Древнеримский юрист ульпиан утверждал что
УЛЬПИАН, ДОМИЦИЙ (лат. Domitius Ulpianus)
Родом из финикийского Тира, он переехал в Рим, где сначала составлял черновики рескриптов для Септимия Севера (судя по стилю, с 202 г.), а с 205 г. стал секретарем a libellis. В отличие от Папиниана, после смерти Септимия Ульпиан продолжил работу при Каракалле. Возможно, Гелиогабалом был назначен префектом анноны, Александр Север сделал его в 222 г. префектом претория. Ульпиан был убит в результате солдатского мятежа в 233 г.
Ульпиан трактует право со стоических позиций. Ульпиан написал около 300 книг, где систематически изложил римское право, подчеркивая его рациональный характер и опору на естественный закон. Право им делится на три вида: jus naturale («естественное право»), закон для всех живых существ, jus gentium («право народов») закон для всех людей и jus civile («гражданское право»), закон определенного государства. Он убежден в противоественности рабства, но признавал его как институт, оправданный обычаями и правом всех народов. Стоицизм Ульпиана заметен в знаменитой фразе «Положения права таковы: жить честно, не вредить другому, воздавать каждому своё», а юриспруденция для него – «знание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом». Основные сочинения Ульпиана – «О преторском эдикте» (комментарии к преторскому праву), «К Сабину» (комментарии к гражданскому праву), «Об обязанностях проконсула» и других должностных лиц.
Авторитет Ульпиана был очень высок: в 426 г. он был включен в число 5 юристов, мнения которых были обязательны для судей, по числу цитирований в «Дигестах» он на первом месте – там сохранилось около 2 500 фрагментов его сочинений.
Сочинения:
Institutionum et regularum juris romani syntagma… / Hrsg. Rudolf von Gneist. Leipzig, 1880;
Доминций Ульпиан. Фрагменты / Пер. и комм. Е. М. Штаерман // ВДИ. 1971. № 2. С. 184-209;
Домиций Ульпиан. Об обязанностях проконсула / Пер., вступит. ст. и примеч. А. Л. Смышляева // ВДИ. 1985. № 4. С. 221-233; 1986. № 1. С. 194-216.
Римское право и римские юристы
Наряду с прецедентным правом, существует система континентального права, основы которого были заложены таким явлением как римское право. Римские юристы на много веков вперед, вплоть до современности, определили каким должно быть право многих стран. При этом, римское право не было изначально таким, каким мы его видим в лучшие годы своего развития.
Первые римские юристы и римское право в начале своего развития
Изначально, право толковалось понтификами (специальной коллегией жрецов), которые ежегодно провозглашали свою позицию.
Светский характер юриспруденция приобретает в 300 г. до н. э. благодаря Гнею Флавию. По легенде, будучи писцом Аппия Клавдия Цека он украл и обнародовал кодифицированный сборник формул, которые применялись в процессе. Позже документ и его содержание стало известно, как цивильное право Флавия.
Обучение праву в древнем Риме берет свое начало в 253 г. до н. э. верховным понтификом Тиберием Корунканием, который первым стал обучать юриспруденции учеников.
Во втором веке до н. э. сборник Флавия был дополнен новыми исковыми формулами Секстом Элием Петом. Им же опубликован труд, содержащий смешение Законов 12 таблиц, комментариев и формул. Толкование и комментирование законов стало для римских юристов большой частью их деятельности. Во втором веке до н. э. особенно сильно развивали право, в том числе и гражданское Маний Манилий, Публий Муций Сцевола и Юний Брут. А первым комментатором преторских эдиктов стал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 до н. э.). Теорией разделения права на частное и публичное занимался Квинт Элий Туберон.
Римские юристы – толкователи права
Римская юриспруденция, как деятельность юристов состояла из: 1) respondere — ответы на юридические вопросы частных лиц, 2) cavere — сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок, 3) age re —- сообщение формул для ведения дела в суде. Юристы писали специальные обращения судьям по делу, которое иногда оформлялось в виде протокола.
При этом, юристы могли интерпретировать те или иные действующие нормы в ключе соответствия их духу справедливости. В случае такого несоответствия или коллизий, своими комментариями они буквально могли изменять действие нормы, давая ей иногда полностью противоположное значение. Комментируя право, римские юристы пытались понять, что имел в виду законодатель или какой бы смысл вложил в норму при изменившихся условиях. Новая норма из комментария становилась действующей нормой цивильного права (ius civile), которое состояло из обычного права, преторского права, законодательства народных собраний. Именно комментарии римских юристов были тем цементом, что скреплял все источники римского права, обеспечивал его развитие и изменение.
Самыми авторитетными юристы становятся в период поздней республики и ранней империи. Императоры, понимая, как важно пользоваться одним из самых эффективных инструментов – правом, пытаются заручится поддержкой юридической братии. Так, Август дарует прослойке правоведов право комментирования от имени императора (ius respondendi). Уже к 3 века н. э. на ответы юристов ссылаются как на закон, они же становятся обязательными к применению судьями.
Упадок римского права и римских юристов приходится на время, когда принцепсы становятся законодателями (вторая половина 3 века н. э.). С этого времени юристы теряют свое право ius respondendi. Однако, комментарии юристов классического периода рассвета римской юриспруденции пользуются уважением и далее.
Как всегда, некоторые коллеги становятся более успешнее, чем остальные. Так, Валентиниан III придал силу закона пяти известным юристам — Гай (II в.), Папиниан (II—III вв.), Павел (II—III вв.), Ульпиан (II—III вв.) и Модестин (II—III вв.). При коллизиях в их мнении, спор решался большинством, а если такое было невозможно, то предпочитался комментарий Папиниана. Законную силу придали и комментарием тех юристов, которых цитировали указанные правоведы — Сабина, Сцеволу, Юлиана и Марцелла.
Труды римских юристов далее становятся важной частью кодификации Юстиниана (Corpus iuris civilis). Указанный документ состоял из: 1) Институций, т. е. освещения основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы «Институции» Гая, а также — работы Ульпиана, Флорентина и Марциана); 2) Дигесты (или Пандекты), кодификация частей трудов 38 римских юристов (с I в. до н. э. по IV в. н. э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест; 3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций).
Таким образом, труды юристов были направлены на решение конкретных ситуаций, и только второстепенное значение носила разработка теоретических положений, хотя в последующем именно они сформировали наследие, которое до сих пор оказывает влияние на правовые системы многих стран. Такие теоретические обобщения делались на проработке конкретных правовых вопросов. Есть некая осторожность в такой теоретической работе, ведь именно она станет далее обязательной к применению (всякое определение опасно, говорил еще Луций Яволен Приск).
Публичное и частное право
Классическим является разделение права на публичное право (о пользе государства) и частное право (о пользе отдельных лиц). Частное право в свою очередь (по словам Ульпиана), делилось на три взаимодополняемые, взаимодействующие и не действующие друг без друга части — естественные предписания, (предписания) народов и (предписания) цивильные.
Так, естественное право (ius naturale) оказывает влияние на цивильное право (ius civile) и право народов (ius gentium), соотносятся как целое и части. Так, по Ульпиану к естественному праву относился брак, рождение детей, другие семейные вопросы, как проблемы присущие всем живым существам. Соглашаясь с указанным, Гай утверждал, что хоть эти вопросы и являются сферой естественного права, это не значит, что такие положения не могут подкрепляться цивильным правом.
Уточняя выдвигаемое положение о частях права, юрист Павел писал о том, что на самом деле право состоит не из частей (как обособленных единиц), а лучше говорить о разных смысловых аспектах на один и тот же вопрос. Так, он понимал слово «право» в нескольких аспектах – право это все справедливое и доброе что есть в естественном праве, право это все полезное большинству в государстве что есть в цивильном и преторском праве. Таким образом, право вмещает все указанные аспекты одновременно.
Ульпиан указывал, что право получило свое название от iustitia (правда, справедливость). Ссылаясь на Цельса, он говорит, что право это искусство (ars) добра (boni) и справедливости (aequi).
Понятие справедливости (Aequitas) является для римских юристов во многом основополагающим. Это своеобразный ориентир для правотворчества и противопоставления равного и справедливого права праву несправедливому.
Aequitas как всеобщая справедливость в правовом смысле становится специальным термином iustitia. Ульпиан отмечает — Iustitia (правда, справедливость) есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право, жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит».
Таким образом, юриспруденция является знанием справедливого и несправедливого. Древнеримские юристы всячески подчеркивают ценность права, права как мерило того, что должно быть. Павел об этом писал — претор высказывает право, даже если он решает несправедливо: это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать.
Отсюда требования к закону, как к форме, содержание которой – справедливость. Это идеал закона, ценностная установка. Вот формулировка Папиниана — «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства». Таким образом, закон должен соответствовать нескольким требованиям – общий и справедливый характер (действует на всех), разумность, обеспечен защитой государственного принуждения, разумен.
При этом, сам закон понимается римскими юристами не только как форма правового акта, но и как ценность, основанная на указанных чертах. Таким образом, если закон несправедлив, не несет пользу большинству, то этот закон неправовой.
Римское публичное право
Публичное право, как отрасль, устанавливала положение религии, полномочия должностных лиц, государственных институтов, гражданства и прочее. Именно юристы, как привилегированная прослойка сделала все, для того, чтобы обосновать необходимость дарования монарху законодательной власти в период становления империи.
Так, во многом обосновывалась власть принцепса как законная, а сам закон не распространяется на него.
При этом, действуя на стороне сильной власти монарха, находясь на высоких постах, сами юристы терпели произвол. Ульпиан, являясь префектом претория был убит в 228 г. прямо на глазах у императора. В 212 г. казнен на этой же должности Папиниан, отказавшийся обосновывать и с точки зрения права оправдывать убийство.
Римское частное право
Гай утверждал, что цивильное право является установленным для того или иного государства правом. Папиниан создал классификацию источников цивильного права — законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, положений ученых юристов, преторское право (в качестве исправлений остальных источников).
Частное право было тщательно проработано, разрешены многие спорные вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности, имущественных отношений в особенности (как инструмент защиты прав собственника). В том числе, частное право особо прорабатывает вопросы рабов как собственности и объектов вещного права. Ульпиан отмечает, что рабство возникло по праву народов, ведь по естественному праву все рождаются свободными.
Право народов включает в себя международные отношения, отношения римских граждан с перегринами. Это право формировалось из эдиктов магистратов, императорских конституций и трудов юристов. Указанное обеспечивало взаимодействие права народов и цивильного права.
Гермогениан указывал — «этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ, полей, построение зданий, учреждены торговля, купля-продажа, наймы, обязательства, за исключением тех, которые были введены цивильным правом».
Как уже было сказано, римское право определило развитие права на многие века и определяют до сих пор. Мы не можем не отметить высокую культуру юриспруденции, ее научность, аргументированность проработку.
История политических и правовых учений: Шпаргалка (4 стр.)
Аристотель считал семью и собственность естественными явлениями, предпосылками человеческого общения и образования государства. В семье отец – господин, его власть по отношению к детям – непререкаема, практически как власть рабовладельца над рабами. Семья – основа государства, отправная точка его развития. Частная собственность коренится в природе человека, в его естественной любви к себе, в страсти к накопительству. Именно с позиций защиты частной собственности, семьи Аристотель критиковал оба платоновских утопических проекта государства.
Государство есть продукт естественного развития. Аристотель, как и Платон, воспринимает государство как цельный организм, основанный на человеческом общении, ведь человек всегда нуждается в общении. Семья постепенно разрастается в селение, которое, в свою очередь, со временем становится государством.
Человек, по Аристотелю, – «животное политическое«, т.е. не может жить вне государства, вне общества. Человек создает себе семью, но лучше всего политическая природа человека реализуется в государстве, т.е. союзе свободных и равных граждан, способных участвовать в осуществлении законодательной и судебной властей.
Правильные формы правления в государстве (по Аристотелю): монархия, аристократия, полития. Они опираются на законы, нацелены на общее благо. Неправильные формы правления в государстве: тирания, олигархия, демократия. Для них характерно беззаконие, общие интересы не соблюдаются.
Идеальное государство, по Аристотелю, – государство «золотой середины», в котором соблюдаются мера и умеренность во всем (от количества законов до размера территории). Опираться полис должен на средний класс. Власть в государстве разделена между различными социальными группами. Часть земли и рабов находится в общей собственности всего народа, другая часть – в частном владении граждан, излишние продукты граждане должны отдавать нуждающимся. Законодатель должен стремиться к тому, чтобы доставить гражданам мир и досуг.
Идеи Аристотеля были восприняты просветителями Нового времени, многими другими политико-правовыми мыслителями.
11. РИМСКИЕ ЮРИСТЫ О ГОСУДАРСТВЕ И ВИДАХ ПРАВА
По преданию, начало светской римской юриспруденции связано с именами Гнея Флавия (похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул) и Тиберия Корункания (вторая половина III в. до н.э.). Деятельность римских юристов по разрешению правовых вопросов включала: respondere – ответы на юридические вопросы частных лиц; cavere – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок; agere – сообщение формул для ведения дела в суде. Классиками римской юриспруденции считаются Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин (II-III вв.).
Гай, римский юрист II в., создал знаменитые институции – классическое изложение римского права по отдельным институтам, служившее учебником многим поколениям юристов времен поздней Античности и Средневековья. Римские юристы и государственные деятели Эмилий Папиниан (около 150– 212), Ульпиан (около 170-228), Геренний Модестин (III в.) и Юлий Павел (III в.) сделали большой вклад в развитие римского права, части их сочинений была придана обязательная юридическая сила (из них состоят Дигесты).
В имперский период расцвета римской юриспруденции (в отличие от времени Цицерона) сместились оценки в соотношении естественного (богоданного) права и позитивного закона (jus). Термином jus стали обозначать всё светское (человеческое), включая естественное право и позитивное право (обычное право, lex, эдикты магистратов, сенатус-консульты, конституции императоров).
Ульпиан произвел деление права на публичное (право, которое «относится к положению Римского государства») и частное (право, которое «относится к пользе отдельных лиц»). Второе делится на три взаимопроникающие части: естественное право (jus naturale), право народов (jus gentium) и цивильное право (jus civile).
Римские юристы противопоставляли равное и справедливое право и право, не отвечающее требованиям равной справедливости. Aequitas (конкретизация и выражение естественно-правовой справедливости) служила критерием справедливости правовых норм. Несправедливая правовая норма, по положению Павла, не может называться правом. Закон (общемировой закон, человеческий закон – lex) представал не только с формальной (универсальность, высшая юридическая сила), но в первую очередь с содержательной (соответствие требованиям справедливости) стороны. Римские юристы вслед за древнегреческими мыслителями оправдывали существование рабства.
В период укрепления принципата и установления домината римские юристы активно обосновывали законность и справедливость законодательных притязаний императоров, что их в итоге и погубило, потому что, как только императоры получили в свои руки всю полноту законодательной власти, профессиональные юристы как толкователи, преобразователи и применители права стали не нужны. С другой стороны, их труды приобрели особую историческую и теоретическую значимость в условиях рецепции римского права западноевропейскими правовыми системами.
12. ИДЕИ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), древнеримский оратор (сохранились 58 его судебных и политических речей), адвокат, политический деятель, создал труды «О государстве», «О законах», «Об обязательствах». Всего сохранилось 19 трактатов Цицерона по риторике, политике, философии и более 800 писем. Цицерон был сторонником республиканского строя, приходившего в упадок в Риме его времени.
Цицерон вводит в правовой и политический обиход понятие гражданина как субъекта права, понятие государства как правового общения. Цицерон впервые вводит определение государства как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. Причем народ в понимании Цицерона – не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса. Государство – правовой союз, правовое общение. Здесь у Цицерона возникает идея правового государства, т.е. государства, основанного на справедливости, а не силе.
В вопросе о возникновении государства Цицерон исходил из совмещения теорий Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура (договорная теория): государство возникает естественным путем, но закрепляется договором. Одна из важнейших задач государства – охрана собственности. В основе правильного государства лежит право (правовое государство). Все гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии согласия. Правильное государство прочно охраняет формально-правовое равенство своих граждан.
Социальное неравенство справедливо. Рабство Цицерон оправдывал природой: рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника.
Цицерон различал естественное право (fas как богоданное право) и позитивный закон (jus как человеческое право). (Не)соответствие принимаемых в государстве законов естественному (природному) праву является критерием их (не)справедливости. Законы, существующие в государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Свои представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Цицероном сформулирован самый лаконичный принцип правового государства: «Под действие закона должны подпадать все».
Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообще наилучшей – смешанную форму правления (следуя за Полибием). В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Среди них Цицерон предпочитает монархию, а менее всего благоволит демократии. Лучшая форма правления – Римская республика – плод многовековой эволюции государственных форм.
Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные: царская власть – в тиранию, власть оптиматов – в олигархию и плутократию, демократия – в охлократию. При этом исчезает государство как таковое, не говоря уже о праве.
13. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В РЕЛИГИОЗНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Христианство возникло в Иудее в I в. н.э. как секта иудаизма, затем оно стало самостоятельной монотеистической религией. Кроме иудаизма влияние на христианство оказал также римский стоицизм. Раннее христианство проповедует равенство. В раннехристианской общине устанавливается своеобразный коммунизм. Вместе с тем ранние христиане были лояльны к государственной власти: «Будьте покорны царю, правителю, ибо такова воля Божья» (апостол Петр). Ранние христиане не пытались изменить общественное и государственное устройство, они стремились преобразовать души людей. Со временем христиане стали признавать частную собственность.
Внутри раннехристианских общин формируется духовенство, о первоначальном равенстве стали забывать, это особенно усугубилось, когда римский император Константин I Великий придал христианству государственный статус (IV в.).
Домиций Ульпиан и его трактат «Об обязанностях проконсула»
с. 221 Довольно многочисленные, но вместе с тем отрывочные и противоречивые упоминания об Ульпиане, дошедшие до нас в разнородных и не всегда достоверных трудах античных авторов, позволяют восстановить лишь отдельные вехи биографии знаменитого юриста и государственного деятеля эпохи Северов.
В I книге давались рекомендации, касающиеся путешествия и въезда в провинцию, назначения легата и определения его обязанностей. Во II книге речь шла об объезде провинции по судебным округам. В связи с этим определялась юрисдикция проконсула и характеризовался порядок гражданского судопроизводства. Попутно давались рекомендации, как вести себя при объезде провинции и во время судебных заседаний. В III— V книгах речь шла о муниципальных делах. Рассматривался порядок замещения почетных должностей и распределения повинностей и податей. В VI книге трактовались отдельные вопросы гражданского права, — в частности, о введении во владение наследственным имуществом и об отпуске рабов на волю. В VII— X книгах разбирались полномочия наместника, связанные с охраной общественного порядка. Сначала речь шла об уголовном судопроизводстве, которое трактовалось в связи с « Lex Iulia iudiciorum publicorum » (фр. 2184— 2189), затем разбирались законы, посвященные государственным и уголовным преступлениям. К VIII— IX книгам относятся также фрагменты, касающиеся экстраординарного судопроизводства и соответствующих преступлений. В VIII книге большой раздел был уделен допросам под пыткой, в кн. IX— X — речь шла о видах наказаний и порядке их назначения (фр. 2237— 2250).
В трактате можно выделить две основные части. Первая охватывает I— VI книги, посвященные повседневным обязанностям наместника и гражданскому судопроизводству и праву. Вторая состоит из VII— X книг, характеризующих его полицейские карательные функции и уголовное судопроизводство и право. К ней относятся три четверти сохранившегося текста. Очевидно, позднейшие компиляторы черпали свой материал о гражданском праве и судопроизводстве в основном из произведений, относившихся к традиционным жанрам. Отдельные крупные фрагменты дают представление о характере изложения материала — сначала приводятся общие положения, затем они уточняются и конкретизируются посредством разбора спорных ситуаций и судебных прецедентов, при этом Ульпиан ссылается, как правило, на различные указы и постановления (см., например, фр. 2209, 2243).
Перевод выполнен по изданию: Palingenesia iuris civilis. Ed. O. Lenel. V. 2. Lipsiae, 1889. Кроме того, было использовано издание: Digesta. Ed. T. Mommsen et P. Krueger. — Corpus iuris civilis. V. I. Berolini, 1908. Автор сверялся с русским переводом отдельных фрагментов трактатов, выполненным Перетерским (Дигесты Юстиниана. М., 1984). В настоящем издании в круглых скобках даются пояснения переводчика, а в квадратных — предполагаемые глоссемы и интерполяции. Названия глав, взятые в скобки, принадлежат О. Ленелю, без скобок — самому Ульпиану. Названия, которые начинаются со строчной буквы, предваряют разделы внутри глав.
В заключение нам хотелось бы выразить искреннюю благодарность Смыке и Смирину за большую помощь в подготовке к печати перевода обоих трактатов. Разумеется, любые обнаруженные недочеты и неточности следует ставить в вину только автору.