Древнегреческий мыслитель считал что четырем временам года соответствуют четыре периода жизни
Учение о стихиях — предыстория науки
Философы древности — а тогда философией считалась вся наука — понятию «элемент» придавали иной смысл, нежели современные ученые. Это слово означало «стихия». Такими стихиями считались вода, огонь, воздух и земля. В них ученые пытались найти первооснову всего в мире.
Так, древнегреческий философ Фалес Милетский (640/624—548/545 гг. до н. э.) полагал, что источником всего является вода, и даже земля образуется при сгущении воды.
Последователь Фалеса Анаксимандр (610— 547 гг. до н. э.) думал, что источник всех вещей — первовещество апейрон, которое разделяется на воду, воздух, огонь и землю.
Его ученик Анаксимен (ок. 585—525 гг. до н. э.) говорил, что первоосновой всего является воздух, а земля представляет собой его сгусток. Ученый считал Землю шаром, который находится в центре Вселенной.
Философы других школ также развивали свои идеи. Так, Ксенофан Колофонский (ок. 565—473 гг. до н. э.), который принадлежал к элейской школе, утверждал, что первооснова всего — земля.
Гераклит Эфесский (ок. 540—480 гг. до н. э.) говорил, что Вселенная постоянно меняется. Значит, первоосновой является огонь — наиболее изменчивый элемент.
Эмпедокл (он. 490—430 гг. до н. э.) считал, что первоначал четыре: это огонь, вода, воздух и земля. Они объединяются из-за любви, а разъединяются из-за вражды.
Аристотель (384—322 гг. до н. э.) утверждал, что четыре стихии — это различные проявления первоматерии. Причем она каждый раз проявляет два свойства. Так, огонь — это сухость и тепло, вода — холод и влажность, земля — холод и сухость, а воздух — тепло и влажность. Аристотель считал, что свойства эти меняются и стихии могут переходить друг в друга.
Эмпедокл и его учение о четырех стихиях
ТЕМА ОГНЯ В ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ДОСОКРАТОВСКОГО ПЕРИОДА
ГЛАВА 4. ЭМПЕДОКЛ И ЕГО УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ СТИХИЯХ
Диоген Лаэртский относил Эмпедокла к пифагорейцам. В наше время его часто называют эклектиком, так как его учение использует элементы почти всех предшествовавших систем. Однако его учение в целом вполне самобытно. Эмпедокл всегда был популярен и является одним из наиболее цитируемых и хорошо сохранившихся авторов среди досократиков. В его творчестве с замечательной выпуклостью проявляется «протофилософское» качество досократиков: его философская интуиция неотличима от религиозного откровения, а взлёт научной мысли – от поэтической образности. Центральная идея космогонии Эмпедокла: Любовь и Вражда формируют мир из четырех стихий-первоэлементов: земли, воды, воздуха и огня/1/.
Его система напоминает о «стихийном материализме» милетской школы, однако стихии в его учении играют совсем другую роль. Ионийские философы спорили о том, какая из стихий является единственным источником всего сущего. Избранная на эту роль стихия приобретала магическую способность порождать из себя весь видимый и невидимый мир. Эмпедокл же предложил считать все четыре стихии (землю, воду, воздух и огонь) первичными элементами материи. Все вещества состоят из этих четырех элементов, смешанных в разной пропорции: реальная земля содержит воду, реальный огонь содержит землю и воздух и т.п. В живом организме кости отличаются от мышечной ткани тем, что в них больше земли (твердости) и меньше воды (текучести). Мир начинает формироваться благодаря действию Вражды (разделяющей силы) путем выделения элементов из первоначальной однородной смеси: так появляются земля-материк, вода рек и океанов и воздух (атмосфера). Затем благодаря действию Любви путем синтеза тех же четырех элементов образуются живые существа: в нас присутствуют твердая компонента (земля), жидкая (вода), дыхание (воздух) и тепло (огонь). Души также состоят из тех же четырех стихий, причем люди с разным характером имеют разный состав компонент /2/.
Эта идея Эмпедокла оказалась настолько удачной и долгоживущей, что она использовалась наукой вплоть до Нового Времени. Даже сейчас мы продолжаем анализировать личности и характер окружающих, рассуждая о том, в ком из них преобладает Воздух или Земля, а в ком Вода или Огонь. Сама по себе концепция составленности материи из ограниченного набора первичных элементов остается базой современной науки о веществе, как химии, так и ядерной физики. Кроме того Эмпедокл впервые разделил «живые стихии» на пассивную часть (материя) и активную (силы). Объяснение движения мира через воздействие внешних сил на пассивную материю было важным открытием Эмпедокла, на котором по сути базируется вся классическая механика: в ней фигурируют материальные точки или тела приводимые в движение силовыми полями или точечными силами.
В системе Эмпедокла действуют две силы – Любовь/3/ и Вражда/4/. Любовь соединяет, Вражда разъединяет. Космогония Эмпедокла заключается в разъяснении того, как именно совместное действие Любви и Вражды сформировало мир вещей и куда направлена дальнейшая эволюция. Эмпедокл представляет себе первоначальный хаос как однородную смесь четырех элементов. Эта первоматерия совершает интенсивное вихревое движение, в котором более тяжелые элементы (земля и вода) остаются в центре, а более легкие (воздух и огонь) поднимаются к периферии, где формируется небо. Небо состоит из огня-эфира/5/, который собственно и есть огонь в наиболее чистом виде /6/. Земной физический огонь – это смесь огня как такового и других элементов, которыми он питается. Поэтому земной огонь дымит и обжигает.
Эмпедокл разработал оригинальную теорию восприятия, которая построена на простом принципе: подобное воспринимается подобным/7/. Так как свет является проявлением огня, то для восприятия света в глазу должен быть огонь. Огонь, по Эмпедоклу, находится в центре глаза и окружен землей и воздухом, которые распознают себе подобные элементы в видимом мире. При всей наивности такой концепции с точки зрения современной науки, «пламенный взор» и «огонь в глазах» занимают важное место в нашем языке и системе образов, в частности неоднократно используется в Библии/9/.
Обратим внимание на центральную роль Любви в учении Эмпедокла. Любовь выступает животворным началом: она созидает мир, и формирует живые существа. Любовь руководит мудрым и возводит его к высшим ступеням бытия. Эмпедокл был пацифистом и противником насилия, что было необычно в эпоху восхищения подвигами героев и военной доблестью. В учении Эмпедокла сильно выражена религиозно-мистическая компонента/10/. Он верил в переселение душ /11/. Самого себя он считал инкарнацией павшего бога, который искупал прошлые грехи в новых рождениях, причем он сам был последней ступенью в череде воплощений перед окончательным высвобождением «своего» бога и его приобщением к сонму бессмертных. Близость к божественному финалу наделяла Эмпедокла магической силой: его жизнеописание сообщает, что он повелевал ветром и дождями и даже воскрешал умерших.
Единый пдф-файл, соответствующий полному содержанию данного сборника, можно скачать здесь
Фрагменты ранних греческих философов. А.В. Лебедев. М., 1989. http://www.nsu.ru/classics/plato/vorsokratiker2.htm#31
С. Н. Трубецкой. Метафизика древней Греции. М., «Мысль», 2003
P. Kingsley. Ancient philosophy, mystery and magic: Empedocles and Pythagorean tradition. Oxford Univ. Press, 1995.
Почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года?
Пожалуй, в данном вопросе всё предельно понятно и логично. Ежегодно мы наблюдаем полный цикл возрождения, цветения, развития и угасания природы.
Весна сродни рождению человека и первых лет его жизни, поскольку природа только начинает просыпаться.
Летом, как и юношеские годы человека природа пестрит красками, наполнена энергией и силой.
Весной, силы потихоньку начинают покидать природу, но тем не менее она также прекрасна и красочна, как зрелые годы человека.
Пифагор был не только математиком, но и философом. Он сравнивал жизнь человека с природой. Природе свойственны 4 времени года, которым характерны свои черты и особенности. Он говорил, что
Вот только у природы после змы снова наступает весна, а у человека уже нет.
Древнегреческий мыслитель Пифагор действительно сравнивал периоды жизни человека с временами года. Пифагор считал, что жизнь человека разделена на четыре периода по 20 лет, как разделены времена года.
Пифагор, как известно, был величайшим математиком древности. Он придавал числам, кроме математического, еще и сокровенные, таинственные свойства. Именно Пифагор разделил числа на четные и нечетные, простые и составные, которые мы применяем до сих пор.
Однако у Пифагоры числа были еще дружеские, треугольные, квадратные и пятиугольные, о чем мы уже забыли.
Пифагор использовал, в частности, и такое понятие как четверица (тетрактида). Четверица имела несколько сокровенных смыслов. Она была прообразом гармонии, четырех сторон света, четырех стихий (огня, воздуха, воды и земли), четырех времен года.
Имела тетрактида и смысл четырех возрастов человека (ребенок, юноша, муж и старец).
Поэтому Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года с точки зрения математики.
В любом случае весна является становлением для любой личности и этот период длится до двадцати лет у личности.
Затем наступает в его жизни лета период,который длится до сорока его лет, а вот потом золотая осень и расцвет личности и самые зрелые годы до шестидесяти, а это мудрость и опыт по сути.
Затем идет постепенный спад и это считается зимой.
Пифагору принадлежит так называемая идея вечного возвращения. В современной истории ее перенял и развивал Ницше. Она основана на том, что жизнь человека, как времена года, проходит, для того, чтобы начаться.
Но я бы немного не так бы сравнивал. Надо сначала чтобы была весна, потом лето, потом осень и зима. Но Пифагору видеть веднее было.
Пифагор прославился благодаря своей знаменитой теоремой в геометрии, но это было не единственное его занятие и достижение. В первую очередь этот человек был философом.
Он выделял периоды в жизни человека:
Потому, что периоды жизни очень схожи с временами года. Весна похожа на ранний возраст человека, лето на средний, процветающий возраст, осень схожа с пред пенсионным возрастом, когда многое уже удалось в жизни, а зима похожа на старость и сон.
Такое сравнение заслуживает внимания.
Доброго вам времени суток!
О человеке можно рассуждать:
Но вернее всего не надо вовсе оценивать характер другого человека, лучше потратить это время на присмотр за собственным «я».
Древнегреческий мыслитель считал что четырем временам года соответствуют четыре периода жизни
Рейтинг:
Но пора, однако, договориться о том, какой возраст называют пожилым и старым. В российской демографии и статистике чаще используют термин — «старше трудоспособного возраста». Журналисты выбирают более деликатный термин — «третий возраст». В возрастной периодизации жизни человека испокон веков было много субъективного.
Свой отпечаток накладывали конкретно-исторические условия и средняя продолжительность жизни в то или иное время, в той или икай стране, но обо всем этом несколько позже. Известный исследователь Э.Россет приводит несколько примеров из многочисленных попыток установления возраста начала старения человека.
Согласно древней китайской классификации человеческая жизнь делится на семь фаз.
Возраст от 60 до 70 назван желанным. Может быть, потому что да него редко доживали, но желали дожить? А может быть, потому что в этом возрасте, полагали китайцы, начинается умиротворение плоти и обретение мудрости? Кстати» Лев Толстой перед шестидесятилетием с большим увлечением изучал Конфуция и мечтал о том, чтобы избавиться, наконец, от мучительной борьбы двух крайностей — порывов духа и власти плоти. Об этом можно прочесть в его дневниках.
А вот древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) вероятно принял бы поэтическую метафору Эльдара Рязанова («-осень жизни как и очень года»), ведь он считал, что четырем временам года соответствуют четыре периода жизни человека, каждый из которых равняется 20-ти годам.
Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 г.г.) философ и врач считал, что возраст 50-60 лет — это уже начало глубокой старости. Виктор Гюго называл возраст 40-45 лет периодом «старости юности» или «юности старости», уверяя, что с этих лет человек начинает стареть. Правда, именно в этом возрасте у Гюго был скандальный роман с замужней женщиной, когда его возлюбленная была посажена в тюрьму за прелюбодеяния, а он сам избежал наказания лишь потому, что принадлежал к сословию пэров.
Уже в начале нашего века американский врач Ослер, будучи пожилым человеком, пропагандировал идею безболезненного умерщвления стариков, чтобы они не были в тягость ни себе, ни близким людям, но сам спокойно дожил до глубокой старости.
Философы почитают Гиппократа основателем любомудрия. Врачи называют его родоначальником своей науки и присягают верности профессиональному долгу с его именем. Правда, на стороне медиков. Доказательством тому служит то, что великий мыслитель древности периодизировал жизнь человека не по уровням становления личности, а по физиологическим циклам. Гиппократ называл 10 периодов по 7 лет каждый, начиная с нулевого возраста. Идея, заложенная первым лекарем мира, стала основополагающей для всех его коллег-последователей.
Немецкий физиолог М.Рубнер предлагал следующее деление: младенчество — до 9 месяцев, раннее детство — до 13-14 лет, юношеский возраст — до 19-21 года, зрелость — до 41-50 лет, старость — от 50 лет, почтенная старость — от 70 лет.
Немецкий ученый патологоанатом Л. Ашофф предложил классификацию с тем же числом периодов, что и у Гиппократа, но с другими временными границами. Интересно, что первым периодом назван внутриутробный, затем следует время новорожденного — до 7 дня жизни, младенчество длится до 7 лет, отрочество — до 14 лет, годы созревания — до 25 лет, зрелый возраст продолжается до 45 лет. И дальше, до 65 лет — наступает время начала старости, собственно старость охватывает период от 65 до 85 лет, а после этого возраста приходит почтенная старость. Немецкие исследователи опубликовали свои гипотезы на рубеже двух веков — прошлого и нынешнего.
Современные английские физиологи выделяют 5 периодов в жизни человека: раннее детство — до 7 лет, позднее детство продолжается до 14 лет, время молодости — до 25 лет, затем четверть века человек находится в поре зрелости, а после 50 наступает старость.
Русский профессор-демограф А.П.Рославский-Петровский 150 лет назад предложил свое деление человеческой жизни на этапы с романтическими названиями для поколений:
подрастающее — от 0 до 15 лет (малолетние — до 5, дети — до 15 лет);
цветущее — от 16 до 60 лет (молодые — до 30, возмужалые — до 45 и пожилые — до 60 лет);
увядающее — от 61 до 100 и старше (старые — до 75, долговечные — до 100 лет и старше).
Два самых известных советских демографа, к сожалению, оба уже покойные, С.Г.Струмилин и Б.Ц.Урланис обосновали весьма оригинальную схему деления возрастов на три периода, каждый из которых включает в себя три отрезка времени. В основе классификации — отношение к трудовой деятельности: дорабочий, рабочий, послерабочий.
Рабочий включает: юность (16-24), зрелость (25-44), поздняя зрелость (45-59).
Старость подразделяется на пожилой возраст (60-69), раннюю старость (70-79), глубокую старость — после 80лет.
И, наконец, классификация, принятая в международных сравнениях. В ней предусматривается 8 периодов: младенчество — до 1 года,
дошкольный возраст — от 1 до 4 лет;
школьные годы — 5-14 лет;
юношеские годы —15-24 года;
годы наибольшей активности— 15-44 года,
средний возраст — 45-64 года,
ранний период старости — 65-74 года;
старость от 75 лет,
Все сказанное относится к определению индивидуальной старости, точнее — определению возрастных границ старости индивида. Не меньшее разнообразие предложений имеется, когда речь заходит об определении параметров демографического старения населения, выражаемого через удель-ный вес старшей возрастной группы в общей численности населения.
Древнегреческий мыслитель считал что четырем временам года соответствуют четыре периода жизни
Но пора, однако, договориться о том, какой возраст называют пожилым и старым. В российской демографии и статистике чаще используют термин — «старше трудоспособного возраста». Журналисты выбирают более деликатный термин — «третий возраст». В возрастной периодизации жизни человека испокон веков было много субъективного.
Свой отпечаток накладывали конкретно-исторические условия и средняя продолжительность жизни в то или иное время, в той или иной стране, но обо всем этом несколько позже.
Известный исследователь Э.Россет приводит несколько примеров из многочисленных попыток установления возраста начала старения человека.
Согласно древней китайской классификации человеческая жизнь делится на семь фаз.
Возраст от 60 до 70 назван желанным. Может быть, потому что до него редко доживали, но желали дожить? А может быть, потому что в этом возрасте, полагали китайцы, начинается умиротворение плоти и обретение мудрости? Кстати, Лев Толстой перед шестидесятилетием с большим увлечением изучал Конфуция и мечтал о том, чтобы избавиться, наконец, от мучительной борьбы двух крайностей — порывов духа и власти плоти. Об этом можно прочесть в его дневниках.
А вот древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) считал, что четырем временам года соответствуют четыре периода жизни человека, каждый из которых равняется 20-ти годам.
Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 г.г.) философ и врач считал, что возраст 50-60 лет — это уже начало глубокой старости. Виктор Гюго называл возраст 40-45 лет периодом «старости юности» или «юности старости», уверяя, что с этих лет человек начинает стареть. Правда, именно в этом возрасте у Гюго был скандальный роман с замужней женщиной, когда его возлюбленная была посажена в тюрьму за прелюбодеяния, а он сам избежал наказания лишь потому, что принадлежал к сословию пэров.
Уже в начале нашего века американский врач Ослер, будучи пожилым человеком, пропагандировал идею безболезненного умерщвления стариков, чтобы они не были в тягость ни себе, ни близким людям, но сам спокойно дожил до глубокой старости.
Философы почитают Гиппократа основателем любомудрия. Врачи называют его родоначальником своей науки и присягают верности профессиональному долгу с его именем. Правда на стороне медиков. Доказательством тому служит то, что великий мыслитель древности периодизировал жизнь человека не по уровням становления личности, а по физиологическим циклам. Гиппократ называл 10 периодов по 7 лет каждый, начиная с нулевого возраста. Идея, заложенная первым лекарем мира, стала основополагающей для всех его коллег-последователей.
Немецкий физиолог М. Рубнер предлагал следующее деление:
— младенчество — до 9 месяцев,
— раннее детство — до 13-14 лет,
— юношеский возраст — до 19-21 года,
— зрелость — до 41-50 лет,
— старость — от 50 лет,
— почтенная старость — от 70 лет.
Немецкий ученый патологоанатом Л. Ашофф предложил классификацию с тем же числом периодов, что и у Гиппократа, но с другими временными границами. Интересно, что первым периодом назван внутриутробный, затем следует время новорожденного — до 7 дня жизни, младенчество длится до 7 лет, отрочество — до 14 лет, годы созревания — до 25 лет, зрелый возраст продолжается до 45 лет. И дальше, до 65 лет — наступает время начала старости, собственно старость охватывает период от 65 до 85 лет, а после этого возраста приходит почтенная старость. Немецкие исследователи опубликовали свои гипотезы на рубеже двух веков — прошлого и нынешнего.
Современные английские физиологи выделяют 5 периодов в жизни человека: раннее детство — до 7 лет, позднее детство продолжается до 14 лет, время молодости — до 25 лет, затем четверть века человек находится в поре зрелости, а после 50 наступает старость.
Русский профессор-демограф А.П.Рославский-Петровский 150 лет назад предложил свое деление человеческой жизни на этапы с романтическими названиями для поколений:
— подрастающее — от 0 до 15 лет (малолетние — до 5, дети — до 15 лет);
— цветущее — от 16 до 60 лет (молодые — до 30, возмужалые — до 45 и пожилые — до 60 лет);
— увядающее — от 61 до 100 и старше (старые — до 75, долговечные — до 100 лет и старше).
Два самых известных советских демографа, к сожалению, оба уже покойные, С.Г.Струмилин и Б.Ц.Урланис обосновали весьма оригинальную схему деления возрастов на три периода, каждый из которых включает в себя три отрезка времени. В основе классификации — отношение к трудовой деятельности: дорабочий, рабочий, послерабочий.
Рабочий включает: юность (16-24), зрелость (25-44), поздняя зрелость (45-59).
Старость подразделяется на пожилой возраст (60-69), раннюю старость (70-79), глубокую старость — после 80 лет.
И, наконец, классификация, принятая в международных сравнениях. В ней предусматривается 8 периодов:
— младенчество — до 1 года,
— дошкольный возраст — от 1 до 4 лет;
— школьные годы — 5-14 лет;
— юношеские годы — 15-24 года;
— годы наибольшей активности— 15-44 года;
— средний возраст — 45-64 года;
— ранний период старости — 65-74 года;
— старость от 75 лет.
Как мы видим, в определении того, что назвать старостью и кого назвать стариком, нет единообразия и «полного единодушия». Но некоторые общие подходы весьма заметны и во взглядах древних, и у сегодняшних классификаторов. Во-первых, большинство исследователей связывают старость с шестидесятилетием. Во-вторых, и демографы, и физиологи признают, что старость — это длительный период жизни, такой же, как молодость или зрелость и для понимания тех изменений, которые претерпевает человек в этом возрасте, необходима более подробная классификация, выделение субпериодов. Но даваемые им названия не всегда объяснимы: «ранняя», «почтенная», «глубокая» старость. Как будто могут быть поздние, неприличные или мелкие старики. Но это уже проблемы филологии.