Друзья чарушин чему учит
Никита и его друзья читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв, пословицы.
Евгений Иванович Чарушин – писатель-анималист, художник, все его произведения созданы на основе личных наблюдений. Рассказы, объединённые в сборник «Никита и его друзья», не стали исключением – они повествуют о сыне автора Никите и его друзьях-животных. Впервые изданы в 1938 году, затем многократно переиздавались.
Краткое содержание для читательского дневника
В сборник «Никита и его друзья» входит несколько небольших рассказов о маленьком мальчике и тех событиях из его жизни, которые связаны с животными. Никите все интересно: он учит летать воробышка, защищает своих птиц от чужой кошки. Вместе с отцом ходит на охоту, ищет кормилицу для зайчат. Мальчик настолько остро ощущает свою причастность к миру животных, что даже самолёты у него похожи то на комаров, то на уток, то на львов из зоосада. Из рассказа «Цапля» мы узнаём, что Никита не только ухаживает за своими зверями, он за ними наблюдает, рисует и оценивает их поведение. Например, он не захотел нарисовать цаплю потому, что она на его глазах съела птичку-овсянку и стайку окуней.
Главные герои
1. Никита – маленький мальчик, очень любознательный, дружит с разными животными, заботится о них.
2. Автор-рассказчик – наблюдает за взаимоотношениями между сыном и животными, ненавязчиво учит пониманию природы, удивляется, радуется и переживает вместе со своим героем.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть другие рассказы Чарушина для читательского дневника.
Главная мысль
Любовь к природе, бережное и уважительное отношение к ней надо воспитывать. Самая важная роль в этом деле принадлежит родителям. Дети должны расти вместе с животными, познавать мир вместе с ними.
Чему учит
Каждый рассказ – это маленькая история о том, как следует заботиться о животных, как жить в согласии с окружающим. Чтобы научиться понимать природу, надо быть наблюдательным. Животные, как и люди, нуждаются в доброте. Каждая ситуация – смешная, трогательная или грустная – это урок правильного отношения к «братьям нашим меньшим».
Пословицы
1. Доброе слово и кошке приятно.
2. Делу время, потехе – час.
3. Без кошки нет дома, без собаки – двора.
Отзыв
Добрые и поучительные истории о Никите, познающем окружающий мир вместе со своим отцом и друзьями-животными, написаны так просто и интересно, что читаются на одном дыхании. Особенно понравилось про то, как Никита пытался научить собаку Томку играть в больного. Удивило, что очень маленький мальчик воспринимает животных не как свои игрушки: он учит воробышка летать, зная, что тот всё равно улетит. А ещё Никите повезло с папой – он никогда не ругал сына. Он устраивал так, чтобы мальчик сам понял, как следует поступить.
Полный список произведений для читательского дневника для 3 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.) можно посмотреть здесь.
Чарушин Е. «Друзья»: какое краткое содержание, план, основная мысль?
Рассказ Евгения Чарушина «Друзья»: краткое содержание, 5,6 предложений для читательского дневника, что писать?
Е.Чарушин «Друзья»: как составить план рассказа?
Какая главная мысль рассказа Чарушина «Друзья», анализ рассказа, что писать?
Краткое содержание рассказа:
В рассказе Е.Н. Чарушина «Друзья» автор знакомит читателя с маленьким лисенком, которого охотник нашел в лесу в норе. Его мать, перетаскивая других детенышей, оставила этого. Лесник взяла лисенка домой. У него жил щенок гончей породы по кличке Огарок, который был еще совсем маленьким. Лисенок и щенок подружились, играли и спали вместе. Лисенка охотник назвал Васькой. Охотник задумал продать Ваську в городе на шубу к середине зимы. А чтобы тот не убежал, посадил его на цепь. Однажды он увидел, что цепь, где сидела лиса, лежала на земле, а ошейник был перегрызен, и Васька убежал. Охотник решил поймать лисицу и взял с собой собаку на охоту. Огарок быстро взял след лисы и побежал в лес. Охотник взвел курок и стал ждать. Он увидел, как из леса выбежали лиса и собака. Они бежали рядышком и радовались друг другу. Не смог охотник выстрелить в лису. Он взял ее себе домой. Так и жил Васька всю зиму у охотника, а весной он уходил в лес ловить мышей. Огарок не ловил лисиц, он в них друзей видел.
Главной мыслью рассказа является доброта, преданность и дружба. Рассказ учит наблюдательности и помогает другими глазами посмотреть на отношения дружбы в диком мире.
План рассказа Е.Чарушина «Друзья»:
Главная мысль рассказа Чарушина «Друзья»: животные умеют дружить, испытывать чувства радости, быть лаковыми и преданными. Людям стоит поучиться у животных искренности, любить и сострадать животным.
Краткое содержание «Друзья» Чарушина:
План к рассказу друзья:
1) Лесник находит лесенка и оставляет себе;
2) Лесенок и щенок подружились;
4) Лесник находит его;
5) Огарок не признает в лесенке добычу и они возвращаются как друзья.
6) Лесенок остается жить дома.
Главная мысль рассказа в том, что животные даже не смотря на планы хозяина остались дружными. Поэтому дружба между дикими и одомашненными животными возможна.
Кратко для ч/дневника по рассказу «Друзья» автора Е.Чарушина
В рассказе написано о дружбе лисенка, которого приютил лесник, и щенка. Леснику стало жаль, найденного в лисьей норке, малыша, и он решил выходить его. Лисенка старик назвал Васькой, а щенок получил имя Огарок, т.к. он был такой рыжий, что тоже походил на лису. Когда звери подросли, Ваську поместили в конуру, и он оттуда сбежал в лес. Тут старик подумал, что его совесть будет чиста, если он уже на охоте подстрелит Ваську, и, выпустив собаку, велел брать след!
Огарок быстро отыскал своего друга, но когда старик увидел, как они обрадовались друг другу, то не смог выстрелить. Васька еще некоторое время пожил в конуре, а потом окончательно ушел жить в лес. Огарок же никогда не ловил лис, лесник считал, что собака их всех считает своими Васьками.
Главная мысль рассказа «Друзья»
План по рассказу «Друзья» для написания отзыва или пересказа
Конспект занятия внеурочной деятельности во 2 классе «Е.Чарушин «Друзья»»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема занятия: «Е. Чарушин «Друзья»
Направление: общеинтеллектуальное «Чтение с увлечением»
Цель: создание условий для знакомства с рассказом Евгения Чарушина «Друзья».
Образовательная: формирования познавательного интереса к произведениям природоведческого характера;
Развивающая : продолжить развивать навык беглого осознанного чтения, внимание, память, мышление.
Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к природе и понимание того, что дружбой надо дорожить.
— познавательные УУД: овладевают навыками смыслового чтения, находят ответы на вопросы, используя информацию из текста, понимают информацию представленную в виде рисунков, текста.
— коммуникативные УУД: строить монологические и диалогические высказывания, договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности (в группах).
— личностные УУД: положительное отношение к занятию, интерес к данному виду деятельности.
Педагогическая деятельность учителя
Учебная деятельность учащихся
-Здравствуйте, ребята! Продолжаем занятия курса «Удивительный мир природы». О чём мы говорим на этих занятиях? Чему учимся?
Переход по кнопке «Далее». Слайд 2
-Облачко, облачко, к нам в гости спеши!
Всё, что увидишь, нам покажи!
Что же увидело облачко?
-Наверное, это главные герои следующего произведения о природе. Как называется текст, который вы читали дома?
-А кто его автор, вы запомнили?
Переход по кнопке «Далее».Слайд 3
-Верно. Сегодня мы начнём знакомиться с творчеством Евгения Чарушина и поговорим о его произведении «Друзья». Но сначала ответьте, как называют человека, который пишет произведения для чтения?
-А как называют человека, который пишет картины?
-А может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником?
-Таким человек, был Евгений Иванович Чарушин.
Приветствуют учителя. Размышляют. Высказывают свои мнения.
Переход по кнопке «Далее». Слайд 4
Переход по кнопке «Далее».Слайд 5
Переход по кнопке «Далее». Слайд 6
-Посмотрите на обложки книг Евгения Чарушина на экране, а также на нашей выставке книг. Глядя на них, что вы можете сказать?
Переход по кнопке «Далее».
-В какой сборник можно поместить произведение Евгения Чарушина «Друзья»?
Переход по кнопке «Далее». Слайд 8
-Определите жанр произведения.
-Найдите в рабочей тетради задание 1. Прочитайте, что необходимо сделать.
Самостоятельная работа детей.
-Зачитайте свои записи.
— Проверим, правильно ли вы заполнили карточку.
Автор: Евгений Чарушин.
-Какие непонятные слова вам встретились в рассказе?
Просека — это узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ.
Гончая порода — это порода охотничьих собак. Назначение гончей собаки состоит в том, чтобы, найдя чутьем след четвероногой дичи, гнаться с лаем по этому следу и преследовать её.
-Поговорим о содержании этого рассказа. Скажите, кто является его главными героями?
-В какое время года произошла встреча лисёнка и щенка?
Переход по кнопке «Далее». Слайд 9
-Где лесник заметил лисёнка?
Переход по кнопке «Далее». Слайд 10
-Эта информация для вас дополнительная. Скажите, подружились лисёнок и щенок? Докажите.
-Как можно назвать тех, кто дружит?
-Что произошло к осени?
-Что хотел сделать лесник зимой с лисой?
-Что нарушило планы лесника?
-Как вы думаете, почему лиса убежала в лес?
-Что задумал сделать лесник?
— Нашла ли гончая собака по следу лису, свою приятельницу? Чем закончилась эта встреча?
-Какие строчки из рассказа подтверждают то, что лиса и собака друг друга узнали и повели себя как друзья?
-Как произошла встреча зверей с лесником? Зачитайте отрывок из рассказа.
-Чем закончилась эта история?
-Мы с вами вспомнили все события, которые произошли с героями рассказа весной, летом, осенью и зимой. Это нам пригодится при выполнении следующего задания.
Переход по кнопке «Далее». Слайд 11
-Найдите в рабочей тетради задание 2 под буквой «а». Прочитайте.
-Работать будем вместе. Прочитаем заголовок первого столбика.
-Что произошло весной?
-Записываем в таблицу в первый столбик.
Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Лесник нашёл в норе лисёнка». Дети записывают в тетрадь.
-Что происходило летом?
-Записываем в таблицу во второй столбик.
Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Щенок и лисёнок подружились». Дети записывают в тетрадь.
-Что происходило осенью?
-Записываем в таблицу в третий столбик.
— Что произошло зимой?
-Записываем в таблицу в четвёртый столбик.
Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Лиса убежала в лес». Дети записывают в тетрадь.
-Какое ещё событие произошло зимой?
-Записываем в таблицу в четвёртый столбик.
Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Друзья встретились». Дети записывают в тетрадь.
-Что было дальше и в какое время года?
-Записываем в таблицу в первый столбик.
Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Лиса осталась в лесу». Дети записывают в тетрадь.
-Пришло время отдохнуть.
— В рассказе произошло много событий с главными героями. Вспомните их клички. Почему их так назвал человек?
-А каким был лесник в этом рассказе?
Переход по кнопке «Далее». Слайд 12
-Найдите в рабочей тетради задание 2 под буквой «б». Прочитайте.
-Приступайте к работе.
-Прочитайте первое предложение со вставленными словами.
Для проверки учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляются пропущенные слова.
-Прочитайте второе предложение со вставленными словами.
— Ребята, как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа? Зачем написал Евгений Чарушин- это произведение?
Переход по кнопке «Далее». Слайд 13
-Найдите в рабочей тетради задание 3 под буквой «а». Прочитайте.
Прочитайте три ответа, верный ответ отметьте галочкой.
наблюдение за жизнью лисы;
наблюдение за жизнью щенка;
история дружбы дикого и домашнего животного.
-Какой ответ вы выбрали?
-Мы сказали, что основная мысль рассказа заключается в том, чтобы показать дружбу между животными. Какие ассоциации у вас возникают при слове «дружба»?
Что такое ассоциация? Это то, что вы представляете, когда произносите какое-либо слово. Например, лиса в сказках ассоциируется с хитростью, голубой цвет ассоциируется с чем?
-Верно. В задании 3 под буквой «б» напишите слова- ассоциации к слову «дружба».
Работать будете в группах. (Группы можно объединить по рядам.)
Самостоятельная работа в группах.
Учитель по необходимости оказывает помощь детям.
-Послушаем ваши слова-ассоциации.
Каждая группа зачитывает свои слова.
Слова-ассоциации к слову «дружба» могут быть такими: доверие, верность, помощь, защита, доброта, забота, радость, общение, мир, игра, приятель, улыбка, вместе, рядом, поддержка, тепло.
Слушают информацию педагога. Отвечают на вопросы. Делают выводы.
Урок внеклассного чтения: О братьях наших меньших. Е. Чарушин «Друзья»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ мой открытый урок.docx
Тема: Внеклассное чтение по теме «О братьях наших меньших»: Чарушин «Друзья»
Цель : познакомить учащихся с рассказом Чарушина; продолжить работу над развитием навыка беглого осознанного чтения; развивать память, внимание, творческие способности детей, коммуникативную компетентность, умение работать в парах, группах; воспитывать коллективизм и умение оценивать свою и чужую работу; воспитывать бережное отношение к природе и животному миру
Оборудование: вырезанные буквы – название темы урока; надписи и объяснение слов «просека» и «гончая» с изображениями; изображения лисёнка, щенка и охотника; высказывание А. Экзюпери; текст на каждого ученика; тест-контроль на каждого ученика; аудиозапись рассказа; ключ для проверки тест контроля; по 4 конверта с заданиями для каждой из 3-х групп; инструкция выполнения работы (для каждой группы).
І. Организационный момент.
— Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.
ІІ. Дыхательные упражнения
Мысленно положите на ладонь своё хорошее настроение, свою улыбку и лёгким дуновением передайте их своему соседу по парте.
А на другую ладонь положите мысленно все ваши страхи, сомнения, неуверенность и сдуйте их с ладони, чтобы они улетели подальше и не мешали вам на сегодняшнем уроке.
ІІІ. Речевая разминка
А начнём мы урок с речевой разминки. Прочитайте скороговорку про себя, чётко проговаривая звук, который обозначает подчёркнутая буква. ( Лисята в гости шли к лисе). А теперь шёпотом, прочитайте вслух, с ускорением.( прохлопывая ритм)
Прочитайте с вопросительной интонацией, с радостью. Какой звук здесь часто повторяется? Дайте ему характеристику.
ІV. Сообщение темы и задач урока
— К какой группе животных относится лиса? (дикие животные)
— А может ли лиса стать домашним животным? Почему?
— Может ли лиса подружиться с кем-то из домашних животных? Как вы думаете, с кем?
Об этом мы с вами узнаем из рассказа Е.Чарушина «Друзья»
1. Словарная работа.
— При чтении нам могут встретиться незнакомые и непонятные слова. Посмотрите, что они обозначают.
ПРОСЕКА – дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.
ГОНЧАЯ – порода охотничьих собак
2. Знакомство с содержанием рассказа.
2) Беседа по первичному восприятию
— Понравился ли вам рассказ?
— Что именно понравилось в рассказе?
— Какова тема рассказа?
— Кто же является друзьями в рассказе? Можно ли охотника назвать тоже другом зверей? Почему?
— Был ли такой момент, что вы переживали, слушая рассказ? Когда именно?
3. Работа над пониманием прочитанного
— Как появился лисенок в доме лесника?
— Кто уже жил в доме лесника?
— Как звали щенка? Лисенка?
— Почему они получили такие клички? Зачитайте.
— Для чего лиса стала уходить в лес весной?
— Почему Огарок с тех пор не гонит лисиц?
— Щенок стал заправским гончаком – как вы это понимаете? ( вырос и стал настоящей охотничьей собакой)
— Зачитайте, как играли лисенок и щенок.
— Какими словами вы можете охарактеризовать охотника?
— Какова же основная мысль рассказа?
— Пришло время и нам немного поиграть
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).
Ну, красавица – Лиса!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).
5. Проверка понимания прочитанного
— А сейчас тест-контроль. Возьмите листочки с заданиями, которые лежат у вас на краю парты и ответьте на вопросы. ( задания по вариантам )
— Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверьте ответы своего товарища и оцените его работу. ( Взаимопроверка в парах)
— Поднимите руку, кто получил отметку 5? 4? 3? Положите свои проверенные листочки на край парты. Эти отметки я вам поставлю в дневник.
V І. Работа с выставкой книг.
— Каждый день по пути в школу вы видите удивительные творения природы.
— А есть ли у природы свои тайны, секреты?
— Но раскрывает она их не всем. Только доброго человека она посвящает в свои тайны. И чтобы их раскрыть, надо быть наблюдательным, любознательным и много читать. У нас в классе уже несколько дней действует выставка книг, со многими из них вы успели познакомиться. Здесь представлены книги разных авторов. Однако, всех их что-то объединяет. Что же? (Они все о животных, лесе, природе.)
— Почему вы так считаете? Что об этом свидетельствует? (Названия книг, иллюстрации.)
VІІ. Творческая работа
— Сегодня вы будете создавать страницу для книжки про животных. Работать вы будете в группах. Займите, пожалуйста, свои места. Каждая группа будет создавать свою страницу. У вас на парте есть конверты с номерами 1, 2, 3, 4, лист бумаги и клей. Помните, что ваша работа должна бать аккуратной. Работаем по инструкции.
Из конверта №1 достаньте загадки, разгадайте, выберите ту, которая вам больше всего понравилась, ту, которая будет на вашей странице. Остальные положите назад в конверт.
Из конверта № 2 выберите рисунок- отгадку к своей загадке.
Из конверта № 3 выберите стих про животное, которое будет на вашей странице. Обратите внимание, что стих и картинка должны сочетаться друг с другом.
Теперь весь выбранный вами материал нужно акуратно приклеить на лист под линией. Клеим в столбик и в том порядке, в каком выбирали: загадка, картинка, стишок.
Теперь из конверта № 4 выберите название своей странице и приклейте его сверху на линию.
Защита своей страницы ( прочитать загадку, стих и название страницы)
— Как вы понимаете эти слова?
— Помните: вокруг нас в природе столько интересного! И от того, как мы будем относиться к растениям и животным, зависит не только их существование, но и наше тоже.
Не обижайте никогда животных!
Не делайте им больно никогда!
Ведь это так ужасно и жестоко..
Как можно так, не понимаю я…
Как можно притеснять тех, кто слабее
И кто тебе отпор не сможет дать…
Давайте, люди, будем к ним добрее
И будем их беречь и защищать!
— Кому было интересно на уроке и комфортно, то похлопайте себе в ладоши.
— Кто испытал дискомфорт на уроке, было неинтересно, то кивните головой.
V ІІІ. Домашнее задание
— После текста есть план рассказа. Подготовить пересказ текста по плану.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Чарушин Е. «Никитка и его друзья» Читательский дневник, краткое содержание
Чарушин Е. «Никитка и его друзья» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Чарушин Евгений Иванович
Название: «Никитка и его друзья»
Жанр: Сборник рассказов
Тема произведения: удивительный мир детства
Число страниц: 48
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Сборник рассказов о жизни маленького мальчика Никиты, он много играет и фантазирует, любит животных и птиц, а особенно своего пса Томку. Никитке некогда скучать, ведь с ним происходит столько всего интересного.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне больше всего запомнился рассказ о рябчихе. Она хитро уводила Томку от своего гнезда, ловко обманывала, притворялась и улетала всё дальше и дальше, чтобы пёс не нашёл её малыша. Бедный Томка долго бегал за ней по лесу.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Благодаря родителям в детстве в человеке закладывается самое важное, доброта и забота, интерес и любовь к природе
Чему учит эта книга:
Рассказы учат нас любить природу, замечать удивительное вокруг, бережно относится к зверям и птицам, не обижать их. А ещё учит нас фантазировать, никогда не скучать, а придумывать интересные истории обо всём на свете.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень понравились рассказы о Никитке и его друзьях, о животных и птицах. Мальчик очень любит природу и много о ней знает благодаря своему папе.
Новые слова и выражения:
Наземь – на землю, на пол.
Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Пословицы к произведению:
Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрёшься.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.