Дредноут что это такое
Дредноут — история кораблей класса
Дредноуты — новый класс кораблей, который появился благодаря урокам Цусимы имя которому дал первый из класса английский линкор «Дредноут»
Уроки Цусимы
Джеки (Джон Абертнот) Фишер, ставший в 1904 году первым морским лордом британского Адмиралтейства, усвоил уроки русско-японской войны как никто иной: на всех судах адмирала Того во время Цусимского боя были «глаза» Джеки Фишера — британские наблюдатели. Только дураки учатся на своих ошибках — он учился на чужих. И сделал нужные выводы.
Фишер собрал комиссию, сформулировавшую требования Владычицы морей к своему будущему идеальному кораблю: никакого дерева в конструкции и никакого тарана, улучшенная противоторпедная защита, максимально обширная площадь брони надводного борта, в целях увеличения скорости замена поршневой системы на турбины, как можно больше крупнокалиберных орудий, система централизованного управления стрельбой с главного поста, увеличение количества малокалиберных скорострельных орудий и распределение их по всему кораблю, защищенные пункты наблюдения на мачтах.
Дредноут по имени «Дредноут»
Проект нового корабля Фишер разрабатывал — в связке с инженером Филиппом Уаттсом — задолго до того, как британское Адмиралтейство приняло решение о его постройке. Еще в 1902 у Фишера появилась идея линкора со скоростью 21 узел, несущего 12 орудий калибра 305 мм. На обсуждение в Адмиралтействе постройки «линкора будущего», состоявшееся в январе и продолжавшееся до февраля 1905 года, Фишер представил восемь вариантов!
«Дредноут» — схема линейного корабля
2 октября того же года на Портсмутской верфи состоялась закладка корабля, названного «Dreadnought» («Неустрашимый» или «Бесстрашный»).
Британское судостроение все силы бросило на создание этого корабля, все прочие программы Адмиралтейства временно ушли на второй план. На строительстве работало 3000 человек, рабочая неделя была шестидневной, а рабочий день длился 12 часов (с 6 утра до 18 вечера).
И Британия подтвердила свой статус главной морской державы даже в этом — строительство было закончено в абсолютно рекордный срок: год и 1 день. Между прочим, Конгресс США утвердил постройку двух линкоров типа «Южная Каролина» — дредноутов с орудиями того же калибра 305 мм — раньше Британии, в марте 1905. Но американцы умудрились промариновать строительство до… 1910 года!
Линейный корабль «Дредноут»
«Дредноут», Корабль Его Величества, был спущен на воду 10 февраля — Его Величество Эдуард VII и провел эту торжественную церемонию. А 3 октября «Бесстрашный» был уже в строю флота короны.
Конечно, при такой скорости строительных работ корабль получился не без недостатков, и критики вызвал много — и башни-то на нем не новые, и брони много, но в ущерб толщине, и не управляется он на малых скоростях — не может войти в родной Портсмут, и усовершенствованное «воронье гнездо» —контрольно-дальномерный пункт на фок-мачте не может в ходе сражения ничего контролировать — его совершенно задымляла торчащая спереди труба. Но это казалось сущими мелочами по сравнению с самыми важными характеристиками нового корабля: огневой мощью («Бесстрашный» был оснащен десятью 305-мм орудиями, двадцатью восемью 76-мм пушками, пятью торпедными аппаратами) и скоростью, позволяющей навязывать противнику свою дистанцию боя.
305 мм корабельное орудие
Корабль-то получился «Бесстрашный», а вот мировому морскому сообществу вмиг стало очень страшно: одним своим рождением он отправил старые броненосцы на свалку истории. Имя его стало нарицательным для класса линкоров, в класс дредноут позже будут условно включать и корабли других классов, обладающие той же особенностью: однородное вооружение из большого числа крупнокалиберных орудий.
Кто больше?
«Bigger, faster and more powerful than all previous battleships» («Больше, быстрее, мощнее прежних линкоров!») — таков был девиз Фишера после постройки «Бесстрашного». Он понимал: все уважающие себя ведущие флоты мира теперь начнут строить то же самое — или, не дай Бог, лучше. Уже в феврале 1906 был заложен следующий дредноут британской короны — «Беллерофон», а в январе 1907 — два его «брата» (точней, «сестры», по-английски такие корабли называются «sisterships», так как слово «корабль» в английском языке женского рода) «Темерер» и «Сьюперб», идентичные «Бесстрашному», но в отличие от него имеющие по 16 102-мм пушек и улучшенную противоторпедную защиту (за счет более тонкой бортовой брони).
Следующей серией стали линкоры «Сент-Винсент» (1907, на воде с 1908), «Вэнгард» и «Коллингвуд» (1910). Эти отличались увеличенной длиной орудийного ствола, но испытания показали, что это лишь утяжеляет башню и укорачивает срок службы ствола, в то время как бронебойность возрастает совсем незначительно. Решено было увеличивать огневую мощь посредством увеличения калибра. Тем не менее было создано еще три дредноута с 12-дюймовой артиллерией — «Нептун», «Геркулес», «Колосс». В них инновация заключалась в ином расположении башен с целью усиления бортового и кормового залпа. К сожалению, это ничего не принесло, кроме вреда: при ведении огня на один борт пороховой газ разрушал палубные надстройки и навесной мостик на самом стрелке…
В годы Первой мировой эти первые дредноуты уже считались «вторым рядом» Гранд-Флита, да там и находились даже в Ютландском сражении. Ведь Германия — главный морской противник Хозяйки морей — тоже вплотную занялись постройкой кораблей типа дредноут. Им было кристально ясно: отныне любая война на море — война дредноутов, а Фишер не остановится на достигнутом. Немцы построили дредноуты нескольких типов: тип «Нассау» имел 12 280-мм орудий, «Гельголанд» — 12 305 мм-орудий, «Кайзер» и «Кёниг» — по 10 305-мм орудий. Они были быстроходны и имели возможность, в отличие от «англичан», вести огонь с одного борта из всех орудий единым залпом.
Великобритания ответила постройкой кораблей типа «Orion» с 343-мм орудиями — но они, как оказалось, не отличались дальностью стрельбы. Немцы спокойно стреляли с расстояния, превышающего 11 км, а тяжелые британские снарядищи не могли предолеть и 8.
Ответом Германии стали линкоры типа «Байерн», вершина германского кораблестроения того времени, с мощной броней, 8 380-мм орудиями и дальностью стрельбы до 37, 3 км. Заложено было четыре, в Первой мировой успели поучаствовать два: «Байерн» и его sistership «Баден».
Другие мировые державы тоже заболели «дредноутной лихорадкой». Во Франции появились орудия калибра 340 мм, летящие на дистанцию 24 км, в США — 406-мм орудия с дальностью стрельбы 32 км, в Японии тот же калибр летел уже на 32,4 — 37, 04 км.
Но главное противостояние было меж Британией и Германией — и между ними же рано или поздно должна была развернуться решающая битва.
Ютландское сражение: бой без победителя
К 1916 году название германских ВМФ — Флот открытого моря — давно уже звучало несколько иронично: по-настоящему в открытом море властвовала, как и прежде, Великобритания. Германия, окруженная врагами, была фактически заблокирована с моря, и еще с начала войны британский флот «зажал» немецкий в Северном море.
Iron Duke — Флагманский корабль адмирала Джеллико
1916-й начался с карьерного взлета адмирала Райнхарда Шеера: прежний командующий силами Императорских ВМС Гуго фон Поль удалился с поста в конце января, и на его место назначили Шеера. Тот отлично сознавал неготовность германского флота вступить в решительный бой с британским Гранд Флитом (Grand Fleet — англ. «Большой флот») в его полном составе. Шеер выбрал политику давления на флот противника и весной 1916 совершал вылазки, точечно уничтожая вражеские эсминцы и крейсера. План его сложился к концу весны: организовать демонстративный выход линейных крейсеров к Скаггераку — «поймать» часть Гранд Флита «на живца» и уничтожить с помощью своих главных сил.
Шеер не знал о том, что благородные русские союзники подарили английскому Адмиралтейству сигнальную книгу с захваченного крейсера «Магдебург», что дало британцам возможность поработать над немецким военно-морским шифром и перехватывать радиограммы. Командующий Гранд Флита Джон Джеллико узнал о готовящейся крупной операции в Северном море и вечером 30 мая начал разворачивать Гранд Флит на северо-западе от Ютландского полуострова. И уже утром 31 мая авангард немцев (командующий адмирал Франц фон Хиппер) вступил в сражение с британским (под командованием контр-адмирала Дэвида Битти). Хиппер постарался заманить противника на юго-восток, чтоб тот столкнулся с основными силами Флота открытого моря. Но Битти вовремя обнаружил ловушку и сам отошел к своим главным силам. Около 18 часов началась большая схватка, и Шеер осознал, что Гранд Флит вполне в силах охватить и задавить его куда более малочисленный флот… Он сделал все, чтоб уклониться от боя, «занавешивая» свой отход дымами и прикрывая торпедными атаками эсминцев. Через приблизительно полтора часа ему удалось сбросить с хвоста врагов и отойти на более-менее безопасное расстояние. 1 июня еще продолжались эпизодические столкновения отдельных кораблей и соединений, но битва по сути завершилась, и все отправились зализывать раны: Флот открытого моря ушел на свою базу, Гранд Флит — на север.
Обе стороны, что любопытно, безоговорочно приписали победу себе. Британские потери были значительнее (сказались более слабая, чем у немцев, броня, менее точная стрельба и несовершенство снарядов — они содержали взрывоопасный кордит и часто разрушались при попадании). В Ютландском бою погибло три британских дредноута — «Инвинсибл», «Индефатигебл» и «Куин Мэри» (не считая других кораблей). Но… Гранд Флит в силу своего значительного состава мог позволить себе такие потери!
Из германских дредноутов «несовместимые с жизнью» повреждения получил только флагман «Лютцов», да и то его экипаж спасся. Но Германия рисковала буквально всем своим надводным флотом.
Об итоге Ютландского сражения можно сказать так: Германия выиграла бой — Великобритания выиграла войну.
Германия не только не справилась даже с частью Гранд Флита, как планировала, но и вынуждена была сидеть на базе до окончания Первой мировой. Великобритания, хоть и получила «щелчок по носу», полностью сохранила свое господство на море. Ход войны не был переломлен, но и это оказалось на руку британцам — чем более она тянулась, тем слабей становился противник, что и привело в итоге к поражению Германии.
Видео про Ютландское сражение
Энциклопедия флота. «Дредноут» первый своего имени (18 фото)
10 февраля 1906 года был спущен на воду Dreadnought — линейный корабль ВМС Великобритании начала ХХ века, ставший родоначальником особого класса кораблей, впоследствии названных дредноуты. Его особенностью стало однородное вооружение артиллерией главного калибра, получившее название «только большие пушки» (англ. all-big-gun). Обладал достаточно высокой скоростью благодаря впервые установленным на корабли такого водоизмещения паровым турбинам. Несмотря на прогрессивность использованных решений, быстро устарел и после окончания Первой мировой войны был списан на слом.
Общие сведения
Создание HMS Dreadnought (рус. Дредноут) стало результатом тщательного анализа перспектив развития артиллерийских флагманских кораблей. Рост дальности стрельбы вызвал необходимость использования не только мощного бронирования, но и применения принципиально новых подходов к схеме вооружения. На линкоре впервые была использована схема с орудиями единого главного калибра. Такое решение произвело настоящую революцию в кораблестроении. Благодаря такому построению вооружения, эффективность и точность ведения залповой стрельбы значительно повысилась. Даже невзирая на некоторые просчеты проекта, HMS Dreadnought стал образцом для подражания и спустя несколько лет все ведущие флоты мира ввели в строй аналогичные корабли, получившие название «дредноуты».
История создания
Предшественники
Развитие кораблестроения и военно-морской теории к концу XIX века привело к созданию эскадренных броненосцев. Эти корабли предназначались для ведения боя в составе эскадр и имели мощное поясное бронирование, обладали относительно невысокой скоростью и несли помимо орудий главного калибра среднекалиберную (203—254 мм) и противоминную артиллерию. В Великобритании корабли такого типа получили название battleship и первыми к нему были отнесены два броненосца типа Trafalgar. Последовавшие затем серии броненосцев не имели принципиальных отличий и несли полный набор пушечного вооружения.
Пика своего развития эскадренные броненосцы достигли при постройке кораблей типа King Edward VII. Они были вооружены орудиями главного калибра 305 мм, промежуточного 234 мм и вспомогательного 152 мм. Считалось, что такое разнообразие в вооружении позволяет вести бой с любыми типами кораблей противника. Однако в действительности, даже во время учений, управление разнокалиберной артиллерией имело массу сложностей, а бронебойность орудий калибра менее 203 мм была уже недостаточной против эскадренных броненосцев. Аналогичные проблемы возникли при постройке эскадренных броненосцев в США, Франции, России и Германии. Концепция разнокалиберного вооружения оказалась бесперспективной для создания кораблей, способных вносить решающий вклад в ход битвы против броненосных эскадр противника.
Предпосылки к созданию
Идея создания «сверхброненосца» впервые была предложена в проекте итальянского морского офицера и кораблестроителя Витторио Куниберти (итал. Vittorio Cuniberti) «An ideal Battleship for the British Navy» (рус. Идеальный линкор для британского флота). Проект описывал корабль водоизмещением 17 000 тонн, вооруженный двенадцатью 305-мм орудиями, защищенный 305-мм поясным бронированием и развивающий скорость 24 узла. При таких параметрах ни один существующий на тот момент времени броненосец не смог бы противостоять залповому огню такого корабля.
Схема идеального линкора для британского флота Витторио Куниберти
В США был разработан схожий проект, так же предусматриваюший орудия только единого главного калибра, впоследствии частично реализованный при постройке линкоров типа South Carolina. Согласно популярной на тот момент теории, исход боя определялся артиллерийской дуэлью на большой дистанции, на которой были эффективны орудия калибра не менее 254 мм, а использование однотипных орудий упрощало корректировку и повышало эффективность залповой стрельбы.
Позднее русско-японская война показала необходимость пересмотра традиционных для XIX века подходов к проектированию броненосцев, но еще до ее начала адмирал Джон Фишер (англ. John Fisher) практически доказал, что в ближайшей перспективе морские бои будут проходить на дистанциях, недоступных для орудий калибра менее 203 мм. Предложенный Фишером проект предусматривал вооружение, состоявшее из восьми 406-мм орудий, но без артиллерии промежуточного калибра. Последовавший за этим проект броненосца Unattainable (рус. Недосягаемый) нес двенадцать 305-мм и шестнадцать 102-мм орудий, последние предназначались для отражения атак миноносцев. Похожие проекты были предложены и другими военными кораблестроителями.
Таким образом, для создания корабля, превосходящего существовавшие на тот момент эскадренные броненосцы, требовалось дать ему достаточно высокую скорость, вооружить дальнобойной артиллерией единого главного калибра для ведения залпового огня, установить скорострельное противоминное вооружение и защитить с помощью мощного поясного бронирования. Назначение Фишера Первым Морским Лордом послужило отправной точкой в практической реализации этой революционной на тот момент концепции.
Проектирование
Проектирование нового линкора единого калибра началось в ноябре 1904 года. На первом этапе рассматривались эскизные разработки без предъявления конкретных тактико-технических требований. Первоначальные варианты (литеры A, B, С и D) предусматривали установку от 8 до 12 305-мм орудий и при форсировании обычных паровых машин тройного расширения на 10 % или установке паровых турбин должны были развивать скорость не менее 19 узлов.
Проекции HMS Dreadnought (1911)
Специальный Комитет Адмиралтейства по проектированию новых типов боевых кораблей впервые собрался 3 января 1905 года и разработал основные требования на основании предоставленных эскизных проектов. Линкор должен был нести 305-мм орудия главного калибра и 76-мм противоминное вооружение. Были разработаны два проекта, 12-пушечный литер E и 10-пушечный литер F с башнями, установленными линейно-возвышенным способом. Однако опасения, связанные с возможностью вывода из строя нижней башни при поражении башни верхнего яруса заставили отказаться от такой компоновки. Очередной вариант, литер G, предусматривал установку 12 орудий в шести башнях на оконечностях корпуса в одной плоскости, но и он был отвергнут из за снижения живучести корабля.
Продольный разрез HMS Dreadnought
Постройка и испытания
В мае 1905 года начались подготовительные работы, которые должны были обеспечить постройку корабля в рекордные сроки. Местом строительства была выбрана Королевская верфь в Портсмуте, которая отличалась высокой скоростью работ и позволяла соблюсти тщательные меры секретности, которые окружали проект. «Корабль номер 6» официально был заложен 2 октября 1905 года и, по заявлениям ответственных лиц, являлся эскадренным броненосцем. Фактически постройка была начата раньше указанной даты и до 2 октября уже работало свыше 1100 человек, а после официальной закладки их число было увеличено до 3000.
HMS Dreadnought через 2 дня после закладки
HMS Dreadnought через 36 дней после закладки
Тщательная технологическая проработка конструкции значительно повышала скорость постройки. Номенклатура листовой стали для сборки конструкций была ограничена, а различные элементы были, по возможности, унифицированы. Эти меры позволили значительно сократить простои при сборке из за ожидания нужных деталей, а так же уменьшить необходимость подгонки готовых изделий. Кроме того, при такой организации производства требовались меньшие объемы механообработки, что привело к снижению процента брака и меньшему объему отходов. Большую роль в постройке сыграл и адмирал Фишер, принимавший активное участие в организации и налаживании взаимодействия. Его усилия, а так же принятые меры по снижению веса на этапе проектирования, позволили значительно снизить водоизмещение корабля и уменьшить стоимость постройки.
Спуск на воду был произведен лично королем Эдуардом VII 10 февраля 1906 года, тогда же корабль именован HMS Dreadnought (рус. корабль Его Величества Неустрашимый), став шестым кораблем, носящим это имя. После спуска линкор был отбуксирован в док №15 для дальнейшей достройки, которая завершилась 1 октября 1906. Корабль развел пары и покинул верфь 3 октября, спустя ровно один год и один день после официальной закладки.
9 октября 1906 года HMS Dreadnought провел восьмичасовые испытания при максимальной мощности силовой установки в районе Полперро у побережья Корнуолла. Усредненная скорость на мерной миле в двух направлениях составила 20,05 и 21,6 узла. После установки вооружения ходовые испытания и стрельбы продолжались до конца ноября 1906 года. 2 декабря HMS Dreadnought был сдан заказчику, а 11 декабря начал подготовку к испытательному походу. Стоимость постройки составила 1 785 683 фунтов стерлингов.
5 января 1907 года полностью укомплектованный и снаряженный, линкор покинул Портсмут и посетил Ароса Бэй, Гибралтар и Гольфо-Аранчи, затем вышел в Атлантику и 5 февраля 1907 года прибыл в Порт-оф-Спейн, пройдя 3430 миль со средней скоростью 17 узлов. Проведя учебные стрельбы и тренировки экипажа, линкор 23 марта 1907 года вернулся в Портсмут. Капитан Реджинальд Бэкон (англ. Reginald Bacon) предоставил Комиссии доклад по результатам испытаний, в котором отмечал высокую скорость, которую удалось держать даже несмотря на поломку левого руля. Отмечая превосходные ходовые качества и надежность турбины, Бэкон так же просил обратить внимание на не совсем удачную работу рулевых машин при малых ходах, недостаточную вентиляцию снарядных погребов, задымление боевого марса и сильные крен
Описание конструкции
Корпус
Сечение корпуса по мидель-шпангоуту
Конструкция корпуса HMS Dreadnought не имела каких либо принципиальных новшеств, однако его обводы позволяли достигать высокой по тем временам скорости. Это стало возможным благодаря тщательной проработке возможных вариантов на многочисленных моделях. В результате корпус имел узкую, лишенную шпирона, носовую часть, а мидель был смещен к корме. Благодаря принятым мерам удалось до минимума снизить вихревые потоки, оказывающие негативное влияние на скоростные качества.
Наличие в носовой части полубака в сочетании с увеличенным развалом шпангоутов позволило улучшить мореходность корабля. Центральная часть корпуса для улучшения остойчивости имела прямоугольное сечение, для этой же цели были предусмотрены скуловые кили. Шпангоуты кормовой части так же имели значительный угол развала в нижней части для улучшения ламинарности обтекающего потока.
Корпус был разделен шестью водонепроницаемыми переборками на крупные секции, каждая из которых имела собственную систему борьбы за живучесть. Перегородки шли от двойного дна, которое перегородок не имело, до средней палубы. Число отверстий в перегородках было минимизировано, исключены были даже водонепроницаемые двери, а для передвижения экипажа в котельных и машинных отделениях было установлено пять лифтов Laurance-Scott.
Стремление максимально облегчить корабль отрицательно сказалась на броневой защите HMS Dreadnought, которая в целом уступала предшествующим эскадренным броненосцам и была слабым местом проекта. При проектировании никаких принципиальных требований по бронированию не выдвигалось, поэтому ему не уделялось должное внимание. По сравнению с другими характеристиками корабля, его защищенность была относительно слабой и непродуманной.
Бронепояс был разделен горизонтально на две части и целиком был выполнен из цементированной крупповской брони. Нижняя, главная его часть, начиналась на 1,52 м ниже ватерлинии и поднималась на высоту 4,06 м относительно неё, достигая средней палубы. С нижней стыковалась верхняя часть, которая имела уменьшенную длину. Недостатком использованной такой схемы было полное погружение под воду нижней, самой мощной части бронепояса, при полной загрузке и отсутствие бронирования выше главной палубы.
Бронирование в районе котельных отделений
В кормовой части между броневыми палубами находился траверз из цементированной крупповской брони толщиной 203 мм. Он располагался наклонно, начинался за кормовым барбетом и доходил до бортовой переборки. В носовой части траверз отсутствовал, что так же могло быть отнесено к недостаткам схемы бронирования. Для защиты от торпед между внутренним дном и главной броневой палубой напротив снарядных погребов были установлены броневые экраны. По расчетам, они должны были выдерживать попадание двух торпед, снаряженных стандартным 70-кг зарядом взрывчатого вещества. Полная противоторпедная защита не предусматривалась, но конструкция подводной части корпуса была разделена большим количеством продольных и поперечных переборок на небольшие отсеки, что исключало серьезную потерю плавучести при попадании торпеды.
Бронирование барбетов орудийных установок было выполнено полностью из цементированной крупповской брони. Барбеты начинались от главной броневой палубы, над верхней бронепалубой их толщина увеличивалась почти вдвое. Барбеты в зависимости от расположения со стороны оконечностей или бортов имели усиленное бронирование. Башенные установки имели схожие схемы бронезащиты, выполненные из цементированной крупповской стали переменной толщины. Дополнительное бронирование было предусмотрено у снарядных погребов орудийных установок. Боевые рубки имели круговое бронирование из крупповской нецементированной стали, при этом носовая рубка была защищена лучше по сравнению с кормовой.
Энергетическая установка и ходовые качества
Выбранная на этапе предварительного проектирования силовая установка с паровыми турбинами прямого привода имела как достоинства, так и недостатки, которые можно было минимизировать при выборе оптимальных конструкторских решений. Основной проблемой турбин была неустойчивость работы и высокий расход топлива на низких оборотах. С целью снижения этих негативных особенностей на корабле были установлены гребные винты уменьшенного диаметра, однако их эффективность на малых скоростях была невысокой. Для повышения экономичности при малых скоростях были предусмотрены две турбины крейсерского хода мощностью по 6 000 л.с., которые были включены параллельно основным турбинам низкого давления и соединялись с внутренними гребными валами. Однако уже в первые месяцы эксплуатации крейсерские турбины вышли из строя и в дальнейшем не использовались.
Каждый из комплектов турбин был оборудован тремя воздушными компрессорами G. & J. Weir Ltd., двумя центробежными водяными насосами с паровым приводом, двумя масляными насосами и вспомогательной помпой для подачи воды в систему охлаждения.
Отработанный пар поступал в пароконденсаторы, вынесенные в отдельный отсек позади машинного отделения, по одному на каждый комплект турбин. С помощью семи помп вода подавалась к котлам. Выработка пара давлением до 250 psi производилась 18 водотрубными котлами Babcock & Wilcox, которые были размещены в трех котельных отделениях. Каждый котел был оборудован шестью форсунками для впрыска сырой нефти производительностью 435,5 кг/час. Произведенный котлами пар через редуктор, понижающий давление до 185 psi, подавался в магистраль подачи и поступал на вентили, распределяющие и регулирующие давление на входе турбин.
Во время шестичасовых испытаний в начале октября 1906 года HMS Dreadnought развил скорость 21,05 узла, что соответствовало мощности 24 712 л. с. при 328 об/мин. Позднее, при ходе с двух направлений, средняя скорость была увеличена до 21,78 узла, что соответствовало мощности 26 728 л. с. при 334 об/мин и 27 899 л. с. при 336 об/мин.
За время первого похода из Портсмута до Порт-оф-Спейн и обратно у турбин не было зафиксировано ни одной поломки. По прибытии в доки была проведена ревизия внутренних узлов и поверхностей, которая подтвердила идеальное состояние турбин. Если бы на линкор были установлены поршневые машины, то после преодоления дистанции в 7000 миль они потребовали бы капитального ремонта. Практическое подтверждение превосходства турбин над поршневыми машинами и возможность их применения на тяжелых кораблях стали одной из причин невероятного успеха HMS Dreadnought, определившей пути дальнейшего развития нового класса кораблей.
Динамо-машина HMS Dreadnought
Использование турбин не позволяло осуществлять эффективное маневрирование с помощью гребных винтов. Чтобы компенсировать снижение маневренности, на линкоре было установлено два балансирных руля в плоскости внутренних гребных валов. Это позволило добиться диаметра циркуляции 190 м при перекладке рулей на 15° на скоростях выше 10 узлов. На меньшей скорости и при заднем ходе HMS Dreadnought отличался низкой управляемостью и проявлял склонность к вращению. Во время испытаний ситуация усугублялась недостаточно мощной паровой рулевой машиной Napier, что привело к заклиниванию привода при попытке отклонения рулей на 35°.
Две дистилляционных установки John Kirkaldy Ltd. обеспечивали корабль пресной водой. По две 75-тонных помпы G. & J. Weir Ltd. были установлены в каждом машинном отделении, еще три 50-тонных размещались в котельных отделениях. Помпы использовались для откачки воды и в качестве пожарных и суммарно могли откачивать 800 тонн в час.
Якорный шпиль был одной из немногочисленных гидравлических машин. Три гидронасоса Vickers Limited с паровым приводом помимо шпиля обеспечивали работу гидравлических подъемников Armstrong.
Вокруг задней трубы на рострах было размещено три паровых катера, парусные баркасы и вельботы, гребные ялы, шлюпки-динги и бальсовый плотик. По краям носового командного мостика на шлюпбалках также были подвешены шлюпки, причем из за нехватки места их устанавливали одна в другую. Спуск и подъем тяжелых катеров осуществлялся с помощью специального крана, установленного на фок-мачте.
Экипаж и обитаемость
Со времен парусного флота на британских кораблях офицерские помещения размещались в корме, а матросские кубрики к носу. Это было связано с кормовым расположением мостика и несмотря на изменения компоновки у кораблей с железным корпусом, продолжало сохраняться, несмотря на очевидную непрактичность. Чтобы обеспечить офицерам возможность скорейшего доступа к рубке и пунктам управления, на HMS Dreadnought впервые офицерские каюты и кают-компания были размещены в носовой части, а кубрики младшего состава были вынесены за кормовой траверз, ближе к машинному и котельному отделениям. В определенной степени условия размещения офицеров оказались даже несколько хуже, чем матросов, так как носовая часть была сильнее подвержена качке. Адмиральские апартаменты были размещены под командной рубкой и оборудовались винтовыми трапами, соединенными с носовым мостиком.
Котельное отделение HMS Dreadnought
По состоянию на апрель 1913 года экипаж состоял из 780 человек, из которых офицеров 50, матросов 294, юнг 38, морских пехотинцев 95, инженерного персонала 220, вольнонаемного персонала 73, гражданских специалистов 10.
Башенная установка «Р»
Снаряды калибра 305 мм различных типов
Носовая, центральная и кормовая башни имели одинаковую конструкцию, а бортовые отличались компоновкой боевого отделения и уменьшенным диаметром погона. Снарядные погреба орудий размещались на уровне платформы, боеприпасы гидравлическим подъемником подавались в перегрузочное отделение, а затем тросовым зарядником доставлялись в башню. В башне комплект выстрела, состоявший из снаряда и двух картузных полузарядов, пробойником досылался в камору орудия. Примененная конструкция позволяла производить заряжание при любом угле возвышения ствола. Орудия внутри башенной установки были разделены траверзами. Расчет одной установки состоял из 13 человек, обслуживающих снарядный погреб, 13 человек, осуществляющих подъем выстрелов, и 18 человек расчета, находящихся непосредственно в боевом отделении башни.
Вспомогательная/зенитная артиллерия
Зенитные орудия 76-мм/45 QF 12-pdr/12cwt HA Mark I были установлены в годы Первой мировой войны.
Противолодочное и противоминное вооружение
76-мм орудия на крышах башенных установок «Х» и «Y»
Авиационное вооружение
В самом конце Первой мировой войны был разработан проект установки на крышах башенных установок A и Y авиационных платформ, но реального воплощения этот проект не получил.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Радиорубка находилась в надстройке, позади кормового боевого поста. При постройке на корабле была установлена станция беспроводного телеграфа Tune С Mark II. Она предназначалась для связи между флагманскими кораблями на фиксированных частотах «S» (298 КГц), «T» (234 КГц) и «U» (196 КГц). Радиоантенна ближней связи была растянута на стеньге фок-мачты, а для дальней связи использовалась Т-образная антенна, проброшенная с юта через мачту на полубак.
Корабль при постройке был оборудован мощными противоторпедными сетями, которые в сочетании со специальным бронированием должны были обеспечить надежную защиту от торпедных атак.
HMS Dreadnought под адмиральским флагом
В довоенные годы HMS Dreadnought главным образом проходил различные испытания и участвовал в маневрах Флота метрополии. После начала Первой мировой войны в качестве флагмана дивизиона Гранд Флита корабль патрулировал воды в районе берегов Англии и Шотландии, а так же выполнял задачи защиты портов от налетов авиации. Единственный за все время службы реальный бой HMS Dreadnought провел 18 марта 1915 года, когда наблюдателями был обнаружен перископ немецкой подводной лодки на дистанции 8 кабельтовых. Развив полную скорость, линкор открыл огонь из 76-мм орудий и затем пошел на таран. От удара лодка сразу же затонула, перед этим англичане смогли рассмотреть ее бортовой номер. Это была подводная лодка U-29 под командованием легендарного подводника Отто Веддигена, который в начале войны за один день смог потопить три британских крейсера.
После окончания войны корабль был выведен в резерв, а затем продан на слом и разобран 2 января 1923 года.