Drm что это такое
Насколько опасна DRM-защита, или Видео-вирус часть 2
Вспоминания
После того, как я прочитал пост о том, как TipTop не смог посмотреть кино, я сразу же вспомнил аналогичный случай. Как-то открыв обычный mp3 файл, вместо того, чтобы началось воспроизведение, к моему удивлению, открылась неизвестная веб-страница. Самое интересное, что страница была открыта в Internet Explorer’е (несмотря на то, что по умолчанию был установлен другой браузер), а ведь на той странице, автор файла мог бы добавить и какой-нибудь специальный эксплоит для IE.
В тот момент я не думал о странице с эксплоитом и вместо того, чтобы внимательно проанализировать файл и разобраться в чём проблема я просто его удалил. Единственное о чем я подумал, увидев необычное поведение системы это то, что кто-то довольно оригинально раскручивает свой сайт. Прошло уже несколько лет, но c тех пор такие случаи я не встречал. Прочитав статью о видео-вирусе я решил, что хотя бы на этот раз не упустить возможность узнать насколько безопасны являются одни из самых безобидных и распространенных файлов во всём мире.
Видео-Файл
И так как уважаемый TipTop, оставил комментарий, указав ссылку на файл, я не стал терять время даром и быстренько скачал торрент-файл. Но я был не один — одновременно со мной этот же видео-файл скачали ещё около 15 человек которые, подумал я, тоже хотят анализировать его. Но сейчас понял, что скорее всего у большинства из них были другие намерения и не знали они, что сегодня кина не будет ©.
После того, как скачивание завершилось, зная что другие плееры не могут воспроизвести этот файл, сразу открыл его в Windows Media Player’е, и первое, что я увидел, было сообщение: «Download media usage rights»:
После этого, появилось более убедительное сообщение, предлагающее скачать файл License-Installer который, между прочим, уже был проверен антивирусом и оказался на 100% чист:
Внимательно просмотрев сообщение, нажал на кнопку ‘Download Now’ и в ожидание какой-либо реакции со стороны антивируса, увидел многим знакомое окошко, предлагающее скачать файл с сервера license.compress.to:
И тут же возник первый вопрос, если на первом окошке указан сервер free-license.imgpop.com, тогда зачем этот замечательный файл, предлагает скачать лицензию с сервера license.compress.to? Чтобы выяснить в чём проблема, посетил оба сайта, в надежде найти там что-нибудь вкусненькое, но как и следовало ожидать, ничего там не обнаружил.
DRM защита
Стало намного интересней. Открыл страницу httр://free-license.imgpop.com/venuf.php?id=Movie_0001.wmv, которая перенаправляла (HTTP/1.1 302) на страницу: httр://free-license.imgpop.com/venuf/index.htm, а там увидел знакомую картинку, только чуть побольше, да ещё и в браузере:
Пока всё шло хорошо и желая немножко поэкспериментировать, решил изменить ссылку из видео-файла на своё. Но, увидев что после изменения строки даже WMP не может открыть файл и не зная что делать, спросил Google’а, не может ли он рассказать, что это за строка, WRMHEADER version=’2.0.0.0′, которую (помимо многих других) нашёл с помощью Hex-редактора?
Ответ был короткий и ясный как дневной свет — я имею дело с DRM-защитой видео-файлов. То есть, обнаружил как с помощью легальных и довольно убедительных методов, злоумышленники успешно и с уверенностью могут распространять вредоносные файлы, так как: во-первых, ни один антивирус не обнаружит, что видео-файл заражён, а во-вторых, большинство пользователей доверяют Microsoft и однозначно будут запускать такие файлы.
Более того, WMP не единственный плеер, который может открыть DRM защищенные файлы. Полный список плееров я не нашёл, но могу с уверенностью сказать что Nero ShowTime поддерживает DRM, только в отличие от WMP он реагирует более осторожно… только если подтвердить скачивание лицензии, веб-страница открывается в IE (несмотря на то, что он не является браузером по умолчанию).
Internet Explorer
Наверно, многие думают что «Опасности в этом нет! Никакие лицензии не буду скачивать! Да и вообще, причём тут Internet Explorer, WMP и видео-файлы?». Сначала я тоже так думал, ведь там есть кнопочка «Cancel», но как оказалось, опасность есть и не маленькая, а «Cancel» никого не спасет, если файл открылся в WMP. А Internet Explorer — это же браузер, программное обеспечение для просмотра веб-сайтов…
Я нашёл информацию о том что можно взломать DRM-защиту, но делать этого не стал. Во-первых, не знал удастся ли изменить ссылку, а во-вторых, выбрал более легкий путь. В файле hosts добавил строку:
127.0.0.1 free-license.imgpop.com
В корень локального сервера создал файл venuf.php и с помощью WMP открыл видео-ролик — через несколько секунд появилось следующее сообщение:
Дальше, с помощью alert(), решил попробовать, поддерживает ли он JavaScript — в результате получил пустую страницу. Подумал, что действительно не работает, но подключив свою интуицию, быстренько изменил функцию alert() на document.write(). Результат вызывал улыбку: на этот раз страница была не пуста, значит Windows Media Player поддерживает JavaScript.
Напоследок, решил проверить один эксплоит для MSIE, написан на JavaScript, вызывающий отказ в обслуживании браузера. Добавил эксплоит на страницу, открыл видео-файл и не успел я моргнуть, как Windows заявляет, что «Windows Media Player перестал работать»:
Как Вы поняли, пытаясь воспроизвести видео-файл, WMP принудительно отключился, а это значит, что он уязвим к эксплоиту предназначенному для MSIE. Я проверил только один эксплоит, но этого было достаточно, чтобы изменились мои представления о безопасности медиа-файлов.
Вместо постскриптума
Я почти был уверен, что всё будет также как и с Nero ShowTime, но любопытство заставило мена нажать на кнопку ‘Yes’… Вместо запуска IE, я увидел следующее:
Не сразу понял в чём проблема, думая, что всякое может случится, но спустя несколько секунд, вспомнил что в файле venuf.php остался код эксплоита для MSIE. Дальше, используя переменную $HTTP_USER_AGENT выяснил, что также как и WMP для своих целях Winamp использует MSIE 7 Internet Explorer:
Правда, в отличие от Windows Media Player, Winamp не предупреждает откуда будет скачан файл лицензии, но разрешает использовать правый клик и посмотреть исходный код страницы… а также для него срабатывают алерты:
Заключение
С первого взгляда, не всё так страшно как кажется, но хочу обратить Ваше внимание на то, что открывая такой файл, пользователь никак не сможет остановить запуск эксплоита, а антивирусная программа помочь не в состоянии, так как, если это новый эксплоит, то, скорее всего, он не ещё добавлен в базу антивируса.
Просто, не забывайте о том, что не у всех пользователей установлены другие аудио и видео проигрыватели. А ещё, я далеко не верю, что пользователь, который ждал 2 часа (в лучшем случае) чтобы скачать долгожданный файл, увидев что он не проигрывается, просто так удалит его, и никакое «не открывайте файлы в этом плеере!»— не поможет.
Защита
Теперь, при открытии файла, WMP будет спросить, если ‘Вы действительно хотите открыть веб-страницу, чтобы получить лицензию’:
Несмотря на то что, разработчики предупреждают об опасности и знают что ‘веб-страницы могут содержать элементы, которые могут представлять опасность для компьютера’ — они всё-таки по умолчанию отключили данную опцию. Странно, не правда ли?
UPD 2: (Большое спасибо хабраюзеру Dragonizer за замечание)
Не смотря на то, что User Agent определяется как MSIE 7.0, на самом деле это не так. Дело в том, что WMP открывает веб-страницы в режиме совместимости, а это значит что:
• В строке версии браузера веб-браузер обозначается как MSIE 7.0, а не MSIE 8.0;
• Условные комментарии и векторы версий распознают веб-браузер как IE 7, а не IE 8;
DRM и DRM-free и идея борьбы с DRM распространяется.
В заключительной части цикла статей “CD Projekt: Путь к независимости” мы рассказали вам историю становления сервиса цифровой дистрибуции Good Old Games (GOG.com) и о том, как поляки вершат DRM-free революцию. Так уже вышло, что сейчас все знают о Steam, но, в большинстве своем, игроки из RU-региона понятия не имеют о значении термина DRM-free. Мы еще раз убедились в этом после новостей о распродаже на GOG.com, нескольких опросов, которые провели в нашей группе, и комментариев к ним. Исходя из статистики, стало понятно, что наши читатели также мало знакомы с DRM-free. Сегодня мы постараемся рассказать вам немного об этой системе, с помощью которой польская компания CD Projekt проводит революцию в игровой индустрии.
Разумеется, были те, кто поддержал этот закон. Конечно же, нашлись и те, кто выступил против. Первые соглашались с тем, что система DRM-защиты позволит избежать незаконного копирования интеллектуальной собственности. Вторые отвечали тем, что пользы от DRM нет никакой, ведь всегда найдутся те, кто сломает защиту любых цифровых товаров, зачастую уже в день или даже раньше релиза. Кроме того, цифровые товары могли стать недоступными, если менялся алгоритм защиты или если сервис, к которому была привязана его DRM-защита, больше не поддерживался…
DRM и компьютерные игры
Существуют несколько технологий DRM-защиты в играх. Рассмотрим каждую из них отдельно.
Ограниченное число установок.
Иногда в играх можно встретить такую технологию защиты, при которой игра может быть установлена пользователем лишь определенное количество раз. В большинстве игр лимит установок равен 3 или 5, хотя бывают ситуации, когда после удаления игры счетчик доступных установок увеличивается.
Наверняка существуют геймеры, у которых дома есть три, пять или более компьютеров… И они имеют право проводить время в игре с каждого из них. Но мы рассмотрим более реальный пример: представьте, что вы решили перейти на новую операционную систему или попросту переустановить ее. Представьте, что вы захотели сделать апгрейд, обновить конфигурацию своего ПК. В таком случае вам придется установить игру заново, а счетчик допустимого количества установок уменьшится… Отметим, что каждая такая установка сопровождается аутентификацией на сайте издателя.
Постоянное онлайн-соединение.
Другой пример: постоянный коннект к серверам для доступа к логике игры… Этот способ использовали Blizzard c Diablo III и EA с SimCity. Как мы уже упоминали, этот подход не принес обеим компаниям ничего хорошего. В результате, первая отказывается от DRM, а вторая до сих пор разгребает проблемы и ищет возможность убрать DRM-защиту с игры, что, честно говоря, выглядит нереально, поскольку она с самого начала разрабатывалась с упором на это.
Не можем не вспомнить слова Гила Рамбурга, управляющего директора GOG.com:
– Кроме того, DRM иногда могут просто сломать игру. Сейчас существуют игры, которые требуют постоянного подключения к Интернет. Это не только неудобство для людей с плохим Интернет-соединением. Это сокращает продолжительность «жизни» игр.
Вмешательство в игру.
DRM-free
Главной мыслью, которую пытаются донести современной аудитории критики DRM-защиты, является то, что DRM отнюдь не борется с пиратством, а лишь помогает ему развиваться. С этим трудно не согласиться, ведь пираты получают большую свободу в использовании контента (вспомните уже приведенный пример, когда покупатели не могут создать резервную копию).
Споры вокруг нужности и ненужности DRM-защиты сейчас настолько горячи, что это привело даже к созданию “Движения против DRM”. Мы не будем подробно останавливаться на этом, поскольку DRM вредит (сами мы стоим на стороне тех, кто считает, что DRM-защита именно вредит) не только играм, но и многим другим областям: фильмам, музыке, электронным книгам, программам…
Мы же упомянем тех, кто несет DRM-free философию в области игровой индустрии:
• GOG.com;
• Humble Bundle.
Еще раз напомним, что про становление и развитие сервиса Good Old Games вы можете прочитать в нашей статье из цикла “CD Projekt: Путь к независимости”.
О Humble Bundle мы тоже неоднократно писали. Например, в недавней новости “Миллион на благотворительность”.
Так что же такое DRM-free? Чем отсутствие DRM помогает играм? Почему делает лучше?
• DRM-free не ограничивает и не нарушает ваши права, не запрещает делать вам резервные копии приобретенной вами продукции (игр).
• DRM-free продукцию вы можете устанавливать на любом количестве ваших ПК.
• Вы можете смело обновлять операционную систему.
• Вы можете смело менять конфигурацию своего компьютера.
• При переустановке игры не нужно заходить на сайт издателя и регистрировать игру по новой.
• Играм без DRM-защиты абсолютно все равно на то, где вы находитесь, и на качество вашего Интернет-соединения: вы можете быть в мегаполисе с “гигабиткой” или в деревне с Интернетом “на флешке”. Более того: подключение к Интернет не требуется вообще.
• При DRM-free не существует привязки ПО к региону: вы можете играть из любой точки земного шара.
• При покупке DRM-free игры вы получаете ее целиком и полностью, т.е. в самом разгаре сюжета не возникнет зависаний, поскольку игре нужно докачать контент.
• Вы сами выбираете когда захотите поиграть в игру, а не зависите от работоспособности серверов издателей.
• DRM-free не испортит вашу игру никаким другим способом.
Стало ли вам понятно, что такое DRM-free?
Идея борьбы с DRM распространяется
Смотря на то, с каким успехом компания CD Projekt RED продвигает среди игроков идею борьбы с DRM, к этому движению начинают присоединяться и другие. Так, недавно вице-президент по цифровой дистрибуции компании Ubisoft, Chris Early, заявил, что они так же поддерживают такую идею.
По его заявлению, нельзя наказывать игроков сложностями с защитой только ради тщетной попытки борьбы с пиратством. Как ни крути, любую защиту в игре можно взломать, имея достаточное количество времени и приложив немного усилий. Поэтому разработчики должны больше думать о качестве своего продукта, ведь именно по этому критерию игроки выбирают, что им приобрести. Чем выше качество, чем больше различных услуг и функций купленная копия может предоставить игроку по сравнению с пиратской версией, тем привлекательней для людей и успешней в продажах будет игра. Получение игроком как можно большего удовольствия и разнообразия игрового опыта при покупке игры – вот та самая философия, которой должны следовать компании, и которой будет следовать Ubisoft.
Да кто такой этот ваш DRM?!
До того, как усесться за эту статью, я подумывала о том, чтобы сменить её название на «DRM: на#уя, а главное зачем?!» Но потом я подумала ещё раз и поняла: на#уя разработчикам сдались всякие Denuvo и прочие причастные, и так знает каждый. Вопрос о пользе и вреде этой штуки всегда открыт, и одни выступают резко против, а другие, кидаясь на амбразуры, готовы защищать любые способы защиты контента от пиратов. И таких материалов, как чисто на поболтать и обсудить больное, так и на подойти к вопросу с профессиональной точки зрения, полно. Но мало кто говорит о том, как DRM вообще появилась, как она работает и что из себя представляет.
Так не доставайся ж ты никому
Естественно, причины, по которым DRM выдумали, и по которым она ещё не канула в Лету, крутятся вокруг авторского права. Проблема того, что кто-то у кого-то что-то упёр без спроса, была всегда, а с глобализацией и началом цифровой эпохи встала особенно остро. Логично, что и самые первые попытки защитить данные от копирования появились задолго до лончеров с онлайн-подтверждением лицензии вашей любимой игрушки и GOG, который призвал отказаться от DRM вовсе. Только чуть грубее.
Инициатива от GOG. Зато честно
Первые предки того, что сейчас зовётся DRM (digital rights management — цифрового управления правами или управления цифровыми правами) появились в начале 20-го века. Тогда были очень популярны механические пианино, которые играли мелодии при помощи перфолент. В Америке производители инструмента не относились с должным уважением к авторам и правообладателям музыки, записанной на перфолентах, и в конце концов всё это вылилось в скандал и требования о том, чтобы полностью запретить выпуск этого инструмента. В итоге механические пианино выпускать не перестали, но производители теперь должны были выплачивать копеечку за каждую перфоленту.
Потом дела вроде как улеглись, пока на сцену не вышли видео- и аудиомагнитофоны. Возможность записи на них приводила к тому, что особо ушлые нехорошие люди создавали и распространяли по сути пиратские копии транслируемых по телевидению фильмов и телепередач. А функция эта вообще-то была рассчитана только на то, чтобы пользователь мог посмотреть свое любимое шоу в удобное для него время. У развернувшейся тогда заварушки и претензиям Universal к Sony, а также попыткам запретить выпускать магнитофоны с возможностью записи, даже есть своё название — дело Betamax. В итоге никто никому ничего не запретил, про магнитофоны решили, что пусть будут, а про дело и вовсе позабыли.
Механическое пианино для тех, кто не знал
И видеомагнитофон для тех, кто не застал
Первым по-настоящему DRM в том виде, о котором вы знаете сейчас, можно назвать систему защиты от Macrovision, использовавшуюся на видеокассетах. Она наводила шороху в импульсах, которые участвовали в записи кассеты, но никак не влияли на качество её воспроизведения. По итогу копия не удавалась. Хитро, но проблема состояла в том, что устройства, которые помогали обойти эту защиту, было не так уж сложно раздобыть, несмотря на то, что вместе с самой DRM компания запатентовала и их.
Взломанная игра про взломы — это даже иронично
Когда же интернет повсеместно вошёл в жизнь людей, и хитрые пираты и прочие недобросовестные негодяи поняли, что при повторной перезаписи с аналоговых носителей качество теряется, а при копировании файла в интернете нет, для борцов за авторские права настали тёмные времена. Нелегально распространяемый контент хлынул изо всех щелей, и там, где достать то или иное произведение не получалось тупым «Сохранить как. », помогала аналоговая брешь. Этим термином называют непреодолимую уязвимость данных с аналоговым выводом перед копированием. Если книжка напечатана на бумаге — её можно отсканировать, если музыка играет, то есть возможность записать её на микрофон.
Эту проблему невозможно преодолеть и сейчас, когда DRM во всевозможных видах проникла во все сферы, и правообладатели осознанно добавляют её, например, в свои игры, полностью осознавая, что не все будут этому рады.
А это точно работает?
Историческая справка окончена, переходим к технической. Неужели оно того стоит? На вопрос в подзаголовке отвечу: это не точно.
Для разного контента всё работает по-разному, и большинство систем используют криптостойкие алгоритмы защиты. Только их проблема в том, что они по умолчанию предполагают, что у конечного пользователя будет ключ, с помощью которого он получит доступ к контенту. А наличие и того, что защищают, и ключа приводит все потуги как-то защитить файлы к провалу автоматически. Поэтому, если немного утрировать, вся задача DRM на данный момент — как можно изощреннее прятать от вас ключи шифрования на вашем компьютере.
А взламывать беззащитные игры вообще должно быть позорно!
Создатели Denuvo во избежание ненужных казусов говорят о своей технологии без подробностей. В 2014 году они твердили, что Denuvo Anti-Tamper «непрерывно шифрует и расшифровывает себя так, что невозможно взломать». 3DM же, группа… назовём их энтузиастами незаконного распространения контента, говорила, что Denuvo включает в себя 64-битную шифровальную машину, которая требует криптографические ключи, уникальные для конкретного оборудования каждой установленной системы.
С играми в последнее время другая мода: в автономном режиме у вас, скорее всего, запустится только та игра, которую уже одобрил сервис авторизации лаунчера. Или ещё круче: игра будет требовать постоянного подключения к интернету. Есть и варианты, в которых количество установок одной копии игры ограничено.
Выглядывает лазейки, знаю я его
А вообще, конкретно над Denuvo — на данный момент единственной крупной DRM, использующейся в индустрии повсеместно, скорее принято смеяться. С октября 2017 года каждую игру с этой защитой взламывали за считанные часы, хотя ещё несколько лет назад даже хакеры признавали, что вот ещё чуть-чуть, и Denuvo будет не взломать. Прибавьте к этому то, что DRM вдобавок не умеют распознавать добросовестное копирование, и получится интересная и странная история, в которой неправы все, а по башке почему-то прилетает только издателям, пытающимся защитить свою интеллектуальную собственность.
Будет ли справедливость, большой вопрос. Да и нужна ли она здесь, вопрос не меньший. Ну ладно, вынудили. Хоть я в начале и распиналась, что статья не про это, но всё же мне интересно увидеть ваше мнение.
Полное руководство по DRM для начинающих
DRM означает управление цифровыми правами. Это общий термин для любой технологии, используемой для контроля доступа и ограничения использования проприетарного аппаратного и программного обеспечения и работ, защищенных авторским правом. Это может помешать владельцу продукта изменять, ремонтировать, улучшать, распространять и иным образом использовать продукт способом, не разрешенным правообладателем..
Во многих странах обход DRM является незаконным, равно как и создание и распространение инструментов, используемых для обхода DRM..
Почему DRM?
Владельцы авторских прав внедряют DRM и по менее скрупулезным причинам. DRM может помешать конкурентам улучшить продукт. Это может сделать продукты несовместимыми друг с другом, заставляя владельцев покупать только совместимые продукты, которые приносят пользу правообладателю. Это может заставить владельцев обновиться до новейшего продукта при изменении схемы DRM. DRM может помешать владельцам копировать, продавать, отдавать, ремонтировать или модифицировать свои продукты, что ведет к увеличению дохода.
Работает ли DRM?
DRM может помешать владельцам использовать свои продукты способами, не разрешенными правообладателем. Насколько это эффективно, зависит от конкретной технологии DRM.
Electronic Frontier Foundation, некоммерческая группа по цифровым правам и главный критик DRM, утверждает, что нет никаких доказательств того, что DRM предотвращает пиратство или защищает пользователей.
Аргумент против DRM
Когда потребитель покупает продукт, полное право собственности на этот продукт передается по закону от производителя или продавца к потребителю. DRM вмешивается в эту простую юридическую предпосылку, сохраняя определенные элементы собственности для первоначального правообладателя.
Многие группы по защите прав потребителей, в том числе Фонд Electronic Frontier, заняли решительную позицию против DRM. Они утверждают, что намерение DRM состоит не в том, чтобы защитить потребителей или интеллектуальную собственность, а в том, чтобы доставить неудобства владельцам, подавить инновации от потенциальных конкурентов, скрыть недостатки и помешать им по-настоящему владеть продуктом..
Анти-DRM это не пиратство
Сторонники DRM часто приравнивают анти-DRM к пропаганде. Это просто не соответствует действительности и является стигмой, совершаемой теми, кто лишает потребителей права на собственность..
Владелец авторских прав может использовать более эффективные средства борьбы с пиратством, чем DRM, о чем мы поговорим позже..
Примеры аппаратного DRM:
Смартфоны
Последний iPhone сделал заголовки для удаления стандартного аналогового разъема для наушников, заставляя пользователей слушать свою музыку и другие аудио через чисто цифровой сигнал через беспроводную связь Bluetooth, AirPlay или разъем Lightning. В этом нет ничего плохого, но это открывает дверь для злоупотребления DRM.
Нилай Патель (Nilay Patel) опубликовал в The Verge статью, объясняющую потенциал серьезных проблем:
«Ограничение вывода звука чисто цифровым соединением означает, что издатели музыки и потоковые компании могут начать настаивать на механизмах обеспечения соблюдения цифровых авторских прав […]. Вы можете поспорить, что музыкальная индустрия в любом случае начнет подавлять« несанкционированные »устройства воспроизведения и записи. »
Патель объясняет, что индустрия развлечений борется с «аналоговой лазейкой», и теперь она может лучше контролировать, как пользователи воспроизводят аудио.
DVD и Blu-Ray
Большинство фильмов DVD зашифрованы с помощью DRM, поэтому их нельзя копировать, копировать и создавать резервные копии..
Blu-Ray делает еще один шаг вперед благодаря еще нескольким слоям DRM, что делает невозможным воспроизведение дисков ни на чем, кроме проигрывателя Blu-Ray и телевизора HD, поддерживающего шифрование видео. Аналогично, для воспроизведения диска Blu-Ray на компьютере необходимы HDCP-совместимая видеокарта и монитор. Программное обеспечение, используемое для чтения дисков, не является бесплатным и не может быть воспроизведено никаким бесплатным программным обеспечением из-за DRM.
Фонд свободного программного обеспечения объявил бойкот всех HD-DVD и Blu-Ray дисков в 2006 году.
Принтеры
В сентябре 2016 года HP печально обновила микропрограмму для ряда своих принтеров, что сделало их несовместимыми с нестандартными картриджами для принтеров. Владельцы были вынуждены приобретать чернильные картриджи HP, которые стоят дороже, чем нестандартные варианты. Если бы использовался другой бренд, даже если он был ранее совместим, принтер уведомил владельца о том, что картридж «поврежден» и его необходимо заменить..
После огромного возмущения клиентов и петиции, отправленной Electronic Frontier Foundation, HP извинилась за DRM и выпустила дополнительное обновление прошивки для восстановления принтеров до нормального состояния..
телевизоры
Многие проданные сегодня умные телевизоры оснащены встроенной функцией записи. К сожалению, контент, который вы записываете на свой Smart TV, скорее всего, заблокирован на этом телевизоре с помощью DRM и не может быть воспроизведен на любом другом устройстве. Кроме того, DRM может ограничить количество времени, которое вам разрешено записывать. Производители смарт-телевизоров могут работать с правообладателями для включения DRM, ориентированного на конкретный контент, поэтому оно применимо только к определенным телешоу и фильмам..
бытовая техника
Даже домашняя и кухонная техника может использовать DRM. Keurig, компания по производству кофе, которая производит автомат для раздачи растворимого кофе с использованием одноразовых капсул, попыталась сделать это в 2014 году. Компания заметила, что клиенты начали использовать капсулы нестандартной марки и многоразового использования, чтобы сэкономить деньги. Чтобы заставить покупателя покупать только фирменные капсулы Keurig, машина Keurig 2.0 включала в себя функцию сканирования, которая блокировала бы блоки конкурентов, которые не содержали специальной маркировки..
DRM имела неприятные последствия, и продажи нового Keurig резко упали. Мало того, что сторонние капсулы не могли использоваться, но также были заблокированы старые версии фирменных капсул Keurig. Владельцы были предсказуемо возмущены.
Примеры программного обеспечения DRM
Цифровая музыка, видео и книги
iTunes, пожалуй, самый известный пример использования DRM для защиты цифровых медиа, включая музыку и видео. Он использует собственную схему DRM под названием FairPlay, которая встроена во все устройства Apple и медиаплееры. FairPlay гарантирует, что медиафайлы, приобретенные в App Store и iTunes, могут воспроизводиться только через продукты Apple. Это могут быть фильмы, музыка, телепередачи, электронные книги и приложения..
Программы
Если вы не сделаете джейлбрейк своего iPhone или iPad, что приведет к аннулированию гарантии, устройства iOS могут использовать только приложения, перечисленные в App Store. В отличие от Android, здесь нет настроек, позволяющих устанавливать приложения сторонних разработчиков..
Эта тактика не позволяет владельцам iPhone и iPad использовать приложения, которые Apple не одобряет. Эти приложения могут быть пиратскими, содержать явный контент, причинять вред устройству или использоваться для модификации устройства таким образом, который в противном случае не принесет пользы Apple. Например, невозможно подменить ваше местоположение GPS или изменить, какие порты и приложение можно использовать на iPhone, не взломав его.
Программное обеспечение и видеоигры
Помимо предотвращения несанкционированного копирования и распространения, DRM также может запретить пользователям изменять, улучшать или удалять функции из программного обеспечения. Заявленное намерение заключается в защите интеллектуальной собственности, но это также может препятствовать конкуренции.
Что не DRM
Потоковые сервисы
Контент бесплатных сервисов и услуг потоковой передачи по подписке, таких как Netflix и Spotify, не может считаться DRM-защищенным. То, что вы платите 10 долларов в месяц за подписку Netflix, не означает, что вы являетесь владельцем каждого фильма и телепередачи в библиотеке Netflix..
Так где линия? DRM специально мешает владению. Если у вас есть что-то, вы должны иметь возможность делать то, что вам нужно, исключая возможность делать неограниченное количество копий и распространять их среди незнакомцев. Потоковый контент не означает, что вы им владеете.
Потоковая передача является услугой, а службы не являются продуктами, поэтому ими нельзя владеть, и DRM в традиционном смысле не может применяться.
несовместимость
DRM мешает вам делать то, что было бы возможно без него. Если картридж принтера полностью совместим с принтером во всех аспектах, за исключением некоторых произвольных ограничений, предназначенных для блокировки третьих сторон, это DRM.
Однако DRM не влияет на базовую технологию. Если только одна компания производит совместимый картридж для принтера, и нет доступных сторонних вариантов, это не DRM.
безопасности
Это, пожалуй, наименее ясная линия того, что является и не является УРБ. Допустим, Apple должна была ограничить пользователей Macbook и iPhone зарядными кабелями марки Apple, потому что продукты сторонних производителей постоянно вспыхивали. Целью этого ограничения будет не защита авторских прав Apple, а наилучшие интересы ее клиентов..
Это всего лишь гипотетический пример, но в какой момент ограничение безопасности превращается в DRM? Это должно оцениваться для каждого продукта отдельно..
Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху 1998 года запрещает в Соединенных Штатах производить или распространять любые технологии, позволяющие владельцам обходить средства защиты DRM на своих продуктах. DMCA фактически делает обход DRM по любой причине преступлением.
Цель закона состояла в том, чтобы обуздать пиратство цифровых продуктов, но он использовался для того, чтобы заставить замолчать исследователей в области безопасности, которые находят недостатки в продуктах, и препятствовать конкурентам в реверс-инжиниринге продуктов, и ставит под угрозу добросовестное использование..
Несмотря на закон, DMCA был в значительной степени неэффективен в защите систем DRM и продуктов, которые они предположительно защищают от программных пиратов. Бесплатное программное обеспечение для обхода DRM изобилует онлайн. Как и в случае с законами DRM, плохие парни выходят на свободу, а хорошие парни наказываются.
Борьба с DRM
Несмотря на то, что взлом DRM является незаконным во многих странах, законы трудно применять и мало что делают, чтобы остановить нарушителей авторских прав..
Как вы можете бороться с DRM? Мы не можем рекомендовать вам использовать программное обеспечение для удаления DRM и заниматься пиратством, но есть и другие альтернативы как для создателей, так и для потребителей.
Потоковый
Что касается цифрового мультимедиа, потоковое содержимое отказывается от многих наиболее противоречивых аспектов DRM. Он может обеспечить лучшее качество обслуживания клиентов, не требует от клиента покупки продукта, и его относительно сложно пиратствовать, по крайней мере, в высоком качестве. Вам не нужно смотреть дальше, чем Netflix, чтобы увидеть, как потоковая модель выгодна как клиентам, так и правообладателям..
Легкая защита контента
Облегченная защита контента, или LCP, является заменой шифрования DRM, которое все еще находится в разработке. Разработчик GiantSteps, созданный специально для электронных книг, говорит, что он создаст стандартизированное шифрование для всех издателей, которые не будут привязывать клиентов к конкретной платформе. Теоретически это обеспечит покупку цифрового продукта, но позволит использовать его на разных платформах, таких как планшеты, смартфоны и электронные устройства для чтения, такие как Kindle и Nook..
LCP обещает быть менее навязчивым, обеспечивать лучший пользовательский опыт и быть проще в реализации, чем традиционные DRM. Однако то, как именно это реализовано, может все же противоречить принципам анти-DRM, установленным EFF и другими группами по защите прав потребителей..
Go DRM бесплатно
Компании, достаточно смелые, чтобы выпускать продукты без DRM, часто завоевывают уважение и повторяют бизнес своих клиентов. Выход без DRM показывает, что компания уверена в том, что у нее самый лучший продукт, и потребители готовы платить за него.
Компакт-диск Projekt Red, создатель популярной игровой серии Witcher, выпустил два последних выпуска серии без DRM. Компания отметила, что после выпуска Witcher 2: Assassin of Kings версия диска с DRM-защитой, распространяемая Atari, была пиратской больше, чем версия без DRM, продаваемая посредством онлайн-загрузки. Ведьмак 3: Дикая Охота побила рекорды продаж.
Клиенты могут поддерживать программное обеспечение без DRM, не только покупая его, но и покупая его на рынке, который поддерживает продукты без DRM. GOG.com, например, продает только игры без DRM, включая серию The Witcher.
Ярмарка маркировки
В прошлом году EFF обратился к Федеральной торговой комиссии с просьбой ввести правила маркировки, которые потребовали бы от розничных продавцов предупреждать клиентов, если продукты содержат DRM..
Добросовестное использование
Законы о добросовестном использовании гласят, что материалы, защищенные авторским правом, могут копироваться в «ограниченных и преобразующих» целях без разрешения владельца авторских прав. DRM часто противоречит этим законам, мешая копированию или распространению ограниченного материала. Добросовестное использование может использоваться, чтобы комментировать, критиковать или пародировать работу, защищенную авторским правом. Это часто используется журналистами и другими формами СМИ.
Будущее DRM: технология блокчейна
Но блокчейн развивается как прорывная технология с безграничными приложениями. Одним из таких приложений является провенанс или подтверждение права собственности. В этом смысле блокчейн может использоваться в схемах DRM, чтобы гарантировать, что тот, кто воспроизводит цифровые медиа, такие как песня или видео, действительно владеет им..
Системы DRM, управляемые блокчейном, все еще находятся в стадии разработки, и они могут помочь или навредить потребителям в зависимости от того, как они реализованы. Он может служить хранилищем общих прав для владельцев контента и даже может обеспечивать передачу прав между пользователями. Его также можно использовать для принудительного исполнения всех тех плохих политик, на которые мы указывали выше, потому что блокчейны гораздо сложнее взломать или обойти.
Связанный: Что такое блокчейн? 10 экспертов объясняют блокчейн 150 словами или меньше.