Дуа у мусульман что это
Самый сильный дуа, на который ответит Аллах.
Мы научим Вас мощному щиту от всего плохого. Самый сильный дуа от сглаза и порчи, от болезни, и мольбы для исполнения желаний. Их не так много и они не сложные для запоминания. И на эти дуа обязательно ответит Аллах.
На чьи дуа Аллах обязательно ответит?
Есть некоторые условия, которые усиливают дуа или наоборот, ослабляют их. Например, есть некоторые категории людей, дуа которых не отвергаются. Об этом говорится в хадисе:
«На три зова (дуа) будет отвечено, нет в этом сомнений: дуа того, с кем обошлись несправедливо, дуа путника и дуа родителя для своего ребенка». («Дуа родителя против своего ребенка». (Ахмад 2/258))
Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность в «ас-Сахиха» 596.
Добавим к этому хадису этот:
«Дуа трех человек не отвергается: дуа родителя, дуа постящегося и дуа путника».
(Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха» 1797.
И получим 4 категории людей, чье дуа не отвергается Аллахом:
Поэтому, если Вы оказались кем то из этого списка, то Аллах обязательно ответит Вам на Ваши мольбы. Но обратившись к Аллаху с дуа будьте терпеливы и не говорите: «Я просил у Аллаха, а он не дал мне». Аллах Мудрый и ответит Вам в нужный и подходящий для этого момент.
На чьи дуа Аллах может не ответить?
«Человек, находящийся в долгом путешествии, с всклокоченными волосами и весь покрытый пылью, станет поднимать руки к небу, взывая «О, Господь! О, Господь!». Но его еда – харам, питье – харам, и был он вскормлен на хараме. Так как же будет принято его дуа?»
(Муслим, закят: 19; Тирмизи, тафсир: 3)
Человек плохими поступками снижает силу своего дуа, поэтому очень важно совершать как можно больше хороших дел, чтобы они закрывали собой плохие и тогда Ваше дуа будет сильнее и поднимется очень высоко. Иными словами, сила Вашего дуа напрямую зависит от Вас самих, от Вашего положения перед Аллахом. От Вашей искренности и веры в то, что Вы делаете.
5 Самых сильных дуа из Корана.
Возможно Вас это удивит, но самые сильные дуа от сглаза, порчи, пожара и других бедствий содержатся в Коране. И некоторые дуа — это не мольба, а свидетельство веры и декларация качеств Аллаха. Тем не менее, именно они служат надежной защитой от шайтанов, злых духов, демонов, колдунов и от завистников.
Аятуль Курси.
Самый мощный дуа от шайтанов и злых духов. Этот дуа защищает даже от самых сильных шайтанов — Ифритов. Читать его нужно перед выходом из дома и тогда Ангелы будут сопровождать тебя везде, весь день, пока ты не вернешься назад. Подробно об Аятуль Курси читайте в нашей статье тут.
Однако стоит помнить, что если ты будешь совершать большие грехи, то Ангелы покинут Вас оставив один на один со злыми демонами.
Два последних аята суры Бакара.
Эти два аята суры Бакара следует читать перед сном, чтобы надежно защититься от зла ночи.
Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Любому, кто прочитал ночью два последних аята из суры Аль-Бакара. Этого будет достаточно»
Хадис привел Муслим.
285 аят, сура Бакара:
Оригинал 285-ого аята суры Бакара.
Транслит аята: ‘Āmana Ar-Rasūlu Bimā ‘Unzila ‘Ilayhi Min Rabbihi Wa Al-Mu’uminūna ۚ Kullun ‘Āmana Bil-Lahi Wa Malā’ikatihi Wa Kutubihi Wa Rusulihi Lā Nufarriqu Bayna ‘Aĥadin Min Rusulihi ۚ Wa Qālū Sami`nā Wa ‘Aţa`nā ۖ Ghufrānaka Rabbanā Wa ‘Ilayka Al-Maşīru
286 аят суры Бакара:
Оригинал 285-ого аята суры Бакара.
Транслит аята: Lā Yukallifu Al-Lahu Nafsāan ‘Illā Wus`ahā ۚ Lahā Mā Kasabat Wa `Alayhā Mā Aktasabat ۗ Rabbanā Lā Tu’uākhidhnā ‘In Nasīnā ‘Aw ‘Akhţa’nā ۚ Rabbanā Wa Lā Taĥmil `Alaynā ‘Işrāan Kamā Ĥamaltahu `Alá Al-Ladhīna Min Qablinā ۚ Rabbanā Wa Lā Tuĥammilnā Mā Lā Ţāqata Lanā Bihi ۖ Wa A`fu `Annā Wa Aghfir Lanā Wa Arĥamnā ۚ ‘Anta Mawlānā Fānşurnā `Alá Al-Qawmi Al-Kāfirīna
Слушать 285 аят суры Бакара. Чтец: Нассир Аль-Катами.
3 последних суры Корана: Аль-Ихлас, Фаляк, Ан-Нас
Следует прочитать эти три короткие суры перед сном и протереть ладонями все тело, начиная с лица. Так поступал пророк Мухаммад (Мир ему и благословение Аллаха). Запомнить их не сложно, и наша цель — помочь Вам в этом.
Сура Ихлас
Транскрипция:
Qul Huwa Al-Lahu ‘Aĥad
Alllahu Aş-Şamad
Lam Yalid Wa Lam Yūlad
Walam Yakun Lahu Kufuwan ‘Aĥadun
Оригинал суры Ихлас:
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ
اللَّهُ الصَّمَدُ
لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ
وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ
Перевод суры Ихлас
Скажи: «Он – Аллах Единый
Аллах Самодостаточный
Он не родил и не был рожден
и нет никого, равного Ему».
Сура Фаляк
Транслит:
Qul ‘A`ūdhu Birabbi Al-Falaqi
Min Sharri Mā Khalaq
Wa Min Sharri Ghāsiqin ‘Idhā Waqab
Wa Min Sharri An-Naffāthāti Fī Al-`Uqadi
Wa Min Sharri Ĥāsidin ‘Idhā Ĥasad
Оригинал суры Фаляк:
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ
مِن شَرِّ مَا خَلَقَ
وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ
وَمِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ
وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ
Перевод суры Фаляк:
Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета
От зла того, что Он сотворил,
От зла мрака, когда он наступает,
От зла завистника, когда он завидует».
Сура Ан-Нас
Qul ‘A`ūdhu Birabbi An-Nās
Maliki An-Nās
‘Ilahi An-Nās
Min Sharri Al-Waswāsi Al-Khannās
Al-Ladhī Yuwaswisu Fī Şudūri An-Nās
Mina Al-Jinnati Wa An-Nās
Оригинал аята Ан-Нас:
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ
مَلِكِ النَّاسِ
إِلَهِ النَّاسِ
مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ
الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ
مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ
Перевод сура Нас:
Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,
Царя людей,
Бога людей,
от зла искусителя исчезающего при поминании Аллаха,
который наущает в груди людей,
от джиннов и людей.
Это самые сильные дуа из Корана, которые обязательно защитят Вас от сглаза, порчи, колдовства и джиннов (шайтанов). Однако помните, что сила их растет вместе с Вашей верой.
Утренние и вечерние поминания Аллаха
Имаму Абу Амру ибн ас-саляху, да помилует его Аллах, задали вопрос о том, сколько надо поминать Аллаха, чтобы оказаться в числе тех мужчин и женщин, которые часто поминают Аллаха, на что он ответил: «Человек относится к числу поминающих Аллаха часто, если он постоянно повторяет слова поминания, которые, как известно из надёжных хадисов, произносил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. И делает это утром и вечером, в разное время и в разных обстоятельствах, ночью и днём»
Секреты принятых молитв
Как просить Всевышнего, чтобы мольба была принята?
Мы часто слышим слово «дуа» (мольба), особенно во время собраний мусульман, коллективных обрядов: пятничной молитвы, зикра, мавлида, на тазияте (при соболезновании), когда просят престарелого или благочестивого человека сделать дуа. Однако не каждый знает значение и суть дуа, когда его желательно делать. А также, как его следует делать, чтобы Всевышний внял ему и ответил на него. Дабы пролить свет на эту тему, мы и решили написать эту статью.
Определение термина «дуа».
فقال الخطابي: «معنى الدعاء استدعاءُ العبدِ ربَّه عزَّ وجلَّ العنايةَ، واستمدادُه منه المعونةَ. وحقيقته: إظهار الافتقار إلى الله تعالى، والتبرُّؤ من الحول والقوّة، وهو سمةُ العبودية، واستشعارُ الذلَّة البشريَّة، وفيه معنى الثناء على الله عزَّ وجلَّ، وإضافة الجود والكرم إليه»
Всевышний говорит: «Так поминайте же Меня (совершая молитвы, делая дуа и т.д.) и Я буду помнить о вас (вознагражу вас)» (сура «Аль-Бакара», аят 152).
فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ (سورة البقرة آية 152)
В другом аяте Всевышний говорит (смысл): «Воистину для мусульман и мусульманок, часто поминающих Аллаха, приготовил Аллах прощение и награду» (сура «Аль-Ахзаб», аят 35).
Ещё в одном аяте Аллах говорит (смысл): «И поминай Господа своего про себя, смиренно и со страхом и негромко по утрам и вечерам и не забывай поминать Аллаха (сура «Аль-Араф», аят 205).
وَاذْكُرْ رَبَّكَ فِي نَفْسِكَ تَضَرُّعًا وَخِيفَةً وَدُونَ الْجَهْرِ مِنَ الْقَوْلِ بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ وَلَا تَكُنْ مِنَ الْغَافِلِينَ (سورة الأعراف 205)
Что говорится о дуа в Коране и хадисах?
Всевышний в Коране говорит (смысл): «А если тебя (о Мухаммад) спросят Мои рабы обо Мне, то Я близок, отвечаю на мольбы просящего, когда тот просит Меня. Так пусть же они (Мои рабы) просят Меня и продолжают верить в Меня, и тогда они будут на истинном пути» (сура «Аль-Бакара», аят 186).
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ (سورة البقرة آية 186)
Всевышний в Коране говорит (смысл): «Так просите же Аллаха, чтобы Он даровал вам из Своей щедрости. Воистину Аллах ведает о всякой вещи (в том числе и о ваших просьбах)» (сура «Ан-Ниса, аят 32»).
وَاسْأَلُوا اللَّهَ مِنْ فَضْلِهِ إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا (سورة النساء آية 32)
الدعاء سلاح المؤمن وعماد الدين ونور السموات والأرض (جامع الأحاديث 12408)
Адабы (желательные действия) и причины, способствующие принятию дуа.
1) Проявление искренности по отношению к Аллаху;
2) Решительность в мольбе и твёрдая убеждённость в её принятии;
3) Настойчивость в мольбе и нежелательность торопить события;
4) Смиренность во время совершения дуа;
5) Мольба ко Всевышнему и в радости и в горе;
6) Произношение мольбы вслух, но не громко;
7) Отсутствие просьбы о вреде кому-нибудь или чему-нибудь;
8) Признание в своих грехах и просьба об их прощении;
9) Признание благ, которыми Аллах наделил нас и воздание за них Ему хвалы и благодарности;
10) Возвращение всех долгов и совершение за них покаяния;
11) Просить у Всевышнего по три раза;
12) Направиться в сторону Каабы;
14) Начинать просить сначала для себя, и только потом за других;
15) Просить Всевышнего посредством Его прекраснейших имён, эпитетов либо посредством доброго дела;
16) Чтобы одежда, еда и питьё просящего были добыты дозволенным путём;
17) Не просить о греховном или о разрывании родственных уз;
18) Не переходить границы дозволенного в мольбе (например, не просить, чтобы Аллах сделал пророком);
19) Совершать благое и остерегать других от дурного и запретного;
20) Отстранение от всего запретного.
Времена, ситуации и места, в которых Всевышний принимает дуа.
1) Дуа, совершаемое в ночь «Ляйлят-уль-кадр» (ночь предопределения);
2) Последняя треть ночи;
3) Сразу же после совершения обязательных, повседневных пяти молитв;
4) Между азаном и икаматом;
6) Во время столкновения рядов в битве мусульман и немусульман;
7) Во время пития воды Зам-зам, при наличии искреннего и чистого намерения;
8) Во время совершения суджда (земного поклона);
9) Когда посреди ночи просыпаешься и делаешь дуа;
10) Когда ложишься ночью в омовении, а затем специально встаёшь и просишь Всевышнего;
11) Произносить во время дуа следующую молитву «Ля иляха илля анта субханака инни кунту мина-ззалимин» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя, чист Ты от всего недостойного. Воистину я сам притесняю себя (совершая грехи));
12) Дуа людей после того, как умрет верующий;
13) Дуа после чтения салавата на Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) в последнем ташаххуде (ат-тахият);
14) Дуа одного мусульманина другому, в его отсутствие;
15) Дуа в день Арафа (10 день месяца Зуль-хиджджа) на горе Арафа;
16) Дуа в месяце Рамазан;
17) Во время собрания мусульман для коллективного поминания Всевышнего (зикр);
18) Чтение этой молитвы, когда настигает какое-нибудь несчастье: «Инна лилляхи ваинна иляйхи ар-раджиуна, аллахумма уъджурни фи мусибати вахлюф ли хайран минха» (Воистину мы все принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены. О Аллах, даруй мне воздаяние за горе, настигнувшее меня и замени мне мою утрату тем, что лучше неё);
19) Дуа притеснённого по отношению к притеснителю;
20) Дуа родителей своим детям, будь-то хорошее или плохое;
22) Дуа постящегося до тех пор пока он не разговеется;
23) Дуа постящегося во время разговения;
24) Дуа крайне нуждающегося, того, кто находится в очень трудной ситуации;
25) Дуа справедливого правителя;
26) Дуа хорошего ребёнка своим родителям;
27) Дуа после омовения;
28) Дуа после бросания камушек (во время совершения хаджа);
29) Дуа внутри Каабы;
30) Дуа на холме Сафа;
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что такое дуа и когда оно принимается
Довольно-таки часто люди, столкнувшись с определёнными трудностями в жизни, обращаются к Господу за помощью. В исламском вероучении форма обращения к Всевышнему носит название дуа, которое переводится как «мольба».
В Своей заключительной Книге Творец наставляет нас:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем» (2:186)
Совершение дуа возможно не только в ситуациях, когда верующие сталкиваются с какими-либо проблемами. Выполнять мольбу Господу следует и в тех случаях, когда в жизни у человека всё хорошо, выражая тем самым благодарность Аллаху за все дарованные Им блага. Кроме того, выполнение дозволено не только за себя, но и за своих родных, близких, друзей и вовсе незнакомых людей. Верующий, видя, что кто-либо из его окружения сталкивается с теми или иными жизненными трудностями, может попросить у Всевышнего помощи для человека, попавшего в беду.
Дуа, будучи формой обращения к Аллаху, входит в число видов поклонения Господу миров, в связи с чем за свои мольбы верующие, по воле Создателя, могут обрести Его награду. Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) однажды отметил: «Нет ничего благороднее перед нашим Творцом, чем дуа» (хадис передают Тирмизи и Ибн Маджа).
Если человек желает, чтобы его дуа было принято Аллахом, необходимо соблюсти ряд условий:
1. Целеустремленность
На этот счёт существует хадис: «Когда кто-то из вас обращается к Аллаху с просьбой, пусть будет целеустремлён» (Бухари, Муслим).
2. Уверенность в ответе Посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Делайте дуа своему Создателю, будучи уверенными в ответе, и знайте, что Он не отвечает на дуа тех, чьё сердце беспечно и праздно» (хадис приводит ат-Тирмизи).
3. Важно вспоминать о Всевышнем не только при сталкивании с трудностями Подтверждением этому служит хадис: «Кто хочет, чтобы Творец отвечал ему в бедствиях, пусть чаще обращается с мольбой в благополучии» (ат-Тирмизи, Хаким)
4. Терпение
Заключительный Божий Пророк (с.г.в.) советовал: «Всегда на молитву раба Аллаха будет дан ответ, если только он не станет просить о совершении какого-либо злодеяния или разрыва родственных связей, а также если он не станет торопить события». Тогда Мухаммада (с.г.в.) попросили уточнить: «О, Посланник Всевышнего! Что значит торопить события?» И он дал такой ответ: «Это когда человек говорит: «Я обращался с мольбой к Аллаху много раз, но не получил ответа!» и после этого отчаивается и перестаёт просить Аллаха» (хадис приводит Муслим).
5. Отказ от потребления в качестве пищи всего запретного (харама)
Существует хадис о том, как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) отреагировал на мольбу одного из его современников, питавшегося запретной едой: «О Господи! О Господи! Но пища его харам, питьё его харам… Как же будет отвечено такому на его призыв?!» (Муслим).
6. Упоминание 99 имён Аллаха
Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял: «Дуа с упоминанием Величайших имён Аллаха будет принято» (хадис приводится Ибн Маджой).
7. Перед совершением дуа необходимо восславлять Создателя и Его Посланника (с.г.в.)
Доказательством этому служит хадис: «Когда кто-либо из вас изъявит желание обратиться к Всевышнему с мольбой, пусть начнёт с воздания хвалы своему Великому Господу и восславит Его, затем пусть призовёт благословение на Пророка, а уже потом просит, чего пожелает!» (ат-Тирмизи и Абу Дауд).
8. Направление в сторону Каабы
Среди достоверных хадисов имеется следующий: «Посланник Всевышнего вышел на молельню помолиться о ниспослании дождя. Он совершил такую мольбу, затем повернулся в сторону киблы и вывернул наизнанку свою рубашку» (Бухари, Муслим).
9. Поднятие рук во время дуа
В хадисе сказано: «Посланник Аллаха стал совершать дуа и поднял при это руки» (Бухари, Муслим).
10. Сделать омовение
В одном хадисе рассказывается о том, что по завершении сражения при Хунайне Милость миров Мухаммад (с.г.в.) совершил омовение и воскрикнул: «О, Аллах! Прости Убайду ибн Амира» (Бухари, Муслим).
Следует также учитывать: чтобы мольба верующего была принята Господом миров, необходимо выбрать для её совершения лучшее время:
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Что такое дуа?
По словам аль-Хаттаби, термин «дуа» означает просьбу, с которой верующий обращается к Всевышнему, прося у Него помощи или защиты. Суть этого понятия заключается в том, чтобы признать себя беспомощным перед перипетиями и трудностями жизни, признать себя Божьим рабом, извещая Всевышнего Аллаха о своей слабости перед Ним, вознести Ему хвалу и выявить свою нужду в Его помощи и защите.
Дуа, оставшееся без ответа
Мусульманин должен знать не только значение этого слова, но и саму суть этого термина, а также, как правильно делать мусульманское дуа, и соблюдать те требования, которые предъявляет к его совершению Ислам. Мусульманин должен делать дуа по всем правилам, если он хочет, чтобы оно было услышано Всевышним и Господь ответил на него.
Гарантировать то, что мусульманин, который правильно все делает и соблюдает все условия совершения дуа, непременно услышит или увидит ответ на свои молитвы от Всевышнего Аллаха, невозможно, но это не значит, что верующий должен опускать руки, не дождавшись скорого ответа: если человек не получает ответа от Аллаха, это не означает, что Он разгневался на него или не слышит его мольбы.
Ни одно дуа мусульманина не останется незамеченным Аллахом: если ответа на него не последует, значит Господь вознаградит молящегося за его старания в мольбе иным способом, о котором человек может даже не помышлять.
Коран о дуа
В суре «Аль-Бакара» Священного Корана Аллах говорит: «Так поминайте же Меня и Я буду помнить о вас», что подразумевает, что те, кто будет обращаться к Аллаху с мольбой, по исламу, будет услышан Аллахом и вознагражден. Также в Священной Книге Коран есть аят, в котором приведены слова Всевышнего о том, что те мусульмане и мусульманки, которые часто поминают Аллаха, получат от Него прощения и награду.
Также в одном из аятов суры «Аль-Араф» сообщается, что следует поминать Аллаха про себя, со страхом, смиренно и негромко, утром и вечером.
И в Коране, и в хадисах упоминается такое понятие, как «дуа», и Всевышний говорит: «Я близок, отвечаю на мольбы просящего, когда тот просит Меня» (2:186). Аллах предписывает Своим рабам продолжать в Него верить, и это не даст им свернуть с истинного пути.
Как правильно делать дуа к Аллаху и что делать, чтобы оно было услышано?
Обращаясь к Всевышнему с мольбой, верующий должен быть абсолютно убежден в том, что Аллах услышит его просьбу и ответит, как сообщил Пророк Мухаммад ﷺ : «Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в ответе…».
Правильно будет, если раб Аллаха будет обращаться к своему Создателю искренне от всего сердца, просить всей своей душой, и во время совершения дуа не проявлять беспечности. Обращаться с мольбой к Всевышнему мусульманину следует всегда, независимо от ситуаций и обстоятельств в его жизни.
Рекомендации
Если мусульманин желает, чтобы его дуа было услышано и на него последовал ответ, то верующему следует соблюдать ряд правил и делать желательные для этого действия:
Какое время – правильное для дуа?
Верующий мусульманин должен предпочитать для совершения дуа такие места и такое время, а также такие ситуации, которые наиболее благоприятны для того, чтобы Всевышний принял мольбы человека:
В приведенном ниже списке можно узнать и прочитать о следующих дуа:
Достоинства мольбы
По Исламу дуа является одним из самых великих видов поклонения, но некоторые мусульмане не вполне осознают это и не уделяют этому достаточного внимания, хотя дуа является самой прочной связью между человеком и Богом. Дуа обладает многими достоинствами:
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
ДУА. Что такое «дуа»? Важность дуа.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путём». (сура Аль-Барака, аят 186)
«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» (сура Ан-Намль, аят 62)
«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». (сура Гофир, аят 62)
«Просите у Аллаха из Его милости, ведь Аллаху известно обо всякой вещи». (сура Ан-Ниса, аят 32)
Определение слова «ду’а»
Смысл слова «ду’а» в арабском языке
Ибн Манзур (умер в 711 г. х.) (да смилуется на ним Аллах) сказал:
«Воззвал человек призывом – то есть позвал. Я позвал такого-то – то есть я окликнул его и привлёк его внимание». (Ибн Манзур, «Лисан уль-Араб», 14/267)
Смысл слова «ду’а» в шариатской терминологии
Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби аш-Шафии (умер в 388 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) говорит:
«Значение слова “ду’а” – это просьба к Господу о заботе, помощи. Сущностью же дуа является выражение нужды во Всевышнем Аллахе, признание отсутствия у себя силы и мощи (то есть признание в том, что человек бессилен совершить что-либо благое или оставить что-либо дурное), это признак рабской сущности и извещение о своей слабости, а также хвала Всевышнему и понимание Его щедрости и тороватости, и поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что ду’а – это поклонение». (Имам аль-Хаттаби, «Ша’н ад-Ду’а», стр. 4)
Ду’а – это поклонение
Сообщается, что Ну’ман ибн Башир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
“Поистине, ду’а – поклонение”. Затем прочитал аят: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”». (Абу Дауд 1264; ибн Маджа 3828; ибн Хиббан 2396).
Имам Фахруддин ар-Рази (умер в 606 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Большинство учёных сказали, что мольба (ду’а) – величайшее по степени поклонение». (Имам Фахруддин ар-Рази, «Мафатих уль-Гъайб», 3/112)
Имам ан-Навави (умер в 676 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делает ду’а: “О Аллах, прости мне ошибки мои и незнание моё…” В любом случае ему прощены все грехи, а взывал он в смиренности этими и другими словами, потому что мольба (ду’а) – это поклонение». (Имам ан-Навави, «Шарх аля Сахих Муслим», 17/40)
Со слов ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если [захочешь] попросить [о чем-либо], проси Аллаха, если [захочешь] обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху». (ат-Тирмизи, 2516; Ахмад, 2669)
Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали (умер в 795 г. х.) (да смилуется над ним Аллах), комментируя этот хадис, говорит:
«И это взято из слов Всевышнего, которые были ниспосланы в начале Корана (в суре Аль-Фатиха), и читает их раб Аллаха – мусульманин: “Тебе мы поклоняемся и Тебя мы молим о помощи”. И, поистине, просьба – это мольба и желание по отношению к Нему, а мольба (ду’а) – это поклонение». (Хафиз ибн Раджаб, «Джами` уль-`Улюм ва ль-Хикм», 1/478)
Со слов ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Лучшее поклонение — мольба (ду’а)». (аль-Хаким, 1/491)
Мольба – руководство от Аллаха
Ибн Раджаб аль-Ханбали (умер в 795 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Что касается мольбы верующего, то это руководство (хидаят) от Аллаха. И руководство бывает двух видов:
1. обобщённое руководство – то есть руководство Ислама и имана и руководство для верующего;
2. подробное руководство, которое ведёт к детальному познанию частей веры и Ислама, и помощь Аллаха в этом деле.
И в этом нуждается каждый верующий ночью и днём. Поэтому Всевышний Аллах велел своим рабам читать в каждом ракаате слова Всевышнего: «Веди нас прямым путём». (сура Аль-Фатиха, аят 6)
И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ночью говорил в своих мольбах: «Направь меня с соизволения Своего к истине, относительно которой возникли расхождения, поистине, Ты ведёшь к прямому пути того, кого пожелаешь!».
И поэтому делается ду’а за чихнувшего и ему говорят «ярхамукаЛлах» (да смилуется над тобой Аллах), чихнувший отвечает «яхдикумуЛлах» (да наставит тебя Аллах), как указано в сунне. И некоторые факихи Ирака отвергли этот ритуал, полагая, что мусульманин не нуждается в мольбе о наставлении на истинный путь. И в этом они противоречат большинству учёных, которые следуют в этом сунне. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел Али (да будет доволен им Аллах) просить Аллаха о защите и наставлении, также он обучил Хасана говорить в дуа кунуте: «О Аллах, наставь нас вместе с теми, кого ты наставил…». (Хафиз ибн Раджаб, «Джами’ уль-Улюм ва ль-Хикм», 2/40)
Потребность в Аллахе
Доктора Мухиддин аль-Мисту и Мустафа аль-Бугъа сказали в своей книге «Аль-Вафи», написанной ими в соавторстве:
«Все люди нуждаются в Аллахе, чтобы получать пользу и защищаться в обоих мирах от того, что им вредит. Они испытывают крайнюю потребность в руководстве Аллаха и даруемом Им уделе в этом мире и в Его милости и прощении – в мире вечном. Мусульманин приближается к Всемогущему и Великому Аллаху, обнаруживая свою потребность и необходимость в Нём, а его истинное положение в качестве раба Аллаха, Господа миров, проявляется в одном из трёх нижеследующих действий:
1. в просьбах, ибо Аллах Всевышний, слава Ему, любит, когда люди обнаруживают свою потребность в Аллахе и просят Его обо всём, что представляет для них интерес в обоих мирах, в том числе о еде, питье и одежде, а также о руководстве и прощении;
2. в просьбах о руководстве;
3. в полном подчинении Аллаху, что должно выражаться в отдалении от всего запрещаемого Всевышним Аллахом и в совершении всего того, что Он велел соблюдать». (Мухуддин аль-Мисту и Мустафа аль-Бугъа, «Аль-Вафи», стр. 187)
Необходимо проявлять терпение, ожидая результатов ду’а
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Каждому из вас будет дан ответ, если только вы не станете торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне!”». (аль-Бухари, 6340; Муслим, 2735)
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (умер в 852 г. х.) (да смилуется ним Аллах) сказал:
«В этом хадисе приводится манера мольбы. Человеку следует просить у Аллаха постоянно и не отчаиваться в принятии мольбы, ведь в этом присутствует упование и признание своего бессилия». (Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатх уль-Бари», 11/141)