Дубья колодья что это

Дубья колодья что это

Греков Борис Дмитриевич

Греков Борис Дмитриевич

ГРЕКОВ БОРИС ДМИТРИЕВИЧ

Научно-исследовательскую деятельность Греков сочетал с преподаванием (он был профессором МГУ и ЛГУ) и руководством ряда институтов АН.

Настоящая книга представляет собой переработанное и значительно расширенное издание моего труда «Феодальные отношения в Киевском государстве». Так как в это издание включены новые части, выходящие за рамки, очерченные старым заглавием, то я счел необходимым озаглавить книгу по-новому и назвал ее «Киевская Русь». Одним из крупных недочетов книги в новом издании я считаю отсутствие специальной главы «Организация военного дела в Киевской Руси», которую мне не удалось закончить к сроку.

В этом издании я учел все замечания, которые вызвала моя книга во втором ее издании на страницах печати.

I. Предварительные замечания

II. Место сельского хозяйства в хозяйственной системе древней Руси

III. Сельское хозяйство и сельскохозяйственная техника древней Руси

IV. Сведения о древнейшем общественном строе восточных славян

V. Общественные отношения Киевской Руси

1. Землевладение и землевладельцы

2. Организация крупной вотчины X-XI вв

3. Ремесленный и наемный труд

VI. Важнейшие черты политического строя Киевской Руси

1. Предварительные замечания

2. Князь и киевская знать

3. Несколько замечаний о древнерусском вече

Краткий очерк политической истории Киевского государства

1. Народы и племена в Восточной Европе

3. Греки в Причерноморье

4. Народы Средней Азии

5. Хазарский каганат

6. Торговые связи восточных славян с другими народами

7. Первые сведения о Киеве и начале Киевского государства

8. Образование Киевского государства и его история в X веке

9. Киевское государство и кочевники южных степей

10. Время кн. Владимира Святославича

12. Непрочность Киевского государства

13. Киев и Западная Европа при Ярославе

14. Непрочность державы Рюриковичей. Попытки предотвратить ее распад. «Триумвират»

15. Восстание в Киеве в 1068 г

16. Волнения крестьян и горожан в 60-70 гг. XI в

17. Распадение «триумвирата». Усиление отдельных феодальных княжеств

18. Княжеские съезды

19. Восстание в Киеве в 1113 г

20. Владимир Мономах (1113-1125)

21. Распад Киевского государства

Карта Киевского государства.

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Чем объяснить хорошо известный факт, что русский народов своем былинном эпосе отводит самое видное место именно Киевскому периоду своей древней истории?

«Порой историк вводит в заблужденье,

Но песнь народная звучит в сердцах людей».1

Звучит потому, что она правдива и искренна, потому, что это голос подлинной жизни.

Л. Майков, в своей специальной работе «О былинах Владимирова цикла» 2 совершенно правильно отметил, что русский народный эпос по своему содержанию соответствует нескольким, постепенно сменявшимся периодам исторической жизни и отражает в себе более или менее полно быт и понятия каждого периода. Тот же автор отметил, что только Киевский период своей истории народ заполнил героями-богатырями.3

В. О. Ключевский в своем курсе русской истории тоже подчеркнул это специфическое отношение былинного эпоса к Киевскому периоду. Он совершенно верно подметил, что народ помнит и знает старый Киев с его князьями и богатырями, любит и чтит его, как не любил и не чтил он ни одной из столиц, сменивших Киев.

1 Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда.

2 Л. Майков. О былинах Владимирова цикла. СПб., 1863.

3 «Напротив того, герои других циклов почти никогда не называются богатырями». УК. соч., стр. 1. Примечание.

Глубоко прав и Байрон, указывая на то, что историк чаще вводит в заблуждение, чем народная песня. Это положение легко продемонстрировать хотя бы на примерах только что процитированных двух историков.

Л. Майков думает, что былины вспоминают «Киевский удельный период древней Руси в том цикле, который группируется около Владимира», и «умалчивают о междоусобиях между князьями» в то время, как «по летописям именно удельные распри и были главными причинами княжеских переездов и войн».1

Ключевский говорит о том, что «в старой киевской жизни было много неурядиц, много бестолковой толкотни; «бессмысленные драки княжеские», по выражению Карамзина, были прямым народным бедствием»,2 т. е. и Ключевский так же, как и Майков, не отделяет периода существования Киевского государства от периода феодальной раздробленности.

В былинах этого смешения нет.

Народ более точно наметил основные вехи периодизации своей истории. Не бестолковую толкотню и бессмысленные драки воспевал он в своих былинах. Время беспрерывных феодальных войн, время «всеобщей путаницы» наступило позднее, и в былинах этот период не отражен: героев-богатырей тогда уже не стало. Этот период нашей истории нашел свою оценку не в былинах.

В знаменитом «Слове о полку Игореве» мы читаем следующие правдивые и яркие строки: «Тогда при Ользе Гориславичи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждобожа внука, в княжих крамолах веци человеком скратишась. Тогда по Русской земли редко ратаеве кикахуть, но часто врани граяхуть, трупиа себе деляче, а галици свою речь говоряхуть, хотять полетети на уедие». «А погании со всех стран прихождаху с победами на землю Русскую».3 Так же смотрел на дело и летописец XII века, сравнивая свое настоящее с недавним прошлым: «. древний князи и мужи их. отбораху русския земли и ины страны придаху под ся», а сейчас, «за наше несытьство навел бог на ны поганые, а и скоты наши и села наши и имения за теми суть».4

Источник

Дубья колодья что это

100 Великих мифов и легенд

Мифы и сказания разных народов мира на протяжении многих веков передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись, совершенствовались, вбирая в себя коллективный опыт человечества и отражая его представления о миропорядке, нравственности и красоте.

Слово «миф» греческого происхождения, оно означает «повествование». Мифами принято называть фантастические повествования, основанные на религиозных верованиях, в которых рассказывается о богах, сотворении мира, «начале всех вещей».

Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.

Среди ученых единого мнения относительно возникновения и сущности мифов нет. Существует множество теорий, в которых мифы истолковываются как символическое изображение природных явлений, как воспоминание об исторических событиях, как магические тексты, сопровождающие обряды, как отражение процессов, происходящих в человеческой психике.

Как бы там ни было, но сила эмоционального воздействия мифов на человека бесспорна. Уже многие века мифологические образы влияют на развитие культуры и искусства разных стран, являются одним из источников вдохновения поэтов, художников, композиторов.

Действие в мифах происходит в давние — «изначальные» — времена. Это не просто отдаленная эпоха, а особое «правремя», не поддающееся обычному хронологическому определению.

Что касается сюжетов, которые относятся к реальному, обозримому, хотя и давно прошедшему времени, то они становятся объектом уже не мифов, а сказаний. (Впрочем, отзвуки мифологических образов и представлений довольно часто встречаются и в сказаниях.) Сказания обычно подразделяют на эпос, легенды и предания. К эпосу относятся сказания преимущественно героического характера; в легендах обязательно присутствуют фантастические, сверхъестественные мотивы; предания — более реалистичны и часто основаны на действительных событиях. Однако деление это достаточно условно, поскольку эпос может включать в себя фантастический элемент, предание — быть героическим, а легенда — иметь под собой реальную основу.

В мифах и сказаниях разных народов часто встречаются схожие сюжеты, образы, ситуации — «бродячие», как определяют их литературоведы сравнительно- исторического направления. О причине этого явления среди ученых существуют разные мнения: одни объясняют это взаимопроникновением культур и заимствованиями, другие — общностью происхождения и параллельностью развития всех народов мира.

Сюжеты многих народных сказаний и мифов называют «вечными». Они созвучны любой эпохе, интересны людям разного возраста, социального положения, образования. Каждый находит в них что-то важное для себя. Они удовлетворяют и детскую любознательность, и юношескую жажду романтического и чудесного, и стремление зрелого человека приобщиться к общечеловеческой мудрости.

Лучшие мифы и сказания заключают в себе глубокий философский смысл, хранят историческую память народа, обладают занимательностью сюжета, красотой и поэтичностью образов, то есть являются источником познания, дают пищу для размышлений, будят воображение и дарят эстетическое наслаждение.

Мифы и сказания разных народов ярко отражают национальные особенности, характер, быт и нравы, но главная их суть-стремление к добру и справедливости, общее для всего человечества.

Долина между реками Тигр и Евфрат в истории известна под греческим названием Месопотамия, что значит Междуречье. Здесь возникла цивилизация, которую большинство ученых считают самой древней на Земле.

В конце IV тысячелетия до н. э. в южной части Междуречья поселились племена шумеров. Они построили города, основали государственную систему и создали высокоразвитую культуру. Крупный английский ученый-археолог XX века Чарльз Вулли писал: «Если судить о заслугах людей только по достигнутым ими результатам, то шумерам по праву должно здесь принадлежать почетное, а может быть, и выдающееся место. Если же учитывать и воздействие, которое они оказали на последующее развитие истории, то этот народ вполне заслуживает еще более высокой оценки».

Шумерам принадлежат многие открытия в области астрономии, математики, медицины, сельского хозяйства, инженерного дела, которыми до сих пор пользуется человечество. Им же приписывается одно из величайших достижении цивилизации — изобретение письменности.

Шумеры писали на глиняных табличках. По сырой глине при помощи квадратной или треугольной в сечении палочки выдавливали различные сочетания линий в виде клиньев — клинописные знаки, а затем глиняные таблички обжигали на огне. Таким образом написанное запечатлевалось навеки.

Наиболее древние записи шумерских мифов и сказаний датируются III тысячелетием до н. э.

К тому же времени относится древнейший систематический перечень шумерских богов.

Во главе пантеона названы верховные боги: Ан, Энлиль, Инанна, Энки, Наннаи, Уту.

Ан — «отец всех богов», владыка неба. Его имя пишется при помощи знака, обозначающего понятие «бог» вообще. Хотя Ан во всех перечнях богов стоит на первом месте, в мифах его роль достаточно пассивна. Он, прежде всего, является символом высшей власти, к нему боги обращаются за советом и в поисках справедливости в различных сложных ситуациях.

Бог Энлиль первоначально был покровителем города Ниппура, древнейшего центра шумерского племенного союза, но очень рано стал общешумерским богом. Его постоянный эпитет — «высокая гора». Возможно, здесь присутствует воспоминание о прародине шумеров — восточной горной стране, из которой они пришли в Междуречье и где обожествлялись горы.

Энлиль — одно из божеств плодородия и жизненных сил. Когда боги делили между собой Вселенную, то Энлилю досталась Земля. От имени Энлиля в шумерском языке образовалось слово, означающее «власть», «господство». В мифах Энлиль часто выступает как «воитель», жестокий и себялюбивый бог.

На третьем месте в перечне богов названа Инанна — главное женское божество шумерской мифологии. Инанна — богиня производительных сил природы, плотской любви. Одновременно она является богиней распри, и в некоторых мифах выступает в роли коварной искусительницы, сеющей рознь. Одним из ее символов была «звезда утреннего восхода» — планета Венера.

Энки — бог мировых пресных вод, среди которых покоится Земля. Позже Энки становится богом мудрости и владыкой человеческих судеб. Как правило, он благожелателен к людям, выступает их защитником перед другими богами. В некоторых мифах Энки приписывается изобретение плуга, мотыги, формы для изготовления кирпича. Он покровитель садоводства и огородничества, выращивания льна и разведения лекарственных трав.

Нанна — сын Энлиля, бог Луны. Культ Луны был очень развит у шумеров, они считали Луну первичной по отношению к Солнцу. Ночью Нанна плывет на лодке по небу, днем — по подземному царству. Иногда Нанну представляли в виде быка, рога которого образуют полумесяц. Один из его эпитетов — «бык с лазуритовой бородой». Сохранились золотые изображения бычьих голов с бородами и рогами из лазурита, относящиеся к XXVI веку до н. э.

Уту — бог Солнца, сын Наины. Его имя означает «светлый», «сияющий». Каждое утро Уту выходит из-за высоких гор и поднимается на небо, а ночью нисходит в подземное царство, неся обитающим там душам умерших свет, еду и питье. Уту — всевидящий бог, хранитель истины и справедливости.

Наряду с шестью верховными божествами у шумеров пользовались почитанием и другие боги: Нинту — «повитуха богов»,покровительница рожениц, Адад — бог дождя и грома, Думузи — покровитель скотоводства и весеннего возрождения природы.

Источник

Он дубья-колодья все повырубил.

В Природе нет ничего лишнего. И ядовитые растения также являются частью экосистемы, в которой они существуют. Они ведь тоже принимают участие в круговороте. Так же как и все остальные растения, они выделяют в атмосферу кислород. И вообще, всё в Природе взаимосвязано друг с другом. Нужно только осторожно обращаться и не путать чёрный воронец с черникой. Человек порой сам себя наказывает, не разобравшись с тем, что он употребляет в пищу.

Кроме того, многие ядовитые растения обладают и целительными свойствами. Только в русской народной медицине использовалось более 160 видов таких растений.

Современная наука не может объяснить изумительных прозрений народного врачевания. Неужели составление снадобий велось методом слепого перебора? Тем более что в народной медицине иногда применяются такие сложные травяные смеси, составляющие части которых оказывают на человека прямо противоположное действие. Признавая благотворность этих смесей, наука безсильна понять способ их воздействия.

Медея в Овидиевых «Превращениях» собирает колдовские травы в жутком исступлении. Плиний пишет, что сбор друидами целебных и почитавшихся священными растений сопровождался особыми обрядами, преследующими цель введения человека в полубезсознательное состояние.

Сложена легенда о понтийском царе Митридате. Он хотел избежать отравления коварными царедворцами и приучил себя к действию различных ядов. У него это так здорово получалось, что он действительно стал к ним невосприимчив. А когда город Пантикапей (ныне Керчь) взяли враги, то царь понял, что ему крышка. Он старался отравиться, но ничего у него не получалось. И пришлось ему приказать своим слугам отрубить себе голову.

ЦВЕТЫ

Чудодейственные волны источает дикая зелень наших лесов. Для биологов роль ароматов в жизни самого растения и всей Природы далеко неясна и даже более неоднозначна, чем роли окраски и нектара. Ботаники признают, что назначение запаха нельзя сводить к привлечению насекомых. Часто смысл запаха остается для человека загадкой, связанной с какой-то неизвестной ему стороной жизни растения.

Известно только, что присущий цветку аромат зависит от выделяемых летучих эфирных масел. С поразительной проницательностью они очень верно названы эфирными, иначе говоря, ускользающими от наблюдения, утончёнными, невещественными сущностями, воздействующими к тому же именно на эфирное тело человека (греческое понятие “эфир” примерно означает всепроникающую стихию, “душу мира”).

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Дубья колодья что это

Дубья колодья что это. Смотреть фото Дубья колодья что это. Смотреть картинку Дубья колодья что это. Картинка про Дубья колодья что это. Фото Дубья колодья что это

Издревле обширной и прекрасной была русская земля. Вот как говорилось о ней в отрывке из древней повести:

Но это наша прародина, считавшаяся восточной землей славянского мира. А славянские народы населяли и север Европы, и запад, и юг.

У разных славянских племен появлялись свои мифы, легенды и предания. Невозможно рассказать обо всех в одной книжке. Наш рассказ — о мифах руссов — наших с вами предков.

Боги и мифические божества

Дубья колодья что это. Смотреть фото Дубья колодья что это. Смотреть картинку Дубья колодья что это. Картинка про Дубья колодья что это. Фото Дубья колодья что это

Что создал бог Сварог

Всесильный бог Сварог по прозванью Небесный создал три царства — Небеса, Землю и Подземный мир.

Небеса разделил он на два неба. Первое небо — владения самого Сварога и хранятся там все запасы воды земной. Второе небо — твердый синий купол, который опирается на края Земли.

Дубья колодья что это. Смотреть фото Дубья колодья что это. Смотреть картинку Дубья колодья что это. Картинка про Дубья колодья что это. Фото Дубья колодья что это

Вздумал бог Сварог напоить Землю, наполнить водой моря синие, реки быстрые, ключи чистые. Превратил он облака летучие в быстрокрылых птиц и повелел им разносить воду в русла рек и впадины морей. Ожила, зацвела Земля.

А неутомимый бог Сварог сотворил еще и прекрасную заоблачную страну Ирий-сад. Для живых та страна недоступна. И растет там Древо жизни, соединяющее небо, землю и подземный мир. Корни его уходят глубоко в Подземное царство, где обитают предки наши, деды и прадеды.

Выросло Древо жизни из семени железного дуба, в котором заключены все земные стихии — вода, огонь и воздух. Родники живой и мертвой воды, что бьют из чистых колодцев — студенцов, поят корни дерева, и потому в нем сокрыта тайна жизни и смерти.

Ствол стремится к небу. Роятся в дупле пчелы, что собирают медовую влагу — росу утреннюю и вечернюю. А крона Древа жизни упирается в небо. Гнездятся там птицы разные — и сокол быстрый, и соловей голосистый, и Див, что ведает судьбу человеческую.

С одной стороны могучего древа восходит солнце красное, а с другой — светит месяц ясный. Живут в пышной кроне и четыре ветра. Ветры Восточный и Полуденный, Западный и Полуночный приносят на землю четыре времени года — весну, лето, осень и зиму.

Древо жизни не умирает, но зимой засыпает, а весной пробуждается. И тогда появляются на нем зеленые веточки, ростки нового лета — леторосли.

Окружил Сварог прекрасную страну Ирий-сад необъятной водой, что зовется Океан-море. Ни выпить его, ни вычерпать, ни переплыть, потому что все реки в него вливаются, все моря собираются. И живут в синем Океан-море чудо-юдо рыба кит, и русалки зеленовласые, и царь Морской, и водяной с клюкой.

В самой середке Океан-моря лежит остров Буян. Устал могучий бог Сварог и удалился на тот остров под дуб высокий, Древо жизни. Отдыхает древний бог, седой, словно окутанный метелью. Разметались облачные кудри, белым-бела борода. Рядом с ним дети его Сварожичи, боги небесные. Грозный Перун, повелитель грома и молнии, покровитель воинов. Дажьбог — доброе божество Белого Света, податель благ земных и прародитель русских людей, дажьбожьих внуков. Дал ему Сварог и огненное око — бога-солнце по имени Хоре. Здесь и Ма-кошь, что зовется Мать-сыра-земля, дарительница урожая, хозяйка рога изобилия. А рядом сестра ее Лада и дочь Леля, покровительницы весны и любви. Высится бог Велес, на плечах которого и держится Земля.

Отдыхает, но не дремлет Сварог. Четырехликий, смотрит он сразу на все четыре стороны света, зрит, как управляют всем, что он создал, поставленные им боги, как чтут богов люди.

Остров Буян — обитель богов

Доступен остров Буян лишь богам, детям Сварога. Но собираются здесь и все силы весенних гроз, все громы трескучие, все бури летучие, облака небесные и сама туча — воронье крыло.

Живет на острове Буяне и Стратим — птица с железным клювом и медными когтями. Она всем птицам старшая и разгоняет своими крыльями буйные ветры.

Там и Громоносный змей, всем змеям старший, и Пчелиная матка, старшая всем пчелам-молниям, что посылают на землю медовую влагу дождя. Живет там и вещий Ворон.

Зародились там все звери земные, и рыбы морские, и гады подземные, и птицы небесные.

Лежит посреди острова Буяна бел-горюч Алатырь-камень. Называется он так неспроста. Камень этот — и облако белое, источник живительной влаги, и солнце горючее, дарующее свет и тепло. Оттого под Алатырь-камнем сокрыта сила великая, и нет ей конца. Спрятан под Алатырь-камнем ключ всех заговоров людских — от недугов и ратных орудий, от тоски и лихого человека, от черной немочи и от болестей, от огня-пламени и смерти напрасной. В «Голубиной книге», которая сама себя написала, сказано:

Богатырскую силу дает родник, бьющий из-под Алатырь-камня. В нем и мертвая вода, и живая. Мертвая вода исцеляет, делает целой иссеченную зимними льдами землю, а живая вода оживляет ее, дарует зелень и цветы.

Но не так-то просто добыть живую воду и освободить сидящую на Алатырь-камне красную девицу, богиню весны Живу. Путь сюда лежит через небесное море, где черной тучей плавает двенадцатиглавый змей. Только славный витязь, бог-громовик Перун может победить змея. Он палицей высекает из Алатырь-камня искры-молнии, разводит пожигающее пламя грозы. А потом достает самоигральные гусли и начинает грозовую песню, которая разбивает облачные скалы. Ловит Перун небесных кобылиц и молоко их, густое, как туман, кипятит в грозовом пламени, заваривает чудодейственный напиток — живую воду. И проливается она на землю живительным потоком весенних дождей. Тогда просыпается Дажьбог.

А еще живут на острове Буяне необыкновенные птицы.

Стратим-птица, или как ее иногда называли Ногай-птица, считалась прародительницей всех птиц. Взмахнет крылом Стратим-птица, и разразится буря неслыханная, а когда взлетит она, пронесется над землей, то колышутся горы, разверзаются бездны, рушатся города, валы морские вздымаются до небес.

Источник

Дубья колодья что это

Виловатый — искривленный. Береза виловатая.

Витье — ветье, ветка.

Вместо — вместе. Толнет лбами вместо, и души нет.

Водоплавный — эпитет серой утушки.

Водверье — см. Ободверина. Повыкинет вон дверь со водверьем.

Возгакати — закричать по-лебединому, кыркать. Белой лебеди возгакати.

Воивать — многокр. форма от воевать. По вою ты не воивал.

Вой — война. По вою ты не воивал.

Волжанка — клюка из дерева иволги.

Волоча — человек, который волочится, шатается без дела.

Волоча — голь кабацкая.

Волочиться — переходить с места на место. Было бы чего калеке есть да пить, да чего калеке волочиться.

Волокитный — бывалый. Только шел-прошел калика, прохожая, волокитная.

Вольгота — свобода, вольный шаг. Поедет Самсон тихою вольготою.

Вонный — внешний, от корня вон. Пролетел на вонную сторону с простеночком.

Воронечка — доска, привешенная на веревках поперег избы, от слова воронец.

Воронин — от ворон. Воронино взвещевание.

Воронке — конь вороной масти.

Воротовый — находящийся на вороте у рубашки. Запонка воротовая.

Воспроговорить — выговорить. Воспроговорит Вольга таковы слова.

Воспрокуриться — подняться, в переносном смысле ударить в голову. Вино-пиво теперь воспрокурилось.

Восточный — эпитет хрусталя. Хрусталя чара восточного.

Воходить — входить. Воходит в мех пудов по сороку.

Всретать, сретать — встречать.

Втерать — вставить. Вместо оцей было втерано … по яхонту.

Втопить — утопить, уставить. Ясны очушки втопил в сыру землю.

Вточь — прямо, наречие.

В упалу — в вид. нар. В упалу приехала, а не в упалу уехала.

Выжлец — ловчий пес. Из под стремени борзой выжлец выскакивает.

Выигрыш — содержание песни. Играет-то в Цари-граде, а на выигрыш берет он во Киеве, он от старого всех до малого.

Вымолотить слово — Позволь-ка мне словцо выговорить, словцо вымолотить.

Вырука — выручка. Поспешайте-тко, братьица, ко мне на выруку.

Вырутить — выбросить, от корня рыть — бросать. Добра молодца со добра коня не вырутил.

Выславиться — рассказать или пропеть о своих подвигах, выславляться было в обычае перед боем. Приехало девять братцев, в поле поединщиков; Аще ездят тот наперед, да другой наперед: тому-то надо выславиться, да другому надо выславиться.

Выстать — встать. Выстали отец с матерью от крепкого сна.

Выструя — струя. И за выструю плови, и за другую плови.

Выступка — поступка. Выступкою щапить, щеголять поступью, осанкою.

Выть — 1) количество еды зараз. Я по семи пудов хлеба к выти ем. По многу ли он выти-хлеба ест? 2) еда. Ах ты, волчья выть.

Вьюноша, вьюнчик — юноша.

Вековечный — начинающийся с начала века или продолжающийся до конца века, в последнем смысле: Добыла увечье вековечное.

Венчальный — эпитет мужа.

Весто — ведомо. Чтобы миру было весто.

Ветрянка — жердь. Найди-тко ветрянку маненьку.

Гайноище — хайлище, пасть. Захвати змею за гайноище.

Глуздить — скользить. Башмачки глуздят.

Глуздырь — птенец, еще не в силах летать, от корня глуздить, скользить. Ты смолода, глуздырь, не попархивай.

Говорящий — эпитет орла. Орел, птица говорящая.

Гомотить — шумно говорить, шуметь. Тут в углу говорят, в другом гомотят.

Горетница — горькая. Победная она горетница.

Горынь-змия — змея горынчатая.

Горюн — горький бедняк.

Горюша, горюшица — несчастная. Горюшица молода жена.

Горючий — эпитет камня. На росстани-то бел горюч камень.

Гостебищо — пирушка, гости. Принимай ты гостей в гостебищо.

Гостибищо — пирушка. Доложусь я во любимое гостибищо.

Гостьбице — см. Гостебищо.

Грем — гром. В том терему стук да грем.

Гридня, гредня, гривня — столовая комната. Приходит из гридни из столовыя.

Грудью пойти — поскакать. У оратая кобыла-то грудью пошла.

Грядка — шест или жердь на веревочках для перевешивания чрез нее платья. А цветну платьицу (висеть) на грядочке и на гвоздике.

Гряновитый — эпитет лугов. Луга гряновитые.

Гряночка — грань. На три гряночки стрелы были строганы.

Грянцатый — четырехгранный. Против сердца был гвоздь грянцатый.

Гуля — гулянье. По гулям гулял двенадцать лет.

Гуня — верхнее платье. Гуня на калеке сорочинская.

Гусельный — играющий на гуслях. Ай же ты детина приезжая, скоморошная, гусельная.

Гыкать — о звуке, издаваемом лебедями. Как белы лебеди гычут.

Держать — носить. Помрет молодец, шубу держивал.

Дивовать — удивляться. Не дивую я женщине.

Дивья — не диво, легко. Дивья мне потыкатися.

Довлеет — подобает, прилично. Не довлеет ти, Чурила, жить в Киевце.

Дойдет — приходится. Самому молодцу не дойдет сидеть.

До калины — до калена, до красна.

Докуль — пока. Докуль не проведают короли нечестивые.

Долгомерный — эпитет копья.

Долонь — ладонь. Я бы его на долонь поклал, а другой-то рукой сверху прижал.

Дородний — эпитет удалого доброго молодца. Нет удала дородня добра молодца, сослужить мне службу важную.

Доступить — достать, добраться. Тебя доступлю.

Досюль — прежде, до сего времени. Досюль Добрынюшка матушке говаривал.

Досюльный, досюлешный — доселешний, прежний.

Доходный — доходящий. Знать молитвы мои к Богу не доходные.

Дрань — то, что дерут. Ах ты волчья сыть, медвежья дрань.

Дребь — низкое топкое место. Пал-то Сокольник во дребь о сыру землю.

Дробь — гуща после пива, браги или квасу, выжимки. Дробью обелась (корова).

Дроворубный — эпитет топора. Возьмите топоры дроворубные.

Дрокушка — нега, от корня: дрока. Во дрокушке жил у матушки.

Другожды — в другой раз. Сделал в другожды почестен пир.

Дубье — собирательное. Он дубье-колодье все повырубил.

Дубяный — окрашенный ивовою корою. Дубяные сарафаны по Онеге по реке.

Дым, на дым опустить — пожечь. Божьи церкви на дым спустить.

Дедий — дедовский. Приданое мое дедье-матернее.

Девочий — девичий. Во своем уборе девочьем.

Единый — один. Тридцать молодцев без единого.

Ейный — ее. Прибесчестила ейна матушка.

Есть бы — если бы. Есть бы было кольцо во матушке сырой земле.

Жалуха — жалость. Оны друг друга били не жалухою.

Жаровчатый — см. Жаровый.

Жаровый — высокоствольный. Выше дерева жарового.

Жеребеечек — долечка. Дайте мне-ка-ва золотой казны хоть малый жеребеечек.

Жеребье, жеребьице — жеребенок. Привязал к трем жеребьицам к трем неучам.

Живность — жизнь. Оставь-ко ты меня во живности.

Жога — птица с длинным носом и навислыми бровями. Брови у него будто у жоги.

Жуковинье — перстень. Где жуковинья были, тут место знать.

Жупеть — петь. Пташица стала петь-жупеть.

За — из-за. Посмотрел на паленицу за сыра дуба.

Забаивать — заговаривать. Забаивать, заговаривать, в замуж подсватывать.

Заберега — та часть вод, которая закрыта узкою полосою берега от прочего водного пространства. Тихая заберега.

За боем — с бою. Силом нейдет, так за боем возьмем.

Забудущий, забыдущий — повергающий в забытье, от которого впадают в забытье. Налила ковш питья забыдущаго. Спит Чурила забудущим сном.

Забытка — забытье. Кинуло его в забытку спать.

Завидливый — завистливый. Поповские глаза завидливы.

Заводь — залив, защищенный от ветра: от того заводь называется тихою. Уезжал Сухмантий ко тоя ко тихия ко заводи.

Завозный — взятый на дорогу, привезенный для дороги. Угощеньице завозное.

Заведать — прознать. Что вы здесь заведали.

Завечать заветы — класть заповедь, давать обет. Всяк человек на свете завет завичал, но не каждый человек завет справлял.

Заграять — закаркать. Как возграю во первый након.

Загуменье — место позади гумна.

Задаться — поступить в обучение или службу. Задался Вольга на семь лет.

Задворенка — от задворни, задней улицы в деревне или задворья, места, обнесенного заборами с навесом.

Задернуть — приготовить. А она дубовы столики задернула. Задернул олешенька почестен пир.

Задний — задний угол, или полоненый, на право от входа.

Задумсливый — по долгу думающий. Добрыня застойсливый и задумсливый.

Заздынуть — поднять. Заздынула она голову под оболоку.

Закликать — унять криком. Когда ты у меня была унята, когда ты была закликана.

Заколодить — покрыться колодьем. Прямоезжая дорожка заколодила.

Закопань — застава, ров, которым перекопана дорога. Попадала Добрынюшке закопань, он ту закопань перескочил.

Закустички — частый кустарник за полями около леса. Много в Киеве богатырей, как серых волков по закустичкам.

Залячить — задрать голову вверх. Воронке голову залячил и хвост заломил.

За маленька — с измаленька, с малолетства. У меня замаленька да было хожено.

Замолотник — работник на гумне.

Заморянин — приезжий из за моря. Таракашко гость Заморянин.

Замураветь — покрыться муравою. Прямоезжая дорога замуравила.

Замызгать — залаять. Замызгал собака по собачьему.

Занос — сугроб снега в селении, в противуположность сумету, сугробу на полях и на дороге.

Запольный — живущий по ту сторону полей. Обвернулся серым волком заполниим.

Зарабочее — заработная плата. Это мое зарабочее.

Зарко — завидно, отсюда зариться (корень зр, зреть). Тут Ильюшенке стало зарко.

Зарудиться — замараться, загрязниться. У тебя, голь кабацкая, личико зарудилося.

Зарека — заречье. Пошел по зарекам.

Засадиха — ягода черемха.

Застойсливый — который по долгу стоит на одном месте. Столько Добрыня напуском застойсливый.

Застолье — место за столом. Король по застолью бегает.

Застоялый — см. Стоялый.

Застояться — остановиться. Рука правая в плече застоялася.

Затхнуться — сделаться затхлыми. Напиточки там заткнулися.

Затохаль — затхлый запах. Зелено вино пахнет на затохаль великую.

Затресье — та часть вод, которая покрыта трестою. Зеленое затресье.

Затулый — опущенный (собств. опрятный). Припечалилась затула бела завеска.

Заугольник — незаконнорожденный сын. Не хочу слыть заугольником.

Заугроза — угроза. Грозить ему заугрозою.

Зачагать — достать, добыть. На век увечьице зачажено.

Защектать — засвистать по соловьиному. Защектал он по соловьиному.

Забахвалиться — расхвастаться. Как забахвалился большой сват.

Звонунылый — уныло звенящий, эпитет песен и колоколов.

Звезда — зародиться в звезду, минуту безчастную, неталанную. По верованию древних, участь человека зависела от зарождения его под известной планетой (каждой принадлежал один день в неделю) и под известным знаком зодиака (каждому знаку соответствовала неподвижная звезда). Так планеты Бел (Сатурн) и Марс приносили нестастие.

Звещевание — известие, речи. Услыхал Кощей тое воронино звещевание.

Здох — вздох. Выпивает чару на единый здох.

Здым — подъем. На здым здынул бы два камня.

Здынуть — поднять. Здынул бы тобя, алешу, через столы дубовые.

Зде — здесь. Нельзя мне-ка зде жить.

Зелизить — принимать вид железа, железеть. Чисто серебро не зелизит.

Земельный — эпитет царя той земли, в которой живет его подданный.

Зень — земь, озень — оземь.

Златоверховатый — у котораго зоротой верх. Поводит в свой терем златоверховатый.

Злодейный — злодейский. Чужая злодейная сторона.

Злучить — залучить, захватить. Можете ли злучить эту лебедку на синем море.

Знадебка — родимое пятно, родинка. Под правой пазухой родимая знадебка.

Знамя — примета, родимое пятно. У Добрыни на правом лице три знамени было.

Знать — уметь. Не знаешь ты кобылушки цены ценить.

Зобать — есть что-нибудь мелкое, разсыпающееся. Кони зоблют пшену белоярову.

Зорен — крепок. Табак зорен.

Зубоватый — зубастый, насмешливый.

Зыбучий — эпитет болот и мхов. На мхи, на болота зыбучия.

Зынчный — звонкий, звучный, эпитет голоса. Вскричал Илья зынчным голосом.

Избыть — избавиться. Избыли мужики от смерти напрасныя.

Извара — взвар. Поил коня изварою медвяною.

Извить — завить. Извей кудри.

Извериться — выйти из веры. Почто ты теперече изверился.

Издаваться — удаваться. А не всякому женидьба издавается.

Издачный — удачный. Первая женидьба Михайлы неудачна была, а вторая женидьба издачная.

Ижно — ведь, ан, союз.

Имать — ловить, хватать.

Имянство — именство, имущество. Положил на дощечку пол-царства, пол-имянства.

Ино, ин — 1) сверх того. Вся небесная луна понаведена была, ин всякия утехи несказанныя. 2) ан, а напротив того. Не так бывать девушке, ино дома быть, вода носить. Идет-де старик подпирается, ин мать-то земля колыбается. Ин Добрыня матушки не слушался.

Изотчина — отцовское имя. Как молодца звеличают по изотчины?

Изуваленый — заваленый. Изувален мой зелен сад кунами да лисицами.

Изучение — благовоспитанность в светском смысле. Изучение видим твое полное, а не знаем ни имени, ни водчины.

Ископытиться — содрать, расколоть копыто. Тридцать жеребцов ископытились.

Ископыть — ком грязи или земли из копыта. Ископыти у коня метано по целой овчины по барановой.

Испровещится — подать голос, заговорить. Испровещится добрый конь голосом человеческим.

Источня, источенка — разноцветный струйчатый пояс; цвета в пояс идут один за другим струями. Источнями подпоясаюсь.

Истратить — погубить. Истратила она восмерых молодцев.

Ка — частица, служащая для усиления указания. Не наб мне-ка ни злата, ни серебра. Силой возьмет, да мне-ка бок набьет.

Казак — наемный работник. В казаки наймусь.

Канюк — род ястреба: запоет перед дождем, крестьяне говорят: «вот, дескать, уже пить просит».

Капучий — капающий, эпитет серы.

Каурка, кавурка — каурый конь (желторыжий).

Качаться — качать себе. И сама себе головушкой качается.

Керегод — сеть, которую две лодки забрасывают в воду и, ставши на якорь, собирают ее.

Клеснуть — хлестнуть. Марья Соловеевна клеснула Ильюшеньку меж уши в голову.

Княгиня порученая — молодая.

Князь — жених молодой.

Княжна порученая — невеста.

Кодол — толстый канат. Снасти и кодолы были шелковые.

Кожан — кожух, невыделанный овчинный тулуп. Кожан на плечах в пятьсот рублей.

Коковка — загнутый, верхний конец палки. Уходила та клюшка (в землю) до коковочки.

Колодье — собирательное. Он дубье-колодье все повырубил.

Кологривый — у которого грива стоит колом, дыбом. Кологривый жеребец.

Колсан — колчан. Кладывала калены стрелы да во колсаны.

Комель — корень. Выдергивал дуб со кореньями, за вершину брал, а с комля сок бежал.

Комонь — конь. Аль нет у тебя добрых комоней. Форма комонь вместо конь, сохранилась до сих пор в Заонежье. Когда парни черезчур розыграются на улице, старики, чтобы унять их кричат: «эко, комони, расходились». В бытовых песнях тоже поется: Цветно платьице не держится, добры комони не ездятся, добры молодцы не стареют.

Конец кукши — концами пальцов, сравн. конец рукмы. Хватил он камень конец кукши.

Конечь-рукмы — концами рук. Хватил он камень конечь-рукмы.

Кончение — конец. Тут ему было и кончение.

Копылок — клин. Копылком бородку наладила.

Корба — чаща мелкаго леса. Корбы дремучия.

Коржинья — штевны. Мачты-коржинья позолочены.

Корить — покорить. Я корила непокорное сердечушко.

Корпус — сила. Я теперь корпус в себе имею.

Корчажный — кольчужный, латы корчажныя.

Косица — висок. Вышиб ему правое око со косицею.

Край — на краю. Край пути дороги.

Красовитый — прекрасный. Пошел он в палаты красовытыя. На лицо была красовитая.

Крестьяновать — заниматься крестьянским делом. Божья ти помочь оратеюшко, орать да пахать, да крестьяновать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *