Духовное воспитание что это
Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе
Ольга Стоян
Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе
Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе
«Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». Д. С. Лихачёв
Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Есть ещё много проблем. Одной из таких проблем является проблема духовно-нравственного воспитание подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, и т. д. Важнейшей проблемой современного образования является проблема определения его цели. Достаточно обобщенно и широко она представлена как главная цель воспитания в современном мире и состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие. Отсюда приоритетными направлениями воспитания сегодня являются воспитание духовно и физически здоровой личности; гражданина, патриота и гуманиста; трудолюбивой и конкурентоспособной личности; творческой, саморазвивающейся личности.
В Законе РФ «Об образовании» духовно-нравственное воспитание рассматривается как важнейший приоритет государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания.
Эти перспективные политические идеи были положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.
Эта работа по духовно-нравственному воспитанию включает в себя совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования; в работу общественных объединений с подростками и молодёжью; взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями культуры, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами.
В качестве основных направлений выделены:
• Изучение, обобщение и распространение опыта по духовно-нравственному воспитанию.
• Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья населения.
• Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.
• Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
• Духовно-нравственное воспитание и образование в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного образования.
• Противодействие распространению в среде детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма.
Условно духовно-нравственные ценности можно представить в виде трёх направлений:
семейные ценности, пропагандирующие любовь и верность по отношению к своим близким, заботу о младших поколениях и опеку пожилых и немощных, уважение старшего поколения;
культурные ценности, основанные на уважении к народным традициям, национальному менталитету, на признании заслуг отечественной литературы, музыки, живописи, осознании роли национального достояния в мировой культуре;
патриотические ценности, ориентирующие подрастающее поколение на любовь к Родине, уважительное отношение к законам родной страны.
Невозможно построить современное государство, игнорируя духовно-нравственный потенциал народа, не обращая внимания на внутренний мир человека, состояние и качество его внутренней жизни. Так или иначе, развитие общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции каждого человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Процесс духовно-нравственного воспитания довольно протяженный по времени, ведь основы его заложены в дошкольном периоде, «укоренение» первых нравственных понятий происходит в младшем школьном возрасте, осознание причинно-следственной связи наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, когда формируется личность. С раннего возраста человек сталкивается с проявлением отдельных чувств, в дальнейшем управляющих его нравственной позицией. К ним отнесём, например, совесть. Функционирование совести связано с внутренним различением понятий «добро» и «зло», «истина» и «ложь». С усвоения первых нравственных понятий идёт формирование духовности человека. Духовность можно определить как потребность к самосовершенствованию собственной личности через систему нравственных ценностей.
Воспитание «идеальной», правильной, гуманной личности в рамках образовательного учреждения осуществляется в нескольких направлениях.
1. На уроках гуманитарных предметов (литература, русский язык, история, обществоведения, основ религий.
2. Во внеурочной деятельности (праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры и т. д., а также в деятельность кружков, секций, клубов).
3. Во внешкольной деятельности (экологические, волонтёрские десанты, экскурсии (краеведческие, фенологические, историко-культурологического характера; патриотические акции; спортивные соревнования).
Конечно, процесс воспитания духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия осуществляется и при создании благоприятного микроклимата внутри класса, группы (дружеские отношения, при создании условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания, однако его основу в школьные годы воспитываемых составляют: урочная, внеурочная и внешкольная деятельность.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников обращает внимание на то, что «. основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.».
К таким «событиям» внеурочной деятельности можно отнести (экологические, волонтёрские десанты, различные экскурсии (краеведческие, фенологические, историко-культурологического характера, патриотические акции; спортивные соревнования). Остановимся на некоторых из них.
Осуществлению духовно-нравственного воспитания помогает такая форма внешкольной деятельности, как волонтёрство (трудовой десант, который можно совмещать с различными видами экскурсий (краеведческие, экологические, посещение братских захоронений). Организация уборки замусоренной территории, окультуривание природной зоны (парк, берег реки, детской площадки, наведение порядка на местах воинских захоронений, высаживание аллей…Осознавая свой вклад в общее дело, помогая, ребята воспитывают в себе трудолюбие, формируют «здоровую» общественную (гражданскую) позицию в правильности своего поведения, осознают важность участия в добрых делах.
Необходимо отметить, что в проведении воспитательных мероприятий духовно-нравственной направленности роль учителя неоспорима. Важно понимать, что, организуя мероприятия внешкольного характера и ли внеурочную деятельность, учитель остаётся наставником и образцом поведения. Пример учителя, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося пример учителя имеет ещё и потому, что ученик всегда доверяет учителю (образцу поведения, способному «прививать» нравственность.
Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознаваемая ею, система воспитания детей. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания.
Если в семье мощным стимулом к усвоению нравственного поведения является стремление ребёнка заслужить любовь родителей, то в школе таким стимулом может стать «ситуация успеха».
Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. Музеи обладают огромным образовательно – воспитательным потенциалом, так как сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы, как свидетельства об исторических датах, событиях, людях. Именно с использованием возможностей музеев реализуется основная цель гуманитарного образования – становление человека как духовно-нравственной личности.
Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от личности учителя, нравственной атмосферы в классе, детском саду, так и от участия родителей в процессе воспитания и обучения.
Сотрудничество семьи и школы предполагает гармонизацию влияния на своих воспитанников, основание которой видится в общности интересов всех институтов воспитания.
Подводя итоги сказанного, повторю еще раз, что создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению православной веры, свободы, семьи, родины.
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.
Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.
Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.
Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.
Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» «Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.
Духовное воспитание
Полезное
Смотреть что такое «Духовное воспитание» в других словарях:
Воспитание духовное — воспитание души, духовной культуры. По своей сущности оно отражает направленную деятельность всех институтов социума по воспитанию человека определенной культуры. Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764 ОБ ОКРУЖНОЙ… … Официальная терминология
Воспитание — – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Воспитание — (ст. слав. – воспарить, возвысить) – это процесс возрастания человека и достижения им большего совершенства по отношению к самому себе и живущим поколениям. Изначально «воспитание» и означало возвышение человека над телесными и земными… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
воспитание — Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… … Словарь эпитетов
ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ — процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни. Традиция В. х. представляет собой конкретное воплощение в нравственной жизни человека принципов христ. практической морали. В… … Православная энциклопедия
Воспитание — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие … Википедия
Воспитание детей — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… … Большая советская энциклопедия
воспитание — я; ср. 1. Процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт. Семейное, домашнее, школьное в.… … Энциклопедический словарь
Задачи, цели духовно-нравственного развития и воспитания
От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.
Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
Значение слов «дух», «духовный»
Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.
Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.
Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.
Значение слов «нравственность», «нравственный»
Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.
Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.
Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»
Основы духовно-нравственного воспитания
Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.
Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.
Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так.
Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания
Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:
Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.
Направления духовно-нравственного воспитания и развития
В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:
Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.
Религиозное направление
Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.
Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.
Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:
Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.
Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.
Семейное направление
Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:
Творческое направление
Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.
Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.
Патриотическое направление
Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:
Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.
Социальное направление
Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:
Итоги
Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.
Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.
Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.
Воспитание духовности как основной аспект нравственного развития личности ребенка
Екатерина Борисовна Кувшинова
Воспитание духовности как основной аспект нравственного развития личности ребенка
В последнее время очень много говорится о реформах образования. Со времен моего школьного детства их было очень много. Сегодняшние дети проводят слишком много времени за компьютером, нежели за книгами. Это, конечно, неплохо. Но, согласитесь, большинство из них судят о великих произведениях Достоевского, Пушкина, Толстого по громким экранизациям.
Думать страшно, что в жертву прогрессу, мы можем принести огромнейшее духовное богатство, накопленное предыдущими поколениями, нашим великим русским народом.
Вот они, две обыкновенные, казалось бы, ничем не примечательные истории, о которых сегодня мне захотелось рассказать, уважаемый читатель. Итак, история первая. О ней мне поведала моя сестра, оказавшаяся в самом «эпицентре» событий.
Час пик. В городском автобусе едут с работы угрюмые, уставшие люди…Кто-то смотрит в окно, кто-то тихо разговаривает по телефону, а кто-то просто отдыхает в дороге. Тишину нарушила маленькая девочка, вошедшая в автобус за руку с мамой.
— А где я буду сидеть!- тут же закричал ребенок, увидев, что все места в салоне уже заняты. Пассажиры замерли…
— Почему мне никто не уступает место!- продолжала негодовать девочка.
— Мне всегда уступают место, а сейчас нет!
Ответ мамы был лаконичным:
— Потому что все дяди и тети в этом автобусе плохие и невоспитанные, а в другом автобусе были хорошие…
Девочка не успокаивалась, она кричала и топала ногой. Молодая женщина укоризненно покачала головой, а пожилой мужчина, сидевший на заднем сиденье, уступил место маленькой скандалистке. Мама победно оглядела пассажиров автобуса.Но девочка не унималась:
— Я хочу сидеть у окошка! Я всегда сижу у окошка!
Сидящий рядом пассажир виновато вздохнул и поменялся с ней местами…
Удивительные совпадения иногда случаются в нашей жизни, и поэтому вторая история произошла уже со мной…
-Он у нас еще гимн России наизусть знает!
Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.
Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Человек стал.
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка» В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.
Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.
Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.
Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.