Духовное развитие с чего начать ответ священника

Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

В редакцию журнала «Фома» приходит много вопросов от читателей, которые пишут: «Я вроде в Бога верю, но в храм не хожу. С чего начать, как подступиться — не знаю». Протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма во имя Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе рассказал, с чего начать путь к воцерковлению.

Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть фото Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть картинку Духовное развитие с чего начать ответ священника. Картинка про Духовное развитие с чего начать ответ священника. Фото Духовное развитие с чего начать ответ священника

Первое:

Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть фото Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть картинку Духовное развитие с чего начать ответ священника. Картинка про Духовное развитие с чего начать ответ священника. Фото Духовное развитие с чего начать ответ священника

Выберите храм, в который будете ходить. Воцерковление — это период, во время которого человек становится членом Церкви: регулярно посещает богослужения и участвует в таинствах. Но делать это желательно в одном храме.

Прихожанин — это человек, который ходит в конкретный храм и является членом его общины, прихода. Я советую идти в ближайший к вашему дому. Конечно, рядом с вами может оказаться несколько храмов, так что на первых порах попробуйте походить по разным, выбрать, где вам лучше видно и слышно, где более доступные священники, где вам самому больше нравится.

Постепенно вы полюбите этот приход и у вас сложатся доверительные отношения c кем-нибудь из священников. В идеале он должен стать вашим духовником, то есть тем, у кого вы постоянно исповедуетесь, кто вас знает. Но это вопрос времени, не первого шага.

Второе:

Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть фото Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть картинку Духовное развитие с чего начать ответ священника. Картинка про Духовное развитие с чего начать ответ священника. Фото Духовное развитие с чего начать ответ священника

Сходите на службу. Встаньте сзади — так, чтобы было видно и слышно, но никому не мешая. Не смущайтесь, что пока не все понимаете: невозможно узнать, что и как происходит в церкви, не посещая ее.

Представьте, что вы решили стать хоккейным болельщиком. Вы можете прочитать правила игры, но в первую очередь вам скажут: пойдем на матч. И там, в процессе игры, вы поймете правила и у вас появятся дополнительные вопросы.

Вот и с храмом так же. В ходе богослужения у вас будут рождаться вопросы, на которые вы захотите найти ответ. С поиска ответов на них и начнется постепенное осмысление службы — практика будет подкрепляться теорией.

Третье:

Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть фото Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть картинку Духовное развитие с чего начать ответ священника. Картинка про Духовное развитие с чего начать ответ священника. Фото Духовное развитие с чего начать ответ священника

Изучите основы своей веры. Точное и краткое изложение ее содержится в Символе веры, но стоит открыть и учебник Закона Божьего.

Что читать из церковной литературы, зависит от человека — его образования, запросов и уровня знаний о Боге и жизни Церкви. Одним лучше начинать с книг митрополита Сурожского Антония, другие могут сразу приступать к Иоанну Лествичнику. Универсальный совет здесь дать сложно — лучше установить контакт со священником и просить его вас направлять.

Кстати, сегодня почти при каждом храме проводятся специальные беседы для крестных и готовящихся принять крещение. Во многих есть курсы катехизации или воскресные школы для детей и взрослых. Сходите и вы на эти курсы или беседы, послушайте, вникните — это большое подспорье для воцерковляющегося человека.

Четвертое:

Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть фото Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть картинку Духовное развитие с чего начать ответ священника. Картинка про Духовное развитие с чего начать ответ священника. Фото Духовное развитие с чего начать ответ священника

Пятое:

Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть фото Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть картинку Духовное развитие с чего начать ответ священника. Картинка про Духовное развитие с чего начать ответ священника. Фото Духовное развитие с чего начать ответ священника

Начните молиться с малого — с чтения «Отче наш» утром и вечером. Только не торопясь, вдумчиво, посмотрев толкование значения молитвы, отдельных ее слов и поразмыслив над ними. В сложных жизненных ситуациях в течение дня можно молиться коротко: «Господи, помоги», «Господи, спаси и сохрани». Это те базовые молитвы, которые человек обычно помнит наизусть с детства. Начиная свое обращение к Богу с них, мы приучаем себя к молитвенному правилу.

Потом можно увеличивать время молитвы — по три раза осмысленно читать «Отче наш» утром и вечером. Можно приобрести православный молитвослов для мирянина, где утреннее и вечернее правило дается в сокращении. Обычно я рекомендую его детям и подросткам. А можно подойти к батюшке с обычным молитвословом и попросить его отметить галочками те молитвы, которые, на его взгляд, вам будет посильно читать на первых порах.

Помните: молитва не обязанность, а возношение ума и сердца к Богу, прямое, личное обращение к Нему. Поэтому так важно читать молитву медленно, осмысленно, правильно ставя ударения, сопереживая каждому слову. Если вам непонятен церковнославянский язык, можно найти молитвослов с параллельным переводом на русский, чтобы быстрее привыкнуть и потом уже читать на церковнославянском.

Шестое:

Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть фото Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть картинку Духовное развитие с чего начать ответ священника. Картинка про Духовное развитие с чего начать ответ священника. Фото Духовное развитие с чего начать ответ священника

Исповедуйтесь и причащайтесь. Участие в этих таинствах отличает человека воцерковленного от «абстрактного верующего». Перед первой исповедью лучше побеседовать со священником — он посоветует, как к ней подготовиться.

Общение с батюшкой вообще сильно облегчает вхождение в Церковь: находясь под началом священника, вы будете иметь наставника в его лице. Если у вас нет знакомого священника, обратитесь к тому, к кому вы испытываете доверие и расположение.

Подойти к батюшке и попросить поговорить можно после службы, когда он выйдет из алтаря. Конечно, вполне вероятно, что сделать это сразу не получится, он может спешить. В таком случае попросите назначить вам удобное время, например, какой-то вечер. Не бойтесь задавать священнику любые волнующие вас вопросы. Можно попросить его номер телефона или почту на случай, если понадобится срочный совет. Но важно знать меру: не забывайте, что священник тоже человек, который может уставать и не быть на связи круглосуточно.

При встрече посоветуйтесь, что вам делать дальше, как начать свой путь в Церкви. И тогда, скорее всего, батюшка предложит вам прийти на исповедь и объяснит, как подготовиться к причастию.

Но не путайте: исповедь — это не общение со священником. На исповеди мы просим прощения у Бога, а священник может лишь дать вам совет, развеять сомнения или поддержать. Но доверие после исповеди может укрепиться, а может и рассеяться. Если вы увидите, что священник хочет вами руководить, если он начинает давать вам конкретные советы — насторожитесь, не спешите безоговорочно им следовать. Священник должен помочь вам разобраться, что правильно, а что неправильно, чтобы вы на основании этого приняли самостоятельное решение, как поступить.

Седьмое:

Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть фото Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть картинку Духовное развитие с чего начать ответ священника. Картинка про Духовное развитие с чего начать ответ священника. Фото Духовное развитие с чего начать ответ священника

Постарайтесь приучить себя к регулярному посещению служб и молитве, но без фанатизма. Богослужения и молитвы — это большой духовный труд, требующий немалых усилий и работы над собой.

Когда люди приходят в Церковь, у них могут быть два мотива: внешний и внутренний. Если вас привели в храм за руку — это внешний мотив. Он может стать толчком к вашему воцерковлению, но сработает только тогда, когда включится мотив внутренний — ваша личная тяга к Богу. И этот мотив — единственный по-настоящему надежный, ибо без него молитвенное правило вам будет в тягость и вы не захотите остаться в Церкви.

Восьмое:

Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть фото Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть картинку Духовное развитие с чего начать ответ священника. Картинка про Духовное развитие с чего начать ответ священника. Фото Духовное развитие с чего начать ответ священника

Внимательно следите за тем, чтобы не было перегибов, которые в начале вашего воцерковления могут навредить вам и вашим близким. Этот период обычно называют неофитством. Я бы сравнил его с влюбленностью — со всеми вытекающими, как положительными, так и потенциально опасными последствиями.

С одной стороны, с вхождением в церковную жизнь вы будете испытывать неподдельную радость и желание служить Богу. В период неофитства человеку под силу то, что в обычном состоянии сделать трудно: например, прочитать сразу все Евангелие или строго выдержать весь Великий пост.

А с другой стороны, в это время человек пытается вписать свое новое чувство — свою веру — в обыденную жизнь, но, будучи очарованным вдруг открывшимся вам миром, можно легко не заметить, как вы делаете что-то не так и причиняете боль вашим близким. В это время обычно и происходит разлад: такая ревностная тяга кардинально изменить жизнь, отказаться от всего мирского и посвятить себя Богу иногда приводит к разного рода перекосам. Поэтому, как любое яркое состояние, неофитство требует вашего контроля. Менять уклад и ритм жизни обязательно нужно, но необходимо следить за тем, чтобы эти перемены вели к вашему духовному возрастанию, а не делали вас заложником ваших благочестивых фантазий, напрасно изнуряющим себя и своих близких.

Девятое:

Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть фото Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть картинку Духовное развитие с чего начать ответ священника. Картинка про Духовное развитие с чего начать ответ священника. Фото Духовное развитие с чего начать ответ священника

будьте готовы к тому, что ваша жизнь поменяется. Идти к Богу — значит отказываться от тех привычных вещей, в которых вы, возможно, не видели ничего страшного. Речь не о том, чтобы фанатично сменить белое на черное и уйти жить в пустыню. Эти изменения должны происходить естественно: дело не в привычке ходить по воскресеньям в храм, а в смене образа жизни. А как меняться — это вам будет подсказывать сама Церковь, и главное — ваше сердце. Степень изменений обыденной жизни будет зависеть лишь от того, насколько вы будете готовы посвятить свою жизнь Богу.

Постепенно вы привыкнете молиться и поститься, станете частью общины храма, в который ходите. В вашем доме появятся иконы, может измениться и ваш внешний вид — вы начнете одеваться, как это принято в среде верующих. Но по сути, это вещи второстепенные, не воспринимайте церковную жизнь как набор внешних правил: длина вашей бороды или юбки еще не показатель вашей воцерковленности.

Десятое:

Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть фото Духовное развитие с чего начать ответ священника. Смотреть картинку Духовное развитие с чего начать ответ священника. Картинка про Духовное развитие с чего начать ответ священника. Фото Духовное развитие с чего начать ответ священника

Не поддавайтесь приступам уныния. Приобщаясь к новому образу жизни, вы постепенно будете понимать, что некоторые безобидные на первый взгляд вещи вели вас не туда. Но когда к людям приходит осознание их греховности — вредных привычек, раздражительности, лени — у многих опускаются руки. Они начинают считать себя безнадежными грешниками, и появляется страх, что священники их будут ругать, а в Церкви не примут.

На самом деле происходит обратный, положительный процесс: у вас открываются глаза — вы начинаете видеть путь, которым надо идти. Так не поддавайтесь сомнениям и идите. Помните, что Церковь — это собрание кающихся грешников; место, где вы начинаете видеть болезни, но не как отчаявшийся человек, а как диагност, который знает, как эту болезнь лечить.

Как происходит это лечение? В Церкви такая практика называется покаянием. Покаяние — это избавление от того, что нас искажает и не дает свершиться соединению с Богом. Оно меняет наш ум и мировосприятие. Конечно, человеческое естество инертно и будет противиться переменам. Но вы должны помнить, что Церковь — это место, где перемены случаются в лучшую сторону.

Источник

Как начать духовную жизнь

Самый началь­ный этап, первое, чему мы должны научиться, – это каждое вос­кре­се­нье быть в храме. Если мы этому не научимся, мы не научимся нико­гда ничему. Если чело­век не посе­щает храм хотя бы раз в неделю, то ни о какой духов­ной жизни вообще речи быть не может, за исклю­че­нием осо­бен­ных обсто­я­тельств: чело­век служит в армии, лежит в боль­нице и так далее. Но явля­ется ли посе­ще­ние храма каждое вос­кре­се­нье духов­ной жизнью? Нет, конечно, нет. Можно всю жизнь каждое вос­кре­се­нье ходить в храм и так ничего и не понять; но и без этого невоз­можно.

В мате­ма­тике исполь­зу­ется такое поня­тие: необ­хо­ди­мое и доста­точ­ное усло­вие. Так вот это усло­вие необ­хо­ди­мое, но не доста­точ­ное. А что же еще? Нужно научиться читать утрен­ние и вечер­ние молитвы, молитвы перед едой и после еды. Если мы себя еще к этому не при­учили, ника­кого сле­ду­ю­щего шага сде­лать невоз­можно. Но даже если мы уже регу­лярно, не опус­кая нико­гда, читаем молитвы утрен­ние, вечер­ние, перед едой, после еды, на всякое дело, после вся­кого дела, можно ли это назвать молит­вой? Конечно, нет, избави Бог, кто так думает, – это еще не молитва, это просто чтение пра­вила, более или менее вни­ма­тель­ное. Но без этого необ­хо­ди­мого шага мы не сможем при­бли­зиться к Цар­ствию Небес­ному.

Дальше нужно испра­вить свою жизнь по вет­хо­за­вет­ным запо­ве­дям, кото­рые даны были за пол­торы тысячи лет до Христа. Если мы этого не сде­лаем, мы вообще, строго говоря, не можем даже в храм ходить. Какие это запо­веди? Знай Бога еди­ного, не покло­няйся другим богам, чти Его. Что это значит? Это значит, что в нашей жизни Бог должен быть на первом месте. Ни дача, ни работа, ни друзья – ничто, а только Бог. Пока этого нет, ни о какой духов­ной жизни речи тоже быть не может. «Не сотвори себе кумира»– это подоб­ная запо­ведь, то есть ничто не должно от нас засло­нять Бога: ни чело­век, ни пред­мет, ни какое-то заня­тие. «Помни день суб­бот­ний» – это отно­сится как раз к вос­крес­ному посе­ще­нию храма. Не убивай, не блуди, не ври, не зави­дуй, не воруй – если какую-то из этих древ­них, дохри­сти­ан­ских запо­ве­дей мы нару­шаем, то как же мы можем стать хри­сти­а­нами? Если мы врем, зави­дуем, не дай Бог, еще блудим, мы нахо­димся вне Церкви. Поэтому надо этим запо­ве­дям научиться.

А если чело­век научится вет­хо­за­вет­ным запо­ве­дям, уже не будет уби­вать, воро­вать, блу­дить, врать, тво­рить себе кумира, будет ходить каждое вос­кре­се­нье в храм – будет ли это духов­ная жизнь? Нет, избави Бог так думать, это будет только шаг по направ­ле­нию к ней. Юноша бога­тый пришел к Иисусу и сказал: я все это имею с дет­ства. Но все-таки он не стал уче­ни­ком Хри­сто­вым, то есть испол­не­ния вет­хого закона для хри­сти­а­нина еще недо­ста­точно. А мы даже из него мно­гого еще не умеем делать – и уже меч­таем о том, чтобы у нас была чистая молитва и так далее. Это совер­шенно невоз­можно. В духов­ной жизни можно идти только по сту­пе­ням, от более про­стого к более слож­ному, как в любом деле, возьми хоть фигур­ное ката­ние или архи­тек­туру.

Раньше, лет триста тому назад, если чело­век не постился в среду и пят­ницу, уж не говоря о том, чтобы, напри­мер, Успен­ский пост не соблю­дать, он не счи­тался членом Церкви. Один из вопро­сов на испо­веди был: как ты соблю­да­ешь пост? А для многих из нас и это еще трудно, мы забы­ваем иногда, что пост идет. Боль­шой ли это грех, если чело­век не помнит о посте? Да нет, в этом нет греха, это просто сви­де­тель­ствует о том, что жизнь Церкви для чело­века чужда; он зани­ма­ется какими-то своими делами и так далек от Церкви, что о ней забы­вает. Его соб­ствен­ная жизнь настолько увле­ка­тельна, что жизнь Церкви для него пред­став­ляет инте­рес побоч­ный. Это сви­де­тель­ство несо­вер­шен­ства дан­ного чело­века. Поэтому, если мы стре­мимся к тому совер­шен­ству, кото­рое нам Гос­подь пред­пи­сы­вает, тогда, конечно, надо эту неис­прав­ность обя­за­тельно устра­нить.

Но и соблю­де­ние поста по всем пра­ви­лам, по всем уста­вам – это еще не есть духов­ная жизнь. А что же такое духов­ная жизнь? Духов­ная жизнь не зави­сит от чело­века, она пода­ется Богом, если чело­век соблю­дает неко­то­рые усло­вия. Усло­вия эти есть запо­веди Хри­стовы. Пред­ста­вим себе, что мы уже научи­лись вет­хо­за­вет­ные запо­веди испол­нять, соблю­даем закон, соблю­даем поря­док, чин, то есть стали по всему бла­го­че­сти­выми иуде­ями. Тогда нам нужно сде­лать сле­ду­ю­щий шаг – научиться испол­нять запо­веди Хри­стовы. Нам надо изу­чить Нагор­ную про­по­ведь, посмот­реть, что Гос­подь от нас тре­бует. А Он тре­бует от нас новой нрав­ствен­но­сти. Он гово­рит: «Не нару­шить пришел Я закон, но испол­нить»– то есть вос­пол­нить, новое содер­жа­ние туда влить, еще боль­шее. Влить в мехи новое, моло­дое вино запо­ве­дей Хри­сто­вых. Тут уже совер­шенно другие тре­бо­ва­ния: о любви к врагам, напри­мер, о про­ще­нии обид. И вот если чело­век испол­нит эти тре­бо­ва­ния, испра­вит свои поступки, слова, мысли и чув­ства, если он по устро­е­нию своей души станет сродни Христу, тогда Гос­подь по Своей мило­сти все­ляет в него бла­го­дать Божию. Это все­ле­ние бла­го­дати Божией в чело­века и есть духов­ная жизнь.

Когда чело­век сам, своими соб­ствен­ными уси­ли­ями пыта­ется что-то сде­лать, то, есте­ственно, ничего не полу­ча­ется. Поэтому многие из нас очень удив­ля­ются: что же такое, вот я пра­вила читаю-читаю, а все у меня вни­ма­ние рас­се­и­ва­ется, все мне какие-то злые мысли при­хо­дят, какие-то нечи­стые помыслы оса­ждают. И не пони­мает чело­век, что изба­виться от этого он может только по бла­го­дати Божией, без нее это невоз­можно. А бла­го­дать Божия поэтому и назы­ва­ется бла­го­дать, что это благой дар от Бога. А как дар можно вос­хи­тить? Невоз­можно, потому что он пре­вы­шает всякую мыс­ли­мую, воз­можно дости­жи­мую чистоту чело­века. Дар – это всегда даре­ние. И все дело в том, захо­чет ли Гос­подь как лич­ность нам этот дар дать или не захо­чет. Какими мы должны для этого стать? Вот в чем задача жизни хри­сти­а­нина: стать таким, чтобы Гос­подь ему дар этот дал.

Свя­тыми отцами заме­чено, что если чело­век усерд­ствует в бла­го­че­стии, изо всех сил ста­ра­ется запо­веди Хри­стовы испол­нять, ста­ра­ется про­щать, никого не осуж­дать, всем ока­зы­вать любовь, ста­ра­ется быть таким, каким его хотел бы видеть Гос­подь, то Гос­подь, видя его усер­дие, начи­нает ему в этом помо­гать и помо­гает до тех пор, пока чело­век не осво­бо­дится от своего про­шлого, вет­хого чело­века. И тогда для него начи­на­ется новая жизнь во Христе. Вот так посте­пенно, начи­ная с малого и кончая вели­ким, каждый дости­гает в свою меру, кто сколько потру­дится. Для каж­дого из нас есть оби­тель в Цар­ствии Небес­ном; каждый может этого достичь, надо просто сде­лать выбор: а что для тебя слаще? Цар­ствие Небес­ное, о кото­ром ты не знаешь, что это такое, но выби­ра­ешь просто по одному дове­рию слову Божию, или грех, всю сла­дость и горечь кото­рого ты уже вкусил и испы­тал? Вот два пути, два образа жизни.

Источник

Восемь шагов новоначального христианина

Начи­ная свой хри­сти­ан­ский путь, ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин, или, как нынче при­нято гово­рить, воцер­ков­ля­ю­щийся чело­век, ста­но­вится залож­ни­ком скуд­но­сти соб­ствен­ных знаний о пра­во­слав­ной вере. Хочется посту­пать как поло­жено хри­сти­а­нину, а вот как поло­жено – не всегда понятно. Обра­ще­ние к совре­мен­ным источ­ни­кам инфор­ма­ции порой даже больше затруд­няет поиск нужных отве­тов. В интер­нете инфор­ма­ции столько, что за всю жизнь не пере­чи­тать, а полки в книж­ных мага­зи­нах пора­жают оби­лием пра­во­слав­ной лите­ра­туры. Очень легко поте­ряться в таком море инфор­ма­ции. В этой пуб­ли­ка­ции кратко опи­саны восемь шагов, кото­рые помо­гут ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину пра­вильно выстро­ить свою духов­ную жизнь и укреп­ляться в вере.

1. Изу­че­ние Свя­щен­ного Писа­ния

Свя­щен­ное Писа­ние – это источ­ник Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, из него мы узнаём о Боге и Его запо­ве­дях. Основа хри­сти­ан­ского веро­уче­ния – Еван­ге­лие, назва­ние это пере­во­дится как «Благая весть». Она дана всем людям, каждый может изу­чать Еван­ге­лие и пости­гать учение Хри­стово, кото­рое в нем содер­жится. У хри­стиан нет ника­ких тайных знаний о Боге, мы чер­паем знания со стра­ниц Свя­щен­ного Писа­ния. И для свя­щен­ника, и для миря­нина Еван­ге­лие оди­на­ково, и все в оди­на­ко­вой сте­пени при­званы соблю­дать те запо­веди, кото­рые дал Гос­подь. Поэтому для хри­сти­а­нина важно читать и изу­чать Свя­щен­ное Писа­ние.

Чтение стоит начи­нать с Нового Завета, с Еван­ге­лия, еже­дневно про­чи­ты­вая хотя бы по одной, а лучше по несколько глав, но надо пом­нить, что вдум­чи­вое его изу­че­ние не пред­по­ла­гает поспеш­но­сти. Поэтому совсем не лишним будет парал­лельно с чте­нием поль­зо­ваться тол­ко­ва­ни­ями святых отцов, в кото­рых глу­боко рас­кры­ва­ется суть еван­гель­ских повест­во­ва­ний.

Очень хорошо будет при­со­еди­ниться к группе по изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния. Такие группы, очные и дистан­ци­он­ные, бывают при храмах и пра­во­слав­ных учеб­ных заве­де­ниях. При выборе дистан­ци­он­ной группы в интер­нете надо удо­сто­ве­риться, что группа пра­во­слав­ная, иначе есть риск попасть к сек­тан­там или ере­ти­кам.

2. Личная молитва

Для хри­сти­а­нина очень важно научиться пра­вильно молиться, поскольку молитва – это стер­жень духов­ной жизни, живое обще­ние с Богом. Начи­нать надо с самого про­стого – молитвы «Отче наш», кото­рую дал нам Гос­подь Иисус Хри­стос. Несмотря на кажу­щу­юся про­стоту, эта молитва очень глу­бока по своему содер­жа­нию и фак­ти­че­ски охва­ты­вает всю жизнь чело­века. «Отче наш» — это та молитва, кото­рую каждый хри­сти­а­нин должен знать наизусть.

Конечно, можно молиться и своими сло­вами, испра­ши­вая у Гос­пода потреб­ное для души и тела и бла­го­даря за мило­сти. Но будет пра­виль­ным при­бег­нуть к мно­го­ве­ко­вому молит­вен­ному опыту Церкви, кото­рый содер­жится в раз­лич­ных молит­вах, напи­сан­ных свя­тыми отцами. Из таких молитв состав­лены спе­ци­аль­ные сбор­ники – молит­во­словы. В них содер­жатся утрен­ние и вечер­ние молитвы, молитвы, кото­рые чита­ются перед Святым При­ча­ще­нием, и многие другие. Начав с регу­ляр­ного чтения «Отче наш» утром и вече­ром, закре­пив это дела­ние как обя­за­тель­ное духов­ное заня­тие, можно при­сту­пать к чтению утрен­них и вечер­них молитв из молит­во­слова. Пона­чалу может быть затруд­ни­тельно про­чи­ты­вать все молитвы, поэтому можно добав­лять их поне­многу.

Молитвы напи­саны на цер­ков­но­сла­вян­ском языке, что пона­чалу может созда­вать опре­де­лен­ные слож­но­сти – тексты могут быть не вполне понятны, а местами даже совсем непо­нятны. В этом случае стоит обра­титься к тол­ко­вым молит­во­сло­вам, разо­брать молитвы, поль­зу­ясь парал­лель­ным пере­во­дом. Без­дум­ное повто­ре­ние непо­нят­ных слов и выра­же­ний не при­но­сит ника­кой духов­ной пользы. Молитвы – это не заго­воры или закли­на­ния, а бла­го­го­вей­ная беседа с Богом. Оче­видно, что бесе­до­вать нужно осмыс­ленно, иначе есть веро­ят­ность быть не услы­шан­ным. Также необ­хо­димо пом­нить, что суть – это не меха­ни­че­ское вычи­ты­ва­ние молитв, а именно сама молитва, со вни­ма­нием, сосре­до­то­че­нием и пони­ма­нием про­чи­тан­ного.

3. Уча­стие в бого­слу­же­ниях

Молитва бывает не только личной, но и обще­ствен­ной. Цер­ковь – это не только здание храма, кото­рое мы при­выкли так назы­вать, но, в первую оче­редь, это сово­куп­ность хри­стиан во главе с Иису­сом Хри­стом. Гос­по­дом и апо­сто­лами мы научены соби­раться вместе для молитвы и бла­го­да­ре­ния Бога. Поэтому одной из прак­ти­че­ских сторон духов­ной жизни пра­во­слав­ных хри­стиан явля­ется уча­стие в сов­мест­ном бого­слу­же­нии. Пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние неве­ро­ятно инте­ресно и глу­боко по своему содер­жа­нию. Оно очень сим­во­лично, ни одного дей­ствия не про­ис­хо­дит «для кра­соты», во всём заклю­чён глу­бо­кий смысл. По мере изу­че­ния состава и строя службы при­хо­дит пони­ма­ние заклю­чён­ных в бого­слу­жеб­ных дей­ствиях глу­бины, смысла и вели­чия. Для изу­че­ния цер­ков­ных служб суще­ствует мно­же­ство посо­бий в разных фор­ма­тах.

Не стоит сму­щаться и того, что пона­чалу непо­ня­тен язык бого­слу­же­ния, ведь оно совер­ша­ется на цер­ков­но­сла­вян­ском языке. Он, как и всякий язык, для пол­ного пони­ма­ния тре­бует углуб­лен­ного изу­че­ния, но на первом этапе будет вполне доста­точ­ным изу­чить пере­воды бого­слу­жеб­ных тек­стов с пояс­не­ни­ями к ним.

Глав­ное пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние – это Боже­ствен­ная литур­гия. Также ее назы­вают евха­ри­стией, что в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «бла­го­да­ре­ние», ведь бла­го­да­ре­ние Бога состав­ляет глав­ное содер­жа­ние этого бого­слу­же­ния. Во время литур­гии веру­ю­щим под видом хлеба и вина пре­по­да­ется истин­ное Тело и истин­ная Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа во остав­ле­ние грехов и в жизнь вечную ( Ин.6:48–54 ). Сам Спа­си­тель пока­зал пример первой евха­ри­стии, совер­шив Тайную вечерю со своими уче­ни­ками, и впер­вые при­ча­стив их.

Именно с литур­гии и стоит начи­нать свое зна­ком­ство с пра­во­слав­ным бого­слу­же­нием. Уча­стие в евха­ри­стии – жиз­ненно важное для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина дело. Тра­ди­ци­онно хри­сти­ане соби­ра­ются для сов­мест­ной молитвы в вос­крес­ный день, кото­рый име­ну­ется малой Пасхой, и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Тайн за Боже­ствен­ной литур­гией.

4. Изу­че­ние основ пра­во­слав­ной веры

Духов­ное насле­дие Церкви неве­ро­ятно обширно – дог­ма­тика, каноны, тво­ре­ния святых отцов и многое другое. Углуб­лен­ное изу­че­ние бого­слов­ских дис­ци­плин явля­ется зада­чей для свя­щен­но­слу­жи­те­лей, бого­сло­вов, но также вполне доступно каж­дому жела­ю­щему. Ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин рис­кует поте­ряться в обилии инфор­ма­ции, если начнет хва­таться за всё сразу. Какой бы инте­рес­ной и при­вле­ка­тель­ной для чтения ни была пред­ла­га­е­мая в раз­лич­ных источ­ни­ках инфор­ма­ция, начи­нать надо с малого. Нельзя сразу кор­мить мла­денца твер­дой пищей, сна­чала он растет на молоке матери.

Само­сто­я­тель­ное изу­че­ние основ Пра­во­сла­вия стоит начать с «Сим­вола веры» и пояс­не­ний к нему. «Сим­во­лом веры» назы­ва­ется крат­кое и точное изло­же­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Он состоит из две­на­дцати членов (пред­ло­же­ний), и в каждом из них содер­жится особая истина, или, как еще назы­вают, догмат нашей пра­во­слав­ной веры.

Далее стоит углу­биться в изу­че­ние инфор­ма­ции о Таин­ствах Пра­во­слав­ной Церкви. Выше уже было ска­зано о Евха­ри­стии – это одно из семи Таинств. Полез­ным будет и озна­ком­ле­ние с пра­во­слав­ным кален­да­рем – празд­ни­ками, постами, жити­ями святых.

Самое надёж­ное обра­зо­ва­ние – систем­ное, самое ценное – очное, к нему отно­сятся кате­хи­зи­че­ские беседы и заня­тия в вос­крес­ной школе для взрос­лых. Кроме знаний они вводят чело­века в общину веру­ю­щих. Суще­ствуют и дистан­ци­он­ные курсы, среди кото­рых можно выде­лить Про­све­ти­тель­ские курсы при Сре­тен­ской духов­ной семи­на­рии.

Посо­бия для ново­на­чаль­ных можно найти в раз­деле Кате­хи­за­ция нашего пор­тала.

Реко­мен­дуем также вос­поль­зо­ваться биб­лио­те­кой «Азбуки веры». В ней содер­жатся тысячи трудов, поэтому начи­нать стоит с раз­дела «Что читать хри­сти­а­нину».

5. Пока­я­ние как пере­осмыс­ле­ние и изме­не­ние жизни

Начи­ная хри­сти­ан­скую жизнь, чело­век должен заду­маться о том, как он жил до этого момента, и как должен жить дальше. Кри­те­рием для такого осмыс­ле­ния соб­ствен­ной жизни явля­ется Еван­ге­лие, учение Хри­стово. При­ни­мая Христа как Спа­си­теля, чело­век при­ни­мает и усло­вия спа­се­ния. Бог спа­сает нас, но не без нашего уча­стия. Усло­вия спа­се­ния – это пока­я­ние в грехах, исправ­ле­ние и жизнь по запо­ве­дям Божьим. Нельзя упор­ство­вать в грехе, назы­вая себя хри­сти­а­ни­ном. Грехи сле­дует испо­ве­дать и ста­раться больше к ним не воз­вра­щаться.

Таин­ство Пока­я­ния (Испо­ведь) даёт воз­мож­ность хри­сти­а­нину полу­чить про­ще­ние грехов от Бога для после­ду­ю­щего исправ­ле­ния. Испо­ведь при­ни­мает свя­щен­ник, кото­рый явля­ется сви­де­те­лем пока­я­ния чело­века перед Богом. Выслу­шав испо­ведь, он совер­шает види­мый знак отпу­ще­ния грехов – читает раз­ре­ши­тель­ную молитву.

6. Само­на­блю­де­ние

Хри­сти­а­нин должен быть вни­ма­те­лен к себе, к своим поступ­кам и отно­ше­ниям с дру­гими людьми. То, что каза­лось про­стым и при­выч­ным до обра­ще­ния к вере, может стать недо­пу­сти­мым для хри­сти­а­нина. Такие «повсе­днев­ные» грехи как осуж­де­ние, пусто­сло­вие, раз­дра­же­ние, гнев, сквер­но­сло­вие и многие другие – это то, с чем при­дется еже­дневно бороться. И тут без само­на­блю­де­ния никак не обой­тись. При­дется бить себя по рукам и при­ку­сы­вать язык, ста­ра­ясь исклю­чать эти грехи из своей повсе­днев­ной жизни. Тут в помощь усерд­ная молитва и регу­ляр­ная испо­ведь. Чем больше усер­дия в доб­ро­де­тели, тем больше и помощи от Гос­пода.

7. Добрые дела

Изучая Еван­ге­лие, мы встре­чаем слова Христа: «Запо­ведь новую даю вам, да любите друг друга; как Я воз­лю­бил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Учение Хри­стово в первую оче­редь о любви. «Любовь есть испол­не­ние закона», – пишет апо­стол Павел ( Рим.13:10 ).

Любовь без добрых дел немыс­лима. Хри­сти­а­нин при­зван Спа­си­те­лем любить ближ­него: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мк.12:31 ). Ближ­ний – это не только род­ствен­ник или друг, а всякий чело­век, встре­ча­ю­щийся на жиз­нен­ном пути. Любовь к ближ­нему – это не просто слова, а, в первую оче­редь, дела. Дела, на кото­рые тол­кает вера, ибо «вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).

Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необ­хо­ди­мо­сти про­во­дить спе­ци­аль­ную клас­си­фи­ка­цию добрых дел. Всегда, когда есть воз­мож­ность сде­лать добро, нужно ста­раться делать его во славу Гос­пода.

8. Обре­те­ние духов­ника

Ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину может быть довольно сложно в духов­ных вопро­сах. Духов­ная жизнь полна «под­вод­ных камней» и слож­но­стей. Чем больше чело­век стре­мится быть ближе к Богу, тем силь­ней опол­ча­ется на него лука­вый. Бесов­ские козни могут быть изощ­рен­ными и хит­рыми, неза­мет­ными на первый взгляд. С опытом при­хо­дит духов­ное вни­ма­ние и ви́дение. Хри­сти­а­нин – это воин, кото­рый обре­тает опыт в битвах с неви­ди­мым про­тив­ни­ком. Но как воину нужен опыт­ный коман­дир, так хри­сти­а­нину нужен настав­ник – духов­ник. Это свя­щен­ник, кото­рый будет помо­гать расти духовно, настав­лять в вере и бла­го­че­стии, при­ни­мать испо­веди.
Как обре­сти духов­ника? Нужно усердно молиться, чтобы Гос­подь помог в этом деле. Важно не стес­няться обра­щаться с духов­ными вопро­сами к свя­щен­ни­кам в храме. Не нужно бояться отвлечь свя­щен­ника от потен­ци­аль­ных «более важных вопро­сов». Ответы на духов­ные вопросы при­хо­жан – прямая обя­зан­ность при­ход­ского свя­щен­ника. Если обще­ние со свя­щен­ни­ком скла­ды­ва­ется, и советы его помо­гают духов­ному росту, то, воз­можно, это и есть тот самый иско­мый духов­ник.
Не всегда бывает воз­мож­ность задать все вопросы, кото­рых порой соби­ра­ется немало, духов­нику лично, тогда можно полу­чить ответ на нашем сайте в раз­деле «Вопросы и ответы».

На пути в Цар­ство Небес­ное ново­на­чаль­ного хри­сти­а­нина под­сте­ре­гает много иску­ше­ний, про­блем, да и просто непо­нят­ных вещей. Поэтому насто­я­тельно сове­туем озна­ко­миться с Осно­вами духов­ной без­опас­но­сти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *