Драма маскарад лермонтов о чем

Персонажи пьесы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова

История создания

Драматическое произведение было написано Михаилом Юрьевичем в 1835 году. Изначально пьеса состояла из трех глав. Позднее автором было дописано четвертое действие, перекрывающее неприятную концовку предыдущего варианта (смерть Нины). Лермонтов мечтал увидеть драму на театральных подмостках, поэтому представил работу в драматическую цензуру. В то время ведомством заведовал шеф жандармов Бенкендорф.

Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть фото Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть картинку Драма маскарад лермонтов о чем. Картинка про Драма маскарад лермонтов о чем. Фото Драма маскарад лермонтов о чем

Текст творения писателя попал под цензуру. Слишком резкие страсти не были допустимы тогда. Цензора возмущал факт непонимания и в некотором роде высмеивания костюмированных балов в доме Энгельгардта. Произведение вернули создателю на доработку. Менять в корне концепцию и сюжет Лермонтов не желал, поэтому просто добавил четвертый акт. В содержание ворвался новый персонаж — неизвестный. Через образ героя судьба наказывает Арбенина.

Вторая редакция также не прошла цензуру. Разъяренный писатель капитально перерабатывает работу, в результате чего появляется новый труд, созвучный с фамилией главного героя. Цензура и в таком виде не пропускает пьесу. Вероятнее всего, причиной троекратного отказа стало упоминание во всех вариантах имени Настасьи Павловны, что открывало бы общественности глаза на реальные происшествия, положенные в сюжетную основу произведения.

Сейчас миру известна только вторая редакция, остальные попытки на бумаге не уцелели. Читать пьесу полностью порой неудобно из-за написания ее в стихах. Краткое содержание всех четырех глав поможет читателю проще усвоить материал, изложенный простыми словами.

Краткое содержание произведения

Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть фото Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть картинку Драма маскарад лермонтов о чем. Картинка про Драма маскарад лермонтов о чем. Фото Драма маскарад лермонтов о чем

Сегодня произведение изучается более широко, чем ранее, и не последнюю роль в этом вопросе играет образ светского общества в драме «Маскарад», срез которого довольно подробно отображает характер главных персонажей — очень колоритных и совсем не похожих на благородные образы, невольно возникающие в сознании, как ассоциация с аристократией. Именно поэтому, помимо ознакомления с основной темой и сюжетом книги, не помешает углубиться в изучение образов ее основных героев.

Главные персонажи

Ключевые персонажи пьесы являются натурами сложными, создавая самое противоречивое впечатление при прочтении. А для того чтобы максимально понять произведение, необходимо изучить характеристики главных героев «Маскарада» Лермонтова, среди которых стоит выделить следующие фигуры:

Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть фото Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть картинку Драма маскарад лермонтов о чем. Картинка про Драма маскарад лермонтов о чем. Фото Драма маскарад лермонтов о чем

Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть фото Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть картинку Драма маскарад лермонтов о чем. Картинка про Драма маскарад лермонтов о чем. Фото Драма маскарад лермонтов о чем

В поэме есть еще два второстепенных персонажа, которые на самом деле играют одну из ключевых ролей. Речь идет о некоем князе Казарине, являющемся связующим звеном для всех героев поэмы, и странном неизвестном, появляющемся в конце произведения. И если важность первой фигуры состоит в том, что с его косвенным участием свет узнает об условном адюльтере Нины со Звездичем, которого не было, то вторую можно смело сравнить с олицетворением возмездия Арбенину за грехи прошлых лет в физической оболочке.

Сюжетная линия

В соответствии со школьной программой ученикам может быть задан пересказ текста или составление сочинения с цитатами на тему рассматриваемого произведения, однако в силу большой загруженности не всегда получается успеть прочитать его целиком. Безусловно, для усвоения материала необходимо изучать «Маскарад» в оригинале, оценив по достоинству авторскую иронию и слог и по максимуму погрузившись в ту эпоху, но в крайнем случае можно воспользоваться читательским дневником-онлайн с адаптированным содержанием.

Поэму «Маскарад», как и любое другое произведение, можно условно разбить на три основные части:

Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть фото Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть картинку Драма маскарад лермонтов о чем. Картинка про Драма маскарад лермонтов о чем. Фото Драма маскарад лермонтов о чем

В итоге и Звездич, и неизвестный добиваются своего, тогда как жизнь Арбениных является погубленной. Примечательно, что во всех этих страстях и страданиях каждый печется о себе, совсем не думая о несчастной Нине, которая трагически погибла во цвете лет. А ведь именно самолюбие и страх перед осуждением общества, повлекшие за собой целую вереницу неблагоприятных событий, и стали истинной причиной ее смерти.

Основная идея и анализ

Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть фото Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть картинку Драма маскарад лермонтов о чем. Картинка про Драма маскарад лермонтов о чем. Фото Драма маскарад лермонтов о чем

Ознакомившись с основными действиями и главами, необходимо провести краткий анализ «Маскарада» Лермонтова, как вывод о прочитанном. Безусловно, основной идеей жанра является обличение порочности того общества, которое считало себя высшим, ведь оно было напрочь лишено таких основополагающих человеческих качеств, как сострадание, благородство и взаимопомощь. В поэме четко проглядывается, что, вне зависимости от собственного статуса, каждый готов топить другого, чтобы обелиться самому.

Что касается Арбенина, который является главной фигурой произведения, то его главный порок заключался в том, что он требовал добродетели от других, будучи ужасным грешником по натуре. Его любовь к Нине — не что иное, как самолюбие, уязвленное вследствие появления слухов об измене. Давление общества заставляет идти бывшего картежника на самое страшное — убийство жены, которое вдруг показалось ему самым лучшим выходом из сложившейся ситуации.

Неизвестный, как кара, сошедшая с небес для Арбенина за все его прошлые грехи, также мало печется о Нине, явно радуясь такому развитию событий. Причина такого поведения аналогичная — уязвленное самолюбие и жажда отмщения. Именно поэтому в обличительной речи и укорах неизвестного так мало искреннего сострадания молодой погубленной жизни. Но счастлив ли он после совершенного возмездия? Вряд ли…

Пожалуй, единственным счастливцем в этой ситуации оказался Звездич, который был слишком недалеким для того, чтобы осознать весь трагизм произошедшего. Он хотел оправдать свое имя и ему удалось это сделать, благодаря обличению неизвестного, а все остальное для него второстепенно. Вот таким было высшее общество тех лет, и сегодня тоже вряд ли что-то изменилось.

Действующие лица

Так как произведение написано в виде пьесы, главных и второстепенных персонажей тут немало. Познакомиться с ними поближе можно, прочитав драму полностью. В кратком же содержании при заполнении читательского дневника или написании сочинения по «Маскараду» Лермонтова достаточно отразить лишь образы персонажей:

Также в произведении немаловажную роль играют такие действующие лица, как чиновник, маска, игроки, гости, прислуга. В центре события находится герой драматической пьесы Арбенин, наделенный умом, большой волей и немалыми материальными средствами.

Как представитель высшего света, он связан с великосветским обществом с момента появления. Желаемую свободу центральному действующему лицу так и не удается обрести из-за роковой ошибки.

Развязка сюжета

Появляется новый герой — неизвестный. Некогда Арбенин обыграл этого человека, поступил с ним жестоко. Расплата за содеянное настигает Евгения в лице былого обиженного. Неизвестный указывает на Арбенина как на отравителя и убийцу. Князь Звездич сперва теряется, но после поддерживает обличающую речь незнакомца и даже вызывает главного героя на дуэль. Мстящий субъект предъявляет письменное свидетельство признаний баронессы в том, что это она использовала браслет покойной Нины, а вины супруги Арбенина в том нет.

Арбенин переполнен чувством раскаяния и вины за свою проступок. Он был слишком самонадеян, глуп и разгневан. Он ищет сострадания у неизвестного, но, естественно, ничего не получает.

От такого потока информации и осознания собственной, ничем не оправданной жестокости главный герой лишается рассудка. Арбенин кидается к гробу своей жертвы, любимой и добродетельной жены.

Неизвестный субъект удовлетворён, но едва ли счастлив. Звездич неспокоен и опечален, расстроен до глубины души.

Пьеса Лермонтова «Маскарад» — это история, наполненная драмой о:

Читайте «Маскарад» и другие произведения Лермонтова в полном формате. Оригинальный текст всё же даёт больше впечатлений и почвы для размышлений.

Краткий пересказ пьесы

Начинается произведение с игры в карты. За столом играют в банк. Евгений Александрович спасает репутацию князя Звездича. Вместе мужчины отправляются на маскарад, где уже находится жена Арбенина Нина. Князь знакомится с загадочной женщиной (подругой супруги Евгения). Та на память о заигрываниях и знакомстве вручает привлекательному молодому человеку браслет. Украшение, как оказывается, принадлежало на самом деле Нине.

В дом центрального персонажа входит незнакомец и Звездич. Оба желают отомстить за несчастную женщину, ведь в их руках оправдательное письмо от баронессы. Узнав правду, Евгений Александрович сходит с ума.

Развитие конфликта и кульминация

Далее происходит целый ряд несуразностей, в которых вовлекаются сразу несколько героев. Они выясняют между собой подробности маскарада, но всё очень запутанно, ведь на празднике каждый из них соблюдал анонимность. Тем не менее вскоре выясняется, что браслет в знак расположения передала Звездичу вовсе не Нина, а её приятельница, баронесса Штраль. Однако князь и основная часть общества склонны считать, что это была Арбенина.

Продолжая разбор пьесы Лермонтова «Маскарад», рассмотрим третье действие, когда происходит кульминация всего произведения. Арбенин совершает непоправимое — отравляет Нину. Та погибает медленно и мучительно, но успевает сделать признание и называет виновной баронессу. Раскаивается и Штраль, но Евгению уже всё равно. Постепенно он осознаёт собственный поступок, ужас настигает его. Но Нину не спасти, она погибает у мужа на руках, который обливается слезами от чувства вины и потери.

Сценические постановки

Произведение «Маскарад» Лермонтова не только печаталось, но и ставилось в театрах. Впервые пьеса была поставлена в 1852 году. Драматурги могли легко создавать на сцене театра шедевры по сюжету драмы Михаила Юрьевича после снятия цензурного запрета в том же году.

Хронология сценической истории «Маскарада»:

Драматическая пьеса была также поставлена в театре имени Вахтангова в Москве. Музыку к спектаклю написал Хачатурян.

Учитывая обстоятельства, произведению пришлось «уйти» с театральных подмосток.

Источник

Пьеса Маскарад Лермонтов — читательский дневник

Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть фото Драма маскарад лермонтов о чем. Смотреть картинку Драма маскарад лермонтов о чем. Картинка про Драма маскарад лермонтов о чем. Фото Драма маскарад лермонтов о чем

Евгений Арбенин – дворянин, сильный, красноречивый, умный. В прошлом он вел распутную жизнь, славился знатоком карточной игры.
Нина – супруга Арбенина, добрая, восторженная, нежная, по-детски доверчивая. Она любит Арбенина, а он ее.
Звзедич – князь, недалекий, беспринципный и ветреный человек.
Баронесса Штраль – вдова, благородная светская дама. Ради безупречности своей репутации она «очернила» свою подругу.
Неизвестный – давний друг Арбенина, считающий его причиной всех своих бед. Он горит желанием отомстить Арбенину за свою неудавшуюся жизнь.

Законы светского общества не позволяют жить по совести, по своему сердцу. В результате люди лгут, лицемерят, жизнь превращается в маскарад, где спрятано истинное человеческое лицо. Такие люди сами несчастны и делают несчастными других, что приводит к бесцельной и пустой жизни, а иногда и к трагедиям. Произведение учит жить в согласии с собой и защищать себя в случае необходимости. Важно понимать, что, если тебе человек улыбается, то это может быть всего лишь лицемерная маска.

Высший свет, где собрались лучшие его представители-дворяне, только на первый взгляд доброжелательны и радушны друг другу. Если посмотреть ситуацию изнутри, то в каждом из них много злости, лицемерия, жестокости. Их времяпровождение напоминает маскарад, где все истинное скрыто под личиной фальши. Дело в том, что негласные законы светской жизни того времени не позволяют жить по совести, открыто выражать свои чувства. Следуя этим правилам, люди превращаются в лжецов, боясь стать изгоями общества. Из всех героев пьесы только Нина, жена Арбенина, не вписывается в общепринятые рамки. Она не играет никаких ролей, но недооценивает опасность своего окружения. И общество общими усилиями убивает этого человека. Каждый из персонажей вносит свою лепту в это чудовищное злодеяние.

Для меня самым сильным впечатлением был момент, когда я прочла, что Лермонтов описал реальное событие, произошедшее в свете в те времена. До этого сюжет мне казался надуманным, как детективная история. Мне даже показалось, что я недооцениваю коварство людей. И вижу мир, как Нина, которая практически не предпринимает никаких шагов, чтобы защитить себя. Она знает, что невиновна и считает, что ей нечего бояться. И она платит за это неимоверную цену – отдает собственную жизнь.

Образы всех персонажей светского общества конфликтуют с образом Нины – женщиной, выражающей свои чувства, которой нечего скрывать от других. Она любит своего мужа, восторгается услышанным романсом, ей нравятся шумные маскарады, балы, она не против уехать в деревню.

Арбенин ищет искренность и любовь. Он находит такую женщину. В этом вопросе образы Нины и Арбенина находятся в единении. Арбенин видел в мире много зла и сам когда-то вел распутную жизнь. Этот негативный опыт для него не проходит даром. Дремлющий вулкан вспыхивает при незначительном событии. Арбенин, почему-то не смог поговорить с Ниной начистоту, рассказать о незнакомке, подарившей браслет Звездичу. Он лишь накручивает себя в своих мыслях. Ему не хватает веры в свою жену – здесь их образы находятся в противоречии, в конфликте. Образы персонажей, живущих по законам света, находятся в единении. Они вольно или невольно объединяются против Нины, которая покидает их, уйдя из жизни.

Езуит (иезуит) – монах-католик.
Эполеты – наплечный знак различия для воинских чинов.
Франт – человек, придающий большое значение своему внешнему виду.
Табакерка – коробочка, в которой хранили нюхательный табак.
Вероломство – выступить против человека либо государства без предупреждения, нарушение договоренности, обязательств.

«Вы человек иль демон? Арбенин Я? – игрок!»

«Ты прав – глупец, кто в женщине одной Мечтал найти свой рай земной».

«Арбенин (входит) Напрасно я ищу повсюду развлеченья, Пестреет и жужжит толпа передо мной… Но сердце холодно, и спит воображенье: Они все чужды мне, и я им всем чужой!»

«Послушай, милый друг, кто нынече не гнется, Ни до чего тот не добьется».

Источник

Краткое содержание Маскарад Лермонтова

Главный герой пьесы Евгений Александрович Арбенин – профессиональный игрок в карты, заработавший на азартных играх немалое состояние, некоторое время назад женился на одной юной особе. Сам он человек уже не первой молодости, и женился вовсе не по любви, а скорее из необходимости в его возрасте быть женатым и остепенившемся мужчиной.

Вместе с ним Евгений Александрович направляется на маскарад. С князем Звездичем начинает флиртовать загадочная особа в маске, а затем по его просьбе передает ему на память чужой браслет. Звездич хвастается показывает его Арбенину. Вещь кажется ему смутно знакомой. Но думать об этом ему было некогда. Только что один Неизвестный человек наговорил ему ужасных слов и предрек несчастье в сегодняшнюю праздничную ночь. Поэтому-то и начал Арбенин подозревать свою жену, когда та не вернулась домой в назначенное время. После примирения муж замечает, что на одной руке у Нины отсутствует браслет. На вопрос, куда он делся, был ответ «потерян». Обыскав весь дом и не найдя вещи, муж по-настоящему усомнился в честности жены. Выясняется, что Нина была на том самом маскараде, а ведь юной барышне неприлично бывать в таких местах в одиночку. По ее словам, именно там она оставила свой браслет. Тогда он подумал, что втайне от него Нина встречается с князем Звездичем. Его ужасно возмутил тот факт, что не выручи его Арбенин, князю было бы совсем не до амурных дел. Рассорившись, супругу расходятся по разным комнатам.

На следующий день Нина спешит приобрести в магазине точно такой же браслет, но это оказывается невозможным. Тогда Арбенина едет к приятельнице, вдовствующей баронессе Шталь и встречает там Звездича. Она рассказывает ему о своей потере, а тот воспринимает это как намек, что на маскараде была именно она и теперь желает сойтись с ним поближе. Тут же молодой князь начинает проявлять к мадам Арбениной жаркий интерес. Та его холодно отстраняет и скорее удаляется прочь. Раздосадованный случившимся Звездич рассказывает обо всем вдове. Та в ужасе понимает, что ситуация приняла неверный оборот, ведь на том балу браслет князю подарила именно она. Вдова умалчивает эту историю, а Звездич тем временем отправляет любовное письмо госпоже Арбениной. Узнав об этом, Евгений Александрович окончательно убеждается в неверности супруги, но добродетель не позволяет ему расправиться с коварным соблазнителем.

Баронесса Штраль дорожит жизнью князя и чтобы избежать его дуэли с Арбениным, рассказывает всю Евгению Александровичу всю правду о том, что произошло на маскараде. Но Арбенин не слышит ее, не понимает значения ее слов. Но госпожа Штраль переживает напрасно, ведь он и не желает вовсе сражаться с обидчиком на дуэли. Его цель – ударить по репутации Звездича, осрамить его честь и достоинство. Для этого во время карточной игры он всячески придирается к сопернику и, в конце концов, обвиняет его в шулерстве и мухлеже. На глазах у всей публики Арбенин дает Звездичу пощечину. Обидчик отомщен, теперь черед Нины. Госпожа Штиль, понимая, что в любом случае ее репутация будет испорчена, решает уехать в свое деревенское именье, но перед этим раскрывает Звездичу правду обо всей этой истории.

Во время прощания с телом покойной Арбенин встречает Звездича и того самого Неизвестного, который предрек ему несчастье. Это был его знакомый, которого Арбенин много лет назад обыграл в карту и сделал нищим. Неизвестный при всех заявляет, что Арбенин собственными руками лишил жизни супругу. Звездич в тот же момент рассказывает историю потерянного браслета и подтверждает свои слова письмом баронессы. Арбенин сходит с ума. Неизвестный доволен исходом событий. Звездич несчастен и до конца дней останется безутешным и лишенным спокойствия.

В своем произведении М.Ю. Лермонтов стремился показать все те пороки, что были свойственны светскому обществу Петербурга того времени. В названии «Маскарад» кроется не только костюмированное мероприятие, но и общество в целом, где постоянно происходили скрытые интриги, прятались человеческие пороки. Лермонтов не мог принять такой образ жизни и решил открыть своим читателям глаза на прогнившую изнанку жизни петербургской знати, сконцентрировав основную ее составляющую в лице главного героя пьесы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

Маскарад. Картинка к рассказу

Сейчас читают

С первых страниц рассказа мы видим, что все события происходят на Крымском побережье. Перед нами предстают бродячие артисты, среди которых был прелестный пудель Арто

Действие происходит в доме заведующего магазином Аристарха Петровича Кузькина и его жены, продавщицы ювелирного магазина «Сапфир», Веры Сергеевны.

Роман рассказывает о нарастающей в начале 60-х годов в США атмосфере социального и нравственного неблагополучия. В центре этих событий оказывается потомок когда-то богатой семьи Итен Аллен Хоули. Он счастливо женат и имеет двух прекрасных детей

Рассказ начинается с фразы: “История одного медведя”. Тедди – старый цирковой медведь, который всю свою жизнь провел в клетке. Он давно привык к шуму арены и постоянным репетициям

Сергей Михалков пишет о мужчине очень высокого роста. Имя и фамилия него не замысловатые. Зовут его – Степан Степанов. В произведении в самом начале автор описывает его. Он был очень высоким человеком, обувь у него была сорок пятого размера

Источник

Анализ пьесы Лермонтова «Маскарад»

Автор: Guru · Опубликовано 08.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Все мы знаем Лермонтова-поэта с его «Пророком», «Мцыри» и «Демоном», однако Лермонтов-драматург знаком не каждому из нас. И очень зря. Его коронный психологизм наиболее полно раскрылся именно в жанре пьесы, которая до сих пор входит в золотую коллекцию театральных репертуаров.

История создания

Работа над «Маскарадом» шла в течение 1835-1836 годов. К этому времени молодой и недавно (в 1834 году) закончивший школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лермонтов уже успел близко познакомиться со светской жизнью и в частности с развлечениями в доме Энгельгардта. Тамошние маскарады и послужили основой для развития конфликта в пьесе. Цензоры были поражены резкостью критики, направленной в адрес столь популярного в то время развлечения и места его проведения. Это, а также своеобразие главного героя и неоднозначная и, очевидно, несчастливая развязка сослужили дурную службу произведению. Михаил Юрьевич несколько раз переписывал пьесу, порой внося в нее значительные изменения (в концовку, в систему персонажей; не были постоянными ни количество актов, ни название), но ни одна редакция ни была одобрена. Читатель познакомился с «Маскарадом» только после смерти автора; он был опубликован в 1842 году.

Не была счастливее и сценическая судьба драмы. «Маскарад» несколько раз ставили в разных петербуржских театрах, но нигде он не вошел в постоянный репертуар.

Смысл названия драмы

Маскарад – это обитель вечной праздности и торжества лицемерия, место, где разворачивается основной конфликт пьесы, и происходят все самые значимые события. Блеск и мишура залов, беззаботность и горячность гостей позволяют собравшимся пуститься в свободное плавание по морю безудержного веселья, разгула и кутежа и скрывают бесконечно совершаемые и повторяемые ими пороки. Что важнее, «маскарад» – это положение дел в обществе, состояние души каждого уважаемого члена общины. «И если маскою черты утаены, / То маску с чувств снимают смело» — так говорит о гостях дома Энгельгардта главный герой пьесы. Действительно, собравшиеся настолько привыкли носить на себе определенный образ в повседневной жизни, представать перед знакомыми такими, какими их желают видеть, что единственная возможность для них раскрыть свой истинный облик, дать волю чувствам, рассказать о своих желаниях, мечтах, волнениях – это скрыть себя под маской. Неузнанные они обладают большей смелостью и готовы поведать окружающим то, о чем и подумать не решились бы, не будь они на маскараде.

Тема судьбы и случая

«Мир для меня – колода карт, / Жизнь – банк; рок мечет, я играю / И правила игры я к людям применяю». Такова вся «премудрость земная», по словам Казарина. Карточная игра в свое время прочно закрепилась в русской литературе. Этот мотив не только выполняет роль двигателя сюжета или средства раскрытия характера персонажа, но также воссоздает романтическую модель мироздания. Беспристрастный рок мечет карты испытаний, проверяя ими всех идущих по жизненному пути. Кто-то с головой бросается в эту игру, кто-то умеет вовремя, заняв свою нишу, остановиться и тихо доживает свои дни без приключений. Есть люди, которые плывут по течению и смиряются с любым поворотом судьбы, радуются мелким подношениям с ее стороны или безропотно принимают поражения. Но есть и совсем другой тип человека – герой-игрок. Это тот, кто принимает правила, но отнюдь не собирается подчиняться условиям. С одной стороны, он – борец, с другой, сумасшедший, которого внутренняя страстность заставляет никогда и ни в чем не соглашаться с предначертанной судьбой, он до последнего вздоха будет идти наперекор, даже если заранее обречен. Таким героем в «Маскараде» является Арбенин. Многие персонажи пьесы отмечают, что в нем есть какая-то сила, возможно, демоническая, которая помогает ему в неравной борьбе с неумолимым роком.

Судьба преследует героя. Трудно сказать, мог бы он избежать трагического завершения пути. Безусловно, шанс был дан ему, но обмануть рок практически невозможно. Арбенин стремительно двигался к предначертанному концу.

Случай сыграл со всеми злую шутку. Незначительное происшествие – потеря браслета – повлекло за собой множество роковых последствий. Все замешанные в этой истории люди оказались несчастны, а значит, случайности неслучайны. Они — орудие в руках судьбы, которая с их помощью проверяет героев и карает их за ошибки.

«Зеркальность» системы образов

В реальной жизни людям часто приходится примерять на себя маски, играть роли, выдавать себя за тех, кем они не являются, или просто скрывать некоторые свои качества, которые могут невыгодно сказаться на их положении в определенном обществе. Герои пьесы занимаются этим денно и нощно. Они как будто смотрятся в зеркало, которое сглаживает неровности и угловатости, и пытаются убедить окружающих в том, что тот, кого видят в отражении, и есть настоящая личность. В зазеркалье каждый из них становится тем, кем хотел бы быть, сообразуясь с собственной выгодой. Персонажи в этом мире создают себе нужную маску, срастаются с ней и уже сами верят в то, что это их настоящее лицо. Лишь изредка можно разглядеть их истинный облик. Как ни удивительно, но происходит это, когда лица героев буквально скрыты – на маскараде.

Есть в этом искаженном мире один человек, нежелающий притворяться и лицемерить. Он и не нуждается в этом. Его мало заботит общественное мнение. Природные эгоизм и холодность позволяют ему замкнуться полностью на себе, смотреть свысока на окружающих, но при этом быть и самым честным среди них. Евгений Арбенин не считает себя частью общества, с которым он вынужден сосуществовать. Некогда у него были здесь товарищи, друзья, но их связывал лишь игральный стол. Теперь никто, кроме жены, не вхож в его маленький обособленный мир.

Романтический конфликт

На протяжении произведения Арбенин меняется буквально на глазах. Он предстает перед нами спокойным, остепенившимся человеком. По всему видно, что он несколько притомился забавами света, но пока еще не чужд им. Евгений, кажется, вполне рад встрече со старыми знакомыми и не прочь вспомнить прежние времена, когда он был молодым страстным игроком, искал свое счастье в картах, «не завидовал» товарищам по интересам, «но и не знал участья» к их судьбе. Он охотно отправляется с князем Звездичем на маскарад. В то же время, именно там проявляется отстраненность героя: «Они все чужды мне, и я всем им чужой!» — говорит он о том обществе, в которое попал. Юные годы его прошли, шумные балы больше не прельщают его. Теперь, мирно стоя в стороне, он читает фальшь во всех собравшихся и больше не хочет быть причастным к их образу жизни.

Из душевного равновесия героя выводит весьма прозаичное происшествие: у него появляются подозрения, что жена ему изменяет. Мгновенно из тихого семьянина он превращается в пылкого любовника. Ревность клокочет в нем, толкая героя на необдуманные поступки. Теперь он уже не самоустраняется. Отчасти в произошедшем Евгений винит и общество, которое без труда может «заглотнуть» чистое, безгрешное создание (такое как Нина) и опошлить его, уничтожить в нем все самое хорошее, сделать его подобным себе. От немого осуждения Арбенин переходит к громким нападкам. Сейчас он один против всех. Зная все пороки общества изнутри, он один может сорвать с окружающих маски.

Образ Евгения Арбенина

Именно вышеназванное качество выделяет героя Лермонтова из толпы. Арбенин – обличитель, благодаря определенным событиям это становится его главной функцией. Такому герою суждено пройти через разочарование в обществе или пресыщение светской жизнью. Это влечет за собой проявление таких качеств, как неудовлетворенность действительностью, самовозвышение над окружающими, замкнутость, нелюдимость. Гордец на время застывает в таком состоянии, а затем, как правило, происходит столкновение его с реальностью или обществом. Зарождающийся и развивающийся конфликт сильно действует на персонажа, тот теряет способность держать эмоции и мысли под контролем и начинает бросать направо и налево хотя и обоснованные, но все же жесткие обвинения. Битва эта обречена, ибо не стоит ни малейшего труда социуму сплотиться против инородного элемента, этого разрушителя порядка и спокойствия. Оно уничтожает обличителя или попросту изолирует его от себя.

Многие исследователи отмечают преемственность персонажа Лермонтова по отношению к Чацкому. Подобно герою «Горя от ума» Арбенин, будучи оскорблен жестокостью общества, врывается в привычный ход его жизни, стремясь вывернуть его миропонимание наизнанку – той стороной, в которой он видит истину. Занятый изобличением пороков окружающих, он не замечает, что остается непонятым, осмеянным, отвергнутым. Никто не желает поддержать его правду.

Что же касается пути, по которому герой пришел к финалу своей истории, то тот напоминает жизнь Онегина (неспроста они тезки). Пушкинский Евгений до поры, до времени блистал в обществе, любил светские развлечения, как никто, и вдруг в одночасье все бросил, удалился в деревню, скрылся ото всех. Разница в том, что Арбенин смог найти свое счастье в этом мире, хотя длилось оно не долго. Онегин же так был занят осуждением нравов, поступков, убеждений, что упустил свой шанс и больше уже не смог примириться с действительностью, достичь с ней гармонии.

Образ Нины

Нина. Молодая девушка, милое, чистое, цветущее создание, только вступающее в жизнь. Как такой холодный, скупой на чувства человек, как Арбенин, одержимый лишь одной страстью, мог заполучить ее сердце? Сам он назвал ее ангелом, посланный ему Богом, чтобы построить его счастье. Нина единственная, кто может спасти душу Евгения, но чтобы искупить все его прошлые поступки, совершить этот подвиг, недостаточно только ее чувств, главное, — это его желание измениться. Он любит жену, ему хорошо в семейном уюте, он забывает об игре, буйный нрав его утихает. И все же отказаться от прошлого — еще не значит начать новую жизнь. Герой застывает в новом образе до первого потрясения. Малейшее сомнение рушит новообретенную гармонию, и супруг оказывается не в силах устоять перед натиском былых порывов. Нина – это испытание, которое он силится преодолеть, но не может. Ему не хватает веры.

Прошлое настигает Евгения, он поддается слабости, и дикая страсть застилает ему глаза, не дает увидеть и услышать даже очевидное. Арбенин не может совладать с гневом, ревностью, жаждой снова включится в игру. На этот раз ставки непомерно высоки – судьбы людей на кону. Игрок готовится к финальному раунду, ничто и никто не может удержать его на краю пропасти. Он забывает, что любые деньги можно вернуть, отыграть, заработать, а жизнь человеку возвратить нельзя. Он шагает в бездну, еще не осознавая, что вместо победы над обстоятельствами или ничьей в его схватке с обществом, которое он желает проучить, он стремительно приближается к полному поражению и саморазрушению.

Смысл финала

Не только потеря того, чем он мог дорожить, ждет Арбенина. Судьба уготовила ему страшную кару. Она не пожелала оставить его в неведении о содеянном. В завершающих актах пьесы появляется таинственный Неизвестный, посланный раскрыть все секреты и сорвать пелену, скрывающую правду от преступника. До этого момента разум услужливо мутил сознание главного героя в те минуты, когда должно было происходить разоблачение действующих лиц конфликта или обстоятельств, приведших к его появлению. Евгений не верил словам или не понимал их смысл, а порой даже не слышал того, что ему говорили. Ослепленный ревностью, но стал одержим мыслью о мести и уже был неспособен свернуть с этого пути. Неизвестный разрушил стену обмана и домыслов, возведенную самим ревнивцем, и тот наконец-то увидел полностью всю картину, осознал, что натворил ужасное и непоправимое. Жить с этим дальше было невозможно, разум героя окончательно погрузился во тьму, откуда несчастному уже не было возврата.

Можно ли считать сумасшествие наказанием для героя? Мог ли он спустя годы снова обрести покой и счастье в этом мире? Пожалуй, это было его единственное спасение. Ведь он не остался совершенно глух к голосу совести, он испытал ужасную боль и муку из-за свершенного им. Помутнение рассудка освободило его от груза знания.

Судьба сломила его, но победив, она не лишила его жизни, не дала второй шанс. Арбенин застрял где-то между земным существованием и небесным судом. Было ли это дополнительной карой или возможностью искупить вину и заработать прощение, сказать невозможно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *