Дубровский в чем смысл

Тема и суть романа «Дубровский»

Роман «Дубровский», написанный А. С. Пушкиным в 1833 году, был и остается одним из главных произведений русской литературы. Несмотря на то, что действие происходит в начале 19 века, он не потерял своей актуальности и в наши дни. Главная суть произведения «Дубровский» – противопоставление двух миров – помещичьего и крестьянского.

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»

Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия.

Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками.

Вынужденный разбой

Но Владимира Дубровского назвать единомышленником крестьян и их заступником трудно. Им руководит лишь чувство мести за обиду, которую нанес Троекуров его отцу. Тема романа «Дубровский» – как беззаконие может повлиять на судьбу человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации. Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев.

Выдвинутый Владимиров Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Таким образом, герой пытается не стать таким же, как Троекуров. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера. Отсутствие эволюции во внутреннем мире, Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях.

Подводя итог, можно утверждать, что Владимир – жертва обстоятельств. Он чужой для крестьян. Он оказался за чертой закона, за чертой любви. И он не может исправить ситуацию и вернуть прежнюю жизнь и свой статус.

Источник

«Дубровский» Пушкина: Робин Гуд Покровского уезда

Александр Сергеевич Пушкин — наиболее известный писатель в истории России. Его произведения изучают не только на родине, но и в зарубежных школах. «Дубровский» — ключевой роман в карьере Пушкина и всей русской литературы в целом. Произведение было написано в 1833 году, но не утратило актуальность и сейчас. В данной статье вы узнаете не только краткое содержание, но и смысл «Дубровского».

Краткое содержание романа Пушкина «Дубровский»

Троекуров — жестокий русский барин, проживающий в роскошном имении. Его безмерно уважают соседи, для которых Троекуров организует роскошные приемы. Нередко барин устраивает над гостями дома мрачные шутки, позволяя себе резкие высказывания. Единственным настоящим другом Троекурова остается независимый дворянин Андрей Дубровский — бывший сослуживец богача.

Но дружбе приходит конец, когда между Троекуровым и Дубровским случается ссора. Пользуясь положением в обществе, Троекуров лишает Дубровского его земельного участка. Лишившись единственных владений, дворянин сходит с ума. Об этом узнает сын Дубровского Владимир, который, узнав о причинах болезни отца, превращается в благородного разбойника. Тем самым он пытается отомстить Троекурову. Однако возникшая любовь Владимира Дубровского к Маше — дочери Троекурова, — переворачивает ситуацию с ног на голову.

На заметку! В 2013 году была снята адаптация романа Пушкина «Дубровский». Действий экранизации были перенесены в современную Россию, а главную роль Владимира Дубровского исполнил артист Данила Козловский.

Объяснение сюжета

Чтобы понять краткий смысл «Дубровского», следует обратиться к теме противопоставления двух миров — помещиков и крестьян. Социальное неравенство приводит к трагедии и превращает Владимира Дубровского в мстителя. Месть — смысл существования протагониста. Но, несмотря на образ разбойника, который традиционно считается отрицательным, Пушкин не демонизирует персонажа, наделяя его благородными чертами. Как и герой легенд Робин Гуд, Дубровский грабит тех, кто живет не по средствам и никогда не трогает бедняков. Но им, как уже сказано, движет не столько жажда помощи нуждающимся, сколько личная месть.

Через историю Дубровского-старшего Пушкин детально воспроизводит актуальную для первой половины XIX века проблему угнетения помещиков крестьянами. В раскрытии данной темы и кроется смысл романа Пушкина «Дубровский». Вокруг данного конфликта выстраивается весь сюжет картины, включая любовную линию с Машей.

Интересно! В школьной программе учеников нередко просят составить сочинение на тему «Смысл названия романа «Дубровский». Здесь все просто: в литературе начала XIX века авторы часто называли произведения в честь фамилии главного героя. Так что смысл имени и фамилии героя Дубровского прост и не несет в себе никакого символического значения.

В чем суть концовки

Тем не менее, концовка повести выбивается из общего контекста произведения. Отец планировал выдать дочь Машу за пятидесятилетнего князя, к которому она испытывала лишь неприязнь. Дубровский предлагал Маше сбежать с ним. Но в решающий момент девушка отказалась. Тем самым она обрекла себя на жизнь с ненавистным ей стариком. Разбойник Дубровский распускает свою свиту и скрывается от правосудия за пределами России.

Так в чем же, исходя из концовки, смысл произведения Пушкина «Дубровский»? Тут все просто: Пушкин стремился сделать финал драматичным. Поэтому он выстраивает концовку таким образом, чтобы Дубровский не успел спасти Машу от замужества с князем. Та, дав клятву, собственноручно обрекает себя на жизнь с тем, кого не любит, в то время как Дубровскому не остается ничего иного, кроме как навсегда покинуть родину.

Трагичный финал романа (не повести и не рассказа) «Дубровский» напрямую перекликается с его смыслом: любовь далеко не всегда побеждает зло, а разбой — не путь к справедливости. Выбрав путь мстителя, он лишился и любви, и родины. Путь к прежней жизни для Владимира Дубровского закрыт раз и навсегда.

Обратите внимание на другие произведения Пушкина, с которыми должен ознакомиться каждый:

В конце остается отметить, что «Дубровский» — знаковое произведение в русской классической литературе. В нем затрагиваются вечные темы, знакомые современным читателям. И, как минимум, это увлекательное произведение, написанное легким и доступным современному человеку языком.

Источник

Анализ романа «Дубровский» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.11.2019 · Обновлено 04.11.2019

Пушкин вошёл в историю русской и мировой литературы, прежде всего, как великий национальный поэт. Однако прославился он и благодаря прозаическим произведениям, затрагивавшим важные проблемы, стоявшие перед обществом Российской империи первой половины девятнадцатого века.

Его роман «Дубровский» рассказывает нам несколько романтизированную историю, которая, однако, даёт нам довольно яркую и достоверную картину быта российского дворянства и русского крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа «Дубровский» по плану, где кратко и понятно будут обозначены основные содержательные особенности произведения. Отзыв и пересказ для читательского дневника Вы можете найти здесь.

История создания

История написания романа «Дубровский» содержит в себе весьма интересные факты, необходимые для полного понимания сюжета:

Направление и жанр

Это произведение Пушкина стало одним из его переломных творений, в которых он начал отходить от романтизма и склоняться к реализму. Как результат, в «Дубровском» мы можем видеть черты реализма и романтизма.

Жанр «Дубровского» можно определить, как разбойничий роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество персонажей. Сюжет рассказывает о благородном человеке, который из-за несправедливости общества оказывается вне закона, но продолжает отстаивать добродетель и справедливость.

Композиция и конфликт

Роман разделён на две части и имеет классическую структуру.

Конфликт, описанный Пушкиным в романе «Дубровский», представляет собой классический конфликт между благородным человеком и несправедливым обществом и негодяями, которые пользуются властью и деньгами ради своих корыстных интересов.

Суть: о чём роман?

Роман «Дубровский» начинается с рассказа о дружбе двух помещиков: Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Троекуров имеет славу своевольного, богатого и властного человека, самодура. Но его друг — единственный, кто осмеливается возражать и отстаивать правду перед богачом.

Однажды, когда Кирилла Петрович показывал гостям своих собак, его слуга повёл себя неучтиво, высмеяв бедность Дубровского. Тот стразу же покинул поместье приятеля и выместил своё раздражение, приказав высечь мужиков Троекурова, воровавших его лес.

Троекуров, взбешённый такой дерзостью, обдумывает план мести. Воспользовавшись лазейкой в законе и утратой важного документа, он доводит дело до суда и отбирает имение Дубровского. Здоровье Андрея Гавриловича даёт сбой, его разум меркнет. В этот момент к нему приезжает его сын, Владимир. От свершившейся несправедливости юноша приходит в ярость. Старший Дубровский умирает, а в имение прибывают судебные чиновники.

Владимир решается на отчаянный поступок. Вместе со своими крестьянами, которые хотят отомстить за несправедливость, он сжигает своё родимое гнездо и становится на путь разбоя, чтобы отомстить как Троекурову, так и несправедливой государственной машине.

Спустя некоторое время уже знаменитый благородный разбойник Дубровский внедряется в дом к Троекурову под видом гувернёра. Однако неожиданно для самого себя влюбляется в его дочь – Марию. Владимир признаётся в своих чувствах и отказывается от мести, желая провести всю жизнь со своей возлюбленной.

Через некоторое время старый князь Верейский, вернувшийся из-за границы, влюбляется в Машу и просит её руки. Троекуров соглашается, и Марию против её воли выдают замуж. Дубровский пытается спасти её, но его любимая отказывается от побега, так как не может нарушить клятву, данную перед ликом Господа.

На поимку Дубровского бросают армию, но разбойники отражают нападение, после чего, уставший от борьбы Дубровский распускает свою банду и исчезает в неизвестном направлении.

Подробнее о сюжете романа Вы можете узнать в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика главных героев в романе «Дубровский» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

ГеройХарактеристика
Владимир Андреевич Дубровскийдвадцатитрёхлетний офицер и дворянин. Образованный красавец, наделённый смелостью, умом, благородством и стремлением к справедливости. Становится на путь благородного мстителя, однако под воздействием любви отрекается от мести ради счастья. В конце романа предстаёт перед нами опустошённым и усталым человеком, не усомнившимся, однако, в правильности своих поступков.
Андрей Гаврилович Дубровскийотставной офицер, дворянин, небогатый помещик. Гордый, сильный, смелый и вспыльчивый человек, который, несмотря на всю свою силу воли, становится несчастной жертвой несправедливой системы.
Кирилла Петрович Троекуровсамый богатый помещик в округе. Самодур и невежда, гордец и циник. Вспыльчивый человек, считающий себя выше окружающих. Видит в окружающих только игрушки для удовлетворения своих прихотей, никого не уважает. Известен своими жестокими забавами. Несмотря на все свои недостатки, не лишён и благородных черт. Испытывает тёплые чувства к своей дочери. Запоздало раскаялся в том, как он поступил с Дубровским, и попытался исправить ситуацию, но ничего изменить уже и не смог.
Мария Кирилловна Троекуровадочь Троекурова. Красивая, искренняя и утончённая молодая девушка. Любит читать и мечтать, хочет большой и настоящей любви с равным ей человеком. Ведет замкнутый и уединенный образ жизни. Боится отца и не может наладить с ним доверительные отношения. Искренне верующий человек. В конце романа отказывается нарушить клятву, данную в церкви, и отвергает Дубровского, ради жизни с нелюбимым мужем.
Князь Верейскийстарый богач. Избалованный дворянин, большую часть жизни проживший в Европе. Решает жениться на Маше против её воли, несмотря на все свои изысканные манеры.

Тематика романа «Дубровский» является интересным поводом для размышления современного читателя, готового представить себя на месте героев совершенно другого времени:

Проблемы

Проблематика романа «Дубровский» очень серьезна и показательна для того времени.

Основная идея

Прежде всего, смысл романа «Дубровский» – это протест против царивших в России того времени несправедливых крепостнических порядков. Он изобличает коррупцию, кумовство и невежество. Наталкивает на мысли о необходимости в общественных реформах.

Также это произведение Пушкина интересным образом переосмысливает сам жанр разбойничьего романа. От примитивного противопоставления благородного героя и порочного общества Пушкин постепенно начинает смещаться к более рациональным взглядам на мир, в котором ничего не делится только на чёрное и белое. Главная мысль романа «Дубровский» заключается в том, что любой бунт обречен на трагичный финал, и проблемы в стране нужно решать системно.

Чему учит?

Роман «Дубровский» учит нас тому, что нет ничего важнее, чем человеческое достоинство. Говорит о том, что в какой бы отвратительной ситуации ни оказался человек, он не должен опускаться до уровня животного. Мораль Пушкина проста: нужно всегда помнить о милосердии, доброте и снисхождении — как в семье, так как в общественных отношениях.

Критика

Виссарион Белинский отмечал хорошее воспроизведение быта помещиков и крестьян в романе. Однако критик остался не впечатлён образом самого Дубровского, в котором он увидел только ничем не выдающегося мелодраматического героя.

Критик Анненков отмечал, что роман был написан в рекордно сжатые сроки, и этим можно извинить его недочеты:

«…вся повесть была написана с небольшим в три месяца, и притом еще карандашом для скорости. Эта быстрота сочинения объясняет некоторые перерывы и отчасти романический конец ее, который разноречит с сущностью всего остального содержания, замечательного строгой верностью с действительным бытом и нравами описываемого общества.

Были и негативные отзывы, обличающие искусственность поставленного конфликта и самого главного героя:

«Молодой Дубровский кажется нам лицом не русской природы. Это… русский офицер, который из мщения и ненависти делается атаманом разбойников, потом под личиной гувернера-француза скрывается в доме Троекурова, смертельного врага своего; ловкий и хитрый удалец, который, будучи преследуем полицией, в этом самом доме, без важной побудительной причины, грабит ночью одного гостя и открывает ему свое имя; в одно время проказничает на больших дорогах и заводит интригу с дочерью Троекурова, — все это не весьма естественно… не в Пушкинском духе.» (анонимный критик, «Санкт-Петербургские ведомости», 1841 г.)

А вот историк Ключевский, напротив, находил массу соответствий Дубровского с реальным моральным обликом молодых людей того времени:

«Дубровский-сын — другой полюс века и вместе его отрицание. В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романтически протестующего и горько обманутого судьбой александровца, члена Союза Благоденствия.» (В. О. Ключевской, «Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину)

То же самое говорил писатель и критик Н.Г. Чернышевский:

«…трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен» в начале… повести «Дубровский». (Н. Г. Чернышевский, «Статьи о русской литературе (сборник)»)

Спустя много лет Максим Горький, рассуждая творчестве Пушкина, заметил, что именно с романа «Дубровский» начал формироваться самостоятельный русский литературный язык, а русская литература, окончательно уйдя от сентиментализма, начала свой переход к романтизму и реализму.

Источник

Смысл произведения «Дубровский» Пушкина

Роман не окончен в том плане, что он так и не был приведен в форму, необходимую для печати произведения. Даже название придумано не автором, а издателями. Поэтому можно говорить больше об эстетических погрешностях, чем о серьезных пробелах. Сюжет же завершен, и мысль, идея, которая завлекла А.С. Пушкина доступна нам в полном объеме.

С самого начала романа автор знакомит читателей с двумя друзьями – помещиками Кириллом Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским. Их связывает только прошлое – совместная служба. В остальном между ними нет никакого сходства. Даже их основные характеристики лежат в разных категориях.

Главная черта Троекурова – жестокость. Она особенна тем, что ему не припишешь психическое расстройство, тяжелое прошлое, чтобы оправдать его. Жестокость в нем просто существует – либо с рождения, либо силой случайной мысли, пришедшей однажды в голову. Он не пугает людей своей силой и хитростью – у него уже есть власть. Тот момент, когда гость, запущенный в комнату с голодным медведем, жмется в угол, надеясь на спасение, является для Троекурова самоцелью.

С некоторой вольностью, его можно представить как человека, который просто ведет борьбу со скукой. Тогда его характеру можно придать глубины. Но это возможно только лишь по тому, чего мы не видели, а не по тому, что нам прямо показали.

Главная черта Андрея Дубровского – бедность. Его нельзя противопоставить Троекурову, потому что читатель не может быть уверен в том, что Дубровский добросердечен. За ним не видно явных добродетелей, сочувствия, за исключением тех, которые положены для выражения в обществе. Можно было бы охарактеризовать его слабохарактерным – но мы не видим перед ним четких целей, которых он бы достиг, приложив больше упорства. Более того, вступив в ссору с Троекуровым, он показал, что может оскалить зубы, когда ему это важно. Но, видимо, ему не важно ничего. Он беден и живет в своей бедности. Это минимальный порог его комфорта, опустившись ниже которого он впадает в безумие, а поднявшись выше – даже не заметит этого.

Ссора двух друзей двигает сюжет. Оба героя действуют в соответствии с их характерами. Троекуров, с помощью мошенничества, через суд отбирает имение Дубровского. Дубровский сходит с ума.

На сцену выходит сын Андрея – Владимир Дубровский. Его мотивы, его настроение и идеология сложны для понимания, потому что каждое следующее действие перечеркивает сделанные читателем выводы из прошлого. Он приезжает навестить тяжело больного отца, и, узнав, что случилось, он решает отомстить. Владимир поджигает отобранное имение, которое в итоге сгорает дотла. На первый взгляд все очевидно – фигура мстителя в этой части сюжета вписывается идеально. Но почему именно то имение, на которое он имел законные права, а не собственность Троекурова, который был причиной всех проблем?

Следующая характерная сцена отвечает на вопрос, и вычеркивает месть из его мотивов. До того, как Владимир попал в комнату с медведем, прошла еще череда событий, определяющего его как мстителя, обладающего планом. Он нагонял страх на местных помещиков, но не трогал самого Троекурова. И в один день Дубровский пришел к нему в дом, под видом учителя, желающего поступить к нему на службу.

Оказавшись в комнате с медведем, Владимир убивает животное из пистолета. Его холодность и решительность в этот момент навевает настроение бунта. Между местью и бунтом разница в том, что у бунта нет второй стороны – личность провозглашает сама себя, и движется в направлении самоутверждения. Она не остановится, пока не найдется препятствие, способное ее остановить. Месть же прекращается, когда виновный оказывается наказан.

Следующая сцена, меняющая фигуру Дубровского – это спасение Маши, своей возлюбленной. Она была отдана Троекуровым замуж за старого князя против ее воли. И когда она оказывается свободна, она говорит, что ее связывает клятва с новым женихом. Маша отказывается идти с Владимиром.

И тогда Владимир отступает. Сложно представить, что слова семнадцатилетней девушки, которую Владимир мог бы переубедить силой слова, остановили бунтовщика. Он убегает в лес от преследования, потому что Маша установила границы. Она была свободна и сделала выбор. И Владимир, как человек, ценящий свободу, уходит туда, где нет границ.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2.3 / 5. Количество оценок: 3

Источник

Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Автор: Guru · 05.08.2018

Главное достоинство прозы Пушкина заключается в том, что книги, написанные простым и доступным языком, заставляют, прежде всего, мыслить. Диапазон творчества писателя настолько широк, что каждый человек сумеет найти в пушкинских произведениях ответы на волнующие вопросы современности.

История создания

В период с октября 1832 по февраль 1833 года Пушкин работает над новым романом, который пишется поразительно быстро, карандашом. Но, закончив его, в печати не публикует. Видимо, для того были свои причины. «Дубровский» выходит в свет в 1841 году.

Задушевный друг писателя, П. В. Нащокин, «подарил» Пушкину «историю» дворянина Островского, которая стала отправной точкой в написании данного произведения. Один из героев (Владимир Дубровский) первоначально носил эту фамилию. Но потом Александр Сергеевич передумал. Персонажи старик Дубровский и Троекуров имели своих прототипов в реальной жизни: помещики проживали в Нижегородской губернии. Кистенёвка располагалась недалеко от Болдина, полученного поэтом в наследство от отца. Пейзажные зарисовки, нравы крепостного быта несут отпечаток псковских и михайловских впечатлений писателя.

Как Пушкин хотел завершить «Дубровского»? Замысел романа менялся. Первоначально главный герой женится на Маше. Когда она заболела, Владимир везёт жену в Москву, а «шайку» распускает. Но такой финал автора не устроил.

Жанр, направление

По жанру, с одной стороны, «Дубровский» — социально-бытовой роман. С другой стороны, широкая картина русской жизни 30-х годов XIX века, представленная в произведении, дает право говорить о романе историческом.

Мастерство Пушкина особенно ярко проявилось в создании типических характеров. Реалистический образ Дубровского наделён чертами романтизма.

Сюжет буквально захватывает читателя, так как включает элементы «авантюрного» жанра.

Основные события в романе разворачиваются в деревне. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский — дворяне, ровесники, некогда бывшие товарищами по службе. Отдав свой воинский долг Родине, вышли в отставку и поселились в своих имениях. Рано овдовели. Между помещиками царило полное согласие.

Однажды старик Дубровский вслух произнёс, что крепостным у Троекурова живётся хуже собак. Крепостной Парамошка позволил себе неблаговидный намёк в адрес Андрея Гавриловича, который, в ответ ничего не сказав, «побледнел» и незаметно скрылся.

Кирила Петрович употребил свои многочисленные возможности, чтобы вернуть «непокорного друга». Однако Андрей Гаврилович потребовал выслать ему псаря Парамошку с повинною. Это требование взбесило богатого помещика. Данный случай посеял вражду между бывшими товарищами.

С помощью обмана заседатель Шабашкин проводит через суд решение о «возврате» Кистенёвки её «настоящему» хозяину. Кирила Петрович понимает, что это перебор, испытывает муки совести и пытается помириться с Андреем Гавриловичем. Но попытка заканчивается плачевно: старик Дубровский уходит из жизни.

Лишённый поместья, сын Дубровского, Владимир, становится разбойником. Он желает отомстить Троекурову. Случай предоставляет Владимиру возможность появиться в семье Троекуровых под именем Дефоржа в качестве учителя-француза. Встретив Машу, дочь своего врага, он отказывается от своей затеи.

Впоследствии Владимир признаётся Марье Кириловне в своих чувствах, открывается, что он — сын Дубровского. Обещает свою поддержку, если Маша окажется в затруднительной ситуации.

Богач Верейский сватается к Маше.

Но для неё лучше выйти замуж за разбойника Дубровского, чем стать женой нелюбимого человека. Она просит друга о помощи. Владимир спешит освободить Марью Кириловну, но поздно: обряд венчания состоялся. Маша вынуждена остаться с законным мужем. Дубровский же, распустив своих «разбойников», уезжает за границу. Вот, о чем рассказывается в книге.

Главные герои и их характеристика

Если говорить об отношении Пушкина к Владимиру Дубровскому, то он не идеализирует своего героя, не восторгается его «героическими» поступками, не восхваляет его лучшие черты характера. Он, скорее всего, сочувствует юноше, которому обстоятельства не дали раскрыться в полной мере, а, наоборот, сделали жизнь его никчёмной, никому не нужной, вынудили его покинуть родину. Авторская позиция – сочувствие.

Темы и проблемы

Темы и проблемы, затронутые в романе, не потеряли своего социального значения и сегодня.

Главная мысль

Смысл романа заключается в сопоставлении судеб процветающей и обедневшей аристократии, которое выявляет неутешительный вывод: власть не на стороне благородства, она поддерживает только богачей. Пушкин показывает, как два человека с одинаковым положением, одинаковыми заслугами перед родиной оказываются не равными перед законом. Система управления прогнила, «справедливость» раздают за деньги. И пока это не изменится, такие прогрессивные, сильные и одаренные потомки дворянских родов, как Владимир, будут лишними людьми, жизнь которых разрушают продажные чиновники и капризные толстосумы. Автор порицает существующие порядки в России и сочувствует своему герою, в участи которого он видел свои проблемы. Пушкин тоже был знатен, но беден, и его тоже не признавали в обществе. Известно, что родители Н. Гончаровой не рассматривали его предложение всерьез, пока он не добился цели своим упорством.

Чему учит?

Пушкин учит «лелеющей душу гуманности». Только искренняя, бескорыстная, верная, идущая из глубины души любовь и дружба, не зависящие от того, какое место занимает человек «в табеле о рангах», способны изменить общество, в котором каждый индивид будет чувствовать себя Личностью. Мораль романа доказывает необходимость стремления каждого гражданина к социальному равенству.

Вывод автора прост и логичен: нужно научиться понимать и уважать нужды друг друга, жить по-христиански, а не только соблюдать внешние обряды.

Критика

Роман Пушкина был воспринят литературной критикой по-разному. Так, реакционные рецензенты оценили его как «восхваление преступлений», уверенные в том, что это одна из причин, почему Пушкин не стал печатать произведение после его завершения. Другая причина заключалась в том, что «Дубровский» — пародийная копия «разбойничьих и авантюрных» книг, столь популярных за рубежом. Всё вместе давало повод усомниться в художественном совершенстве романа, освобождая его от злободневного социального содержания.

В. Г. Белинский, представитель демократического направления в литературе, первоначально отнёсся к произведению восторженно, назвав его «одним из величайших созданий гения Пушкина». Позже в своих сочинениях он отметил «дивные» стороны повести: описание быта русского дворянства, царящего в России коррупционного судопроизводства, создание крестьянских образов, характера героини. Не преминул подчеркнуть, что Дубровский «не возбуждает к себе участия».

И. С. Тургенев восторгался «эпическими силами» поэта в создании образа Троекурова.

Мелодраматизм «Дубровского», который отмечал как слабую сторону романа в своих статьях и Белинский, критика 30 — 50-х годов XX века объясняет следствием пушкинского замысла, поставившего во главе крестьянского мятежа бунтующего дворянина.

В работах о «Дубровском», написанных в конце XX века, художественные достоинства романа «реабилитируются».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *