Дрессировка лошадей с чего начать
Самоучитель: Вуаля! Дрессировка для «чайников» // ЗМ №6 (97) 2010
Автор: Анна Бузыкина
Бездарных лошадей не бывает, бывают глупые дрессировщики.
Все люди, впервые подходя к лошади, имеют одну цель – найти с ней взаимопонимание. Чуть позже желания начинают разниться. Кого-то манит спортивный Олимп и победы на крупнейших мировых турнирах, кто-то оставляет для себя верховую езду в качестве хобби – раз в недельку часовая прогулка по лесу. Есть и третья категория конников, которым не интересно первое и набило оскомину второе. Им хочется чего-то оригинального и здесь на помощь приходят воспоминания из детства, когда все мы ходили в цирк и своими глазами видели, как животные по команде дрессировщика выполняли самые разные элементы. Но мы ведь не дрессировщики… Или же и для простых смертных не все потеряно?
Говорят, что самые трудно обучаемые животные – это кошки, да и вообще любые хищники. Нам приходится изо дня в день иметь дело с травоядными, которые в категорию «непонимашек» отнюдь не входят. Поэтому будем считать, что задача конника, решившего обучить своего питомца нескольким цирковым трюкам на порядок проще. Осталось найти специалиста, поэтому, готовя данный материал мы обратились за помощью к известной дрессировщице, работающей с лошадьми в московском цирке на Цветном бульваре – Елене Павлович. Ее серые терцы выходят на манеж без какой-либо амуниции и, повинуясь незаметным командам мастера, выполняют на свободе массу сложнейших элементов. Нам – «чайникам» в данном вопросе – до такого высшего пилотажа далеко, но как призналась Елена, практически любой желающий, зная принцип и обладая должным терпением сможет научить свою лошадь элементарным трюкам.
Введение в КОНЕведенье
ЗМ: Елена, скажите пожалуйста, что нужно знать человеку, прежде чем начать обучать свою лошадь трюкам?
Е.П.: Прежде всего нужно усвоить, что животных нельзя обучать как человек человека. Надо понимать, что они совершенно другие существа, с иными характерами, с иными понятиями. И талант дрессировщика состоит как раз в том, чтобы доходчиво объяснить животному, что человек от него хочет. Никогда не говорите: «У меня глупая лошадь!». Бездарных лошадей не бывает, бывают глупые дрессировщики. Если у вас что-то не получается, ищите проблему в себе, корректируйте тот способ объяснения элемента, который вы избрали и лошадь вас обязательно поймет!
Любое животное требует повышенного внимания и чем больше вы будете с ним заниматься, тем лучше. Начинайте с простого: подержите лошадь за ногу, похлопайте по холке, попросите «принять» и т.д. Сначала надо дать вашему коню привыкнуть к вам, да и вам не мешает узнать по новому вашу лошадь. Чем больше времени вы выделите для общения, тем лучше наладится контакт с животным. Благодаря терпению и ежедневному общению Ваша лошадь начнет лучше вас понимать. Она поймет, что вы хозяин и вас нужно слушать.
После того, как лошадь начнет спокойно реагировать на ваши прикосновения попробуйте легонько прикоснуться к ней хлыстиком, почесать, потушировать 1 – это пригодится в дальнейшей работе.
Помните, в один день ничего не бывает. «Перегнули», напугали лошадь, ничего не выйдет. Проще сразу учить правильно, чем потом исправлять собственные же ошибки, да еще вдобавок бороться с испугом, который у лошади, имеющей в природе статус «жертвы», то есть не являющейся хищником, укореняется очень быстро. Зато напротив, когда лошадь научится доверять вам, она с удовольствием станет принимать все новые и новые задания.
ЗМ: А где лучше всего проводить тренировки и какие нужны команды?
Е.П.: Лучше всего тренироваться на небольшом огороженном участке – в леваде или в манеже. Так у лошади будет меньше возможностей убежать далеко и это поможет исключить травматизм и всякие непредвиденные ситуации. Тем более что заниматься лучше не на корде, а сразу на свободе. Лошадь отбежит раз, два, но потом все равно подойдет, вы же даете ей лакомство. Так постепенно у вас с вашим питомцем наладится контакт, лошадь поймет, что от вас и только от вас она все время получает вкусности.
Главное, не требуйте ничего от вашего питомца в деннике! Денник – это дом, где можно только гладить и кормить.
Команды, выбранные вами для обучения должны произноситься четко и состоять из одного, максимум двух слов. Кроме того, они должны быть не похожими друг на друга. Потому что лошадь не понимает слова, она запоминает звуки и действия, которые сопровождаются этими звуками (поэтому к каждому действию команда всякий раз должна быть одинаковой); далее она получает лакомство. Если вы приучите лошадь бежать на слово «стоп» и останавливаться на слово «рысь», так она и будет; она привыкает к определенному набору звуков, подкрепленных лакомством. Так выглядит условный рефлекс, описанный Павловым, в действии, и именно на нем базируется вся дрессировка.
Постарайтесь, чтобы команды, похвала и ваше недовольство имели разные интонации. Громко, четко, нейтрально – команда; спокойно, мягко – положительные эмоции, похвала; резко, отрывисто – наказание. Лошадь должна научиться отличать ваше настроение по эмоциональному оттенку вашего голоса. Животные действительно хорошо улавливают интонацию и вашей лошади не составит труда запомнить когда вы злитесь, а когда вы довольны.
Можно провести эксперимент и поменять местами интонации. Попробуйте произнести мягко и растянуто что-нибудь типа «как я тобой недоволен» или резко и отрывисто «моя хорошая» – лошадь будет реагировать исключительно на интонации, а не на слова, не на их содержание.
ЗМ: А что делать с отвлекающими факторами? Ведь не всегда получается поработать в манеже когда там никого нет.
Е.П.: Если лошадь работает с удовольствием, то у нее не будет желания отвлекаться, она будет ждать каждой тренировки с нетерпением, и главным человеком в этом момент для нее будете вы!
Но свою кличку лошадь все-таки должна хорошо знать, должна понимать, что обращаются именно к ней, ведь на плацу в момент ваших занятий, может кто-то еще разучивать те же команды. Если у вашей лошади сложное имя, пусть оно останется в документах: выберите что-то более удобное для тренировок и она запомнит эту кличку.
У меня не так давно был случай, когда я в одном хозяйстве купила лошадей одногодок. Три из четырех имели клички на букву «Б», более того созвучные. Пришлось для работы их переименовать, чтобы каждый из моих артистов, работающих на манеже одновременно, четко знал к кому я обращаюсь; ведь когда я ругаю одного, остальные не виноваты.
Азбука для чайника
ЗМ: Елена, с какого элемента лучше всего начать?
Е.П.: Прежде чем начать делать какие-либо элементы – нужно научить лошадь дисциплине. Стоять по команде, подходить и т.д. Это поможет в будущем при обучении.
Ведь многие, к сожалению, даже не умеют правильно гонять лошадь на корде, уже не говоря о том, чтобы остановить ее. А ведь нет ничего проще чем обучить лошадь остановкам по команде. Провели несколько метров в поводу, скомандовали «стоп», остановили лошадь, огладили, дали лакомство. И так несколько раз. Только не переусердствуйте, лошади не должно это надоесть. Лучше повторить упражнение десяток раз и перенести дальнейшие занятия на следующий день. Вы увидите на сколько легче вам будет спустя сутки тренировать ту же команду. И так до тех пор пока лошадь не поймет, что она должна по команде «стоп» стоять на месте и никуда не идти.
По прошествии некоторого времени, гоняя лошадь на корде вы сможете командовать остановку и она тут же будет замирать как вкопанная. К ней можно будет легко подойти, не «болтаясь» за ней на корде по всему манежу. Только помните, что любой условный, то есть приобретенный рефлекс, нужно поддерживать. Не забывайте брать с собой на тренировку лакомство и за каждую правильно исполненную команду прикармливать лошадь.
На следующем этапе подготовки нужно научить лошадь подходить к вам. Обучая лошадь команде «ко мне» (или «иди сюда», здесь как кому удобнее) никогда не надо за лошадью бежать. Нужно стараться, чтобы она подходила к вам. Животное очень быстро примет эту игру: подбежала, покормили, отошли на несколько метров, опять подбежала, покормили, отошли.
Чтобы в голове животного не происходило путаницы постарайтесь не путать ее сами. Гоняя лошадь по кругу и, скомандовав ей «стоп», вам, чтобы похвалить ее, придется подойти к ней и дать ей лакомство, а не подзывать ее к себе. Иначе лошадь посчитает, что ее хвалят за команду «ко мне», а команда «стоп» постепенно может «стереться».
ЗМ: Каких лошадей легче всего дрессировать? Может есть какие-то породные предпочтения?
Е.П.: В принципе обучить простейшим трюкам можно любую лошадь, было бы желание. Но надо отдавать себе отчет, не все, что доступно профессионалу сможет новичок. Поэтому брать строго жеребца-производителя и идти с ним гулять на свободе в леваду к кобылам, конечно же, не стоит, каким бы адекватным он не был на тренировках. Инстинкт возьмет свое и эксперимент может закончиться плачевно. Да и вообще, работая с жеребцами стоит быть особенно внимательными. Впрочем, лошади все разные, есть много адекватных жеребцов. Если лошадь сложная по характеру, не важно какого она пола, новичку, в любом случае будет очень сложно с ней справиться.
Если покупка «циркового партнера» еще в проекте, а основным его предназначением станет именно постижение элементов дрессуры, лучше подобрать уравновешенную лошадь, спокойно реагирующую на людей, других животных. Если же нет возможности выбрать или же вы решили «переквалифицировать» уже имеющуюся у вас лошадь, а она ведет себя не совсем адекватно, лучше попросить помощи у специалиста или, в случае с жеребцом, попробовать его кастрировать, что может слегка усмирить его строгий нрав.
ЗМ: Как понять, что контакт с лошадью полностью налажен?
Е.П.: Это не сложно. Контакт налажен, когда лошадь сама начала проявлять интерес к занятиям, не убегает, не злится, не пытается избавиться от общения с вами. Если все сделано правильно, она начнет проявлять интерес, потому что стоять по 22-23 часа в деннике ей скучно. Лошади по природе своей любопытны, им интересны новые предметы, новые забавы. К человеку они также проявляют интерес, а если понимают, что от него нет жесткого негатива, то пробуют дружить.
ЗМ: Первый этап обучения мы прошли. Что дальше?
После налаживания контакта можно приступать к серьезной работе. Есть простейшие элементы, которым можно обучить любую лошадь, вне зависимости от возраста и породы. Разница только в том, что какая-то лошадь будет выполнять их чуть хуже, какая-то чуть лучше. Кто-то обучится быстрее, а кто-то медленнее.
Сегодня мы пройдем четыре элемента: испанский шаг, а жну, кранч, апортировку и пируэт 2. Все обучение будет осуществляться при помощи «работы в руках», с использованием обычного стека.
2. ИСПАНСКИЙ ШАГ, школьный шаг, основной элемент высшей школы верховой езды, искусств. аллюр, при к-ром л. попеременно поднимает почти до горизонт. положения выпрямленные в запястном и путовом суставах передние ноги и плавно ставит их на землю, в то время как задние ее ноги переступают обычным шагом.
А ЖНУ, в жанре дрессуры – поклон лошади, когда лошадь подгибает одну ногу, опирается на нее, другую выпрямляет вперед и голову кладет на выпрямленную ногу. Зад при этом немного осаживает.
КРАНЧ, похож на поклон, но при этом обе ноги лошади выпрямлены вперед, сама она опускает переднюю часть корпуса вниз, а голову сгибает и, буквально, подворачивает, между передних ног.
ПИРУЭТ, полный оборот вокруг собственной оси
Е.П.: Я обучала этому элементу многих лошадей и научились ему все без исключения. Причем лошади выполняют испанский шаг с большим удовольствием, им нравится, они увлекаются процессом. Иногда, даже когда не просишь, видят морковку, и начинают таким образом ее выпрашивать.
Вы начинаете тихонько тушировать лошадь по ноге, определяя в каком месте появится реакция (у всех по разному: венчик, пясть и т.д.). Ей становится щекотно и она рано или поздно захочет избавиться от «надоедливой мухи». Животное слегка топнет ногой или чуть махнет вперед. За это ее нужно похвалить, дать лакомство, передохнуть, провести шагом. Потом снова остановиться и повторить упражнение. На первой тренировке достаточно пяти подходов и на этот день упражнения должны быть закончены.
Напоминаю, не увлекайтесь, главное вовремя остановиться! Результат окажется гораздо лучше, если не форсировать события. И не забудьте сразу же присвоить данной команде название (например, «шаг», «ап», «ножку») и повторять ее в месте с каждой просьбой исполнить.
В конце концов, после нескольких подобных тренировок лошадь сообразит, что топанье ногой или небольшое ее поднимание вам нравится, она начнет его повторять по требованию, чтобы получить вкусную похвалу.
Далее вы начинаете хвалить лошадь только за хорошо вынесенную ногу, игнорируя всякие топанья. Лошади очень быстро начинают стараться, пытаются угодить.
Для начала учим животное поднимать одну ногу, потом переходим ко второй.
Прежде чем вы начнете тушировать ноги попеременно, добиваясь их поочередного подъема на каждый такт, между подъемами вам придется делать несколько шагов. Попросили одну ногу, сделали два-три шага, похвалили, дали лакомство; попросили другую ногу, сделали два-три шага, похвалили, дали лакомство. Не забывайте об этом когда что-то получилось чуть лучше, лакомство и похвала закрепят результат.
Далее делаем шагом круг по манежу и повторяем упражнение еще раз.
Таким образом мы не только учим лошадь поднимать ноги, но и добавляем продвижение вперед, ведь испанский шаг на то и шаг, что подразумевает движение.
После того как лошадь научится попеременно поднимать четко и высоко ноги на каждый темп с продвижением вперед, начинаем увеличивать количество темпов.
Восемь-десять темпов на первое время – более чем достаточно. Именно столько ваша лошадь научившись будет делать с удовольствием, без принуждения.
Не гонитесь за количеством темпов; если захотите усложнить задачу, лучше попробуйте тренировки на свободе.
Е.П.: Учить лошадь исполнять а жну можно на любую ногу, на которую удобнее вам или на которую лошадь охотнее реагирует.
Берем одну ногу лошади рукой, чуть-чуть заводим ее назад, при этом стараемся дать лакомство внизу и чуть сзади, провоцируя коня осадить хотя бы на один шажочек назад. При этом не даем ему опустить ногу. Сделали, похвалили, дали лакомство, повторили упражнение. Постепенно увеличиваем паузы держания ноги и стараемся, чтобы лошадь осадила как можно дальше.
Лошадь сама поймет достаточно быстро, как ей надо встать и что надо осаживать для того, чтобы дотянуться до лакомства. В итоге лошадь должна опереться на запястный сустав. Многие лошади делают это сразу, легко понимают, что от них хотят. Останется только похвалить, и путем ненавязчивого удерживания и долгого скармливания лакомства в том месте где должна быть голова лошади в момент выполнения «а жну», заставить ее оставаться в этом положении несколько секунд. Не забывайте перед началом выполнения добавить голосовую команду, например «а жну» или «поклон», а когда лошадь замрет в поклоне – команду «стоять», произносимую несколько раз подряд.
Похвалили, покормили, позволили лошади встать; встала, похвалили и дали лакомство еще раз.
Через некоторое время вам не придется брать ногу лошади рукой, достаточно будет легкого туширования стэком.
Е.П.: После того, как лошадь научилась делать а жну можно попробовать разнообразить способы поклона и обучить ее кранчу. Осаживать, пытаясь дотянуться до лакомства, предлагаемого внизу ваш питомец уже научился. Теперь вам придется предлагать ему «вкусняшку» заводя руку сзади, из под брюха к груди, между передних ног. При этом нельзя давать вашему четвероногому ученику переступать передними ногами.
На каждой тренировке лакомство нужно опускать все ниже и ниже, заводя руку все дальше под грудь. Пусть ваши «шаги» будут небольшими, достаточно каждый раз передвигать руку всего лишь на пару-тройку сантиметров. Так вы добьетесь результата гораздо быстрее.
Если вы все сделает правильно, то скоро лошадь поймет, что для получения лакомства нужно как можно сильнее наклонять голову вниз, как можно круче ее сгибать и при этом осаживать. Чтобы лошадь оставалась в таком положении какое-то время также прикармливаем ее, как и в случае с а жну.
После нескольких тренировок, когда ваш питомец уже легко выполняет упражнение за «вкусняшку», заменяем руку с лакомством на тушировку стеком между передними ногами, а лакомство даем только после завершения упражнения. Не забываем и про голосовые команды, произнося перед началом выполнения «кранч», а в процессе, когда лошадь достигла нужного положения – «стоять».
Для начала учим лошадь поднимать с пола предмет и давать его вам в руки. На первых тренировках достаточно класть предмет просто перед лошадью. Если животное любит все хватать зубами, то оно без проблем заинтересуется новой игрой. Останется только забирая аппортировочный предмет хвалить его и давать лакомство. Если же лошадь не реагирует, то для нее можно придумать своеобразную «обманку». Лакомство следует завернуть в платочек из тонкой ткани, завязать узелочком и предложить его понюхать лошади из ваших рук. Лошадь почувствует, что в узелке что-то есть, захочет достать «вкусняшку», начнет хватать платочек, трепать его. За это ее всякий раз нужно хвалить и давать лакомство.
Через некоторое время из платочка изымается лакомство; на платочке без лакомства лучше завязать несколько узелков, чтобы лошади было удобно его брать.
Потом упражнение немного усложняется, предмет кладется на пол и лошади надо будет поднять его, прежде чем вы его заберете. Главное в данном обучении, чтобы лошадь начала трепать аппортировочный предмет. Далее предмет кладется в метре от лошади, в двух и т.д.
Когда лошадь привыкнет брать знакомый ей аппортировочный предмет, его можно заменить. В данном случае хорошо подойдет подспущенный мячик или даже стэк. Но тонкий стек взять с пола зубами достаточно сложно, поэтому не усложняйте на столько задачу вашему питомцу, пока не убедитесь, что он легко и с удобольствием справляется с более простыми – мячиком и различными тряпочками.
Если в процессе усложнения упражнения – аппортировки стэка – возникнут проблемы, к его ручке можно примотать морковку и обучение пойдет быстрее.
Через некоторое время лошадь поймет, что если она что-то поднимает с пола и дает вам в руки, то получает за это лакомство. Поверьте, очень скоро она начнет подбирать все подряд и приносить вам.
Голосовые команды опять же выбираете сами – например можно использовать слово «принеси» или банальное «апорт». На начальном этапе обучения, когда лошадь еще не поняла, что предмет надо не только трепать, но и отдавать в руки дрессировщику, забирать предмет нужно мягко и ласково, сопровождая голосовой командой (например, «отдай») или отвлекая лакомством в другой руке.
Е.П.: Этот элемент проще всего изучать с помощником.
Дрессировщик дает команду (например, «пируэт»), помощник совершает с лошадью в поводу очень маленький вольтик, практически вокруг собственной оси. Ве делается не торопясь, плавно. Далее дрессировщик хвалит лошадь и дает лакомство.
Здесь принцип тренировки такой же как и везде: упорное повторение, похвала, прикармливание и работа изо дня в день без переусердствования.
Спустя некоторое время от помощника, недоуздка и чомбура можно будет отказаться, а ваша лошадь, услышав знакомую команду, будет перед вами на свободе выполнять пируэт.
Подобные способы обучения и подобное исполнение элементов – максимально правильно, но не является неким устоявшимся стереотипом. В конце концов каждый тренирует лошадь для себя и поэтому волен вносить что-то свое в элементы. Если лошадь, например, как-то необычно стала кланяться, не следует ее переучивать, пусть это станет вашей визитной карточкой, своего рода «фишкой», эксклюзивным вариантом поклона.
Главное помните, что лошадь можно научить всему, было бы желание, а дрессировщиком может стать каждый терпеливый человек.
Начинать лучше не с элементов, а с простейших команд, которые существенно помогут при дальнейшем обучении лошади.
Обучение молодой лошади: привыкание, мотивация, тренировки и инструктор
Тренинг и испытания скаковых лошадей
История скакового тренинга насчитывает много веков. Основу его составляют определенные виды работ шагом, рысью и галопом. Основной скоростной тренировочной нагрузкой является резвый галоп, проводимый на дистанцию от 500 до 2000 м и более. Как правило, резвый галоп проводят однократно, в заключение тренировочного занятия.
При работе со скаковой лошадью необходимо применять различные тренировочные работы, направленные на повышение функциональных возможностей при использовании всех резервов энергообразования и регуляции жизненных процессов у животного. Ниже приведена оптимальная схема тренировки чистокровных лошадей.
Подготовительный период (октябрь-апрель) делят на два этапа.
Первый этап (ноябрь-январь). Задачи: подготовка организма лошади к более интенсивной и продолжительной работе, укрепление мышечного и сухожильно-связочного аппарата, развитие силовых качеств и общей выносливости.
Статья по теме Тренинг и испытания рысистых пород лошадей
При общем объеме работы рысью свыше 20-25 мин необходимо проводить ее в два реприза с 3-5-минутными интервалами движения шагом. Длительная работа на рыси в равномерном темпе способствует развитию общей выносливости. При работе рысью следует включать несколько отрезков длиной 200-300 м на подъеме, по пахоте или по глубокому снегу. Это будут упражнения силового характера, а также для укрепления мышечного и сухожильно-связочного аппаратов.
В конце первого этапа (январь) для двухлетних лошадей можно провести несколько тренировок интенсивного характера: резвый галоп на 200-300 м, размашка на 500-600 м с целью подготовки организма лошадей к более интенсивной работе в весенний период.
Второй этап (февраль — апрель). Задачи: продолжение развития силовых качеств и обшей выносливости, применение специальных нагрузок для развития скоростной выносливости.
Объем работы рысью на этом этапе значительно сокращается и ограничивается 10-20 мин. С конца февраля можно проводить 3-4 раза в неделю работу кентером в 2 реприза с 5-8-минутным интервалом: для двухлеток приблизительно 1500+2000 м по хорошей дорожке и 1200+1500 м по тяжелой дорожке; для лошадей трех лет и старше — 2400+3000 м (хорошая дорожка) и 1400 + 2000 м (тяжелая дорожка).
Со второй половины марта за счет сокращения работы кентером следует 1-2 раза в неделю проводить резвый галоп на дистанцию до 500-800 м для двухлеток и до 1000 — 1200 м для лошадей 3 лет и старше.
Соревновательный период (май-сентябрь). В период ипподромных испытаний объем тренировочных нагрузок должен быть в пределах: рысью — 10-15 мин, кентером для двухлеток — 1800-2400 м, для лошадей трех лет и старше — 2400-3600 м при значительном увеличении интенсивности за счет резвых галопов и выступлений.
В этот период весьма важен индивидуальный подход в тренинге лошадей. Особенно это касается планирования дней проведения, дистанции и резвости тренировок галопом. Как правило, резвые работы допускаются один раз в неделю, однако могут быть этапы при подготовке к ряду призов, когда резвые галопы применяют несколько чаще, главным образом для лошадей 3 лет и старше. При этом тренер должен учитывать индивидуальные особенности лошадей, их общее клинико-физиологическое состояние.
Переходный период (сентябрь-октябрь). Это период активного отдыха, когда лошади не несут интенсивных нагрузок. В этот период ограничиваются работой на шагу (1-1,5 ч), на рыси (до 10-15 мин). При имеющейся возможности следует выпускать лошадей в левады на 2-3 ч в светлое время суток.
К концу переходного периода продолжительность работы на рыси увеличивают до 20-25 мин.
Схема, составленная с учетом возраста и состояния тренированности лошадей, может служить определенным руководством для тренеров при групповом и индивидуальным планированием и проведении повседневной подготовки.
Статья по теме Тренинг и испытания тяжелоупряжных пород лошадей
В индивидуальных планах подготовки должно быть предусмотрено постепенное повышение объема нагрузок, применение резвых работ, соответствующих функциональным возможностям лошади, а также определенное чередование напряженности в тренировке. В план могут быть внесены коррективы с учетом функционального состояния лошади.
При ипподромных испытаниях чистокровных лошадей применяют групповую систему: от четвертой группы до первой, а также вне группы. Двухлетних лошадей при поступлении на ипподром зачисляют в четвертую группу. При выигрыше первого места лошадь переводят в следующую группу.
При выигрыше традиционного приза лошадь переводят в следующую группу через одну, а занявшую второе призовое место — в следующую группу.
Лошадь в возрасте 3, 4 лет и старше, поступивших на ипподром, группируют по выигрышу в предшествующем сезоне. Лошадей 3 лет и старше, не скакавших или не выигравших первых мест в предыдущем сезоне, относят к четвертой группе.
Источник: «Коневодство. Справочник»
Инструктор
Очень важно, чтобы обучение молодой лошади проводил всегда один и тот же человек. Во избежание испорченного характера, не следует привлекать к обучению разных инструкторов. У всех разные взгляды и методы, а лошадь должна привыкнут и доверять одному инструктору.
Предлагаем ознакомиться: Причины выпадения третьего века у кошек и методы лечения
Не стоит ограничивать лошадь одним лишь денником, надо почаще давать ей возможность свободного выгула в леваде.
Отдельное искусство, которым должен обладать тренер — приучение к седлу для лошади и уздечке. Для этого он должен обладать обширными знаниями рефлексов у животного, ведь органы чувств развиты по-другому и воспринимает лошадь ситуацию совсем иначе человека.
Все незнакомые предметы (вальтрап, седло и т. п.) необходимо впервые показать лошади одновременно с кормлением, чтобы выработать у неё положительное восприятие.
Цирковая дрессировка
Мыши и крысы в китайской цирковой труппе (зарисовка Йохана Нихофа (Johan Nieuhof), 1655-57 гг)
Дрессировка животных для цирковых выступлений известна достаточно давно. Ещё в Древнем Египте и в Древнем Риме использовались животные для этих зрелищных мероприятий. Сейчас в цирке можно увидеть самых различных дрессированных животных, начиная от слонов, заканчивая мышами. Если основная часть дрессировщиков использовала болевые методы в работе с цирковыми «артистами», то В. Л. Дуров впервые применил безболевой поощрительный метод, основанный на учении И. П. Павлова об условных рефлексах. Именно этот метод позволил Дурову подчинять и работать с животными, дрессировка которых ранее была невозможна. Этот метод получил достаточно широкое признание и используется многими дрессировщиками, например, знаменитый мастер цирка Ю. Д. Куклачёв использует в работе с кошками именно такой, поощрительный и безболевой метод дрессуры.
Хотя ранее (например, повесть «Майкл, брат Джери» Джека Лондона ) в цирковой дрессировке животные повсеместно принуждались к выполнению трюков через угрозу боли, в настоящее время общество негативно относится к таким методам. Дрессировщики, их использующие, формируют негативное мнение о работе цирков. Многие цирковые учреждения, в частности Национальный цирк Украины, выступают с резким осуждением насильственных методов дрессировки[2]. По словам Людмилы Алексеевны Шевченко, генерального директора-художественного руководителя киевского цирка, дрессировщик, который издевается над животным – не подходит цирку в принципе[3].
Несмотря на установленные со времен Дурова стандарты добропорядочного отношения к животным, некоторые дрессировщики не следуют профессиональной этике. Отсутствие механизмов пресечения жестокости по отношению к животным в ряде стран мира привело к запрету на законодательном уровне использования животных в цирках.
Индивидуальный подход
Чтобы научиться кататься на лошади, необходимо найти индивидуальный подход к животному. Выбор методов обучения зависит от возраста особи, ее породы, имеющихся навыков. Лучше всего дрессировке поддаются кони, возраст которых составляет 2-3 года. Они имеют базовые знания и не пугаются наездника. Взрослые питомцы стремятся играть лидирующую роль в тандеме. Поэтому хозяину нужно завоевать авторитет и показать силу характера.
Также следует уделить внимание среде содержания животного: стойлу, площадке для занятий и выгула, конюшне. Территория должна быть убрана, оборудована всем необходимым, чтобы питомец не испытывал дискомфорт. Перед тренировкой наезднику лучше воздержаться от вредных привычек: курения и употребления алкогольных напитков. Лошади остро реагируют на запахи спирта и табака, могут повести себя недружелюбно и агрессивно.
Знакомство и привыкание
Дрессировка лошадей начинается со знакомства и привыкания. Чтобы наладить взаимосвязь с животным, можно выполнить следующие действия:
Интересуясь вопросом, как приручить лошадь, необходимо помнить, что процесс привыкания длительный и проходит в несколько этапов. После удачного знакомства будущий наездник должен много времени уделять питомцу, ухаживать за ним, проводить гигиенические процедуры, осуществлять кормление. Хозяину следует занимать доминантную позицию, при необходимости вести себя строго, но без агрессии. Так животное станет послушным и научится выполнять требования человека.
Нужны ли тренировки вообще?
Любому домашнему животному требуется внимание и забота со стороны хозяина.
И чем умнее Ваш домашний питомец, тем больше времени он требует уделять ему. Кроме того, крупные размеры и сила лошадей ставят перед их хозяевами непростую задачу по контролю за ними.
Именно грамотная дрессура и тренировки позволяют наладить контакт с животным и привести его к послушанию. Кроме того, когда у Вас есть такой сообразительный питомец, грех не воспользоваться его физическим и умственными способностями в полной мере.
Разумеется, тренировочный процесс – дело непростое, и требует от заводчика не только определенных навыков и знаний, но также массу терпения и времени. Однако, не пожалев сил на этом этапе, в результаты Вы получите преданного и умного друга, который понимает Вас почти без слов!
Если с лошадью не заниматься и не приучать её с малых лет к элементарным командам, по мере своего взросления и физического роста она будет становиться все более непредсказуемой и капризной, а, принимая во внимание её немалые габариты и недюжинную физическую силу, приструнить её будет очень непросто. Кроме того, необученная лошадь может представлять серьезную опасность не только для своего владельца, но и для окружающих его людей.
Регулярные тренировки, проводимые по определенной системе, также полезны по следующим причинам:
Ещё по теме: Сколько живут лошади и что влияет на продолжительность жизни?
Если все делать правильно и по заранее спланированной программе, то через год Вы и Ваша лошадь будете понимать друг друга без слов. Только в кинематографе лихой всадник хватает первого попавшегося коня и, вскочив в седло, мгновенно его укрощает. В реальности на это уходит гораздо больше времени и труда. Для того, чтобы дать животному почувствовать Ваше лидерство, при этом не вызывая у него страха или неприязни – это требует приложения многих сил и больших временных затрат.
Чувствительность лошади позволяет ей безошибочно определять отношение человека к себе, и на агрессию она так же отвечает агрессией, а с её стороны это весьма опасно. Ровное и дружеское участие, совмещенное с непреклонной требовательностью послушания – вот те качества, которые необходимы хорошему коневладельцу.
Положительные мотивации
Лошади всегда чувствительны к тому, что её хвалят, поэтому никогда не стоит упускать эту возможность, если она заслужена и своевременна. Похвала может быть в виде слов, прикосновений или лакомства. Всегда стоит при себе иметь некоторое количество моркови или хлеба, а сахара или яблок лучше избегать.
Терпение инструктора играет очень важную роль в воспитании. Раньше определённого возраста не стоит объезжать лошадь. До этого времени тренировки с ней в любом случае необходимы, но в щадящем режиме.
Молодое животное обязательно приучить ходить на поводу. До основных тренировок стоит заниматься с ней шагом и рысью на корде, познакомить её с коневозкой. В это время очень важны разнообразные упражнения на выносливость, гибкость, поддержание равновесия.
Предлагаем ознакомиться: Породы кроликов для домашнего разведения: какие бывают
Заездка на поводу
Спуск с лошади
Еще одним важным моментом обучения верховой езде выступает правильный спуск. Это не только гарант безопасности наездника, но и минимизация дискомфорта для животного.
Правильный спуск после остановки лошади
Правильный спуск после остановки лошади проходит следующим образом:
Спуск проводят исключительно в левую сторону от скакуна.