Древний восток что входит
Государства Древнего востока
Древнеегипетское государство
Возникновение государственности в Древнем Египте началось в V тысячелетии до н. э. в результате разложения родового общества, с выделением родовой знати (старейшин и вождей) и последующим появлением рабства.
В этот период появляется несколько десятков государственноподобных образований – номов которые после долгих войн составили Верхний Египет и Нижний Египет, а затем объединились в одно централизованное государство. Это было вызвано нарастающим расслоением классового строя и необходимостью централизованного руководства ирригационной системой.
Периоды истории древнеегипетской государственности:
Форма древнеегипетского государства на всех этапах его развития – восточная деспотия. Вся полнота власти сконцентрирована у фараона (в истории Древнего Египта – 30 династий фараонов) Характерная черта деспотии – религиозный культ главы государства. Но фараон, принимая решения руководствовался интересами жреческой, военной и служилой знати. Ближайший помощник фараона назывался «визирь» и числился главой бюрократического аппарата, состоявшего из чиновников-писцов. Визирь непосредственно, от имени фараона, руководил государственным управлением, судопроизводством, военными силами. Сначала войско ограничивалось только личной охраной фараона. В случае войны войско комплектовалось по рекрутской системе, после изгнания гексов появляется регулярное войско на колесницах. Во времена Нового царства наблюдается интенсивное развитие наемных войск.
Главы органов местной власти назывались номархами, они обладали высшей судебной и административной властью, отвечали также за сбор налогов.
Судопроизводство осуществлялось коллегиально В период Нового царства был учрежден центральный суд, который состоял из 30 судей (знатные граждане разных городов). Существовали также храмовые суды, в состав которых входили жрецы. Однако высшей судебной инстанцией был фараон.
Низшим органом управления являлись сельские общины.
Ранние города-государства Месопотамии
Первые города-государства, в управлении которых участвовало народное собрание, появились именно в Месопотамии еще пять тысяч лет назад. Считается что это и были первые города и первые государства в истории Земли. Возникла новая, принципиально иная форма человеческого общежития, по описанию Г. Чайлда – «место сосредоточения людей, извлекающих средства к существованию не непосредственно из охоты, рыболовства или сельского хозяйства, а из ремесла, торговли и других занятий». Возникли властные институты и торговля.
Знаменитый шумеролог С. Крамер, правда, немного преувеличивал, называя «собрание мужчин города Урука», описанное в поэме о Гильгамеше, «первым парламентом», ибо, строго говоря, парламент есть форма представительного, а не прямого народоправства, каким являлись народные собрания в древнешумерских городах.
Разумеется, не все шумерские города имели народные собрания. Некоторые управлялись царями безо всякой оглядки на мнение граждан. Некоторые тираны, как Урукагина, захватив власть у предыдущих тиранов, утверждали, что они «искоренили рабство и водворили свободу».
Как и большинство других политических режимов, ранние городские демократии в шумерских городах возникали не по экономической или политической, а по военной необходимости. Они зарождались там где основой войска продолжало оставаться вооруженное пешее ополчение свободных людей. Быть гражданином и принимать участие в народном собрании означало быть воином. Как только над свободным народом возвышалась группа привилегированных воинов (всадники или люди на колесницах, имевшие вооружение, слишком дорогое для простого человека), строй начинал приближаться к аристократическому. Как только правитель города набирал свое личное войско из лично обязанных ему людей, купленных им рабов или просто наемников, он превращался в тирана.
Государственный строй древней Вавилонии при Хаммурапи
В Древней Вавилонии при известном царе-законодателе Хаммурапи сохранился общинный строй, что было обусловлено ирригационной системой земледелия, поддержание которой требовало серьезных совместных усилий. Государство в лице царя было верховным собственником воды и управляющим ирригационных систем.
По форме государственного устройства древневавилонское государство было относительно централизованным, а по форме правления являлось древневосточной деспотией.
Вместе с тем фактически власть царя не была полностью абсолютной, он был вынужден считаться с богатой торговой знатью. Царь был верховным руководителем религиозного культа.
Центром административного управления являлся царский дворец, чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, являлись одновременно высшими должностными лицами государства и руководили государственными делами. Высшим царским чиновником был управитель царского дворца (нубанда). Водным хозяйством ведал «управитель реки».
Государство было разделено на области, во главе которых стояли царские наместники. При Хаммурапи было назначено два главных наместника – на севере в городе Сиппар и на юге в городе Ларе.
В древневавилонском государстве сохранились органы общинного управления (общинный совет, его глава – рабианум – назначался царем). Функции общинного совета были весьма обширными Община в отдельных случаях несла коллективную ответственность за преступления, совершенные отдельным общинником.
Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Высшим судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией при рассмотрении гражданских и уголовных дел а также обладавший правом помилования преступников.
Судебными функциями обладали также наместники и рабианумы, председательствовавшие в судебных коллегиях. В большинстве городов судебные функции осуществляли «царские судьи», вместе с тем Хаммурапи сохранил храмовые суды.
Древнеиндийское государство
I период – разложение первобытно-общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (вторая половина второго тысячелетия до н. э.).
II период – рабовладельческие государства в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н. э.).
III период – централизованное государство Маурьев (IV–II вв. до н. э.).
IV период – кризис индийского рабовладельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства (II в. до н. э. – IV в. н. э.).
V период – во время вторгшихся во втором тысячелетии в Индостан ариев, разрушивших существовавшую на севере полуострова Хараппскую цивилизацию, еще существовал родовой строй, основной ячейкой которого был родовой союз – гана. Основным занятием ариев продолжало оставаться скотоводство, однако под влиянием коренного населения они перешли к оседлому образу жизни и стали земледельцами. Этот переход ускорил процесс имущественной дифференциации у ариев. Со временем на смену общине, основанной на кровном родстве, пришла сельская (соседская) община, в которую вошло ассимилированное местное население. Сельская община оказала большое влияние на общественный и государственный строй Древней Индии.
Зависимость отдельного человека от общины охватывала все основные стороны его жизни. Община наделяла семьи землей и облагала их определенными повинностями, выполнение которых было обязательным.
Дальнейшее развитие ремесла и земледелия привело к разделению труда в общинах. Создание оросительных систем потребовало применения значительного количества рабочих рук, поэтому военнопленных стали обращать в рабов.
Своеобразие общественного строя Древней Индии определялось системой варн и первоначально относительно неразвитой формой рабовладения. Варны как социальные группы индийского общества возникли в период окончательного разложения родового строя. Они сложились как замкнутые социальные группы. Начало их образования было положено отделением завоевателей-ариев от покоренного местного населения. Сельская община, занявшая место ганы. распалась на четыре группы: первые две состояли из лиц, не занятых в процессе производства (жрецы-брахманы и кшатрии, воины и управители), а в другие две входили свободные общинники, земледельцы и скотоводы, купеческое сословие (вайшьи) и зависимые представители покоренных племен (шудры). В наиболее бесправном положении находились лица, не входившие ни в одну из варн («неприкасаемые»). Основным источником рабства был военный плен.
Наивысшего расцвета древнеиндийское государство достигло при империи Маурьев, в период правления Ашоки (около 273–232 до н. э.), когда завершилось объединение индийских государств в единую рабовладельческую монархию.
После смерти Ашоки единое государство в результате относительно слабых экономических связей между его различными частями распалось и образовалось большое число самостоятельных государств.
Во II-I вв. до н. э. кризис рабовладельческого хозяйства углубился. Наблюдается развитие феодальных отношений. В IV в. на территории Индии возникло огромное государство Гуптов.
Древнекитайское государство
К концу третьего тысячелетия до н. э. население Китая перешло к оседлому образу жизни. Основными занятиями стали земледелие, скотоводство и ремесло. Выделяется родоплеменная и военно-дружинная знать, которая начала сосредотачивать в своих руках средства производства и основные богатства. В это же время сложились необходимые предпосылки для возникновения рабства. В эпоху Шан раннее древнекитайское государство представляло собой совокупность большого количества общинных коллективов со своими вождями-правителями (чжухоу), обязанных присылать ко двору центрального правителя (ванна) дань.
На противоположном полюсе социальной структуры древнекитайского общества находились рабы. Первоначально рабами становились военнопленные, затем разорившиеся крестьяне-общинники вместе с женами и детьми, бездомные. Рабов можно было менять, покупать и продавать. Особенно широкие размеры приняла работорговля при Цинь (221–207 до н. э.). Вместе с тем в рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников.
На протяжении всей истории рабовладельческого Китая существовала монархическая форма правления. Зарождается идея неограниченной власти правителя – вана. Ван называет себя «единственным и первым человеком». Утверждение династии Цинь резко усиливает могущество верховного правителя. Древнекитайская монархия была наследственной и по форме являлась типичной восточной деспотией. В руках вана находился обширный и разветвленный аппарат управления. Должностные лица подразделялись по их функциям на три категории: гражданские, помогающие вану в различных видах административной деятельности; военные; всевозможные советники и прорицатели. Непосредственное управление государством осуществлялось высшими чиновниками, подчиняющимися непосредственно вану.
Низшей административной единицей на всем протяжении истории рабовладельческого древнекитайского государства оставалась сельская территориальная община, имевшая свои органы самоуправления.
Суд в Древнем Китае не был отделен от государственной администрации. Судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей являлся ван. С образованием империи Цинь была введена должность окружного судьи. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведение которого были все местные тюрьмы.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК. Что такое древний восток
Востоком древние римляне называли восточную часть своей огромной империи, т. е. страны, находящиеся в Восточном Средиземноморье. Это название вошло и в современные языки. В отличие от римлян мы понимаем обычно под словом «Восток» гораздо более широкий круг стран южную часть Азии от Средиземного моря до Тихого океана и Северную Африку.
Еще в начале XIX в. историческая наука очень мало знала о древнем Востоке. Давно исчезли древние государства Востока, города их были разрушены, а развалины занесены песком и пеплом, забыты были и древние письмена, и никто не мог прочесть немногие известные тогда древние записи. Сохранились о древнем Востоке лишь полулегендарные сведения греческих и римских писателей и еще более легендарные рассказы Библии. За последние 100—150 лет проведены крупнейшие исследования по истории древнего Востока. Археологи нашли остатки роскошных дворцов, величественных храмов, оборонительных стен, кварталов ремесленников, оросительных сооружений, гробницы с массой лежавших в них вещей, добыли множество письменных памятников на камне, глине, на костях, папирусе, на коже и т. д.
Ценой упорного, кропотливого труда ученые различных стран, в их числе и советские, расшифровали письменность большинства древневосточных народов и прочли найденные документы.
Таким образом раскрылась богатая, полная ярких событий история древнего Востока.
В течение тысячелетий народы Востока опережали все остальное человечество. Нередко древний Восток называют колыбелью современной культуры.
Почему в древности народы Востока обогнали другие народы мира, первыми создали государства и положили начало современной культуре?
На древнем Востоке раньше, чем в других странах света, начало развиваться земледелие. Переход первобытных людей от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию был огромным шагом вперед — это был переход от простого присвоения готовых даров природы к созданию своим трудом необходимых средств к жизни. Однако, разрыхляя землю палками или деревянными мотыгами, растирая ее комки руками, можно было собрать лишь очень скудные урожаи.
Ненамного улучшилось дело и тогда, когда у людей появились медные орудия: медь — мягкий металл, и орудия, сделанные из нее, быстро приходили в негодность.
Наиболее благоприятные условия для развития земледелия были в долинах больших рек Северо-Восточной Африки и Южной Азии: жаркий климат, мягкая почва, разливы могучих рек, которые приносили на поля плодородный ил и много влаги. Медными и деревянными орудиями было удобно обрабатывать мягкую почву долин. Здесь людям приходилось вкладывать огромный труд в постройку каналов и плотин для орошения полей или для осушения болот, образовывавшихся при разливах. Но зато увлажненная плодородная земля долины, прогретая горячими лучами южного солнца, щедро вознаграждала тружеников богатыми урожаями. Когда же люди научились пахать деревянным плугом, впрягая в него волов, урожаи стали еще больше, появились излишки хлеба. Это способствовало развитию и разных ремесел; ремесленники могли теперь не обрабатывать землю, а получать хлеб и другие продукты в обмен на свои изделия.
Когда труд земледельцев стал приносить больше продуктов, чем было необходимо им для прокормления, вожди и старейшины племен стали захватывать землю, принадлежавшую родовым общинам, и обращать в рабство сначала пленников, а затем и своих соплеменников.
Так в странах древнего Востока возникла эксплуатация людей и стали складываться общественные классы. Вместе с появлением враждующих друг с другом классов возникали и государства — органы насилия рабовладельцев над рабами и свободной беднотой.
В IV тысячелетии до н. э. образовались древнейшие в мире государства: в долине Нила — Египетское, а в Междуречье Евфрата и Тигра — города-государства шумеров и Аккадское царство. Несколько позже возникли государства в долинах Инда в Индии и реки Хуанхэ в Китае, а затем в Малой Азии и на восточном побережье Средиземного моря. С появлением в I тысячелетии до н. э. железных орудий труда, позволивших успешнее, чем раньше, обрабатывать твердую и каменистую землю, прокладывать в ней каналы, эксплуатация одних людей другими стала распространяться и в других районах Азии, в том числе на юге нашей страны (в Закавказье и Средней азии). Территория государств протянулась широкой и почти непрерывной полосой через всю Южную Азию от Средиземного моря до Тихого океана.
Для поддержания господства немногочисленной кучки рабовладельцев над массой бедноты и рабов в этих странах установилась сильная царская власть.
Государства древнего Востока были в большинстве своем деспотиями (по-гречески «деспотия» — неограниченная власть). Царь считался богом или приравнивался к нему. Власть царя ничем не ограничивалась. Ему принадлежала вся земля и вода в стране. Его слово было законом.
Между государствами древнего Востока шли почти непрерывные войны для завоевания чужих земель, захвата рабов и другой добычи. Постоянно те или другие государства, то усиливались и грабили своих соседей, то слабели и гибли. Классовая борьба рабов и бедноты, восстания угнетенных народов против своих поработителей подрывали силы рабовладельческих государств.
В XVIII в. до н. э. расширилось Вавилонское царство, объединившее все Междуречье и прилегающие к нему области, но оно рухнуло уже в следующем столетии. В середине II тысячелетия до н. э. наибольшего могущества достигло Египетское государство, захватившее не только соседние с ним области в Северо-Восточной Африке, но и Сирию и Палестину, расположенные на восточных берегах Средиземного моря. Здесь египетские завоеватели столкнулись с могучим противником — Хеттским государством, образовавшимся в Малой Азии и также стремившимся к захватам чужих земель и грабежу соседей. Упорные войны между ними, проходившие с переменным успехом, ослабили оба государства.
В VIII в. до н. э. грозой соседей сделалась Ассирия — первоначально небольшое государство на берегах реки Тигра. Ассирийцы поставили военное дело на невиданную для того времени высоту. Они считались непобедимыми. Ассирия покорила почти всю Переднюю Азию и Египет; страшно опустошив завоеванные страны, ассирийцы наложили на покоренное население дань, Которую сами называли тяжелой. Однако в конце VII в. до н. э. пало под ударами врагов и «логовище львов» — Ассирия.
В VI в. до н. э. образовалось огромное Персидское царство. Его владения простирались от Египта и берегов Эгейского моря до реки Инда. Царя Персии называли «владыкой всех людей от восхода до захода солнца». Но и Персидское царство, ослабленное непрерывными восстаниями порабощенных народов, рухнуло под натиском греко-македонского войска. В Египет и в Азию проникли новые завоеватели македоняне и греки, а позднее римляне.
В Индии и Китае также то образовывались огромные государства, объединявшие всю страну, то они распадались на отдельные мелкие царства и княжества, враждовавшие друг с другом и неспособные отразить нападение внешних врагов.
Несмотря на частые войны, жестокие опустошения целых стран, беспощадное угнетение трудящихся, народы древнего Востока создали своим трудом высокую и своеобразную культуру.
За 3—2 тысячи лет до н. э., когда население Западной Европы занималось охотой и ютилось в убогих поселках среди девственных лесов, в странах Востока расстилались на сотни километров поля и сады, пересеченные каналами. На древнем Востоке были освоены или выведены многие полезные растения, которыми пользуемся мы и теперь: хлопок, лен, пшеница, чай, виноград и др. Были приручены козы, овцы, верблюды, ослы, лошади, кошки и другие животные.
За высокими крепостными стенами раскинулись крупные города с шумными рынками, кварталами ремесленников, где ткачи делали тонкие ткани, гончары лепили и обжигали посуду, оружейники ковали мечи и шлемы, ювелиры делали изящные украшения. Между городами пролегали дороги, по которым шли караваны верблюдов и ослов с товарами. По рекам и морю плавали корабли на веслах и под парусами. Отважные моряки Финикии отправлялись в далекие морские путешествия и выходили на своих деревянных судах в Атлантический океан.
На древнем Востоке возникли науки.
Благодаря работам, связанным с измерением полей и проведением каналов, с подсчетом урожая, запасов продовольствия и т. п., возникла математика — геометрия и арифметика. Счет времени, которым мы сейчас пользуемся, впервые появился на древнем Востоке: люди уже тогда делили время на годы и месяцы, а в некоторых странах также и на недели, сутки, часы и минуты.
Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движением Солнца, Луны и различных планет. Во многих городах древнего Востока возводились башни, откуда ученые вели наблюдения за небесными светилами. Ученые древнего Востока хорошо изучили движение пяти видимых невооруженным глазом планет, умели даже предсказывать затмение Солнца и Луны.
В странах древнего Востока появились искусные врачи, которые умели лечить некоторые болезни и даже делали операции.
Древний Восток — родина письменности. Ее возникновение и развитие были вызваны накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Письменность зародилась из рисунков. Но дальше народы Востока по-разному развивали и совершенствовали свою письменность. На Востоке было создано и алфавитное письмо. Алфавитное письмо финикийцев, переработанное позднее греками, стало основой и нашей современной письменности.
Созданная в течение тысячелетий культура древнего Востока была унаследована народами, жившими позднее, и легла в основу современной культуры.
Всемирная история
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 2. История государств Древнего Востока
Древний мир
Ассирийская держава в XIII—VII вв. до н.э.
• Эпоха ранней Древности
• Эпоха расцвета древних государств
• Эпоха поздней Древности
С конца IV тыс. до н.э. в истории человечества начинается новый этап — появляются первые цивилизации, резко отличающиеся от первобытных обществ. Важнейшей характерной чертой новой ступени развития стало создание государств, которые в IV—II тыс. до н.э. возникают на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана. История этих государств с конца ;IV тыс. до н. э. приблизительно до середины I тыс. н.э. называется историей Древнего мира и условно делится на три этапа:
конец IV тыс. до н.э. — конец II тыс. до н.э. (эпоха ранней Древности);
конец lI тыс. до н.э. — конец I тыс. до н.э. (эпоха расцвета древних государств):
первая половина I тыс. н.э. (эпоха поздней Древности).
В истории древних государств выделяются два основных варианта развития — древневосточный и античный (Греция, Рим), каждый из которых имеет свою специфику. В этой главе рассматривается история древневосточных государств.
2.1. Эпоха ранней Древности
Хронологические рубежи периода ранней Древности (конец IV — конец II тыс. до н.э. ) практически совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком.
Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы — основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. Строительство ирригационных комплексов требовало совместной работы большого числа людей, ее четкой организации и являлось одной из важнейших функций первых государств, начальной формой которых были так называемые номы.
Ном представлял собой земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным, культурным центром которых являлся город. Такие города—государства впервые возникали в конце IV тыс. до н.э. в Египте и Южной Месопотамии (нижние течения Тигра и Евфрата). Со временем номы превратились в объединения какого-либо речного бассейна или объединились под властью более сильного нома, собирающего дань с более слабых.
С появлением в III тыс. до н.э. крупных государств начинает складываться особая форма социально-политического устройства — деспотия, характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всей их истории. Правитель государства в развитой деспотии обладал всей полнотой власти, считался богом или, в крайнем случае, потомком богов. Большую роль в управлении страной играл бюрократический аппарат, где существовали четкая система рангов, субординация. На все трудовое население деспотического государства, кроме налогов, были возложены и государственные повинности — так называемые общественные работы.
В III тыс. до н.э. основной экономической единицей являлись крупные царские хозяйства, полностью господствовал натуральный тип производства. Торговые отношения развивались в рамках изолированных друг от друга регионов (Египта, Месопотамии, Индии) и существовали в основном в виде обмена.
Именно в III тыс. до н.э. начинают складываться рабовладельческие отношения, появляется патриархальное рабство, характерное для государств Древнего Востока (в отличие от античных государств, где существует классическое рабство). Патриархальное рабство возникает в условиях преобладания натурального хозяйства, когда продукция производится в основном для собственного потребления и нет необходимости в такой высокой степени эксплуатации, как при товарном производстве. В основе названия этого типа рабства слово «патриарх», т.е. глава семьи. Раб как бы становится младшим, не полноправным членом большой семьи, работает вместе со своими хозяевами, которые, хоть и считают его своей собственностью, еще не видят в нем просто живое орудие труда, признают за ним некоторые права человеческой личности. При этом типе рабства в неволю попадали не только военнопленные — чужаки, но также и люди, оказавшиеся в долговой кабале, т.е. соплеменники, чего не было при классическом рабстве. Рабы могли принадлежать государству, храмам, частным лицам, однако они не были основными производителями материальных благ, как, например, в античных государствах. В странах Древнего Востока основную работу, особенно в сельском хозяйстве — ведущей отрасли экономики, выполняли крестьяне— общинники, многие из которых находились в той или иной степени зависимости от государства.
На этом этапе во всех государствах, хотя и при наличии некоторых особенностей (например, в Египте), существовало два сектора экономики, связанных с видами собственности на землю — одной из важнейших характеристик экономического развития, особенно на ранних ступенях истории человечества, когда основой экономики было сельское хозяйство. Прежде всего, существовал общинный сектор экономики, где собственность на землю принадлежала территориальным общинам, а движимое имущество являлось частной собственностью общинников, которые обрабатывали выделенные им наделы земли. Кроме того, существовал и государственный сектор экономики, в который входили земли, принадлежавшие государству в лице царя, а также земли, пожалованные храмам: работали здесь формально свободные, но бесправные, так называемые царские люди. И в государственном, и в общинном секторе в качестве вспомогательного использовался труд рабов, сформировался патриархальный тип рабовладельческих отношений.
Во II тыс. до н.э. в древневосточных государствах происходит некоторое усовершенствование орудий труда, наблюдается прогресс в ремесле и отчасти в сельском хозяйстве, растет товарность производства, развивается ростовщичество, долговое рабство. Государственные земли на разных условиях начинают предоставляться частным лицам. В это время между различными областями Ближнего Востока устанавливаются экономические, политические и культурные контакты, оформляются международные торговые пути, растет число торговых поселений на территории других государств. В то же время обостряется борьба за преобладание на торговых путях, растет число войн.
В других регионах Древнего мира на рубеже II—1 тыс. до н.э. также наблюдается активное движение племен. На территорию Ирана приходят индийские и персидские племена, в Индии долину Ганга начинают осваивать индоарийские племена.
Рассмотрим теперь особенности исторического развития крупнейших цивилизаций Древнего Востока в IV—II тыс. до н.э.
Египет
В долине Нила в результате слияния номов возникли два царства — Нижний и Верхний Египет.
В XX X в. до н.э. их объединил в одно государство фараон Мина, основавший первую династию египетских фараонов. Столицей государства стал город Мемфис, находившийся на границе Нижнего и Верхнего Египта.
В первой половине III тыс. до н.э. Египет — это крупное централизованное государство, проводящее активную внешнюю политику. Его влияние распространяется на области Синайского полуострова, южную Палестину, а также долину Нила южнее первого порога. В это время в Египте складывается централизованная деспотическая монархия, фараон обладает неограниченной властью, ему принадлежит весь земельный фонд страны, большие ресурсы рабочей силы.
Основой экономики являются крупные царские хозяйства, кроме того, выделяются земли храмам и, вероятно, — некоторым частным лицам. Практически все крестьяне-общинники превращаются в зависимую категорию царских людей — так называемых хему, среди которых представлены практически все сельскохозяйственные и ремесленные специальности. Хему работают там, куда их направят власти, получая за это продовольственный паек или надел земли. Большое распространение в Египте получают общественные работы, возложенные в основном на хему (например, строительство царских усыпальниц — пирамид, поддержание в порядке и создание новых оросительных каналов).
Для управления страной создается разветвленный бюрократический аппарат, чиновники играют большую роль в жизни общества.
В конце III тыс. до н.э. в Египте начинается кризис царских хозяйств, требовавших больших расходов на управление, подчинение зависимых работников. Примерно с этого времени широко распространяется практика предоставления земли из государственного фонда частным лицам в аренду или в виде платы за службу.
На рубеже III—II тыс. до н.э. в Египте к власти приходит XII династия, основанная Аменемхетом 1 (первая половина XX в. до н.э) При нем и его преемниках наступает расцвет страны. Для изготовления орудий труда очень активно используется бронза, расширяется оросительная система, значительных успехов достигает земледелие. Как и раньше, земля считается собственностью фараона, но уменьшаются размеры царского хозяйства, наряду с ним и с хозяйствами крупных чиновников, местной знати, храмов появляется множество мелких и средних хозяйств, что создает условия для дальнейшего развития внутренней торговли, экономики в целом.
Однако в XVIII в. До н.э. Египет был захвачен кочевыми племенами гиксосов, пришедшими из Азии, и в стране вновь началась внутренняя раздробленность.
В начале XVI в. до н.э. власть гиксосов была свергнута, фараон Яхмос 1 (первая половина XVI в. до н.э.) воссоздал единое государство, и в середине II тыс. до н.э. Египет становится наиболее могущественным и обширным царством Ближнего Востока.
В первой половине XIV в. до н.э. завоевательные походы Египта были временно приостановлены в связи с религиозной реформой фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) (первая половина XIV в. до н.э.), но уже с конца века начинаются войны с хеттами’, в результате которых Южная Сирия, Палестина и Финикия оказались в сфере влияния Египта.
‘ Хеттское царство возникло в XVII в до н.э. на территории Малой Азии; в период расцвета (XIV—XIII вв. до н.э.) включало также некоторые области Восточного Средиземноморья и Северной Месопотамии. В XII в. до н.э. под натиском народов моря государство хеттов прекратило свое существование.
Шумеро- аккадский период
С большим трудом нападения завоевателей были отражены, но Египет потерял прежнее могущество, ослабла центральная власть, начался кризис государства, проявлявшийся в частой смене правителей, мятежах, усилении позиций местной, номовой, знати, утрате иноземных владений. В результате в XI в. до н.э. у единое государство распадается на два царства — Нижний Египет и Верхний Египет. В Нижнем Египте большую роль начинают играть иноземцы — ливийцы, основавшие свою династию. С этого времени единое самостоятельное египетское государство прекращает свое существование, а Южной Месопотамии конца IV тыс. — первой половины III тыс. до н.э. в отличие от Египта не сложилось централизованное государство, а существовало несколько политических центров. Наиболее влиятельными из них были Аккад, Ларса, Ниппур, Эри- Щду, Лагаш, Урук, Умма, Ур. Эти и другие южно месопотамские города-государства в этническом, религиозном, культурном отношении представляли собой единое целое — государство Шумер. Здесь, как и в Египте, часть государственной земли выделяется храмам, получают распространение общественные работы. Однако наряду с государственной (царской) собственностью на землю существует и земельная собственность территориальных общин, где развиваются частные хозяйства.
Централизованные государства в Месопотамии возникают во второй половине III тыс. до н.э. В Шумере на преобладающее положение претендуют Лагаш и его постоянный враг — Умма. После напряженной борьбы в XXIV в. до н.э. правители Уммы захватили Лагаш, а затем распространили свое господство почти на весь Шумер, сделав столицей город Урук. Вскоре, однако, это государство было захвачено Саргоном Древним (2316—2261 до н.э.) — царем города Аккад, который, организовав первое в истории постоянное войско, сумел создать в Месопотамии крупное централизованное государство с неограниченной властью царя. При нем значительно увеличились размеры царского хозяйства, была налажена оросительная система в общегосударственном масштабе, введена единая система мер и весов. Саргон Древний стал основателем династии, которая правила в Месопотамии около полутора веков.
В начале XXII в. до н.э. власть над Южной Месопотамией перешла к городу Ур, где начала править так называемая т ретья династия Ура, представители которой носили титул царя Шумера и Аккада. Царская власть имела ярко выраженный деспотический характер — цари еще при жизни обожествлялись, был создан сильный центральный аппарат управления, в царских и храмовых владениях велся учет всех направлений хозяйственной жизни. В XXI в. до н.э. были изданы законы — древнейшие из известных нам законодательных актов, в которых, например, был установлен принцип денежного возмещения пострадавшему.
В конце XXI в. до н.э. третья династия Ура, ослабленная борьбой с кочевниками-завоевателями — аморейскими племенами, была свергнута. Централизованное государство в Месопотамии прекратило существование. Появилось множество местных династий аморейского происхождения.
Ассирия и Вавилон во II тыс. До н.э.
В XIX в. до н.э. в Месопотамии среди других выделяются два наиболее влиятельных государства, соперничество которых определило развитие этого региона на многие века вперед. На юге амореи создают государство со столицей в городе Вавилон. На севере к этому времени сформировалось государство Ассирия со столицей в городе Ашшур — крупном торгово-перевалочном центре, где пересекались пути из Месопотамии в Северную Сирию, Малую Азию, Египет.
В первой половине XVIII в. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 до н.э.), захватив всю Южную Месопотамию, подчиняет себе Ассирию. Возникает мощная держава с сильной царской властью, создаются законы нового государства, известные как законы Хаммурапи. В них заметно стремление облегчить участь некоторых слоев свободного населения, в частности, было несколько ограничено долговое рабство. Законы Хаммурапи выявляют социальную структуру общества Вавилонии — выделяются три основные категории населения: полноправные свободные люди — члены общин; юридически свободные, но неполноправные люди, не являющиеся членами общин и работающие в царских хозяйствах; рабы. При определении наказания часто учитывалось социальное положение виновного — рабы карались более сурово. В законах зафиксировано особое положение воинов: они были обязаны выступать в поход по первому требованию царя, за службу получали от государства земельные наделы, передаваемые по наследству и не отчуждаемые даже за долги.
Правление Хаммурапи — время высшего расцвета Вавилонии во II тыс. до. н.э. В начале XVI в. до н.э. Вавилон был разгромлен хеттами, а в конце века его захватили касситы, горские племена, жившие к востоку от Вавилона, и основали свою династию.
Ассирия в это время оказалась в зависимости от государства Митанни и лишь в XIV в. до н.э. добилась самостоятельности. Со второй половины XIII в. до н.э. начинается усиление Ассирии. В конце XII в. до н.э. при Тиглатпаласаре 1 (1115—1077 до н.э.) Ассирия достигает расцвета своего могущества. Совершаются успешные походы против горских племен верховий Тигра и Евфрата, облагаются данью некоторые торговые города Финикии.
Народы моря не дошли до Ассирии и Вавилона, но вытеснили из областей, расположенных к западу от Евфрата, полукочевые племена арамеев, которые в середине XI в. до н.э. устремились в Месопотамию. Ассирия и Вавилон, объединившись, вынуждены были бороться с ними и временно оказались ослабленными.
Первые цивилизации на территории Индии и Китая
В III тыс. до н.э. в долине Инда возникает Хараппская цивилизация, также относящаяся к типу цивилизации речных долин, как и Египетская и Шумерская. Здесь были созданы крупные ирригационные системы и основная часть населения занималась поливным земледелием. Центрами этой цивилизации были крупные города Хараппа и Мохенджо- Даро, активно торговавшие с Месопотамией. Существовала эта цивилизация сравнительно недолго — она погибла на рубеже XIX—XVIII вв. до н.э. Причины этого до сих пор неизвестны, хотя высказываются различные предположения: неблагоприятные климатические условия, эпидемии, нашествия кочевых племен и пр.
‘ Основано в XVI в. до н.э. племенами хурритов, пришедших с Иранского нагорья; занимало значительную часть Северной Месопотамии, в XIV в. до н.э. было подчинено хеттами
На рубеже III—II тыс. до н.э. к уже существующим древним цивилизациям добавляется еще одна — китайская, правда, ее развитие очень долго идет изолированно от остальных. Как и везде, первой формой государственности на территории Китая были номы. Они появляются в бассейне реки Хуанхэ, население их в основном занимается земледелием. Однако в отличие от древнеегипетской, нижне месопотамской, древнеиндийской цивилизаций древнекитайская не относилась к цивилизациям ирригационного типа. Здесь земледелие было основано на паводковом и атмосферном орошении.
В XVIII в. до н.э. на территории Китая среди множества городов-государств выделяется город Шан, возглавивший довольно крупное объединение номов. Правитель Шана (более позднее название этого государства — Инь) носил титул вам, власть его была ограничена советом знати и народным собранием.
В конце II тыс. до н.э. государство Шан перестало существовать — оно было захвачено племенами чжоусцев, живших до этого в бассейне реки Вэй.
2.2. Эпоха расцвета древних государств
В эпоху расцвета древних государств возникают так называемые мировые державы, или империи, которые в отличие от государств ранней древности представляют собой гораздо более прочные объединения с центральным управлением, единой внутренней политикой. В это время наибольшего развития достигает деспотическая форма государственного устройства. В мировых державах сельская территория постепенно оказывается составе государственного сектора, общинный сектор экономики сохраняется в городах, где наряду с центральной властью существуют органы самоуправления. Именно в городах, в ремесленном производстве, в это время начинает преобладать рабский труд; в сельском хозяйстве по-прежнему в основном заняты крестьяне-общинники, хотя и здесь труд рабов начинает использоваться гораздо шире, особенно государством.
В экономическом отношении важнейшим отличием второго этапа древности от первого является активное использование железа, стали, что значительно повышает производительность труда, способствует развитию сельского хозяйства, ремесла, росту товарности производства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений — получают повсеместное распространение деньги в монетной форме. В этот период происходит развитие международной торговли: в нее включаются Индия, Китай, Средняя Азия, а также юг Аравийского полуострова.
Важным следствием развития товарно-денежных отношений является возникновение в конце второго этапа Древности частной земельной собственности (наряду с государственной и общинной), земля превращается во многих государствах в объект купли-продажи, крупные частные хозяйства, начинают преобладать в экономике большинства стран.
Месопотамия
В период с XII в. до н.э. по II в. до н.э. в Израиле и Иудее усилиями многих поколений создается религиозный, исторический и литературный памятник — Библия. Она включает 39 книг. В ней сосредоточены мифы, легенды, повествования по истории еврейского народа и других народов Древнего востока, религиозные и этические нормы, философские и публицистические произведения, поэзия и проза. Заложенная в Библии впервые на планете идея монотеизма (единобожия) стала основой создания не только иудаизма, но и других мировых религий — христианства и ислама. Библия оказала огромное влияние на формирование не только религиозного мировоззрения многих стран и народов, но и на их культуру и искусство.
‘ На территории Восточного Средиземноморья еще в 111—11 тыс. до н.э. появляются города-государства, наиболее крупными среди которых были Эбла и Угарит в Сирии, Хацор в Палестине, Библ и Сидон в Финикии. В XII в. до н.э. на территории Палестины начинает формироваться Израильское государство.
Во второй половине VIII в. до н.э. начинается период наибольшего могущества Ассирии, ее преобладания в ближневосточном регионе. В значительной степени подъем Ассирии в это время связан с административными и военными реформами царя Тиглатпаласара III (745—727 до н.э.). Он провел коренную реорганизацию военного дела в Ассирии. Наряду с ополчением, состоявшим из всего взрослого мужского населения, была создана регулярная армия, находившаяся на полном государственном обеспечении. Изменилась политика в отношении покоренного населения. Если раньше это были грабежи, увод в рабство, выкачивание дани, то теперь стало широко практиковаться переселение целых народов в этнически чуждые области. Кроме того, по-новому было организовано и управление завоеванными территориями. Во главе вновь образованных округов ставились наместники, которым подчинялись ассирийские военные гарнизоны. Размеры новых округов были меньше, чем раньше, что облегчало управление ими. Каждый округ вносил в государственную казну определенные налоги. В результате была установлена строгая централизованная власть Ассирии над захваченными народами. Важнейшим фактором экономического единства государства стала торговля. Одной из главных целей военных походов был захват новых торговых путей для дальнейшего обогащения Ассирии.
При Тиглатпаласаре III и его приемниках Ассирия стала первой в истории Древнего мира действительно великой военной империей, которая объединяла, правда, на короткое время почти все государства ближневосточного региона. В VII в. до н.э. она охватила огромную территорию, подчинив всю Месопотамию, Восточное Средиземноморье, Египет, Малую Азию, Элам,’ персидские и мидийские племена.
Однако при Ашшурбанапале (669—631/29 до н.э.), последнем великом ассирийском царе, отдельные центры державы начинают соперничать друг с другом, а после его смерти в последней четверти VII в. до н.э. империя распадается, и в конце этого века ассирийское государство прекращает свое существование под ударами мидийских племен и Вавилона.
1 Это государство возникло в середине III тыс. до н.э. в долине рек Керхе и Карун (юго-запад современного Ирана): история Элама тесно связана с историей Месопотамии. XII в. до н.э. был временем расцвета государства, в V) в. до н.э. оно вошло в состав Ахеменидской державы
Персидская держава Ахеменидов
Для управления таким огромным государством, включавшим множество стран с различным уровнем социально-экономического развития, необходимы были специальная структура государственного аппарата и организация внутренней жизни, которая была создана в результате проведения в конце VI в. до н. э. административно-финансовых реформ царя Дария (522—-486 до н.э.).
Все государство было разделено на 20 административно-податных округов, называвшихся сатрапиями. Во главе каждого округа стоял сатрап, выполнявший гражданские функции. Армия каждого округа находилась в ведении военачальника, подчинявшегося непосредственно царю. Существовали также отдаленные провинции, в повседневную жизнь которых персидская администрация вмешивалась редко, осуществляя управление с помощью местных правителей. Дарий ввел новую систему государственных налогов: все сатрапии обязаны были платить серебром установленную для каждой из них подать, которая определялась с учетом оценки обрабатываемой земли. Для управления страной был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией, административным центром державы стал город Сузы (бывшая столица Элама).
В VI в. до н.э. еще до персидского завоевания в Лидийском царстве начала чеканить первые в мире монеты, и Дарий 1 ввел общую для всей державы денежную единицу — дармк. Впрочем, вне пределов Малой Азии персидские монеты играли второстепенную роль в торговле, в основном использовались слитки нечеканного серебра.
В период существования государства Ахеменидоз очень широкое развитие получила международная торговля, поскольку в составе одного государства оказались различные по природным климатическим условиям Страны, между которыми были установлены регулярные контакты, налажены морские и караванные пути.
В первой половине V в. до н.э. Ахемениды пытаются расширить свою экспансию на запад — идут греко-персидские войны. Однако небольшие греческие города-государства сумели противостоять огромной державе и изгнали персов с Балканского полуострова.
В 334 г. до н.э. Александр Македонский (356—323 до н.э.), добившийся господства над Грецией, начинает поход против Персии и в 329 г. до н.э. захватывает все ее владения. Ахеменидское государство прекращает свое существование, войдя в состав державы Александра Македонского.
Парфия
После смерти Александра в 323 г. до н.э. его Парфия громадная империя распадается на множество эллинистических государств: Египет при Птолемеях, государство Селевкидов, Пергамское царство, Понтийское царство и др. В дальнейшем (в конце 1 тыс. до н.э.) почти все эллинистические государства оказались в составе двух держав — Рима и Парфии. Парфия (первоначально области к юго-востоку от Каспийского моря) отпала от государства Селевкидов 1 в середине III в. до н.э., вскоре ее захватили кочевники парны, которые поставили в зависимость местное оседлое население: крестьяне, объединенные в общины, были прикреплены к земле, обработка которой рассматривалась как государственная повинность.
Во II в. до н.э. Парфия включает в свой состав значительную часть Средней Азии, Ирана, Месопотамию и превращается в мировую державу, наследницу государства Ахеменидов — его политического могущества, а в какой-то мере и культуры.
Индия
На территории Индии в начале I тыс. до н.э. появляется новая цивилизация. Здесь в долине Ганга поселяются индоарийские племена. Они начинают заниматься рисоводством, у них возникает патриархальное рабство, города, первые государства, наибольшее значение среди которых приобретают Кошала и Магадха.
‘ Существовало в конце iv—i bb. до н.э., охватывало часть территории Ближнего Востока, Ирана и Афганистана.
К середине 1 тыс. до н.э. выдвигается Магадха, столицей которой в середине V в. до н.э. становится город Паталипутра (современная Патна) — один из крупнейших центров Древней Индии. В середине VI в. до н.э. в Магадхе приходит к власти династия Нандов, создается крупная империя, объединившая все государства долины Ганга и, возможно, часть Южной Индии. К этому времени на территории Индии уже прочно сложилась варновая система, являющаяся одной из наиболее характерных черт древнеиндийского общества. Четыре варны (замкнутые группы людей) представляли основные сословия общества: две высшие варны — брахманы (жречество), кшатрии (военная аристократия), две низшие — вайшьи (сначала полноправные общинники, занимающиеся преимущественно сельским хозяйством, позже — еще и торговцы, некоторые ремесленники), шудры (в основном неполноправные, зависимые ремесленники, земледельцы).
В конце VI в. до н.э. династия Нандов была свергнута, к власти приходят представители рода Маурьев, создавшие так называемую империю Маурьев. Наивысшего расцвета это государство достигло в середине III в. до н.э. при царе Ашоке (268—231 до н.э.).
В составе его империи оказался весь полуостров Индостан, за исключением крайнего юга. Территория страны была разделена на наместничества, которые регулярно инспектировались царем и его приближенными. Маурьи установили внешнеторговые и политические отношения со странами Средиземноморья. При царе Ашоке государство начинает устанавливать контроль за духовной жизнью подданных, царь активно содействует распространению буддизма, способного, по его мнению, стать идеологической основой объединения разнородных областей, входящих в империю. Наследникам Ашоки не удалось сохранить могущественное государство, и в начале II в. до н.э. империя Маурьев распадается на ряд сравнительно небольших государств.
Китай
На территории Китая крупнейшим государством рубежа II—1 тыс. до н.э. было Западное Чжоу. Во главе государства стоял ван — император, которого считали сыном Неба, посредником между богами и людьми. Однако власть вана была ограничена состоящим при нем советом, в который входили крупные чиновники, возглавлявшие сложный бюрократический аппарат государства. Земля номинально считалась принадлежащей государству, существовал также и непосредственно царский фонд. Довольно широко практиковалась раздача земельных владений знати, что приводило к созданию достаточно крупных земледельческих хозяйств.
С середины IX в. до н.э. в Западном Чжоу начинается внутренний кризис: возрастает мощь местной знати, происходит ослабление центральной власти ванов. В начале VIII в. до н.э. с усилением натиска северо-западных кочевых племен территория государства сокращается, столица переносится восточнее, Западное Чжоу получает новое название Восточное Чжоу и становится одним из множества самостоятельных царств.
С VIII по V вв. до н.э. на территории Китая существуют пять крупных политических центров. Наряду с Восточным Чжоу это были царства Цинь, Чу, У и Юз. Господствующее положение в них принадлежало наследственной аристократии, занимавшей высшие посты в государственном управлении.
В середине I тыс. до н.э. в Китае происходят важные изменения во всех областях жизни. В это время (на полтысячелетия позже, чем в большинстве других стран) осваивается плавка железа, что создает условия для развития ремесла и земледелия. В связи с активным созданием ирригационных систем в бассейне Хуанхэ и верхней Янцзы происходит расширение обрабатываемых земель, начинается более интенсивное их использование. В некоторых царствах официально разрешается купля-продажа земли, создаются крупные частные хозяйства (и в сельском хозяйстве, и в ремесле), ориентированные на рынок. Развитию товарно-денежных отношений способствует и распространение монетной формы денег. В середине I тыс. до н.э. в Китае распространяется долговое рабство, частные лица начинают более активно использовать труд рабов, хотя основным потребителем рабской рабочей силы остается государство.
Циньский ван в 221 г. до н.э. объединил большую часть Китая, Циньская империя существовала очень недолго (до конца III в. до н.э.), но заложила основы единого централизованного Китая. В это время на всю территорию страны распространяются циньские принципы государственного устройства, создается военно-бюрократическая империя, организуются завоевательные походы в Южный Китай и Северный Вьетнам. На севере страны для защиты от кочевых племен сюкну активно строи ген Великая китайская стена.
В самом конце III в. до н.э. на территории Китая возникает новое централизованное государство — империя Хань, основателем которой стал выходец из рядовых общинников Лю Бан (202— 195 до н.э.) При нем были отменены законы государства Цинь, несколько снижены налоги, но административно бюрократическая система, большинство экономических установлении циньской империи остались в силе, хотя часть земель государства Лю Бан вынужден был отдать некоторым представителям знати. Центральной власти удается окончательно подчинить себе аристократию лишь на рубеже II—1 вв. до н.э. К концу 1 тыс. до н.э. на территории Китая активно развивается работорговля, рабство становится основой ремесленного производства как частного, так и государственного. В меньшей степени труд рабов используется в сельском хозяйстве, где основную массу товаропроизводителей по-прежнему составляют крестьяне-общинники, обязанные платить налоги и выполнять рабочую и воинскую повинности.
Во II в. до н.э. Ханьская империя захватывает территорию Кореи, а также древне вьетнамские государства Аупак и Намвьег, возникшие во второй половине I тыс. до н.э. В это время Китай поддерживал торговые и дипломатические отношения со многими государствами, особенно с находящимися на Великом шелковом пути, соединившем империю Хань со странами Средней Азии и Ближнего Востока. Активная завоевательная внешняя политика Китая привела к значительному росту налогов, ухудшению положения населения.
В 1 в. до н.э. по территории государства прокатилась волна восстаний, в начале I в. н.э. династия Хань была свергнута, власть захватил Вам Ман (9—23 н.э.), один из высших сановников, обещавший вернуться к обычаям предков. При нем была сделана по-
пытка превратить всю землю в царскую, запретить частным лицам куплю-продажу земли и рабов, что вызвало повсеместное недовольство. В правление Ван Мана государство пыталось активно вмешиваться в экономическую жизнь страны, в частности, принимались законы о выпуске монеты, ценах на рынке и др. В это время значительно увеличились налоги, особенно на ремесленников, произошло дальнейшее обострение внутриполитической ситуации, в стране вновь начинаются народные волнения. Наиболее крупным было восстание красно бровых, в ходе которого Ван Ман был убит, государство оказалось на грани распада.
2.3. Эпоха поздней Древности
В эпоху поздней Древности (первая половина 1 тыс. н.э.) в истории человечества все более важную роль начинают играть племена и народы периферии древних государств. В это время они достигают того уровня развития, когда активно идет процесс социального расслоения, создаются предпосылки появления государств. В III—V вв. начинается Великое переселение народов, охватившее почти все окраины древних государств и во многих случаях ставшее непосредственной причиной их крушения.
На последнем этапе истории древних государств намечаются значительные сдвиги во всех сферах жизни, происходит формирование новых социально-экономических отношений, ликвидируются городские свободы, наблюдается общее уравнивание различных групп трудового населения (свободных, неполноправных, рабов) до положения зависимых подданных. Начинается свертывание товарно-денежных отношений, города теряют свое значение, центр экономической жизни постепенно перемещается в имения крупных землевладельцев, которые сосредоточивают в своих руках экономическую, политическую, судебную власть над принадлежащими им землями. Таким образом, в первые века новой эры происходит формирование новых — феодальных отношений, Древность уступает место Средневековью.
Китай
В 25 г. н.э. представитель ханьского дома Гуан У- ди (25—57) захватил власть и основал Младшую династию Хань. Он начал свое правление с подавления восстания «Красных бровей», но в то же время провел ряд мероприятий, направленных на сокращение рабства, особенно соплеменников, и некоторое облегчение положения народа. Со второй половины 1 в. развивается посредническая торговля между империей Хань и римлянами, ханьцы контролируют Великий шелковый путь, однако примерно в середине II в. с появлением новых сильных государств Китай утрачивает гегемонию на этом важном торговом пути. С этого времени начинает активно развиваться торговля с Южной Индией, а также со странами Южных морей и Юго-Восточной Азии, где в первой половине 1 тыс. н.э. возникают первые государства: Ямаго — на территории Японии, Матарама — на острове Ява и др.
Со II в. в империи Хань намечаются существенные изменения. Рабовладельческие хозяйства продолжают существовать, но все большее распространение получают имения сильных домов — знатных могущественных семей. Здесь наряду с рабским используется труд безземельных людей, оказавшихся в зависимости от земельных собственников. Имения сильных домов постепенно становятся экономически замкнутыми хозяйствами, происходит свертывание товарно-денежных отношений. В начале III в. в ханьской империи был принят указ о замене денежных повинностей натуральными, затем официально отменено монетное обращение, в качестве денег стали использоваться шелк и зерно. Число городов в III в. по сравнению с началом новой эры уменьшается в два раза, происходит сокращение площади пахотных земель, численности податного населения.
С середины II в. в империи Хань чуть ли не ежегодно происходили восстания, ослаблению государства способствовали и постоянные набеги кочевых племен. В конце II в. всю империю охватило восстание «Желтых повязок», участники которого выступали против несправедливых порядков «Синего неба» — империи Хань и носили желтые повязки как символ» Желтого неба» — государства всеобщего благоденствия; армия повстанцев насчитывала 100 тыс. человек. Подавить выступление сумели армии сильных домов, объединившиеся для этой цели, но после победы начавшие дележ власти. В 220 г. Ханьская империя перестала существовать, распавшись на три царства, в которых активно стали развиваться новые — феодальные отношения.
Сасанидская держава
В III в. у крупнейших держав мира (Китая, Рима, Парфии) появляется новый грозный соперник — государство Сасанидов. В начале этого века в южном Иране, находившемся под властью Парфии, существовало несколько мелких полузависимых княжеств. Правителю одного из них — Арташиру (226/7—242/3) из рода Сасанидов — удалось объединить южный Иран, а затем разгромить Парфию. В 226 г. он провозгласил себя царем Ирана, возникла империя Сасанидов. В III—IV вв. ее власть распространяется на огромной территории от Сирии до Инда, от Большого Кавказского хребта до Оманского полуострова в Аравии.
Раннесасанидская держава III—V вв. представляла собой переходную форму от рабовладельческого государства к феодальному. В этот период, с одной стороны, растет централизация власти, начинается ликвидация самоуправления городов, за счет сокращения земель крупной знати увеличивается царский земельный фонд. В то же время растет стремление к политической самостоятельности многих шахров — представителей знати и крупных чиновников, в управлении которых находятся города и округа империи, где они обладают гражданской и военной властью. В этот период увеличивается пожалование земель из царского фонда частным лицам при условии службы в государственном аппарате или войске. Происходит сокращение общинных земель, которые постепенно передаются в условное владение знати или крупного чиновничества с правом сбора налогов и собственной юрисдикцией. Уже с середины III в. постепенно начинается частичное освобождение рабов, наделение их землей. Таким образом, к VI в. государство Сасанидов превращается в феодальное; дальнейшая его история относится к эпохе Средневековья.
Индия
В VI в. Индия представляла собой массу мелких государств, в этот период создаются предпосылки для возникновения нового государства обще индийского масштаба. Ядром новой империи стала наиболее развитая в экономическом и культурном отношении область Магадха, где с III в. правила династия Гуптов. Государство Гуптов быстро превращается в одну из крупнейших на Востоке империй, власть которой распространяется на большую часть полуострова Индостан. Расцвет империи Гуптов приходится на рубеж IV—V вв., когда территория государства достигает максимальных пределов, наблюдается подъем экономики и культуры.
Как и везде, в Индии к V в. широко распространяется практика пожалования земли частным лицам в виде вознаграждения за службу, причем такие дарения производились не только государством, что было и раньше, но и частными лицами. Повсюду активно идет процесс превращения основной массы свободных общинников
В изгнании кочевых племен из Индии Гуптам оказали поддержку усилившиеся местные правители, и вскоре империя начала быстро распадаться. В середине VI в. династия Гуптов прекращает свое существование. С этого времени Индия вновь представляет собой множество мелких государств и вступает в эпоху Средневековья.
Вопросы для самопроверки
1. В каких государствах Древнего Востока деспотическая форма правления получила наибольшее развитие?
2. Расскажите о развитии рабовладельческих отношений в древневосточных государствах.
3. В каком государстве были приняты первые из известных нам законов?
4. Почему, по-вашему мнению, время существования отдельных государств Древнего Востока было сравнительно недолгим?
5. Назовите характерные черты каждого этапа истории древневосточных государств, приведите конкретные примеры.