Древо сефирот что это такое простыми словами

Психологический клуб «Земиус»

Вы здесь

Дерево сефирот

Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть фото Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть картинку Древо сефирот что это такое простыми словами. Картинка про Древо сефирот что это такое простыми словами. Фото Древо сефирот что это такое простыми словами

Дерево сефирот часто относят к кабалистической модели мировосприятия. На самом деле дерево сефирот (или древо жизни) не принадлежит евреям и Кабале. Знание о нем мы можем найти практически в любом, более менее серьезном эзотерическом учении. В том числе и в учении древних славян, у которых оно называется «древом жизни». Просто в кабалистической модели, знание о этом древе сохранились в более полном объеме (я не утверждаю, что оно же более верное), так как это знание считается там ключевым. Кабалисты рассматривают дерево сефирот как разложение первичного света на составляющий его спектр. Первичный божественный свет, который входит в самую верхнюю сефиру Кетер (Корона), далее распадается на Сефиры и Арканы.

Понятно, что модель это крайне упрощённая. Это всё равно, что нарисовать устройство телевизора или компьютера в виде квадратиков соединенных стрелочками. Каждая сефира, хоть внешнее они и похожи, несет различные функции, которые принято назвать качествами. Сефира эта штука намного более сложная чем блок телевизора, каждая сефира это целый мир, подобный нашему миру (физическому миру в котором живет наше физическое тело). По кабалистической модели, нашему миру соответствует самая нижняя сефира, сефира Малькут.

Так как дерево сефирот является и моделью человека, есть некоторые попытки совместить дерево Сефирот и чакральную систему человеческих тел. Так например по модели предложенной Борисом Моносовым, уровню муладхара чакры соответствует сефира Малькут. То есть это положение когда точка сборки сознания находится на муладхара чакре. Сефира Есод соответствует манипура чакре, а сефиры Ход и Нецах вместе с 17 арканом, уже относится к уровню анахата чакры. А Тиферет это уже вишудха. И определенный смысл в этой модели есть, хотя здесь также остаются неопределённости. Например свадхистана чакра, полностью выпадает из этой модели.

Сознание это штука многомерная, поэтому есть все основания предположить, что мерность дерева Сефирот не ограничивается плоскостью. Хоть мы видим изображения дерева на плоскости, можно легко представить дерево в виде трёх мерной модели. Однако с построением трех мерной модели возникают сложности, связанные с инвариантностью таких построений. С позиции многомерности так же можно объяснить, тождественность дерева Сефирот и дерево Иггдрасиль. Возможно это одно и тоже но в разных мерностях.

Большинство учений рассматривает дерево Сефирот как путь для восхождения. Здесь явная аналогия с учением Кабалы о том, что это путь нисхождения первичного света. Следовательно, для того что бы вернуться обратно к свету, нам нужно пройти тем же путем только снизу вверх.

Потоки арканов, можно сопоставить с потоками энергий между двумя планетами. Хотя считается, что за планетарные потоки отвечает другое дерево, Дерево Иггдрасиль, а арканы дерева сефирот, это энергетические потоки, которые текут внутри планеты земля. Однако есть попытки совместить два этих дерева. То есть, кое кто считает, что эти два дерева это одно и тоже. И в этом с моей точки зрения, тоже есть смысл. Кстати дерево Иггдрасиль, так же называют «Древом жизни».

Такими путями восхождения являются арканы дерева сефирот. Каждый аркан, наделяет человеческое сознание определёнными качествами или даже сидхами присущими именно этому аркану. То есть когда человек получает (нарабатывает) это качество, считается что он «взял аркан». При углублении во взятие этого аркана человек приобретает сидху (сверх способность) присущую именно этому аркану. Считается, что описание арканов хранят карты Таро. Колода Таро, состоит из 78 карт, из которых выделяются 22 карты называемые «Старшие арканы». Именно эти «22 Старших Аркана Таро», и являются описанием арканов дерева сефирот. Описание это заключено в символическую форму, в этом описании отсутствуют буквы и слова. И считается что только медитация на карту, может открыть адепту пути скрытую истину которая хранится за этой картой. Здесь открывается второй смысл слова карта, который подразумевает не игральную карту а карту которая описывает путь до какой то конкретной точки. Проблема заключается в том, что нам не известен изначальный вид в котором эти карты были созданы. Сейчас существует огромное количество колод Таро. Которые, создавались как реальными мистиками прошлого так и откровенными бездарями (таких большинство). Существуют также и настройки на арканы, которые достались нам от эзотериков прошлых лет которые также как и мы изучали эту тему. Но все эти работы всё равно необходимо тщательно проверять.

Из некоторых источников можно почерпнуть информацию, насчет так называемых путей восхождения. Их выделят три. Первый это Путь Озириса, второй Путь Изиды, и третий Путь Гора. На рисунке арканы этих путей отмечены разноцветными точками. По своей сути это 3 способа группирования арканов. Можно предположить, что именно эта группировка арканов позволяет наработать человеку необходимые качества, которые нужны ему для восхождения (эволюции сознания). (адзiмор, веикнпс)

Задать свои вопросы или высказать своё мнение по статье Дерево Сефирот.

Источник

Древо сефирот что это такое простыми словами

Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть фото Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть картинку Древо сефирот что это такое простыми словами. Картинка про Древо сефирот что это такое простыми словами. Фото Древо сефирот что это такое простыми словами

Соотношение Сефир и карт Таро

Древо Сефирот состоит из 10 Сефир, каждая из которых представляет собой мощную энергию, аккумулятор чистого состояния – 10 первичных качеств состояния Бога, качеств Мира.

Сефиры имеют следующие первичные качества:

• Кетер – качество первичного творения;

• Есод – форма (когда процесс принимает форму);

• Малькут – царство, материальность.

Соединение двух качеств в Древе Сефирот представляет энергию Аркана. Энергии Арканов описаны в картах Таро и собраны в 78 состояний, отсюда и 78 карт в колоде.

Колода карт Таро условно разделена на 22 старших Аркана и 56 младших Арканов. Каждый Аркан дает определенное состояние. Переходы между Сефирами, дающие смесь двух Сефир, – это и есть старшие Арканы.

Когда человек включается в старший Аркан, он начинает думать и действовать по присущему этому Аркану алгоритму. События жизни идут по этому Аркану. Кроме того, каждый Аркан влияет и на физическое тело человека, начинающего отрабатывать те или иные энергии, события и ситуации в своей жизни.

Если брать уровни Древа Сефирота, каждый Аркан можно условно привязать к какому-либо мировосприятию. Самое низкочастотное из них соответствует эфирным планам до сефиры Есод. Есод – это переход с физического плана, восприятие мира форм.

На этом уровне человек начинает воспринимать мир духов: на физическом плане замечать паранормальные явления, ощущения – и чувствовать этот мир богаче.

Семнадцатый, девятый и четвертый – «разделяющие» Арканы, проработка каждого открывает новые возможности и способности.

На схеме Древа Сефирот (см. с. 11) до семнадцатого Аркана идет эфирный, или физический, план – то, что человек может ощущать.

Выше (до девятого Аркана) – нижний астрал – это мир духов: мертвых или духов Стихий. Это мир эмоций, образов, которые впоследствии через форму переходят на физический план.

Выше девятого Аркана – мир верхнего астрала. Это мир света, высокочастотная область, где находятся в основном учителя. Это верхний слой сознания планеты.

Выше четвертого Аркана находится ментальный план. Это чистая информация, там нет образов и форм, поэтому человек прорабатывать ментальный план не может – он начинает воспринимать эту информацию на более низких уровнях, переводить информацию в образы.

Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть фото Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть картинку Древо сефирот что это такое простыми словами. Картинка про Древо сефирот что это такое простыми словами. Фото Древо сефирот что это такое простыми словами

Три столба Древа Сефирот

Древо Сефирот разделено на три столба: правый столб Строгости, средний столб Власти, левый столб Милосердия. В левой стороне миры более подвижны, более многообразны – это Стихия Воздуха. В правой стороне Стихия Воды – миры более «жесткие» и стабильные. В правой стороне больше фиксация на прошлое, в левой – на будущее. Средний столб – Огонь и Земля – воспринимается как информация и энергия.

Сефиры – это базовые, первичные энергии. При настройке на определенную Сефиру человек получает свойственное ей качество, направление деятельности.

Кетер (Корона)
При работе с Кетер человек получает огромную энергию, великую силу. Входя в Сефиру, ощущается очень сильный толчок энергии действия. Прилив первичной энергии настраивает на творение – можно фактически с нуля создать какую-то ситуацию.

Хокма (Мудрость)
Хокма дает человеку мудрость, то есть понимание, как выбрать лучшее из того, что есть, и создать из этого что-то принципиально новое. Это состояние понимания и владения миром. Оно используется для развития творческих способностей, для интуитивного движения вперед и для осознания направленности своего пути, своего предназначения.

Мы настраиваемся на Хокму, когда начинаем просчитывать варианты; когда старое не устраивает и хочется найти что-то новое. Тело становится очень активным, подвижным, готовым к изменениям. Сознание способно выдать новый вариант разрешения какой-то ситуации, возможно, несколько экстравагантный, но зато эффективный. Результат будет всегда хорошим, но непредсказуемым.

Бина (Разум)
Бина – разум, информация, понимание. Эта Сефира учит устанавливать причинно-следственные связи, раскладывать информацию по полочкам, анализировать накопленный опыт. Поэтому восприятие мира в Сефире Бина усиливается и детализируется.

Мы включаемся в Сефиру, когда необходимо разобраться в каких-то делах, что-то изучить, проанализировать. Бина заставляет людей думать, знание помогает действовать, объяснять.

Хесед (Милость)
Хесед – милосердие, сочувствие. С помощью этой Сефиры человек учится понимать людей, следовательно, становится более гибким и приспособливаемым. Благодаря чему он легко может войти в любую группу, в любую ситуацию. С одной стороны, человек оказывается самодостаточным, ему комфортно и наедине с самим собой, с другой – он может установить гармоничные отношения с любым собеседником. Эта сефира тренирует восприимчивость, чувствительность к миру.

Настраиваясь на Сефиру, мы ощущаем связь с миром, гармоничные отношения с окружающими. Тело становится спокойным, внутреннее состояние – уравновешенным, но получает динамику. При настройке на других людей вы направляете их в будущее, даете им путеводный свет, в состоянии помочь уже просто своим присутствием.

Гебура (Строгость)
Гебура – строгость, жесткое состояние. В этой Сефире происходит, можно сказать, «чистка» сознания и организма, так как человек начинает осознавать нормы и законы, понимать, что правильно, а что – нет. После этого он может качественно строить свою жизнь по строгим законам, дающим серьезную защиту от всевозможных неприятностей.

Но желательно входить в это состояние только в крайних ситуациях, так как излишняя жесткость может отпугнуть окружающих. С помощью этой Сефиры можно разрывать нежелательные отношения. Зато при лечении она действует очень эффективно, так как все органы быстро возвращаются к нормальному состоянию, соответственно, естественному закону.

В настройке «Сефира» мы ощущаем сильное «выпрямляющее» воздействие и четко представляем себе свою правильную жизнь. При подготовке к работе необходимо сделать тело мощным, структурированным.

Источник

Древо сефирот что это такое простыми словами

Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть фото Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть картинку Древо сефирот что это такое простыми словами. Картинка про Древо сефирот что это такое простыми словами. Фото Древо сефирот что это такое простыми словами

Древо Сефирот – это очень древнее каббалистическое понятие. Еще каббалисты называют его «Древо мира». Структура рисуется по принципу дерева от корня до кроны. Считается, что в древе Сефирот находится десять сефир, но есть и одиннадцатая, о которой как правило умалчивается. Она называется Даат (бездна), но к ней мы вернемся позже.

Структура древа Сефирот

По своей структуре Древо Сефирот состоит из верхней триады, в которой находятся три сефиры, а от нее идет отражение вниз в виде двух других триад, в каждой из которой находится по три сефиры. Всего получается девять сефир, а десятая сефира не входит в так называемую божественную структуру.

Она некоторым образом характеризует мир материальный, в котором мы живем. При глубоком познании Древа Сефирот сложности могут возникнуть с самой верхней сефирой Кетер, что находится в высшей триаде. Считается, что человек не способен своим разумом понять эту сефиру.

Эта сефира объединяет в себе все, что есть. Это некая точка, где существует все одновременно и сходится все тоже одновременно. Считается, что личностей, которые приблизительно входили в резонанс с Кетер, очень мало. К ним относят Иисуса, Карла Юнга, Будду, по некоторым версия выделяют Леонардо да Винчи, Алистера Кроули и Лавкрафта.

Путь по древу Сефирот

Обычно путь по древу Сефирот начинается снизу, с самой нижней сефиры. Все сефиры на древе соединены между собой путями, этих путей двадвацать два и они соответствуют старшим арканам Таро. Эти арканы приняло соотносить с системой Таро Кроули. Поскольку система является каббалистической, то расчет производится справа налево.

Старшие арканы, которые соответствуют определенным путям, позволяют нам смоделировать тот путь к завершению нашей цели, который нам наиболее удобен и интересен. Ситуационно можно определить, в какой точке древа Сефирот мы находимся. Это можно сделать с помощью расклада на Таро.

Верхний мир включает в себя три сефиры, и называется миром эманаций. Это нечто плохо понимаемое с помощью обычного человеческого разума поскольку считается, что среднестатистический человек живет где-то на уровне нижних четырех сефир. В мир эманаций входят сефира Кетер (Корона), сефира Хокма (Мудрость) и сефира Бина (Разум). Это тот самый верхний божественный треугольник, который создает два отражения вниз.

Вторая триада – это мир творчества. В ее состав входят такие сефиры, как сефира Хесед (Милосердие), сефира Гебура (Строгость) и сефира Тиферет (Красота и гармония). Это первое отражение от верхнего треугольника. Второе отражение – это второй треугольник, он же мир образований. В него входят сефира Нецах (Победа), сефира Ход (Слава), сефира Йесод (Форма).

К миру реальностей относится нижняя сефира Малькут и она там одна. Малькут – это то, что позволяет нам получать результаты ото всего, что мы делаем, знаем или придумываем. У всех сефир есть определенный цвет и только сефира Малькут включает в себя четыре разных цвета. Если используются магические ритуалы с помощью древа Сефирот, то на точки с определенными сефирами на схеме ставятся свечи соответствующего цвета.

На точку Малькут на схеме ставятся либо четыре свечи, либо четырехцветную свечу, которую изготавливают специально под этот ритуал. В трех триадах есть иньская, яньская и центральная сефира, а малькут в своем мире одна.

Мир образований, как я писала выше, это нижняя часть древа Сефирот. Этот тот мир, где работает психология. Йесод в нем – это лунный мир противоположный земному. Это мир воображения, снов, информационного пространства и т.д. Это сефира магии.

Сефира Ход – это пространство мыслей и озарений. Здесь происходит зарождение смысла. Когда мы еще точно не понимаем, чего хотим, но появляется смутное желание. Сефира Нецах отвечает за чувства, эмоции. Это сфера взаимодействия личностей, чувств. То место, где чаще всего «застревают» люди.

Следующая триада. Сефира Тиферет – это сефира красоты и гармонии. Она является центром древа Сефирот. Это самосознание. Когда человек понимает свою идентичность. Здесь происходит рождение духа. В Тиферет мы понимаем, кто мы, зачем живем и для чего. Сефира Гебура – это сефира строгости. Это выход за пределы своих возможностей и встреча со стражей высшего порядка.

Гебуру каббалисты ассоциируют со встречей с огненной колесницей. Сефира Хесед — это щедрость, изобилие, милосердие. Когда мы прошли испытание в Гебуре, то это дает нам возможность войти в состояние Бога, в состояние преисполненности.

Перед мир эманаций расположена непроявленная сефира Даат (бездна). Она располагается на центральном столбе между Тиферет и Кетер. Это пустота, это ничто. Попав в эту сефиру человек осознает, что он и сам пустота и ничто. Это последнее испытание человеческой души перед встречей с Высшими силами.

Далее располагается верхняя триада, состоящая из сефиры Бина, которая управляет временем. Она позволяет открыть в человеческом разуме тайну времени. Когда душа достигает уровня Бины, то она может выбирать любое нужное ей время. Сефира Хокма – это непрерывное озарение.

Понимание всего, что можно понять. Бог одновременно все видящий и все осознающий. Сефира Кетер – это в свою очередь изменение мира, нечто глобальное. Оно не постижимо человеческим разумом по версии каббалистов. С ней можно войти только в резонанс.

Источник

Сефирот

Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть фото Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть картинку Древо сефирот что это такое простыми словами. Картинка про Древо сефирот что это такое простыми словами. Фото Древо сефирот что это такое простыми словами

В ходе исторического развития каббалы различные школы предлагали разные варианты расположения сефирот, в каждом из которых на первый план выходят те или иные духовные аспекты системы. Традиционное количество эманаций — десять, о чем утверждает еще «Сефер Йецира»: «Десять сефирот из пустоты, десять, а не девять, десять, а не одиннадцать». В некоторых схемах присутствует не десять, а одиннадцать сефирот, но две из них (Кетер и Даат) рассматриваются как бессознательное и сознательное проявления одного и того же принципа, и, таким образом, категорий все равно остается десять. В каббалистических текстах описывается функциональная структура сефирот как проводников божественной творческой силы, благодаря которым Творению открываются непостижимая сущность Бога.

Первая сефира обозначает Божественную Волю, которая превыше разума. Вторая сефира обозначает Божественный Разум, а последующие сефирот описывают сознательные Чувства Бога, первичные и вторичные. Третья сефира, Бина, считается «женской»; женское начало в каббале понимается как сосуд, который принимает в себя свет мужского начала, питает его, взращивает в себе и в результате порождает низшие сефирот. В последней сефире, Малкут, женское начало предстает как Шехина — Божественное Присутствие. Человеческая душа в каббале рассматривается как зеркало Бога (в соответствии с Быт. 1:27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»). В более широком смысле все творения понимаются как отражения своего первоисточника — системы сефирот. Таким образом, сефирот описывают не только процесс творения, но и духовную жизнь человека и составляют концептуальную парадигму для истолкования любого явления. По словам Маги́да из Межи́рича, ученика Баал-Шем-Това, ное открытие их учителя в том, что сфирот заключены в человеке. Эта взаимосвязь между человеческой душой и Богом дает одну из двух основных каббалистических метафор для описания Божества (второй метафорой служит образ света — (ивр. ‏אוֹר «Ор», или «Аур»)). Система сефирот соотносится со строением человеческого тела и лежит в основе еще одной системы — так называемых парцуфим («ликов» Божества (ивр. ‏פַּרצוּפיִם‏‎; ед.ч. ивр. ‏פַּרצוּף‏‎ [парцуф]). За каждой сефирой скрыта определенная движущая сила, понять которую проще всего через соотнесение с определенным психологическим состоянием в сфере человеческого духовного опыта.

В философии хасидизма, стремившейся интегрировать мистический опыт в повседневное состояние близости к Богу (ивр. ‏דְּבֵקוּת двекут), подробно исследуются эти психологические соответствия сефирот и роли, которые они исполняют в деле человеческого служения Богу в земном мире.

Содержание

Десять сефирот

Слово «сефирот» буквально означает «число/исчисление», но в ранних каббалистических текстах предлагались и другие варианты этимологии: корень этого слова связывался со словами «сефер» (ивр. ‏סֶפֶר «книга, текст»), сиппур (ивр. סִיפּוּר «рассказ»), саппир (ивр. ‏סַפִּיר «сапфир, сияние, небесное светило»), сепар (ивр. ספר «граница») и «сафра» (ивр. סופר «писец»). Таким образом, в каббале термин «сефира» несет в себе сложные коннотации.

Сефирот считаются откровениями Воли Творца (ивр. רצון рацон). Это не десять различных «божеств», а десять способов, которыми единый Бог открывает свою Волю в собственных эманациях. В каббалистическом учении Моисея Кордоверо первой сефирой названа Кетер (сефира Божьей Воли). Она превыше сознания и служит посредником между Богом и другими сефирот, входящими в сферу сознания. Внутри самой Кетер выделяются различные уровни, отражающие внутреннюю (сокровенную) и внешнюю Волю Бога. Самые глубинные и потаенные уровни Кетер, в некоторых контекстах именуемые «непостижимой головой» или «непостижимым началом», непосредственно связаны с Айн Соф — божественной сущностью. В последовательности эманаций Бог остается неизменным: меняется лишь способность воспринимать Бога. Во избежание еретических предположений о множественности богов в каббале постоянно подчеркивается это различие между понятиями «маор» (ивр. מאור божественная сущность, букв. «светило») и «ор»/«аур» (ивр. אור «свет»). В XII веке некоторые раввины критиковали каббалистов, приписывая им попытки подорвать концепцию монотеизма. Однако множественность эманаций релевантна лишь с точки зрения тварного мира, а беспредельная божественная сущность остается единой во всем их многообразии.

Перечни сефирот

Десять сефирот — это пошаговый процесс проявления божественного замысла в творении. Полные их перечни присутствуют уже в книге «Сефер Зогар» и других средневековых каббалистических текстах. Считается, что этимология названия каждой сефиры указывает на различные нюансы ее значения. Эта прямая связь между объектами тварного мира (как духовными, так и физическими) и их названиями на иврите естественно вписывается в каббалистическое учение о том, что творящей силой выступает метафорическая речь Бога (как в первой главе Книги Бытия). Первую попытку рационального и систематического изложения каббалистических теорий предпринял Моисей Кордоверо (XVI век), который перечисляет все десять сефирот, от высшей до низшей:

5. Гебура («Суровость»)

(Орудие деятельного проявления)

В более поздней, но относящейся к тому же XVI столетию трансцендентной каббалистической схеме Исаака Лурии список сефирот несколько отличается от вышеприведенного: Кетер в нем отсутствует, зато присутствует Даат, которая понимается как осознанное проявление бессознательной Кетер. В этих расхождениях отразились средневековые споры о том, следует ли отождествлять Кетер с Эйн Соф Ор («беспредельным светом») или же она представляет собой первую проявленную сефиру. Исаак Лурия рассматривает Кетер как источник внутреннего света сефирот, но в перечень сефирот как сотворенных атрибутов (сосудов) не включает, считая ее слишком возвышенной.

5. Гебура («Суровость»)

(Орудие деятельного проявления)

Описания

Кетер (ивр. כתר) — «Венец»: божественная воля к творению; беспредельный свет Творца. Еврейское божественное имя «Эхейе Ашер Эхейе» («Я есмь то, что Я есмь» אהיה אשר אהיה).

Хокма (ивр. חכמה) — «Мудрость»: первая вспышка замысла, еще не подверженная никаким ограничениям; свет как мужское начало; божественная реальность; первое откровение; творение, возникающее из пустоты.

Бина (ивр. בחנה) — «Понимание»: сосуд понимания, который вмещает в себя беспредельный свет Хокмы и наделяет его осознанием ширины и глубины; женское начало, порождающее чувства; разум; понимание, порождающее тешуву (искреннее раскаяние) и возврат к Богу.

Даат (ивр. דעת) — «Знание»: центральное состояние единства десяти сефирот, именуемое также Древом Жизни.

Хесед (ивр. חסד) — «Милость»: благодать безграничной щедрости; Божья любовь; вдохновение.

Гебура (ивр. גבורה) — «Суровость»: сила; правосудие; намерение; сдержанность; страх Божий.

Тиферет (ивр. תפארת) — «Красота»: симметрия; сострадание как точка равновесия между Хесед и Гебурой.

Ход (ивр. הוד) — «Великолепие»: отступление; самоотдача; искренность.

Йесод (ивр. יסד) — «Основание»: преданность поставленной задаче; память; связное знание.

Малкут (ивр. מלכות) — «Царство»: женский сосуд, вынашивающий мужские энергии «эмоциональных» сефирот и претворяющий их в действие; превращается в Кетер — источник Воли — для последующего, более низкого уровня Творения; достижение цели; осуществление божественного замысла.

Сефирот как числа

Алистер Кроули в статье Гематрия, дает представление о сефирот, как о числовых эманациях:

Теперь следует разъяснить подлинное значение терминов «сефира» и «сефирот». Первый из них — единственное число, второй — множественное число одного и того же слова. Смысл этого слова лучше всего передается выражением «числовая эманация». Существует десять сефирот. Это предельно абстрактные формы десяти чисел десятичной системы счисления, т.е. чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10. Подобно тому, как в высшей математике числа рассматриваются в их абстрактном смысле, так и в каббале для рассуждений о Божестве используются абстрактные формы чисел, то есть, собственно, сефирот.

. Перейдем теперь к рассмотрению первой сефиры, или Числа Один, пифагорейской Монады. В этом числе скрыты остальные девять. Оно неделимо и не поддается самоумножению: разделите единицу на саму себя — она останется единицей; умножьте единицу на саму себя — она по прежнему останется единицей и нисколько не изменится. Таким образом, число 1 — подобающий символ великого неизменного Отца всего сущего.

Далее, это число единства имеет двойственную природу и тем самым образует, так сказать, связь между небытием и бытием. Его неизменная единичность не позволяет считать его числом в полной мере; однако оно может участвовать в сложении, и поэтому мы вправе назвать его первым элементом числового ряда. Со своей стороны, ноль (0) не поддается даже сложению — точь-в-точь, как и небытие. Но если число 1 остается неизменным как при делении, так и при умножении на само себя, то как получить другую единицу для сложения с ним? Другими словами, откуда взять число 2? Для этого необходимо получить отражение единицы. Ноль не поддается определению, но единицу определить можно. А вследствие определения возникает эйдолон, двойник, отражение определяемого предмета. Так мы получаем диаду, состоящую из числа 1 и его отражения. При этом также возникает вибрация: число 1 колеблется от неизменности к определяемости и обратно. Таким образом, число 1 становится отцом всех чисел и подходящим символическим обозначением Отца всего сущего.

Первая сефира содержит девять остальных и порождает их в следующем порядке.

Число 2, или диада. Название второй сефиры — Хокма («Мудрость»). Это активная мужская сила, возникшая из Кетер посредством отражения, как я объяснил выше. Эта сефира — активный и проявленный Отец, с которым сочетается Мать и с которым связаны божественные имена Ях и IHVH (Тетраграмматон), а из ангельских чинов — Офаним («Колёса») (Иезек. 1). Вторую сефиру также именуют Аб («Отец»).

Третья сефира, или триада, — это пассивная женская сила, именуемая Бина («Понимание») и уравненная с Хокмой. Ибо Хокма (число 2) подобна двум прямым линиям, не способным замкнуть пространство; поэтому она остается бессильной до тех пор, пока не появится число 3, образующее треугольник. Таким образом, третья сефира завершает и проявляет божественную Троицу. Ее также называют Ама («Мать»), и Айма (великая плодородная Мать, навеки соединенная с Аб («Отцом») для поддержания порядка во вселенной. Поэтому она — наиболее проявленная форма, в которой мы можем познать Отца, и как таковая достойна всяческого почитания. Это божественная Мать, уравненная с Хокмой; это великая женская форма Бога — Элохим, по чьему образу мужчина и женщина сотворены, согласно учению каббалы, равными пред Богом. Иногда третью сефиру называют также Великим Морем. Ей соответствуют божественные имена Элохим и Тетраграмматон Элохим; ее ангельский чин — Аралим («Престолы»). Она — горняя Мать, в отличие от Малкут — дольней Матери, Невесты и Царицы.

Число 4. От союза второй и третьей сефирот рождается Хесед («Милосердие», или «Любовь»), именуемая также Гедула («Величие», или «Слава»). Это мужская сила, представленная божественным именем Эль («Могучий»), и ангельским именем Хашмалим («Сверкающие Огни») (Иезек. 1:4).

Число 5. Из предшествующей сефиры исходит женская пассивная сила Гебура («Сила», или «Суровость»); другое ее имя — Дин («Правосудие», «Суд»). Она представлена божественными именами Элохим Гибор и Эла; ее ангельское имя Серафим (Ис. 6:6). Эта сефира также именуется Пахад («Страх»).

Число 6. От двух предшествующих сефирот исходит объединяющая сефира Тиферет («Красота», или «Кротость»), представленная божественным именем Элоа ве-Даат и ангельскими именами Шинаним (Пс. 67:18) или Мелаким («Цари»). Так из союза справедливости и милосердия рождается красота или мягкость, завершающая вторую троицу сефирот. Эту сефиру (иначе, «путь» или исчисление, как иногда называются эманации) вместе с четвертой, пятой, седьмой, восьмой и девятой сефирот именуют в совокупности Зоир Анпин («Малый Лик»), или Микропрозоп, — в противоположность Макропрозопу, или Великому Лику, каковой есть одно из имен первой сефиры, Кетер. Шесть сефирот, из которых состоит Зоир Анпин, называются шестью Его членами. Другое Его имя — Мелек («Царь»).

Число 7. Седьмая сефира, Нецах («Стойкость» или «Победа»), соответствует божественному имени Яхве Цебаот («Господь Воинств»), и ангельским именам Элохим («Боги»), и Таршишим («Блистающие») (Дан. 10:6).

Число 8. Далее следует женская пассивная сила Ход («Великолепие»), соответствующая божественному имени Элохим Цебаот («Боги Воинств»), и ангельскому чину Бени Элохим («Сыны Богов») (Быт. 6:4).

Число 9. Две предшествующие сефирот порождают Йесод («Основание», или «Подножие»), представленное божественными именами Эль Хаи («Могучий Живой») и Шаддаи, и ангельским именем Ашим («Пламена») (Пс. 103:4). На этом завершается третья троица сефирот.

Число 10. Из девятой сефиры исходит десятая, последняя, завершающая десятерицу чисел. Ее называют Малкут («Царство»), а также «Царица», «Матрона», «Дольняя Мать», «Невеста Микропрозопа» и Шехина. Ей соответствуют божественное имя Адонаи и ангельский чин Керубим.

Понимание сефирот в современной герметической каббале

Одновременно Древо Жизни схематически изображает процесс возникновения вселенной, где каждая сефира является определенной фазой эволюции. Числа в системе каббалы играют очень важную роль. Все стадии формирования вселенной на Древе Жизни пронумерованы от 1 (Кетер) до 10 (Малкут). Считается, что каждое из этих чисел выражает характер соответствующей сефиры. Названия сефирот пришли из иудейской каббалы; они описывают божественное влияние, оказанное каждой из них на Творение.

Исток вселенной помещается над первой сефирой Древа Жизни — Кетер («Венцом»), хотя на схемах Древа её изображают не всегда. Это так называемый Айн Соф Аур, бесконечная пустота, из которой возникло первое «сущее» (представляемое и в каббале, и в естественных науках как энергия), породившее затем все многообразие явлений во вселенной.

Времени и пространства, с точки зрения каббалы, до начала мира не существовало: они появляются лишь позднее, на следующих трех ступенях формирования Древа. Первая ступень, Кетер, образовалась в результате сгущения Айн Соф Аур в некую сингулярность бесконечной энергии, или «беспредельного света». Это первозданная энергия, из которой сотворено все сущее, самая первая, наиболее приближенная к Богу и наиболее отдаленная от человека сефира. Поэтому ее наиболее сложно постичь с помощью разума. Кетер — это Божественная (Истинная) Воля, источник энергии, питающий все Древо Жизни. Дион Форчун в своей книге «Мистическая Каббала» напоминает:

Кетер содержит все остальные девять сефирот; а Хокма, вторая сефира, содержит потенции всех восьми сефирот, следующих за ней. Но в каждой сефире раскрывается только один аспект проявления, последующие остаются скрытыми, а предшествующие воспринимаются посредством отражения. Давайте теперь представим себе Кетер как фонтан, заполняющий жидкостью бассейн. При переливании через край бассейна жидкость собирается и выбрасывается следующим фонтаном, который в свою очередь заполняет другой бассейн и т.д.

Между Кетер и остальными сефирот Древа Жизни находится «Завеса Присутствия Всевышнего», или «Завеса пред Ликом Всевышнего». В нее вплетены прообразы всего сотворенного. Вся прошлая история и будущая судьба каждой души записаны в этой завесе. В апокрифической «Книге Небесных дворцов» говорится:

Занавес (דוגרפ) Вездесущего, который распростерт пред Святым, будь Он Благословен, (и) на котором начертаны все поколения мира и все их деяния, которые уже осуществлены и которые еще должны быть осуществлены, до последнего поколения.

Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть фото Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть картинку Древо сефирот что это такое простыми словами. Картинка про Древо сефирот что это такое простыми словами. Фото Древо сефирот что это такое простыми словами

Это не только мистическая ткань, образованная бестелесным эфиром, в которой фиксируется жизненный путь человека, но и обитель всех душ, вернувшихся к Богу. Как пишет мистик и маг Джон Боннер, «Сказать об этой завесе почти нечего, поскольку она доступна лишь тем, кто готовится обрести наивысший духовный опыт «Единения с Богом». Эта завеса защищает, с одной стороны, неочищенного человека от созерцания лика Всевышнего, а с другой — самого Всевышнего от присутствия несовершенных».

Еще одно соответствие Бины — идея страдания, потому что энергия Горней Матери порождает мир, по определению отрезанный от единения с Божеством. На уровнях ниже Бины вселенная переходит к формированию материалов, которые понадобятся ей для завершения своей эволюции, и к соединению этих материалов в новых сочетаниях. Этот процесс продолжается до тех пор, пока вселенная не уплотнится окончательно: на завершающей стадии, в Малкут, изначально чистая и ничем не ограниченная энергия преобразится в известный нам физический мир.

Таким образом, первые три сефирот, называемые «высшими» или «горними», образуют Высшую триаду и мыслятся как первозданная энергия вселенной. Для их определения существует каббалистический термин «Олам ха-Мевшекаль», что в приблизительном переводе означает «Мир разума», «Интеллектуальный мир».

Глава Герметического ордена Золотой Зари Макгрегор Мазерс формулирует это следующим образом:

… существует одна троица, охватывающая все сефирот, и что ее составляют Венец, Царь и Царица. (В определенном смысле она подобна христианской Троице Отца, Сына и Святого Духа, которые в своей наивысшей божественной природе представлены первыми тремя сефирот — Кетер, Хокмой и Биной.) Эта Троица сотворила мир, или, говоря каббалистическим языком, вселенная родилась от союза коронованных Царя и Царицы.

Важно отметить, что помимо трех Высших сефирот над Бездной существует еще одна, называемая Даат («Знание»). Условно ее можно определить как совокупность всего знания, которое только может постичь ум человека. Как правило, ее называют не сефирой, а «ложной сефирой», так как на традиционной схеме Древа Жизни ее нет. Она представляет собой плод объединенных влияний всех высших сефирот, и в этом отношении ее можно рассматривать как альтернативную точку фокусировки Высшей триады, на сей раз уже направляющей поток вниз по Древу. Эта дополнительная триада — в определенном смысле отражение Высшей, и для человеческого сознания она, пожалуй, более доступ-на. Именно через посредство Знания мы получаем доступ в мир горних сфер: эта незримая, мистическая сефира служит своего рода мостом. Если Кетер выступает посредником между проявленным Древом и Айн, то Даат можно рассматривать как посредника между столь непохожими друг на друга мирами выше и ниже Бездны. Следует, однако, помнить, что Даат — всего лишь венец Руаха (центра самосознания), не тождественный Кетер — Венцу всего Древа. Кроме того, Даат не входит в изначальную структуру Древа и не соединена путями ни с одной из сефирот, а потому отражения высших сфер, воспринимаемые через нее, оказываются в той или иной мере искаженными.

Следующие стадии развития вселенной отделены от этой Высшей триады так называемой Бездной: это две совершенно различные реальности. Высшие сефирот, которые можно соотнести с сокрытым Богом, существуют на плане божественной энергии, шесть низших сефирот можно соотнести с шестью этапами формирования вселенной (и также — с шестью днями творения мира, описанного в Библии), а последнюю сефиру Малкут — с нашей вселенной в ее физическом, материальном проявлении. Эти семь формообразующих сефирот соответствуют Богу, явленному в своем творении.

Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть фото Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть картинку Древо сефирот что это такое простыми словами. Картинка про Древо сефирот что это такое простыми словами. Фото Древо сефирот что это такое простыми словами

Бездна разделяет Божественное творение и Бога, человека и Божественное начало в нем, то, что поддается осмыслению и пониманию, и то, что ни осмыслить, ни понять мы не в состоянии. Некоторые каббалисты отождествляют Бездну со стеной, отделившей Эдемский сад (символически представленный Высшей триадой) от остального творения, — стеной, на страже которой стоят херувимы с «пламенным мечом обращающимся» и охраняют «путь к древу жизни» (Быт. 3:24).

Под Бездной находится вторая триада, которую образуют сефирот Хесед («Милосердие»), Гебура («Сила») и Тиферет («Красота»), она называется «Олам ха-Моргаш» — «Мир морали». Так же, как в Высшей триаде, две сефирот противоположны друг другу, а третья есть плод их союза. Хесед символизирует милосердного правителя, которому противостоит грозный и сильный завоеватель — Гебура. Оба они уравновешиваются в Тиферет, являющейся центром гармонии не только второй триады, но и всего Древа Жизни в целом, а потому соотносящейся с Солнцем. В свою очередь, с восходящим и заходящим Солнцем ассоциируются умирающие и воскресающие боги-искупители — Христос, Осирис, Дионис и другие. Это наша попытка познать и растолковать непознаваемого Бога, приписав Ему наилучшие, с нашей точки зрения, человеческие качества и освятить их Его духовным авторитетом.

Как указывает Дион Форчун,

В Первом Треугольнике мы находим представление сил созидания субстанции вселенной; во Втором — представление направляющих сил развивающейся жизни.

Правильным будет сказать, что все три завесы связаны между собой и отражают одна другую, олицетворяя препятствия и трудности человека по мере продвижения к непостижимому Богу.

Четыре нижних сефирот — Ход («Великолепие»), Нецах («Победа»), Йесод («Основание»), Малкут («Царство») — можно соотнести с четырьмя стихиями (огонь, вода, воздух, земля), из которых, согласно магическим воззрениям, состоит весь тварный мир. Три первые сефирот (Ход, Нецах, Йесод) образуют последнюю, третью триаду, называемую «Олам ха-Меветау» — «Материальный мир». Название не вполне точное: это не столько сам материальный мир (который обычно ассоциируется с последней сефирой Малкут), сколько его энергии и эмоции. Именно из этой триады развивается мир физической материи. Спустившийся сюда изначальный творческий импульс достигает здесь наивысшей степени «плотности» из всех, что возможны до физического проявления, и готовится к непосредственному воплощению в мире форм. Этим трем сефирот соответствуют три наиболее близкие к Земле планеты: Ход — Меркурий, Нецах — Венера, Йесод — Луна. Важно помнить, что богом Меркурия является бог магии Тот, а богиней Луны — богиня колдовства Геката. Неудивительно, что эзотерики называют мир третьей триады магическим и мистическим.

По словам Дион Форчун,

… существуют три пути сверхсознательного — религиозный мистицизм, который соотносится с Тиферет, естественный ми-стицизм опьянения дионисийского типа, относящийся к сфере Венеры сфиры Нецах, и интеллектуальный мистицизм оккультного типа, относящийся к Ход, сфере Тота — Владыки Магии.

Это мир астрального света, эмоций и интеллекта, развить который необходимо человеку, идущему по пути магического посвящения. Согласно некоторым авторам, за третьей триадой следует еще одна, последняя завеса. Ее называют «Завесой Непосвященных», или «Завесой Профанов». В иудейской традиции ее можно сопоставить с внешней завесой «масах», которая висела на входе в притворе Храма.

Она пересекает три низших пути Древа, отделяя Малкут от нижней триады. Иными словами, она образует границу между Йецирой и Асией — миром Формирования и миром Действия. Различия между двумя этими мирами, или состояниями, вполне очевидны: суть их содержится уже в самом названии данной завесы. «Непосвященные», или «профаны», — это те, кто погружен в земную жизнь. Из всего Божьего творения они воспринимают только «сферу стихий», Малкут. Астральный мир, пронизывающий материальный план, пока еще недоступен их восприятию.

Для человека, поднимающегося по посвятительному пути Древа Жизни, преодоление этой завесы означает, что он пробудился духовно и совершил важнейшее усилие для развития своих интеллектуальных сил.

Последняя, десятая сефира — Малкут — является единственной сефирой Древа Жизни, которая не входит ни в один треугольник, но существует отдельно. Она представляет собой Землю, на которой мы обитаем. Точнее было бы сказать, что это душа Земли, психический аспект материи. В качестве сотворенной формы она включает в себя четыре элемента (землю, воздух, воду и огонь), из которых состоит весь наш сотворенный мир.

Три триады Древа Жизни могут символизировать взаимоотношения человека и Бога:

Четыре нижние сефирот (Малкут, Йесод, Ход и Нецах) — это четыре элемента физического мира и сам человек.

Три центральные сефирот (Тиферет, Гебура, Хесед) — это постигаемый Бог или, говоря точнее, представление человека о Боге.

Три высшие сефирот (Бина, Хокма, Кетер) — это непостижимый Бог и это символ создания нашего мира.

Триады сефирот Древа жизни в контексте посвятительного пути в западной магической традиции

В контексте посвятительного пути человека, идущего к Богу, три триады Древа Жизни можно сопоставить с тремя важнейшими этапами посвящения:

Первый шаг или Видение Священного Ангела-Хранителя. Человек вступает в духовный мир и ощущает Божественное присутствие (Малкут, Йесод, Ход и Нецах); Познание и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем. Человек постигает свою Истинную Волю, которая есть Воля Бога (Тиферет, Гебура, Хесед); Пересечение Бездны, слияние с Богом. Человек «отказывается от своего личного «я» и становится Богом, сливаясь с Ним в единое целое (Даат, Бина, Хокма, Кетер).

Древо Жизни описывает не только проис-хождение физической вселенной из Непостижимого, но и место человека во вселенной. Поскольку человек наделен Разумом, сознание в каббале мыслится как порождение физического мира, посредством которого изначальная беспредельная энергия может приобретать опыт и выражать самое себя в качестве конечной сущности. Уплотнившись до состояния материи, энергия Творения пускается в об-ратный путь вверх по Древу — до тех пор, пока вновь не соединится со своей истинной природой. Каббалист стремится познать самого себя и вселенную в целом как проявления Божества и возвратиться к Истоку всего сущего, поднимаясь по ступеням сефирот. Следует помнить, что, исследуя тайны Древа Жизни, мы, по сути, исследуем и изучаем себя самих. Ведь структура Древа Жизни — это структура первочеловека Адама Кадмона.

Система Древа Жизни использовалась в некоторых магических орденах (например, в Герметическом ордене Золотой Зари, действовавшем в конце XIX — начале XX века в Великобритании, и в телемитском ордене A.’.A.’., созданном Алистером Кроули) в качестве посвятительной лестницы, где 10 сефирот соотносились с получаемыми степенями. Прохождение посвящения в этих орденах мыслилось как обратный путь проявленной сущности к вершине Древа — поэтапное восхождение от Малкут к Кетер. Посвященный поднимался от сефиры к сефире по соединяющим их путям и на каждой ступени устойчиво достигал соответствующего ей уровня сознания. При этом предполагалось, что, начав путь из земной сефиры Малкут, через прохождение трех нижних сефирот (Йесод, Ход, Нецах), соответствующих трем остальным стихиям, человек познает этот тварный мир и себя самого. Совершив все это и достигнув магического равновесия, он соединяется со своим Священным Ангелом-Хранителем в центральной сефире Тиферет, то есть осознает присутствие Бога в себе. А затем, перейдя Бездну, отделяющую семь нижних сефирот от трех высших, сливается с ними в божественном экстазе. Таким образом, этот путь посвящения можно трактовать как познание человеком своей собственной души, части которой, как уже говорилось ранее, также можно соотнести с сефирот Древа Жизни.

Взаимовключенность сефирот

Первой основой для гармоничного взаимодействия сефирот стало включение в каждую из них аналогичной подсистемы из десяти сефирот. Так, например, Хесед заключает в себе внутреннюю Хесед, внутреннюю Гебуру (символ которой — суровость ради любви, как в случае, когда отец наказывает ребенка) и так далее. В каждую из семи эмоциональных сефирот вложено по семь внутренних эмоциональных сефирот, что в общей сложности дает 7х7=49 эмоциональных состояний. На этом основывается каббалистическая интерпретация мицвы (ивр. מצווה заповеди) об отсчете Омера — 49 дней духовной подготовки между праздниками Песах и Шавуот. Песах празднуют в память об исходе из Египта, а в еврейском мистицизме Египет (др.-евр. מצרים «Мицраим», что значит «ограничения») символизирует испытания, которые необходимо преодолеть на пути духовного развития. В каббале и хасидизме исход из Египта превращается в ежедневный «духовный исход», совершаемый на протяжении 49 дней подготовки к празднику Шавуот — празднику дарования Торы на горе Синай. Каббалисты советуют в каждый из дней Омера сосредоточиваться на определенном аспекте одной из сефирот. В ходе очистительного процесса тешувы (ивр. תשובה возвращения к Богу) человек исследует поочередно все свои духовные качества и тем самым готовится заново пережить дарование Торы.

Песах: первый день исхода из Египта

Хесед сефиры Хесед

Гебура сефиры Хесед

Тиферет сефиры Хесед

Йесод сефиры Хесед

Малкут сефиры Хесед

Праздник Шавуот: дарование Торы на горе Синай

Антропоморфизм в каббале

Для описания природы Бога и отношений между Богом и тварным миром в каббале используются антропоморфические аналогии. На них основываются, в частности, метафоры отношений между телом и душой, функций или способностей человеческой души, формы человеческого тела и взаимодействия мужского и женского начал как божественных сил. При этом каббалисты постоянно подчеркивают, что все подобные метафоры следует понимать символически, вне всяких телесных, дуалистических, плюралистических или пространно-временных коннотаций. Как сказано в Талмуде («Берахот», 31b), «Тора говорит на языке Человека»: для описания тех или иных явлений приходится прибегать к понятиям, знакомым человеку по опыту земной жизни. Но всякую аналогию такого рода следует очищать от буквальных толкований, последовательно приближаясь к ее истинному смыслу.

Описание дольнего, материального мира в целом и человека в частности как «образа и подобия» мира горнего встречается не только в каббале, но и в библейских книгах, мидрашах, Талмуде и философской литературе иудаизма. Например, в Книге Иова, 19:26 содержится классическая метафора «…и я во плоти моей узрю Бога», а в Талмуде проводятся следующие аналогии: «Как душа проницает все тело… видит, но сама невидима… питает все тело… чиста… пребывает в сокровенных пределах… единственна и неповторима в теле… не ест и не пьет… никто не знает, где ее место… так и Святой, да будет благословен Он». В каббале антропоморфные сравнения применяются особенно широко, и можно смело утверждать, что метафора Человека (наряду с метафорой Света) занимает в каббалистическом учении центральное место. Однако она не подлежит буквальному пониманию и используется лишь с ограничениями и оговорками: в частности, отмечается, что тело влияет на душу, тогда как мироздание не влияет на Бога. Кроме того, душа и тело происходят из разных источников, тогда как Бог вездесущ и извечен, а Творение порождено Богом и в сравнении с ним ничтожно.

Два способа расположения сефирот: круговой (иггулим) и вертикальный (йошер)

Для описания сефирот используется два способа их расположения: «круговой» и «вертикальный». Эти две конфигурации восходят к средневековым каббалистическим теориям и книге «Зогар». В более поздней лурианской каббале XVI века они стали рассматриваться как две последовательные стадии эволюции сефирот, относящиеся к начальному периоду Творения. В учении Исаака Лурии эта эволюция занимает центральное место в метафизическом процессе тиккун («исправления»).

Способности души и взаимосвязь мужского и женского начал

Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть фото Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть картинку Древо сефирот что это такое простыми словами. Картинка про Древо сефирот что это такое простыми словами. Фото Древо сефирот что это такое простыми словами

На схеме йошер — вертикальной схеме расположения сефирот — десять сефирот взаимодействуют между собой как парцуфим («лики» Бога). Каждая сефира воспринимает и проводит через себя влияние остальных. Эти горние взаимосвязи метафорически описываются как процессы, протекающие в человеческой душе, поскольку в тварном мире лишь Адам-Человек объемлет все силы мироздания, взаимодействующие в гармонии, тогда как и животные, и ангелы воплощают в себе лишь единичные инстинктивные устремления. Эта идея наряду с полным истолкованием сефирот как системы парцуфим вышла на первый план лишь в XVI веке, с развитием лурианской каббалы. Йошер, парцуфим и души израильтян в учении Лурии составляют вторичный мир «исправления» (тиккун), тогда как ангелы, животные и горние истоки всех прочих народов мира относятся к первичному миру «хаоса» (тоху). Стих 1:27 Книги Бытия («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их») в лурианской каббале соотносится не с первичным, а со вторичным миром тиккун. Божественные силы на схеме йошер описываются через способности человеческой души; при этом Бина-Понимание и Малкут-Царство-Шехина (Божественное Присутствие) олицетворяют женское божественное начало — принцип восприятия, питания и вынашивания.

В средневековой каббале считалось, что человек должен достичь йихуд — горнего соединения мужского и женского божественных начал. Йихуд позволяет Шехине, отделенной от Бога и сокрытой в физическом мире, воссоединиться со своим источником — «Святым, да будет благословен Он», то есть с трансцендентным горним Божеством. Причина этой отделенности Шехины и остановки «потока» (шефа) божественной энергии, изливающейся в земной мира, — грехи людей. И, напротив, праведность человека открывает путь к воссоединению и откровению Божества. Таким образом, Человек заключает в себе весь духовный космос и служит опорой Небес. В XVI веке перед исполнением мицвот (заповедей иудаизма) каббалисты из Сафеда возносили молитву, в которой Тиферет-Красота (центральная сефира Зеир Анпин — группы сефирот, олицетворяющих мужские чувства) соединялась с Малкут-Царством (Шехиной, женским началом): «Ради союза Святого, да будет благословен Он, с Шехиной Его; ради союза имени Йод и Хе с Вав и Хе, во имя всего Израиля». Эти четыре буквы Тетраграмматона, важнейшего из имен Бога, заключают в себе все горние сефирот.

Строение тела

Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть фото Древо сефирот что это такое простыми словами. Смотреть картинку Древо сефирот что это такое простыми словами. Картинка про Древо сефирот что это такое простыми словами. Фото Древо сефирот что это такое простыми словами

Помимо способностей души, с горними божественными силами соотносились также различные физические органы: на схеме йошер взаимосвязи сефирот представали как подобия связей между частями человеческого тела. В этом контексте вертикальное расположение человеческого тела противопоставлялось горизонтальному, присущему животным. Соответствия между сефирот и органами тела таковы:

Дни отсчета ОмераПодразделения сефирот

Даат элион («высшее знание»)

Правое полушарие мозга

Левое полушарие мозга

Центральная доля полушарий мозга

Даат тахтон («низшее знание»)

и все десять пальцев на руках

и все десять пальцев на руках

Передняя сторона: пнимиут («внутреннее»)

Задняя сторона: хицониут («внешнее»)

и все десять пальцев на ногах

и все десять пальцев на ногах

Мужское и женское начала-парцуфим

Швира («разбиение [сосудов]») и тиккун («исправление») в лурианской каббале

В XVI веке Исаак Лурия переработал и по-новому истолковал всю каббалистическую систему. В результате возникла, фактически, новая версия кабалы, во многом отличающаяся от средневековой (которая основывалась на непосредственных толкованиях книги «Зогар», позднее сведенных в рациональную систему Моисеем Кордоверо). Сам Лурия представлял свое новое учение как новое откровение — откровение истинного смысла «Зогара». Со временем лурианская каббала вытеснила средневековую, и книгу «Зогар» стали толковать в свете этой новой системы. Впрочем, ее последователи не считали схему Кордоверо ошибочной и стремились достичь некоего синтеза двух систем: обе они понимались как истинные, хотя и описывающие различные аспекты («миры») божественного процесса творения.

В средневековой каббале нисхождение божественной жизненной силы трактовалось как линейная иерархическая последовательность, в которой сефирот возникали из Айн Соф и формировали различные уровни Творения. В лурианской каббале эта концепция дополняется учением об «изгнании» и искупительном влиянии божественного потока: высшие силы нисходят в низшие состояния, подобно душам, нисходящим в физические тела. Первое эманирование божественного света влечет за собой духовную «катастрофу» — швират ха-келим («разбиение сосудов») — и изгнание «искр» божественности в сотворенные миры. Разрабатывая эту теорию, Лурия воспользовался учением Кордоверо о божественных «светах» (орот), заключенных в десять духовных «сосудов» (келим). В лурианской каббале первые сосуды-сефирот разбиваются, не выдержав мощи божественного света. Эта слабость, или незрелость, сосудов объясняется тем, что они действуют независимо друг от друга. Лурия соотнес такое состояние сефирот со схемой иггулим (независимых «кругов»).

Из обломков первотворения — мира «хаоса» (тоху) — созидается вторичный мир «исправления» (тиккун). Светы в нем горят не так ярко, а сосуды оказываются более прочными. Горние светы тоху вернулись в Айн Соф, а осколки сосудов-сефирот пали в сотворенные миры. Но в этих осколках остались искры изначального света, пребывающие ныне в изгнании, и мессианская задача заключается в том, чтобы «искупить» и спасти все святые искры тоху. Новые сосуды-сефирот, действующие в мире тиккун, не только крепки, но и взаимосвязаны между собой и действуют совместно, в гармонии друг с другом. Это преобразованное состояние сефирот Лурия соотнес со схемой йошер (гармонизированной «вертикальной» структурой) и со многими положениями из книги «Зогар», касающимися парцуфим (божественных «ликов», то есть особых проявлений Божества). Таким образом, классическое понятие парцуфим было истолковано как вторичная, усовершенствованная модель расположения сефирот.

Стихи 1:1—3 из Книги Бытия Исаак Лурия истолковал как описание перехода от тоху к тиккун. «В начале сотворил Бог небо и землю»: изначальный источник, содержащий в себе все потенциальные возможности Творения. «Земля же была безвидна (тоху) и пуста (боху), и тьма над бездною…»: все сефирот действуют независимо друг от друга, что влечет за собой разбиение сосудов (швират ха-келим). «И сказал Бог: да будет свет»: способность гармонизированных сефирот тиккун к откровению Божества и к утверждению устойчивого Творения.

Парцуфим: новая система организации сефирот

Четыре мира, составляющие нашу вселенную, в совокупности называются миром тиккун («исправления»). В мире тиккун сефирот распределяются по-новому — таким образом, что между ними возникают связи. Отличительные черты мира тиккун — уменьшенная сила «светов» и более крепкие «сосуды».

В лурианской каббале десять сефирот преображаются в парцуфим («лики»). Понятие парцуфим было известно и широко обсуждалось еще в средневековой каббале, основанной на книге «Зогар». Шимон бар Йохай в зогарических трактатах разъясняет функции парцуфим, рассматривая их как независимые духовные проявления Бога. «Святой Ветхий днями» и «Длинный Лик» — это не просто эпитеты божества, а отдельные его духовные манифестации, каждая из которых относится к определенному уровню проявления и обладает особыми свойствами. Но в лурианской каббале парцуфим рассматриваются как итоговая форма эволюции сефирот. Если на первом этапе, в начале творения, каждая сефира просто включала в себя десять вложенных сефирот как латентных, потенциальных сил, то на стадии парцуфим сефирот полностью раскрывают свои потенциальные способности и устанавливают связи друг с другом. Название каждого «лика» указывает на то, что сефира, из которой он развился, превратилась в систему из десяти полнофункциональных сефирот, организованных по схеме йошер — вертикальной схеме, подобной строению человека. Благодаря этой реорганизации духовные силы сефирот обретают самодостаточность и, в то же время, получают возможность гармонично взаимодействовать друг с другом. Каждый парцуф независим и, в то же время, связан с другими парцуфим. Так, например, утверждается, что «Длинный Лик» нисходит и облекается низшими парцуфим, как покровами. Сефирот приходят в гармонию, благодаря чему вступает в действие лурианская схема тиккун («исправления»). В следующей таблице приведены еврейские названия парцуфим и их переводы:

СефираЧасть тела

Венец сверхсознания: Кетер

Внутренняя Кетер: Отик Йомин («Ветхий днями»)

Внешняя Кетер: Арик Анпин («Длинный Лик», Макропрозоп)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сефирот (изначальные сефирот на первом этапе Творения)Парцуфим («лики», развитые формы сефирот)