Друг для чего ты пришел
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 26:50
Свт. Иоанн Златоуст
Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его
Свт. Иларий Пиктавийский
Ст. 50-51 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникива, отсек ему ухо
Когда Он говорит Иуде: «делай, что ты должен сделать», Он этими словами подтверждает факт предательства. Ибо Тот, Кто имел власть призвать двенадцать легионов ангелов против Своих предателей, насколько легче мог противостоять и замыслам и действиям одного человека. Потому Он и Пилату говорит: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин. 19:11). Он и дает эту власть, говоря: «делай, что ты должен сделать», то есть поскольку преступление в желании уравновешивается тем, что остается навсегда, то Иуда теперь на деле осуществляет то, что уже сделал в желании своем.
Итак, апостол отсекает рабу первосвященника ухо; значит, ученик Христов отсекает непослушное ухо человеку, представляющему священство: то, что прежде не было способно слышать истину, теперь устраняется.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Прп. Исихий Иерусалимский
Недоумение XXXVIII. Почему один Иоанн не вспомнил поцелуя, которым произошло предательство? Почему когда прочие [евангелисты] рассказали, что одновременно с поцелуем Иуды схватили иудеи Господа, Иоанн не так [говорит], но что спросил [Иисус]: «Кого ищете?» и опрокинул навзничь их и прочее по порядку написал (Мф. 26:50 ; Мк. 14:46; Лк. 22:54; Ин. 18:4)?
Разъяснение. Иуда пришёл на Господа со множеством, вооружённым дубинками и мечами, как все согласно излагают. Далее же, поскольку разные были действующие [лица], разделяются в рассказе о них евангелисты. Ибо Христос, желая показать, что добровольно даёт Себя схватить, в слепоту, вернее же в паралич ввергнув их и опрокинув навзничь, сказал, что «это Я, кого вы ищете», поскольку они [иудеи] были в замешательстве ещё и Иуда поцелуем подтвердил это, тогда ими [Христос] оказывается схвачен.
Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.
«Собрание недоумений и разъяснений».
Блж. Иероним Стридонский
И сказал ему Иисус: Друг [Мой], зачем ты пришел? Тогда приступили они, возложили руки на Иисуса и взяли Его
Слово: Друг [Мой] должно понимать или в смысле противоположения (κατά άντίφρασιν ), или же, может быть, в том значении, в котором мы читали его выше [в словах]: Друг Мой, каким образом ты вошел сюда, не имея брачной одежды? (Мф. 22:12).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его
Ориген
Ст. 50-51 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникива, отсек ему ухо
Возможно, сделанное Петром содержало таинственный смысл, потому что правое ухо иудейского народа было отсечено из-за их злобы, проявленной против Иисуса. Ведь, хотя и казалось, что они слышат закон, они слышат только левым ухом тень предания о законе, а не истину, поскольку они рабы молвы, признающей рабство Богу, а не служащей [Ему] в истине. И эту молву таинственно означал противник Христа первосвященник Каиафа. И мне кажется, что все уверовавшие из язычников составили один народ во Христе и через то, что уверовали во Христа, стали причиной отсечения правого уха иудеев, согласно пророчеству о них: Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13:15).
Комментарии на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Иисус же рече ему: друже, (твори,) на неже еси пришел. Тогда приступльше возложиша руце на Иисуса и яша Его, как было условлено
Видишь неизреченное милосердие: до тех пор, пока не был предан, заботился о предателе; поэтому и теперь Своего злейшего врага назвал другом. Слова: на неже еси пришел, нужно читать не вопросительно, потому что Он знал, для чего Иуда пришел, а утвердительно; они имеют такой смысл: то, ради чего ты пришел; т.е. действуй сообразно со своей целью, сбросив с нее всякий покров. Целью было предательство, а покровом служило лобзание и речь.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его
(Мк. 14:46; Лк. 22:48). В русском переводе речь вопросительная: для чего ты пришел? При толковании этого стиха встречаются очень большие филологические затруднения. Доказано, что вместо εφ’ό πάρει если бы речь была вопросительною, стояло бы επί τί πάρει, и отсюда не найдено исключений в дошедших до нас памятниках греческой литературы. На этом основании речь Христа к Иуде ни в каком случае (вопреки русскому и другим переводам) нельзя считать вопросительною. Да и на основании внутренних соображений понятно, что Спаситель не мог предложить Иуде такого вопроса, не мог спрашивать его, для чего он пришел, потому что это было, без сомнения, Христу хорошо известно. Но если эта речь не вопросительная, то получается одно только придаточное предложение без главного: для чего ты пришел. Чтобы объяснить это, прибегали к различным догадкам и предположениям. Блясс (Gram. с. 172) считает совершенно невероятным применение όστις или ός в прямом вопросе, за исключением случаев, когда о, τι, “почему” ради краткости (?) ставится, по-видимому, вместо τί. Так, Мф. 9:11, 28; 2:16 и др. Несмотря, впрочем, на это утверждение, Блясс говорит, что εταίρε есть испорченное αϊρε или εταίρε — “возьми то, для чего ты пришел.” Такое мнение представляется однако ни на чем не основанной догадкой, потому что чтение: εταίρε, εφ’ό πάρει доказывается сильно. В эльзевирском издании: εταίρε, εφ’ό πάρει — чтение это должно быть отвергнуто, хотя его принимают Златоуст, Феофилакт и другие (у Иеронима вопросительное предложение, как в Вульгате: amice, ad quid venisti?). Евфимий Зигабен замечает, что εφ’ ω πάρει не следует читать как вопросительное предложение, ибо Спаситель знал, зачем пришел Иуда; но как возвышение; ибо оно означает: то, для чего ты пришел, делай (подразумевается πράττε) согласно своему намерению, оставив покрывало. Наконец, некоторые понимали выражение, как восклицательное: друг, на что ты приходишь или являешься! Πάρει можно производить от ειμί и от ίέναι (Цан). Наиболее представляется вероятным, что здесь просто недоговоренная речь, после которой можно было бы поставить многоточие. Смысл тот, что Иисус Христос не успел еще договорить Своих слов Иуде, как подошли воины и наложили на Христа руки. При этом толковании дальнейшую речь можно только подразумевать; но что именно подразумевать, сказать очень трудно.
Слово εταίρε (товарищ, друг, у Лк. 22:48 — Иуда) употреблено не в том смысле, что Христос хотел назвать Иуду Своим другом или товарищем, а как простое обращение, которое употребляется у нас по отношению к лицам, нам неизвестным, “любезный” и др. У Луки добавлено: “целованием ли предаешь Сына Человеческого?” — выражение, которое также можно не считать вопросительным: “Иуда, ты лобзанием предаешь Сына Человеческого” — простое констатирование факта и обличение Иуды за его лицемерный поступок.
По данному Иудой знаку, прибывшие быстро подошли, возложили на Иисуса Христа руки, несомненно, связали их (Ин. 18:12), взяли и повели с собою.
Толковая Библия.
Троицкие листки
Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Лк. 11:5
Свт. Василий Великий
Ст. 5-8 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит
А прося того, что достойно Бога, не переставай просить, пока не получишь. Ибо на сие наводя мысль, Господь говорит в Евангелии: «кто от вас имать друга, и идет к нему в полунощи, и речет ему: друже, даждь ми взаим три хлебы: понеже друг прииде с пути ко мне, и не имам что предложити ему: и той извнутрь отвещает: не твори ми труды: уже двери затворены суть, и дети моя со мною на ложи суть: не могу, восстав дати тебе. Глаголю вам: аще и не даст ему восстав, зане друг ему есть: но за безочство его, восстав, даст ему, елика требует». Господь представляет нам пример, чтобы научить нас быть неослабными и неотступными в вере. Он берет пример с человека, обращающегося к человеку, чтобы научился ты никогда не терять надежды, чтобы, когда будешь просить и не получишь, не переставал просить, пока не получишь, если только, как сказано прежде: просишь того, что Богу угодно; и чтобы не говорил: «я грешник, потому и не услышан». А чтобы не отчаявался ты, для сего говорил Он: аще и не даст ему восстав, зане друг ему есть: но за безочство его, восстав, даст ему, елика требует. Наконец, хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, и непрестанно делая добро.
Древние иноческие уставы.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 5-8 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит
Прот. Иоанн Бухарев
Ст. 5-8 И рече к ним: кто от вас имать друга, и идет к нему в полунощи, и речет ему: друже, даждь ми взаим три хлебы: понеже друг прииде с пути ко мне, и не имам чесо предложити ему. И той извнутрь отвещав речет: не твори ми труды: уже двери затворены суть, и дети моя со мною на ложи суть: (и) не могу востав дати тебе. Глаголю же вам: аще и не даст ему востав, зане друг ему есть: но за безочьство его, востав даст ему, елика требует
После молитвы Господь высказывает притчу о человеке, просящем хлеба у своего друга, – высказывает для того, чтобы научить твердости в молитве для получения просимого у Бога и утвердить в надежде на получение. Чтобы получить от Бога просимое, для этого нужно, чтобы то было, во 1-х, необходимо, во 2-х, сообразно с волею Божиею и в 3-х, просилось с верою и надеждою.
Бог же по непонятным для нас причинам, иногда подолгу не дает просимого и при таких условиях. Но от этого мы не должны оставлять молитвы, а с твердостию и неотступностию продолжать ее. Само собою понятно, что в притче о просящем хлеба, так же, как и в других притчах, не все черты, особенно частные, имеют значение и приложение, а некоторые из них указываются только для правдоподобия и живости речи. (Чит. объясн. Лк. 8:4) В полунощи (в полночь). Берется такое время, когда двери дома заперты и все в нем покоятся сном. На безочьство (по неотступности) его, восстав дает. В этом состоят вся сущность и поучительность притчи, т. е. усиленная, неотступная просьба не останется бесплодною, просящий получить, что просит.
Притча учит, что так именно должно молиться, т. е. неослабно, постоянно. Подобной молитве Господь поучает другою притчею – о судье и вдове (Лк. 18:1-8). Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Лк. 11:9), внушает Господь далее. Если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст Духа Святаго (Лк.11:13), по Матфею блага просящим у Него (Мф. 7:11). (Чит. ниже).
Толкование на Евангелие от Луки.
Лопухин А.П.
Ст. 5-8 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит
После того как Христос научил Своих учеников молиться, Он дает им уверение в том, что молитва их будет услышана. Он говорит притчу о друге, который своими неотступными просьбами заставляет своего друга встать ночью с постели, чтобы дать просителю три хлеба для угощения неожиданно приехавшего к нему друга.
«Положим, что…» В греческом тексте здесь не условная, а вопросительная форма предложения, и только с 7-го стиха идет условное предложение, к которому 8-й стих является главным или заключением (ср. Мф.7:9). Правильнее течение мысли можно бы представить в таком виде: «Кто из вас очутится в таком положении, что он имеет друга и что к нему придет друг в полночь и скажет: и не получит ли он ответ от него: не беспокой меня. А Я говорю вам…
«По неотступности его» – точнее: «из-за назойливости его» (διά γε τὴν ἀναίδειαν). Эта назойливость, которой, по-видимому, Господь, советует подражать (см. стих 9), не представляется делом нетерпимым, потому что, как правильно замечает Тренч (с. 279), проситель настаивает не ради себя самого, а ради другого и чтобы не изменить священному долгу гостеприимства. Так Авраам подает нам другой пример неотступно-настойчивой просьбы: он также молит не о себе, а в защиту Содома (Быт.18:23-33).
Толковая Библия.
Друг, для чего ты пришел?
Существует извечный спор о том, должен ли человек заниматься каким-то конкретным делом и иметь какое-то конкретное служение, или достаточно быть «просто хорошим христианином». Думаю, разрешить этот спор невозможно, но все же у каждого из нас есть определенное мнение на этот счет, и вот своим этим мнением я и решил поделиться.
На мой взгляд, Библия пронизана мыслью о том, что человек приходит на эту Землю не просто так. В известном стихе из послания Ефесянам мы читаем: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10). Библия говорит нам «о делах, которые Бог предназначил нам исполнять».
В другом месте читаем: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.» (Деян.13:2) Здесь снова речь идет о конкретном ДЕЛЕ.
Сам Иисус в последние дни своей земной жизни, обращаясь к небесному Отцу, говорит: «Я прославил Тебя на земле, совершил ДЕЛО, которое Ты поручил Мне исполнить.» (Иоан.17:4).
Во многих местах Священного Писания говорится о том, что у Бога есть конкретное Дело для каждого из нас. Дело, которое должны сделать именно мы.
В сердце каждого человека, рано или поздно возникает вопрос: а для чего я родился на этой земле?
Отвечая на него люди, на мой взгляд, разделяются на три категории:
Первые просто убегают от этого вопроса. Их смысл жизни – собственное благополучие, все остальные явления этого мира они рассматривают лишь как угрозу или подспорье своему благополучию.
Вторая категория — это люди, которые считают, что не стоит искать какое-то конкретное дело для себя, достаточно быть просто хорошим человеком или хорошим христианином. Некоторые из них, не всегда поняв контекст, любят цитировать Феофана Затворника, который написал: «Спрашиваете: «Надо же что-нибудь делать?» Конечно, надобно. И делайте, что попадется под руки, в Вашем кругу и в Вашей обстановке, – и верьте, что это есть и будет настоящее Ваше дело, больше которого от Вас и не требуется».1
Третья категория людей — это те, которые не согласны, что их задача — делать только то, «что попадется под руки». Эти люди верят, что у Бога есть конкретные ДЕЛА, которые должны исполнить именно они. Так, вот, этим людям живется труднее всего. Их цель – не собственное благополучие, они с радостью готовы пожертвовать им ради ДЕЛА, которое они должны совершить. Им недостаточно стать «просто хорошим» и продолжать заниматься достижением собственного благополучия. Они хотят знать, что же конкретно они должны СДЕЛАТЬ на этой планете. Для чего Бог еще продлевает их жизнь? Для чего они вообще пришли на эту землю?
Кому-то может показаться, что ответ: «Мы живем для того, чтобы подготовится к Небесной жизни, чтобы воспитать в себе все необходимые черты характера,» – не требует дальнейших размышлений. Такого человека, мне хочется спросить: « Друг, а что ты собираешься ДЕЛАТЬ для того, чтобы воспитать в себе божественный характер, и уверен ли ты, что сможешь воспитать в себе все необходимые качества, занимаясь «чем попадется»?»
Таким образом, мы снова приходим к вопросу о том, чего же, конкретно, Бог ждет от каждого из нас? Какова наша миссия на этой земле?
Обычно человек, который впервые задумался над этим, впадает в глубокую депрессию, граничащую с отчаянием, из-за того, что найти дело всей своей жизни кажется просто невозможным. Как узнать, для чего я рожден? Как понять, что я должен делать на этой земле?
Однако, наш Бог благ и Он не оставит без ответа того, кто искренне готов идти за Ним, того, кто, отвергнув себя и отказавшись от поисков личного счастья, ищет воли Божьей.
Давайте вспомним две наибольшие заповеди, которые должны исполнять все христиане: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…» (Матф.22:37-39).
ДЕЛО каждого христианина не может противоречить этим заповедям, а значит через это ДЕЛО, должна выражаться наша любовь к Богу и к ближним.
В Библии есть и ответ на вопрос, кого мы можем считать ближним. Наши ближние — это ВСЕ люди, которые есть вокруг нас, независимо от их вероисповедания, национальности, жизненной позиции и любых других вещей.
А это значит, что наше ДЕЛО должно быть шире нашего воскресного богослужения, шире наших церковных собраний. Оно должно быть ДЕЛОМ ВСЕЙ НАШЕЙ ЖИЗНИ. Делом, которому мы посвящаем свою жизнь.
В поиске ответа на вопрос о том, что я должен делать, есть два пути.
Первый – путь недоверия к Богу, когда человек спрашивает: «А что собственно я могу сделать?» Честно отвечая на этот вопрос, мы понимаем, что, по большому счету, наши возможности весьма ограниченны. Мы не обладаем большим денежным ресурсом, у нас нет властных полномочий, чтобы оказывать влияние. Мы обычные люди, которые не способны ни на что великое.
Второй путь — это путь человека, который доверяет своему Богу. Этот человек спрашивает: «Боже, что Ты хочешь, чтобы я делал?» Такая постановка вопроса отвергает вопрос о том, что я могу, а чего — нет. Вторя словам апостола, эти люди говорят: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.» (Фил.4:13).
Итак, если у Бога существует конкретное ДЕЛО для каждого из нас, которое Он хочет, чтобы мы совершили, если масштаб этого ДЕЛА не может быть ограничен нашими способностями, то как же нам узнать о нем?
К сожалению, дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. Это дело личного поиска каждого отдельного человека. Но все же есть несколько советов, которые я хотел бы дать:
1. Молиться и просить ответа у Бога. Наш Бог дает нам право обращаться к Нему с любыми вопросами и Он дал обещание, что не оставит их без ответа. (Иер. 33:3) Наша задача лишь разглядеть этот ответ.
2. Для этого очень полезно оглянуться вокруг себя. Что я вижу? На какие проблемы Бог уже сегодня обращает мое внимание? Если что-то не дает нам покоя, то, возможно, именно это и есть то ДЕЛО, которое мы должны исполнить.
3. В книге Второзакония есть такие слова: «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно [было] говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» и не за морем она, чтобы можно [было] говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.» (Втор.30:11-14) Итак, нам стоит заглянуть в свое сердце. Что заставляет его биться сильнее обычного? О чем я чаще всего мечтаю? О каких проблемах я чаще всего говорю? Если я мечтаю только о себе и вижу только свои проблемы – мне стоит серьезно задуматься о подлинности моего христианства.
4. Если же внутри нас уже есть мысль о том деле, которое могло бы стать ДЕЛОМ всей нашей жизни, нужно смело начинать действовать, не боясь ошибиться. Савл искренне желал служить Богу. Он искал свое ДЕЛО и начал действовать. Но действовал он совершенно неверно. Желая служить Богу, Савл гнал Его. (Деян. 9:1-3) Но Бог, не оставил Савла в заблуждении. Бог нашел способ объяснить ему, что он должен делать на самом деле. И гонитель христиан Савл стал апостолом Павлом. Так и мы, если искренне, ради Бога, возьмемся за дело, которого Бог нам не поручал, Он найдет способ исправить нас. Если же мы ничего не делаем, то и исправлять нас будет не в чем. Тот, кто ничего не делает, ошибается только в одном: в том, что еще не начал ничего делать.
5. Когда мы начнем действовать, нам не стоит бояться неудач. Бог, вручая нам ДЕЛО всей нашей жизни, не обещает, что его легко будет сделать. Но Он обещал, что не оставит нас. И не даст испытания сверх силы.
6. Всю жизнь: и тогда, когда мы только ищем свое ДЕЛО, и когда нам кажется, что мы уже нашли его,- всегда нам нужно быть внимательными к голосу Бога. Каждый день нужно быть готовым услышать какие-то замечания, а для этого нужно не забывать о тайной комнате и молиться в ней ежедневно.
Иисус однажды сказал: «…дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.» (Иоан.5:36)
Дела, которые мы делаем, говорят о том, кто мы есть на самом деле. Дела Христа, говорили о том, что Его послал Сам Бог. А о чем говорят наши дела?
Обращаясь к Иуде в момент предательства, Иисус задал ему вопрос: «Друг, для чего ты пришел?» (Матф.26:50).
Глава седьмая
Исправив беспорядки разделений, блуда, любостяжания, теперь постановляет правила о браке и девстве. Ибо коринфяне в письме к нему спрашивали: должно ли воздерживаться от жены, или нет?
Хорошо, превосходно, говорит, если бы и всякий человек, а не священник только (как некоторые худо понимают это), вовсе не касался жены и оставался девственником. Но безопаснее и к нашей немощи ближе вступать в брак. Посему присовокупляет следующее.
Говорит о той и другой стороне. Ибо может статься, что муж любит целомудрие, а жена нет, или наоборот. Словами « во избежание блуда» побуждает к воздержанию. Ибо если брак позволяется во избежание блуда, то соединенные браком уже не должны совокупляться между собой без всякой умеренности, но – целомудренно.
Долгом, говорит, почитайте любовь друг к другу; и поскольку она – долг, то вы необходимо обязаны оказывать ее друг другу.
Теперь доказывает, что любовь друг к другу, действительно, есть долг необходимый. Ибо не властны, говорит, супруги над своими телами, но жена есть раба и вместе госпожа своего мужа: раба, поскольку не имеет власти над своим телом, чтобы продавать оное, кому захочет, но владеет им муж; а госпожа потому, что тело мужа есть ее тело, и он не властен давать оное блудницам. Подобным образом и муж есть раб и вместе господин своей жены.
То есть против воли мужа не должна воздерживаться жена, равно и муж не должен воздерживаться против желания жены. Ибо воздерживаться одному против воли другого – значит лишать себя, подобно как и о деньгах говорится; но воздерживаться по воле – совсем другое дело, когда например, оба (и муж, и жена) по согласию определят известное время для взаимного воздержания.
Чтобы вы до времени лишали себя друг друга, я сказал это, говорит апостол, «как позволение» ( κατά συγγνώμην ), то есть из снисхождения к вашей немощи, «а не как повеление» непреложное.
Везде, где только апостол предписывает какой-либо трудный подвиг, обыкновенно самого себя ставит в пример. Посему и здесь говорит: желаю, чтобы все и всегда воздерживались.
Разводы, говорит, бывают из любви к воздержанию, или по малодушию, или по другим причинам; но лучше, если бы вовсе не было разделения. Если же оно и последует, то жена должна оставаться при муже, если не для соития, то для того, чтобы не привести никого другого. Если же она не сможет воздержаться, то пусть примирится с мужем.
Если бы неверная половина не побеждалась чистотой верной, то дети их были бы нечисты, или только наполовину чисты.
То есть не нечисты. Излишним выражением «святы» апостол изгоняет страх подобного подозрения.
Например, если он повелевает тебе или принять участие в его неверии, или отказаться от прав брака, то разведись. Ибо лучше разрешить узы брака, нежели нарушить благочестие.
Снова обратившись к тому увещанию, что «не должна оставлять» жена мужа, предлагает настоящий вопрос. Ибо если, говорит, он не ссорится с тобой, то останься с ним, и увещевай его: может быть, что-нибудь и сделаешь, Представляет успех сомнительным, с одной стороны, для того, чтобы не подумали, будто поставляет жене в непременную обязанность – совершенно убедить своего мужа, а с другой – для того, чтобы поддержать в ней надежду на обращение мужа и предупредить отчаяние.
Это сказал для того, чтобы коринфяне тем охотнее послушались его, когда и другим вместе с ними повелевает то же самое.
Вероятно, многие, стыдясь обрезания, каким-нибудь лекарством приводили обрезанный член в первобытный вид, наращивая на нем кожицу.
С другой стороны, некоторые, находя в обрезании что-то важное, обрезывались по обращении к вере. Посему говорит, что это нисколько не содействует вере.
Везде, говорит, вместе с верой требуется исполнение добродетели, а все прочее или мало или вовсе не требуется.
Свободным называется тот, кто освобожден от рабства. Итак, говорит: ты, который уверовал в состоянии рабства, ты – свободный Господа; ибо Христос освободил тебя и от греха, и от оного внешнего рабства, хотя ты и раб. Кто не покоряется страстям, имея душу благородную, тот не раб, хотя и кажется таковым. С другой стороны, иной свободным призван к вере; такой – раб Христов. Итак, если название рабства возмущает раба, то пусть уразумеет он, что он сделался свободным во Христе, а эта свобода гораздо важнее человеческой. Опять, если имя свободы надмевает свободного, то пусть уразумеет такой, что он – раб Христов и смирится, представляя, что он подчинен такому Владыке и должен угождать Ему. Видишь ли мудрость, с какой дает апостол наставления рабам и свободным.
Это говорит не к одним рабам, но и к свободным, увещевая всех христиан ничего не делать для угождения людям и не повиноваться им, если их повеления противозаконны. Вот что значит: купленным от Бога быть рабами человеков. Не к тому убеждает, чтобы рабы отпадали от своих господ, – нет; это видно из последующих его слов: «в каком звании кто призван» и т.д., то есть если кто призван и в состоянии рабства, в том пусть и остается. «Пред Богом» присовокупил для того, чтобы чрез повиновение беззаконным владыкам не отпасть от Бога. Заботится о том и другом, то есть чтобы, с одной стороны, под предлогом повиновения Богу рабы не отпали от владык, а с другой, оказывая своим владыкам сверхдолжное повиновение, не отпали от Бога.
Выше занимал нас беседой о целомудрии, а теперь обращается к более важному предмету, именно к девству, и говорит, что Господь не положил закона и не дал повеления относительно девства, а сказал только: «кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:12 ). Посему и я не дерзаю предписывать что-либо касательно сего предмета; это дело важное, но вместе и опасное; впрочем, даю свое мнение, то есть совет, поскольку и я сам, по милости Божией, удостоен быть верным, то есть близким к Нему и таким, которому можно вверять тайны.
По моему мнению, говорит, всего лучше для человека воздерживаться от брака по причине соединенных с ним неудобств и неприятностей, а не потому, чтобы брак был нечист.
Под девой здесь разумеет не ту, которая посвящена Богу (ибо, если эта выйдет замуж, то, без сомнения, согрешит, так как чрез это, кроме Жениха своего – Христа введет к себе прелюбодея), но еще безбрачную отроковицу. Итак, если таковая выйдет замуж, не согрешит; потому что брак не заключает в себе ничего нечистого.
Чтобы к словам его «будут иметь скорби по плоти» кто-нибудь не прибавил: «но вместе и удовольствие», пресекает всякую надежду на удовольствие, поставляя на вид тесноту времени. Ибо все спешит к разрушению, и приблизилось Царство Христово, и наконец мы должны явиться ко Христу. Итак, если и есть какое удовольствие в брачной жизни, то оно непрочно и кратковременно.
То есть проходит и разрушается. Зачем же привязываться к тому, что разрушается? Названием образ показал, что вещи настоящего мира только мелькают пред глазами, чрезвычайно легки и не имеют в себе ничего твердого и существенного.
А каким образом могли бы мы быть без забот? Если бы оставались безбрачными. Поэтому прибавляет следующее.
То есть они различаются между собой, и не одну и ту же имеют заботу, но разделены в своих попечениях: одна печется о таких предметах, а другая о других. Коль же скоро заботы у них различны, то должно выбирать те из них, которые лучше и легче.
Не довольно быть святой телом, но должно быть таковой и по духу, ибо в этом, то есть в чистоте души, состоит истинное девство. На опыте многие, будучи чисты и непорочны по телу, скверны по душе. Сверх сего, обрати внимание и на то, что та не дева, которая печется о мире. Посему, когда увидишь женщину, которая выдает себя за деву, а между тем печется о мирском, то знай, что она нисколько не отличается от замужней. Павел для обеих положил определенные признаки, по которым можно распознавать их, – не брак и воздержание, но, с одной стороны, большую и беспокойную деятельность, а с другой – спокойное занятие своими делами. Следовательно, та не дева, которая обременяет себя множеством суетных занятий. А замужняя продолжает заботиться о том, как угодить мужу, и потому прилагает особенное попечение о своей красоте, или, чтобы почитали ее доброй хозяйкой, показывает себя нерасточительной и бережливой.
Я беседовал, говорит, о девстве, зная, что это состояние полезно для вас, так как оно свободно от печали и забот, и доставляет душе больше выгод; не для того беседовал об этом, чтобы принудить вас против вашей воли оставаться в девстве, (ибо «узами» назвал принуждение).
Для того, говорит, чтобы вы жили благоприлично и в чистоте; ибо что может быть благоприличнее и чище девства? И для того еще, чтобы вы, будучи свободны от неприятностей брака, без развлечения служили Господу и предстояли Ему всегда, возложив на Него все свои заботы ( 1Петр.5:7 ).