Драйвер это в экономике что такое

​Драйвер роста экономики применительно к промышленности

В современной экономической литературе существуют разные толкования понятия «драйвер роста». В ряде работ этот термин выступает синонимом понятий «источник роста», «точка роста», «локомотив роста». В других работах подчеркивается отличие между «точкой роста» (источником, подающим «импульс роста») и «драйвером роста» (механизмом, обеспечивающим связь между источником роста и экономической системой). Мы будем использовать понятие «драйвер роста» во втором значении. Для нас представляют интерес те драйверы роста, которые применимы именно к промышленности как источнику роста.

«Импульс роста», заданный притоком доходов в отдельный сектор экономики, может быть распространен на другие с помощью нескольких механизмов (рис. 1). В секторах, включенных в промышленные производственные цепочки, импульсы роста в первую очередь распространяются на компании, относящиеся к «соседним» звеньям цепочки, а также на смежные компании — промышленные потребители, для которых распространение такого импульса роста связано с обеспеченностью необходимой продукцией (приемлемой по качеству и цене) для переработки или собственного потребления. Импульс роста также распространяется на поставщиков материалов, оборудования, технологий, услуг, поскольку на их продукцию возникает дополнительный спрос. Действие этих двух драйверов роста в дальнейшем распространяется на более широкий круг компаний посредством мультипликативных процессов.

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Рис. 1. Драйверы роста экономики в результате притока доходов в отдельной промышленной отрасли — источнике роста

Кроме того, увеличение доходов может быть распространено через потребительский спрос сотрудников компаний растущего сектора экономики, а также через механизм перераспределения доходов через госбюджет, заключающийся в осуществлении бюджетных расходов (социальных, инвестиционных и т. д.) за счет более высоких налоговых и иных обязательных отчислений данного сектора. Последние два механизма также оказывают влияние на состояние компаний других секторов, однако это происходит через «посредничество» определенных групп потребителей или госструктур. Результативность каждого из этих механизмов определяется различными факторами. Так, распространение импульса роста на покупателей и поставщиков зависит от того, какую роль в экономике играют покупатели и поставщики компаний-источников роста, являются ли они отечественными. Результативность распространения роста через доходы персонала компаний зависит от численности занятых и уровня заработной платы в компаниях растущего сектора, бюджетного перераспределения — от величины налоговой нагрузки, структуры расходов бюджета и др.

Источник

Операционные драйверы в бюджетировании

Операционные драйверы — это прогрессивный инструмент бюджетирования и планирования в бизнесе, отвечающий вызовам времени. Сейчас бизнесу нужно становится все более быстрым, гибким и управляемым. Тогда как применение традиционных финансовых инструментов, даже если ранее они считались очень эффективными, не дает желаемых результатов в управлении компаниями. Поэтому продвинутые организации все чаще используют операционные драйверы в бюджетировании. Это позволяет лучше понимать взаимосвязи бизнес-процессов, что находит свое свое отражение в отчетности.

Что такое операционные драйверы?

Операционные драйверы начинают применяются в бюджетировании компаний независимо от их размеров и сферы деятельности.

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такоеОперационные драйверы в бюджетировании

Они представляют собой факторы, которые оказывают непосредственное влияние на изменение суммы расходов и, соответственно, стоимости нескольких действий, связанных между собой. Данные инструменты предназначаются для определения и анализа причины происходящего, а также определенного воздействия на ситуацию. Именно этим они и отличаются от драйверов действия, которые являются лишь следствием того, что произошло ранее.

Еще одна особенность – степень измеримости. При использовании операционных драйверов в бюджетировании от специалистов не требуется максимальная точность при определении различных параметров. Допускаются измерения с незначительными отклонениями, если при этом была указана причина для изменений затрат и конечного результата. В качестве примера можно привести следующие факторы:

Данная особенность делает драйверы операционного типа более универсальными по сравнению с другими инструментами, которые применяются для бюджетирования компании.

Сферы применения операционных драйверов

За счет того, что при измерении затрат и стоимости действий не требуется максимально точный расчет, операционные драйверы рекомендуется использовать для оценки производительности предприятий и компаний. Кроме того, они подходят для выявления всех имеющихся резервов для дальнейшего повышения эффективности работы организации. Гораздо реже они применяются для оценки производительности на основе конечных результатов. Ведь в таком случае необходимы точные подсчеты всех факторов, от которых зависят показатели производственно-сбытовой деятельности компании.

Отслеживание динамики развития бизнеса и прибыли с помощью драйверов этого типа подходит для:

Ведь им нередко приходится менять параметры на протяжении всего периода, для которого выполняются расчеты, впоследствии чего конечные результаты будут значительно отличаться.

Как использовать операционные драйверы?

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Операционные драйверы – один из подвидов драйверов стоимости, который влияет на формирование будущей прибыли компании или предприятия. Благодаря правильному выбору и применению данных инструментов удается повысить производительность бизнеса, а также ускорить его развитие.

Специалисты по бюджетированию организации рекомендуют выбрать несколько драйверов, которые будут стабильно использоваться в дальнейшем. Это не только позволит проводить более точные расчеты, но и даст параметры для сравнения и отслеживания динамики производительности компании за определенный промежуток времени.
Отслеживать выбранные параметры необходимо на регулярной основе – минимум два раза в год. При таком подходе можно получить достаточно количество данных для оценки результатов и их сравнения с показателями, на которые рассчитывала организация.

В качестве одного из операционных драйверов в бюджетировании удобно использовать количество операционных затрат, исходя из предположения, что прибыль непосредственно зависит от уровня расходов. Для этого применяется метод проверки статистической гипотезы: если она верна, компания может продолжать придерживаться той же стратегии. В противном случае придется предпринять определенные меры для повышения рыночной стоимости бизнеса.

Схема расчетов

Расчеты себестоимости выбранных объектов калькуляции специалисты производят, исходя из объема потребленных действий. Этими объектами могут быть:

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Составление отчетности с применением операционных драйверов

Большинство специалистов считает, что при расчетах с применением операционных драйверов, независимо от того, какие объекты калькуляции используются, лучше составлять отчет в системе АВС. Она является более информативной по сравнению со стандартным бухгалтерским или управленческим учетом. Ведь в традиционной отчетности все затраты разделяют на категории по видам, а также местам осуществления расходов материальных либо трудовых ресурсов. В итоге в ней отражается то, сколько и чего было израсходовано компанией, а в системе АВС показано, как именно затрачены ресурсы.

Это позволяет вести оперативный, аналитический учет затрат подразделений предприятия. В АВС, кроме традиционных мер, используются показатели качества выполненной работы, времени, которое было потрачено на нее, и расходов на конкретные операции. Располагая финансовыми и нефинансовыми характеристиками, владелец бизнеса или менеджеры имеют возможность выявить непроизводительные расходы, идущие на изготовление и сбыт продукции.

Составление драйверной модели

При необходимости можно автоматизировать планирование расходов компании, используя специальную драйверную модель. Она дает ряд преимуществ:Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Преимущества применения операционных драйверов в бюджетировании

Данный способ прогнозирования будущей прибыли компании имеет несколько преимуществ:

1. Операционные драйверы можно использовать как самостоятельный инструмент, так и в комплексе с другими методами расчетов потенциальной прибыли от бизнеса.
2. Это оказывает непосредственное влияние на формирование будущей прибыли – при необходимости можно своевременно изменить стратегию развития фирмы, чтобы увеличить ее стоимость.
3. На основе полученных показателей можно более рационально выбирать способы взаимодействия с потребителями. Кроме того, владелец бизнеса или его менеджеры часто используют данные при выборе новых деловых форматов.
4. Отчетность на основании полученных данных позволяет оперативно принимать взвешенные решения по улучшению стратегии управления компанией и повышения производительности.

Драйверы в бюджетировании: выводы

Операционные драйверы в бюджетировании – эффективные инструменты, которые могут использоваться компаниями, предлагающими потребителям разные товары и услуги. Их грамотное применение значительно сокращает время на подготовку бюджета или изменение прогнозов, позволяет перейти к гибким срокам, повышает прозрачность бюджетного процесса и упрощает расчет возможных сценариев развития бизнеса. В целом повышается точность расчетов и сокращаются затраты на подготовку бюджетов и планирование.

Специалисты по бюджетированию рекомендуют дополнительно пользоваться и другими драйверами (устойчивости, действия, финансирования), чтобы поддерживать функционирование процессов на оптимальном уровне, внедрять новые механизмы, а также «зеленые» практики.

Источник

Что такое драйверы роста и какими они могут быть для России

Среди прочих мер, за 4 года Гувер начал больше крупных строек, чем за предыдущие 30 лет. Дороги. Мосты. Здания. Вообщем все то самое, что мы называем инфраструктурой.

Почему? Да потому что, в среднем, дом строится за 6 месяцев под ключ. Дом строили местные небольшие компании, которые нанимают местных рабочих и продают эти же дома, опять местным.

А дом, это не просто дом. Это дороги, трубы, провода, запорная арматура, счетчики, кондиционеры, котлы и все это местное производство.

Большой железобетонный муравейник может построить только большая компания. И деньги уйдут большей частью в офшор. А вот небольшой дом в 200 метров, способна построить бригада из 5 человек. Причем, если это местные рабочие, эти деньги останутся в экономике.

Есть и еще один плюс. Коммуникации к 300 домам будут стоить дешевле, чем к одному дому с 300 квартирами.

Просто потому, что к 300 домам коммуникации можно прокладывать в пластиковых трубах, низкого диаметра и давление в них будет невысокое. А лежат такие трубы до 50 лет без всякого ремонта.

Т.е. обслуживать такие коммуникации сможет небольшая местная компания, а не к-нить «гор-водоканал». И опять деньги в экономике.

Вот и получается, что России достаточно принять нормальные законы, которые позволят проживать на своей земле и заниматься коллективными инвестициями. Которые заставят монополии подводить коммуникации за нормальный и обоснованный прайс и срок и мы получим кучу рабочих мест и тот самый драйвер роста о котором говорим.

Да, стоимость подключение эл-ва в частном поселке на землях сельхоз. назначения в 100 домов по 10-12 соток = 150 000 с участка и 6-12 месяцев.

Вода 100 000 и 2-3 месяца, если бурить свою скважину на поселок.

При таких сроках и ценах, жить в своем доме дорого. Очень дорого. Цены должны быть раза в 3 ниже, а на газ в 10 раз ниже.

Ну например, что бы получить разрешение на врезку, когда у вас все готово, нужно получить счет в центральном газовом хозяйстве. Что бы получить счет, нужно ждать 3 месяца, потом дать взятку, а потом долго ходить и просить. После оплаты, вам нужно получить разрешение на врезку. Ну вы поняли, про ожидание и взятку.

А сейчас придумали новую мульку. Нужно получить НОМЕР ДОГОВОРА в центральном газовом хозяйстве. Ага. Тоже нужно ходить месяц, и когда сами заплатите взятку, вам его дадут =)))

Да, взятки вы платите вполне официально, той компании которая вам проводит газ, за услуги по. подключению, пожарной безопасности, получению разрешительной документации и т.д.

С пробуждением от летаргического сна. У нас такие посёлки итак уже лепят пачками на любой вкус.

Жить в собственном доме это и вовсе отдельное удовольствие, которое для молодой семьи так себе идея. Минусов гораздо больше, не говоря уже о цене.

Поддержал бы топикстартера если бы топик не скатился в оконцовке к пафосному надрыву.

Ага, ага. Ебём друг дружку, а деньги в кружку. Альф, помнится, предлагал нечто подобное:

— Альф, как ты думаешь решить проблему бездомных?
— Уже решил!
— Как решил?
— Для каждого из них строится дом.
— А что ты думаешь делать с безработицей?
— Её уже нет. Все строят дома!
— Может и войн больше нет?
— А кому воевать? Все бегают, обои для новых домов выбирают.

строителей понабежало. считаю,что автор прав. сам живу в частном доме,где подключение газа обошлось в 170 т.р. есть еще у меня магазин сельский по которому идет газовая труба,дак вот,подключение юрлица уже 360 т.р.и это просто за врезку в магистраль+трубы и прочую херь оплачиваешь сам. все эти коммунальные компании и газовщики контролируются частниками,они дерут столько,сколько захотят. ах да,еще есть у меня мясной цех,отопление 18 тыщ в месяц)))) за температуру +12 в помещениях. и пысы: электричество потребляемое магазом выходит в 60 т.р.

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Ответ на пост «Насчет мигрантов на стройках»

Ещё раз о мигрантах и т.н. «не желании наших граждан работать НА ТАКИХ РАБОТАХ за ТАКУЮ ЗАРПЛАТУ» (. )
Я, почему то, когда слышу выше приведённую отмазку наших предпринимателей и чиновников, всегда слышу другое. А именно «Мы не сможем так же навариваться и так же выжимать работников как сегодня, если это будут россияне. По этому гастарбайтеры нам выгоднее. » А как Вы думаете?

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

1 ноября 1945 года СНК СССР принял постановление о восстановлении из послевоенной разрухи 15-ти русских городов

«1. Обязать Совнарком РСФСР (т. Косыгина) произвести в IV квартале 1945 года и в 1946 году работы по восстановлению городов: Смоленска, Вязьмы, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Пскова, Севастополя, Воронежа, Новгорода, Великих Лук, Калинина, Брянска, Орла, Курска, Краснодара и Мурманска в объеме 764,01 млн. рублей, обеспечив ввод в эксплуатацию 676 тыс. кв. метров жилой площади, 83 школ на 44 500 мест».

Постановление СНК СССР № 2722 «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР: Смоленска, Вязьмы, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Пскова, Севастополя, Воронежа, Новгорода, Великих Лук, Калинина, Брянска, Орла, Курска, Краснодара и Мурманска».

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

1 ноября, 75 лет назад, город получил новую жизнь.

Фашисты разрушили все промышленные предприятия, школы, больницы и железнодорожный узел, 70 процентов жилых домов. Ущерб, причиненный Брянску составил почти 10 миллиардов рублей.

Но после изгнания гитлеровских оккупантов, наши земляки всеми силами восстанавливали Родину. За 5 лет было построено более 130 тысяч квадратных метров жилья, пять школ, три детских сада, городская и детская поликлиники, драматический театр и кинотеатр.

Приложение N 1. к Постановлению СНК СССР. от 1 ноября 1945 г. N 2722

Тоннель, соединяющий Японию с Кореей

Не так давно был построен тоннель между Британией и Францией, однако мир может увидеть ещё более потрясающий проект — тоннель, соединяющий Японию с Кореей. Япония и Корея разделены Корейским проливом, по обоим сторонам которого находятся крупные агломерации численностью 3,5 миллиона(корейский Бусан) и 5,5 миллиона соответственно(японские Фукуока и Китакюсю)

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Проект пусть и кажется…невозможным, на деле является реализуемым с технической точки зрения. Ширина Корейского пролива — 180 км, а максимальная глубина — 227 метров. Более того, в самом проливе существуют два острова, которые сильно облегчают задачу соединения 126 миллионов японцев и 51 миллион корейцев. Идея постройки такого туннеля не нова — впервые она была предложена ещё в 1917 году, а в 1939 году Япония всерьёз задумалась о постройке подобного тоннеля для соединения метрополии с её колониями в Азии. Планы строительства тоннеля были заброшены после второй мировой вплоть до 1980-х, когда Япония вновь стала главной силой региона, пусть и экономической.

Стоимость проекта в 1980-х оценивалась в 70 миллиардов долларов(170 млрд в 2020), однако как мы видим, проект не был начат. В начале 2000-х появилось несколько новых предложений, основной концепцией которых было создание двух тоннелей протяжённостью около 60 километров, соединяющих Цусиму с Японией и Кореей, а также мост, который бы соединил Ики с Японией.

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Строительство тоннеля заняло бы около 15-20 лет, однако его преимущества могли бы его окупить — проект не только бы сократил многочасовую поездку на корабле до 50 минут для 20000 человек, путешествующих между странами каждый день, но и создал бы 45000 рабочих мест, оживил туризм, и, что весьма важно — соединил бы Японию с материком, а также снизил бы затраты на перевозку товаров между Японией и Кореей на 30%.

Насколько постройка такого тоннеля возможна? Глубина пролива проблемой не является — существуют уже куда более глубокие тоннели, так, в Норвегии существует тоннель под 392 метрами моря, а в Корейском проливе лишь 227. Правда, длина самих тоннелей(68 и 60 км) будет больше длины любых других тоннелей мира, что вызовет определённые технические сложности.

В любом случае, проблема постройки тоннеля не в финансах, и даже не в технической реализации, а в политике и истории. Корейцы не любят японцев ещё со времён Имдинской войны, когда японцы вторглись в Корею в 16 веке. Кроме того, ещё живы ветераны второй мировой, которые помнят оккупацию Кореи Японией и те зверства, которые творили японцы. Но самым главным здесь является тот факт, что современная Япония не очень стремится к мирному сосуществованию или организации единого экономического пространства. Современная Япония — довольно милитаристское государство, так, в период с 2018 по 2019 она удвоила свои расходы на оборонку. Японией правит одна и та же партия большую часть её современной истории, и корейцам стоит лишь надеяться на изменения в политической ситуации Японии, а пока Япония ругается за территории и острова не только с Россией и Китаем, но и со вполне мирным Тайванем.

Источник

Словарь трендвотчера: что такое тренд и как он распространяется

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Кристина Смирнова, руководитель отдела UX-исследований и трендвотчинга в РБК:

Изменения во всех сферах жизни настолько динамичны, что требуют от нас быть активными и регулярными наблюдателями. «Быть в тренде» на личном уровне теперь значит не только одеваться в духе времени, но и, к примеру, инвестировать, раздельно собирать мусор или вести здоровый образ жизни.

В бизнесе исследование рыночного контекста уже не ограничивается уровнем стратегии, а становится итеративным и находит применение в разработке, дизайне и коммуникациях. А мониторинг трендов выносится в отдельную функцию, чтобы наверняка успевать, преуспевать и быть на несколько шагов впереди конкурентов.

Этим словарем мы стартуем с циклом материалов для тех, кто хочет быть профессиональным наблюдателем — по жизни или работе. А если вы уже практикуете трендвотчинг, будем рады обсудить ваш опыт.

Об экспертах

Что такое тренд

Слово «тренд» с нами давно. Оно начинало свой путь с «вращения, поворота» колеса. В начале XX века использовалось в экономике, математике и статистике для описания изменений направления линий на графике. В 1960–70-х годах мигрировало в культуру, моду и лайфстайл, а сейчас обживает инструментарий маркетологов и предпринимателей, которые активно ищут новые способы выделиться в высококонкурентном и неопределенном мире.

Тренд — это направление изменений или развития чего-либо. Когда говорят о тренде, имеют в виду смену потребительских ожиданий и запросов или модели поведения человека.

Социальные или экономические явления могут возникать под воздействием тренда, а могут выступать в качестве силы, создающей и усиливающей тренд. Часто возникает дилемма «курица или яйцо» — вопрос, что явилось первопричиной для зарождения тренда. Например современные компьютеры и технологии возникли благодаря активному инвестированию в разработки полупроводников, а оно, в свою очередь, началось из-за противостояния СССР и США и гонки вооружений.

Тенденция — это совокупность трендов. Например, среди компаний есть тенденция к устойчивому развитию. К нему относят и заботу об экологии, и взаимоотношения с поставщиками.

Что такое сигнал

Сигналы — это явления, способные нам рассказать о зарождающемся тренде. Сигналы могут исходить от инфлюенсеров, появляться в социальных сетях и т.д.

Сигналы могут быть разного типа: например, новые продукты или сервисы, какой-то проект. Это может быть вывод из исследования о поведении человека. Например, что у людей смещаются ценности, или они стали себя по-другому вести. Таких сигналов может быть очень много во всех возможных сферах.

Увидеть сигналы можно интуитивно. В 2018 году Кристин Лагард, директор-распорядитель Международного валютного фонда, на одной из встреч в английском банке сказала, что начинается цифровая революция. Тогда еще не было столько шума вокруг «цифровой валюты центрального банка». Спустя несколько лет это стало мировым трендом. В Китае появился цифровой юань, Штаты активно изучают эту тему и даже ЦБ начал обсуждать это с рынком. Тогда это было слабым сигналом и намеком на тренд, а сейчас это уже мощное движение, которое вероятно перевернет экономику.

Сигналами могут быть аномалии или «выбросы» в данных, а также нетипичное поведение у определенной группы людей. Поэтому трендвотчеры часто пристально наблюдают за субкультурами, а в маркетинговых исследованиях большое внимание уделяют подростковой аудитории.

Что такое драйверы и барьеры

Драйверы — самое размытое понятие в трендвотчинге, после тренда. Драйвер — какой-то значимый фактор, определяющий скорость и направление развития тренда. Часто драйверами бывают технологии. Насколько технология зрелая, что она может и какой у нее потенциал, — все это определяет то, насколько быстро развивается тренд.

Драйверы помогают развиваться тому или иному тренду. Например это может быть положительная реакция общества, которая способствует более быстрому развитию тренда.

Барьер — это значимый фактор, препятствующий развитию тренда сейчас. Они могут быть разными: например, незрелость технологий или неготовность людей.

Что-то, не укладывающееся в общепризнанные нормы современного мира, может стать крупным барьером и затормозить или даже остановить развитие тренда.

Драйвер может быть одновременно и барьером. Драйверы и барьеры лежат в одной плоскости и связаны обратными петлями, которые могут усиливать и гасить возникающие последствия.

Например изменение климата — барьер для использования и наращивания привычных технологий или процессов в энергетике, производства продуктов питания (сельское хозяйство, рыбный промысел и т.п.). Появляется потенциальное возникновение голода, перебоев в энергетике. В то же время изменение климата — драйвер для поиска новых решений и технологий в энергетике — возобновляемых источников, средств накапливания и распределения. Появляются решения для минимизации грядущих или потенциальных рисков.

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Что такое трендвотчинг

Трендвотчинг — это наблюдение за трендами и их зарождением, попытки идентифицировать причины и контекст. Также это оценка потенциала или сценария развития тренда, того, как он повлияет на повседневную жизнь в интервале нескольких лет.

Трендвотчинг — это умение видеть зарождающиеся тренды. Также это навык — замечать, когда тренды выходят на пик и начинают угасать.

Есть несколько синонимичных терминов — трендспоттеры, трендвотчеры и тренд-аналитики. Все это примерно одно и то же. Трендвотчер должен заниматься несколькими областями активностей.

Трендвотчинг в контексте бизнеса — это способность видеть тренды индустрии раньше других и использовать их в коммуникации/продуктах своего бренда, чтобы опережать ожидания клиентов и продавать свой товар или услугу дороже, чем остальные.

Трендвотчер — это совокупность наблюдателя, исследователя, социолога, психолога, технологического «гика» и просто очень любознательного человека с широким кругозором.

Что такое трендмэппинг

Обычно термин «трендмэппинг» применяют для двух ситуаций.

При составлении карты сначала выделяются тренды в различных отраслях, сферах, т.к. сам по себе тренд, когда он один, ни о чем особенном не говорит. Например, выделяют все тренды в определенной отрасли, наносят их на карту и смотрят, где они пересекаются. Допустим, тренд на цифровизацию или старение населения касается различных областей. Есть тренды, проявляющиеся только в одной области, и они не менее важны. Их наносят на карту, условно на станцию метро, которая не имеет пересадок.

Карты нужны в том числе для решения практических вопросов. Они помогут, если вы планируете открыть магазин, но не знаете, какой формат торговли будет популярен в ближайшем будущем. Вы задаетесь вопросом: нужен онлайн-магазин, офлайн, большой, маленький, с покупателями или без? И начинаете составлять карту трендов, которые могут повлиять на формат этого магазина.

На полученную карту можно смотреть по-разному. Следует помнить: если возникает какая-либо крайность, появится и обратная реакция. А значит, имеет смысл подумать о бизнесе и с другой стороны маятника. Так, например, в мире, где каждый из нас живет со смартфоном 24/7, набирают обороты практики digital-detox и появляются места, где возможно только живое общение либо полное уединение.

Как распространяется тренд: кривая диффузии инноваций

Тренд распространяется от ранних последователей до отстающих. В любом обществе есть группы с разной склонностью к восприятию нового. Разница выражается во времени, которое нужно человеку, чтобы он попробовал новое — узнал о нем, решил испытать и испытал. Есть люди, у которых этот промежуток меньше — это трендсеттеры или ранние последователи и инноваторы.

Менее подготовленные группы — те, кому нужно больше времени — смотрят на ранних последователей. Действует референтный принцип: каждая следующая группа смотрит на предыдущую, оценивает ее опыт и, исходя из этого, принимает решение, готова ли она что-то принять. Этот процесс можно увидеть на кривой диффузий инноваций. Обычно так обозначают модель, описывающую распространение инноваций среди сообщества, для которого они предназначены.

На кривой диффузии инновации видна траектория тренда: сначала он набирает популярность, затем начинается пик, потом небольшое снижение, и в конце он выходит на плато. Плато будет выше, чем точка, когда тренд только набирал популярность, но ниже, чем когда тренд был на самом пике. Например, цифровизация сейчас на пике, потому что каждый стремится оцифровать свой бизнес. Но придет время, когда большая часть компаний запустят этот процесс, и об этом станут меньше говорить. При этом цифровизация останется трендом, поскольку будут появляться новые бизнес-процессы, которые будут оцифровывать.

Когда тренд попадает к отстающим, он выравнивается, и график становится ровным. Это не минус, а сигнал тем, кто следит за трендами, что где-то рождается что-то новое.

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Как связаны тренды и кривая хайпа

Хайп — это всегда локализованная и кратковременная вспышка, быстро нарастающий интерес и так же быстро спадающий. А тренд растет, внутренне усложняется, выходит в новые индустрии, все больше масштабируется, пока не станет частью обычной жизни.

Тренд часто отождествляют с технологиями, но тренд — это пересечение их и какой-то ситуации, задачи с контекстом. Технология сама по себе трендом не является. Она может быть драйвером или основой для его развития. Это скорее инструмент, позволяющий по-новому реализовать потребности.

Кривая хайпа описывает ожидания, которые вкладывают прежде всего в технологии. Она описывает то, как видят потенциал применения технологий на различных этапах ее зрелости. Мы начинаем с того, что технология только появилась. Она экспериментальная, у нее меньше практических примеров применения. Дальше о ней начинают узнавать, и у всех возникают ожидания по отношению к этой технологии. Она начинает подниматься на хайп.

Это тот момент, когда про технологию еще известно мало, но у всех уже есть предположения, что в ней может быть потенциал. Ее пытаются приложить к различным ситуациям, и не везде это срабатывает, поскольку технология еще не развита. И если она не оправдала ожидания, то она начинает сползать в следующий этап, который называется «область разочарования». Затем некоторые технологии могут выходить на «плато продуктивности», размаштабированное применение в реальной практике рынка.

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Как выглядит архитектура тренда

Если смотреть архитектуру, то это какое-то изменение, за которым возникают драйверы, затем — слабые сигналы и уже зарождающийся или развивающийся тренд.

Выделение тренда начинается с сигналов — они фиксируются, кодируются, обобщаются в кластеры. На их основе формулируется тренд. Сигналы укрупняются в тренды, а те объединяются в макро-тренды — группы взаимосвязанных трендов. Самый широкий контекст — это драйверы. То, что создает основу, делает возможными сдвиги, которые мы фиксируем в трендах и укрупняем в макро-трендах. После того, как сделана вся работа, мы выделяем инсайт. Это фокусный вывод из всей общей картины, максимально сфокусированная выжимка.

Инсайт — это сформулированная возможность, создаваемая трендом для конкретного бизнеса или под конкретный вопрос. Это интерпретация тренда, которая дает ответ на вопрос: почему это важно и что с этим делать.

Сначала появляются сигналы, потом они складываются в нечто большее, в какое-то более устойчивое явление. Например, ситуация с магазинами без покупателей. Сигнал здесь — то, что разные ритейлеры начинают открывать такие магазины в Москве, до этого сигналами были такие же магазины в США. Драйвер в этом случае, например, COVID-19. Барьеры — предположим, нехватка площадей.

Разница между трендвотчингом, форсайтом и future studies

Future studies — это «зонтик», который объединяет различные практики исследования будущего. А разница между трендвотчингом и форсайтом — во временном горизонте и в методах.

Форсайт сфокусирован на более долгосрочной перспективе. Нет согласия в том, какой временной отрезок относится к форсайту, но скорее это промежуток в более чем десять лет.

Драйвер это в экономике что такое. Смотреть фото Драйвер это в экономике что такое. Смотреть картинку Драйвер это в экономике что такое. Картинка про Драйвер это в экономике что такое. Фото Драйвер это в экономике что такое

Трендвотчинг же сфокусирован на краткосрочной и среднесрочной временных перспективах. Даже внутри одной компании могут идти споры о конкретных датах: месяцах или годах. Но в целом — это от текущей ситуации и на несколько ближайших лет вперед, максимум, от трех до пяти. Трендвотчинг — это про те изменения, про то будущее, которое уже происходит и начинает проявляться. Это не тот образ или сценарий, к которому мы придем через несколько этапов. Это то, что уже наблюдается и фиксируется в настоящем. И трендвотчинг отвечает на вопрос: где уже происходят сдвиги, которые еще не стали массовыми и очевидными для всех, но мы уже можем их достоверно зафиксировать и как-то на них реагировать. Это про сигналы в настоящем и про то, как с ними работать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *