Духовная культура что относится
Духовная культура: понятие, примеры, отличия от материальной культуры
Культура — это совокупность накопленных обществом норм и ценностей, относящихся как к миру вещей, так и к внутренней культуре отдельных людей. Культуру разделяют на материальную и духовную, и в этой статье мы поговорим о духовной культуре, ее особенностях, функциях и значении.
Что такое духовная культура?
Духовная культура — это сферу деятельности людей, охватывающая разнообразные аспекты духовной составляющей в жизни социума и человека, а также систематизированные идеи и знания, присущие отдельному обществу или всему человечеству. В состав духовной культуры входит множество элементов культуры нематериальной, например, обычаи, мифология, язык, моральные и нравственные ценности.
Процесс возникновения духовной культуры основывается на отсутствии ограничения людьми собственного чувственного опыта, а также на признании ими главенствующей и руководящей роли духовного опыта в жизни, оценке предметов и взаимодействии с окружающими. По сути, именно духовный опыт является важнейшей составляющей при определении человеком смыслов и высших целей своей жизни, своей роли в окружающем мире.
Возникая на основе потребности людей осмыслять и осваивать действительность с помощью образов и чувств, на практике духовная культура реализуется через такие специфические формы, как наука, религия, философия и др. В жизни человека нет ни одной сферы, где не проявлялась бы духовная культура, усвоенная индивидом благодаря языку, воспитанию и общению с другими людьми. Усваивая духовные нормы в процессе воспитания и социализации, человек приобретает способность оценивать и воспринимать идеалы, принятые в определенном социуме.
К противоположной духовной культуре сфере относят материальную культуру, формирующую искусственную среду жизни индивида и состоящую из техники, материальных ценностей и производственного опыта, накопленного людьми в процессе их развития.
Примеры духовной культуры
А теперь приведем несколько понятных и знакомых всем примеров духовной культуры. К таковым относят:
Признаки духовной культуры
Духовная культура обладает рядом характерных лишь для нее черт, отличающих ее от всех остальных областей культуры. К данным признакам относят:
Как создаётся духовная культура?
К процессам создания, распространения и сохранения духовной культуры причастно множество представителей различных профессий, включая учителей, художников, кинематографистов, ученых, библиотекарей и работников музеев. Помимо этого, целям создания духовной культуры служит ряд специализированных учреждений, к примеру, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, консерваторий и т.д.
Существуют и учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для данной области, к ним можно отнести учебные заведения, занимающиеся подготовкой профессиональных работников культуры, науки, образования и др. К тому же, созданием духовных ценностей часто занимаются люди, не имеющие профессионального образования в данной сфере, например, участники кружков художественной самодеятельности, и иные лица, создающие произведения искусства в свое личное время.
Духовные ценности
Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей. Ученые выделяют социальные, нравственные и абсолютные духовные ценности.
Развитие личности всегда приводит к усвоению человеком тех либо иных духовных ценностей, в процессе чего индивид наделяется чертами, характерными для представителей своего социума, становясь его неотъемлемой органической частью. Естественно, багаж духовных ценностей у двух разных людей может значительно отличаться как по их составу, так и по важности, которую они несут для своего обладателя. Духовные ценности являются индивидуальным выражением отношения конкретного индивида к долгу, дружбе, счастью и другим основополагающим для человека понятиям, позволяющих ему выстраивать собственную жизнь.
Функции духовной культуры
К числу основных функций духовной культуры относят:
Различия между духовной и материальной культурой
Специалисты относят разделение культуры на материальную и духовную составляющие к условностям, поскольку точно определить их границы уже невозможно, т.к. духовная культура находит свое воплощение на материальных носителях, к которым относят книги, картины и орудия производства. Кроме того, к материальной культуре относят весь перечень созданных людьми вещей и явлений, они призваны обеспечить человеку комфортную жизнь, предоставив ему возможность конструктивно взаимодействовать с обществом. Следовательно, материальная культура призвана удовлетворить личные потребности людей.
К отличительным признакам материальной культуры относят следующие черты:
В отличие от материальной, духовная культура относится к непредметным явлениям, базирующимся на чувствах, эмоциях и идеях. К ее главным отличительным признакам относят:
Заключение
Таким образом, обладающие высоким уровнем духовной культуры люди отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами. Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой индивид продолжает живо интересоваться происходящим вокруг него, расширяя багаж своих знаний и не замыкаясь исключительно в отведенной ему профессиональной области.
ОГЭ. ТЕОРИЯ.Сфера духовной культуры. 2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.
2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.
План.
Духовная культура.
Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.
Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.
Культура в узком смысле — степень воспитанности человека.
Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).
Культурные ценности – это не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.
Особенности духовных ценностей.
Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).
Какого человека можно назвать культурным?
Культурный человек – это…
Основные функции культуры.
Формы и разновидности культуры.
Типология культур:
Элитарная, массовая и народная культуры
Элитарная
Массовая
Народная
Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.
Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.
Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.
Искусство.
Искусство – образное и наглядное отражение жизни людей в художественных образах, имеющее специальные средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.
Основные направления искусства.
Формы духовной культуры
Духовный мир человека — это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.
Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.
Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.
Особенности духовной жизни современной России
Национальная культура— ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.
Национальное самосознание— совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.
Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные установки членов нации.
Тенденции развития национальных культур
Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.
Культурная среда.
Культурная среда — среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:
Культура мышления — способность к саморазвитию, умение выходить за рамки стереотипов мышления.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Духовная культура
Что такое культура
Существует более 250 определений культуры. Самое широкое принадлежит американскому культурантропологу М. Херсковицу.
Культура — часть человеческого окружения, созданная самими людьми.
В этом смысле к культуре принадлежит любой, даже простейший предмет, сделанный человеком, каждая мысль, зародившаяся в его сознании. В понятии «культура» заключено много смыслов. Оно обозначает расу, национальность или этническое самосознание, музыку, изобразительное искусство, пищу, одежду, ритуалы, традиции и т. д.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Определение духовной культуры
Философы XIX века разделяли культуру на материальную и духовную. Сейчас принято делить ее на три компонента:
Духовная культура — это совокупность духовного опыта, ценностей и норм, познавательной деятельности и ее результатов.
Духовная культура является одновременно и средством, и результатом развития общества. Именно она формирует познавательную способность личности, ее нравственные ценности, отношение к другим людям, к природе и к себе.
Духовная культура может существовать только в условном измерении реальности. Проявления духовной деятельности человека неосязаемы, но их можно вообразить и осознать.
Продукты духовной культуры
Мыслительная деятельность
Интеллектуальная деятельность людей — продукт духовной культуры. Представления об интеллекте очень различны и в известной мере отражают ценности того или иного общества.
В англоязычных странах это понятие включает в себя определенный набор умений, способностей и знаний; в целом оно характеризует умственные способности индивидуума.
При этом в некоторых языках нет даже слова, которое обозначало бы интеллект в западном понимании. У ряда народов существуют понятия, по содержанию очень близкие к европейскому определению интеллекта. Например, у китайцев это «обладание хорошим умом и талантами», передаваемое одним иероглифом и часто связанное со способностью к подражанию, с настойчивостью и социальной ответственностью.
У народности баганда в Южной Африке есть слово «обугези», обозначающее соединение умственных и социальных навыков; подразумевается также развитие таких черт личности, как твердость характера, осторожность и дружелюбие.
В России, согласно исследованию Н.Л. Смирновой, важны морально-этические характеристики интеллекта, т. е. по-настоящему умный человек обязан быть добрым. Подобный взгляд на интеллект распространен и в Японии.
Мыслительные процессы, в частности, логические, одинаковы у всех людей. Но содержание этих процессов, т. е. то, о чем человек думает, а также исходные посылы, которые считаются истинными либо ложными в данной культуре, и научные представления о мире могут быть совершенно разными.
Творческая деятельность
Немецко-американский психолог Эрих Фромм полагал, что творчество — родовая черта людей, отличающая их от остальных живых существ. Предметом творчества могут быть не только произведения искусства и изобретения, но и сама человеческая жизнь. В творчестве личность изменяется, обогащается и развивается. По сравнению с творческой деятельностью все иные формы самореализации, например, достижение богатства или власти, выглядят гораздо менее значимыми.
Креативная деятельность
В конце XIX века возникла тенденция противопоставлять художественное и научно-техническое творчество. Например, французский философ Анри Бергсон сознательно возвысил художественное искусство в ущерб науке и технике: творчество для него — непрерывное рождение нового, сущность жизни, наука и техника лишь комбинируют старое и не способны дать абсолютное знание о мире. В то же время прагматически настроенные мыслители подходили к творчеству, как к изобретательству, цель которого — решение конкретных жизненных задач.
В XX веке выделили понятие более широкое, чем творчество — креативность. Проявлять креативность в своей работе может и повар, и токарь, и слесарь. Креативная деятельность невозможна без опоры на творческое мышление, но при этом является проектно ориентированной, т. е. нацелена на результат, и опирается не на интуицию, а на деятельность сознания.
Креативность прямо не связана с интеллектом. Более того, творческие личности нередко хуже решают простые, шаблонные интеллектуальные задачи, чем прочие испытуемые.
В тестах на выявление креативности измеряют выраженность следующих способностей:
Что относится к материальной культуре
Материальная культура — это вещественная составляющая культурной деятельности. Она существует в виде артефактов — предметов искусственного происхождения, использующихся в производстве и повседневности.
Поскольку для различных обществ характерны различные культуры, то, соответственно, для уровня обобщения рассматривают материальную культуру человечества, отдельного народа и тому подобное.
Архитектура
Архитектура определяет материальные условия быта и повседневности: жилища, общественные здания, парки, города созданы людьми и в свою очередь являются средой их обитания, влияя на эстетические представления последующих поколений.
Архитектура — вид искусства, соответственно, она входит и в сферу духовной культуры. Определенные идеи заложены архитектором в форму здания, украшения фасадов, расположение помещений. Особенности организации пространства многое говорят о взаимодействии людей, об отношениях в семье, о представлениях людей о красоте и уюте.
Одежда
В большинстве культур одежда определяла различия между женщинами и девушками, мужчинами и юношами, крестьянами и аристократами и т. д. На покрой и материал одежды влияли повседневные занятия и доходы, таким образом, окружающие с первого взгляда на чей-либо костюм получали информацию о возрасте человека, социальном статусе, профессии, месте проживания. Народные костюмы вместе с языком, традициями, обрядами, фольклором образуют единую знаковую систему, аккумулирующую в себе культурные установки конкретного общества.
Техника
Уровень технического развития общества влияет на его культуру. Появление автомобилей, поездов, самолетов сильно изменило повседневную жизнь людей и их представления о мире, например, восприятие расстояний. В основе современной информационной культуры лежат сложные технические устройства: компьютеры, смартфоны. Появление новых технических изобретений способствует появлению и развитию новых видов искусства: фотография, кино, телевизионные шоу, компьютерные игры возникли только после соответствующих изобретений, но за короткое время стали важными элементами не только материальной, но и духовной культуры.
Предметы быта
Строя дом, изготовляя одежду, мастеря домашнюю утварь, люди следовали образцам, существовавшим издревле. Образы большинства вещей, окружавших людей в повседневной жизни, сохранялись неизменными из поколения в поколение.
В восприятии древних материал вещи, форма и назначение были слиты воедино, все характеристики вещи приобретали сакральное значение, поскольку именно так лепить горшки завещали предки. А им, вполне возможно, передали эти знания сами боги. Материал тоже наделялся особыми свойствами и даже одушевлялся, и потому, например, китайские мастера-резчики медитировали перед тем, как приступить к делу, и не всегда соглашались выполнить заказ, если им казалось, что этот кусок камня хочет стать другим предметом.
Даже когда вещи перестали одушевлять, повседневное материальное окружение продолжало влиять на культурное становление личности, поскольку предметы быта так или иначе выражают специфику, традиции и социальные ценности общества, а также демонстрируют социальный статус владельца.
Функциональные различия материальной и духовной культуры
Сфера духовной культуры:
Она объединяет разрозненные элементы общественного сознания в цельное мировоззрение. Примерами такого мировоззрения являются мифология, религия.
Сфера материальной культуры — конкретные технические навыки и умения, позволяющие воспроизводить материальные предметы и пользоваться ими в повседневной жизни. Знания, входящие в духовную культуру, не заменяют практический опыт, передаваемый от учителя к ученику.
Книга, носитель знаний, имеет материальное воплощение, в отличие от устного сказания. В таком случае для различения нужно посмотреть на функцию предмета в конкретной ситуации: если кто-то удовлетворяет духовные потребности, читая книгу, она будет предметом духовной культуры, а если ей растапливают печь — материальной.
Духовная культура
Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.
Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.
Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.
Источники
Это заготовка статьи о культуре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |