Драматург это кто и чем занимается
Профессия — Драматург. Кто такой Драматург?
Для тех, кто мечтает, чтобы его творения увидели во всем мире, стоит узнать о такой профессии, как драматург кто это, какие требования предъявляются к этому специалисту.
Особенности специальности
Второе название профессии драматург – писатель, умеющий правильно писать пьесы или сценарии. Сама по себе эта специальность относится к творческим, но отличается особой сложностью, так как предъявляет определенные требования к специалисту. Именно это и ограничивает интерес к ней среди творческих людей.
Что нужно знать о специальности?
Могут потребоваться сценарии не только для съемок фильмов и сериалов, но и передач на телевидении, а так же рекламных роликов.
Для написания своего сценария драматург может использовать любое художественное произведение. Для этого оно тщательно изучается и разбивается на части. Может использоваться и собственный сюжет.
Личностные качества специалиста
Под личными качествами драматурга понимаются:
В чем заключается работа в кино и на телевидении?
Всем известно, что если нет сценария, то не получится ни передача, ни кинофильм. А потому к современным сценаристам предъявляется требование постоянно развиваться. Только в этом случае буду получаться интересные фильмы, пьесы и телепрограммы.
Стоит ли говорить, что привлекаются драматурги для написания сценариев для так называемых ток-шоу. И это не говоря уже про сценарии к фильмам или сериалам. Все дело в том, что именно правильно подобранный сценарий становится основой для съемок.
Не стоит зацикливаться на бытовых мелочах, так как это может погубить даже самый талантливый сценарий, а вместе с ним и фильм или спектакль. Профессиональные драматурги знают это и потому стремятся сделать сюжет более динамичным.
Теперь вы знаете, что требуется от такой профессии, как драматург кто это и что должен уметь, чтобы являться профессионалом.
Краткая история профессии
Первый писатель драматург в России — А. П. Сумароков. Он является одним из представителей классической русской драматургии XVIII века. Автор придавал своим произведениям жизненности за счет высмеивания традиций прошлого.
Но до Сумарокова, драматургические произведения создавались еще в VI веке до нашей эры древними египтянами. Они устраивали постановки к похоронам фараонов. Но такие произведения были привязаны к ритуальным обрядам.
Известные драматурги — это У. Шекспир, П. Корнель, Н. Гоголь, А. Пушкин, Л. Толстой. И на этих именах список не заканчивается. В советское время список пополнился В. Розовым с его пьесой «В добрый час» и другими.
Деятельность драматургов связана с написанием драматических произведений для пьес, театра, кинематографа, а иногда и для телепередач.
Люди с образованием драматурга должны обладать большим жизненным опытом, потому как им требуется четко представлять в голове различные ситуации и отражать их на бумаге. Драматург должен зацепить зрителя эмоциями и переживаниями героев своего творения.
Характеристика современной драматургии
Драматургия — искусство построения произведения в драматическом жанре. Этим термином также могут называть драматические произведения отдельных авторов.
Понятие состоит из основополагающих элементов драмы, а также некоторых принципов. Этот термин означает действие, которое совершается между характером и внешним положением героев произведений. Действие, как правило, происходит в известный для читателя исторический период. Согласно одной из страниц Википедии, драматург пишет о промежутках времени, которые длятся несколько часов. В более ранних творениях, в произведениях XVI века действия могли длиться в течение нескольких лет.
Определение «драматургировать» значит, что человек искажает простые или хорошие события в негативные. Таким термином часто характеризуют многих писателей-драматургов.
Профессиональные обязанности
Драматурги пишут сценарии для фильмов, телевидения, театральных постановок.
Каждый фильм начинается со сценария. После режиссер читает его, прикидывает события картины, образы и характеры героев. Работа драматурга в киноиндустрии очень востребована. Главный критерий для сценария — оригинальный сюжет, иногда он может быть сложным. Такие картины больше всего ценятся в индустрии. Иногда работа сценариста и режиссера совместная.
Талантливые авторы нужны и на ТВ. Необходимо продумывать порядок действий и слов для новостных, развлекательных программ. Часто драматургов приглашают в качестве сценаристов для сериалов. Это довольно стабильная работа с хорошим заработком.
Театральные драматурги в современности все чаще остаются без работы. Качественные пьесы могут ставиться несколько раз, во многих театрах.
Преимущества и недостатки
Для того чтобы стать сценаристом, необходимо иметь талант. Образование в профессии сценариста — это необязательное условие. Но оно будет давать преимущество при выборе кандидатов на должность сценариста. Наличие диплома о высшем образовании также позволяет быстрее подняться по карьерной лестнице.
В Москве и других городах России существует несколько учебных заведений со специальностью драматургия. Для поступления необходимо сдать экзамены по русскому языку, литературе, иногда творческий экзамен.
Перед выбором основной специальности рекомендуется рассмотреть ее плюсы и минусы. К преимуществам профессии драматурга относятся:
Профессия относится к творческим и поэтому подходит не каждому. Драматурги часто посещают психологов из-за непостоянства в работе. Недостатки специальности:
У сценариста большой выбор мест для трудоустройства. Но конкуренция на вакантное место большая. В обязанности специалиста входят:
Иногда сценаристы принимают участие в создании фильмов, сериалов, на ходу разрабатывают новые действия для героев.
Задачи драматурга-сценариста
Планирование действий и характера персонажей в фильме — самая важная часть в произведении, а сценарий создает основу для картины. Невозможно снять фильм, сериал или поставить пьесу в театре без сценариста. Задачи сценария:
Для больших картин, как правило, нанимаются уже готовые и сработанные команды, состоящие из режиссера, сценариста, оператора, звукооператора. Они проще и быстрее остальных способны снять картину с интересным сюжетом.
После написания сценария режиссер внимательно читает его. Текст содержит информацию о героях произведения, местах действия картины, диалогах. Режиссер представляет сцены действий в голове и оценивает вероятность их использования. При прочтении сценария он также должен видеть общую картину развития событий. При нескладности некоторых действий режиссер меняет части текста, а иногда и вовсе просит сценариста переделать его.
Перед написанием сценария режиссер встречается со съемочной группой и обговаривает общую картину фильма, сериала, ее суть. Сценаристу будет предложен эскиз, на основе которого необходимо написать работу. Он должен думать и представлять, что хочет режиссер сказать своим произведением.
После написания основного сценария и его утверждения режиссер разрабатывает свой расширенный план, в котором описан тип каждого кадра. В нем также может быть список вопросов и поручений к съемочной группе.
Для некоторых картин готовят длинные и сложные сценарии. Чтобы его упростить, используют аббревиатуры, которыми пользуются сценаристы.
На этапе, когда готова основная идея, она должна быть преобразована в простую и понятную каждому зрителю конструкцию. Именно таким правилом пользуются сценаристы фильмов, сериалов, театральных постановок.
Без сценариста невозможно создать картины для телевидения, кинотеатров и театров. У него одна из главнейших ролей в съемке произведения. В паре с режиссером сценаристы могут создать интересную картину с глубоким смыслом.
Кому подходит работа
Не каждому подходит профессия драматурга. Чаще ее выбирают абитуриенты с отличным знанием русского языка и литературы. Драматурги должны обладать некоторыми качествами:
Сценарист должен быть начитан и знать основы драматургии. Но теоретических знаний будет недостаточно. Необходимо интересоваться и разбираться в кинематографе, театральном искусстве и телевизионном производстве.
Работа над сценарием — это всегда поглощение большого количества информации по необходимой теме. Драматурги должны широко мыслить и проявлять интерес к людям и жизни в целом.
Хорошие сценаристы обладают писательским навыком в совершенстве, внимательны к мелочам и нацелены на качественный результат своего произведения.
Кто такой драматург? Чем занимается, что за профессия?
Для людей творческий и мечтательных, умеющих излагать свои мысли в текстах, расскажем о профессии «драматург». Разберем, драматург это кто такой, какими личными качествами должны обладать профессионалы этого дела.
Что бы понять, что за профессия это, мы обратились к википедии, где сказано, что драматург – это талантливый писатель, основной деятельностью которого является создание драматических произведений и пьес.
Специфика профессии
Стоит понимать, что особенность профессии «драматург» заключается в том, что вся деятельность основана на написании драматургических пьес, сценариев для театров и кино, а так же телепередач и различных культурных мероприятий, сюда же можно отнести задумки рекламных роликов.
Именно драматургам удается передать зрителю основу происходящего в произведениях, описание мест и действий героев.
Как стать драматургом?
Для того, что бы стать драматургом, который будет востребован и получит признание публики, необходимо:
Начнем с того, что разберем, какой же природный потенциал должен быть у человека, который хочет посвятить себя драматургии.
Это было описание личности, а теперь поговорим об образовании.
Что бы стать человеком, у которого писательство не только талант от природы, но и профессионализм, необходимо пройти обучение в высшем учебном заведении на филологическом факультете, а так же углубленно изучать отечественную и зарубежную литературу.
Плюсы и минусы профессии
Несмотря на то, что данная профессия считается одной из спокойных и окутана вуалью культуры и умиротворения, у нее так же присутствуют плюсы и минусы, о которых расскажем ниже.
Начнем с положительных моментов.
К ним относятся:
А теперь о минусах. Их не много, но они присутствуют.
К ним относятся следующие факторы:
Подведем итоги.
Мы сделали данную статью максимально информативной как для взрослых, так и для детей, который заметили в себе талант писательской деятельности и в дальнейшем мечтают стать драматургом.
Здесь раскрыты все запланированные вопросы:
Миссию по определению профессии «драматург» мы выполнили в полном объеме.
Драматург (театр, кино, телевидение)
Драматург (от греч. dráma— действие) театра, кино и телевидения создаёт литературную основу будущих постановок. В кинематографе и на ТВ его называют также сценаристом. Только из хорошего сценария может получиться хорошее кино. И только лучшие пьесы надолго переживают своих творцов. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Драматург в кино
Кино начинается со сценария. Сценарий – это фундамент, на котором режиссёр возводит здание фильма. Драматург фильма (он же сценарист или кинодраматург) конструирует события, строит образы, характеры. Говорят, что профессор ВГИКа Валентин Константинович Туркин (преподавал в 50-е годы прошлого века) свою первую лекцию перед первокурсниками начинал словами: «Сценарий не столько пишется, сколько ваяется и строится».
Теоретики театра и кино говорят, что есть 36 драматических ситуаций, вокруг которых можно выстроить сюжет. Но штампы и банальное мышление – это враги драматурга. Драматическую ситуацию необходимо показать через какую-то интересную историю, в которой есть свежий взгляд, новые приёмы, неожиданные повороты. Как заметил кинодраматург Одельша Александрович Агишев, в 2008 году из 120 выпущенных картин на экран вышли единицы. И дело не только в алчности прокатчиков, а ещё и в том, что сами истории часто неинтересны и вторичны. В них есть подражание уже испробованным образцам (обычно американским) и нет новизны.
Надо сказать, что сценарии не всегда пишутся по оригинальному сюжету. За основу для сценария можно взять книгу или театральную пьесу, адаптировав их для экранизации. Но и в этом случае у сценариста есть широкое поле для творчества. Например, знаменитые фильмы о Шерлоке Холмсе, режиссёр Игорь Масленников решился снимать, прочитав сценарий Юлия Дунского, Валерия Фрида. Режиссёр признался в одном интервью, что никогда не был поклонником рассказов Конан Дойля о сыщике. Но прочтя сценарий, он увидел, что в нём не только главный герой, но и доктор Ватсон вдруг обрёл черты живого человека. Сценаристы иронично и точно выписали взаимоотношения двух джентльменов, т.е. сделали то, чего до них никто не делал, хотя фильмов о сыщике было снято великое множество.
Недопустимость банальности – в этом, видимо, состоит самая большая сложность профессии. Другая сложность – в том, что отдав свой сценарий режиссёру, сценарист уже не может существенно повлиять на конечный результат. Получив сценарий, режиссёр преобразовывает его в свой (режиссёрский) сценарий, продумывая каждую сцену, каждый кадр. Сценаристу всегда неприятно, если видение режиссёра не совпадает с его видением. И всё же, если сценарий удался, у фильма есть шанс полюбиться зрителям. Иногда сценарист и режиссёр работают над сценарием вместе.
Драматург на телевидении
Телевидение, как и кино, нуждаются в талантливых сценаристах (теледраматургах). Потому что сценарий лежит в основе любого телесериала и любой телепрограммы. Исключение составляют новостные программы, в которых, как говорят сами телевизионщики, в роли сценариста выступает сама жизнь. Работа над всеми остальными программами начинается с проработки сценария. Сценарист сериала (часто совместно с продюсером и режиссёром) находит идею сценария, затем разрабатывает сюжет, завязку, главных героев и персонажей второго плана, их привычки, характеры, стараясь сделать их такими, чтобы зрители сопереживали всему, что происходит на экране, могли примерить выдуманную историю на свою жизнь. Работая над другими передачами, например, над ток-шоу, сценарист также намечает тему, определяет, в какой последовательности будут появляться герои в студии, о чем будут вопросы и т.д.
Драматург в театре
Театральный драматург пишет драматические произведения (пьесы) для театральных постановок. В работе театрального драматурга существуют те же проблемы, что и в работе сценариста. Но есть одно важное отличие: если пьеса хорошая, спектакли по ней могут ставиться бесконечно, во многих театрах одновременно. Всем известный пример – бессмертная комедия «Горе от ума» Грибоедова. Театральная пьеса, как и сам театр, – живой организм. И каждое представление, даже в одном и том же театре, отличается от других: всегда есть что-то новое в актёрской игре, какой-то новый акцент может внести режиссёр, а иногда и сам драматург.
Рабочее место
Кинодраматург или драматург сериалов может работать самостоятельно, получая гонорары за сценарии, принятые к производству. Театральный драматург также работает за гонорары. Сценарист телевизионных программ может работать в штате телекомпании или сотрудничать с нею на договорной основе.
Важные качества
Профессия драматург предполагает некоторый жизненный опыт, который оказывается лучшим источником идей и коллизий для будущих произведений. Несомненно, нужен широкий кругозор, интерес к окружающему миру. Чтобы преобразовать своё знание жизни в сценарий или пьесу, нужны литературные способности, богатое воображение, любовь к сочинительству, способность к долгой сосредоточенной работе.
Оплата труда
Знания и навыки
Драматург должен знать и уметь использовать законы драматургии, особенности телевизионного и кинопроизводства, разбираться в человеческой психологии. А выстраивая сценарий о сфере жизни, с которой он не знаком, должен узнать о ней как можно больше.
«Все равно что играть в шахматы». Почему российская драматургия стала одной из самых сильных в мире
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Иван Судаков, актер, режиссер, эссеист, продюсер. Работал куратором в Международном фонде Станиславского, на театральном фестивале «Сезон Станиславского». Окончил ГИТИС. Автор двух сборников прозы и стихов, основатель собственного театра KTO studio
Швейцарский драматург Фридрих Дюрренматт говорил: «Писать пьесу все равно что играть в шахматы: в выборе дебюта ты свободен; дальше партия развивается по своей собственной логике».
Но почему тогда профессия режиссер и профессия драматург — две не то что противоборствующие профессии, а два человека, друг друга на дух не выносящие? При этом в современном театре зритель предпочитает ходить «на режиссера», а не на произведение того или иного автора. Как так случилось?
Итак, начнем с самого начала. В эллинском мире есть мифы о подвигах героев, и на мотив этих мифов драматургами (драма в переводе с древнегреческого означает «действие») сочиняются эпические произведения, в которых участвуют два-три артиста и хор. То есть зритель, который приходит на спектакль в общем и целом знаком с канвой произведения и даже знает, кто на какой минуте примерно умрет.
Здесь главным является не искусство режиссера, а умение и красота драматического построения текста. Здесь нет актерской игры, так как лицо актера скрыто за неизменной, даже немимической маской. Здесь нет спецэффектов и работы видео- и светохудожника, так как все происходит при естественном освещении на открытом воздухе. Вся надежда только на талант драматурга.
Дальше драматурги стали потихоньку отходить на второй план. Очень медленно, но отходить. В средних веках драматург писал только фабулу игры комедии дель арте (комедия масок — прим. «Ленты.ру»), а остальное додумывал актер. Актер играл и шутил на актуальные темы, рифмовал и сочинял на свежие газетные темы, и зал смеялся. Да, это было очень похоже на современный стендап.
Фото: CM Dixon / Print Collector / Getty Images
В эпоху барокко же начало развиваться искусство сценографа и сценическая машинерия. Декорации стали одними из главных составляющих концепции спектакля. Когда из зала на сцену смотрел сам король и все его придворные, то спектакль должен быть хотя бы красивым. В центре партера садился Король-Солнце и любовался на красивый балет. В этом случае чаще всего роль драматурга также урезалась до написания либретто.
Позднее система работы театр — драматург стала еще муторнее и с какой-то стороны проще — драматург пишет водевили на известные или избитые сюжеты, а композитор на рояле играет пару аккордов для куплетов. Зал смеется.
Либо драматург (а по совместительству часто поэт, прозаик, философ, натуралист — ведь на дворе эпоха Просвещения) на известные трагические сюжеты пишет драму в стихах, где все в конце погибают. Зал плачет.
Первыми драматургами, заявившими о своей роли в качестве авторов спектаклей, были русские. Эти фамилии вам известны. Александр Грибоедов, Денис Фонвизин, Александр Пушкин, Александр Островский… В их текстах есть четкая авторская мысль о своих современниках, о человеческой натуре. Они пишут тексты драматической формы не потому, что этого требует король или эпоха, а потому, что этого требует их внутренняя человеческая и гражданская позиция.
Они все четче и четче представляют себе спектакль по своим произведениям и прописывают в тексте монологов эмоции, паузы, действия, порывы… Актер становится только исполнителем текста. И в актерском ансамбле проявляется драматург. Зал, понимая это, на премьерных поклонах начинает вызывать автора. Автор кланяется и видит, что отчасти он и есть создатель того, что здесь происходило.
Потом в усадьбе Любимовка встретились предприниматель Станиславский и средний писатель Немирович-Данченко. Они стали говорить о том, что в современном театре не хватает режиссуры и правды жизни. Здесь началась история совершенно другая. И только в конце XX — начале XXI века в том же селе Любимовка начали встречаться молодые драматурги под руководством заслуженных мастеров и обсуждать и говорить, и говорить и обсуждать. Это вылилось в ежегодный фестиваль «Любимовка», эдакий драматургический «Оскар», куда попасть мечтает каждый автор.
Например, современный драматург Мария Малухина, по мнению некоторых критиков, в некоторых своих произведениях выступает как современный Эрнст Гофман. В ее пьесе «Мертвая голова» замотавшаяся и уставшая девушка, едущая каждое утро на работу из одного конца Москвы в другой, вдруг встречает просто какую-то мертвую голову, которая рассказывает ей истории из древнегреческой мифологии, так как «они были на самом деле». С помощью этой постоянно недовольной и смешно ругающейся головы героиня наконец поймет что-то про себя и про то, что ей следует делать со своей жизнью. Да, это обычная история про кризис 27-30 лет, но не совсем.
Также тексты современной русской драмы каждый год показывают то, что болит у зрителя. Социальные проблемы безотцовщины (красивые мелодии пьесы «Кто мой папа?» воронежского автора Арик Киланянц, стучащие под ритм колес поезда Москва — Владивосток), бытового насилия («Тлеющий человек» курского драматурга Александра Демченко — рисунки одаренного мальчика, растущего в неблагополучной средней семье), непонятная большинству взрослых жизнь собственных детей с особенностями развития («Яблочный заяц» Анастасии Букреевой). Все это те точки, которые действительно знакомы каждому и отзываются как у простого зрителя, так и у искушенного театрала.
Неуспокоившиеся споры о советском наследии современности также находят свое выражение в драматургии. В этом году была особенно отмечена потрясающе красивая пьеса Анастасии Букреевой под названием «Черная пурга». В неназванном городе Норильске случайно застрял человек по фамилии Свердлов, который совершенно не должен был здесь задерживаться. Он сотрудник неназванной большой корпорации, который должен выяснить, почему в этом городе погиб шахтер. Вот и все. Но в городе начинается черная пурга и вся жизнь затихает. Или наоборот — все начинают что-то понимать?
Драматургия говорит с современным российским зрителем на его языке. У каждого поколения театральных зрителей теперь есть свой голос — и на «Любимовке», и в театре. Автор наконец может написать в ремарке фразу «герой посадил зерно и смотрит, как растет дерево», и режиссер должен будет повиноваться.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора