Древнейшие сооружения первобытного человека с чем связано их возникновение
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Первобытная архитектура
Основы всего дальнейшего развития архитектуры закладывались много тысячелетий тому назад, потому что строительство является одним из древнейших видов деятельности человека.
При этом развитие человеческого общества происходило неравномерно, и в различных частях света этот процесс имел существенные различия, как в характере сооружений, так и во временных рамках.
Хаджилар ( Хасилар)
Ученые условно делят весь доисторический период на четыре отдельных этапа:
При этом в других районах нашей планеты в это же время люди строили дома на сваях и первые постройки общественного назначения — так называемые » общинные дома». Подобный тип общественного жилища у некоторых народов существовал вплоть до начала XX века. Примером могут стать индейцы Америки, у которых до недавнего времени были общинные дома — » пуэбло».
Таос Пуэбло в Нью — Мексико ( США)
В северных районах Италии были найдены весьма интересные древние поселения, которые датируются 1800 годом до нашей эры. Хижины располагались по кругу и были оборудованы на площадках, которые приподняты над поверхностью земли на столбах.
В этих поселениях ученые нашли также древнейшие образцы фортификационных сооружений. Так, вокруг всего поселка возводился деревянный частокол, внешний периметр которого был обнесен рвом, наполненным водой. Этот факт свидетельствует о том, что строители в глубокой древности уже задумывались о безопасности жителей племени.
Неолитическое поселение Чатал — Хююк ( Турция)
Вид Чатал — Хююка после раскопок
С середины III тысячелетия до нашей эры появляются первые образцы мегалитической архитектуры — дольмены, менгиры и кромлехи. В дальнейшем идеи громадных примитивных построек распространились в Испанию, Францию, Ирландию и некоторые страны северной Европы.
Менгиры — это необработанные крупные камни значительной высоты, поставленные в вертикальном положении и образующие длинные ряды.
Аллея менгиров в Карнаке ( Франция)
Дольмены — состоят из двух больших, стоящих рядом вертикальных камней, на которые положен грубо обработанный каменный блок. Дольмены обычно расположены таким образом, что они образуют длинные пространства, похожие на коридоры.
Дольмен
Стоунхендж в Великобритании
Сооружение представляет собой целый комплекс, который состоит из тяжелых камней высотой по 4 и 8 метров. Они стоят вертикально и образуют единую центрическую композицию.
Кромлехи Стоунхенджа
Каждый блок тщательно обработан с помощью древнейших каменных орудий. А это уже свидетельствует о том, что древние мастера обладали развитыми навыками обработки камня и имели понятие о создании композиции в пространстве.
В особенностях устройства кромлехов Стоунхенджа можно также проследить некоторые закономерности движения небесных тел, поэтому многие ученые склонны считать эту мегалитическую постройку древнейшей обсерваторией.
Постройки первобытного человека
Оглавление
1. Постройки первобытного человека.
2. Памятники первобытной Средней Азии.
3. Строительство в Древнем Египте.
4. Строительство в Вавилонии и Ассирии.
5. Строительство в Китае.
6. Строительство в Древней Персии и Финикии.
7. Строительство в Древней Греции и Риме.
8. Строительство в странах Западной и Центральной Европы в X-XIV веках.
9. Строительство на Руси до XV века.
10. Строительство на Руси в XV-XVII веках.
11. Земляные работы.
12. Отопление и вентиляция с древнейших времен до XVIII века.
13. Водопроводные и канализационные сооружения Древнего Востока.
14. Водопроводные и канализационные сооружения Древней Греции и Рима.
15. Водоснабжение и канализация в средние века.
16. Возникновение железобетонных конструкций.
17. Развитие железобетона в дореволюционной России.
18. Строительство в дореволюционной России.
19. Развитие монтажных и специальных строительных работ.
20. Развитие механизации строительства.
21. Становление и развитие советской строительной науки.
24. Цементная промышленность.
23. Развитие промышленности строительных материалов.
22. Строительство в первые годы советской власти (1917-1928 гг.).
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА»
По технике изготовления отличали в основном две формы изделий: отщепы или ножевидные пластины, которые отбивались или отжимались от нуклеуса, и двусторонне обработанные орудия. С этой точки зрения ясно, что на стадии развития человеческого общества, известной под названием палеолита и раннего неолита, когда орудия труда представляли собой грубо обработанные каменные изделия (рис. 1), строительство только зарождалось.
Первобытный человек для своего убежища пользовался естественными укрытиями – пещерами. Одно из таких типичных укрытий, найденное в середине прошлого века недалеко от города Дюссельдорфа (ФРГ), изображено на рис. 2. Люди, используя пещеры как жилище, иногда устраивали и примитивные сооружения под открытым небом (заслоны, завесы).
В дальнейшем, по мере усовершенствования тех же каменных орудий, первобытные люди устраивали жилища и кладовые для пищи в виде землянок и полуземлянок. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что в определенных случаях крыши таких сооружений имели каркас из крупных костей и бивней мамонта.
Землянки близ г. Брянска (рис. 3, а, б) имели в длину 11,5 м, ширину и глубину по 3 м с боковыми или концевыми входами. Крыша землянок, насколько можно судить по найденным остаткам, была плоской и состояла из бревен, уложенных в один ряд, и слоя земли толщиной около 20 см. Выход из землянок имел вид ската без ступенек.
Кладовыеимели вид конической ямы (рис. 3, в, г) с округленным дном и, судя по форме, служили для хранения съестных припасов, мехов и т.д. Спуск в ямы располагался с восточной стороны, яма кладовой покрывалась конической крышей из легкого строительного материала вроде примитивного шалаша (на рис. 3 пунктиром). Очаг представлял собой котлообразную яму диаметром около 1 м и глубиной 0,6 м. Внутри он был заполнен золой, мелкими угольками, а сверху – землей.
В период палеолита и раннего неолита появилась первая примитивная каменная кладка для закрывания отверстий в пещерах.
Тип жилища, как и способ его строительства, во многом определялся природными условиями: характером климата, наличием того или иного строительного материала и т. д.
Так, в Африке и Азии при первобытнообщинном строе остов хижин возводился из связок тростника, поставленных дугой; в Месопотамии тростник обмазывался глиной или навозом и горной смолой. Для большей прочности глиняной стены в нее иногда вгонялись конусы из обожженной глины. В дальнейшем, как показали раскопки древних поселений Обеид, Урука и Уры (Месопотамия), хижины стали возводиться из необожженных кирпичей.
В ряде районов получило распространение строительство поселений на сваях, остатки которых сохранились до наших дней на озерах Швейцарии.
Постройка древних свайных поселков начиналась с рубки деревьев и изготовления свай при помощи каменных топоров, долот и сверл. С одного конца сваи заострялись путем обжигания, благодаря чему они легче погружались в грунт.
Очаги свайных жилищ устраивались обычно из каменных плит, скрепленных глиной. Дым из очага выходил наружу через щели и отверстия крыши. Свайные поселки соединялись с берегом посредством одного деревянного не широкого моста, который в случае грозившей опасности можно было разбирать.
Наиболее поздним свидетельством о существовании в Европе свайных деревень следует считать изображение на мраморной колонне в Риме, воздвигнутой при Траяне в I в. н. э. На этой колонне показана свайная хижина обитателей нынешней Румынии – жителей области низовьев р. Дунай.
Новые, более совершенные орудия из камня человек начал изготовлять, после того как он открыл способ пилить и полировать камень. Этот способ основывался на том, что пиление камня сравнительно легко производилось при помощи примитивной пилы в виде жгута, жилы или веревки, натянутой на смычок, под которую в процессе пиления подсыпался мелкий песок. Отпилив нужный кусок, его отшлифовывали на большом камне, пользуясь тем же приемом подсыпки мелкого песка. Это открытие позволило человеку изготовлять топоры и долота и обрабатывать с их помощью бревна.
За 6-5 тыс. лет до н. э. в связи с открытием способа добывания и обработки металла произошли коренные изменения в строительстве. В социальном отношении этот период рассматривается как переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу.
В этот период широкое развитие получило деревянное строительство; появились бревенчатые постройки с перевязанными углами и столбчатыми деревянными стенами.
Приблизительно за 6 тыс. лет до н. э., в некоторых местах Западной Европы стало известно земледелие.
Чем дальше развивалось земледельческое хозяйство, тем более оседлым становился человек и более основательным и прочным становилось его жилище. Таким образом, развитие земледелия приводило к совершенствованию строительного искусства.
Вместе с тем развитие земледелия и скотоводства явилось одним из факторов совместного поселения людей и образования населенных пунктов.
Все это, естественно, повлияло на социально-экономические условия жизни общества. Возникали различные ремесла, появилась торговля, зарождались науки и искусство. Родовая и племенная организация общества уступила место обществу классовому с его непременным атрибутом – государством. Это не могло не отразиться и на строительстве, которое приобрело новые формы и новое значение.
Расскажите о древнейших сооружениях первобытного человека с чем связано
В подтверждении этой теории учёные приводят неоспоримый факт того, что не в каждом ареале обитания древних людей есть пещеры, но, тем не менее, люди в древности смогли заселить лесные и степные зоны, где скалы и пещеры вообще отсутствовали. Вполне возможно, что первые жилища в виде шалашей строились вначале на деревьях, а потом и на земле. Строили такие шалаши из веток, а потом укрывали их толстыми шкурами убитых крупных животных. Такие жилища были не более 2,5 метров в диаметре. Когда пища и растительность иссякала, древние люди бросали свои жилища и перемещались в более благоприятные регионы и строили новые шалаши, либо отыскивали пещеры.
Когда землю покрыл ледник, древнему человеку пришлось адаптироваться к более жестким условиям и он научился строить землянки и полуземлянки спасаясь от холода. Такие сооружения уже в полном смысле можно назвать жилищем. Но ледник начал отступать и крупные шерстистые животные, которые служили в основном пищей для древнего человека, почему — то практически исчезли.
А ведь именно эти животные привели наших первобытных предков Евразии в места скверного сурового климата. Именно здесь люди освоили постройку постоянных жилищ для укрытия от холода. Такие жилища могли прослужить человеку от 5 до 7 лет, пока не сгнивали опорные столбы, поддерживающие крышу.
Как строились такие жилища?
Полуземлянки
Вначале делался подкоп приблизительно пол метра глубиной, затем толстые ветви деревьев или бивни мамонтов вбивались хорошо в землю, они играли роль стен, которые на внешней стороне укреплялись листвой и толстыми шкурами. В центре помещения сооружали очаг из огнеупорных камней, а пол засыпался толстым слоем песка, там же сооружали лежанку.
Землянки
Вначале рылся котлован, глубина которого достигало 1 метра. Стены собирались не из веток, а из очень крепких бревен. Два вертикальных столба держали свод по периметру жилища. Крышу покрывали корой деревьев, затем устилали дерном, а сверху засыпали толстым слоем земли. Окон в таком жилище не было, но был один выход, который смотрел в сторону реки, если таковая протекала рядом. Землянки были довольно просторными и могли вмещать от 20 до 25 человек. Но внутри такого помещения было сыро, душно и темно. Зато такая землянка спасала от суровых холодов и хищных животных.
Мы приходим к осознанию того, что пещеры не являлись самым первым жилищем для первобытного человека. Люди могли селиться просто на входе в пещеру, а её саму использовали для ритуалов, всевозможные виды шалашей являются самыми древнейшими жилищами человека, землянки играют тоже не последнюю роль.
Древнейшие сооружения человечества
Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей. Если раньше они обитали в пещерах, созданных самой природой, то теперь появилась потребность в сооружении простейших рукотворных жилищ, первоначально возводимых из костей, бивней и шкур мамонта. В эпоху неолита возникли и более сложные сооружения, не имевшие бытового назначения. Зачастую их возведение было обусловлено религиозными представлениями и верованиями первобытного человека. С происхождением этих сооружений связано множество легенд, приписывающих их возведение гигантским великанам, обладавшим невероятной физической силой. Например, древние греки считали, что многотонные каменные глыбы передвигались или перебрасывались с ладони на ладонь без особых усилий одноглазыми гигантами-циклопами. Не о них ли писал Гомер в поэме «Одиссея»? Но это всего лишь красивая легенда. На самом деле подобные сооружения возводили обычные люди, вооруженные простейшими приспособлениями: рычагами, бревнами-катками, кожаными ремнями.
Первые сооружения такого рода — мегалиты (греч. «мегос» — большой и «литос» — камень) — носили культовый характер. Они представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определенном порядке. Различали три вида мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи.
Наиболее простые из мегалитических сооружений — менгиры — это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Они устанавливались вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую. Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов на месте захоронения предков. Не случайно, по-видимому, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Менгиры разбросаны на огромном пространстве нашей планеты. Их можно увидеть в Англии, Греции, Франции, Испании, Африке, Азии и на Кавказе.
В Причерноморье до сих пор встречаются грубо вытесанные из камня человеческие изображения, так называемые каменные бабы (на самом деле фигуры воинов). А на маленьком тихоокеанском острове Пасхи возвышаются громадные мегалитические статуи в несколько метров высотой. Самые большие менгиры (длиной около 21 м и весом около 300 т) сохранились в Бретани, одной из провинций на западе Франции.
Более сложные архитектурные сооружения — дольмены. Они представляют собой четыре вертикальных каменных блока, как крышей перекрытых широкой каменной плитой. Внутреннее пространство дольменов, вероятно, служило местом пребывания души умершего предка. Для «общения» ее с окружающим миром в стенах нередко делали небольшие круглые отверстия. Средние размеры дольменов в плане составляют 2 х 3 м, их высота достигает 2 м. Но сохранились и грандиозные сооружения подобного типа, например, в Алжире, на севере Африки (длиной до 15 м, шириной около 5 м и высотой до 3 м). Там находится около 3 тыс. дольменов, вес некоторых каменных плит достигает 40 т.
Кромлехи — каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре. По кругу они перекрыты большими каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд.
Наиболее известен Стоунхендж(Солсбери, Великобритания), возведенный в 1900—1600 гг. до н. э. Огромные каменные глыбы доставлялись издалека, а их подъем на восьмиметровую высоту осуществлялся с помощью насыпей, следы которых сохранились до нашего времени. До сих пор это величественное архитектурное сооружение продолжает будоражить мысль ученых, которые считают его одним из удивительных достижений науки и техники Древнего мира. Оно действительно уникально и не имеет аналогов.
Возможно, Стоунхендж, выполняя роль храма Солнца, был местом ритуальных церемоний и погребений, а также служил устрашающим символом власти жрецов. Не исключается и другая версия, согласно которой Стоунхендж выполнял роль астрономической обсерватории, позволявшей с большой точностью вести календарный счет дням, отмечать начало года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.
Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась монументальная архитектура.
Музыка, танец и пантомима
Кроме основных видов изобразительного искусства и архитектуры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь однообразной и безрадостной, как это может показаться современному человеку.
По всей вероятности, самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий процесс (от сева до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии. В то же время в недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших далеких предков была слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облегчавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в хоровых танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивавшим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рождавший простейшую мелодию. Такое сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, лишний раз подтверждает синкретический характер первобытного искусства.
Другой, не менее важной причиной возникновения музыкального творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирующих голоса природы (гром, падающие камни, льющаяся вода, крики птиц и рев умирающего раненого зверя), он может добиться успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктивный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно и тонко развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки.
Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с четко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторение различных интонаций с определенным интервалом. Таким образом, главными условиями рождения музыки как вида искусства стали художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.
Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не только голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или орудиям труда, первобытный человек таким образом использовал их как простейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта, обнаруженный у села Мезин в Черниговской области в Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и при раскопках палеолитических поселений во Франции, Чехии и Венгрии.
А что представляли собой первые танцы древности? Они были еще далеки от того, что мы сегодня называем этим привычным словом. Разнообразными движениями и жестами человек передавал впечатления от окружающего мира, отражая в них свои ощущения, настроения и душевное состояние. Появлению танца способствовали ритмичные движения, повторявшиеся во время охоты или других видов трудовой деятельности первобытного человека. Первоначально они носили примитивный характер и больше напоминали простейшие гимнастические упражнения. Бешеные скачки, имитация повадок животного, притопывание ногами, выразительные жесты рук — все это предпосылки для возникновения танца. Охотники верили, что имитация повадок животных способна влиять на успешное завершение охоты. До сих пор у некоторых народов сохранились такие подражательные танцы. Например: у австралийских племен — танцы «бабочки», «лягушки» и «кенгуру»; у бразильских индейцев — «рыбьи» пляски и пляски «летучей мыши»; у североамериканских — «медведя» и «бизона», а на севере России — танцы «утушек», «лебёдушек», «оленя».
Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окружении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы заставляла первобытного человека поклоняться многочисленным духам, которых необходимо было задабривать. Различали также погребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в определенном наклоне, передающем характер движения.
Важнейшими средствами организации ритуальных действий являлись пантомима, охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски. Охотничьи маскировки преследовали единственную цель: обмануть животное и обеспечить успешную охоту. При этом человек создавал не художественный образ, а лишь имитировал повадки животного. Охотничья пляска обычно разыгрывалась по определенному сценарию и могла воспроизводиться несколько раз. Она сопровождалась звуками барабанов и трещоток, а также пением присутствующих, которые одновременно являлись и зрителями. Тотемическая пляска предполагала выступление перед зрителями в костюме и маске тотема — животного или растения, являвшегося предком-покровителем данного племени.
Огромное значение приобретало актерское мастерство исполнителя, демонстрировавшего обобщенные черты тотема. На известном наскальном изображении человека-зверя под названием «Колдун» он представлен в довольно странной позе: его туловище расположено горизонтально, как у зверя. Задняя часть тела, и в особенности ноги, — вполне «человеческие», хорошо прорисованы икры и ступни с пальцами. Однако сзади виден пышный, как у лисы, хвост. Передние конечности трудно назвать руками — скорее, это звериные лапы. Особенно интересна голова «Колдуна», над которой возвышаются огромные оленьи рога, а по бокам торчат широко расставленные звериные уши. На зрителя в упор смотрят по-звериному дикие глаза с горящей точкой внутри, нос бородатого чудовища напоминает клюв птицы. Вероятнее всего, перед нами человек в тотемической маске, исполняющий ритуальный танец.
Таким образом, в первобытный период зарождается искусство, закладываются основы художественного творчества, определившие дальнейшие пути развития мировой художественной культуры. В первобытном искусстве художественный образ становится основным средством отражения и познания окружающего мира.
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, что являлось побудительными мотивами к художественному творчеству первобытного человека?
2. Каковы характерные черты и общие стилевые особенности изобразительного искусства эпохи палеолита, мезолита и неолита?
3. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории России и стран Западной Европы вы могли бы назвать? Расскажите о них подробнее, используя также материалы из некоторых рекомендованных книг для чтения.
4. Расскажите о древнейших сооружениях первобытного человека. С чем связано их возникновение?
5. В чем и как проявился синкретический характер первобытной культуры? Для ответа используйте материалы о возникновении искусства танца, музыки и театра.
Творческая мастерская
1. Напишите небольшие сочинения-эссе на темы «Первые художники Земли», «О чем рассказывает наскальная живопись палеолита, посвященная сценам охоты человека? ».
2. Познакомьтесь с книгой Дж. Хокинса и Дж. Уайта «Разгадка тайны Стоунхенджа» (М., 1972). Какие зрительные образы этого архитектурного памятника рождает ваша творческая фантазия? Попробуйте их запечатлеть или реконструировать один из памятников мегалитического периода с помощью компьютерной графики.
3. Попробуйте, используя исторические данные, нарисовать эскизы костюма и маски тотема. Какая музыка могла бы сопровождать это театральное действо?
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).