Духовность и мораль в чем разница

Сельский мир

О жизни села, сельского православного прихода и человеке на земле

Духовность и мораль в чем разница. Смотреть фото Духовность и мораль в чем разница. Смотреть картинку Духовность и мораль в чем разница. Картинка про Духовность и мораль в чем разница. Фото Духовность и мораль в чем разница

Лекция 2. Этика, мораль, духовность

Понятие этики (от греч. ethos — нрав, характер, привычка, обычай) используют в основном для обозначения учения о морали и нравственности. Это слово введено древними греками, и уже в IV веке до н.э. Этика включает в себя знания о морали и нравственности, но поскольку обе они являются составной частью культуры жизни, то этику иногда называют и учением о жизни.

Понятие мораль (от лат. moralis — нравственный) очень близко к понятию этики и часто используется как его синоним. Моральэто идеальная программа, которая ориентирована на разумное и доброе. Термин мораль часто является синонимом слова нравственность. Однако некоторые авторы подчеркивают, что понятие морали касается объективной, общественной стороны явления, а нравственность — это субъективная, индивидуальная сторона того же явления.

Образно говоря, моральные нормы — это инструкции, обеспечивающие правильную работу человеческого общества. Это некая система регламентирующая права и обязанности, возможности и ограничения человеческой деятельности. Чем дальше развивается человеческое общество, тем тщательнее и с все большей кропотливостью оно разграничивает правила и нормы. Задача современной правовой системы как можно точнее проложить границу между общественной и частной моралью и не этичным поведением.

Поведение нравственное подразумевает под собой отказ от не этичных поступков, и стремление поступать в соответствии с принятыми общечеловеческими добродетелям.

Терпение, → Духовность ——-→ Бог

Если, говоря о нравственности мы подразумеваем некий поступок, или отказ от пагубного действия, то духовность в свою очередь не мыслит свое самовыражение во вне. Духовность есть самовыражение в духе, заключающееся в стремлении к приобщению к Духу Святому. И нравственность есть само вытекающее следствие духовности, но никак не причина. Однако нравственность не столько зависит от духовности. Нравственность бывает бездуховна. Примеры: неверующий в Бога человек, но нравственной жизни. Или наоборот ходит в храм, молится, но поступки неблаговидные. Можно ли определить духовный человек или нет?

Духовность есть некая внутренняя мотивация наших нравственных поступков.

Пример: Щедрость — даю деньги, чтоб обо мне узнали. Воздержание — т.к. обстоятельства жизни заставляют.

Духовность человека определить нельзя. Даже порой мы сами не в состоянии определить, насколько наша жизнь в Церкви совместима с духовностью. Прекрасная притча в евангелии на эту тему о мытаре и фарисее.

И сама Церковь есть общество людей приобщающихся к Духу Божию. К сожаление люди из вне, да и порой многие верующие мыслят Церковь, как некий морально нравственный институт. Но как мы уже говорили нравственность и духовность могут быть не связаны др. с др. Был ли нравственным разбойник на кресте, неделю до этого грабивший и убивавший людей на дорогах и при этом первый попав в рай. Известно ли что о нравственных поступках прп. Марии Египетской? Навряд ли. И естественно, что для христианина планка нравственных отношений между людьми, гораздо выше чем кодекс строителя коммунизма, или моральное Евангелие Толстого или нравственный императив Канта.

Основой христианской нравственности является Бог. Он пологает себя фундаментом этих человеческих отношений, Он же и Судия. Ценности христианской нравственности неизменны, они всегда те же, что и при Христе, что и до Него.

Есть ли смысл говорить об общности духовных ценностей сегодня, если в обществе господствует плюрализм ценностей?

Рассматривается соотношение этих понятий, сходство и различия. Актуализируется идея «Десять заповедей» — основа нравственности человека. Акцент делается на том, что своё идеальное воплощение нравственность находит в Иисусе Христе.

Рассматривается отношение к соблюдению заповедей в современном мире. Может ли современный мир быть назван нравственным.

Цель: осмыслить понятие морали и нравственности с точки зрения христианства.

Вопросы и задания: Как бы вы объяснили своему другу различия между понятиями «мораль» и «нравственность»?

Возможна ли нравственность без Бога?

При проведении данного занятия целесообразно разделить класс на группы и попросить одну группу дать определение нравственному человеку, а другую группу — моральному. Как правило, в процессе обсуждения, учащиеся приходят к выводу о наличии тонкой грани между нравственностью и моралью, фиксируя, что мораль больше касается внешнего поведения человека, а нравственность — его внутреннего отношения к людям, к себе, к Богу.

Оборудование урока: раздаточный материал: «Десять заповедей».

Литература: «Основы нравственности», Р. Янушкявичюс и О.Янушкявичене. М., 2000.

Источник

Духовность и нравственность: вы знаете разницу?

Первое, что делает человек, когда становится частью общества, — познает моральные нормы. Что такое мораль? Какой вопрос она задает? Помните, Маяковский писал: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?»» Это как раз о морали.

Духовность и мораль в чем разница. Смотреть фото Духовность и мораль в чем разница. Смотреть картинку Духовность и мораль в чем разница. Картинка про Духовность и мораль в чем разница. Фото Духовность и мораль в чем разницаМоральные нормы для разных культур разные. Бывает даже так, что то, что вчера принималось как «хорошо» в этом обществе, начинает приобретать некую аморальность, и наоборот — например, легализация однополых браков. Это все потому, что мораль не имеет под собой никакого фундамента. Она строится на человеческих желаниях. Конечно, всегда принимаются во внимание история, культура, но время показывает, что мораль временна, изменчива, прогибается под те или иные интересы общества. Она всегда говорит: «Надо делать»— надо молиться, поститься, трудиться, совершать добрые дела.

Нравственность же говорит: «Я делаю». Это уже конкретное деяние. Все мы призваны к совершенствованию в себе нравственности. Вспомните Книгу Бытия, где говорится о том, как Бог создал человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт. 1: 26). А дальше читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему (Быт. 1: 27). Господь говорит только по образу, не упоминая подобие, потому что подобие — это то, что достигается нашими деяниями.

Нравственность говорит: «Я делаю» — пощусь, молюсь, совершаю добрые дела, несу социальное служение. Это наши деяния. Этот мир, в основном, сконцентрирован на нравственных ценностях и хочет найти в них духовные стороны. Именно нравственные ценности этот мир и называет духовностью. Вспомните богатого высоконравственного юношу, который подошел к Господу с вопросом — голос сегодняшнего Запада: «Господи, я все сделал, я все совершил. Чего мне еще не хватает?» А Господь говорит: …все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18: 22). Нравственность всегда подвигает копить земные ценности. А Христос сказал: Не собирайте себе сокровищ на земле (Мф. 6: 19).

Светский мир видит в христианстве только нравственность и думает, что вся духовность сводится к исполнению заповедей. Это глубочайшее заблуждение. Этот мир не понимает, что такое духовность. А это именно то, что отличает Православие от всех религий. Нравственность говорит: «Не делай ближнему того, чего не сделаешь себе». Об этом говорили еще до Христа — Конфуций, Будда, греческие философы. Так в чем разница между Православием и религиями, которые доказывают, что духовность — это то, что я делаю?

Духовность всегда задает вопрос: «Зачем я делаю?» Почему я люблю? Чтобы обрести Царствие Божие? Или чтобы избежать будущего гнева? Или еще есть какая-то причина?

Есть три пути к Богу, как говорят Святые отцы. Первый путь — путь раба. Почему раб совершает ту или иную добродетель? Из страха наказания. Когда человек идет к Отцу рабским путем, то все его деяния говорят, что он бежит от Отца: кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3: 7).

Второй — путь наемника. Почему наемник совершает добродетель? За награду. За то, что ему обещано Царствие Небесное. Конечно, он любит Бога, но в его любви нет стремления к обретению Личности Бога.

Третий путь — путь сыновства. Сын творит добрые дела потому, что его природа такая же, как у Отца. Чем больше мы обожествляемся нашим Отцом (мы знаем, что Христос вочеловечился, чтобы мы обожились), чем больше мы принимаем Его природу посредством Таинства Причастия, тем больше мы совершаем добрых дел не из корысти или страха. Тогда нет торговых отношений, а есть отношения отца и сына.

Вспомните притчу о блудном сыне (См.: Лк. 15: 11–32). Сын говорит отцу: «Дай мне все мое, что мне принадлежит как сыну». Он получает и уходит. Без отца он все теряет. Без Отца мы не можем сохранить наследие, Царствие Небесное. А что такое Царствие Небесное? Это прежде всего Личность, это Сам Христос. Для большинства религий мира Царствие Небесное — это переживание благодатных состояний, но не соединение души человека с Личностью Бога.

Когда сын осознал, что без отца, без соединения с ним душой не будет истинной радости, он возвращается. И возвращается он, заметьте, с какими словами? «У отца моего очень много рабов, наемников». Достоинство измеряется осознанием недостоинства. Нравственная сторона всегда кричит о достоинстве, утверждает: «Я достоин». Западное христианство говорит: «Я достоен этого наследия, которое мне дал Отец». Они просят, как сын из притчи: «Дай мне, Отец, мое, потому что мы достойны». А православный человек возвращается к Отцу, осознавая, что не живет во мне ничего доброго (Ср.: Рим. 7: 18). Я хочу сделать что-то доброе, а выходит только злое. Благ только Бог (Ср.: Мф. 19: 17).

Сын возвращается домой, осознавая себя недостойным называться сыном: «Нет во мне смирения, нет любви». Нет даже нравственности, потому что нравственность — это то, что порождает духовность. А мир говорит наоборот. Даже человек, который начинает воцерковляться, исполняет «букву»: молится, постится, следует нравственным нормам — ждет, когда же из них начнет расти духовность. А она не приходит! Нравственность — это плоды духовной жизни, но никак не наоборот, как думает западное христианство.

Возвращение сына к Отцу с чувством, что «я не достоин называться сыном, что я иду к Нему как раб, как наемник, и все мои чувства к Отцу, как у раба и наемника, но не как у сына», — это и есть путь православного христианина.

Отец, видя такое сокрушенное состояние сына, сам выбегает навстречу. Как думают протестанты: «Все равно меня отец простит. Отошел от отца, согрешил, ну ничего, я к нему сейчас приду как сын, и он меня как сына встретит и простит, перстень наденет на палец, и будет радость и ликование». Но жертва Богу — дух сокрушен. Сокрушенный дух и есть та истинная жертва, на которую Бог нам дает в залог Духа. И Христос сказал: должно вам родиться свыше (Ин. 3: 7). Если кто не родится от Духа, тот не будет рожден от Сарры, а будет рожден от Агари, то есть от рабы. Рожденные от Агари — это все те, кто считает, что нравственность — это и есть духовность. И они всегда будут гнать рожденного от Сарры.

Человека с сокрушенным духом Отец всегда стоит и ждет.

Помним, чем закончилась притча? Старший сын начинает говорить: «Я всегда делал тебе то и то». Он называет что? Нравственные ценности. Что отвечает отец: «Сын, ты же всегда был со мной. И все мое было твоим» (См.: Лк. 15: 29–31). Но сын пока не может это все воспринять, ибо он с отцом как наемник, раб, он еще не родился свыше. В нем нет духовности.

Духовность, прежде всего, концентрирует в себе целомудрие. Целомудрие держит всегда себя втайне, хранит себя в тайне от этого мира. Заметьте, когда пришел Христос, Он во всем являл эту тайну. Он говорил, что когда ты молишься, зайди в комнату свою и запри дверь; когда ты творишь милостыню, пусть твоя левая рука не знает, что творит правая, то есть твори тайно. Бог подает духовные ценности — тайно. Отсюда Тайная вечеря, Таинства, притча о Царствии Небесном — сокровище, которое сокрыто. Когда исцелял, Христос говорил: «Смотри, никому не рассказывай. Храни в тайне свое исцеление». Так Он показывал пример целомудрия.

Так вот чтобы приобрести это сокровище, нужно пойти и продать все. У нас у всех есть эти «духовные дома» — мы их давно выстроили, а теперь реставрируем, красим. Но пока мы не обнищаем, мы не обогатимся. Бог свою силу совершает в немощи, когда ты не видишь за собой ни одного доброго дела. Это и есть духовность.

Есть такая притча. Жил один муж, который угодил Богу. Он занимал высокое положение в обществе, имел дворец, много земель. И все это он продал. Вырученные средства раздал нищим. Сам жил только на милостыню. И все, что ему подавали, тоже раздавал. И так прошло лет тридцать. Явился ему Ангел: «Угодил ты Богу своей жизнью. Проси у Бога, что хочешь». И этот муж отвечает: «Попроси у Бога, чтобы я не видел за собой ни одного доброго дела». Чего он попросил? Духовности. Нищеты духовной. Это основа, фундамент.

Итак, духовность всегда спрашивает «Зачем?» Как говорил преподобный Исаак Сирин, «воздаяние бывает не добродетели и не труду, но рождающемуся от них смирению. И если такового не бывает — напрасны все труды и все добродетели».

Источник

Мораль, нравственность, духовность. Вопросы теории и практики

Прошу прощения у уважаемых читателей, поскольку пишу о понятиях почти элементарных и всем хорошо знакомым. Боюсь показаться назойливым. Однако слишком часто обсуждения тем из заголовка приводит к неразрешимым спорам. Споры неразрешимы, поскольку оппоненты говорят на разных языках. Слова произносятся одинаковые, но значения в них вкладываются разные. В результате споры не имеют никакого разумного итога. Расплевались, разошлись, занавес. А итог существенен.

Наше общество раздроблено, в первую очередь, из-за того, что нет принятой всем обществом морали и главенствующей духовной системы. Я попытаюсь провести фундаментальные разграничения этих понятий, чтобы наши споры, касающиеся нравственности, морали и духовности, стали предметнее и способствовали единению, а не расколу.

Адекватный ответ на просторах интернета найти не просто, как это ни странно. Краткого исчерпывающего объяснения я не нашёл. Если моя попытка окажется удачной, то прошу ссылаться в постах и статьях. Если нет… Не взыщите! Я не философ и не социолог. Я в этих вопросах – любитель, но крайняя необходимость заставляет вторгаться в чужие профессиональные сферы. Вопросы эти важные и весьма чувствительные для многих. Споров много, согласья нет! Но именно на этой почве жизненно необходимо и возможно достичь согласия. Так что… «Не корысти ради», а токмо пользы для!

Нравственность – это свод норм поведения, принятый определённым общество, как обязательный для его членов. Часто это понятие смешивают с понятием морали, в том числе и профессионалы (философы и социологи). Они действительно близки. Я же специально разделяю эти понятия для пущей ясности. Больше определяющих слов – чётче смыслы!

Мораль – кроме перечня норм поведения, принятых обществом, включает в себя определение правильных (с точки зрения этой самой морали) мотивов поведения и объяснения причин, по которым поведенческая норма является обязательной.

Чтобы провести границу между нравственностью и моралью, расскажу одну классическую историю. Эта история много раз встречается в литературе с разными действующими лицами. В самом раннем (из известных мне вариантов) главным действующим лицом является Сократ. Но более выпукло ситуация выглядит в изложении широко известного христианского автора аввы Дорофея. Так вот, авва Дорофей обратил внимание на одного молодого монаха, который с абсолютной невозмутимостью принимал упрёки и даже оскорбления в свой адрес. Когда авва спросил этого монаха, как же он в столь юном возрасте снискал такое смирение и легко переносит поношения в свой адрес, то услышал ответ, чрезвычайно его поразивший. Что-то вроде: «Да с какой стати я должен волноваться по поводу высказываний этих никчёмных людишек?» В варианте с Сократом великий философ сравнил ругающих его с псами из подворотни.

Отсюда наглядно видна граница между нравственностью и моралью. Нравственная христианская норма предписывает человеку не отвечать тем же на упрёки и ругань в свой адрес. Главный герой её с успехом исполнял. Мораль же сей басни такова, что христианин должен делать это по совершенно противоположной причине. По причине осознания своих собственных недостатков и руководствуясь желанием подражать Христу. То, что в нашей традиции называется: «Ради Христа!».

Духовность – это мораль, развёрнутая во времени. В движении. Но если мораль – это понятие общественное, то духовность – это, в первую очередь, сущность, принадлежащая личности. Духовность предполагает не только наличие идеала, но и искреннее желание человека достигнуть этого идеала. Предполагает чётко сформулированный путь по достижению этого идеала. И труд, совершаемый человеком для достижения выбранного идеала. Это значит, что совершая духовный путь, человек постоянно оценивает, насколько он соответствует своему идеалу, постоянно ставит перед собой конкретные задачи и постоянно оценивает, насколько результативны его усилия.

Духовность бывает разная. Определяется она, прежде всего, идеалом. Разные идеалы предлагаются разными обществами, либо разными религиями и атеизмом. И разные пути предлагаются для достижения идеала. Например, много копий сломано по поводу отличия православия от католицизма и других христианских конфессий. Но корень всех различий один – это различный путь к достижению христианского идеала. Всё остальное – это ростки от этого корня.

Все эти три понятия соотносятся между собой как матрёшки, встроенные друг в друга. Самая маленькая матрёшка – нравственность, а самая большая – духовность. Кроме того, я утверждаю, что мораль и нравственность – это неотъемлемый атрибут всякого общества. Так же как духовность – неотъемлемый атрибут человеческой личности. А термин «бездуховность» – это скорее аллегория, стремящаяся выразить отрицательное отношение к совершенно определённому образу духовности. Так, например, философ Владимир Сергеевич Соловьёв исследовал ислам и не обнаружил там описания идеала, к которому должен стремиться правоверный мусульманин. Даже если это так, то это вовсе не означает, что духовности нет у конкретного мусульманского общества. И можно только приветствовать, когда мусульманский лидер заявляет: «Мы разделяем идеалы Святой Руси».

Мне кажется, что этот понятийный аппарат позволит более продуктивно обсуждать насущные вопросы морально-нравственной основы общества. Я не включил в свою систему понятие этики – мне кажется, что это просто перевод на атеистический язык слова духовность. Просто слово «духовность» с ходу пугает атеистов. Наверно, им кажется, что оно опровергает их материализм. И они ввели ему замену. Я осведомлён, что само слово не новое и происходит оно из древнегреческого, но его сегодняшний смысл и применение – это именно подмена духовности, то есть термина, родившегося позднее.

Есть несколько вопросов, которые постоянно всплывают в наших обсуждениях, но остаются без ответа, удовлетворяющего обе стороны:

Что является источником нравственности и морали?

Существуют ли объективные законы мироздания, определяющие содержание морали и духовности?

Можно ли сравнивать между собой различные образы морали и духовности, предлагаемые многовековой историей мировой культуры?

Нужна ли обществу единая мораль и возможно ли выработать её в современных российских условиях?

В своей недавней фундаментальной статье «Текст о текстах» Алексей Кравецкий весьма резонно заметил, что вставлять в текст глубокомысленные вопросы без собственных вариантов ответов – это несерьёзно! Я попытаюсь дать на эти вопросы свои ответы без претензии на окончательный вердикт.

Если мы спорим по первому вопросу: «Что является источником нравственности и морали?», то из данного мною определения этих понятий следует, что они всегда принадлежат конкретному обществу. Не бывает морали и нравственности вообще. Хотите спорить о морали и нравственности? Определитесь со временем и местом предмета спора. О морали какого общества идёт речь? Только после этих оговорок можно спорить об источниках.

В комментариях к статье «Текст о текстах» возник вопрос, является ли Библия источником морали? Один из участников дискуссии резонно заметил, что для него – нет. И он прав! Это его право и его выбор. Каждый волен выбирать себе мораль. И у каждой морали могут быть собственные источники.

Но если мы рассуждаем о морали не своей или не своего общества, то мы должны по возможности отказаться от собственной интерпретации источников. Если атеист, к примеру, рассуждает о христианской морали, то он должен отказаться от собственного толкования Священного Писания. Для предметного разговора с оппонентом необходимо пользоваться толкованиями, принятыми самим христианским обществом. В своём кругу толкуйте, как хотите! Мораль же должна быть объяснена самим носителем этой морали. Иначе получается словоблудие, а носитель этой морали имеет полное право заявить: «Это не про меня!»

Кстати, Библия не является первоисточником православной христианской морали. Источник, конечно же, но не первый. Это у протестантов лозунг: «Только Писание». В православии первоисточником является Священное Предание. Тот образ Христа, который зафиксировали в своём сознании его современники и который передается из поколения в поколение в лоне Церкви – это и есть первоисточник православной христианской морали.

Если мы пытаемся опровергать моральные постулаты тем, что они соблюдаются не всеми, не всегда и не полностью, то, во-первых, мы перескакиваем в следующую категорию – в духовность. Именно духовность ведает исполнением моральных постулатов (см. п.3). А во-вторых, это логика, не сертифицированная Аристотелем. Правила дорожного движения не перестают существовать от того, что кто-то постоянно, пересекая две сплошных, ездит по встречке.

Если мы рассуждаем о морали современного российского общества в целом, то необходимо признать, что она весьма фрагментарна и неоднородна, что является большой проблемой. Но с некоторым допущением констатирую, что основа её – это христианская православная мораль. Просто её долго били и насиловали. Потому она и выглядит, как подследственный из ОВД «Дальний» города Казани. Не похожа на саму себя.

На второй вопрос: «Существуют ли объективные законы мироздания, определяющие содержание морали и духовности?», – дам ответ с точки зрения православного христианства.

Да! Человек – существо, живущее по совершенно определённым законам. И общество человеческое существует по совершенно определённым законам, которые не меняются во времени. Так же как физические законы, например. Впрочем, и от убеждённых атеистов я слышал подобные высказывания.

Так же как мы, живущие сейчас, так и люди древности познавали духовные законы человека и общества из опыта жизни. Законы Ньютона существовали и действовали до Ньютона. И люди их знали и понимали и пользовались этим пониманием на практике. Люди стреляли из лука до того, как Исаак Ньютон сформулировал свой первый закон. Затем пришло время, и нашёлся подходящий человек, который смог сформулировать эти законы на бумаге. Так и духовные религиозные системы формулируют объективные законы человеческого общежития, формируя моральные кодексы и создавая духовные системы и практики. Те общества, чьи духовные системы полнее выражают объективные законы мироздания, те и выживают в этом мире. Конкуренция между обществами идет не только в сфере технологий и военного искусства! То общее, что есть в различных моральных кодексах, сформулированных в различных обществах и в различные времена, и есть отражение объективной истины. В конце концов, ездить по встречке нельзя не потому, что ПДД запрещает, а потому что разобьёшься насмерть. Это и есть объективная истина.

Но это ещё не вся истина. В православной традиции это называется – естественное богословие. Богословие потому, что мир и законы его существования и развития даны Богом, и они отражают существо Бога. Этот естественный уровень доступен для познания каждому. Опыт многих людей и свой личный духовно одарённые люди воплощали в цельные духовные системы. Но как никто из учёных не может создать научной теории на все времена, так никто из людей не в состоянии создать всеобъемлющего духовного учения. Но Христианство именно и утверждает, что оно таково!

Всё, что сказал Христос в заповедях своих о человеке, не есть пожелания или приказания нам. Но есть описания нормы человеческой жизни. Это самое полное и точное описание законов существования человеческой личности и человеческого общества. Но это не просто декларация! Всё, что сказал Христос, он воплотил в своей земной жизни. В том и состоит Его величие и уникальность.

И вера христианская – это не просто признание факта существования Бога, но вера, что заповеди Христовы есть истинные условия полноценного человеческого существования. Условия обретения счастья! Всё, всё, даже то, что нам категорически не нравится в этих заповедях или кажется неисполнимым или кажется, что это погубит нашу жизнь, вроде «подставь другую щёку» или «любите врагов ваших» – всё это неотъемлемые признаки полноценного человека. И степень веры нашей измеряется не количеством молитв и строгостью поста. И не количеством поставленных свечек и пожертвованных денег. Но тем, насколько заповеди Христовы исполняем, такова и вера наша.

Соответственно, нарушая заповеди, мы не от Бога должны наказания ждать. Нарушая объективные законы мироздания, мы сами себя наказываем. Лучше всех с этим справляемся! Если вы выехали на встречку через две сплошных, то, будучи остановлены инспектором ГИБДД, не думайте, что штраф или лишение прав – это наказание. Нужно обнимать и целовать инспектора как отца родного и спасителя! Скорее всего, он вас от смерти спас. Да ещё и урок преподал. И лекцию по ПДД прочитал. Благодарите его. И Его тоже!

Такого учения даже близко нет ни в одной другой моральной, этической или религиозной системе. Оно очень жёсткое: «Не можете служить двум господам…», «Не можете пить чашу бесовскую и чашу господню…», «Нарушивший одну заповедь повинен всему», «Будьте совершенны, как совершенен отец ваш небесный». Такого учения не мог выдумать человек. Для него это СЛИШКОМ! Неудобно ему это! Потому и утверждаем, что христианство создано Богом. И потому источник христианской морали – не Библия. Кто дал законы мироздания, Тот и есть источник христианской морали.

И проверять истинность христианства надо исполнением заповедей. Исполнил заповедь – посмотри что получилось. Истина – это не тома доказательств, вычитанных из чужих книг, но приди и убедись сам.

И убедиться в существовании Божием можно только исполняя заповеди Христа, а не научными опытами.

И встретиться с Богом можно только на пути исполнения заповедей. Он Сам выходит на встречу тому, кто хочет познать истину. В чём я и сам убедился.

Можно ли сравнивать между собой различные образы морали и духовности, предлагаемые многовековой историей мировой культуры? Да, можно! Сравнивая нравственные предписания и их моральное обоснование, можно выбрать лучшее для себя. Можно сравнивать те пути достижения идеала, которые предлагают различные этические и религиозные системы. Самое же главное средство сделать правильный выбор – это сравнить лучших представителей различных духовных концепций. Со стороны христианства огромный выбор «поединщиков». Сонм святых, а особенно «преподобных», то есть наиболее подобных Богу, те, которые всю свою жизнь без остатка посвятили достижению христианского идеала. Есть и воины, и политики, и учёные и совершенно простые люди. Всякий может найти для себя наставника на жизненном пути.

Нужна ли обществу единая мораль и возможно ли выработать её в современных российских условиях? Сегодня в нашей стране идёт, по сути, гражданская война. Пока преимущественно холодная. Можно называть разные причины этой войны. Но корень всех причин один – это война за разные духовные ценности. И война будет продолжаться, пока либо страна не развалится, либо Россия станет единым духовным пространством. Хотя в случае победы либеральных сил Россия всё равно развалится. Или это будет уже не Россия.

Сможем ли Мы победить в этой войне и не дать России погибнуть? Не знаю. Но другого выхода у нас нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *