Дуэль хелены что такое
Боуи под ребро: как выглядели дуэли на ножах в США
XIX век для США — это не только Гражданская война или герои книг Марка Твена и Джека Лондона. Историю Соединенных штатов тогда писали еще и эмигранты, решительные политики и уличные хулиганы, которых объединяло одно — они все носили с собой огромные клинки и с удовольствием пускали их в дело.
Рассказываем об американских дуэлях на ножах, неистовых и беспощадных.
С миру по нитке — истоки ножевых дуэлей в Северной Америке
Североамериканские индейцы не слишком любили использовать ножи в ближнем бою — для этого у них были топоры и небольшие дубинки. А вот европейцы привезли в Новый Свет не только работорговлю в промышленных масштабах, но и традицию ножевых поединков.
Первые дуэли с ножами известны с конца XVI века, когда голландские переселенцы начали практиковать свои знаменитые «сникерснии» уже в Новом Свете. Правда, власти тогда быстро и жестко навели порядок и прекратили как дуэли, так и пьянки, в чаду которых голландцы так часто резали друг друга.
Дуэлей в это время было не так много, так как большинство поселенцев являлись протестантами и выходцами из пуританской Англии, где не слишком была распространена культура ножевых поединков.
Все изменилось, когда в Новый Орлеан, большой портовый город, начали стекаться авантюристы со всей Европы — испанцы и итальянцы, которые и принесли с собой привычку решать все спорные вопросы с помощью отточенных клинков.
Личность Пепе была настолько легендарной, что его восковая фигура до сих пор стоит в музее Нового Орлеана, а о количестве оставленных им трупов говорит личное кладбище, которое неунывающий дон Хосе прикупил незадолго до своей кончины — на нем же его и похоронили.
Поединки в темной комнате — наследие итальянских традиций
Помимо испанцев в Новом Орлеане поселилось и множество итальянцев, и даже во Французском квартале, несмотря на его название, проживало восемьдесят процентов выходцев с Апеннинского полуострова. Поэтому неудивительно, что в американскую культуру вошла и практика «чиччиаты» — дикой римской традиции, о которой мы подробно рассказывали в статье про итальянские ножевые бои.
Выразилось это в том, что популярность обрели так называемые дуэли в темной комнате. Суть их в том, что два противника запирались в комнате без света, но с ножами, и живым оттуда чаще всего выходил только один.
Например, в штате Алабама в 1888 году произошла такая дуэль между доктором Нейборсом и адвокатом Шортриджем. Заперевшись в комнате, они начали шинковать друг друга ножами боуи. Когда через десять минут встревоженные соседи взломали дверь, оттуда выскочил Нейборс с безумными глазами и располосованным лицом. Убежав на улицу, он в каком-то диком безумии бросился на чернокожего хозяина магазина, который его и зарезал. Надо ли говорить, что его первый противник, мистер Шортридж был найден в комнате насмерть исполосованный огромным боуи.
Также известен случай, произошедший в Сент-Луисе в 1852 году. Некий задира и дуэлянт, пользовавшийся дурной славой, бросил вызов спокойному молодому человеку. Тот согласился, поставив условие — они будут драться в закрытой комнате без света. Так и случилось, и когда через полчаса секунданты вошли в помещение, в углу сидел и покуривал трубку тот самый молодой человек, а рядом с ним стояла отрезанная голова задиры, глядевшая в сторону двери. Имен дуэлянтов история не сохранила.
Джим Боуи и его нож
Джим Боуи — легендарная личность в американской истории, поэтому сегодня довольно сложно отделить в его жизни правду от вымысла. Что мы знаем наверняка — он создал один из самых популярных ножей своего времени — боуи, а также был героем обороны форта Аламо, где и погиб, отважно защищая крепость от мексиканцев.
Мода на боуи тогда была повальной. Газеты саркастически писали: «Кажется, что вся сталь в стране мгновенно превратилась в ножи боуи».
Десперадо — последние рыцари прерий
С немалой помощью прессы появилось и такое явление в истории американского ножевого боя как десперадо, в переводе «отчаянный». Этим словом называли людей разных сословий, которые соблюдали особый кодекс чести.
Все граждане были для них поделены на обычных людей и бойцов. И если к обычным людям они относились со снисхождением, то любой косой взгляд со стороны бойца воспринимался как вызов, и после этого ножи обагрялись кровью. Десперадо не обязательно орудовали только ножами — с ход шло все, что могло лишить человека жизни. При этом благородные дуэлянты никогда не нападали на безоружного, и если бросали ему вызов, то давали время, чтобы тот вооружился.
Кассиус Марселлус Клей — политик с ножом в руке
Кассиус Марселлус Клей
19 октября 1810 года в семье богатого плантатора родился человек, отлично впитавший в себя образ тех самых десперадо. Его звали Кассиус Клей, в двадцатом веке в его честь назовут знаменитого чернокожего боксера — и не зря, ведь всю жизнь Кассиус боролся за права афроамериканцев, несмотря на то, что был белокожим сыном богатого плантатора.
Для начала, как только Клей получил наследство, он отпустил всех своих рабов на волю, а затем планомерно пытался добиться для чернокожего населения многих гражданских прав. Правда, сам он не считал их равными себе.
Но нас интересует не Кассиус Клей — политик и защитник угнетенных. Прославился он скорее именно как боец на ножах, не раз за свою политическую карьеру вспарывавший животы оппонентам во время дебатов. В те времена прения в сенате или конгрессе частенько заканчивались поножовщиной или перестрелкой.
Однажды на дебатах специально нанятый вышибала по фамилии Браун попытался выстрелить в Клея из револьвера, но пуля застряла в ножнах боуи политика. И хотя противники держали его за руки, это не помещало взбешенному Кассиусу разбить ножом голову убийце-неудачнику, а также выбить ему правый глаз, рассечь нос и отсечь левое ухо.
Интересный факт: Кассиус Клей два раза был послом США в России в 1861-1862 и 1863-1869 годах. Ходят слухи, что в Москве он дрался на дуэли с неким «графом Орлофф». Вернулся Кассиус на родину с отличным подарком — в России ему вручили боуи с красивой костяной рукоятью и отличным лезвием, его Клей до самой смерти носил с собой, называя «мой парадный боуи».
До самой смерти Клей эпатировал публику, сожительствуя с молодыми девушками и совершая весьма эксцентричные поступки. Однажды он отстреливался из пушки от полиции, которая прибыла, чтобы забрать одну из его дам сердца домой к родителям.
Умер стальной дедуган в 1903 году, в ночь, когда полгорода разрушило торнадо. Ушел так, как и жил — с огоньком.
После Гражданской войны в США общество так устало от насилия, что постепенно ножевые поединки сошли на нет. Да и капиталистический дух победившего Севера предполагал доказывать свою мужественность иным способом — в суде. Так славная традиция канула в лету, оставив после себя память о могучих людях прошлого, привыкших решать вопросы не за столами переговоров, а в кровавых схватках на огромных ножах.
Всех интересующихся отсылаем к книге Д. Черевичника «Всемирная история поножовщины».
6 самых идиотских смертей на дуэли
Первая Дуэль
Алонсо де Сотомайор зарублен за то, что был плохим военнопленным
Для начала окунемся в самый конец благородной эпохи рыцарства, где глупость стала причиной гибели испанского дворянина Алонсо де Сотомайора. В 1503 годы французский король Людовик XII воевал с испанским королем. Во время очередной битвы один рыцарь по имени Пьер Террайль де Байард, известный всем своим мирным нравом и благородством, пленил командующего отряда испанцев — Алонсо де Сотомайора. Как и полагалось, он проявил к нему все свое положительное отношение: предложил пользоваться всеми удобствами собственного замка, позволил гулять во дворе, и не запирал ни на минуту, взяв лишь слово дворянина, что тот не сбежит, а дождется выкупа.
И тут испанец проявляет первую глупость — нарушает слово, бежит, но тут же попадается слугам Байарда. Тут уж рыцарь, журя испанца за нарушение слова, запирает его в комнате, при этом продолжая кормить и поить, и ни в чем больше не притесняя.
После получения выкупа испанец, оказавшийся в лагере своих войск, делает вторую глупость. Слегка перепив, он заявляет во всеуслышание, что с ним обращались в плену не слишком-то благородно. Естественно, такая тема для сплетен тут же была подхвачена, награждена кучей выдуманных подробностей и благородного Байарда всем лагерем склоняли на словах и так и эдак несколько дней. Об этом ему не преминул сообщить один плененный испанцами, но освобожденный француз.
Тут благородный рыцарь уже вышел из себя и прислал вызов испанцу. Состоялся пеший поединок на эстоках и кинжалах, в котором Байард лихо расправился с Алонсо де Сотомайором, пробив испанцу горло. А ведь стоило всего лишь проявить благородство — сдержать слово, а потом держать язык за зубами — и, возможно, много лет еще пил бы свое испанское вино в окружении чернооких дев.
Вторая Дуэль
Подлый недоросль побеждает благородного капитана
Третья дуэль
В которой дворянин погибает, боясь разочаровать праздных зевак
Следующая дуэль — пример подлости одного и глупости другого. В Париже, в 1579 году состоялась дуэль между молодым месье де Сурдиаком и его бывшим охранником, более опытным в бою месье де Шасне-Лалье. До Сурдиака дошли слухи о том, что его бывший охранник плохо о нем отзывается, и он вызвал Шасне-Лалье на дуэль. Слухи о таком бесплатном развлечении распространились быстро. В итоге, когда они сошлись для поединка на острове посреди Сены, вокруг, на берегах, собралась целая толпа любопытных зрителей.
Де Сурдиак спрашивает, правда ли, что Шасне-Лалье говорит о нем гадости. Тот клянется, что это ложь. Сурдиак удовлетворен и предлагает помириться. Но тут Шасне-Лалье делает глупость, заявляя: «Нет уж, я так долго сюда добирался, да и столько народу собралось на нас поглядеть, не стоит их разочаровывать, ведь мы можем потерять в своей репутации!».
Конечно, Сурдиак — тот еще подлец, ведь он надел доспех под рубашку, что запрещалось негласными правилами дуэлей. Но, Шасне-Лалье — глупец, ведь, проигнорировав предложение о мире, он решил драться просто для того, чтобы не разочаровать зевак. И даже выяснив, что противник в доспехе, он решил, что ему достанет мастерства победить и так. По хорошему он должен был призвать на помощь секундантов, которые как раз для таких случаев и нужны изначально. В их обязанности входило наблюдение за равенством возможностей в дуэли.
Четвертая дуэль
О том, как благородный дон в одиночку может заколоть четверых зарвавшихся солдафонов
Следующая история происходила во времена царствования императора Карла V в Милане. Был там некий благородный граф Клаудио, известный своим благонравием и умением фехтовать. Однажды, прогуливаясь по лесу, он застал четырех солдат за явным намерением подраться двое надвое и решил их помирить. Спешившись и обратившись к ним с примирительными речами, он в ответ услышал пожелание не лезть не в свое дело и идти своей дорогой, на что тут же выхватил шпагу.
Самое интересное, что фатальную глупость совершил не он, а солдаты, которые решили, что вчетвером легко расправятся с одиноким противником, а затем вернутся к своей ссоре. Успокоились они лишь когда на земле лежали все четверо: три мертвеца и один жестоко израненный, которого впоследствии граф Клаудио выходил и сделал своим слугой. Вот так глупость и мысль о том, что количество — заведомо важнее качества, стоила жизни трем итальянским солдатам.
Пятая Дуэль
«Дуэль миньонов» — самая глупая и жестокая резня
Но, конечно, апофеозом глупости является тройная дуэль, произошедшая в период царствования Генриха III, более известная как «дуэль миньонов», и увековеченная с искажениями в произведении А.Дюма «Графиня де Монсоро». Миньоны — это фавориты Генриха, с которыми он проводил большое количество времени, поэтому в народе их и прозвали «милашки» Его Величества, а по-французски — миньоны.
Так случилось, что один из них, граф де Келюс застал свою возлюбленную с бароном д’Антрагом, по прозвищу «Антрагет». Разумеется, все не могло окончиться ничем, кроме как дракой. Каждый привел с собой двоих секундантов. Килюс — Можирона и Ливаро, таких же миньонов. А Антрагет — Шомберга и Рибейрака.
И вот, по давней традиции секундантов, Рибейрак обращается к Можирону с предложением помирить дуэлянтов. На что тот отвечает: «Бог с вами, Рибейрак! Я сюда пришел не серенады петь, а драться, и именно этим я и собираюсь заняться!» Удивленный Рибейрак недоумевает:«Можирон, да с кем вы тут собираетесь драться? Лично вы не замешаны в ссоре, да и здесь нет никого, кто был бы о вас дурного мнения!». На это он получает ответ: «А вот с вами, любезный, и буду драться!». Тут уже не выдерживает миролюбие Рибейрака, и он, вознеся молитву, вступает в поединок, причем тут же закалывает Можирона, попутно натыкаясь на его шпагу и погибая.
Наблюдая за этим всем, Шомберг обращается к Ливаро: «Дерутся уже четверо, что же нам делать?», — подразумевая, что по этикету они, как секунданты, должны разнять дерущихся. Ответ разгоряченного кровью Ливаро его ошарашивает: «Значит, и мы должны драться, во имя нашей чести!». Начинается еще одна дуэль, в которой Шомберг, начисто срезав щеку противнику, погибает от удара в грудь.
Итог: из-за глупой ссоры и такого же идиотского поведения погибает четыре человека, трое из которых вообще не причастны к изначальному конфликту. Ливаро остается обезображен и, лишившись милости короля, погибает в другой дуэли. А Антрагет убегает из страны, понимая, что, попадись он мстительному Генриху, тот укоротит его на голову.
Шестая дуэль
История о двух лучших друзьях, которые решили прирезать друг друга, но все равно остались лучшими друзьями
Ну, и как вишенка на торте, рассказ о дуэли двух лучших друзей, английских джентльменов по имени Генри Белассес и Том Портер. Обедая у некоего сэра в 1667 году, они слегка перепили, и Генри стал на повышенных тонах что-то настойчиво советовать Тому. На это, люди, сидящие рядом за столом, начинают вопрошать: «Неужели два джентльмена, известные своей нерушимой дружбой, ссорятся?».
Подвыпивший Генри заявляет: «Да будет вам известно, я никогда не ссорюсь, я сразу бью, имейте это в виду!». На что, такой же нетрезвый Том тут же отвечает: «А ну-ка, ударьте-ка! Хотел бы я посмотреть, кто во всей Англии посмеет меня ударить!». И тут же получает от Генри по уху. Начинается драка, но их растаскивают.
У Самуэля Пеписа, из чьих воспоминаний известна история этой дуэли, есть такая запись, отлично характеризующая всю эту ситуацию:
«Сэр Генри Белассес умер от раны, полученной десять дней назад на дуэли с Томом Портером. Теперь их все называют парой дураков, подравшихся из-за любви друг к другу».
Тем, кто хочет подробнее узнать о каждой из историй, советуем обратиться к книге «Альфреда Хаттона Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием».
Самые нелепые дуэли в истории
История первая
Дуэль из-за ангорской кошки
Во времена правления всесильного временщика герцога Филиппа II Орлеанского, два гвардейца смертельно поссорились из-за некой красавицы и решили выяснить отношения на живописной набережной при десятках свидетелей. Проблема в том, что все это случилось прямо под окнами королевского дворца. Сражались храбро, проявляя настоящие чудеса фехтования, пока один из них все-таки не ранил другого и дуэль не прекратилась.
Филипп Орлеанский, ставший невольным свидетелем скандала, был чертовски зол — хулиганы своими криками испортили ему званый вечер. Когда обоих привели к герцогу, тот распорядился показать ему ту красавицу, ради любви которой так яростно сражались эти молодые люди.
История вторая
Грязная драка в борделе, которую назвали «дуэлью» только из страха перед правителем
Филипп II Орлеанский
Надо сказать, что упомянутый Филипп Орлеанский отличался не только временным всевластием при малолетнем короле, но и безудержной похотью. Поэтому он не пропускал ни одной юбки, а когда ему было совсем скучно, пускался инкогнито на поиски приключений. Причем для этого у него был собственный духовник, аббат Дюбуа, который едва ли наставлял своего духовного сына в благодеяниях. Вместо этого священник договаривался о досуге и занимался поиском новых куртизанок для герцога.
Однажды приступ желания поразвлечься у Филиппа случился настолько неожиданно, что преосвященный сводник не успел вызвать констеблей для охраны, и герцог отправился в лучший бордель Парижа в компании лишь молодого пажа и самого Дюбуа. Хозяйка дома терпимости, разумеется, тут же выгнала всех страждущих и заперла двери, предоставив всех девочек исключительно благороднейшим клиентам.
На беду, мимо проходили трое дворян, которым захотелось скрасить скучный вечер в том же заведении. Когда они в недоумении обнаружили запертые двери, то в ярости выбили их и набросились на наглецов, которые так беспардонно оккупировали их любимый вертеп. И быть бы беде, если бы юный паж не оказался столь храбр, что в одиночку набросился со шпагой на наглецов. Одного он проткнул сразу, а других отгонял своими бешеными выпадами.
Аббат Дюбуа, даром что божий человек, вместо того, чтобы достать шпагу (которая у него, кстати, имелась) бухнулся на колени и начал молить о пощаде. Только представьте себе картину: визжат полуголые девицы, вопит, стоя на коленях, в буквальном смысле обгадившийся от страха аббат, а рядом, над окровавленным телом, безусый подросток машет шпагой как ветряная мельница. Пастораль завершает фигура правителя страны, который в чем мать родила угрожает карами ада. Вечеринка однозначно удалась!
К счастью, после ранения одного из нападавших, дебоширов удалось угомонить. Когда до них дошло, на кого они подняли руку, те побледнели от ужаса, во всех красках представив себя на эшафоте. К счастью, они были отпущены с миром и клятвой держать язык за зубами, которую, как мы понимаем из самого факта существования этой истории, они явно не сдержали.
История третья
Дуэль, окончившаяся пинками по заднице
То, что коучинг — опасное занятие, было известно еще в Средние века. Но если ты — итальянский тренер по фехтованию в Англии и учишь местных неотесанных мужланов благородному искусству фехтования, это опасно вдвойне. Особенно если сам, как и многие современные тренера-коучи, ничего не понимаешь в том, что преподаешь.
Некий итальянский синьор Рокко обучал англичан искусству боя на рапирах и двуручных мечах и был известен как своим бахвальством, так и оскорбительными замечаниями в сторону собственных подопечных. Видимо, он настолько допек одного из них, некоего Остина Бэггера, что тот пришел к тренеру под окна дома и прилюдно вызвал на поединок.
Синьор Рокко был не робкого десятка и, схватив двуручник, выбежал на улицу. К несчастью, при переизбытке храбрости, ему не хватило собственного хваленого умения. Практически сразу он был свален на землю, рублен мечом по ягодицам и пребольно бит по заду тяжелым английским сапогом.
Но даже унижения и тумаки от Остина Бэггера не образумили синьора Рокко. Немногим позже этих событий он умудрился поссориться с местным лодочником и напал на безоружного с рапирой. Тот сам оказался лихим малым, выхватил весло и надавал им по бестолковой голове итальянца. Но и на этом его страдания не закончились: набежавшие друзья лодочника избили неудачливого тренера лавками. Позор на века!
История четвертая
Настоящая «Санта-Барбара» в мире дуэлей
Если ты распускаешь слухи о ком-то, обвиняя его в трусости — будь готов к тому, что тебя призовут к ответу. Как, например, случилось с некими итальянскими дворянами — сиром де Сарзе и сиром де Веньером.
В 1537 году, во времена царствования Франциска I, некий сир де Сарзе начал распускать слухи про сира де ла Тура, обвиняя его в том, что тот трусливо бежал в битве при Павии, бросив своего короля. А когда сплетника прижали к стенке, попытался перевести стрелки на сира де Гокура, мол он сказал такое, но тот выкрутился, заявив что Сарзе сам ему бахвалился, что слышал о трусости ла Тура от сира де Веньера. Когда же призвали к ответу того, он тут же назвал Сарзе лжецом, чем вынудил вызвать себя на дуэль.
Ситуация, как видите, прескверная. Если вы не смогли разобраться в ней — ничего страшного, это вообще мало кому удалось.
Надо заметить, что все трое благородных сплетников даже не участвовали в той самой битве, отсидевшись под разными предлогами в своих имениях. Взбешенный малодушием и ябедами своих подданных, король назначил время поединка — пусть эти идиоты просто поубивают друг друга.
Ставка на абсурд была сделана верно: оба дуэлянта попросту не умели драться на парных рапирах. Битва, превратившаяся в неуклюжие кривляния на ристалище, так взбесила Франциска, что он в раздражении бросил свой жезл на поле, таким образом прекратив поединок. Так оба глупца покрыли себя несмываемым позором и навсегда вошли в историю как скандалисты и пустомели.
История пятая
История о самом самоубийственном виде дуэли, которая случилась из-за глупости слуг
Так уж получилось, что два дворянина, шестидесятилетний сир де ла Роке и молодой д’Аллемань, получили совместное управление несколькими деревнями. И, конечно, это не могло не привести к противоречиям и ссоре. А началось все с их вредных управляющих, которые поругались на пустом месте, наябедничав господам друг на друга как малые дети.
Последствия не заставили себя долго ждать. Молодой сир д’Аллемань, встретив истошно вопящего управляющего сира де ла Роке, пообещал выбить ему зубы, если тот будет притеснять его слугу. И, конечно, управляющий пожаловался сиру де ла Роке, от себя добавив, что д’Аллемань обещал выбить зубы не только ему, но и самому сеньору.
Пожилой лорд (у которого и так осталось не слишком много зубов) не стерпел оскорбления и вызвал молодого на поединок, хотя тот и попытался примириться. При этом «дедушка» настоял на особом поединке на кинжалах — едва ли не самом варварском способе выяснить отношения, который придумало человечество. Суть этой дуэли такова: два человека крепко держат друг друга за левую руку, а правую используют для того, чтобы наносить удары кинжалом. Выглядит все как наиболее верный способ погибнуть обоим сразу. Собственно говоря, так и вышло.
Всего несколько секунд дуэли — и оба бойца получили раны, несовместимые с жизнью. Следуя самоубийственному кодексу тех лет, секунданты тоже бросились убивать друг друга. Только увещевания умирающего д’Аллемана предотвратили дальнейшее смертоубийство. Однако оба секунданта уже успели тяжело ранить друг друга и тоже едва не отдали Богу душу. Вот так из-за двух слуг, вопящих как базарные бабы, на пустом месте образовалось два мертвеца и два калеки.
История шестая
Дуэль единорогов — или как правильно драться с привязанным к голове оружием
Так как фехтовали они примерно одинаково, вскоре борец полез в ближний бой и уронил противника, сломав при этом себе руку. Тот не растерялся и начал клевать оппонента. Так они и катались по земле, пытаясь энергично заклевать друг друга, как сумасшедшие курицы, пока не изрезали лица и руки и их не растащили сердобольные товарищи. В итоге все закончилось полюбовной ничьей, хотя оба спорщика оказались изуродованы и стали посмешищем.
История седьмая
В которой дамы устраивают дуэль на ногтях
Женские дуэли были не так уж и редки, и чаще всего они полны трагизма. Но вот к началу XX века измельчали не только мужчины, но и трагедии, превратившись в фарс. Примером такого фиглярства стала дуэль писательницы Жорж Санд за внимание знаменитого композитора Ференца Листа с его возлюбленной, графиней Марией д’Агу. Графиня приревновала Жорж и вызвала соперницу на дуэль. При этом битва непременно должна была состояться на ногтях.
Дамы пришли в дом к композитору, видимо чтобы «подлец» знал, из-за кого весь сыр-бор, заперлись в комнате и начали драть друг другу волосы и полосовать лица остро отточенными ногтями. Неизвестно, насколько сильно они друг друга травмировали, но после закончившейся вничью драки, Жорж Санд решила прекратить дружбу с Листом. Очевидно, потому-что оно того не стоило.
В дуэлях есть место храбрости, мужеству, стойкости, а также подлости и обману, крови и трагедии. Но, как мы убедились из этих историй, природа людей такова, что они даже в вопрос жизни и смерти способны привнести немалую долю идиотизма.