Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему

ПИОСС

Реклама

Прямой эфир

iafet 22 апреля 2013, 02:33

Garald1 17 февраля 2013, 01:53

BoutiQue 13 февраля 2013, 04:05

Rusnotslave 1 января 2013, 16:07

kozak1123 26 сентября 2012, 19:30

EntonSky 13 сентября 2012, 01:14

OPOK 3 августа 2012, 13:23

Samsebe99 29 февраля 2012, 14:34

Shumi2010 22 февраля 2012, 06:33

sheih_merden 5 февраля 2012, 18:31

Svoboda 22 января 2012, 18:09

anola2009 12 января 2012, 10:03

Politolog 11 декабря 2011, 14:29

STOP_VTO 20 ноября 2011, 05:57

Politolog 13 ноября 2011, 21:40

koller 27 октября 2011, 15:12

Yrka58 23 октября 2011, 19:36

Yrka58 11 октября 2011, 22:58

Блоги

Управление в Древнем Карфагене

Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть картинку Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Картинка про Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чемуКарфаген — финикийское, или пуническое, государство со столицей в одноимённом городе, существовавшее в древности на севере Африки, на территории современного Туниса. Название Qart-ḥadašt (в пунической записи без гласных Qrtḥdšt) переводится с финикийского языка как «новый город».

У власти Карфагена стояла аристократия. Высший орган — совет старейшин, во главе которого стояли 10 (позднее 30) человек. Народное собрание формально также играло значительную роль, но фактически к нему обращались редко. Примерно в 450 до н. э. с целью создать противовес стремлению некоторых родов (особенно рода Магонов) получить полный контроль над советом был создан совет судей. Он состоял из 104 человек и первоначально должен был судить остальных должностных лиц по истечении срока их полномочий, но впоследствии сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Исполнительную (и высшую судебную) власть исполняли два суффета, они, как и совет старейшин, избирались ежегодно путём открытой покупки голосов (вероятнее всего, существовали и другие чиновники, но сведений об этом не сохранилось). Совет 104-х (Ordo Judicum) не избирался, а назначался специальными комиссиями — пентархиями, которые сами пополнялись по признаку принадлежности к тому или иному аристократическому роду. Совет старейшин также избирал главнокомандующего — на неопределённый срок и с самыми широкими полномочиями. Выполнение обязанностей чиновников не оплачивалось, кроме того, существовал ценз знатности. Демократическая оппозиция усилилась только ко времени пунических войн и не успела сыграть в истории почти никакой роли. Вся система была в высшей степени коррупционной, но колоссальные государственные доходы позволяли стране довольно успешно развиваться.

Источник

Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть картинку Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Картинка про Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чемуmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

В мировой истории немало народов и государств, что остались в памяти лишь благодаря эпизоду из своей истории. Ацтекская империя известна большинству лишь тем, что её когда-то завоевали конкистадоры. Пресловутые половцы с печенегами — что враждовали с русскими княжествами. О древнем африканском городе Карфагене если и вспоминают, то только как о непримиримом враге Рима.

Для самого Карфагена три войны с римлянами стали лишь развязкой почти 700-летней собственной истории. За это время город прошёл путь от маленькой колонии до столицы могущественной державы.

Уже потом римляне свели память о Карфагене к минимуму. Полагалось знать, что такой город когда-то существовал на севере Африки (или Ливии, как называли тогда весь континент). Населяли его жестокие, лживые и алчные люди. Эти варвары поклонялись мрачным культам и приносили в жертву идолам своих же детей. Они захотели уничтожить Рим, за что жестоко поплатились. Самым главным о Карфагене следовало помнить, что его уже нет: Carthago delenda est, «Карфаген должен быть разрушен».

Римские войска уничтожили Карфаген в 146 году до нашей эры. Тогда победители и сожгли все городские хроники. Поэтому карфагенская история для учёных — это до сих пор что-то вроде повреждённых водой писем жюльверновского капитана Гранта. Одни сведения не поддаются однозначной трактовке, другие — совсем непонятны, а третьи — утеряны безвозвратно.

Примерно в 815 году до н.э. город основали финикийцы, представители жившего на месте современного Ливана семитского народа. Их жизнь тесно зависела от моря. В историю финикийцы вошли как неутомимые торговцы-мореходы, не брезговавшие пиратством и захватом рабов.

Сам себя этот народ назвал ханаанеями. Финикийцами («пурпурными») их окрестили греки, признавая их заслугу в открытии ценнейшего для тех времён красителя ткани из морских моллюсков. Впоследствии греческое «фοινίκη» римляне исказили до «poeni». Поэтому римско-карфагенские войны вошли в историю как Пунические.

Финикийцы не создали своего единого государства, но основали множество колоний в тысячах километров от исторической родины. Современные марокканский Танжер, итальянский Палермо и испанские Кадис c Малагой много веков назад заложили именно финикийцы. Одной из них таких колоний и стал Карт-Хадашт («Новый город») на территории современного Туниса. В историю он вошёл под искажённым греческим названием — Карфаген.

С основанием Карфагена связана популярная у поздних римских авторов легенда о Дидоне-Элиссе. Якобы эта женщина, не то вдова, не то сестра казнённого царём верховного жреца, вынужденно бежала из финикийского Тира вместе со сторонниками. Приют эмигранты нашли в Северной Африке. Местные племена издевательски предложили им взять участок земли размером с бычью шкуру.

Хитроумная Дидона тогда разрезала шкуру на тонкие ремни и связала их воедино. Получившегося каната хватило, чтобы опоясать небольшой холм, на котором и построили город. Жизнь его основательницы кончилась трагически: Дидона якобы добровольно бросилась в огонь. Согласно одним авторам — от грубых ухаживаний некого местного правителя, согласно другим — из-за неразделённой любви к полулегендарному Энею, праотцу будущего Рима.

Дидона — основательница Карфагена. Картина начала 19 века. Художник Уильям Тёрнер (William Turner)

Предание о Дидоне — скорее всего, эксплуатационный по отношению к настоящей истории миф от знаменитого римского поэта Вергилия. Нет никаких доказательств тому, чтобы человека с именем Дидона или Элисса действительно хоть как-то почитали в Карфагене.

Нет и подтверждённых примеров и участию карфагенских женщин в политике и военном деле: среди древних семитов однозначно господствовали патриархальные порядки. А данные раскопок говорят о сохранявшихся вплоть до 6-5 веков до н.э. прочных контактах карфагенян с исторической родиной Тиром. Подобная связь едва ли жила, если Карфаген действительно был «колонией отверженных», эдакой тирской Тайванью.

Из колоний — в метрополии

Археологические данные говорят, что вплоть до 700 года до н.э Карфаген представлял собой не полноценный город, а перевалочную базу для финикийских мореплавателей. Затем центр будущей державы начал расти.

В африканских колониях от захватчиков-ассирийцев укрывалось всё больше финикийцев. Карфаген стал главным бенефициаром этого процесса. Сказывались географические преимущества нового города по отношению к другим колониям. Река Меджерда обеспечивала его пресной водой. Обширную карфагенскую бухту со всех сторон закрывали утёсы. Рядом простирались обширные пастбища и пригодные для земледелия поля.

Но карфагеняне дорожили не столько землёй, сколько морем. Они наладили выгодную посредническую торговлю между средиземноморскими регионами. Африка давала Карфагену рабов, слоновую кость и шкуры животных. Испания — серебро и бронзу. Сардиния — хлеб и медь. Сицилия — оливковое масло и греческие предметы роскоши.

Карфагенская статуя богини Таниит. Из экспозиции Каталонского музея в испанской Барселоне

В середине 5 века до н.э. карфагеняне Ганнон Мореход и Гимилькон совершили два беспримерных для своего времени плавания. Их флотилии вышли через Гибралтарский пролив и отправились на север и юг. Античные авторы утверждали, что Ганнон достиг Гвинейского залива, а Гимилькон — Британских островов. Оба вернулись домой с богатой добычей. Современные учёные сомневаются в истинности масштабов путешествий, но сам их факт неоспорим, что показывает способности карфагенян в морском деле.

Город ощутимо доминировал над другими финикийскими колониями. Примерно к 500 году до н.э. Карфаген уже обладал сетью владений на африканском и европейском побережьях Средиземного моря и островах между ними. Бывшая колония превратилась в метрополию.

Однажды на Сицилии

Фатальной для города едва не стала борьба за стратегически и экономически важную Сицилию. В 5-4 веках до н.э. на будущей родине мафии бушевали корлеоновские страсти. За остров боролись финикийские и греческие колонисты при участии коренных этносов и наёмных отрядов. В этих войнах нормой стали предательства союзников, убийства военнопленных и осквернения храмов.

Свободные полноправные граждане Карфагена традиционно не служили в армии. Войска державы комплектовали из принудительно мобилизованных ливийцев и нумидийцев (туземцев Северной Африки) и наёмников из разных стран. С одной стороны, все они умели хорошо сражаться. С другой — наёмная армия оказывалась ненадёжной при неудачах или невыплатах жалованья.

«Тут были люди разных наций — лигуры, лузитанцы, балеары, негры и беглецы из Рима. Слышался то тяжёлый дорийский говор, то кельтские слова, грохотавшие, как боевые колесницы, ионийские окончания сталкивались с согласными пустыни, резкими, точно крики шакала. Грека можно было отличить по тонкому стану, египтянина — по высоким сутулым плечам, кантабра — по толстым икрам.»
Гюстав Флобер, французский писатель (роман «Саламбо»)

В 480 году греки нанесли врагу решающее поражение. В Гимерской битве они полностью уничтожили карфагенское войско в несколько десятков тысяч воинов. Поражение сильно ударило по позициям державы в Средиземноморье.

В городе начали чеканить собственную монету, что для тех времён считалось атрибутом исключительно развитого государства. Также Карфаген подчинил себе соседние ливийские племена и установил торговые отношения с государствами Чёрной Африки.

Химерская битва. Картина конца 19 века. Художник Джузеппе Скьюти (Giuseppe Sciuti)

В 410 году до н.э. набравшиеся сил карфагеняне вернулись на вожделенную Сицилию. За последующие сто лет они с переменным успехом ещё трижды воевали с греческими колонистами. Итогом стал раздел острова на карфагенскую западную и греческую восточную части.

Сточетырёхбоярщина

Первоначально жившие в Африке колонисты максимально воспроизводили порядки исторической родины — финикийского города Тира. По мере развития Карфагена его культура, религия и политическое устройство вобрали в себя многое из опыта египтян, римлян и греков.

Сохранившаяся карфагенская ритуальная стелла со знаком богини Таниит

В 550-390 годах Карфагеном правили цари из династии Магонидов. Они никогда не обладали абсолютной властью: их полномочия ограничивал аристократический Совет старейшин. А в начале 4 века до н.э. династия пресеклась. Институт царя, правда, некоторое время сохранялся, но уже только как церемониальный пост. Карфаген стал тем, что античные философы называли олигархиями — государством, где правил узкий круг богачей.

Ключевыми органами власти стали Совет старейшин и особый Суд ста четырёх. Суд избирал и контролировал работу суффетов (высших должностных лиц) и военачальников. Его участников назначали из узкого круга высшей знати. Для волеизъявления свободных полноправных граждан существовало Народное собрание. Однако созывали его только по решению Совета ста четырёх. Иными словами — очень редко.

В те времена в Карфагене господствовало сословие судей; они были тем сильнее, что их должность была пожизненной. Имущество, доброе имя, сама жизнь каждого — всё было в их власти. Если кто задевал кого-нибудь одного из их сословия, против него ополчались все; при враждебности судей на такого сразу находился и обвинитель.

Как правило, карфагенские олигархи считали рискованной экспансию в Европу и стояли за «африканский» вектор развития: дальнейшее покорение туземных этносов. Войны в Средиземноморье также могли усилить власть полководцев, чего не хотели местные толстосумы. Боязнь военного переворота стала для карфагенских олигархов навязчивой фобией: известно о нескольких разоблачённых реальных и мнимых «путчистах», которых потом публично распинали.

К началу 3 века до н.э. Карфаген располагал сетью владений на двух континентах и островах между ними. Городу подчинялось североафриканское побережье (от современного марокканского Танжера до египетско-ливийской границы), южная Испания, Балеарские острова, Корсика, Мальта и частично — Сицилия с Сардинией.

«В то время, как каждая из союзных с Римом общин рисковала только потерять, если бы пало правительство, которое так заботилось о её интересах, в карфагенском государственном союзе положение каждой общины могло только улучшиться с падением Карфагена.» Теодор Моммзен, немецкий историк

Некоторыми льготами пользовались жители других бывших финикийских колоний — Утики, Хадрумета и Большого Лептиса. А иноязычные подчинённые народы лишь несли одни обязанности. Они не имели самоуправления, платили налоги и поставляли молодых людей для военной службы. Особенно от угнетения Карфагена страдали коренные жители Северной Африки.

Иностранцы часто обвиняли карфагенян в безнравственности, жестокости и поклонении тёмным силам. Поводом для упрёков служили их доставшиеся от финикийцев сомнительные ритуальные практики, такие как храмовая проституция или культовые детоубийства.

Вопрос о детских жертвоприношениях в Карфагене остаётся дискуссионным среди историков и археологов. Некоторые учёные полагают, что всё это — не более чем кровавый навет со стороны греков и римлян. Но на то, что финикийцы приносили детей в жертву своим божествам, указывают не только античные писатели. О культовых детоубийствах среди семитов-язычников писали и составители ветхозаветных текстов, едва ли заинтересованные в обслуживании греко-римских интересов.

Свидетельства древних авторов подтверждают и археологические находки. На раскопанном в Карфагене в 1920-х годах кладбище учёные обнаружили несколько тысяч обугленных детских останков. На многих могилах сохранились надписи вроде: «Госпоже Тиннит, лику Баала, и Баал-Хаммону: Бомилькар, сын Ганнона, внук Милькиатона, посвящает своего единокровного сына. Да придёт ему ваше благословение!».

Верховное божество Баал-Хаммон («Владыка Жаровен») и богиня Луны Тиннит почитались карфагенянами больше других. Практика детоубийств в их честь называлась молком. Из-за ошибки переводчиков ветхозаветных текстов слово «молох» впоследствии вошло во многие языки как обозначение требующей жертв неумолимой силы. Незнакомое слово древние знатоки языков поняли не как жестокий обряд в честь Баал-Хаммона, а как одно из имён божества.

«Тофет Саламбо» — раскопанное кладбище, где карфагеняне хоронили в том числе и принесённых в жертву детей

Участие в жуткой церемонии было не просто добровольным, но даже считалось привилегией знати и богачей. В Финикии молк запретили только в начале 5 века до н.э, по воле персидских завоевателей. В колониях, в том числе Карфагене, эта практика жила намного дольше. В 310 году до н.э., во время неудачной осады города греко-сицилийцами, карфагеняне принесли в жертву около 300 мальчиков из знатных семей.

Карфагеняне отказались от молка только к 3 веку до н.э. Культ Баал-Хаммона пришёл в упадок, а поклонение Тиннит стало гуманнее: в жертву богине приносили уже домашних животных. Самые продвинутые из карфагенян почитали уже греко-римских богов, вроде Деметры и Гермеса, покровителей земледелия и торговли.

Лучшие враги — бывшие друзья

С Римской республикой Карфагенскую державу на протяжении трёх веков связывало крепкое партнёрство. Известно о двух договорах между государствами о взаимопомощи, сотрудничестве и признании сфер влияния. Рим и Карфаген активно торговали между собой и помогали друг другу во время конфликтов с другими странами.

Но по мере территориальной экспансии и нарастания военной мощи Рима этот союз ослабевал. Агрессивная республика «выросла» из границ современной Италии. Её правящая элита хотела подчинить средиземноморские острова, где правил Карфаген.

В 264 году до н.э. римские легионы под предлогом защиты своих сограждан высадились на Сицилии. Это вторжение нарушило условия заключённых раньше римско-карфагенских договоров, и в Африке этого не стерпели. Между двумя державами началась война, вошедшая в историю как Первая Пуническая.

Римская республика и Карфагенская держава перед началом первой войны. Жёлтым цветом выделено независимое Сиракузское царство на юго-востоке Сицилии

Боевые действия растянулись на 23 года. Война шла как на суше, так и на море: от Корсики и до Северной Африки. Инициатива несколько раз переходила от римлян к карфгенянам и обратно, пока пунийский флот не разгромили в 241 году до н.э. у Эгатских островов. Остававшиеся на Сицилии войска оказались блокированными и вынужденно сдались.

Условия завершившего первую войну Лутациева мира напоминали почётную капитуляцию карфагенян. От побеждённых потребовали лишь передать Сицилию и выплатить контрибуцию. К негодованию римских ура-патриотов, пунийских воинов выпустили с острова при оружии, даже не потребовав выдать перебежчиков.

От римских стен — к безоговорочной капитуляции

Поражение в первой войне с Римом серьёзно потрясло Карфагенскую державу. Около 240 года до н.э. столицу охватила смута, известная как Восстание наёмников. Власти с трудом подавили серию бунтов «солдат удачи» и коренных племён. Ситуацией воспользовались римляне: они снова нарушили условия договора с Карфагеном и захватили Корсику с Сардинией.

Кризисная ситуация ударила по олигархическому режиму. Реальным главой государства стал популярный военачальник Гальмикар Барка («Молния»). Он и его сторонники провели реформы: ограничили власть Суда ста четырёх, расширили полномочия Народного собрания и вывели армию из-под контроля олигархов.

Для восстановления мощи Карфагену требовались новые земли. Гальмикар Барка увидел их в Испании. В 230-х годах до н.э. он завоевал большую часть Пиренейского полуострова. Его преемники, зять Гасдрубал и сын Ганнибал, продолжили агрессивную политику на юге Европы. Они хотели захватить богатые металлами земли, подчинить местные воинственные племена и начать новую войну с Римом.

В 220 году Ганнибал нашёл повод для большого конфликта. Он осадил союзный врагу город Сагунт, а прибывшим из Рима послам объяснил, что проблема в них самих. Сагунт карфагеняне взяли и показательно уничтожили, после чего римский Сенат вынужденно объявил их государству войну — к радости Ганнибала.

Вторая Пуническая война стала одним из тех конфликтов, альтернативный исход которого мог бы изменить весь мир. В 218 году до н.э. Ганнибал, один из величайших полководцев в истории человечества, совершил беспримерный бросок из Испании в Италию через Альпы. В 218-213 годах до н.э. его войска наголову разбили римские легионы в нескольких сражениях подряд: у Требии, Транзименского озера или ставшей хрестоматийной Каннской битве.

Ганнибал переходит Альпы на слоне. Картина середины 17 века. Художник Николя Пуссен

Ганнибал собрал широкую антиримскую коалицию, куда вошли разные силы, от полудиких галлов до греческих полисов. Однако ненавистный Рим карфагеняне и их союзники так и не взяли. В 213-209 годах до н.э. война приняла затяжной характер. И на длинной дистанции стали заметны принципиальные преимущества Римской республики перед Карфагенской державой.

Римская республика ещё оставалась более-менее равноправным союзом культурно близких народов, и большинство итальянцев понимали, за что они воюют. А Карфагенская держава так и не превратилась в нечто большее, чем рыхлый разноязыкий конгломерат. С первыми неудачами начались переходы целых народов и городов на сторону врага. В самом Карфагене против Ганнибала интриговали политики-олигархи, считавшие войну с Римом губительной авантюрой.

Карфагенские боевые слоны против римской пехоты в битве у Замы. Гравюра начала 20 века. Автор Поль-Анри Мотте (Henri-Paul Motte)

В 209-202 годах до н.э. карфагенян лишили всех европейских завоеваний и отбросили в Африку. В 202 году враг разбил армию Ганнибала в решающей битве на реке Зама. Новый мир с Римом стал для Карфагена безоговорочной капитуляцией. Обложенному контрибуциями, лишённому колоний, военного флота и права воевать городу оставили только возможность существовать — на полвека.

Римляне уничтожили Карфаген в 146 году до н.э. после трёхлетней Третьей Пунической войны. Город сожгли и разрушили, а немногих выживших жителей обратили в рабство.

Около 150 года до н.э. Карфаген посетил авторитетный римский политик Марк Порций Катон. Город произвёл на гостя впечатление вполне оправившегося после военного поражения и готового к попытке реванша. Вернувшись в Рим, Катон каждое своё выступление заканчивал ставшей крылатой фразой: Ceterum censeo Carthaginem delendam esse («Кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен»).

К тому времени Рим победоносно завершил серию конфликтов против царств-осколков империи Александра Македонского. Республика уже контролировала почти всё Средиземноморье и скромный купеческий город не представлял для неё реальной угрозы.

Сохранившиеся развалины древних карфагенских зданий. На заднем плане — город Тунис, столица Тунисской республики

Видимо, римляне держали в уме способность пунийцев восставать с новыми силами после неудач. Поэтому власти Вечного города решили, что только руины Карфагена полностью безопасны для них. Выжженную землю на месте африканского города римляне и засеяли солью — чтобы даже растения здесь никогда не могли зацвести.

Источник

Quarthadast. Культурные особенности Карфагена

Доброго времени суток, коллеги. Продолжаю «готовить почву» для начала публикации своей альтернативы по Карфагену, и сегодня речь пойдет о его культурных особенностях, которые были присущи городу с момента его основания и на протяжении первых 800 лет существования. Статья во многом спорная и сумбурная, но необходимая, ибо без нее встречаемые в исторической части альтернативы слова вроде «Бхормаханат», «молк», «раввы» (не раввины!) и прочие ускользнут от понимания. Также будет рассмотрен вопрос о социальной структуре народа Карфагена.

Вступление

Первоначально особенности культуры альт-Карфагена должны были составить один пост вместе с мифологией, однако объем материала неуклонно рос, из-за чего пришлось разделить его на две отдельные публикации – причем даже в этом виде их объем оказался больше, чем «стандартная» моя статья в последнее время. Мелких особенностей и нюансов, без которых статья по культуре оказалась бы неполной, набралось очень много – причем я еще не все записывал, лишь самое главное.

При проработке культуры альт-Карфагена я старался максимально использовать реальноисторический материал хотя бы в известных нам его интерпретациях, но так или иначе пришлось «колдовать». Так, описание молка – вполне исторического ритуала – было взято у Циркина и скомпоновано с несколькими сторонними источниками. Основная проблема в его описании была в самом процессе жертвоприношения – по одним источникам людей (детей) кидали в жертвенный огонь живьем, по другим – специально умерщвленных до этого, по третьим – вообще умерших естественной смертью. В конце концов молк пришлось разделить на собственно жертвоприношение и специальный ритуал над умершими детьми, и создать эдакую шкалу ценности подношения. Основные праздники также были взяты из реальности. Впрочем, были также добавлены и важные моменты, без которых Карфаген был бы у меня не тот, который удобно альтернативить в заданных мною же условиях. Так, были добавлены бойцовские арены, хотя их структура и смысл сильно отличаются от тех, которые имели место в Риме, и арены-македашим играют роль скорее тренировочных площадок и мест ритуальных битв и казней во славу богов войны. Также была добавлена структура Бхормаханата – эдакой школы подготовки царской гвардии Перворожденных и административных кадров для молодого растущего государства. Во многом эта структура копирует османских капыкулу, хотя имеются и незначительные отличия. Гвардия и управленческие кадры для Карфагена в моем понимании были критически необходимы для его выживания путем существования царской власти, ибо без нее мог бы быть лишь олигархат, а минусы олигархата так или иначе все равно привели бы Карфаген к гибели (особенность комплектования региональной администрации, раздел власти над армией во время войн и назначение конкурирующих лидеров, постоянные опасения возвышения из полководцев тиранов, и т.д.)

Есть еще одна проблема при написании альтернативы по Карфагену, а именно языковая. Я хоть и почитал литературу на эту тему, но сам ни разу не лингвист, много чего не понял – потому, читая финикийское письмо, я могу сильно косячить с расстановкой гласных букв. Кроме того, не все слова на финикийском можно найти, и приходится обращаться к близкому ивриту – но в нем я опять же ни разу не спец, а онлайн-переводчики часто выдают очень спорные результаты. Потому все подобные косяки я буду исправлять или списывать на «атлантическое влияние» – мол, под воздействием беженцев из Атлантиды, о которых я уже говорил, финикийский язык немного изменился, вот и… Да, отмазка не очень, но увы, при недостатке информации и не на такое пойдешь. Кстати, коллеги, никто из вас часом не знает финикийский?

Также выражаю благодарность коллеге Молотку за помощь с отшлифовкой некоторых моментов касательно Бхормаханата.

Ритуалы и традиции

Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть картинку Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Картинка про Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему

Где-то так себе можно представить пунический македашим.

Тофет – место ритуального приношения богам детей, умерших до возраста 5 лет [2]. Мертворожденные или умершие от заболеваний дети приносились в Тофет и сжигались в ритуальном костре, а их останки хоронились в урнах в самом храме. При этом считалось, что невинные души детей, повторив путь Мелькарта и освободившись от уз плоти в виде дыма, отправляются прямиком в царство Элохима.

Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть картинку Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Картинка про Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему

Один из немногих сохранившихся исконно пунических образцов архитектуры – мавзолей Атебана в Дугге, построенный на рубеже III и II веков до н.э.

Крупные праздники Карфагена объединяли различные культуры. Среди них имелись:

– Новый год, который праздновался в начале осени (обычно в конце сентября или начале октября) [3];

– праздник обрезания деревьев в конце последнего месяца зимы;

– праздник сбора винограда;

– праздник Адонаи (смысл непонятен), отмечался 19 июля [4];

– праздники новолуния и полнолуния, отмечались ежемесячно в честь Танит, особого значения приобрели при отождествлении умершей царицы Элиссы с этой богиней;

– отдельный праздник в честь Танит, под названием Танитис, или Танитины;

– праздник погребения божества (какого и когда – непонятно);

– праздник основания города, праздновался 5 дней в середине лета;

– Шаббат, который праздновался в определенные числа каждого месяца [5];

– Ацербии (Ахербии) – отмечался в день гибели царя Ацербуса [6] в битве с нумидийцами и был днем памяти обо всех погибших в войнах гражданах города;

– Ниссахон – день победы над Иарбантом, один из самых почитаемых праздников города, отмечался с особым размахом, фактически являясь аналогом современного Дня Независимости во многих странах;

Обычно праздники сопровождались театральными представлениями и ритуальными действами. Так, праздник смерти и воскрешения Мелькарта сопровождался сожжением деревянной статуи бога на плоту близ города, во время Ацербий устраивались масштабные сражения на аренах, включая смертельные бои, а во время Танитин пары предавались любви под лунным светом, прося у богини здоровых и сильных детей.

Бхормаханат

Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть картинку Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Картинка про Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему

Воин Бхормаханата. Ну или где-то около.

Еще одной заимствованной из Атлантиды традицией Тира было основание Бхормаханата, или «армии первенцев». Фактически это было новое образование, которое имело как атлантические, так и финикийские корни. Собственно в Финикии до рубежа II и I тысячелетий до н.э. существовала традиция детских жертвоприношений, когда первенца приносили в жертву богам (хотя не понятно, идет ли речь о живых детях, и с какой частотой эти жертвоприношения происходили). В то же время в Атлантиде, судя по сохранившимся источникам, существовала практика набирать из детей жрецов особую царскую гвардию Перворожденных, которые с детства обучались воинскому искусству и верности своему царю и богам (что в тех реалиях было почти одним и тем же). После Исхода и прибытия Мельхиоридов с беженцами в Тир две эти традиции сложились воедино – первенцев знатных семей отныне не приносили в жертву, а отдавали на воспитание в Бхормаханат (название возникло уже в Тире), где из них делали отличных воинов-жрецов, прославляющих богов каждым своим подвигом. Впрочем, традиция Бхормаханата в Тире не была особо популярной, и потому вместе с Элиссой и Ацербусом вся структура «армии первенцев» отправилась в новый город. Именно там Бхормаханат очень быстро приобрел все характерные в дальнейшем для себя черты, и стал приобретать все большую силу и влияние.

Первоначально, как уже указывалось, для обучения отбирались лишь сыновья жрецов (в Атлантиде, как и позднее в Карфагене жрецам разрешалось жениться и заводить детей). В Тире отбор шел уже среди первенцев знатных семей, чья жизнь отныне посвящалась служению богам. Однако этого источника пополнения рядов было мало, и потому уже при царе Ацербусе в Бхормаханат стали брать не только первенцев аристократов, но и простолюдинов. Однако и это оказался не предел – набор был сугубо добровольным, а вместе с ростом самого Карфагена требовалось и увеличивать численность гвардии. Сын Ацербуса, Магон, снял ограничения на порядок ребенка в семье, набирая в число воинов уже детей из всех классов свободных людей, включая сирот. Также он значительно расширил ограничения по возрасту – если раньше брались только младенцы, то теперь стали брать любых мальчиков возрастом до 5 лет. Наконец, при царе Бомилькаре Бхормаханат стал набирать детей рабов и даже иностранцев, что значительно расширило численность «армии первенцев». При этом служба ребенка в рядах этой организации считалась особо престижной, а имена прошедших обучение и поступивших на службу людей выбивались на особых каменных плитах в Бирсе, что подчеркивало элитарность Бхормаханата.

Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть картинку Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Картинка про Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему

Пуническая кавалерия, которая станет одной из самых значимых сил на поле боя к IV веку до н.э., будет постепенно развиваться из Бхормаханата.

Область применения Перворожденных была куда шире, чем просто царская гвардия. Так, отдельные воины или даже братства часто выделялись в качестве телохранителей особо важных персон вроде полководцев или посланников. В мирное время гвардейцы часто выступали на аренах городов, хотя для них это были не более чем тренировки для поддержания личных боевых навыков. Имея базовые знания строителей, гвардейцы также выступали в качестве городских инженеров – так, в Карфагене они отвечали за поддержание в должном состоянии акведуков и городских укреплений. Также Перворожденных отправляли в качестве младших офицеров к обычным подразделениям армии, когда те выполняли самостоятельные действия – считалось, что опытный советник или командир повысит их эффективность. С увеличением числа братств и расширением империи их также стали использовать и в качестве гарнизонов, при этом постоянно осуществлялась ротация – надолго «отлучать» гвардейцев от царя и столицы считалось наказанием, равным ссылке. Также Перворожденные активно использовались на флоте – в качестве эпибатов передовых кораблей или даже командирами (хотя для этого требовался опыт плаваний). Наконец, Перворожденные помимо указанных выше функций могли также играть роль жрецов, ибо при обучении они получали необходимый минимум знаний и навыков для совершения ритуальных служб. Так, известна история о том, что одна ливийская женщина пожелала провести обряд молк над своим мертворожденным ребенком, однако рядом не было ни тофета, ни жреца. В это же время в поселении находился карфагенский военачальник в сопровождении Перворожденных. Узнав о ситуации, воины испросили разрешения у своего командира провести ритуал, и получили его. После проведения ритуала урна была доставлена в карфагенский тофет, и проведение ритуала в ненадлежащих условиях вне Тофета, но с участием Перворожденных не вызывало никаких нареканий.

Учебные казармы Бхормаханата обычно располагались при крупных храмах. В Тире такая казарма была лишь одна – при местном храме Мельхиора. В Карфагене постепенно каждый крупный храм приобрел такие казармы, а самое крупное училище для будущих равов или Перворожденных было построено в VI веке до н.э. при Кэлшелиме (храме всех богов). Численность Перворожденных постоянно менялась – так, на момент начала Первой Пунической войны насчитывалось 5 тысяч гвардейцев в составе 25 братств, из которых 20 находились в Карфагене. На момент основания Карфагена Перворожденных насчитывалось немногим более сотни, и числились они в составе двух братств. Командовал гвардией рабсерен, причем назначались на эту должность исключительно воины Бхормаханата, сторонний аристократ попасть на этот пост не мог. В ходе войн с Римом Бхормаханат понес серьезные потери, а решающей силой на поле боя становилась массовые армии, потеснив небольшие подразделения элитных войск. В результате этого число Перворожденных было ограничено 6 тысячами в 30 братствах, и это ограничение сохранялось и в дальнейшем – всех остальных воспитанников царских школ определяли равами, или направляли в качестве офицеров в действующую армию без зачисления в ряды гвардии.

Бхормаханат стал одной из важнейших частей Карфагенского государства и являлся опорой царей. Без гвардии царская власть рано или поздно могла закончиться, или началась бы чехарда со свержением и утверждением различных династий; без Бхормаханата Карфаген хронически испытывал бы недостачу опытных командиров и администраторов, что снизило бы эффективность государственного аппарата и общую живучесть империи. Выдающуюся роль этого института Карфагена понимали и сами пунийцы, всячески восхваляя его воинов, усердно отдавая своих сыновей на воспитание его учителям и возвеличивая подвиги Перворожденных в искусстве. Даже спустя тысячи лет существования Карфагенского государства Бхормаханат и Перворожденные все еще оставались гордостью города и государства, хотя и перетерпели множество изменений вместе со своим народом.

Социальная структура

Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть картинку Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Картинка про Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему

Торговый порт Карфагена. По крайней мере, так мне сказал поисковик.

Стоит также отметить и о достаточно высокой социальной мобильности в карфагенском обществе. Так, рабов позволялось отпускать – за выкуп или по воле хозяина, после чего те становились гамитами или даже бодами (в случае наличия особо ценных навыков). Гамиты могли стать бодами несколькими путями – браком с бодом, выплатой специального налога в казну города. Дети, рожденные гамитами, при совершеннолетии получали статус бодов. Также гамиты могли повысить свой ранг путем поступления на военную службу, или за какие-то особые отличия. Схожее положение складывалось и у бодов по отношению к полному гражданству – хотя их дети уже не могли получить его при совершеннолетии. Тем не менее, оставалась возможность получить гражданство в качестве вознаграждения за какие-то достижения, после уплаты особого налога или при браке с гражданином. Имелись и механизмы обратного процесса – за серьезные проступки, которые не карались смертью, человека могли лишить гражданства, перевести в гамиты или вовсе продать в рабство. Эта система обеспечивала также высокую привлекательность для богатых мигрантов – только прибывший в город торговец мог заплатить все налоги и получить гражданство буквально в тот же день. Правда, у иностранцев, «понаехавших» из-за морей, практически не было шансов стать политически весомыми фигурами – в Карфагене изначально элита строилась исключительно на финикийско-атлантических традициях, и не приобщившись к ним, любой иностранец выступал если не изгоем, то точно чужим, и не мог пользоваться особой популярностью.

Прочие особенности культуры Карфагена

Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть картинку Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Картинка про Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему

Гробница одной из пунических жриц. Весьма вероятно, что работа греческих мастеров – пуническая знать очень активно эллинизировалась примерно с V века до н.э.

Финикийцы имели свой развитый алфавит, который базировался на основе упрощенного аккадского. Исходный вариант состоял из примерно 600 символов, финикийцы же сократили их число до 22. Также в этом алфавите отсутствовали гласные буквы. В свое время финикийские алфавит послужил основой для древнегреческого. При этом древнегреческий, использующий гласные буквы, получил в Карфагене определенное распространение и со временем стал вытеснять исходный финикийский из-за своего удобства. Официально греческий алфавит был принят в Карфагене в начале III века до н.э., перед самым началом войн с Римом [13].

Одевались карфагеняне, как и прочие финикийцы, в длинные туники с поясом и сандалии. При этом для мужчин пояс был не обязательным, а женщины носили их два – один на талии, и другой под грудью (подчеркивая ее). В отличие от греков, финикийцы всегда носили под одеждой набедренные повязки. Женщины активно использовали украшения, причем одним из главнейших символов был лунный серп (символ Танит), который обычно цеплялся на головной убор. Финикийцы предпочитали желтый и красный цвета одежды, хотя популярными были также пурпурные и снежно-белые вещи. Мужчины часто носили бороды, которые считались признаком личного достоинства. В то же время рабочие часто наголо выбривали себе голову и лицо из-за жары, которая была свойственна североафриканскому побережью.

Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Смотреть картинку Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Картинка про Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему. Фото Древние карфагеняне в трудах по управлению наибольшее внимание уделяли чему

Стеклянная финикийская маска. Насколько я понял, в стеклянном деле финикийцам и пунийцам не было равных.

Имелась в Карфагене своя театральная традиция, хотя она носила в основном религиозно-образовательную функцию – в особые дни при храмах устраивались представления, в которых иногда принимали участие и женщины [14], во время которых широкой публике показывались эпизоды из мифологии – о жизни богов, их деяниях и о смертных героях. Особой популярностью пользовались сюжеты про злодейства Мотона, Исход и похождения Мелькарта. Также была у карфагенян своя литература, не уступавшая греческой, а среди философов числились даже представители царской династии Элиссидов.

Именная традиция карфагенян отличалась от общефиникийской, и с каждым столетием отличий накапливалось все больше и больше. Изначально финикийцы использовали в своих семьях ограниченное количество имен из-за того, что сыновей чаще всего называли в честь их дедов. В результате в ходу было лишь ограниченное количество мужских имен, что при отсутствии прозвищ или некоего аналога современных фамилий вызывало огромные затруднения в идентификации отдельных людей. Однако многие колонисты при основании Карфагена вели свои корни от беженцев из Атлантиды, среди которых подобная традиция отсутствовала – причем в Новом Городе эту особенность быстро переняли и сами финикийцы. От них же постепенно распространилась традиция закреплять за людьми прозвища, делая их наследными, причем свое прозвище мог придумать и закрепить сам хозяин, используя его как фамилию и передавая его своим детям – так появились влиятельные династии Ганнонидов, Элиссидов, Магонидов и т.д. В финикийско-атлантическое разнообразие имен постепенно добавлялись и новые, в основном греческие или производные от греческих, что, впрочем, было более популярно среди аристократов, чем среди простонародья.

Карфагеняне использовали два способа захоронения тел умерших – ингумацию или кремацию, причем во втором случае останки умершего также помещались под землю. При этом в саркофаги также помещались предметы первой необходимости – украшения, пища и т.д., так как считалось, что душа умершего испытывает те же нужды, что и при жизни. Эта традиция имела финикийские корни, и вскоре после основания города стала вытесняться атлантическими ритуалами погребения – тела сжигались, и прах либо развеивался на свободном пространстве (обычно над морем), либо помещался в урну и хоронился под небольшой каменной плитой, на которую наносилось имя умершего. В случае со знатью применялись также барельефные портреты умерших, а урны с прахом царей и вовсе помещались под полноразмерные статуи, изображавшие их при жизни. Для этих целей в подземельях Царского Дворца в Карфагене специально был оборудован Зал Памяти, который расширялся по мере необходимости, при этом в него помещались лишь правящие цари и царицы со своими супругами. Так как потомки атлантов считали, что душа окончательно покидает тело и отныне будет жить в царстве Элохима (или Мотона), то никакие подношения в захоронениях не размещались, хотя во время кремации вместе с телом могли сжигаться какие-то вещи, выражающие почтение умершему от живых.

Также карфагеняне уделяли особое внимание чистоте тела (ванны и бани располагались в домах зажиточных граждан почти сразу после входа), не употребляли в пищу свинину, делали обрезание, уделяли особое внимание образованию и отличались достаточно высокой степенью религиозности – хотя последнее явление не было уникальным в античном мире. Практиковались единокровные браки, хотя на практике такое встречалось редко, в основном в царской семье. При этом подобный брак оставался по большей части понятием престижа, и супруги редко имели общее потомство – в случае с царями функции производства потомства брали на себя наложницы, которых, однако, редко было много, и все они носили статус личных рабынь царя с соответствующим высоким положением в обществе, аналогичным выходцам из Бхормаханата. В чем карфагеняне-финикийцы переплюнули многих других – так это в практичности: любое потенциально полезное изобретение всегда находило поддержку, а неудобные или вовсе наносящие вред традиции игнорировались или вовсе отбрасывались (к примеру, запрет воевать в Шаббат был отброшен вскоре после основания города, так как мешал его выживанию). И само собой, карфагеняне, как и все прочие финикийцы, были умелыми торговцами, превосходя в этом всех своих современников. Также особое внимание среди карфагенских граждан уделялось генеалогиям – считалось важным знать всех своих предков от самого момента их поселения в Карфагене. Семейства, которые вели свои корни к первым поселенцам, пришедшим в Африку с Элиссой и Ацербусом, пользовались особым почетом и чаще избирались в Адиру (Сенат), чем другие.

Стоит также отметить, что во многом Карфаген перенимал эллинистический опыт. Так, собственно финикийская керамика была не очень популярна из-за своей громоздкости, и использовалась лишь для внутренних нужд, но со временем пунические ремесленники переняли греческий опыт и стали активно экспортировать свою продукцию этого типа во многие «варварские» страны вроде Галлии или Иберии. Выше уже приводился пример с древнегреческим алфавитом, который был заимствован Карфагеном в III столетии до н.э.

Примечания

1) Хотя более известно, что это ритуальное человеческое жертвоприношение, но у меня альтернатива – так что будет так.

2) Граница между ребенком и подростком.

3) Финикийцы пользовались еврейским календарем, в котором было по 12–13 месяцев в году.

4) Так сказано в источнике. Каким образом эта дата синхронизировалась с еврейским календарем, я не представляю.

5) Тут есть небольшие непонятки, ибо видел упоминания о том, что в Вавилоне, откуда финикийцы переняли Шаббат (как и евреи, кстати), этот праздник праздновался лишь раз в месяц, хотя другие источники говоря о праздновании в определенные числа месяца (7, 14, 19, 21 и 28).

6) Об этом будет рассказано в следующих статьях.

7) Т.е. Перворожденные есть Бхормаханат, но Бхормаханат не есть только Перворожденные.

8) Полноправные граждане Финикии именовали себя баалим.

9) Я очень не силен в чтении финикийского языка, потому не стал приводить прямо в статье названия карфагенских патрициев и плебеев. А назывались они ‘drnm и s’rnm, и насколько я могу судить, это звучит как «эдурнам» и «шиарнум». Какой вариант будет использоваться в дальнейшем (более привычный нам римский, или вероятно неверно произнесенный финикийский), я еще не решил.

10) Содержание Сидонского права неизвестно, однако происходило оно, вероятнее всего, от определения статуса выходцев из других финикийских колоний кроме Тира. По правам они уступали гражданам, хоть и незначительно.

11) «Переселенцы», аналог греческих метэков. Полное их название – hamiteyayshevim, и я лучше убьюсь об стенку, чем попытаюсь произнести это на русском в полном виде.

12) Все это имело место и в реальности, от себя касательно рабов я вроде ничего не добавлял (и даже убирал особо сомнительные моменты).

13) Вполне вероятно, что подобный процесс шел и в реальности, однако упоминаний об этом, помимо постепенной эллинизации карфагенской элиты, я не нашел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *