Духовная аскеза что такое

Аскетика

Аске́тика – раздел пра­во­слав­ного бого­сло­вия, пред­ме­том кото­рого явля­ется изу­че­ние про­цесса воз­рож­де­ния, исце­ле­ния пад­шего чело­ве­че­ского есте­ства в про­цессе осу­ществ­ле­ния хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства.

Аске­тика может быть названа наукой о сущ­но­сти хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства. Само хри­сти­ан­ское подвиж­ни­че­ство име­ну­ется аске­тиз­мом.

Как науч­ная дис­ци­плина, аске­тика имеет ряд осо­бен­но­стей.

Во-первых, аске­тика не явля­ется абстракт­ной, ото­рван­ной от духов­ной жизни наукой, но дает знания, кото­рые могут быть вос­тре­бо­ваны в реаль­ной прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти хри­сти­а­нина. Это свя­зано с тем, что гно­сео­ло­ги­че­ским источ­ни­ком аске­тики явля­ются живой свя­то­оте­че­ский духов­ный опыт. То есть аске­тика опи­ра­ется на знания, пере­дан­ные Церкви хри­сти­ан­скими подвиж­ни­ками (аске­тами), уже про­шед­шими более или менее дли­тель­ный путь духов­ного воз­рож­де­ния и пре­об­ра­же­ния. Многие из этих знаний зафик­си­ро­ваны в аске­ти­че­ской лите­ра­туре, многие пере­да­ются устно, в рамках духов­ных тра­ди­ций, бережно сохра­ня­е­мых в мона­сты­рях.

Во-вторых, аске­тика не изу­чает внут­рен­ний мир чело­века так, как это делает пси­хо­ло­гия и антро­по­ло­гия.. В отли­чие от назван­ных наук, пред­ме­том её изу­че­ния явля­ется не «стро­е­ние» чело­века, его при­роды, души, но сред­ства и спо­собы реа­ли­за­ции чело­ве­ком своего выс­шего при­зва­ния и пред­на­зна­че­ния, осу­ществ­ля­е­мого в хри­сти­ан­ском подвиге при бла­го­дат­ной помощи свыше. В этом отно­ше­нии аске­тика также явля­ется особой наукой, поскольку не огра­ни­чи­ва­ется изу­че­нием земной реаль­но­сти, но рас­кры­вает усло­вия над­ле­жа­щего вза­и­мо­дей­ствия чело­века с нетвар­ной Боже­ствен­ной бла­го­да­тью. Аске­тика при­звана пока­зать синер­гий­ный смысл хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства, рас­крыть его осно­ва­ние как в чело­ве­че­ской воле, так и в Боже­ствен­ной. Она выяв­ляет выше­есте­ствен­ное содер­жа­ние хри­сти­ан­ского подвига, учит видеть в нем при­сут­ствие Бога.

Рас­смат­ри­вая хри­сти­ан­ский подвиг как живое сотруд­ни­че­ство и вза­им­ное дей­ствие Бога и чело­века, аске­тика нераз­рывно свя­зана с Бого­по­зна­нием. Бого­по­зна­ние же рас­крыто в строй­ных дог­ма­ти­че­ских фор­му­ли­ров­ках Церкви. Поэтому аске­тика тесно свя­зана с дог­ма­ти­че­ским бого­сло­вием. Она осно­вана на пра­во­слав­ном дог­ма­ти­че­ском учении о спа­се­нии, закреп­лен­ном в Пре­да­нии Церкви.

С аске­ти­кой тесно свя­зано пас­тыр­ское бого­сло­вие. Для опре­де­ле­ния норм и прин­ци­пов пас­тыр­ство­ва­ния необ­хо­димо знать путь духов­ного пре­об­ра­же­ния лич­но­сти и самому идти по нему. Именно поэтому тео­ре­ти­че­ское и осо­бенно прак­ти­че­ское изу­че­ние хри­сти­ан­ской аске­тики важно для пас­тыря церкви.

Отно­ше­ние аске­тики к другим бого­слов­ским наукам и сущ­ность аске­тизма

Как бого­слов­ский пред­мет Аске­тика свя­зана со мно­гими бого­слов­скими дис­ци­пли­нами и особая связь с раз­де­лом соте­рио­ло­гии дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия. Учение о спа­се­нии, явля­ю­ще­еся одним из основ­ных раз­де­лов Пра­во­слав­ной дог­ма­тики, и в то же время зани­мает цен­траль­ное место и в Пра­во­слав­ной аске­тике. Ведь сам аске­тизм в своих формах и про­яв­ле­ниях про­ис­хо­дит из пони­ма­ния спа­се­ния и стрем­ле­ния к спа­се­нию. Отсюда и понять аске­тизм и пра­вильно совер­шать подвиг без уяс­не­ния спа­се­ния невоз­можно. Соте­рио­ло­гия и аске­тизм имеют нераз­рыв­ное внут­рен­нее един­ство. Пости­же­ние дог­мата о спа­се­нии чело­ве­ком должно про­из­во­дить в нем глу­бо­кие внут­рен­ние изме­не­ния, не при­спо­соб­ле­ние учения под себя, а к изме­не­нию ума, пре­об­ра­зо­ва­нию души чело­века, должно делать чело­века «новым тво­ре­нием», что совер­ша­ется через подвиг, аскезу. Отсюда, аске­тика, как пред­мет, изу­чает область опыт­ного бого­сло­вия. В этом отно­ше­нии аске­тика близка и к гомиле­тике, литур­гике, кано­ни­че­скому праву, кото­рые изу­чают фор­маль­ную сто­рону пас­тыр­ства, не каса­ясь его внут­рен­ней сто­роны, и пред­мет Пас­тыр­ского бого­сло­вия, кото­рый рас­кры­вает внут­рен­нюю сто­рону и пси­хо­ло­гию пас­тыр­ства.
«Изу­че­ние зако­нов раз­ви­тия и роста хри­сти­ан­ской жизни в лич­но­сти спа­са­ю­ще­гося и состав­ляет пред­мет Аске­тики, как науки. Аске­тика в общем своем опре­де­ле­нии есть наука о подвиж­ни­че­стве или о том, как путем подвига совер­ша­ется пере­ход чело­века из цар­ства диа­вола в цар­ство Божие, с уяс­не­нием причин самого подвига и всех част­ных явле­ний в этом про­цессе пере­хода чело­века от смерти к жизни.»
Аске­тика имеет «своим пред­ме­том выяс­не­ние зако­нов духов­ного подвига в его исто­ри­че­ском про­яв­ле­нии и фак­ти­че­ской дан­но­сти». Сущ­ность Аске­тизма может быть понята и опре­де­лена с точки зрения учения о спа­се­нии, учения о спо­со­бах и сред­ствах усво­е­ния спа­се­ния, совер­шен­ного Иису­сом Хри­стом.
Необ­хо­ди­мость пред­мета Аске­тики в духов­ных школах выте­кает из суще­ства пас­тыр­ского дела – опытно самому пере­жи­вать рели­ги­оз­ную истину и истину спа­се­ния во Христе и глу­боко изу­чить рели­ги­оз­ный опыт духов­ной жизни. Без лич­ного подвига (аске­тизма) невоз­можно истин­ное пас­тыр­ское слу­же­ние, ибо оно пре­вра­ща­ется в про­стое тре­бо­ис­пол­не­ние и чинов­ни­че­ство.
Истина не может быть абстракт­ной идеей, создан­ной умом чело­века, истина должна быть кон­крет­ной, лич­ност­ной, должна быть Лич­но­стью.
Пра­во­слав­ная аске­тика (С.М. Зарин)

Гре­че­ское слово аске­сис (аскеза) пере­во­дится как «под­го­товка», «упраж­не­ния». В Антич­ной Греции аске­тами назы­вали атле­тов, гото­вя­щихся к Олим­пий­ским состя­за­ниям и потому под­вер­га­ю­щим себя опре­де­лен­ным огра­ни­че­ниям. Мета­фо­ри­че­ски же – на языке древ­них фило­со­фов – аскет есть упраж­ня­ю­щийся в доб­ро­де­тели, осо­бенно в обуз­да­нии нера­зум­ных поры­вов своей воли.
Смысл аскезы – как физи­че­ской, так и духов­ной – состоит в разум­ном отказе от вто­ро­сте­пен­ного ради дости­же­ния глав­ного, в пре­одо­ле­нии физи­че­ских и нрав­ствен­ных пре­пят­ствий. Награда атлету – венок лав­ро­вый, награда хри­сти­а­нину – венец спа­се­ния. И потому хри­сти­ан­ский пост-аскеза направ­лен не на «умерщ­вле­ние», но на вос­ста­нов­ле­ние внут­рен­ней сво­боды и изна­чаль­ной цель­но­сти духовно-телес­ной сущ­но­сти чело­века. Хри­сти­ан­ский аске­тизм исхо­дит не из про­ти­во­по­став­ле­ния плоти и духа (кото­рое осо­бенно сильно в буд­дизме), а из необ­хо­ди­мо­сти при­ве­сти их в состо­я­ние гар­мо­нии.
Подвиги аске­ти­че­ские – это не цель, а сред­ство, сред­ство для борьбы за «венец нетлен­ный», свер­ша­ю­щейся на «риста­лище» всей нашей жизни. Поэтому «аске­том» может быть назван каждый разум­ный хри­сти­а­нин – мона­ше­ству­ю­щий и жена­тый, клирик и миря­нин. Кон­крет­ная же форма и сте­пень его аскезы опре­де­ля­ется дан­ными им обе­тами, жиз­нен­ным при­зва­нием и сове­тами духов­ного отца.
(Юрий Рубан. Из жур­нала «София» (Нов­го­род), 1997, №1).

Во всех слу­чаях, когда в хри­сти­ан­ской аске­ти­че­ской лите­ра­туре гово­рится о вражде между плотью и духом (начи­ная с апо­стола Павла: «плоть желает про­тив­ного духу, а дух – про­тив­ного плоти»; Гал.5:17 ), речь идет о гре­хов­ной плоти как сово­куп­но­сти стра­стей и поро­ков, а не о теле вообще. И когда гово­рится об «умерщ­вле­нии плоти», име­ется в виду умерщ­вле­ние гре­хов­ных склон­но­стей и «плот­ских похо­тей», а не пре­зре­ние к телу как тако­вому. Хри­сти­ан­ский идеал не в том, чтобы уни­зить плоть, а в том, чтобы очи­стить ее и осво­бо­дить от послед­ствий гре­хо­па­де­ния, вер­нуть к пер­во­на­чаль­ной чистоте и сде­лать достой­ной упо­доб­ле­ния Богу.
Еп. Ила­рион (Алфеев)

Источник

Виды аскез: духовная и материальная. Аскеза тела, ума и речи.

Духовная аскеза что такое. Смотреть фото Духовная аскеза что такое. Смотреть картинку Духовная аскеза что такое. Картинка про Духовная аскеза что такое. Фото Духовная аскеза что такое

Виды аскез

Аскеза – это способность переносить добровольные лишения, ради достижения цели, духовного роста или очищения сознания. Виды аскез определяются в зависимости от того, перенесена она ради достижения материального или духовного прогресса. Если человек совершают аскезу ради материальных наслаждений, славы, почёта или обретения сверхспособностей, то такая аскеза считается материальной, бренной. Аскеза совершенная ради укрепления веры и преодоления препятствий на духовному пути, посвященная Всевышнему является духовной, вечной аскезой.

Аскезы бывают следующих видов:

Эти виды аскез [ума, речи и тела], совершаемые человеком, который обладает трансцендентной верой, не стремится к материальным благам и действует ради удовлетворения Всевышнего, называют тапасьей в гуне благости.

Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и стать для окружающих объектом поклонения, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.

Аскеза, совершаемая по глупости, сопровождаемая самоистязанием либо направленная на то, чтобы принести страдания или гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.

Какие аскезы следует совершать?

В Бхагавад-Гите описываются аскезы тела, ума и речи. Совершение таких аскез благоприятно сказывается как на духовном прогрессе человека, так и на способности контролировать собственные чувства и эмоции, оставляя ум умиротворенным.

Aскезой для тела является поклонение Верховному Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие.

Aскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания.

Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания называются аскезой ума.

Для чего совершаются разные виды аскез?

Разные виды аскез совершаются для достижения плодов аскезы. Естественными плодами аскез являются обретение могущества, для изменения судьбы, и очищение, для избавления от последствий греховных поступков. Могущество предстает в разных видах: аскеза может дать сильный характера, который проявляется постоянно; в виде некой силы, которая вмешивается в некоторые события и меняет их или в виде исполнения желаний. Очищение же позволяет избавиться от прошлых ошибок, которые заставляют человека страдать. Например, некоторые виды экадаши способы освободить от греха убийства брахмана, отца или духовного учителя. Эти виды убийства являются самыми большими грехами, но экадаши освобождает от них.

От жертвоприношений, благотворительности и аскезы нельзя отказываться, ибо они очищают даже великие души.

Рассматривая духовную сторону человеческой жизни, аскеза является обязательной для счастливой жизни. Многие люди не любят ограничения, которые мешают им наслаждаться. Но если мы не будем иметь каких-то регулирующих принципов, мы станем рабами своих чувств. Игнорирование аскез одним человеком или обществом в целом, ведет к вынужденной аскезе. Добровольная аскеза даёт плоды, а вынужденная нет. Вынужденная аскеза — это разорение, болезни, катастрофы, разрывы отношений, все бедствия материальной жизни. Таким образом жизнь показывает людям, что они идут неправильным путем.

Правильные аскезы дают не только искупление плохой кармы, могущество и исполнение желаний, но и духовное благо, на котором и будет строиться возможность не сбиваться по духовному пути. Это божественная аскеза. Аскезы только ради материальных желаний, которые не являются греховными, не являются чем-то плохим, ведь аскеза – это благочестивый способ исполнить своё желание. Такая аскеза скорее нейтральна: ни хорошая, ни плохая. И аскеза совершаемая для вреда других, с чрезмерными нагрузками, связанная с самоистязанием — это однозначно плохая аскеза.

Виды аскез: божественная, демоническая, невежественная

Тапа-дивьям – божественная аскеза

Божественная аскеза имеет духовную природу, она направлена на получение вечного блага. Такие аскезы совершали возвышенные души, для удовлетворения Верховной Личности Бога. Так совсем юный Дхрува Махарадж [4 песнь, 8 глава Шримад Бхагаватам], совершил такую божественную аскезу, в результате которой добился высшей цели, огромного могущества и всего чего он хотел. «Дхрува» переводится как «решительный», и для достижения любой цели, в том числе и совершения аскезы, необходима сильная решительность. Дхрува Махарадж не только добился того чего он хотел, но и получил вечное духовное царство — Дхуравалоку.

Божественная аскеза имеет непреходящие, вечные плоды. Совершать такую аскезу значит посвящать её Богу. Делать её для удовлетворения Бога, а не достижения могущества. Духовная аскеза намного превосходит материальную, так как её плоды вечны, и человек их не потеряет никогда. «На ча дайват парам балам» – Никто не превзойдет трансцендентную силу. В результате такой аскезы, мы можем получить божественные качества и свободу от материального плена.

Демоническая аскеза

Назвать материальную аскезу демонической – значит вспомнить что все демоны совершали аскезу именно с целью обретения материального могущества: Равана, Хираньякашипу, Хираньякша. Совершать материальную аскезу – значит ограничивать себя не для продвижения по духовному пути или для блага других живых существ, а для собственной выгоды. Причем от нейтральной аскезы, результатом которой также становится изменение судьбы в лучшую сторону, например возможность изменить судьбу так, чтобы найти подходящего партнера, демоническая аскеза взращивает в человеке такое могущество, которое заставляет его деградировать. Конечными плодами такой аскезы будут демонические качества: гнев, гордыня, тщеславие.

Тот, кто совершает суровую аскезу, не рекомендованную в священных писаниях, делая это из гордости или эгоизма; тех, кем движут вожделение и привязанность, кто по глупости истязает свое материальное тело и находящуюся в нем Сверхдушу, называют демонами

Бхагавад-Гита. Глава 17, 5-6 стих.

«Я самый аскетичный аскет и владею сиддхами, все должны поклонятся мне, я совершенный мистик. Моё могущество не знает границ, и если кто-то пойдет против моей воли, я прокляну его своими мистическими возможностями и он пожалеет об этом«. Такое умонастроение встречается часто и у демонов и йогов-мистиков. Такая форма проведения аскезы не принесет блага, а только поспособствует деградации личности. Правильная аскеза продвигает человека на духовном пути и дает ему божественные качества: смирение, спокойствие и терпение.

Такая аскеза направлена на удовлетворение материальных чувств. Бхактивинода Тхакур пишет что Бог исполняет желания как благочестивые и духовные, так и греховные и материальные. Однако первые ведут к освобождению, а вторые к рабству. Первые очищают живое существо и приводят к вратам рая, а вторые порабощают его, заставляя совершать всё более неприглядные поступки, которые приведут человека в ад.

Невежественная аскеза

Аскеза в гуне невежества – это аскеза направленная на причинение вреда другим; аскеза совершаемая без знания, то есть выдуманная; аскеза в процессе которой наносятся увечья самому себе.

Причинение вреда другим с помощью силы аскезы – темная магия. В Ведах часто встречается описание существ, которые получили могущество путем аскезы и используют его в очень низких целях, но их дальнейшая судьба очень печальна – они попадают в ад или становятся низшими существами. Такими существами в ведическом эпосе являются: ведьмы, ракшасы, якшасы, призраки и прочие демоны.

Аскеза, в процессе которой происходит нанесение увечья себе, также является аскезой в гуне невежества. Поскольку в нас живет частичка Бога, то причиняя себе боль, мы также причиняем боль и этой частице, что является оскорблением. Если мы подходим к человеку и начинаем тыкать в него иголкой — это никто не воспримет хорошо.

Выдуманная аскеза ведёт к нарушению дхармы. Когда аскеза совершается без знания или в неподходящее время, нарушается дхарма и в том обществе где совершаются подобные аскезы, начинаются большие проблемы.

История о Господе Рамачандре и аскете-шудре

Некий брахман пришел к Господу Рамачандре с жалобой. Он жаловался на то, что его сын умер раньше него, и винил в этом государя Айодхьи:
«О царь, Законы природы нарушаются в Твоем царстве. Это значит, что кто-то в Твоем царстве поступает вопреки дхарме, и ответственность за это лежит на Тебе».

В то время во дворце Господа Рамачандры гостил Нарада Муни. Опечаленный Рама позвал Нараду и спросил его совета. Нарада ненадолго задумался, а потом вынес свой приговор: «Причина гибели мальчика в том, что кто-то в Твоем царстве вопреки дхарме пытается постичь то, что ему не положено знать».
Недолго думая Рамачандра отправился на поиски преступника. Через какое-то время Он пришел на опушку леса и увидел человека низкого происхождения, который висел на дереве вниз головой. «Что ты делаешь, о шудра?»,- спросил Бхагаван.

— Разве Ты не видишь? Я совершаю тапасью, чтобы обрести силы и добиться бессмертия.
— А есть ли у тебя учитель?
— Зачем мне учитель? У меня у самого голова на плечах.
— Похоже, что именно в этом твоя беда, — сказал Рамачандра и с этими словами отрубил шудре голову.

Шудра пытался делать то, на что не имел права: в Трета-югу шудры не должны были совершать аскезу, тем более без указания гуру — слишком велик был риск того, что они злоупотребят обретенной силой.
В Сатья-югу аскезу имели право совершать только брахманы.
В Трета-югу аскеза стала также привилегией царей.
В Двапара-югу аскеза стала доступной даже вайшьям.
В Кали-югу любой может совершать аскезу, повторяя Святое Имя.

Совершение аскезы для духовного пути – необходимо. Аскеза не только дает силы, но и очищает живое существо, позволяя ему двигаться дальше по пути. Правильное совершение аскез ведет к обузданию ума, контролю над собой, получению мистических сил и исполнению духовных желаний, но неправильная аскеза приведет к падению на духовном пути. Не стоит отказываться от исполнения аскезы, потому что она слишком обременительна или боясь совершить ошибку.

Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.

Бхагавад-гита. 18 глава, 8 стих.

Различные виды аскез приносят различные результаты, но все они ведут к благу, благодаря которому человек способен заслуженно наслаждаться своей жизнью.

Источник

Аскеза: упражнения в приближении к Богу

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Очень часто у разных оппонентов Церкви, от весьма умеренных до самых радикальных, особое неприятие вызывают монашеская аске за и аскетические подвиги. В них видят издевательство над естественными человеческими чувствами и потребностями, порой даже мрачное изуверство. Строгий пост, отшельничество, строжайшая внутренняя борьба со страстями и т.д. многими воспринимаются как умерщвление человеческой природы, извращенное отрицание физического и духовного человеческого здоровья.

Между тем слово «аскеза» происходит от древнегреческого слова ἡ ἄσκησις (ask ē sis), что значит «упражнение», «практика». Оно в свою очередь происходит от древнегреческого глагола ἀσκέω (askeo), что значит «обрабатывать», «упражнять», «тренировать». И исходя из этой этимологии, аскеза – это упражнения в приближении к Богу.

Когда оппоненты монашества говорят, что аскеза – это умерщвление человека, то с точки зрения христианской аскетики они правы в своих суждениях с точностью до наоборот. Это действительно борьба и умерщвление, но человека ветхого, исполненного и испорченного страстями и грехами. Как говорил отец Александр Мень, «аскеза – это борьба с хаосом мыслей, чувств и желаний». В христианской антропологии считается, что человек состоит из тела, души и духа. Первые два начала – это «плоть», тот ветхий человек, которому на смену должен прийти человек новый, живущий по Евангелию. При этом в Православии считается, что в наибольшей степени евангельским нормам и требованиям соответствует монашество с его аскетическим жизнью и бытом. Монахи тем и отличаются от мирян, что, давая обеты нестяжания, целомудрия и послушания, они полностью подчиняют свою жизнь служению Богу. Без аскезы же, то есть без строжайших систематических и регулярных усилий, которые призваны подчинить телесные и душевные человеческие движения духу, такое служение невозможно. Недаром в Древнем Патерике на вопрос «кто такой монах», дается и такое определение: монах – это тот, кто во всем себе делает принуждение.

Конечно, аскетические упражнения необходимы любому христианину, как монахам, так и мирянам. И пост, и борьба со страстями, и даже разумный жизненный режим – все это виды аскезы. Правда, как говорят Отцы Церкви, в аскезе нужно избегать всякой чрезмерности, особенно на начальных этапах. Излишняя ревность неподготовленных людей в аскетических упражнениях может привести к серьезным нарушениям в жизни тела и души, а затем и духа.

На заставке фрагмент фото CircaSassy

Читайте также другие материалы в рубрике ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Источник

Аскетизм (аскеза)

Аскети́зм (греч. ἄσκησις от ἀσκέω — упраж­нять) – хри­сти­ан­ское подвиж­ни­че­ство, осно­ван­ное на рев­ност­ном стрем­ле­нии к еди­не­нию с Богом, духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ству, осу­ществ­ля­е­мое через подвиги доб­ро­де­тель­ной жизни в мона­стыре или миру.

Духовная аскеза что такое. Смотреть фото Духовная аскеза что такое. Смотреть картинку Духовная аскеза что такое. Картинка про Духовная аскеза что такое. Фото Духовная аскеза что такое

Можно ска­зать, что аске­тизм про­яв­ля­ется в напря­жен­ных уси­лиях чело­века стя­жать бла­го­дать Свя­того Духа как залог спа­се­ния и дости­же­ния Цар­ства Небес­ного. Наука о хри­сти­ан­ском подвиж­ни­че­стве име­ну­ется аске­ти­кой.

В хри­сти­ан­ство слово «аске­тизм» и его формы «аскеза», «аскет» пришли из антич­ной куль­туры. Слово «аске­тика» вос­хо­дит к гре­че­скому гла­голу ἀσκέω (аскео), кото­рый в древ­но­сти обо­зна­чал: 1) искус­ное и ста­ра­тель­ное обра­ба­ты­ва­ние что-либо, напри­мер, гру­бого мате­ри­ала, укра­ше­ние или обу­строй­ство жилища; 2) упраж­не­ние, раз­ви­ва­ю­щее телес­ные и/или душев­ные силы. Хри­сти­ан­ство сохра­нило для себя это слово в зна­че­нии напря­же­ния, труда, усилия и упраж­не­ния. Вместе с этим оно доба­вило к этому слову новый смысл, кото­рого не знал язы­че­ский мир.

Хри­сти­ан­ский аске­тизм стал уси­лием по при­об­ре­те­нию неиз­вест­ных язы­че­скому миру доб­ро­де­те­лей, выра­жен­ных в запо­ве­дях любви к Богу и ближ­нему. Хри­сти­ан­ский аске­тизм стал озна­чать особое воле­вое дей­ствие. Это воле­вое дей­ствие чело­века, под­дер­жи­ва­е­мое дей­ствием Бога, Кото­рый желает внут­рен­него пре­об­ра­же­ния и изме­не­ния чело­века, помо­гает ему Своей бла­го­да­тью на пути испол­не­ния запо­ве­дей. Именно в синер­гизме (сотруд­ни­че­стве, согла­со­ва­нии) двух воль, Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской, заклю­ча­ется осно­во­по­ла­га­ю­щий прин­цип хри­сти­ан­ского аске­тизма.

По учению святых отцов, аске­ти­че­ские усилия (подвиги) сами по себе еще не ведут к совер­шен­ству. Выде­ляя телес­ные и душев­ные подвиги (телес­ное и душев­ное или умное дела­ние), святые отцы утвер­ждают их необ­хо­ди­мость для под­твер­жде­ния рев­но­сти и жела­ния чело­века в деле спа­се­ния, но в то же время ука­зы­вают, что все аске­ти­че­ские усилия не имеют само­цен­но­сти. Спасти, пре­об­ра­зить, исце­лить и обно­вить чело­ве­че­ское есте­ство может только Боже­ствен­ная бла­го­дать. Только через ее осе­ня­ю­щие дей­ствие чело­ве­че­ские подвиги при­об­ре­тают смысл.

Св. Феофан Затвор­ник под­чер­ки­вает, что все чело­ве­че­ские подвиги – пост, труд, бдение, уеди­не­ние, уда­ле­ние от мира, хра­не­ние чувств, чтение Свя­щен­ного Писа­ния и др. сами по себе оста­нутся лишь упраж­не­ни­ями, если через них не прой­дет Боже­ствен­ная бла­го­дать. «Всту­пая в подвиг, не на нем оста­нав­ли­вай свое вни­ма­ние и сердце, – учит св. Феофан Затвор­ник, – но минуй его как нечто сто­рон­нее, – раз­вер­зай себя для бла­го­дати, как гото­вый сосуд, полным Богу пре­да­нием». При­сут­ствие бла­го­дати в чело­ве­че­ской душе зна­ме­нует себя соуслаж­де­нием всему духов­ному, любо­вью к Богу и ближ­нему, оби­лием духов­ных сил для испол­не­ния еван­гель­ских запо­ве­дей. Стя­жа­ние бла­го­дати есть живое Бого­об­ще­ние. Оно есть все­ле­ние Бога в чело­века – «послед­няя цель иска­ния чело­ве­че­ского духа» (св. Иоанн Лествич­ник).

«Наше пони­ма­ние аскезы син­те­ти­че­ски может быть опре­де­лено как сво­бодно-разум­ный подвиг и борьба за дости­же­ние хри­сти­ан­ского совер­шен­ства. Но совер­шен­ство, мыс­ли­мое нами, не заклю­чено в твар­ной при­роде чело­века и потому не может быть достиг­нуто про­стым раз­ви­тием воз­мож­но­стей этой при­роды, взятой в самой себе, в своей огра­ни­чен­но­сти. Нет, совер­шен­ство наше лишь в Самом Боге и есть дар Свя­того Духа.
Отсюда аскеза, как тако­вая, нико­гда у нас не ста­но­вится целью; она лишь сред­ство, лишь про­яв­ле­ние нашей сво­боды и разум­но­сти на пути к стя­жа­нию дара Божия. Как разум­ный подвиг в своем раз­ви­тии, наша аскеза ста­но­вится наукой, искус­ством, куль­ту­рой. Но, снова скажу, как бы ни была высока эта куль­тура, взятая в своем чело­ве­че­ском аспекте, она имеет весьма услов­ную цен­ность.
Посты, воз­дер­жа­ние, бдения; суро­вый образ жизни, нищета, пони­ма­е­мая как нес­тя­жа­ние, как неже­ла­ние «иметь», как сво­бода от власти над нами веще­ствен­ного мира; послу­ша­ние, как победа над своей эго­и­сти­че­ской, «инди­ви­ду­аль­ной» волей и как одно из высо­ких и пре­крас­ных выяв­ле­ний нашей любви к Богу и ближ­нему; отшель­ни­че­ство, как след­ствие иска­ния внут­рен­ней клети, где можно «помо­литься Отцу в тайне»; поуче­ние в слове Божием, не в смысле «внеш­него», так ска­зать ака­де­ми­че­ского знания, а как напо­е­ние себя тем духом бла­го­дат­ной жизни и бого­по­зна­ния, кото­рый заклю­чен в Свя­щен­ном Писа­нии и в тво­ре­ниях Св. Отцов; цело­муд­рие, как пре­одо­ле­ние плот­ских «бес­сло­вес­ных» дви­же­ний и вообще «ком­плекса плоти» чрез пре­бы­ва­ние в памяти Божией; муже­ство, дол­го­тер­пе­ние и сми­ре­ние; состра­да­ние и мило­стыня, как выра­же­ние любви к Богу и ближ­нему; вера, как тот же подвиг любви, – все это может и должно быть разум­ным и сво­бод­ным подви­гом чело­века; но доколе не придет все­утвер­жда­ю­щее дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати, дотоле все это оста­нется лишь чело­ве­че­ским дей­ствием и сле­до­ва­тельно – тлен­ным.
В силу этого все в нашем подвиге сво­дится к иска­нию сли­я­ния нашей воли и нашей жизни с волею и жизнью Самого Бога».
архи­манд­рит Софро­ний (Саха­ров)

Аскеза – это вовсе не «жизнь в пещере и посто­ян­ный пост», а спо­соб­ность регу­ли­ро­вать свои инстинкты.
пат­ри­арх Кирилл

Цель хри­сти­ан­ского аске­тизма не в дости­же­нии рав­но­ду­шия ко всему, про­ис­хо­дя­щему вокруг чело­века. Хри­сти­ан­ство, напро­тив, раз­ви­вает и воз­вы­шает веру­ю­щего, испол­няя его любо­вью и жало­стью ко всему миру, ко всему тво­ре­нию Божию, при­зы­вает каж­дого к бого­упо­доб­ле­нию, и прежде всего к упо­доб­ле­нию жерт­вен­ной любви Христа Спа­си­теля. Пре­по­доб­ный Исаак Сирин гово­рит, что каждый истинно под­ви­за­ю­щийся напол­няет свое сердце любо­вью и жало­стью, и не только к верным чадам Церкви Хри­сто­вой, но и к согре­ша­ю­щим, и даже к врагам истины.
про­то­и­е­рей Максим Козлов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *