Дт 01 основные средства кт 08 капитальные вложения что означает
Что такое ОС
Понятие ОС раскрывается в ФСБУ 6/2020 «Основные средства», действующем с 2022 года, и в ПБУ 6/01 «Учет основных средств», действующем до конца 2021 года, а также в НК РФ.
С 2022 года утратил силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», его заменили два новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменили в учете ОС новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
ОС — это имущество предприятия, многократно используемое в производстве и хозяйственной деятельности, отвечающее условиям:
Иначе говоря, ОС — это здания, оборудование, машины, станки, компьютеры, оргтехника, хозяйственные принадлежности и т. п. Также к ОС относят животных, плодоносящие многолетние растения, капитальные коммуникационные и транспортные объекты (узлы связи, дороги, электросети).
К критериям ОС относится и первоначальная стоимость.
Как установить лимит стоимости ОС в бухучете согласно ФСБУ 6/2020 «Основные средства», узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
В налоговом учете (НУ) объекты стоимостью до 100 000 руб. включительно, основными средствами не считаются (ст. 257 НК РФ). Отнесение актива к ОС влияет на порядок учета его стоимости в составе расходов (ОС подлежит амортизации, т. е. списывается постепенно согласно учетной политике предприятия, а МПЗ списывают единовременно), а также на порядок документооборота, инвентаризации и списания.
Проводки при поступлении основных средств
Под ней понимают сумму стоимости покупки ОС и других расходов, связанных с этой покупкой (монтаж, доставка, таможенные сборы, комиссия посредников и т. п.).
ВАЖНО! Первоначальная стоимость актива не включает в себя НДС, если этот налог является для компании возмещаемым. Неплательщики НДС (например, упрощенцы) учитывают это налог в первоначальной стоимости имущества (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).
К бухучету ОС принимается на дату, когда она полностью образована, к НУ — когда ОС вводят в эксплуатацию.
При поступлении актива формируются бухгалтерские записи:
О том, как учесть НДС по основным средствам, читайте в статье «Как предъявить к вычету НДС по основным средствам или оборудованию».
Если ОС требуется монтаж, то в проводках будет участвовать счет 07 «Оборудование к установке». Как правило, используется он строительными организациями. Счет аккумулирует информацию об оборудовании, требующем технологической установки, подключения к сетям и коммуникациям и предназначенного для монтажа в строящихся помещениях. После того как затраты полностью собраны на счете, сумму монтируемого ОС списывают в Дт счета 08 (Дт 08 Кт 07). Далее применяют тот же алгоритм: со счета 08 суммы списывают на счет 01, формируя таким образом первоначальную стоимость актива.
Более подробная информация изложена в Путеводителе по купле-продаже недвижимого имущества от «КонсультантПлюс». Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите к материалам.
Бухгалтерский учет амортизации основных средств: проводки
В отличие от материалов и запасов, потребляемых в производстве, объекты ОС переносят свою стоимость на расходы компании постепенно. Такой процесс называется амортизацией. Однако по отдельным видам ОС ее не начисляют. К таким объектам относят активы, которые не меняют производственные качества в процессе деятельности предприятия: земельные участки, объекты культурного наследия, коллекции произведений искусства и т. д.
В БУ используется три метода начисления амортизации (линейный, метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции), однако для целей НУ применяют только линейный и нелинейный методы.
До конца 2021 года применялся метод списания стоимости по сумме чисел срока полезного использования. С 2022 года данный способ утратил силу.
ВАЖНО! Как правило, организация использует один метод начисления амортизации для БУ и НУ, так как при разных методах формируются налоговые разницы, требующие дополнительного внимания бухгалтера. Поэтому обычно применяют линейный метод расчета.
Линейная амортизация считается по формуле:
А — ежемесячная сумма амортизации;
ПС — первоначальная стоимость ОС (сальдо счета 01);
СПС — срок полезного использования ОС.
Для ее расчета необходимо знать срок полезного использования актива, устанавливаемый постановлением Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 № 1. В бухучете ОС можно списать быстрее, чем в налоговом, применяя другие методы расчета и более короткий срок использования, но тогда образуются налоговые разницы, так как бухгалтерские и налоговые суммы будут отличаться.
Пример расчета амортизации линейным методом подготовили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите к примеру.
Для учета амортизации ведут записи по счету 02 «Амортизация основных средств». Ее суммы дебетуются со счетов учета производственных и коммерческих затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44), формируя кредитовое сальдо по счету 02.
Бухгалтер ежемесячно формирует записи:
Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 02 — начислена амортизация по ОС.
Бухгалтерские проводки по восстановлению основных средств
Первоначальная стоимость может увеличиваться, если проведены работы по восстановлению ОС (модернизации, реконструкции и дооборудованию). Порядок учета таких операций отличается в зависимости от того, чьими силами эта модернизация проводится: сторонней организации или самостоятельно. Если модернизацию проводит сторонняя организация-подрядчик, то расходы по таким работам отражают по Дт счета 08 в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В этом случае формируют проводки:
Если работы выполняются самостоятельно, то расходы по дооборудованию учитывают на счете 08 в корреспонденции со счетами учета затрат (10, 70, 69 и т. д.). При этом формируются записи:
Дт 08 Кт 10 (70, 69 и т. д.) — отражены затраты на модернизацию ОС.
По окончании работ суммы, накопленные на счете 08, списывают в Дт счета 01, увеличивая, таким образом, первоначальную стоимость актива.
Подробнее об особенностях БУ и НУ ОС читайте в статье «Модернизация основных средств — бухгалтерский и налоговый учет».
Продажа ОС
В случае, когда организация продает ОС, она обязана отразить в учете стоимость реализации актива и первоначальную стоимость за вычетом амортизации (остаточная стоимость). Формируются записи:
Право собственности на актив переходит на основании акта (форма № ОС-1). Если объект продажи — недвижимость, то датой перехода права является дата госрегистрации.
Пример отражения продажи ОС убытком от КонсультантПлюс:
Организация продает объект ОС по цене 1 200 000 руб., в том числе НДС 200 000 руб. Затраты на доставку имущества до покупателя договором возложены на организацию. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите пример.
Ликвидация ОС
В случае ликвидации бухгалтер оформляет акт о списании (форма ОС-4), формирует остаточную стоимость и списывает ее на прочие расходы:
Если ОС полностью самортизировалось, то его остаточная стоимость равна нулю, и на формирование экономического результата такое выбытие актива никак не повлияет.
Итоги
Таким образом, учет ОС довольно разнообразен, так как сопровождает множество ситуаций, связанных с приобретением, использованием, списанием, модернизацией. Принятие актива к учету (счет 01) происходит через счета 07 и 08, аккумулирующие расходы, связанные с приобретением, монтажом, доставкой и т. п. Выбытие ОС происходит посредством списания остаточной стоимости на прочие расходы организации.
ФСБУ 26/2020: как по-новому учитывать капитальные вложения с 1 января 2022 года
Новый стандарт ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» с 2022 года существенно меняет порядок бухгалтерского учёта капитальных вложений. Рассказываем об изменениях, которые затронут всех, и о послаблениях для малого бизнеса. В конце статьи — видео с вебинара Алексея Иванова и Людмилы Архипкиной по применению нового стандарта.
Что относится к капитальным вложениям
Новый стандарт относит к капитальным вложениям только те затраты, которые связаны с основными средствами, а именно — с их приобретением, созданием, улучшением или восстановлением (п. 5 ФСБУ).
В частности, в состав капвложений входят:
Также в соответствии с новым стандартом капвложения включают в себя и различные виды имущества, которые используют для таких операций. Например, если были куплены какие-то материалы для строительства, монтажа, реконструкции, то их сразу нужно учитывать в качестве капвложений, а не как запасы.
30 сентября 2021 года Минфин опубликовал проект приказа «О внесении изменений в Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утверждённый приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 сентября 2020 г. № 204н», в котором котором капитальные вложения определены как затраты, которые станут впоследствии не только основными средствами, но и нематериальными активами. Скорее всего, этот проект будет принят.
Кто и когда обязан применять ФСБУ 26/2020
В общем случае применять новый стандарт при учёте вложений в основные средства должны все организации, кроме бюджетных (п. 2 ФСБУ 26/2020 ). Представители малого бизнеса, которые ведут упрощённый бухучёт, могут не использовать отдельные положения ФСБУ 26/2020, об этом ниже.
Есть два исключения, предусмотренные пунктом ФСБУ 26/2020. Новый стандарт можно не использовать:
Порядок признания капитальных вложений в бухгалтерском учёте
В новом стандарте впервые сформулированы условия для признания капвложений в бухучёте (п. 6 ФСБУ 26/2020 ):
Также впервые определён момент признания капитальных вложений: это нужно делать по мере осуществления затрат, которые соответствуют приведённым выше критериям (п. 9 ФСБУ).
Вести бухучёт капвложений нужно в разрезе объектов основных средств, которые организация приобретает, создаёт, улучшает или восстанавливает (п. 7 ФСБУ 26/2020).
Оценочные обязательства в стоимости капитальных вложений
Теперь в стоимость капвложений следует включать оценочные обязательства (пп. «ж» п. 10 ФСБУ 26/2020 ). Например, это могут быть затраты по будущему демонтажу или восстановлению окружающей среды.
Дт 08 Кт 96 — оценочное обязательство сформировано при осуществлении капвложений.
Дт 91 Кт 96 — корректировка оценочного обязательства перед каждым годовым отчётом.
Дт 96 Кт 60 (69, 70, 71…) — оценочное обязательство списано после фактического осуществления затрат.
Учёт дополнительных материальных ценностей при осуществлении капитальных вложений
Если при осуществлении капвложений организация дополнительно получит материальные ценности, которые затем будет использовать, их стоимость нужно вычесть из капвложений. Например, это может быть продукция, которую выпустили при пусконаладочных работах. Оценивать полученные ценности можно по чистой стоимости продажи, по стоимости аналогичных ценностей или по справедливой стоимости (п.15 ФСБУ 26/2020 ).
Если организация учла ценности в качестве капвложений, но затем не использовала их в полном объёме, нужно вычесть стоимость оставшихся ценностей из капвложений.
Исключение из стоимости капитальных вложений затрат, связанных с ненадлежащей организацией процессов
В капвложения не следует включать затраты, которые возникли из-за нарушений в организации бизнес-процессов. Например, перерасход материалов, потери от простоев, брака, ремонты после аварий (пп. «в», «г» п. 16 ФСБУ 26/2020 ).
Особый порядок учёта капитальных вложений при длительной отсрочке или рассрочке
Если организация рассчитывается с поставщиками или подрядчиками на условиях длительной отсрочки или рассрочки платежа, то в капвложения нужно включать только те суммы, которые заплатили бы при расчётах без отсрочки. Разницу в этом случае учитывают равномерно в течение срока рассрочки по аналогии с процентами по кредитам.
Длительной считают отсрочку или рассрочку свыше 12 месяцев. Но организация может установить и меньший период, закрепив его в учётной политике (п. 12 ФСБУ 26/2020 ).
Дт 08 Кт 60 — признана стоимость капвложений без учёта рассрочки.
Дт 91 Кт 60 — оставшаяся стоимость капвложений признана равномерно.
Учёт капитальных вложений при оплате неденежными средствами или безвозмездном получении
Если организация полностью или частично оплачивает капвложения неденежными средствами, их оценивают в следующем порядке (п. 13 ФСБУ 26/2020 ):
Если организация получает имущество безвозмездно, затраты на него необходимо признавать только по справедливой стоимости ( п.14 ФСБУ 26/2020 ).
Проверка капитальных вложений на обесценение
Оценить капвложение при обесценении нужно по наибольшей из двух величин:
Так как специального счёта для учета обесценения нет, то здесь можно использовать отдельный субсчёт к счёту 02 «Амортизация основных средств» по аналогии с обесценением ОС ( рекомендация БМЦ от 20.02.2015 № Р-56/2016-КпР ).
Дт 91 Кт 02 — отражён убыток от обесценения капвложений.
Послабления для тех, кто ведёт упрощенный бухгалтерский учёт
Малые предприятия, которые ведут упрощенный бухучёт, имеют право (п. 4 ФСБУ 26/2020 ):
В каком порядке прекращать признание капитальных вложений
В обычной ситуации капитальные вложения становятся основными средствами в момент их ввода в эксплуатацию (п. 18 ФСБУ 26/2020 ). При этом вся накопленная сумма капвложений формирует первоначальную стоимость основных средств.
Дт 01 Кт 08 — основное средство введено в эксплуатацию.
Но в некоторых ситуациях капвложения нужно списать с бухучёта без признания основного средства (п. 19 ФСБУ 26/2020 ):
Капвложения нужно списать в том периоде, когда принято решение об их прекращении, или когда объект выбыл. Организация в этом же периоде признает доходы или расходы, исходя из разницы между двумя величинами ( п. 20-22 ФСБУ 26/2020 ):
Дт 91 Кт 08 — списана стоимость капвложения.
Дт 91 Кт 60 (70,71…) — отражены затраты на демонтаж.
Дт 10 Кт 91 — отражена стоимость материалов, поступивших от выбытия капвложений.
Как раскрывать информацию о капвложениях в бухгалтерской отчётности
Новый стандарт уточнил требования к раскрытию информации о капвложениях в отчётности. В частности, теперь необходимо раскрывать (п. 23 ФСБУ 26/2020 ):
Организации, которые ведут упрощённый бухучёт, могут не раскрывать в отчётности информацию об обесценении и сведения об авансовых платежах любого вида.
Как переходить на новый стандарт
В общем случае изменения учётной политики, связанные с переходом на ФСБУ 26/2020, следует отражать в отчётности ретроспективно. Это значит, что все показатели, связанные с капвложениями нужно пересчитать так, как будто новый стандарт применялся с начала их формирования (п. 25 ФСБУ 26/2020). Но допускается и перспективный вариант пересчёта данных. Этот способ проще — тогда вести скорректированный учёт капвложений нужно только с даты начала работы по новому стандарту (п. 26 ФСБУ 26/2020 ).
Организация должна в первой бухгалтерской отчётности после начала использования нового стандарта указать выбранный вариант пересчёта (п. 27 ФСБУ 26/2020 ).
ФСБУ 26/2020 в деталях
Подарок для наших читателей — запись вебинара по применению ФСБУ 26/2020. Два часа подробного разбора новаций стандарта, конкретных примеров и ответов на вопросы! Спикеры — известные эксперты в бухгалтерии и участники разработки новых ФСБУ:
Что такое капитальные вложения в бухучете и каковы их отличительные характеристики
Определение данного понятия мы можем найти в ст. 1 закона «Об инвестиционной деятельности…» от 25.02.1999 № 39-ФЗ. К капвложениям закон относит основные средства, а именно — затраты на их создание, приобретение, расширение, реконструкцию, проектно-изыскательские работы и проч.
Если мы обратимся к п. 4 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», действующему с 2022 года, и к п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», действующему до конца 2021 года, то увидим, что важным критерием основных средств является долгосрочность их использования — более года.
Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утратил силу, а при учете капвложений нужно руководствоваться новым ФСБУ 26/2020, которое так и называется «Капитальные вложения». Что в связи с этим изменилось в учете, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в материал.
В свою очередь, определение долгосрочного инвестирования нам дает положение по бухучету, утвержденное письмом Минфина РФ от 30.12.93 № 160. К долгосрочным инвестициям п. 1.2 данного положения причисляет затраты на создание, покупку, увеличение размеров внеоборотных активов, которые используются дольше одного года. При этом выделяется важное условие — такие объекты не могут быть использованы для продаж.
ВАЖНО! Не являются долгосрочным инвестированием долгосрочные финвложения в ценные бумаги (в том числе государственные) и уставные капиталы иных компаний.
Капвложения в бухучете учитываются по фактически осуществленным затратам (п. 9 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», действующий с 2022 года., п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», действующий до конца 2021 года).
Если фирма осуществляет строительство актива, для учета произведенных капзатрат рекомендуется следующая их разбивка:
При этом до завершения строительных работ общая сумма вышеприведенных затрат образует стоимость незавершенного строительства актива.
Как арендатору отразить в бухучете капвложения в неотделимые улучшения арендованного имущества, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Если же фирма не создает имущественный объект, а покупает — ситуация упрощается: в данном случае капвложения в активы будут равны сумме фактических затрат на их приобретение.
Резюмируя рассмотренные нами нюансы, можно сделать вывод, что определяющей характеристикой капвложений является их ориентирование на приобретение (или самостоятельное создание) инвестиционного актива, который будет использоваться более 12 месяцев. Именно поэтому капвложения не учитывают в составе текущих расходов, а включают в первоначальную стоимость основных средств. Причем данный порядок действует и в бухучете, и в налоговом учете.
Итоговый результат инвестиций — формирование объекта основного средства, подлежащего учету по его первоначальной стоимости. Поэтому для бухучета капвложений необходимо руководствоваться нормами ПБУ 6/01, посвященного детальному описанию правил бухучета основных средств.
Узнать, что из себя представляют эти активы, вы можете из статьи «Что относится к основным средствам предприятия?».
Учет капвложений: применяемые счета в бухучете
Согласно плану счетов бухучета (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н) для отражения информации о капзатратах на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухучету в качестве основных средств, применяется сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы». Именно на нем собираются все произведенные расходы, образующие первоначальную стоимость нашего актива. К данному счету предусмотрено несколько субсчетов для детального учета осуществляемых затрат.
Исчерпывающую информацию о сч. 08 вы найдете в наших публикациях:
А вот после признания объекта можно выбрать, как его оценивать : по первоначальной или по переоцененной стоимости. Причем выбранный способ применяется ко всей группе ОС.
До конца 2021 года согласно п. 8 ПБУ 6/01 первоначальную стоимостью купленных основных средств образовывала совокупность затрат по их приобретению, созданию и сооружению (за вычетом НДС и прочих возмещаемых налогов).
Бухгалтерская проводка в этом случае выглядит следующим образом:
Дт 08 Кт 60.
Первоначальную стоимость актива, изготовленного фирмой самостоятельно, составляют фактические затраты на его производство.
ВАЖНО! Порядок учета и формирования капзатрат на производство основных средств должен соответствовать тому порядку, что определен для учета затрат соответствующих видов продукции, производимых фирмой.
Проводка по учету самостоятельно созданных активов будет иметь следующий вид:
Дт 08 Кт 10, 02, 07, 10, 23, 26, 60, 69, 70, 71, 76.
Создание (реконструкция, модернизация) актива может быть связана с приобретением оборудования, предполагающего осуществление его монтажа, или оборудования, которое невозможно эксплуатировать без предварительной установки (классические примеры — оборудование с креплением на фундаменте, соединение отдельных частей технологической линии и др.). Принятие к учету таких объектов отражается на сч. 07:
Дт 07 Кт 15, 23, 60, 71, 75, 76, 79, 86, 91.
По мере передачи имущества в монтаж оно переносится со сч. 07 на сч. 08:
Дт 08 Кт 07.
Процесс создания нового объекта (или реконструкции уже имеющегося) может быть очень продолжительным. Это обусловлено, в частности, поэтапным способом принятия работ, длительным осуществлением опытной эксплуатации, которая производится до тех пор, пока не будут достигнуты запланированные проектные параметры, и многими другими специфическими объективными факторами, имеющими место в строительстве.
Все это может потребовать очень больших капзатрат, осуществить которые возможно только с помощью привлеченных заемных средств. Проценты по ним будут увеличивать бухгалтерскую стоимость капвложений в активы:
Дт 07, 08 Кт 66, 67.
ВАЖНО! Данное правило относится только к тем процентам, которые начислялись до принятия актива к учету. После этого события проценты относят на операционные расходы (п. 11 ПБУ 10/99).
После того как все капзатраты по объекту будут полностью собраны на сч. 08, он считается готовым к эксплуатации, а его стоимость переносится на сч. 01:
Дт 01 Кт 08.
Итоги
08 счет бухгалтерского учета
Многие компании, особенно занятые в производстве или сельском хозяйстве, держат на балансе машины, оборудование, здания, земельные участки и так далее. Для учета используют счет 01, про который мы уже рассказывали. Однако прежде чем принят ОС к учету на 01 счет, оно проходит через счет 08.
Зачем нужен счет 08
08 счет используют для учета затрат компании на имущество, которое впоследствии будет принято к учету как основное средство или нематериальный актив. В сельском хозяйстве на 08 счете учитывают расходы на формирование стада продуктивного и рабочего скота.
Счет 08 — активный. Увеличение затрат на ввод в эксплуатацию приобретенного имущества относят на дебет. Например, при покупке станка в дебет 08 счета будет списана не только стоимость актива, но и траты на доставку, монтаж и пуско-наладку. При принятии объекта к учету его стоимость списывают по кредиту.
Порядок использования счета 08 закреплен в ПБУ 6/01 и ПБУ 17/20.
Что такое вложение во внеоборотные активы
Вложения — это траты фирмы, которые необходимы для создания или получения основных средств или нематериальных активов.
Затраты на 08 счете не участвуют в формировании финансового результата в том периоде, в котором они приняты к учету. Понесенные расходы принято относить на стоимость земельных участков, приобретенной или возведенной недвижимости, природных объектов, сельскохозяйственных животных.
В дальнейшем эти затраты списывают в расходы через амортизацию объектов ОС и НМА.
Например, компания купила помещение за 10 000 000 рублей в 2020 году. Принять всю сумму в расходы нельзя. Когда компания введет объект в эксплуатацию, с кредита 08 спишет затраты по приобретению в дебет 01, и тогда она начнет амортизировать это имущество. Допустим, срок полезного использования 25 лет. Тогда в состав расходов ежегодно будет включено:
10 000 000 руб. / 25 лет = 400 000 рублей.
То есть ежегодно в расходы будут списывать 400 000 рублей.
Какие субсчета открывают к счету 08
План счетов предлагает открывать к счету 08 следующие субсчета, которые мы собрали в таблице.
Субсчет | Используем для учета |
08.1 | Здесь собираем все затраты, связанные с покупкой земельного участка: от стоимости его приобретения до пошлин за регистрацию. |
08.2 | Обобщаем здесь все затраты, связанные с покупкой объектов природопользования. |
08.3 | Здесь аккумулируем все затраты, связанные с самостоятельным созданием ОС. Например, это расходы на возведение зданий и монтаж оборудования. |
08.4 | Учитываем все затраты, связанные с покупкой машин и оборудования, которым не нужен монтаж. |
08.5 | Здесь отражаем стоимость купленных НМА. Это могут быть лицензии на компьютерные программы, товарные знаки и так далее. |
08.6 | Здесь фиксируем все затраты, которые понесла компания для выращивания молодняка животных. |
08.7 | Здесь отражаем стоимость купленных взрослых животных с учетом их доставки. |
08.8 | Здесь отражаем затраты компании на НИОКР. Например, создание новой технологии или опытного образца. |
Как ведут аналитический учет на счете 08
На 08 счете ведут детальный аналитический учет по каждому объекту, на который осуществляются затраты. Например, на 08 счете ведется учет:
Кроме того, затраты должны быть разбиты на группы. Например, расходы на строительство, реконструкцию, монтаж, проектно-изыскательные работы и так далее.
С какими счетами корреспондирует счет 08
Счет 08 корреспондирует с большей частью счетов по дебету. Список счетов, с которыми он корреспондирует по кредиту, гораздо меньше. Для удобства мы собрали все счета в таблицу.