Драйвер для видеокарты — что это такое и зачем он нужен?
Каждый компьютер (ноутбук, планшет) состоит из различных устройств, которые ещё называют «комплектующими», соединенными в одно целое. Это материнская плата, процессор, видеокарта, накопитель памяти и так далее. Чтобы операционная система распознала каждое подключенное устройство и поняла, как его использовать, существует программное обеспечение для связи устройства с операционной системой. Именно такая программа и называется драйвер. Слово это английское (driver) и может переводиться как «водитель, машинист», то есть тот, кто управляет каким-либо устройством. Думается, смысл использования этого слова в данном случае понятен: драйвер — это программа отвечающая за работу конкретного компьютерного устройства.
В операционной системе Windows для некоторых устройств уже имеется набор драйверов и они могут устанавливаться автоматически. Например, флешки, мышки, клавиатуры начинают работать практически сразу после подключения. Видеокарта, которая ещё может называться «видеоадаптер» или «графический ускоритель» тоже нуждается в таком драйвере, чтобы работать в компьютере. Но «встроенных» драйверов для подключаемой видеокарты система Windows, как правило, не имеет. Если вы просто вставите купленную видеокарту в системный блок, который настроен и работает, то ничего не произойдет. Точнее, система «сообразит», что подключено новое устройство и потребует установить тот самый драйвер. И если отказаться от установки, то использовать видеокарту по своему назначению не получится.
Устанавливается драйвер как и любая другая компьютерная программа. Сначала вам нужно скачать установочный файл на свой компьютер, потом запустить, принять лицензионное соглашение и ждать окончания установки. Подробнее об установке или обновлении драйвера видеокарты читайте в этой статье. Для полноценного функционирования видеокарты необходимо регулярно обновлять драйвер до последней версии. Компания NVIDIA постоянно выпускает улучшенные версии драйверов для своих продуктов линейки GeForce. Скачать последнюю актуальную версию для своей модели графического ускорителя NVIDIA GeForce вы всегда сможете на этом сайте.
За июнь-июль к нам обратилось почти два десятка компаний, интересовавшихся возможностями виртуальных GPU. «Графикой» от Cloud4Y уже пользуется одна из крупных «дочек» Сбербанка, но в целом услуга не слишком популярная. Так что подобная активность нас весьма порадовала. Видя рост интереса к технологии, мы решили чуть подробнее рассказать про vGPU.
«Озёра данных», полученные в результате научных экспериментов и исследований, Deep Learning и другие направления работы с ИИ, моделирование крупных и сложных объектов — всё это требует высокопроизводительного «железа». Хорошо, если оно есть и позволяет быстро решать текущие задачи. Вот только из-за возрастающей вычислительной сложности задач (в первую очередь касается для бизнес-аналитики, рендеринга, DL-алгоритмов и фреймворков) аппаратные мощности настольных и даже серверных CPU всё чаще становятся бесполезны.
Выход был найден в использовании вычислений на GPU. Эта технология ускорения графики обеспечивает разделение ресурсов одного графического процессора между несколькими виртуальными компьютерами. GPU изначально проектировался для работы с графикой, потому состоит из тысячи мелких ядер, используемых для эффективной обработки параллельных задач. При этом на GPU выполняется часть самых ресурсоемких вычислений, остальное берёт на себя CPU.
Вычисления с помощью GPU придумала компания Nvidia ещё в 2007 году. Сегодня эта технология вышла на новый уровень и применяется в ЦОДах крупнейших предприятий и научных лабораторий. Однако у традиционного подхода есть один весомый недостаток: закупка физического оборудования обходится весьма недёшево. А если вспомнить скорость устаревания «железа», то становится ещё грустнее.
Проблему призвана решить технология виртуальных графических процессоров: vGPU. С её помощью пользователи могут удалённо запускать тяжёлые приложения вроде AutoCAD, 3DS Max, Maya, Sony Vegas Pro. Виртуализация быстро отвоевала свою долю рынка. Ведь какой русский data-scientist не любит быстрых вычислений на видеокартах NVidia Tesla?
Здесь стоит отметить, что до появления vGPU использовались другие методы ускорения обработки графики: Virtual Shared Graphics Acceleration (vSGA) и Virtual Dedicated Graphics Acceleration (vDGA). Решение vGPU объединило лучшее из обеих технологий. Как и в случае vSGA, в среде vGPU предполагается совместное использование GPU и RAM несколькими виртуальными рабочими столами, но при этом каждая ВМ передаёт команды напрямую к GPU, как в случае с vDGA.
Зачем вообще нужны vGPU
Облачные вычисления с использованием vGPU позволяют компаниям справляться с задачами, которые раньше невозможно было решить. Или возможно, но для этого требовалось нереально много ресурсов. 1 современный GPU-сервер способен заменить до 100 обычных CPU. Есть и другие, ещё более внушительные цифры. Это не шутки: решения Nvidia обрабатывают петабайты данных в несколько раз быстрее классических CPU-серверов. А тот же Google Cloud предлагает виртуальные машины с GPU, выдающие до 960 терафлопс.
Многие специалисты нуждаются в мощных устройствах, способных выполнять параллельные вычисления. Архитекторы и инженеры используют технологию vGPU в системах проектирования (тот же Autodesk, к примеру). Дизайнеры работают с цифровым фото- и видеоконтентом (Photoshop, CorelDraw). Виртуальные машины с графическими процессорами требуются и медицинским учреждениям, которые аккумулируют и анализируют данных о пациентах и заболеваниях. Работает с GPU и «Яндекс».
При всём при этом решения на базе vGPU пока что не получили широкого распространения в мире. Так, в 2018 году NetApp провёл опрос среди компаний, использующих в работе графические процессоры. Результаты показали, что 60% организаций по-прежнему работают на собственной ИТ-инфраструктуре. «Облаком» же пользуются лишь 23%. В России проникновение технологии облачных вычислений имеет меньшее значение. Но благодаря новым аппаратным и программным решениям число компаний, использующих виртуальные машины с GPU, постоянно растёт.
Решения для vGPU
Разработкой технологий виртуализации графических ускорителей занимается много компаний, но среди них есть безусловные лидеры.
Один из наиболее авторитетных разработчиков решений в сфере облачных решений, компания VMware предлагает компаниям гипервизор ESXi, под которым скорость работы виртуальных графических процессоров сопоставима с реализациями на голом железе. В недавнем обновлении разработчик отключил балансировщик нагрузки vMotion и добавил поддержку технологии DirectPath I/O, которая связывает драйвер CUDA с ВМ в обход гипервизора и ускоряет передачу данных.
Nvidia тоже старается соответствовать ожиданиям рынка, и для этого выпустила opensource-платформу Rapids. Решение объединяет несколько библиотек для работы с архитектурой CUDA, что упрощает работу с данными во время тренировки нейросетей и позволяет автоматизировать работу с Python-кодом. Использование Rapids с алгоритмом машинного обучения XGBoost даёт 50-кратное увеличение производительности по сравнению с системами на базе CPU.
Своя технология есть и у AMD. Платформа называется ROCm. Она использует технологию SR-IOV, которая делит аппаратные возможности физического устройства между несколькими виртуальными машинами. Ресурсы одного ускорителя можно разделить между шестнадцатью пользователями, поддерживая равную производительность для каждого из них. Таким образом ускоряется передача данных между облачными CPU и GPU. Также используется специальный диалект C++ под названием HIP, который упрощает выполнение математических операций на GPU.
Intel строит свою технологию базе кросс-платформенного гипервизора Citrix XenServer 7, который в 2017 году получил сертификат соответствия ФСТЭК. Решение объединяет работу стандартного GPU-драйвера и виртуальной машины. То есть «виртуалка» может поддерживать работу тяжёлых приложений на устройствах большого (несколько сотен) количества пользователей.
Рыночные перспективы
Независимые аналитики считают, что объём продаж решений для HPC-систем достигнет 45 млрд долларов к 2022 году. Разработчики платформ также ожидают увеличения спроса на высокопроизводительные системы. Это ожидание подкрепляется популярностью Big Data и часто возникающей необходимостью обрабатывать крупные объёмы данных.
Также рост спроса на vGPU может стимулировать развитие гибридных технологий, объединяющих GPU и CPU в одном устройстве. В таких интегрированных решениях два вида ядер используют общий кэш, что ускоряет перенос данных между графическими и традиционными процессорами.
Гибриды в корне изменили подход к виртуализации и распределению виртуальных ресурсов в рамках дата-центров. А решения с открытым исходным кодом наподобие ROCm и Rapids позволяют операторам ЦОД эффективнее использовать вычислительные ресурсы, повышая производительность оборудования.
Есть и другое мнение. Например, что виртуальные GPU будут вытеснены оптическими чипами с фотонным кодированием данных. Такие решения уже существуют и используются для машинного обучения. Более того, они кажутся производительнее обычного GPU. Но технология ещё сыровата.
Какой можно сделать вывод? Несмотря на возможное появление аналогов, vGPU — вполне перспективное направление, способное решать большое количество задач. Но подходит оно не всем. Так что запятую в заголовке можете поставить сами.
Не пытайтесь установить несовместимые драйвера, это может привести к неправильной работе графической подсистемы.
Завершена поддержка GPU серии Kepler (для ноутбуков)
Драйверы GeForce Game Ready больше не поддерживают NVIDIA 3D Vision или системы, использующие мобильные графические процессоры серии Kepler (для ноутбуков). Критические обновления безопасности будут доступны для этих продуктов до апреля 2020 года. Полный список графических процессоров GeForce серии Kepler можно найти здесь. Последняя версия с поддержкой – 425.31.
Завершена поддержка 32-bit систем
Начиная с 396 версии драйверов Game Ready, NVIDIA полностью завершила поддержку 32-битных версий операционных систем. Последняя версия с поддержкой 32-bit – 391.35.
Поддерживаемые операционные системы:
NVIDIA GeForce Game Ready – поддерживаемые видеокарты
Как обладатель небольшого количества видеокарт от разных «лагерей», я решил сделать сравнение, в данном случае сравнивать буду драйвера.
Разумеется все пошло гораздо хуже, чем планировалось, сложно еще что-либо добавить, просто постараюсь завершить начатое несмотря на возможные неточности.
Специально для читателей которые не любят читать, могу предложить не терять время и сразу перейти к разделу «Сводная таблица», там я постараюсь сконцентрировать всю основную информацию.
Условия
Операционная система:
Выбрана была Windows 7, одна из них причин такого выбора это простота настройки и минимум лишних действий «втихаря» со стороны операционной системы.
реклама
Изначально я планировал устанавливать для каждого драйвера операционную систему на SSD, но в итоге было решено для каждой операционной системы выделить отдельный жесткий диск, и просто загружать систему с нужного жесткого диска при смене видеокарты, при этом на SSD у меня будет основная система в которой «чистота» не будет соблюдаться, такое положение вижу наиболее оптимальным.
Я решил сделать установку ОС один раз, настроил окончательно, и просто клонировал на второй диск уже готовое, лишнее свободное пространство я прикрутил к соседним разделам, осталось только загружать нужный диск с конкретной видеокартой и собирать данные по мере установки драйверов.
Система разумеется не абсолютно чистая, уже установлен SP1, обновления за исключением официальных червей замаскированных под обновления (KB2977759, KB3068708, KB3035583 и прочие), фреймворки и некоторый софт, это собственно и причина занятых на системном разделе
13.3 ГБ без драйверов на видеокарту.
реклама
В общем, я не добивался минимального размера для операционной системы, но постарался сделать максимально одинаковые условия перед установкой драйверов.
Драйвера (nVidia):
Выбран был самый свежий драйвер на 22.02.2021, и с этим есть некоторые нюансы в случае nVidia, это разделение на SD / GRD (Studio Driver / Game Ready Driver), описание можно прочитать на скриншоте:
Учитывая что «бета» драйверов nVidia не выпускает (см. скриншот раздела с «бета» релизами), могу предположить что GRD как раз и есть переименованная «бета» ветка драйверов, а SD это стабильная ветка драйвера, но сказать однозначно не могу.
реклама
Потому я выбрал GRD ветку драйвера от nVidia для сравнения с драйвером от AMD, таким образом оба драйвера находятся по сути в «бета» состоянии, правда в случае nVidia это состояние завуалировано судя по всему.
Драйвера (AMD):
Еще у AMD есть утилита для автоматического скачивания и установки драйвера, но в моем случае она не представляет интереса и тестироваться не будет.
DirectX:
Некоторые возможно заметили, но я не включил в меню процесса раздел про DirectX, и на это есть причины, одна из главных это «проприетарность» и сомнительные манипуляции данным API со стороны Microsoft (сначала запретить, а потом частично разрешить DX 12 под управлением Windows 7).
Довольно неоднозначная позиция у данного проприетарного API, потому я решил что оно не стоит внимания т.к. у владельца данного API «семь пятниц на неделе».
Общие данные:
Процесс сравнения и результаты
Здесь процесс сбора информации, и немного пояснений.
Установка и занимаемый объем на диске:
Некоторые скриншоты с включенной композицией рабочего стола, это связано с тем, что контрольная панель драйвера AMD отказывается адекватно работать без композитора.
AMD 21.2.2
nVidia 461.40
Диспетчер задач до установки драйвера
Занятое место до установки драйвера
Занятое место после установки драйвера
Диспетчер задач после установки драйвера (после перезагрузки)
Автозагрузка
Проблемы и особенности nVidia:
1) Невозможно использовать функционал GeForce Experience без регистрации и авторизации.
2) GeForce Experience не спрашивая и без предупреждений ведет поиск на всех доступных дисках, кроме дискомфорта в плане активности накопителей это возможная проблема безопасности, причем часть игр не были найдены, но давно забытый WoT он добавил в список хотя я устанавливал его в другой ОС изменяя стандартный путь установки.
3) Прибавился 1 ГБ на диске после входа в «Experience».
Проблемы и особенности AMD:
Оболочка драйвера отказывалась запускаться при отключенном композиторе рабочего стола, при включении композитора все заработало правильно, весь функционал доступен сразу (не требует учетную запись как nVidia), драйвер AMD не ведет поиск игр самостоятельно (я не заметил характерной активности).
После установки драйвер AMD не оставляет мусор во временных папках, после перезагрузки занимаемый объем не изменился (у nVidia после перезагрузки освободилось около 0.6 ГБ), а после входа в контрольную панель ничего заметно не добавилось на диске (nVidia прибавила
1 ГБ на системном разделе после входа в GF Experience).
Однако, чисто из интереса установил видеокарту и драйвер от AMD на основной системе где я не слежу за чистотой условий, оболочка драйвера AMD без проблем запустилась с отключенным композитором, возможно я где-то облажался при подготовке операционной системы, но уже поздно менять что-либо.
Настройки по умолчанию:
Самое сложное позади (как же я ошибался. ), теперь посмотрим какие настройки по умолчанию установлены в драйверах.
nVidia:
Контрольная панель:
Старая добрая контрольная панель, она особо не поменялась со времен Windows XP, все просто и доступно (за исключением наименований некоторых параметров).
GeForce Experience:
Здесь можно понаблюдать над разной степенью испорченности скриншотов по вине GeForce Experience, еще на принудительное скачивание и установку обновления, а так же сайт, который открывается после завершения принудительного обновления (прямо как вирус какой-то ведет себя).
Все подробности я решил вынести в сводную таблицу, так смогу сформулировать конкретно по пунктам все важные моменты.
Для начала просто покажу часть испорченных скриншотов, а после уже перейду к самому надежному способу, просто сделаю фото камерой.
Перейдем к фото, к моменту когда я сделал фото данного этапа, успела выйти новая версия драйвера, но обновлять я не буду т.к. статья еще не закончена.
Самая приятная часть работы над статьей, ибо никаких проблем не возникло при создании этой части, сразу бросается в глаза функционал прямой трансляции, который значительно богаче чем у nVidia.
Отдельно упомяну иконку описания параметров, при наведении на которую появляется описание параметра, важно заметить что описание появляется правильно, в панели драйвера nVidia при выделении пункта настроек описание может появляться в нижней панели неправильно, например попытка получить описание выделенной настройки может быть проблемой.
Абсолютно все горячие клавиши можно отключить если они мешают.
Могу выбрать глубину цветопередачи 6 или 8 бит (nVidia разрешает только 8 бит использовать в моем случае).
Параметры записи и трансляции очевидно богаче чем у nVidia, даже есть возможность записывать GIF-анимации, множество второстепенных параметров управляемы, например уведомления, советник и т.п.
Оверлей не занимает много места, и предоставляет быстрый доступ к некоторой части функционала драйвера, это не самостоятельное решение как в случае nVidia, все параметры регулируемые через оверлей можно изменить в настройках драйвера, и это правильно.
Chrome, GPU-Z, vRAM, vSync и 59 Гц:
Я заметил что потребление памяти процессом GPU заметно возросло при переходе с R9 290 на GTX 1070, потому я решил провести прямое сравнение на потребление памяти браузером, а именно модулем GPU.
Конечно, RX 560 это не R9 290, но почему бы не сравнить.
Chrome:
Использовалась одна и та же версия браузера, все процессы использующие видеокарту были закрыты перед запуском браузера, я выжидал примерно 5-10 минут чтобы браузер наверняка успел сделать свои тайные дела в фоне прежде чем я сделаю скриншот.
Конечно, тут почти пустая страница, но даже в таком случае у меня получилась небольшая разница с памятью.
Я не могу сравнить в более «тяжелых» случаях т.к. мне потребуется каким то образом создать одинаковые условия, но при этом аналогичные реальному использованию, открывать такие сайты как youtube не лучшая идея т.к. контент меняется постоянно, в итоге я остановился на «пустой» странице.
Память и GPU-Z:
Чтобы получить минимальное количество занятой видеопамяти я буду отключать все лишнее, и в этом отчасти мне поможет GPU Caps Viewer.
В случае nVidia память на видеокарте занимает процесс «nvidia share.exe», а в случае AMD программа GPU Caps Viewer ничего не показывает, возможно это из-за отключенной композиции рабочего стола с которой связаны процессы контрольной панели AMD, но как показывает мониторинг GPU-Z, хоть контрольная панель драйвера и не определяется в качестве активного 3D приложения, но память на видеокарте занимает.
Вертикальная синхронизация:
Есть у меня несколько заброшенных OpenGL проектов на C++, и тут всплывает проблема с принудительной вертикальной синхронизацией со стороны драйвера.
Следующие скриншоты более чем наглядно демонстрируют проблему, на уровне исходного кода вертикальная синхронизация не включена, но, несмотря на стандартную настройку драйвер её включает, в случае AMD все работает как положено.
59 Гц:
Я не сразу заметил этот косяк, и он не зависит от HDMI или DP подключения монитора, он просто есть и скрытно предоставляет ложную информацию приложениям.
В том же отчете Gpu Caps Viewer драйвер nVidia рапортует 59 Гц вместо 60, причем обращаю внимание, что у меня монитор для ПК, это не телевизор, и даже драйвер использует разрешение из раздела PC, но герцовка рапортуемая приложениям и отображаемая драйвером расходится.
Вероятно из-за этой проблемы драйвера у меня и образуется временами жесткий тиринг в некоторых играх даже со включенной вертикальной синхронизацией в игре, просто игра получает от драйвера неправильное значение герцовки и начинается веселье.
Причем пытаться изменять герцовку в операционной системе бесполезно, она возвращается обратно в 59 Гц после установки 60 Гц.
OpenGL, Vulkan, OpenCL, CUDA:
Для этой задачи мне пригодился GPU Caps Viewer версии 1.50, но в процессе я понял что данных оказалось больше, чем я планировал поместить в текущую статью.
В итоге было решено сделать отдельную статью с подробным сравнением API, а в этой статье я оставлю лишь основную информацию.
nVidia:
Отключение лишнего:
nVidia:
В случае nVidia достаточно не устанавливать GeForce Experience, вот и весь секрет «оптимизации», это пожалуй лучшая сторона в случае драйвера от nVidia.
Если же GeForce Experience был установлен, то его удаление не создает сложностей, почти все лишнее исчезает сразу же:
В случае AMD немного сложнее, просто потому что AMD все и сразу реализовали одним целым (раньше ReLive можно было отдельно устанавливать).
Несмотря на функционал и удобную панель настроек драйвера мне не хочется 99.5% времени просто содержать в ОЗУ процессы, которыми я не пользуюсь, потому покажу, что и как отключаю.
Нашлось 4 записи в планировщике задач и 3 службы, отключаем и следующая загрузка системы уже будет чистая:
Разумеется перед отключением всего лишнего следует сначала настроить драйвер по своему желанию, причем функционал записи экрана перестанет работать (я просто запускаю OBS когда мне нужно) в общем то и всё.
Сводная таблица
Здесь будут обобщены все полученные данные в предыдущих разделах.
Установка и общее:
AMD 21.2.2
nVidia 461.40
Размер распространяемого пакета драйвера
530 МБ
Размер распакованного драйвера (перед установкой пакет драйвера распаковывается)
787 МБ размер папки AMD
13,3 ГБ занято до распаковки
14,1 ГБ после распаковки
1,33 ГБ размер папки NVIDIA
13,3 ГБ занято до распаковки
14,7 ГБ после распаковки
Занятый объем на системном разделе после установки драйвера
17,2 ГБ после установки, перезагрузки, а так же и после запуска панели управления
17,8 ГБ занято после установки
17,2 ГБ после перезагрузки
18,2 ГБ занято после запуска и входа GeForce Experience
Размер установленного драйвера
521 потоков
ОЗУ после установки драйвера
570 потоков
ОЗУ после запуска GeForce Experience / AMD Control panel
630 потоков (композиция рабочего стола вкл.)
758 потоков
Обнаруженные записи в автозагрузке
9 элементов за исключением системных (CPU, USB и т.п.)
21 элемент, из них 4 штуки «NVIDIA crash and telemetry reporter» и 2шт. «NVIDIA Container»
Итоговое количество активных процессов и занятая ОЗУ
6 шт.
335,5 МБ выделенной ОЗУ
222,5 МБ используемой ОЗУ
11шт. (1 из них системный rundll32.exe с параметрами запуска указывающими на модуль ShadowPlay)
327 МБ выделенной ОЗУ
435,5 МБ используемой ОЗУ
AMD 21.2.2
nVidia 461.40
Занятая видеопамять (композитор отключен, обычное состояние после загрузки ОС)
Вероятно я не смогу все до мелочей расписать, но постараюсь наглядно представить насколько выйдет.
Недостатки и проблемы:
Итоги
Изначально я планировал сделать небольшую статью, думал легко и просто все пройдет, но в итоге получилась довольно перегруженная статья, можно было бы забросить её и сделать более проработанную статью, но было решено закончить начатое.
Далеко не в лучшем виде все получилось, но у меня есть планы на более интересные сравнения, и полученный опыт определенно мне еще нужен будет, но хватит о статье.
Время выделить самое важное на мой взгляд:
1) GeForce Experience: Это приложение выглядит для меня как неудачная попытка что-то создать, вроде и есть, а пользы нет, настраивать крайне неудобно, зачем-то все настройки вынесли в оверлей и разбросали по разным разделам, куча пунктов в окне GeForce Experience чисто для информации которая бесполезна (версия GeForce Experience что меняется принудительными обновлениями независимо от пользователя, и т.п.).
Обязательная регистрация и авторизация еще «портит жизнь», без этого не позволят даже видео записать.
Принудительные обновления без возможности проигнорировать или отменить, и это серьезная проблема для владельцев старых видеокарт в драйверах к которым GeForce Experience устанавливается по умолчанию и никак не уведомляет об этом, такая установка может привести к ошибкам авторизации, а еще к проблемам из-за ошибок с принудительными обновлениями, что никак не контролируются пользователем.
Я остался недоволен после использования GeForce Experience, ощущение, что пользуешься незаконченным продуктом, особенно если учесть через раз срабатывающие нажатия во время изменения горячих клавиш.
Есть конечно несколько проприетарных «only nVidia» функций, но мне так и не довелось их применить, да и не везде они работают т.к. требуют поддержку со стороны игр, для меня GeForce Experience бесполезен от слова «совсем».
Единственное, что порадовало это удаление GeForce Experience из системы, он удаляется и сносит за собой все видимые хвосты.
2) Драйвер AMD: Контрольная панель драйвера хорошо проработана, однако она не всегда запускается если композитор рабочего стола отключен.
По сути AMD сделала то, что не смогла nVidia, причем сделала на голову качественнее, и при этом всё доступно без лишних телодвижений с регистрацией/авторизацией.
Я остался доволен контрольной панелью драйвера AMD, но я предпочитаю для каждой задачи использовать конкретный инструмент, потому я спокойно отключаю из автозагрузки все процессы чтобы не занимали лишние ресурсы системы.
Могу отметить чувствительность драйвера AMD к ошибкам работы системной ОЗУ, во время экспериментов с разгоном ОЗУ я заметил эту особенность, драйвер nVidia гораздо менее чувствителен к ошибкам работы системной ОЗУ, но сложно это назвать минусом для AMD, просто не получится сидеть спокойно если разгон ОЗУ имеет хоть малейшие проблемы.
И что немаловажно, все параметры которые я когда-либо изменял в драйвере AMD названы конкретно, делают то что подразумевают под своим названием и описанием, без скрытого смысла как в случае nVidia, но это тема для отдельной статьи.
3) Видеопамять: В случае AMD я спокойно отключаю все лишние процессы и получаю всего 16 МБ занятой видеопамяти, разумеется композитор рабочего стола отключен, остальное доступно для приложений.
В случае nVidia постоянно занято как минимум 130 МБ видеопамяти, причем нет разделения что на самой видеокарте, а что в системной ОЗУ, бесполезно отключать все что можно отключить, на что эту сотню мегабайт тратит драйвер непонятно.
4) Память и процессы: Если сравнить память, дескрипторы и потоки, то в ситуации «поставил и пользуешься» драйвер от AMD выглядит чуть более тяжёлым чем драйвер nVidia вместе с GeForce Experience, однако на накопителе все же драйвер от AMD более экономичен.
Но дело меняется если не устанавливать GeForce Experience, тут безоговорочно преимущество будет за nVidia, конечно, теряется и так скудный функционал, но в целом драйвер от nVidia без GeForce Experience намного легче чем драйвер от AMD в состоянии «как есть».
5) Запись видео и трансляция: Я конечно не любитель использовать средства драйвера для этих целей, но AMD предоставляет значительно больший функционал чем nVidia, по крайней мере судя по наличию возможностей которые не были обнаружены у nVidia.
Особенно хочу отметить что AMD постарались сконцентрировать настройки в предназначенных для этого разделах.
AMD: В пределах окна можно выбрать микрофон, параметры записи/трансляции аудио/видео, места сохранения записей, галочка разрешающая запись видео с рабочего стола и т.п.
nVidia: Для звука отдельный раздел, для записи видео отдельный раздел, для изменения места сохранения файлов отдельный раздел, для разрешения записи видео с рабочего стола тоже отдельный раздел (для одной галочки отдельный раздел. ), а еще в горячих клавишах запрятали часть функционала записи видео, полный хаос.
Я уже не говорю про возможность выбрать кодек и битрейт аудио в драйвере AMD, когда у nVidia лишь ползунок битрейта видео, кнопка выбора разрешения/fps и делай с этим что хочешь.
6) Некоторые мелочи: Я так и не понял где управлять целочисленным масштабированием в драйвере nVidia, а еще не нашел возможностей для управления тесселяцией, это была весьма полезная настройка позволяющая оценить насколько сильно производительность в конкретной игре зависит от тесселяции.
Еще здесь упомяну про «59 Гц», я не ожидал конечно такой подставы от драйвера nVidia, по факту драйвер показывает пользователю 60 Гц, на монитор устанавливает 60 Гц, но для приложений говорит 59 Гц, что вероятно стало причиной тиринга от которого невозможно избавиться вертикальной синхронизацией когда игра в полноэкранном окне работает (зато теперь я знаю причину такой странности).
7) Разгон и настройка видеокарты: Раньше насколько я помню nVidia пыталась этот функционал в драйвере содержать, но это было очень давно, сейчас же AMD предоставляет более чем обширный функционал по настройке видеокарты прямо в контрольной панели драйвера, вплоть до настройки каждого отдельного уровня частоты/напряжения.
Для видеокарт nVidia, увы, необходимо использовать сторонние утилиты, в драйвере попросту ничего нет для этих целей.
8) Датчики: В GPU-Z неоднозначные позиции с датчиками, с одной стороны nVidia информативнее, с другой стороны AMD, но не стоит забывать что взяты видеокарты из разного класса производительности и датчики могут различаться если взять ту же RX580 вместо RX560, но чего точно нет у nVidia так это отслеживания показателей самим драйвером.
По сути AMD реализуют функционал того же MSI Afterburner, собирая показания датчиков и записывая это в журнал (некоторый аналог бенчмарка FRAPS’ом) или выводя в настраиваемый оверлей, это как по мне весьма полезный функционал, самое то для людей которые не желают возиться с настройками MSI Afterburner или аналогов.
9) API (OpenGL, OpenCL. ): Несмотря на более новые версии графических API, у AMD меньше расширений поддерживается чем у nVidia.
Конечно, следует учитывать что у AMD и nVidia есть свои специфические расширения, но в целом большинство расширений числится за nVidia, сложно сказать хорошо это или плохо, для людей которым интересны собранные подробности будет выпущена отдельная статья (ссылка будет находиться в разделе про API и в итоговой таблице).
В целом я могу сказать лишь одно, драйвер AMD это суровый комбайн, он далеко не самый лёгкий, но и функционала у него прилично, тем временем nVidia заставляет людей регистрироваться чтобы просто запустить GeForce Experience.
Пожалуй следует брать более легкие задачи в следующий раз, слишком много нюансов нужно было учитывать, если с драйвером AMD я уже давно знаком, то с GeForce Experience ситуация иная получилась.
GeForce Experience это как войти в заброшенный старый сарай и начать всё перегребать в попытках найти нужный инструмент, но перевернув весь сарай оказывается что нужного инструмента нет, либо он валяется где-то в другом месте которое не заметил.