Духовно окормлять что это

Окормление

Смотреть что такое «Окормление» в других словарях:

окормление — обкармливание Словарь русских синонимов. окормление сущ., кол во синонимов: 2 • кормление (17) • … Словарь синонимов

окормление — окормл ение, я … Русский орфографический словарь

Коломенская духовная семинария — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

СТАРЧЕСТВО — широкое явление православной жизни, связанное с духовным руководством со стороны старцев менее опытными в делах веры, а иногда и не имеющими даже начальных знаний об этой жизни людьми. Понятие «старец» в этом значении не связано с возрастом:… … Русская история

Русская православная старообрядческая церковь — Русская Православная старообрядческая Церковь … Википедия

Августин (Маркевич) — У этого термина существуют и другие значения, см. Августин. Архиепископ Августин … Википедия

Филарет (Вахромеев) — Митрополит Филарет Мітрапаліт Філарэт … Википедия

Успенский собор на Сенной площади — У этого термина существуют и другие значения, см. Успенская церковь. Православная церковь Спас на Сенной Собор Успения Пресвятой Богородицы … Википедия

Собор Александра Невского (Нижний Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Александра Невского. православный храм Собор святого благоверного князя Александра Невского … Википедия

Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии — Церковь святой Марии в начале XX века Евангелическо лютеранская церковь Ингрии (фин. Inkerin Evankelis Luterilainen Kirkko) (Церковь Ингрии, ЕЛЦИ) русско финская лютер … Википедия

Источник

Духовное окормление монашествующих и мирян

Духовно окормлять что это. Смотреть фото Духовно окормлять что это. Смотреть картинку Духовно окормлять что это. Картинка про Духовно окормлять что это. Фото Духовно окормлять что это
Прп. Амвросий Оптинский

Иеросхимонах Амвросий безгранично любил Господа, и всю любовь, на какую только было способно его существо, он отдавал своему Создателю через Его творение через ближних. По любви к Богу он покинул мир и стал на путь нравственного самоусовершенствования. Но как любовь к Богу в христианстве неразрывно связана с подвигом любви к ближнему, так и подвиг личного усовершенствования и личного спасения у старца никогда не отделялся от подвига служения миру.

Старческое служение отца Амвросия началось с окормления братии Оптиной пустыни. Но служение старца не ограничивалось только монастырем. Этот подвижник, живший в маленькой келии, сумел раздвинуть ее стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далеких губерний все знали смиренного и прозорливого оптинского старца. К отцу Амвросию в Оптину пустынь тянулись тысячи верующих душ. Как часто келейники отца Амвросия, уступая многочисленным просьбам посетителей доложить о них старцу, говорили ему: «Батюшка, вас ждут». «Кто там?» спросит старец. «Московские, вяземские, тульские, белевские, кадирские и прочие народы», отвечают келейники. Десятиминутного разговора со старцем ждали по нескольку дней. Не хватало ямщиков для перегона между Оптиной и Калугой, а также номеров в многочисленных оптинских гостиницах.

Целый день отец Амвросий проводил среди народа, приходившего к нему за советом и благоговевшего пред своим наставником. Делая каждому наставления соответственно его духовным нуждам и духовному развитию, он вникал в положение каждого, обращавшегося к нему, определяя его личный характер, его склонности, и с любовью указывал лучший исход. Все уходили от него утешенными и с облегченным сердцем.

Духовный опыт старца Амвросия был настолько богат, что он как бы читал мысли приходящих к нему и часто указывал на их сокровенные тайны и в беседах прикровенно обличал их. Однажды одна монахиня пришла к нему на исповедь и говорила все, что помнила. Когда она кончила, старец сам начал говорить ей все, что она забыла. Но по поводу одного греха, названного батюшкой, она долго утверждала, что не делала его, и тогда старец ответил: «Забудь об этом, я так сказал». И еще не успел он закончить речь, как сестра неожиданно вспомнила, что этот грех действительно был совершен ею. Пораженная, она принесла чистосердечное раскаяние. Если старец беседовал с кем-либо при народе, то он не имел обыкновения обличать прямо и резко, но поучал так искусно, что его обличение, несмотря на присутствие множества народа, понятно было только одному тому, к кому относилось.

Познав на личном опыте спасительность смирения, старец стремился научить этому и своих духовных детей. На самый насущный вопрос каждого человека, как жить, чтобы спастись, старец давал такие шутливые ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», или: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». «Мы должны, говорил еще старец, жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». С первого взгляда простые и шутливые слова, но какой глубокий смысл содержится в них.

Отец Амвросий принимал посетителей или беседуя с каждым в отдельности, или выходил на общее благословение, сначала к мужчинам, а затем к женщинам. Иногда летом он выходил к народу на воздух. Медленно шел согбенный старец вдоль жердей, которые устанавливались от крыльца и служили ему опорой для передвижения, в то же время сдерживая народ от напора. Отец Амвросий по временам останавливался, давая ответы вопрошающим его. Тысячи вопросов сыпались ему из толпы; он все выслушивал внимательно. К старцу обращались со всевозможными вопросами. «Батюшка, спросит кто-нибудь, как мне благословите жить?» «Батюшка, спрашивала другая, куда мне благословите: замуж или в монастырь?» Вопросы один за другим: «Я гибну от нищеты»; «Я потеряла все, что мне было дорого в жизни. Мне незачем жить»; «Неизлечимая болезнь меня терзает. Я не могу не роптать»; «Мои дети, в которых я вложил жизнь и душу, стали мне врагами»; «Я потерял веру, я не вижу благости Божией. На моем языке одни проклятия». К кому идти, кому довериться, перед кем выплакать душу, кто сымет с человека это каменное оцепенение долговременного безысходного страдания? И все приходили к старцу как к последнему пристанищу. И среди этих стремнин горя, греха и отчаяния стоял отец Амвросий с любвеобильным сердцем, врачуя всех. Сколько раз самые сложные, отчаянные и запутанные житейские вопросы он решал двумя-тремя приветливыми, полными сердечного участия советами. Так, по-видимому, мимоходом решалась чья-нибудь судьба, решались важные вопросы, но всегда по благословению благодатного старца выходило хорошо и решение оказывалось мудрым и правильным. Многие, имея какое-нибудь дело, желали только одного, чтобы при начале этого дела старец молча благословил их.

Но не все приходили к отцу Амвросию за делом. Некоторые только отнимали у него время и этим очень отягощали его. Он сам жаловался на таких посетителей в своих письмах: «Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение и многие бесполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи; а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай; а молчанием не отделаешься – обижаются и оскорбляются». И как тяжело ему было переносить ропот тех, кого он не мог по болезненности немедленно принять. Так однажды истомленный старец с потупленным взором едва брел среди толпы народной, а вслед ему послышался чей-то голос: «Этакая злоба! прошел и не взглянул». «Вот так мы день за днем и живем, – писал старец в одном из писем, – и несправедливыми слывем в приеме приходящих и приезжающих. А виновата моя немощь и неисправность пред Богом и людьми». И всегда старец не только не скорбел о своей болезненности, но был в веселом настроении и даже шутил. А выражавшие ропот вскоре начинали сожалеть о своей нетерпеливости и просили старца простить их. Старец принимал посетителей до вечера, делая небольшие перерывы на прием пищи и малый отдых. Иногда после обеда, когда старец был слаб, он принимал посетителей у себя в келии. А после вечернего правила к нему приходила монастырская братия на ежедневное исповедание помыслов.

Источник

Окормление духовное

Окормле́ние духо́вное (от “кор­мило” — руль корабля (одно­ко­рен­ные: корма, корм­чий). Окорм­лять — направ­лять по верной дороге, избе­гая опас­но­стей. Глав­ный корм­чий — Хри­стос.) — 1) пас­тыр­ское попе­че­ние о спа­се­нии, заклю­ча­ю­ще­еся в духов­ном настав­ни­че­стве и молитве; 2) духов­ное настав­ни­че­ство вообще (может осу­ществ­ляться духовно опыт­ным хри­сти­а­ни­ном, не обла­да­ю­щим сте­пе­нью свя­щен­ства, напри­мер, стар­цем в мона­стыре, крёст­ным и т. п.).

Духовно окормлять что это. Смотреть фото Духовно окормлять что это. Смотреть картинку Духовно окормлять что это. Картинка про Духовно окормлять что это. Фото Духовно окормлять что это2471061 01.08.2014 Свя­щен­ник и при­хо­жанка в храме Геор­гия Побе­до­носца на Поклон­ной горе. Сергей Пята­ков / РИА Ново­сти

Окорм­ле­ние духов­ное есть особая форма пас­тыр­ского слу­же­ния, заклю­ча­ю­ща­яся как в сми­рен­ном учи­тель­ском дей­ствии пас­тыря, так и в содей­ству­ю­щем ему дей­ствии бла­го­дати Божией.

«Суще­ствен­ный Дея­тель в пас­тыр­ском слу­же­нии – Дух Святый, а пас­тырь лишь посред­ник изли­я­ния бла­го­дати на веру­ю­щих», – гово­рит Епи­скоп Вени­а­мин (Милов). Окорм­ле­ние духов­ное нераз­рывно свя­зано с пред­став­ле­нием о пас­тыр­стве как бла­го­дат­ном посред­ни­че­стве в деле воз­рож­де­ния людей. Суть пас­тыр­ства выра­жа­ется посред­ни­че­ством не чело­ве­че­ским, а бла­го­дат­ным. Если кто Духа Хри­стова не имеет, тот и не Его (ср.: Рим.8:9 ).

«Мысль о Боже­ствен­ном, бла­го­дат­ном посред­ни­че­стве пас­ты­рей апо­стол Павел защи­щает в первых четы­рех главах Пер­вого посла­ния к Корин­фя­нам против лож­ного взгляда неко­то­рых коринф­ских хри­стиан, при­вя­зы­ва­ю­щихся к чело­ве­че­ским пре­иму­ще­ствам своих духов­ных отцов. В связи с этим сущ­ность пас­тыр­ского слу­же­ния Гос­пода наи­бо­лее пра­вильно усмат­ри­вать в бла­го­дат­ном посред­ни­че­стве (см.: Ин.10 ; 1Пет.2:25; 5:4 ; Евр.13:20 ).
О про­дол­жа­те­лях Своего слу­же­ния – Апо­сто­лах и их пре­ем­ни­ках, пас­ты­рях, Спа­си­тель сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посы­лаю вас ( Ин.20:21 ). По выра­же­нию апо­стола Павла, пас­тыри – сора­бот­ники, спо­спеш­ники, слуги Хри­стовы, послан­ники Божии, от имени Хри­стова, то есть те же посред­ники и про­дол­жа­тели дела Хри­стова (см.: 1Кор.3:9–10; 4:1–2, 9 ; 2Кор.5:20 ). Все же от Бога, Иису­сом Хри­стом при­ми­рив­шего нас с Собою и дав­шего нам слу­же­ние при­ми­ре­ния…»
епи­скоп Вени­а­мин (Милов). Пас­тыр­ское бого­сло­вие с аске­ти­кой.

Источник

Значение слова «окормление»

Духовно окормлять что это. Смотреть фото Духовно окормлять что это. Смотреть картинку Духовно окормлять что это. Картинка про Духовно окормлять что это. Фото Духовно окормлять что это

окормле́ние

1. религ. попечение, руководство, осуществляемые священником по отношению к верующим; духовная помощь, забота

Делаем Карту слов лучше вместе

Духовно окормлять что это. Смотреть фото Духовно окормлять что это. Смотреть картинку Духовно окормлять что это. Картинка про Духовно окормлять что это. Фото Духовно окормлять что этоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: типаж — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «окормление&raquo

Предложения со словом «окормление&raquo

Понятия, связанные со словом «окормление»

Данная статья разъясняет значение и использование термина и не излагает сведений о Русской православной церкви (Московском патриархате).Московский патриархат (сокращённо МП) — другое официальное наименование Русской православной церкви, признающей своим предстоятелем патриарха Московского и всея Руси. В терминологии, принятой в Уставе РПЦ от 2000 года, термины Московский патриархат и Московская патриархия имеют разное значение, что было отражено уже в «Уставе об управлении Русской православной церкви.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «окормление&raquo

В современном мире и без того много факторов, отвлекающих людей от религии, чтобы давать пастве ещё одну возможность задуматься над тем, а нужно ли им вообще духовное окормление.

Тысячи людей, искренне ищущих спасения, находили у него духовное окормление.

Послушание духовничества и окормление такого огромного числа людей не могло не сказываться на его физическом и душевном состоянии, но он почти не давал себе послаблений и не делал перерывов для отдыха.

Источник

Заметки православного врача, или ода грудному вскармливанию

Окормление

Смотреть что такое «Окормление» в других словарях:

Беседы с батюшкой. Духовное окормление военнослужащих

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает иерей Георгий Шлей, штатный священник соединения Управления ЦВО. Передача из Екатеринбурга.

– Отец Георгий, расскажите о своем служении: в какой воинской части Вы несете служение? Как давно начался Ваш путь священника, окормляющего военнослужащих?

– Я начал окормлять военнослужащих в 2007 году: при своем поселковом храме (близ города Екатеринбурга), где я начинал священническое служение, я окормлял бригаду связи. Господь промыслительно направил меня через семь с половиной лет в Сивашскую Краснознаменную бригаду связи, которая находится недалеко от города Верхняя Пышма, где я служу уже в течение двух лет.

– О своем служении Вы уже рассказывали в рамках программы «Есть что сказать». По нашим сведениям, в месте, где Вы служите, совершаются постоянные богослужения и Божественные литургии.

– Да, потому что в этом есть потребность и об этом есть договоренность с командиром части. Потребность в молитве у солдат есть, как и у любого человека, и не только тогда, когда солдат находится в пункте постоянной дислокации (ППД). Молитвенное стояние нужно любому военнослужащему. Они чувствуют молитвенную поддержку: перед каждой службой заказывают записки о здравии, упокоении, многие ходят исповедоваться и причащаться. Это достаточно серьезный результат и опыт совместного служения штатных воинских священников.

– До того как Вы начали служить в этой воинской части, там уже осуществлялось духовное окормление военнослужащих?

– Сейчас все воинские соединения распределены между священнослужителями, то есть с той или иной мерой нагрузки все священники окормляют подразделения МВД, МЧС и другие секретные структуры. В нашей бригаде окормление производилось местными клириками Успенского храма города Верхняя Пышма, которые и сейчас посещают одну или две смежные части, находящиеся на нашей территории. Самое главное, сейчас у нас появился храм, где совершаются таинства Исповеди, Причастия, молебны. Храм открыт почти ежедневно. Солдат в любое время может прийти и просто поставить свечку, что немаловажно в трудные дни воинских будней. Офицеры тоже нуждаются в духовном окормлении, задают вопросы. На территории нашей части уже было несколько крещений. К нам приносят и детей для совершения таинств, в том числе для причащения. Работа идет и с военнослужащими, и с гражданским персоналом.

– Ваш храм – это отдельно стоящее здание или просто выделенное и приспособленное помещение?

– Это приспособленное помещение при казарме в цокольном этаже здания. Пока только в планах выделение средств для постройки на территории бригады связи отдельно стоящего здания. Возможно, это будет досуговый центр с располагающимся на верхнем этаже домовым храмом или отдельно стоящий храм-часовня. Но пока это только в перспективе.

– Сейчас военная служба длится один год. Доводилось ли Вам сталкиваться с переменой души, ума у военнослужащих, когда они начинали приходить в храм: кто-то, быть может, принимал крещение, кто-то впервые исповедовался и причастился. Перемену человеческой души Вы замечали в Вашем пастырском служении?

– Как говорится, чужая душа – потемки. Мы не можем видеть всех отголосков души. Бывает, что человек пришел в храм уже подготовленный: бабушки, дедушки привили ему основы веры. Или человек пришел в момент своих тягостных раздумий. Были такие случаи: новобранцы приходили почти в слезах, когда у них умирала бабушка или кто-то из близких родственников. В такую минуту как священник пытаешься помочь. Слава Богу, отклик в душах людей происходит, и многие из них сейчас являются прихожанами храма, хотя не думаешь о том, что благодаря тебе такая перемена в человеке произошла. В любом случае человек нашел ниточку, настроился на общение и разговор с Господом. А что именно помогло – то, что он пришел в это молитвенное помещение, поставил свечу, по просьбе батюшки заказал записку о новопреставленном, что было приоритетным движением души, судить сложно.

– Вы служили в обычном приходском храме (не в военном) и сейчас продолжаете совмещать два вида служения. Есть ли разница, на Ваш взгляд, в людях и в той атмосфере, которая создается за богослужением в храме? Есть ли ощущение, что находишься в воинской части?

– Безусловно, это объект режимный, куда посторонние люди не попадают, только близкие члены семей военных. Конечно, военные – это особенный контингент. Солдатам приходится говорить особенным воинским языком, стараться найти точки соприкосновения, чтобы быть для них понятным. Если некоторые термины будут им непонятны, к примеру «проскомидия», «литургия верных», то это вызовет у них настороженные, смешанные чувства. А если просто сказать: «Давай помолимся за твое здравие, за здравие родных и близких» и объяснить, что перед крестом свеча ставится за усопших, перед иконами Спасителя и Божией Матери – за здравие, то отдачи больше. Потом люди начинают с тобой здороваться на улице, стараются оказать тебе знаки внимания. Среди военных сразу найти контакт не получится, потому что они закрыты для мира. Это своего рода монастырь, если можно так сравнить, у них свои правила, свой устав.

– Говорить простым языком – это подход к военнослужащим, кто только начинает приходить в храм. Для тех людей, которые уже что-то знают, но хотят узнать больше – что такое литургия верных, проскомидия и так далее, проводятся отдельно какие-то беседы, что-то вроде воскресной школы?

– Дело в том, что у военнослужащих все по распорядку дня. Не всегда у них получается посещать храм в одно и то же время. Среди моих помощников есть три-четыре человека, которые могут участвовать в качестве певчих на литургии, но бывают дни, когда приходит только один из них. Я сейчас говорю о военнослужащих, среди которых есть контрактники, есть из рядового состава. Слава Богу, они откликаются помогать батюшке, но в связи с распорядком дня у них не получается делать это регулярно. Естественно, о постоянных катехизических поучениях речи быть не может. Мы пытаемся сделать хотя бы что-то малое: обучить их самому богослужению – церковному пению, чтению на церковнославянском языке. Это не так просто. Бывает, что только человек поднатореет читать 3-й и 6-й часы перед литургией, уже и год службы закончился и ему пора на гражданку. Мало кто остается дальше на службе по контракту и продолжает посещать храм.

– Можно сказать так, что Вы сеете семена веры, зачатки.

– Да. А можно еще и так сказать: кто-то уже посеял, а мне приходится этот урожай дальше продолжать выращивать – приходится быть жнущим.

– Хорошее сравнение. Вы говорили, что у Вас есть помощники среди военнослужащих. Это личная воля того человека, который Вам помогает, или это все-таки его назначение?

– Большей частью это порыв души. У меня есть внештатный сотрудник, который ко мне негласно прикреплен – это контрактник сержант Сергей Прищепкин, который приходит ко мне, только когда у него свободное время. Он учится на третьем курсе духовной семинарии. Он находит время и помогает мне еще в обучении рядовых основам литургики. Остальные ребята из разных подразделений (водители, из батальона охраны) помогают по мере возможности, когда их отпускают, когда они не задействованы в своих мероприятиях.

Я вижу, что солдатам нужно, чтобы на территории их части был храм, они в этом нуждаются. Попав в медсанчасть, они тоже ждут священника, чтобы он причастил их.

– Мы говорили о том, что окормление военнослужащих – это совершение богослужений, таинств, просвещение военнослужащих. Можно ли дать собирательное понятие, что мы называем духовным окормлением военнослужащих?

– Мы называемся помощниками командира части по работе с верующими военнослужащими. Наша работа включает не только наши пастырские обязанности, но еще и ряд воспитательных моментов. Мы призваны нести слово Божие, добро, ласку (не побоюсь этого слова) и для людей других конфессий, в частности для мусульман, буддистов, иудеев, если такие встречаются в воинских соединениях. Год назад у нас было около сорока тувинцев – это представители буддизма. С ними тоже приходилось находить общий язык, хотя не всегда это получалось. Но и их веру надо уважать и признавать. С мусульманами мы также активно работаем, оказываем им духовную поддержку, у них есть возможность посещения мечети, которая находится недалеко от нашей бригады связи. Доброе слово мы должны нести для всех. Военные – это люди достаточно серьезные, в каких-то моментах жестковаты и иногда могут неправильно понять. Общаемся мы в основном на военном языке: «здравия желаю», «разрешите доложить» и тому подобное.

– Вы упомянули о людях других конфессий и о том, что для них также важна духовная поддержка. Обращаются ли они к Вам сами, проявляют ли инициативу, идут ли на контакт?

– Да, такое встречалось. Ко мне приходили мусульмане таджики, приверженцы течения, которое Иисуса Христа почитает как Сына Божиего. Приверженцев этого течения по всему миру небольшое количество, всего около 450 тысяч человек. Они говорили, что им ничего не мешает зайти в храм и помолиться перед фотографией Иисуса Христа. В нашем храме есть такая фотография, сделанная с Туринской плащаницы, они могут помолиться перед фотографией как перед иконой. Это очень трогательно. Мы вывозим эту фотографию даже в палаточный храм, когда организовывается учение. Приятно, что люди других религий обращаются к Спасителю нашему Иисусу Христу.

Два католика, уезжая на родину в связи с окончанием срока службы, подходили ко мне и просили, чтобы я их благословил в дорогу и исповедовал. Естественно, благословляешь в добрый путь, окропляешь святой водой.

– Из Вашего рассказа можно сделать вывод о том, что сегодня духовное окормление военнослужащих просто необходимо.

– Так же как пища и питие, как хлеб и вода, ведь люди не могут обходиться без этого. Уже входит в обыкновение прийти в храм, поставить свечи. Люди сейчас просыпаются после 70-летнего периода гонений на Церковь.

– С какими сложностями Вам пришлось столкнуться, когда Вы только начинали свое служение? С какими сложностями приходится сталкиваться сейчас ежедневно в Вашем пастырском служении?

– В пастырском служении сложности всегда были и будут. Мы должны по образу Спасителя нести свой крест. Поначалу проблема состояла в том, что не было полноценного молитвенного помещения, где мы могли бы собираться. Потом мы поставили специальные кружки на территории части для сбора средств, и так с миру по нитке удалось собрать деньги, на которые мы сделали иконостас в выделенном помещении. Помогали солдаты, походатайствовал командир части немало, за что всем большое спасибо. Мы организовали в первую очередь помещение, где можно было бы молиться, а все остальное пришло потом: выделили кабинет батюшке, стали образовываться дополнительные молитвенные уголки в разных помещениях части (медсанчасть, штаб). Церковная жизнь затеплилась.

Какие-то частные моменты: где достать просфоры, купить вино – это не трудности, это повседневные вопросы, знакомые каждому священнику, и понятно, как их решить. Слава Богу, что видишь светлые лица солдат, солдаты с тобой здороваются, даже отдают воинское приветствие. Приятно, что институт военного духовенства возрождается, мы возвращаемся к истокам, которые были утрачены вследствие Октябрьской революции.

– Наша постоянная телезрительница Виктория Визгина задает достаточно актуальный вопрос: «Как по Вашим наблюдениям – солдаты серьезно воспринимают Ваше присутствие в своих рядах? Простите».

– Все зависит от воспитания каждого в отдельности. Некоторые могут и улыбнуться, увидев священника в облачении, идущего по плацу, с мыслью: «Что он тут делает?» Но такие моменты возникают только поначалу, когда солдат только поступает в ряды армии. Впоследствии, непосредственно соприкасаясь в работе, в общении со священником, думаю, каждый понимает, что присутствие священника там просто необходимо. Священнику приходится и благословлять колонну, идущую в поход на учения, и окропить святой водой после присяги. Много таких моментов, которые являются запоминаемыми на всю жизнь и просто необходимыми. Священник готов взять часть ответственности, которую принимает на себя солдат в течение своей воинской службы. На территории нашей части нет таких солдат, которые бы со смехом и кощунством относились к священнику.

– Телезритель Михаил Лукашкин спрашивает: «Насколько, на Ваш взгляд, священник в армии должен быть психологом, помогая адаптироваться и, еще важнее, не потерять себя?» И второй вопрос: «Насколько отличается роль священника в армии сегодня от аналогичной в царское время и, скажем, в 90-е годы?»

– У нас есть штатные военные психологи, с которыми мы сотрудничаем, как и с остальными гражданскими лицами. Проблемы непосредственно медицинского характера решают женщины психологи, очень грамотные специалисты. Священник может выступать помощником психолога тогда, когда касаемся вопросов веры, когда касаемся той запредельной области, которая относится к духу. Психолог лечит душу, а священник заботится о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Каждый занимается своим делом. Священник должен давать какую-то информацию, например о бесновании. Когда солдат задает вопросы о полтергейсте, он приходит за помощью к психологу, но в любом случае он выходит на священника и решает эти вопросы именно со священником.

– Вопрос телезрительницы Любови: «Я – бабушка будущего солдата. Отец Георгий, хочу сказать Вам огромное спасибо. Так бывает, что мы своих малышей за ручку ведем в храм. Потом они становятся старше и уже, будучи молодыми людьми, не всегда идут в храм. И я очень благодарна, что Вы их подхватываете, берете за руку и ведете к Богу. Помощи Вам Божией и спаси Вас Господи!»

– Спаси Господи, Любовь! Ангела-хранителя Вам!

– Это, кстати, не одно такое Вам пожелание. Вадим Диль пишет: «Дай Бог Вам крепкого здоровья!» Лидия Чечина пишет: «Спаси Господи за Ваше служение!»

Вернемся к предыдущему вопросу: каково было служение военных священников в 90-е годы, сейчас и в царское время? Какова разница?

– Приступая к своему служению в современной армии, я попытался выяснить, как происходит служение войсковых священников за рубежом – в частности, меня больше интересовало служение в Греческой Православной Церкви, ведь афонские монахи – это некий авторитет. В царское время русский Пантелеимонов монастырь находился на Афоне. Мне было интересно, как это должно быть в идеале. Конечно, мы не носим зеленых подрясников, как это делается в Греческой Православной Церкви, и нас не так много, как там на сорокатысячную армию. Тем не менее шаги в этом направлении уже сделаны. Дай Бог, чтобы воинские командиры старались делать упор на православие, чтобы мы возвратились к нашим исконным корням.

– Вопрос телезрителя Григория: «Человек всю жизнь жил грешно, но случилась война, он пошел на войну, чтобы защитить свое Отечество, и погиб на этой войне. Простит ли Господь ему грехи и не осудит ли в геенну огненную? Будет ли Господь милостив к нему?»

– Только Господь Судья, и Он выносит вердикт, куда попадет человек – в рай или ад. Думаю, если человек погиб, сложил голову за идеалы своего Отечества и отслужил свой долг до последней капли крови, Господь простит многие и многие грехи. Вовсе не значит, что если человек по призыву своего Отечества пошел на войну и сложил голову за Отечество, он спасется сразу и однозначно. За него надо обязательно молиться, потому что сначала идет частный суд, а потом всеобщий. Мы должны молиться за своих ближних и за всех православных христиан. Думаю, что у этого человека осуждения в вечности не будет, потому что кровью омываются многие грехи.

– Вы сказали, что в царское время было около трех тысяч военных священников. Есть ли сегодня нехватка священников, которые окормляют военнослужащих?

– Да, безусловно, нехватка есть. Сейчас нет той градации, которая была до революции: госпитальные священники, полевые священники, принадлежавшие к тем или иным родам войск и находившиеся в местах дислокации, священники, всегда находившиеся при лазаретах, которые утешали и напутствовали раненых и умирающих. Сейчас батюшкам все это приходится совмещать, что вызывает свои трудности. Например, при поездке на учения нужно организовать храм-палатку, перевезти туда все необходимое, а стольких штатных помощников, как это было до революции, нет. До революции была такая должность, как начальник церкви, когда в части помимо священника находился человек, который был поставлен начальником церкви и отвечал за убранство храма, за порядок богослужений и выделял из военнослужащих необходимое количество людей, чтобы они переносили торбы, укладывали их на повозки в походах. Это я почерпнул из дневников воинского священника отца Митрофана Сребрянского – последнего духовника царской семьи; он был духовником непосредственно у Елизаветы Федоровны. Эти документальные записи свидетельствуют о том, что нам до того уровня еще далеко. Но я очень рад, что сделаны первые шаги: в этом году 21 июня уже шесть лет, как существует институт военного духовенства. Спасибо Святейшему Патриарху Алексию II, который в 1992 году на конференции «Церковь и армия» затронул эту тему о возрождении института военного духовенства, и многое потом было сделано им и Священным Синодом.

– Мы говорим об окормлении военнослужащих – солдат, которые исполняют свой гражданский долг. Приходят ли к Вам военачальники, которые служат в этих же частях? Быть может, они приходят со своей семьей, детьми?

– Я участвовал в крещении детей полковников в смежных частях. Семейство нашего комбрига глубоко верующее. Некоторые даже изъявляют желание повенчаться в Церкви. Несмотря на наш скромный быт в молебном доме, я всеми силами за то, чтобы это произошло, но люди должны быть готовы к этому. Хотя многие военачальники не против того, чтобы повенчаться со своими женами.

– Максим из группы «ВКонтакте» спрашивает: «В каких мероприятиях военного городка кроме присяги Вы принимаете участие?»

– Я поправлю: у нас не городок, у нас находится только воинское соединение; городка как такового нет, а семьи проживают на близлежащей к части территории. Это тоже накладывает определенный отпечаток: чтобы гражданскому персоналу попасть в часть и поучаствовать в совместных мероприятиях, пригласить их в воскресную школу, с этим есть определенные трудности. В основном приходится общаться только с военным составом. С военными мы проводим молебны. Когда на учения просят благословения, выходишь и благословляешь колонну, окропляешь святой водой. Есть и проповеди на праздники. Совсем недавно мы с частью провели ряд бесед на тему 1000-летия со дня преставления князя Владимира. У нас была большая подготовка в несколько дней и в несколько этапов, чтобы вся аудитория прослушала эти беседы, доклады и послания Святейшего Патриарха на данную тему. Проходят другие праздничные мероприятия: поздравления с Пасхой, Рождеством, чаепития на Новый год. Мы собираемся вместе и стараемся, чтобы это стало традицией. На Пасху у нас два года подряд проходит раздача праздничных куличей и яиц: все было к сроку освящено. Военнослужащие благодарили за проявленную о них заботу.

– Отец Георгий, мы сердечно благодарим Вас за то, что Вы пришли в нашу студию и ответили на вопросы. Остались еще вопросы, которые действительно являются интересными, актуальными для военнослужащих, в том числе подготовленные непосредственно в воинских частях и соединениях. Думаю, мы когда-нибудь вновь встретимся и продолжим беседовать на эту тему.

– Буду очень рад. Всего доброго, ангела-хранителя всем. С Богом!

Ведущий Дмитрий Бродовиков Расшифровка: Нина Кирсанова

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

наст.прош.повелит.
Яокормля́юокормля́л окормля́ла
Тыокормля́ешьокормля́л окормля́лаокормля́й
Он Она Оноокормля́етокормля́л окормля́ла окормля́ло
Мыокормля́емокормля́ли
Выокормля́етеокормля́лиокормля́йте
Ониокормля́ютокормля́ли
Пр. действ. наст.окормля́ющий
Пр. действ. прош.окормля́вший
Деепр. наст.окормля́я
Деепр. прош.окормля́в, окормля́вши
Пр. страд. наст.окормля́емый
Пр. страд. прош.
Будущеебуду/будешь… окормля́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — окормить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *