которые повествуют о реальной жизни без прикрас, о сложности выбора и о борьбе, которая происходит внутри каждого человека. За будущее героев зрители и читатели переживают не на шутку, ведь трагические и драматические истории настолько пронзительны и эмоциональны, что равнодушным остаться очень сложно. Чем отличаются драма и трагедия друг от друга?
Что такое драма?
Драма – вид искусства, который считается наиболее приближенным к изображению реальной жизни, нередко его основой служит обычная бытовая ситуация, которая рассматривается с разных сторон. Будь то драматический фильм или книга-драма, зритель и читатель полностью окунется в частную жизнь обычного человека, так похожего на сотни людей, которых они ежедневно встречают по дороге на работу или которые живут рядом с ними.
Что такое трагедия?
Трагедия – направление в искусстве, жанр художественного произведения, который изображает социальные конфликты, реальную жизнь и трудности героев остро и напряженно с целью, чтобы персонажам сочувствовали, чтобы за них переживали, раздумывая, как бы они смогли поступить в такой жизненной ситуации. События трагедии плавно ведут к катастрофическому концу, который неизбежен.
Жизненные противоречия, возникшие в жизни героя, неразрешаемы, они ведут к разрушению его жизни и трагическому финалу. Авторы трагедии стараются изобразить жизнь героев максимально правдоподобно, персонажи обладают сложными характерами, их поведение противоречиво, а жизнь полна страданий.
Что общего между трагедией и драмой?
Трагедия и драма как жанры встречаются и в литературе, кинематографе и в театре. Драма очень часто встречается в кинематографе, для многих сценаристов и режиссеров это излюбленный вид жанра. Трагедии больше любят ставить на сцене, чтобы история для зрителя выглядела наиболее правдоподобно и реалистично. В основе драматических и трагедийных творений – серьезные философские проблемы, глубокие конфликты и острые противоречия. Герои, как трагедий, так и комедий испытывают страдания, стоят на распутье и не знают, как им найти выход из создавшегося жизненного тупика.
Различия между трагедией и драмой?
Так сложилось, что сначала появился такой жанр как трагедия. В древнегреческом театре наиболее популярными считались именно трагедии, их полюбили за напряженный и эмоционально богатый сюжет, в котором героям приходилось бросать вызов судьбе и решительно отстаивать свое право на счастье, победу или любовь. Вместе с комедией трагедии были ведущим жанром и лишь спустя годы появилась драма, которая со временем вытеснила ее. Чтобы разобраться в различиях между двумя жанрами, следует их полностью проанализировать.
Персонажи
Персонажами древнегреческих трагедий сначала были мифологические герои, а после исторические личности. Трагедия повествовала про исключительные жизненные обстоятельства, сложные ситуации, в которых герои вынуждены были проявить смелость, решительность или же страдая, просто принять неизбежность трагического финала. Драма стала популярнее трагедии в Древней Греции по той причине, что ее персонажами являлись обычные люди.
Герои драмы переживают острые конфликты, в их жизни происходят сложные и напряженные ситуации, из которых, кажется, невозможно найти выход. Нередко в драматических произведениях присутствует монолог, который помогает лучше понять героя и остальных персонажей, стать ему ближе и полностью проникнуться его мироощущением.
Сюжет
Издавна трагедии считались более возвышенными, поскольку повествовали о страданиях, которые переживал герой, при этом он нередко жертвовал собой во имя своих близких и родных, ломая себе жизнь и разрушая себя, не в состоянии погасить внутренний конфликт. Сюжетом драмы является бытовая ситуация, которая разворачивается в обычной семье.
Финал
Конец произведения также служит ярким признаком отличия трагедии от драмы. Так, драма несмотря на всю серьезность происходящего, глубину переживаний героев и острые проблемы и конфликты, все же редко заканчивается смертью главного героя. В его жизни может что-то наладиться или появиться надежда на лучшее или же зритель увидит, что социальное дно все больше поглощает персонажа и выбраться у него уже не получится. Бывает и так, что герой гибнет, но при этом он делает такой выбор самостоятельно и если бы он поступил по-другому, такого финала могло бы и не быть.
У героя есть право выбора, тогда как в трагедии у него нет права выбирать, с самого начала видно, что все происходящие события постепенно приближаются к печальному финалу, которое ознаменуется смертью. В трагедии над героем властвует рок судьбы, несмотря на все усилия и попытки разрешить безвыходную ситуацию, он погибает. Если в драме зрителю показывают, что на самом деле все решает человек и только он в ответе за свою жизнь, то в трагедии человек повинуется судьбе и несмотря на все попытки бросить ей вызов, конец у истории будет трагическим.