Духовная аскеза что такое
Аскетика
Аске́тика – раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения, исцеления падшего человеческого естества в процессе осуществления христианского подвижничества.
Аскетика может быть названа наукой о сущности христианского подвижничества. Само христианское подвижничество именуется аскетизмом.
Как научная дисциплина, аскетика имеет ряд особенностей.
Во-первых, аскетика не является абстрактной, оторванной от духовной жизни наукой, но дает знания, которые могут быть востребованы в реальной практической деятельности христианина. Это связано с тем, что гносеологическим источником аскетики являются живой святоотеческий духовный опыт. То есть аскетика опирается на знания, переданные Церкви христианскими подвижниками (аскетами), уже прошедшими более или менее длительный путь духовного возрождения и преображения. Многие из этих знаний зафиксированы в аскетической литературе, многие передаются устно, в рамках духовных традиций, бережно сохраняемых в монастырях.
Во-вторых, аскетика не изучает внутренний мир человека так, как это делает психология и антропология.. В отличие от названных наук, предметом её изучения является не «строение» человека, его природы, души, но средства и способы реализации человеком своего высшего призвания и предназначения, осуществляемого в христианском подвиге при благодатной помощи свыше. В этом отношении аскетика также является особой наукой, поскольку не ограничивается изучением земной реальности, но раскрывает условия надлежащего взаимодействия человека с нетварной Божественной благодатью. Аскетика призвана показать синергийный смысл христианского подвижничества, раскрыть его основание как в человеческой воле, так и в Божественной. Она выявляет вышеестественное содержание христианского подвига, учит видеть в нем присутствие Бога.
Рассматривая христианский подвиг как живое сотрудничество и взаимное действие Бога и человека, аскетика неразрывно связана с Богопознанием. Богопознание же раскрыто в стройных догматических формулировках Церкви. Поэтому аскетика тесно связана с догматическим богословием. Она основана на православном догматическом учении о спасении, закрепленном в Предании Церкви.
С аскетикой тесно связано пастырское богословие. Для определения норм и принципов пастырствования необходимо знать путь духовного преображения личности и самому идти по нему. Именно поэтому теоретическое и особенно практическое изучение христианской аскетики важно для пастыря церкви.
Отношение аскетики к другим богословским наукам и сущность аскетизма
Как богословский предмет Аскетика связана со многими богословскими дисциплинами и особая связь с разделом сотериологии догматического богословия. Учение о спасении, являющееся одним из основных разделов Православной догматики, и в то же время занимает центральное место и в Православной аскетике. Ведь сам аскетизм в своих формах и проявлениях происходит из понимания спасения и стремления к спасению. Отсюда и понять аскетизм и правильно совершать подвиг без уяснения спасения невозможно. Сотериология и аскетизм имеют неразрывное внутреннее единство. Постижение догмата о спасении человеком должно производить в нем глубокие внутренние изменения, не приспособление учения под себя, а к изменению ума, преобразованию души человека, должно делать человека «новым творением», что совершается через подвиг, аскезу. Отсюда, аскетика, как предмет, изучает область опытного богословия. В этом отношении аскетика близка и к гомилетике, литургике, каноническому праву, которые изучают формальную сторону пастырства, не касаясь его внутренней стороны, и предмет Пастырского богословия, который раскрывает внутреннюю сторону и психологию пастырства.
«Изучение законов развития и роста христианской жизни в личности спасающегося и составляет предмет Аскетики, как науки. Аскетика в общем своем определении есть наука о подвижничестве или о том, как путем подвига совершается переход человека из царства диавола в царство Божие, с уяснением причин самого подвига и всех частных явлений в этом процессе перехода человека от смерти к жизни.»
Аскетика имеет «своим предметом выяснение законов духовного подвига в его историческом проявлении и фактической данности». Сущность Аскетизма может быть понята и определена с точки зрения учения о спасении, учения о способах и средствах усвоения спасения, совершенного Иисусом Христом.
Необходимость предмета Аскетики в духовных школах вытекает из существа пастырского дела – опытно самому переживать религиозную истину и истину спасения во Христе и глубоко изучить религиозный опыт духовной жизни. Без личного подвига (аскетизма) невозможно истинное пастырское служение, ибо оно превращается в простое требоисполнение и чиновничество.
Истина не может быть абстрактной идеей, созданной умом человека, истина должна быть конкретной, личностной, должна быть Личностью.
Православная аскетика (С.М. Зарин)
Греческое слово аскесис (аскеза) переводится как «подготовка», «упражнения». В Античной Греции аскетами называли атлетов, готовящихся к Олимпийским состязаниям и потому подвергающим себя определенным ограничениям. Метафорически же – на языке древних философов – аскет есть упражняющийся в добродетели, особенно в обуздании неразумных порывов своей воли.
Смысл аскезы – как физической, так и духовной – состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Награда атлету – венок лавровый, награда христианину – венец спасения. И потому христианский пост-аскеза направлен не на «умерщвление», но на восстановление внутренней свободы и изначальной цельности духовно-телесной сущности человека. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа (которое особенно сильно в буддизме), а из необходимости привести их в состояние гармонии.
Подвиги аскетические – это не цель, а средство, средство для борьбы за «венец нетленный», свершающейся на «ристалище» всей нашей жизни. Поэтому «аскетом» может быть назван каждый разумный христианин – монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы определяется данными им обетами, жизненным призванием и советами духовного отца.
(Юрий Рубан. Из журнала «София» (Новгород), 1997, №1).
Во всех случаях, когда в христианской аскетической литературе говорится о вражде между плотью и духом (начиная с апостола Павла: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти»; Гал.5:17 ), речь идет о греховной плоти как совокупности страстей и пороков, а не о теле вообще. И когда говорится об «умерщвлении плоти», имеется в виду умерщвление греховных склонностей и «плотских похотей», а не презрение к телу как таковому. Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить ее и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу.
Еп. Иларион (Алфеев)
Виды аскез: духовная и материальная. Аскеза тела, ума и речи.
Виды аскез
Аскеза – это способность переносить добровольные лишения, ради достижения цели, духовного роста или очищения сознания. Виды аскез определяются в зависимости от того, перенесена она ради достижения материального или духовного прогресса. Если человек совершают аскезу ради материальных наслаждений, славы, почёта или обретения сверхспособностей, то такая аскеза считается материальной, бренной. Аскеза совершенная ради укрепления веры и преодоления препятствий на духовному пути, посвященная Всевышнему является духовной, вечной аскезой.
Аскезы бывают следующих видов:
Эти виды аскез [ума, речи и тела], совершаемые человеком, который обладает трансцендентной верой, не стремится к материальным благам и действует ради удовлетворения Всевышнего, называют тапасьей в гуне благости.
Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и стать для окружающих объектом поклонения, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
Аскеза, совершаемая по глупости, сопровождаемая самоистязанием либо направленная на то, чтобы принести страдания или гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
Какие аскезы следует совершать?
В Бхагавад-Гите описываются аскезы тела, ума и речи. Совершение таких аскез благоприятно сказывается как на духовном прогрессе человека, так и на способности контролировать собственные чувства и эмоции, оставляя ум умиротворенным.
Aскезой для тела является поклонение Верховному Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие.
Aскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания.
Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания называются аскезой ума.
Для чего совершаются разные виды аскез?
Разные виды аскез совершаются для достижения плодов аскезы. Естественными плодами аскез являются обретение могущества, для изменения судьбы, и очищение, для избавления от последствий греховных поступков. Могущество предстает в разных видах: аскеза может дать сильный характера, который проявляется постоянно; в виде некой силы, которая вмешивается в некоторые события и меняет их или в виде исполнения желаний. Очищение же позволяет избавиться от прошлых ошибок, которые заставляют человека страдать. Например, некоторые виды экадаши способы освободить от греха убийства брахмана, отца или духовного учителя. Эти виды убийства являются самыми большими грехами, но экадаши освобождает от них.
От жертвоприношений, благотворительности и аскезы нельзя отказываться, ибо они очищают даже великие души.
Рассматривая духовную сторону человеческой жизни, аскеза является обязательной для счастливой жизни. Многие люди не любят ограничения, которые мешают им наслаждаться. Но если мы не будем иметь каких-то регулирующих принципов, мы станем рабами своих чувств. Игнорирование аскез одним человеком или обществом в целом, ведет к вынужденной аскезе. Добровольная аскеза даёт плоды, а вынужденная нет. Вынужденная аскеза — это разорение, болезни, катастрофы, разрывы отношений, все бедствия материальной жизни. Таким образом жизнь показывает людям, что они идут неправильным путем.
Правильные аскезы дают не только искупление плохой кармы, могущество и исполнение желаний, но и духовное благо, на котором и будет строиться возможность не сбиваться по духовному пути. Это божественная аскеза. Аскезы только ради материальных желаний, которые не являются греховными, не являются чем-то плохим, ведь аскеза – это благочестивый способ исполнить своё желание. Такая аскеза скорее нейтральна: ни хорошая, ни плохая. И аскеза совершаемая для вреда других, с чрезмерными нагрузками, связанная с самоистязанием — это однозначно плохая аскеза.
Виды аскез: божественная, демоническая, невежественная
Тапа-дивьям – божественная аскеза
Божественная аскеза имеет духовную природу, она направлена на получение вечного блага. Такие аскезы совершали возвышенные души, для удовлетворения Верховной Личности Бога. Так совсем юный Дхрува Махарадж [4 песнь, 8 глава Шримад Бхагаватам], совершил такую божественную аскезу, в результате которой добился высшей цели, огромного могущества и всего чего он хотел. «Дхрува» переводится как «решительный», и для достижения любой цели, в том числе и совершения аскезы, необходима сильная решительность. Дхрува Махарадж не только добился того чего он хотел, но и получил вечное духовное царство — Дхуравалоку.
Божественная аскеза имеет непреходящие, вечные плоды. Совершать такую аскезу значит посвящать её Богу. Делать её для удовлетворения Бога, а не достижения могущества. Духовная аскеза намного превосходит материальную, так как её плоды вечны, и человек их не потеряет никогда. «На ча дайват парам балам» – Никто не превзойдет трансцендентную силу. В результате такой аскезы, мы можем получить божественные качества и свободу от материального плена.
Демоническая аскеза
Назвать материальную аскезу демонической – значит вспомнить что все демоны совершали аскезу именно с целью обретения материального могущества: Равана, Хираньякашипу, Хираньякша. Совершать материальную аскезу – значит ограничивать себя не для продвижения по духовному пути или для блага других живых существ, а для собственной выгоды. Причем от нейтральной аскезы, результатом которой также становится изменение судьбы в лучшую сторону, например возможность изменить судьбу так, чтобы найти подходящего партнера, демоническая аскеза взращивает в человеке такое могущество, которое заставляет его деградировать. Конечными плодами такой аскезы будут демонические качества: гнев, гордыня, тщеславие.
Тот, кто совершает суровую аскезу, не рекомендованную в священных писаниях, делая это из гордости или эгоизма; тех, кем движут вожделение и привязанность, кто по глупости истязает свое материальное тело и находящуюся в нем Сверхдушу, называют демонами
Бхагавад-Гита. Глава 17, 5-6 стих.
«Я самый аскетичный аскет и владею сиддхами, все должны поклонятся мне, я совершенный мистик. Моё могущество не знает границ, и если кто-то пойдет против моей воли, я прокляну его своими мистическими возможностями и он пожалеет об этом«. Такое умонастроение встречается часто и у демонов и йогов-мистиков. Такая форма проведения аскезы не принесет блага, а только поспособствует деградации личности. Правильная аскеза продвигает человека на духовном пути и дает ему божественные качества: смирение, спокойствие и терпение.
Такая аскеза направлена на удовлетворение материальных чувств. Бхактивинода Тхакур пишет что Бог исполняет желания как благочестивые и духовные, так и греховные и материальные. Однако первые ведут к освобождению, а вторые к рабству. Первые очищают живое существо и приводят к вратам рая, а вторые порабощают его, заставляя совершать всё более неприглядные поступки, которые приведут человека в ад.
Невежественная аскеза
Аскеза в гуне невежества – это аскеза направленная на причинение вреда другим; аскеза совершаемая без знания, то есть выдуманная; аскеза в процессе которой наносятся увечья самому себе.
Причинение вреда другим с помощью силы аскезы – темная магия. В Ведах часто встречается описание существ, которые получили могущество путем аскезы и используют его в очень низких целях, но их дальнейшая судьба очень печальна – они попадают в ад или становятся низшими существами. Такими существами в ведическом эпосе являются: ведьмы, ракшасы, якшасы, призраки и прочие демоны.
Аскеза, в процессе которой происходит нанесение увечья себе, также является аскезой в гуне невежества. Поскольку в нас живет частичка Бога, то причиняя себе боль, мы также причиняем боль и этой частице, что является оскорблением. Если мы подходим к человеку и начинаем тыкать в него иголкой — это никто не воспримет хорошо.
Выдуманная аскеза ведёт к нарушению дхармы. Когда аскеза совершается без знания или в неподходящее время, нарушается дхарма и в том обществе где совершаются подобные аскезы, начинаются большие проблемы.
История о Господе Рамачандре и аскете-шудре
Некий брахман пришел к Господу Рамачандре с жалобой. Он жаловался на то, что его сын умер раньше него, и винил в этом государя Айодхьи:
«О царь, Законы природы нарушаются в Твоем царстве. Это значит, что кто-то в Твоем царстве поступает вопреки дхарме, и ответственность за это лежит на Тебе».
В то время во дворце Господа Рамачандры гостил Нарада Муни. Опечаленный Рама позвал Нараду и спросил его совета. Нарада ненадолго задумался, а потом вынес свой приговор: «Причина гибели мальчика в том, что кто-то в Твоем царстве вопреки дхарме пытается постичь то, что ему не положено знать».
Недолго думая Рамачандра отправился на поиски преступника. Через какое-то время Он пришел на опушку леса и увидел человека низкого происхождения, который висел на дереве вниз головой. «Что ты делаешь, о шудра?»,- спросил Бхагаван.
— Разве Ты не видишь? Я совершаю тапасью, чтобы обрести силы и добиться бессмертия.
— А есть ли у тебя учитель?
— Зачем мне учитель? У меня у самого голова на плечах.
— Похоже, что именно в этом твоя беда, — сказал Рамачандра и с этими словами отрубил шудре голову.
Шудра пытался делать то, на что не имел права: в Трета-югу шудры не должны были совершать аскезу, тем более без указания гуру — слишком велик был риск того, что они злоупотребят обретенной силой.
В Сатья-югу аскезу имели право совершать только брахманы.
В Трета-югу аскеза стала также привилегией царей.
В Двапара-югу аскеза стала доступной даже вайшьям.
В Кали-югу любой может совершать аскезу, повторяя Святое Имя.
Совершение аскезы для духовного пути – необходимо. Аскеза не только дает силы, но и очищает живое существо, позволяя ему двигаться дальше по пути. Правильное совершение аскез ведет к обузданию ума, контролю над собой, получению мистических сил и исполнению духовных желаний, но неправильная аскеза приведет к падению на духовном пути. Не стоит отказываться от исполнения аскезы, потому что она слишком обременительна или боясь совершить ошибку.
Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.
Бхагавад-гита. 18 глава, 8 стих.
Различные виды аскез приносят различные результаты, но все они ведут к благу, благодаря которому человек способен заслуженно наслаждаться своей жизнью.
Аскеза: упражнения в приближении к Богу
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Очень часто у разных оппонентов Церкви, от весьма умеренных до самых радикальных, особое неприятие вызывают монашеская аске за и аскетические подвиги. В них видят издевательство над естественными человеческими чувствами и потребностями, порой даже мрачное изуверство. Строгий пост, отшельничество, строжайшая внутренняя борьба со страстями и т.д. многими воспринимаются как умерщвление человеческой природы, извращенное отрицание физического и духовного человеческого здоровья.
Между тем слово «аскеза» происходит от древнегреческого слова ἡ ἄσκησις (ask ē sis), что значит «упражнение», «практика». Оно в свою очередь происходит от древнегреческого глагола ἀσκέω (askeo), что значит «обрабатывать», «упражнять», «тренировать». И исходя из этой этимологии, аскеза – это упражнения в приближении к Богу.
Когда оппоненты монашества говорят, что аскеза – это умерщвление человека, то с точки зрения христианской аскетики они правы в своих суждениях с точностью до наоборот. Это действительно борьба и умерщвление, но человека ветхого, исполненного и испорченного страстями и грехами. Как говорил отец Александр Мень, «аскеза – это борьба с хаосом мыслей, чувств и желаний». В христианской антропологии считается, что человек состоит из тела, души и духа. Первые два начала – это «плоть», тот ветхий человек, которому на смену должен прийти человек новый, живущий по Евангелию. При этом в Православии считается, что в наибольшей степени евангельским нормам и требованиям соответствует монашество с его аскетическим жизнью и бытом. Монахи тем и отличаются от мирян, что, давая обеты нестяжания, целомудрия и послушания, они полностью подчиняют свою жизнь служению Богу. Без аскезы же, то есть без строжайших систематических и регулярных усилий, которые призваны подчинить телесные и душевные человеческие движения духу, такое служение невозможно. Недаром в Древнем Патерике на вопрос «кто такой монах», дается и такое определение: монах – это тот, кто во всем себе делает принуждение.
Конечно, аскетические упражнения необходимы любому христианину, как монахам, так и мирянам. И пост, и борьба со страстями, и даже разумный жизненный режим – все это виды аскезы. Правда, как говорят Отцы Церкви, в аскезе нужно избегать всякой чрезмерности, особенно на начальных этапах. Излишняя ревность неподготовленных людей в аскетических упражнениях может привести к серьезным нарушениям в жизни тела и души, а затем и духа.
На заставке фрагмент фото CircaSassy
Читайте также другие материалы в рубрике ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Аскетизм (аскеза)
Аскети́зм (греч. ἄσκησις от ἀσκέω — упражнять) – христианское подвижничество, основанное на ревностном стремлении к единению с Богом, духовно-нравственному совершенству, осуществляемое через подвиги добродетельной жизни в монастыре или миру.
Можно сказать, что аскетизм проявляется в напряженных усилиях человека стяжать благодать Святого Духа как залог спасения и достижения Царства Небесного. Наука о христианском подвижничестве именуется аскетикой.
В христианство слово «аскетизм» и его формы «аскеза», «аскет» пришли из античной культуры. Слово «аскетика» восходит к греческому глаголу ἀσκέω (аскео), который в древности обозначал: 1) искусное и старательное обрабатывание что-либо, например, грубого материала, украшение или обустройство жилища; 2) упражнение, развивающее телесные и/или душевные силы. Христианство сохранило для себя это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения. Вместе с этим оно добавило к этому слову новый смысл, которого не знал языческий мир.
Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, Который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.
По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе еще не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через ее осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.
Св. Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги – пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и др. сами по себе останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нем останавливай свое внимание и сердце, – учит св. Феофан Затворник, – но минуй его как нечто стороннее, – разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслаждением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – «последняя цель искания человеческого духа» (св. Иоанн Лествичник).
«Наше понимание аскезы синтетически может быть определено как свободно-разумный подвиг и борьба за достижение христианского совершенства. Но совершенство, мыслимое нами, не заключено в тварной природе человека и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности. Нет, совершенство наше лишь в Самом Боге и есть дар Святого Духа.
Отсюда аскеза, как таковая, никогда у нас не становится целью; она лишь средство, лишь проявление нашей свободы и разумности на пути к стяжанию дара Божия. Как разумный подвиг в своем развитии, наша аскеза становится наукой, искусством, культурой. Но, снова скажу, как бы ни была высока эта культура, взятая в своем человеческом аспекте, она имеет весьма условную ценность.
Посты, воздержание, бдения; суровый образ жизни, нищета, понимаемая как нестяжание, как нежелание «иметь», как свобода от власти над нами вещественного мира; послушание, как победа над своей эгоистической, «индивидуальной» волей и как одно из высоких и прекрасных выявлений нашей любви к Богу и ближнему; отшельничество, как следствие искания внутренней клети, где можно «помолиться Отцу в тайне»; поучение в слове Божием, не в смысле «внешнего», так сказать академического знания, а как напоение себя тем духом благодатной жизни и богопознания, который заключен в Священном Писании и в творениях Св. Отцов; целомудрие, как преодоление плотских «бессловесных» движений и вообще «комплекса плоти» чрез пребывание в памяти Божией; мужество, долготерпение и смирение; сострадание и милостыня, как выражение любви к Богу и ближнему; вера, как тот же подвиг любви, – все это может и должно быть разумным и свободным подвигом человека; но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, дотоле все это останется лишь человеческим действием и следовательно – тленным.
В силу этого все в нашем подвиге сводится к исканию слияния нашей воли и нашей жизни с волею и жизнью Самого Бога».
архимандрит Софроний (Сахаров)
Аскеза – это вовсе не «жизнь в пещере и постоянный пост», а способность регулировать свои инстинкты.
патриарх Кирилл
Цель христианского аскетизма не в достижении равнодушия ко всему, происходящему вокруг человека. Христианство, напротив, развивает и возвышает верующего, исполняя его любовью и жалостью ко всему миру, ко всему творению Божию, призывает каждого к богоуподоблению, и прежде всего к уподоблению жертвенной любви Христа Спасителя. Преподобный Исаак Сирин говорит, что каждый истинно подвизающийся наполняет свое сердце любовью и жалостью, и не только к верным чадам Церкви Христовой, но и к согрешающим, и даже к врагам истины.
протоиерей Максим Козлов