Древнегреческие мифы чему учат
Почему стоит изучать греческую мифологию?
В чем основная цель греческих мифов? Нужно ли нам в настоящее время изучать греческую мифологию? Рассмотрим известный греческий труд – Одиссея, написанная Гомером. Это не просто сборник фантастических сказаний и легенд, цель которого – просто развлечь читателя. Совсем наоборот. Это фундаментальный труд, в основе которого лежит мудрость. Благодаря сказаниям Гомера люди смогут стать кузнецами своего счастья и построить ту успешную жизнь, к которой необходимо каждому стремиться. Рекомендуем прочитать статью о том, зачем изучать древнегреческий язык.
Некоторые люди могут задаться вопросом, почему мир все еще так интересуется древнегреческими мифами, когда они являются не чем иным, как историями. Пришли они тысячи лет назад. Однако взгляните на огромное количество фильмов и литературы на древнегреческую тематику сегодня. В произведениях литературы и фильмах активно используются отсылки к греческой мифологии.
Для тех, кто думает, что сказания древнегреческой мифологии — просто устаревшие сказки, они ошибаются. Эти истории, возможно, были написаны сотни, если не тысячи лет назад, но хорошо помнить, что они были написаны мудрыми людьми, которые приложили руку к формированию современного мышления.
Великие люди, Аристотель и Софокл, не были простыми рассказчиками. Они не проводили свои дни, сочиняя сказки только потому, что им этого хотелось и нечего было делать. Они были слишком хороши для этого, и именно поэтому их греческие мифы выдержали испытание временем. Они актуальны сегодня.
Что представляют собой мифы?
Для некоторых людей греческие мифы — это просто эпические рассказы о богах и богинях, странствующих по земле, которые выполняли всевозможные задачи. Это истории о людях, имеющих дело с богами, и либо они выходят победителями, либо проигравшими, либо превращаются в животных и растения.
Действительно, обычный человек подумает, что эти истории — не более чем полет фантазий старых рассказчиков из прошлого, но более глубокий взгляд на истории расскажет вам больше, чем это. У этих историй редко бывает счастливый конец, к которому люди так привыкли в наши дни, но помните, что они были написаны не для развлечения — они написаны с более высокой целью, с глубоким посылом. Мифы дают людям возможность взглянуть на то, как жили греки и как они думали в то время.
Почему стоит изучать греческую мифологию?
Читать и слушать о греческой мифологии — это одно, но почему современные люди читают сказания и мифы? Ответ на этот вопрос очень прост: они учатся. Люди все еще изучают древних греков и их мифы во многом по той же причине, по которой они изучают другие культуры, и это для того, чтобы они могли учиться у них. В конце концов, когда вы изучаете такую культуру, как Древняя Греция, вы действительно многое узнаете и многому научитесь.
Эти мифы показывают современным людям, как люди думали в прошлом, что они считали важным. Стоит сказать и о том, что греческая мифология внесла большой вклад в классическую и современную литературу.
Просто читая некоторые из мифов, люди могут научиться контролировать свои действия или, по крайней мере, лучше думать о том, что они делают. Многие из этих историй рассказывают о том, что такие черты, как спесь, алчность, глупость и высокомерие приводят людей к неприятностям. В некотором смысле эти мифы служат предупреждением для людей о том, какими они должны быть и какими не должны быть. Вся суть в том, что большинство людей все еще совершают ошибки и глупости, принимают нелепые решения и проявляют высокомерие. Мифы отражают человеческое поведение в древние времена. Но спустя многие столетия человеческие пороки никуда не исчезли.
Современные фразы из греческой мифологии
Троянский конь. Во время Троянской войны греки построили гигантского деревянного коня и спрятали в нем батальон, в то время как остальные войска сделали вид, что отступают в знак капитуляции. Затем коня провели парадом мимо непроницаемых городских стен Трои в качестве приза за победу, позволив греческим воинам открыть ворота для своих армий, разрушить город и закончить войну. В наше время термин «троянский конь» используется для обозначения тактики, когда для достижения цели используют обман или хитрость. Кроме того, «троянский конь» относится к вредоносному компьютерному программному обеспечению.
Ящик Пандоры. Согласно греческой мифологии, Пандора была первой в мире женщиной-человеком. Однажды ей подарили шкатулку от Зевса, но предупредили, чтобы она ее не открывала. К сожалению, любопытство взяло верх над ней, и она открыла ей, выпустив на волю все зло мира. Сегодня люди ссылаются на «открытие ящика Пандоры», когда обсуждают что-то, что, если вмешаться, может породить множество сложных проблем.
Влияние греческой мифологии на русский язык и литературу
Многие слова, используемые в современном русском языке, такие как идол, антиквариат, диалог, экономика, спартанец, архитектор, микроскоп, телефон и многие другие, были заимствованы из греческого языка. Греки были первыми, у кого появилась полноценная алфавитная система, изобилующая гласными и согласными.
Если вы заметили, несколько глобальных компаний были названы в честь греческих мифических персонажей. Например:
Amazon: Амазонки были свирепыми воительницами, участвовавшими в Троянской войне – именно здесь река Амазонка получила свое название, название которого с тех пор позаимствовала глобальная платформа онлайн-покупок.
Olymp: Греческая гора – теперь бренд фотоаппаратов.
Oracle: Смертный экстрасенс или провидец – теперь известен как популярная компания по разработке программного обеспечения для баз данных.
Есть причина, по которой компаниям нравится брендировать свои товары и услуги в честь персонажей греческой мифологии. Публика склонна подсознательно ассоциировать черты бренда с чертами оригинального мифического персонажа. Nike, например, была богиней победы, поэтому для спортивного бренда имело смысл назвать себя в ее честь.
Аллюзии на греческую мифологию есть абсолютно везде. Наш язык пропитан аллюзиями, и многие из наших слов уходят корнями в Древнюю Грецию. Арахнофобия, эхо, гипноз, нарциссизм и множество других слов взяты из их историй. Охват не заканчивается нашими словами, так как многие современные компании названы в честь аспектов мифологии. Такие компании, как Nike, Starbucks и Amazon, использовали греческую мифологию в качестве вдохновения при выборе своих названий. Еще одним важным элементом, касающимся аллюзий, является литература. Многие классические авторы (Уильям Шекспир, Эдгар Аллан По, Дж. Р. Толкиен, К. С. Льюис и др.) ссылаются на мифологию в своих произведениях. Если вы знаете историю, стоящую за аллюзией, вы сможете лучше понять суть и в полной мере ощутить богатый смысл текста, который вы читаете.
Сказания Древней Греции подчеркивают высшие человеческие ценности
Вы можете научить детей правильному поведению и нравственному мышлению с помощью сказаний греческой мифологии.
Иметь дело с ревностью и эмоциональным шантажом? Прочитайте им историю Геракла и богини Геры. Изо всех сил пытаешься справиться с соперничеством между братьями и сестрами? Попросите детей прочитать историю Арахны и Афины.
Греческая мифология сейчас так же увлекательна, как и тысячи лет назад. Однако мифология гораздо больше, чем просто сборник привлекательных историй. Большинство из них можно описать как психологические аллегории, которые имеют дело со сложными, тонкими и повторяющимися проблемами человеческого существования.
Греческая мифология является отражением прошлых цивилизаций и дает нам важнейшее представление об исторических событиях, древних культурах, взаимоотношениях и многом другом. Мы подсознательно усваиваем эти уроки, полностью наслаждаясь захватывающим чтением. Рекомендуем посетить сайт, где вы можете найти большое количество интересной литературы, мифы, сказания и легенды.
Полезное видео по теме:
На мой взгляд, мифология Древней Греции может многому научить современного человека. Несмотря на то, что Древняя Греция далеко от современной эпохи, мы можем действительно многое почерпнуть из мифологии, что является действительно важным.
Во-первых, эта мифология учит видеть в жизни не только негативные моменты, но и светлые стороны. Например, чаще всего браки в древности заключались без согласия жениха и невесты или с желанием лишь одной стороны, как поначалу случилось с Персефоной. Но Персефона со временем научилась видеть в Аиде не только его тёмную сторону, она по-настоящему полюбила его. Именно Персефона могла повлиять на мужа, сделать его решения более мягкими, если это было возможно. Аид же любил её столь сильно, что не мог отказать в ситуациях, когда компромисс действительно был возможен. Мне кажется, что эта пара — пример того, какими должны быть супруги, если брак заключался не по доброй воле обеих сторон. Мифология учит видеть в жизни светлые стороны даже в самых тяжёлых, самых безвыходных ситуациях. Пример тому — подвиги Геракла. В какие бы опасные ситуации герой ни попадал, как бы трудно ему ни было, он всегда с высоко поднятой головой брался за очередное «невыполнимое» задание и доказывал, что человек способен на многое, стоит лишь постараться.
Во-вторых, мифология наглядно показывает, какими качествами не должны обладать порядочные люди. Например, образ Зевса — отражение супружеской неверности, а образ Геры — ревнивости жены. Разумеется, Гера не могла мириться с тем, что делал её супруг, однако она поступала неправильно, охотясь за жертвами утех своего мужа и его детьми. Зевсу же следовало бы быть действительно верным супругом, и тогда у Геры не было бы поводов для ревности. Другой пример неправильного поведения – Афродита. Она не любила своего мужа, даже не попыталась его полюбить, понять, отвергнув мысль о попытке, так как он был внешне некрасив. Афродита ценила только красоту, Гефест же обладал лишь талантом, тем качеством, которое следовало бы уважать. Нельзя брать пример с этой богини, и любой, кто знакомится с мифологией, это хорошо понимает. Ещё один негативный пример – то, как Зевс поступил с Прометеем. Прометей хотел помочь людям, но повелитель богов запретил ему. И Прометей ослушался его, подарив людям вместе с огнём надежду. Тогда Зевс его жестоко наказал. Но наказание было несправедливым, все это понимают. Ведь Прометей принёс людям благо, за что поплатился. Наказание должно было быть за непослушание, но куда более мягкое.
Таким образом, мифология показывает негативные примеры поведения и вызывает к ним неприязнь, давая людям понять, как вести себя не следует, чтобы не вызывать всеобщего порицания. А лучше всего люди учатся если не на собственных ошибках, так уж точно на чужих примерах.
В-третьих, мифология учит тому, что нужно здраво оценивать свой талант, а не красоваться им, выставлять его напоказ толпе, свои силы и возможности, а также понимать, что гордыня — грех. Именно за это поплатилась Арахна. Она возомнила, что лучше Афины владеет навыками ткачихи, после чего в соревновании изобразила на своей вышивке непристойные сцены с богами, что, разумеется, Афину разгневало. За свою гордыню Арахна поплатилась. Другой пример – царь Тантал. Боги приглашали этого царя к себе на пиры, но ему было мало, и однажды он попытался украсть нектар и амброзию. Боги прогнали его и больше на пиры не звали. В отместку Тантал накормил их на пиру блюдами, приготовленными из его собственных детей. Этот мерзкий поступок никто в здравом уме не совершил бы, поэтому все, кто узнают про Тантала, испытывают к нему отвращение. И суровое наказание, какому его подвергли, никто под сомнение не ставит. Ещё один пример возгордившегося человека – Одиссей. Он заявил после Троянской войны, что его победы – лично его заслуга, а не помощь со стороны богов. Посейдон разгневался, и в результате царь Итаки провёл в странствиях по морским просторам долгие десять лет. Если бы Одиссей признал, что боги помогали ему, а не возгордился, он бы благополучно добрался домой. Таким образом, мифология учит не зазнаваться, не поддаваться гордыне, ведь это приводит обычно к плачевным последствиям. Необходимо здраво оценивать свои силы и понимать, что по праву твоя заслуга, а что в жизни было сделано благодаря помощи со стороны.
В-четвёртых, эта мифология учит ценить то, что у тебя есть в данный момент, потому что это единственное могут отнять. Так, например, нельзя желать воскресить мёртвых. Много сюжетов связано с тем, как герои отправлялись в подземное царство за дорогими им людьми и не возвращались оттуда, а если возвращались, то со временем либо сходили с ума, либо их судьба складывалась печально. Как, например, у Орфея. Он спустился в Аид за Эвридикой, однако не смог выполнить условий Аида, а потому лишился возможности вернуть возлюбленную. Закончил же свою жизнь он тем, что был убит. Кроме того, нельзя желать больше, чем у тебя есть. Царь Мидас пожелал превращать всё в золото в награду за то, что вернул Силена Дионису, и получил золотую руку. Но эта награда обернулась проклятьем. В итоге царь превратил в золотую статую собственную дочь и потерял то действительно дорогое, что у него было.
Этому и многому другому может научить мифология Древней Греции. На самом деле, человек может отыскать нравоучительные моменты во многих сюжетах, связанных как с героями и богами, так и с обычными людьми. Всё зависит от того, как он будет подходить к знакомству с мифологией. Если будет искать в ней негативные моменты — разумеется, найдёт. Если же будет искать положительные моменты, то обязательно отыщет их.
Мифы и факты. Объясняем рационально древнегреческие мифы
Эллада не сразу стала блестящей классической цивилизацией ученых, философов и воинов, однако быстрее других прошла путь от магического сознания к рациональному мышлению. В Греции 2500 лет назад уже сосуществовали и мифы, и попытки их рационального объяснения. Как же древние греки преодолевали этот разрыв и как эволюционировали античные мифологические сюжеты в современной культуре?
Дедал и Икар: как важно быть умеренным
Сюжет мифа:
Миф гласит, что Дедал был выдающимся скульптором и зодчим древности. За преступление в родных Афинах его приговорили к смерти, и он бежал на Крит, к царю Миносу. Там Дедал создал множество произведений искусства и построил Лабиринт, в который заключили Минотавра.
В конце концов Дедал затосковал и захотел уехать с Крита, но Минос его не отпускал. Тогда умелец соорудил из перьев, скрепленных воском, большие крылья, которые можно было надеть на руки и полететь.
Дедал и его сын Икар надели крылья и улетели с Крита. Отец предупредил мальчика, что тот не должен подниматься слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск. Но Икар, увлекшись полетом, забыл наставления отца, воск растопился, крылья разлетелись, мальчик упал в море и погиб.
Как объяснялся:
Дедал, родоначальник всех ремесел, для греков был реальной исторической фигурой, а вот полет на крыльях вызывал у них оправданные сомнения и считался неосуществимым чудом. В конце концов они пришли к выводу, что Дедал изобрел первый парус (кто-то ведь должен был его изобрести?), с помощью которого быстро и с комфортом убрался с острова.
Вот как античный географ и писатель Павсаний пытался объяснить этот миф в своем «Описании Эллады»:
«Когда он бежал из Крита, устроив себе и сыну своему Икару маленькие суда и приделав к ним, что до тех пор было неизвестно, паруса, то, пользуясь попутным ветром, он намного обогнал флот Миноса, шедший на веслах. Таким образом, сам Дедал спасся, а у Икара, который менее искусно управлял своим судном, оно у него, говорят, перевернулось. Икар утонул».
История о Дедале — прародитель всех современных историй о гениальном ученом, который не смог совладать со своими собственными изобретениями, о технологиях, вышедших из-под контроля (например, в «Терминаторе») и трагедии научного ума.
Миф об Икаре, который изначально был историей о том, что надо знать меру и не подниматься слишком высоко или опускаться слишком низко, в современной культуре стал романтической легендой о стремлении к невозможному (например, «Фауст» Гете или «Космическая одиссея» Кубрика).
Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»
Медея: берегись мести брошенной женщины
Сюжет мифа:
Медея была дочерью царя Колхиды и помогла Ясону добыть золотое руно. Ясон, покидая Колхиду, забрал полюбившую его Медею с собой. Долго прожили они вместе, но потом Ясон решил жениться на дочери коринфского царя. Медея в гневе, но притворяется, что смирилась, чтобы отомстить. Будучи могущественной колдуньей, она отправляет сопернице подарок: великолепное платье и головной убор. Не в силах устоять перед подарками, девушка их надевает. Внезапно наряд вспыхивает огнем, невеста гибнет, и отец ее вместе с ней.
Как объяснялся:
В античные времена люди уже были знакомы с нефтью и знали ее горючие свойства. Так появилось предположение, что Медея смазала свои подарки не таинственным колдовским зельем, а нефтью, и наряд царевны вспыхнул не сам по себе, а от попавшей на него искры. Ситуация правдоподобная, если помнить, что открытый огонь непрерывно окружал людей того времени, будь то алтарь, очаг, факел или треножник, освещавший жилище.
«Некоторые люди, стремясь примирить предание с истиной, весьма правдоподобно утверждают, что именно нефть была тем зельем, которым Медея смазала воспетые в трагедиях венок и пеплос», — пишет Плутарх, описывая путешествие Александра Македонского по Вавилонии и то, как местные жители поджигали нефть, чтобы развлечь царя.
Греки не испытывали к Медее сочувствия: чувства обманутой и страдающей от ревности женщины не трогали их, а, скорее, пугали, поскольку воспринимались как иррациональная, неуправляемая и разрушительная сила.
Причиной совершившихся бедствий древние видели не предательство Ясона, а дурной нрав колдуньи Медеи.
В современной культуре этот миф — прообраз всех историй о мести преданных женщин (вроде «Убить Билла» Тарантино или корейской трилогии о мести Пак Чхан-ука), где месть героини оправдана современной этикой взаимоотношения полов.
Кадр из фильма «Сочувствие госпоже Месть»
Троянская война: главный миф о войне
Сюжет мифа:
В классической версии мифа троянский царевич Парис при помощи благоволящей ему Афродиты похищает Елену Прекрасную, жену царя Менелая. Менелай и его старший брат, микенский царь Агамемнон, собирают со всей Греции войско, осаждают Трою и спустя 10 лет сжигают ее дотла. Парис и вся его семья убиты, Елена возвращается домой с мужем.
Как объяснялся:
В античной литературе существует множество интерпретаций этого мифа и не меньше попыток понять, что в сказаниях троянского цикла правда, а что — выдумка. Но самый, пожалуй, оригинальный взгляд на эту историю принадлежит оратору, философу и историку Диону Златоусту.
Дион последовательно и остроумно доказывал, что победа ахейцев — не более чем выдумка Гомера. Причем однажды сделал это в речи, произнесенной на месте исторической Трои (тогда уже это был небольшой городок).
Согласно Диону, родители Елены сами выдали ее за Париса, предпочтя богатого восточного царевича греческим женихам. Те обиделись и пошли на Трою войной. «Конечно, каждый был оскорблен за себя; за обиду одного лишь Менелая они бы и пальцем не шевельнули», — резонно замечает философ. Далее он доказывает, что войско ахейцев было немногочисленным, а война для них — абсолютно безуспешной.
Более того, от руки Гектора на самом деле гибнет главный ахейский герой Ахилл, а историю про то, что погиб якобы его друг Патрокл, надевший ахилловы доспехи, выдумал Гомер, чтобы грекам было не так обидно.
«Наконец, посмотрим, как вели себя греки и троянцы после войны. Греки отплывают из Трои наспех, в бурную пору года, не все вместе, а порознь: так бывает после поражений и раздоров. А что ждало их на родине? Агамемнон был убит, Диомед — изгнан, у Одиссея женихи разграбили все имущество, — так встречают не победителей, а побежденных.
Недаром Менелай на обратном пути столько мешкал в Египте, а Одиссей — по всем концам света: они просто боялись показаться дома после бесславного поражения.
А троянцы? Проходит совсем немного времени после мнимого падения Трои — и мы видим, что троянец Эней с друзьями завоевывает Италию, троянец Гелен — Эпир, троянец Антенор — Венетию (область на северо-востоке Италии, будущая Венеция. — Прим. авт.). Право же, они совсем не похожи на побежденных, а скорее на победителей», — заключает Дион Златоуст. Логично? Еще как!
Сюжеты, в которых военная верхушка и политики лгут о блестящих победах в то время, когда простые солдаты погибают ни за что, распространен в антивоенной литературе и кинематографе. Яркий пример — фильмы о вьетнамской войне, правда о бессмысленности которой и истинном количестве жертв открылась американцам только после Уотергейта.
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Беллерофонт и Химера: покорение природы
Сюжет мифа:
Как объяснялся:
О том, как греки толковали историю Беллерофонта, мы узнаем у Плутарха: «Иные, пытаясь устранить сказочность этого предания, перетолковывают его так, что Беллерофонт не заклятием навел море на поля, а прорвал каменистую гряду, отделявшую море от низменной плодородной равнины… Говорят также, что так называемая Химера — это устремленный к солнцу утес, который летом вызывает вредоносное преломление солнечных лучей и тяжелые испарения, губящие посевы. Беллерофонт же понял причину бедствия и устранил его, обрубив гладкую поверхность утеса».
Миф о Беллерофонте не относится к числу популярных античных сюжетов, а имя этого героя ничего не скажет большинству современных людей. А вот слово «химера» стало нарицательным.
В Средние века химерами называли фантастических существ, объединявших в себе части тела разных животных; такие существа во множестве украшали стены храмов и страницы книг.
Современные биологи называют химерами организмы, состоящие из генетически разнородных тканей.
Минотавр
Сюжет мифа:
Еще один миф, связанный с Критом, гласит, что жена царя Миноса Пасифая воспылала страстью к быку и родила от него Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка. Минос запер чудище в Лабиринте и раз в год скармливал ему семь юношей и семь девушек, которых критяне забирали из Афин в качестве дани.
Как объяснялся:
Историческое объяснение мифа относится к тому времени, когда минойский Крит был главной политической и культурной силой в Эгейском море. Поскольку неоперившиеся Афины (и, возможно, другие континентальные греческие города) были данниками Крита, можно предположить, что такая дань включала молодых мужчин и женщин, приносимых в жертву минойским богам. Эта церемония совершалась священником, замаскированным бычьей головой или маской, что объясняет образ Минотавра.
Убийство Минотавра афинянином Тесеем в этом случае указывает на освобождение Афин от колониальной зависимости.
Как только континентальная Греция стала свободна от господства Крита, миф о Минотавре нужен был, чтобы дистанцировать формирующееся религиозное сознание эллинов от древних минойских верований.
Образ минотавра особенно вдохновлял модернистов первой половины прошлого века, в частности Пабло Пикассо. Но они видели в нем отображение не древней истории, а мрачных фрейдистских фантазий о сексуальном влечении и смерти.
Попытки интерпретировать античные мифы продолжают и современные авторы, причем не только в научной, но и в художественной литературе. Хороший пример такой работы — произведения английской писательницы Мэри Рено. В романе «Царь должен умереть» (1958) она описывает молодость Тесея. Наследник афинского царя отправляется на Крит с группой своих ровесников — вот только предназначается эта «дань» не чудовищу с головой быка, а настоящему быку.
Юношей и девушек селят в царском дворце, огромном и со множеством ходов, в которых легко потеряться, как в Лабиринте. Там их тренируют для «танцев с быком». Это любимое развлечение критян: группа атлетов перепрыгивает через быка, а разъяренное животное пытается насадить прыгунов на рога.
Благодаря археологическим находкам, в частности фрескам из Кносского дворца, мы знаем, что традиция прыгать через быка действительно существовала, хотя и неясно, было ли это религиозным ритуалом или просто развлечением.
Родоначальник хорроров и слэшеров о чудовищах, миф о Минотавре можно при желании найти даже в Кубриковском «Сиянии» с его погонями по снежному лабиринту и коридорам отеля-дворца
«Амур — Финист и Марьюшка — Психея»
Миф о любви Эрота (Амура) и Психеи гласит, что Психея была младшей из трех дочерей царя и столь прекрасной, что люди поклонялись ей, как Афродите (Венере). Богиня, узнав об этом, разгневалась и решила наказать девицу: приказала своему сыну Амуру, насылающему любовь стрелами, сделать так, чтобы Психея влюбилась в самого убогого мужчину на свете. Однако Амур сам влюбился в Психею, похитил ее и поселил в роскошном дворце. Влюбленный бог являлся к девушке исключительно по ночам и предупредил ее, что, если она попытается посмотреть на него при свете, он ее навсегда покинет.
Между тем сестры Психеи, прознав о ее счастье, позавидовали и подговорили простодушную девушку подсмотреть, как выглядит ее муж. А тот, как и обещал, немедленно от нее сбежал. После этого Психея пускается в дальнюю дорогу и после многих испытаний все-таки находит Амура и возвращает себе его расположение.
Сюжет, в котором девушка из-за козней злых сестер лишается волшебного супруга и возвращает его, преодолев множество испытаний, повторяется в сказках самых разных народов: итальянских, испанских, норвежских, греческих, мексиканских. Есть такая сказка и в русском фольклоре — «Финист — Ясный сокол».
«Добрый молодец» является к Марьюшке в виде сокола (тоже крылатый!), который покидает ее из-за козней двух старших сестер. Как и Психея, Марьюшка отправляется в далекий путь, так же работает служанкой и побеждает могущественную соперницу (правда, в русской сказке это царица, влюбленная в Финиста, а в античном мифе — свекровь-богиня). Еще одна маленькая деталь: в обеих историях девушка случайно обжигает голое плечо своего возлюбленного; Психея маслом из лампы, а Марьюшка — горячей слезой.