Dtscd up что это за формат
Формат DTS. Как воспроизвести DTS, как создать DTS-CD
О формате
DTS расшифровывается как Digital Theater System и представляет собой систему lossy кодирования многоканального звука, разработанную одноименной компанией с подачи Стивена Спилберга. Дебют системы состоялся с выходом первой части «Парка юрского периода». DTS является прямым конкурентном во многом схожей системы Dolby Digital.
Сегодня данный формат используется не только в кинопрокате, но также и в сфере бытовой аппаратуры, например для кодирования дорожек DVD-Video.
Кроме того, DTS имеет и другие нестандартные применения. Например, используется для кодирования многоканального аудио и последующей передачи его через S/PDIF (данный интерфейс не поддерживает передачу несжатого многоканального звука).
Другим интересным применением, о котором и пойдет речь, является формат DTS-WAV. Фактически это поток DTS в контейнере WAV, причем полностью соответствующий стандарту PCM 16 bit/44.1 kHz. То есть, это PCM WAV файл, полностью соответствующий спецификации Red Book (Audio CD), который можно даже воспроизвести. Однако при воспроизведении без специального декодирования мы услышим только шум, т.к. в PCM содержатся на самом деле закодированные данные. Эта уловка была придумана затем, чтобы подобное DTS аудио можно было легко записать на обычный CD носитель в формате CD Audio. Далее этот диск можно воспроизвести на устройствах, имеющих специальный декодер DTS. Дабы отличить данные диски от обычных Audio CD, эти устройства предварительно проверяют поток на наличие в нем DTS и решают, использовать декодер DTS или нет.
Как прослушать
На компьютере формат DTS можно воспроизвести с помощью foobar2000 с плагином DTS Decoder. С недавних пор этот плагин работает как постпроцессор (раньше он было опционально включаемым обработчиком DSP), т.е. находится в тракте плеера непосредственно после декодера:
Это позволяет сохранять поток в исходном виде до поступления его на декодеры таких форматов как DTS и HDCD (практически любая обработка повредит данные и сделает их декодирование невозможным).
С вышеописанным плагином foobar2000 поддерживает воспроизведение DTS-CD, DTS-WAV (формат *.wav или *.dtswav) и Coherent Acoustics DTS файлов в собственном контейнере *.dts.
Как кодировать
Существует только один бесплатный консольный кодер DTS, и тот появился относительно недавно. Именно его, т.е. DCAENC, мы и будем использовать. Также нам понадобится foobar2000 с плагинами.
Подробно процесс кодирования описан в статье Принципы настройки конвертера foobar2000, я же опишу только основные моменты.
Параметры кодировщика устанавливаем следующие:
Подразумевается, что кодировать мы будем из 5.1 источника. Я для примера взял DVD-Audio в формате 24 bit/96 kHz/5.1 channels. На выходе нам надо получить частоту дискретизации 44.1 кГц, потому в DSP следует добавить ресемплер:
После кодирования на выходе мы получим набор файлов формата *.dts. Теперь их необходимо инкапсулировать в PCM WAV файлы. Для этого будем использовать утилиту SoX — прямо из foobar2000, через плагин Run Service.
Распакуйте архив и поместите все файлы в папку foobar2000/tools/SoX/ (имеется ввиду папка, куда установлен foobar2000.exe). Затем добавьте новый сервис:
К сожалению, запись Audio CD в foobar2000 на некоторых оптических приводах не работает. В таком случае можно воспользоваться еще более надежным методом — функцией записи в Exact Audio Copy. Эта программа позволяет установить коррекцию смещения записи, и таким образом избежать потери семплов в начале или конце диска. Алгоритм записи через EAC изложен мною в тесте «Страдает ли качество звука при записи/чтении Audio CD». Подробно почитать о настройках EAC можно на этом сайте.
В общем-то, можно использовать и другие программы записи. Главное, чтобы они не выполняли декодирование DTS потока, и вообще какую-либо обработку.
Итак, мы записали наш диск— DTS-CD готов. Можем проиграть его в foobar2000 (обратно установив декодер DTS, если вы конечно его удаляли):
Впрочем, разработчик декодера обещал это неприятное падение исправить.
О компрессии DTS-WAV
Как известно, постпроцессор DTS также поддерживает декодирование потока из сжатых без потерь источников — FLAC, Wavpack и TAK. Однако, надо заметить, что сжатие DTS потока lossless аудио кодеками крайне неэффективно. Дело в том, что указанные кодеки заточены исключительно под сжатие аудио данных, относительная избыточность которых в среднем составляет около 30%, т.е. в среднем lossless кодеки уменьшают размер аудио относительно несжатого формата на 30%. Поток DTS, напротив, является вовсе не аудио данными, а кодом сжатого по lossy алгоритму аудио, избыточность которого в идеале стремится к нулю. С точки зрения аудио данный код является шумовым сигналом, предсказать который практически невозможно, т.е. предикторы lossless кодеков оказываются бесполезны. В итоге мы получаем очень низкую степень сжатия.
Таким образом, например, созданные по описанной выше методике DTS-WAV lossless сжатию не подлежат вообще. FLAC даёт на выходе идентичный битрейт (1411 кбит/с), а кодеры TAK и WavPack даже повышают (!) его. Это говорит о хорошем алгоритме сжатия DTS и отсутствии нулевых битов, неиспользованных для кодирования полезной информации.
Теперь возьмем образ реального DTS-CD диска Marvin Gaye — Forever Yours. При сжатии треков все три кодера выдали битрейт в районе 1250 кбит/с (сжатие на 12% — всё равно очень мало). А вот если сжать DTS-WAV, извлеченные с диска, тем же 7-Zip упаковщиком, мы получим сжатие уже 15%. В то же время 7-Zip проигрывает lossless кодекам по сжатию реальных аудио данных чуть ли не в два раза. Это еще раз подтверждает, что lossless аудио кодеки совершенно непригодны для сжатия DTS-WAV.
Кстати, архиватору 7-Zip таки удалось выручить 8% сжатия для закодированных с помощью DCENC DTS-WAV файлов. Это я к тому, что использовать lossless кодеки, например, для раздачи рипов DTS-CD не имеет смысла. Лучше воспользоваться тем же архиватором 7-Zip с алгоритмом LZMA2.
Информация от спонсора
Мир ККМ: полный спектр услуг, касающихся контрольно-кассовой техники. Здесь Вы можете приобрести, зарегистрировать ККМ, кассовые аппараты, заказать обслуживание кассовой техники и прочие сопутствующие услуги.
DTS:X — что это за формат пространственного звучания?
Вопросы и ответы – всё, что вы хотели знать про DTS:X
DTS:X — что это за формат пространственного звучания?
Вопросы и ответы – всё, что вы хотели знать про DTS:X
DTS, DTS Neo:6, DTS-ES, DTS-HD, наконец, DTS:X – в поколениях форматов окружающего звучания компании DTS несложно запутаться, а если добавить в компанию DTS Virtual:X, DTS Neural: X и DTS Play-Fi, то задача ещё более усложнится. Помочь не заблудиться в таком лесу терминов поможет эта статья.
Самым мощным локомотивом технического прогресса является конкуренция. Среди топовых игроков рынка в какой-либо сфере всегда находится пара (иногда больше), претендующих на безоговорочное лидерство – и их схватка становится мощнейшим катализатором прогресса. Благодаря противоборству сверхдержав СССР и США в 50-е – 70-е годы прошлого века человечество вышло в космос, за какие-то четверть века пройдя путь от экспериментальных полетов с животными на борту до выхода человека в открытый космос, многомесячной работы космонавтов на орбитальной станции, пилотируемого полета на Луну и беспилотного исследования соседей по Солнечной системе. Спускаясь с небес на Землю можно найти массу аналогичных примеров, пусть и не столь масштабных, но определяющих нашу повседневную жизнь в гораздо большей степени. Intel vs Motorola (процессоры), Canon vs Nikon (фототехника), Apple vs Microsoft (операционные системы для рабочих станций), Apple vs Google (операционные системы для мобильных гаджетов), HP vs Epson (принтеры), JVC vs Sony (проекторы для домашнего кинотеатра), Samsung vs LG (телевизоры) – перечисление можно продолжать бесконечно. И в этот же ряд можно поставить конкуренцию компаний Dolby Laboratories и Digital Theater System (DTS) в области форматов окружающего звучания, благодаря которой мы имеем сегодня впечатляющее звуковое сопровождение кинофильмов в больших кинозалах и прямо у нас дома.
1. Что было до DTS:X?
Обмен «любезностями» начался с появлением цифрового многоканального формата Dolby Digital, пришедшего на смену матричному аналоговому Dolby ProLogic. Компания Digital Theater System в ответ предложила формат DTS. Как и конкурент, формат поддерживал конфигурацию системы окружающего звучания 5.1 (позже 7.1 – DTS-ES) с шестью или восемью дискретными каналами, кодируемыми со сжатием с потерями. Запуская альтернативу, компания DTS должна была предложить нечто, чего не было у конкурента – и таким преимуществом стала поддержка более высокого битрейта. В формате DTS цифровой поток мог достигать 1 536 кбит/с, в то время как Dolby Digital на старте поддерживал лишь 448 кбит/с (в варианте для дисков Blu-ray этот параметр возрос до 640 кбит/с). Кроме того, DTS использовал более эффективные алгоритмы сжатия звуковой информации. В результате формат DTS в то время смог предложить более качественное звучание, хотя и требовал для хранения больше места на дисках.
С появлением дисков Blu-ray, отличающихся кратно большей ёмкостью, компании Dolby Digital и DTS предлагают новые форматы окружающего звучания Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio соответственно, отличающиеся использованием для компрессии аудиоинформации алгоритмов сжатия без потерь (lossless). Отличия по сути схожи с преимуществами DTS относительно Dolby Digital – если Dolby TrueHD поддерживает битрейт до 18 Мбит/сек, то DTS-HD Master Audio предлагает максимальный битрейт, достигающий 24,5 Мбит/с. При этом, оба формата обратно совместимы с Dolby Digital и DTS соответственно. То есть, если компоненты вашей системы не поддерживают новые форматы саундтреков, то они смогут использовать так называемое «ядро» дорожки, закодированное в Dolby Digital и DTS соответственно с обычными для них битрейтами 640 кбит/сек или 1,5 Мбит/сек.
2. Что такое DTS:X?
Пионером в области 3D-звука стала компания Auro Technologies, предложившая формат Auro 3D, в котором был реализован объектно-ориентированный подход построения окружающего звукового поля с использованием верхних каналов в системе окружающего звучания. Основная идея заключалась в том, чтобы вместо поканальной раскладки звукового полотна фиксировать положение виртуальных источников звука в пространстве, когда каждый такой источник в саундтреке сопровождается трехмерными координатами с изменениями во времени, а задача трансляции этой информации на структуру конкретной системы окружающего звучания ложится на декодирующий процессор. В реальных реализациях таких форматов всё несколько сложнее – фактически это симбиоз поканальной раскладки, в которой закодированы фоновые шумы, и метаданных о положении виртуальных источников звука.
Новая технология 3D-звука не получила широкого распространения, пока не подключились гранды индустрии – Dolby Labs и DTS. Первые предложили 3D-формат Dolby Atmos, вторые – DTS:X. Оба новых формата на транспортном уровне (для записи на диски Blu-ray и UltraHD Blu-ray, сетевого стриминга или телевизионного вещания) используют существующие поканальные форматы со сжатием без потерь Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio соответственно. Таким образом, реализована обратная совместимость с этими форматами, что позволяет воспроизводить дорожки в Dolby Atmos или DTS:X даже на системе, не поддерживающей новые форматы.
Чем же отличается DTS:X от Dolby Atmos? Главным отличием стало отсутствие у DTS:X конкретных требований к конфигурации системы окружающего звучания. Адаптированная для домашнего кинотеатра реализация формата Dolby Atmos теоретически поддерживает конфигурацию системы окружающего звучания 24.1.10 (24 акустические системы вокруг зрителей, 10 колонок, смонтированных на потолке, а также один или несколько сабвуферов). Но в современных AV-процессорах или ресиверах реализуется поддержка конфигураций от 5.1.2 до 9.1.4.
В отличие от Dolby Atmos, DTS:X четко не декларирует количество и тип акустики в вашем кинозале. Подразумевается, что процессор DTS:X распределит звуковую информацию оптимальным образом, опираясь на заданную конфигурацию системы окружающего звучания. В компании DTS подчеркивают, что объектно-ориентированный подход отличается тем, что абстрагирован от конкретной конфигурации акустики. То есть, минимальная конфигурация системы окружающего звучания для DTS:X – трифоник (2.1). Правда, здесь нужно учитывать один момент – чудеса случаются редко, и получить четко выраженную трехмерную звуковую картину на трифонике очень тяжело. То есть, чем более сложная по структуре система окружающего звучания реализована в вашем кинозале, тем более реальной будет трехмерная звуковая картина.
3. Так, все же, сколько нужно каналов в домашнем кинотеатре для реализации поддержки DTS:X?
В этом отношении рекомендации совпадают с аналогичными советами для Dolby Atmos. Минимальная конфигурация состоит из стандартного варианта 5.1, дополненного двумя потолочными колонками для увеличения вертикального разрешения звуковой картины. Максимальный вариант – 9.1.4 с четырьмя «верхними» каналами. Напомним, что при покупке AV-процессора или ресивера стоит обратить внимание на реализацию многоканального аналогового выхода с предварительного усилителя – именно этот выход определит максимально возможную конфигурацию акустики в вашем домашнем кинозале. При этом, к примеру, если ваш AV-ресивер оснащен семью каналами усиления, но имеет выход с предусилителя 9.2.4, то при желании в будущем можно будет добавить внешний усилитель мощности с необходимым числом каналов и соответствующее количество колонок.
4. Насколько обязательно для DTS:X располагать колонки на потолке?
Действительно, во многих случаях, особенно когда инсталляция системы домашнего кинотеатра проводится в существующем интерьере, установка акустических систем на потолке крайне сложна, а подчас и вообще невозможна. Решением проблемы может стать использование специальных колонок для новых 3D-форматов, работающих на отражение звуковых волн от потолка. Такие модули обычно устанавливаются сверху фронтальной пары акустики и тыловых колонок, что значительно проще реализовать.
Кроме того, производители стали предлагать модели акустических систем со встроенными модулями «верхних» каналов. Единственный момент, который необходимо учитывать – поверхность потолка должна обладать хорошей отражающей способностью. Впрочем, это вряд ли будет проблемой – нужные свойства демонстрирует большинство используемых отделочных материалов – штукатурка, гипсокартон, дерево, фанера, и тому подобное. Лишь бы высота потолка была не слишком большой.
5. Придется ли обновлять оснащение домашнего кинотеатра для поддержки DTS:X?
Поскольку на транспортном уровне DTS:X использует распространенный формат DTS-HD Master Audio, то заменять источник в вашей системе скорее всего не придется – он лишь должен уметь вывести на AV-ресивер или процессор по HDMI цифровой поток DTS-HD Master Audio, что способны делать практически все современные мультимедийные плееры и проигрыватели Blu-ray и UltraHD Blu-ray. Учитывая, что процесс декодирования саундтрека происходит в AV-процессоре или ресивере, эти компоненты должны поддерживать DTS:X. То есть, этот элемент системы придется заменить. Единственный момент – если ваш AV-процессор или ресивер поддерживает формат Dolby Atmos, но не поддерживает DTS:X, то, прежде чем искать им замену, стоит проверить, нет ли на сайте производителя компонента свежей системной прошивки с поддержкой DTS:X. Вполне вероятно, вас будет ждать приятный сюрприз. Про нюансы апгрейда системы окружающего звучания было рассказано выше.
6. Что такое DTS Virtual:X и как он связан с DTS:X?
В отличие от DTS:X, DTS Virtual:X не является форматом саундтреков. По сути, это алгоритм постобработки, позволяющий с помощью DSP, с одной стороны, адаптировать саундтреки в обычных (не 3D) форматах для воспроизведения на системах окружающего звучания с потолочными каналами, увеличивая вертикальное разрешение звуковой картины. С другой стороны, эта технология позволяет эмулировать трехмерное звучание не только на обычной системе 5.1 или 7.1, лишенной «верхних» каналов, но даже в саундбарах, не оснащенных направленными вверх излучателями. Как всякая система виртуального объемного звучания, технология DTS Virtual:X для эффективной работы подразумевает установку акустики в помещении правильной формы со стенами и потолком, способными хорошо отражать звуковые волны.
DTS-HD Master Audio и Dolby TrueHD против DTS и DD — какова будет разница? Разбираемся с форматами многоканального аудио
Разбираемся с форматами многоканального аудио
Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio – от обилия названий в описании современной AV-техники может пойти кругом голова. Что скрывается за этими аббревиатурами? И насколько принципиальна поддержка этих форматов компонентами современного домашнего кинотеатра? Попробуем разобраться.
В эпицентре событий
Начнем, как водится, от печки – что такое многоканальный звук и зачем он нужен? Как следует из названия, этот тип саундтрека подразумевает использование для донесения до слушателя или зрителя звуковой информации не один (как в моно) и не два (как в стерео) канала, а большее их количество. Это нужно для того, чтобы создать иллюзию окружающего звучания, когда звуковая картина формируется не перед тобой, а вокруг тебя. При прослушивании музыки чаще всего моделируется зрительный зал и сцена с музыкантами, которая расположена перед слушателями – то есть, задача как раз сформировать звуковую картину во фронтальной плоскости, с чем прекрасно справляется двухканальная (стереофоническая) система.
При просмотре кинофильмов задача усложняется – зрителя порой нужно поместить в эпицентр действия, сформировав иллюзию окружающего звучания. Если пока не удается предложить трехмерную «картинку», хотя попытки реализаций в этом направлении с переменным успехом предпринимаются, то усилить впечатление от просмотра за счет окружающего звукового сопровождения получилось гораздо раньше и успешнее.
В классической конфигурации системы окружающего звучания домашнего кинотеатра используются пять каналов окружающего звучания (конфигурация 5.0). Фронтальную полусферу обслуживают три акустические системы – фронтальную пару колонок дополняет АС центрального канала. При сопровождении кинофильмов центральный канал наиболее информационно нагружен, поскольку чаще всего через него транслируется основная часть диалогов. Именно поэтому качеству этой колонки стоит уделить особое внимание – её класс должен быть не ниже уровня фронтальных АС. В идеале, который в домашнем кинозале по разным причинам удается достичь достаточно редко, все три колонки фронтальной полусферы должны быть одинаковыми. Эти три основных канала дополнены парой тыловых, ответственных за эффекты позади зрителей.
В дальнейшем количество каналов росло. Прежде всего, был добавлен канал низкочастотных эффектов, обслуживаемый специализированной АС, называемой сабвуфером (конфигурации 5.1 и 5.2 с двумя сабвуферами). Спустя некоторое время, пару тыловых каналов сменили четыре – два, как и раньше, располагались чуть позади по бокам от зрительских мест, и пара монтировалась строго сзади. Такое решение позволяло сделать окружающее звуковое поле более равномерным. Конфигурация 7.1 и 7.2 с двумя сабвуферами долгое время оставалась стандартом де-факто для продвинутых домашних кинозалов. Драматические изменения произошли с появлением 3D-форматов саундтреков Dolby Atmos и DTS:X с дополнительными каналами, расположенными на потолке. Впрочем, это тема, достойная отдельной статьи.
Из истории многоканального аудио
Первый формат кодирования многоканального звука Dolby Pro Logic был представлен американской компанией Dolby Laboratories в 1987 году. Для записи многоканальной звуковой дорожки использовались два канала, что позволяло применять этот формат в релизах фильмов на кассетах VHS, которые могли воспроизводится на стереофонических видеомагнитофонах. Технология использовала аналоговую запись звука и позволяла кодировать пять каналов окружающего звучания. Для декодирования в состав системы домашнего кинотеатра должен был входить матричный декодер Pro Logic, который мог быть частью AV-ресивера.
С появлением видеодисков DVD исчезла необходимость использования для кодирования двух физических каналов записи – то есть, теперь можно было каждый канал саундтрека записать отдельно. Кроме того, это был изначально полностью цифровой формат – как видео, так и аудио. Но, при всей прогрессивности формата DVD, свои ограничения были и здесь. Как у любого цифрового формата, существенными ограничениями выступают объем данных, который может быть записан на диск, и максимальный битрейт (скорость считывания потока цифровых данных), поддерживаемый аппаратной частью системы. И если первое ограничение можно обходить, разбивая фильм на несколько дисков (правда, немного ухудшая эргономику использования), то со вторым поделать ничего нельзя. Таким образом, возникает сложная задача – разделить «ширину» (максимально возможный битрейт) цифрового потока между «картинкой» и саундтреками, которых обычно бывает несколько. При этом, важным моментом является то, что при кодировании видео генерятся намного большие объемы данных, чем при обработке аудио.
Жмем цифру с разной эффективностью
Для решения подобных проблем применяются технологии сжатия (компрессии) цифровых данных. Важным моментом при этом является то, что обратный процесс при воспроизведении должен выполняться в реальном времени, то есть, требует определенной вычислительной мощности аппаратной части проигрывателя, что накладывает серьезные ограничения на алгоритм. Как известно, методы сжатия или компрессии цифровых данных делятся на два вида – с потерями и без них (lossless). Кратко остановимся на каждом из них. И начнем со второго, как наиболее простого для объяснения, но более сложного с технической точки зрения при реализации. При сжатии без потерь (lossless) восстановленный при воспроизведении сигнал в точности повторяет оригинал, который был подвергнут компрессии. Грубо говоря, сжатие аудио без потерь можно сравнить с утилитой архивации на вашем компьютере – после разворачивания архива на диске вы получаете совершенно идентичные файлы, которые вы размещали в этом архиве ранее. Идентичные вплоть до последнего байта. Причем, специализированные для обработки цифрового аудио в конкретном формате алгоритмы сжатия работают эффективнее универсальных «архиваторов», поскольку используют особенности этих форматов. Под эффективностью компрессора здесь понимается отношение объемов цифровых данных до обработки и после. Чем результат сжатия меньше по объему, тем компрессор эффективнее. При этом, по эффективности lossless-компрессоры не могут тягаться с алгоритмами сжатия аудио с потерями.
Под потерями в данном случае понимается допущение, что результат, полученный после декомпрессии данных, может отличаться от оригинала, который подвергался сжатию. Понятно, что задачей разработчиков алгоритмов сжатия является минимизация этих отличий, но главное, что отличия допускаются. Учитывая, что структура цифровых данных, подвергающихся кодированию (например, аудио в формате PCM) хорошо известна, можно создавать компрессоры с очень высокой эффективностью, расплатой за которую будет некоторая деградация звучания из-за потерь при сжатии.
Настоящий многоканальный звук hd
Итак, первым дискретным многоканальным цифровым форматом саундтреков стал предложенный все той же компанией Dolby Laboratories формат Dolby Digital. Именно он использовался на дисках DVD. Формат позволял кодировать в цифровом виде до шести каналов аудио, используя кодек сжатия с потерями Dolby AC-3. При сжатии шести исходных аудиоканалов в формате PCM с параметрами 16 бит / 48 кГц битрейт цифрового потока, полученного в результате, составляет 448 кбит/сек. На более современных дисках Blu-ray при обработке исходника с параметрами 24 бит / 48 кГц битрейт результата составляет уже 640 кбит/сек. Вечный конкурент Dolby Laboratories, компания DTS предложила альтернативный формат DTS, использующий алгоритмы сжатия с потерями и предлагающий ощутимо более высокий битрейт, достигающий 1,5 Мбит/сек, что обеспечивало более высокое в сравнении с Dolby Digital качество звучания, однако, требовало больших объемов для хранения саундтреков.
С появлением дисков Blu-ray революционные изменения произошли не только с качеством видео, которое от стандартного разрешения перешло к разрешению Full HD. Драматические изменения случились и с качеством звукового сопровождения. Более ёмкие диски, а также существенно возросшая вычислительная мощность аппаратных платформ, на которых строились проигрыватели Blu-ray, позволили использовать для сжатия саундтреков компрессоры без потерь (lossless). Кроме того, в качестве оригиналов можно было выбирать аудио высокого разрешения, или звук hd. Для реализации этих возможностей были разработаны форматы Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio.
Разработанный компанией Dolby Laboratories формат многоканального hd звука Dolby TrueHD допускает кодирование со сжатием без потерь до восьми аудиоканалов в формате PCM с параметрами вплоть до 24 бит / 192 кГц. При этом битрейт результирующего цифрового потока достигает 18 Мбит/сек. Достаточно сравнить это впечатляющее значение со старым форматом Dolby Digital, чтобы понять, что Dolby TrueHD способен обеспечить истинное hd качество звука в многоканальном варианте. Конкуренты из компании DTS тоже не теряли времени даром и ответили форматом DTS-HD Master Audio. По основным параметрам он повторяет стандарт Dolby, предлагая кодирование без потерь до восьми аудиоканалов в формате PCM с параметрами вплоть до 24 бит / 96 кГц (при кодировании шести каналов – до 24 бит / 192 кГц), но традиционно допускает более высокий битрейт, который может достигать 24,5 Мбит/с. Важно, что оба формата обратно совместимы с Dolby Digital и DTS, то есть, при необходимости плеер или AV-ресивер, не поддерживающие новые форматы саундтреков, могут работать с так называемым «ядром» дорожки, получая, соответственно, Dolby Digital и DTS с битрейтами 640 кбит/сек или 1,5 Мбит/сек.
Вывод
Если у вас установлена серьезная система домашнего кинотеатра, а в коллекции наряду с современными блокбастерами немало музыкальных дисков Blu-ray с концертами, то поддержка компонентами системы актуальных HD-форматов окружающего звучания Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio, использующих алгоритмы сжатия аудио без потерь, позволит полностью раскрыть потенциал вашей техники и подарит истинное наслаждение от киносеансов.