Духовность и религиозность в чем разница
7 отличий между религией и духовностью
Когда мы говорим другим людям о том, что считаем себя духовными людьми, часто они ошибочно считают, что мы имеем в виду религию — в той или иной ее форме.
Порою они доходят до того, что считают духовных людей своего рода сектантами – главным образом потому, что мало знают о том, какое значение мы вкладываем в это слово, и опасаются, что мы пытаемся ими манипулировать.
Но если хорошенько присмотреться к духовности и постараться понять, что же это все-таки такое, любой здравомыслящий человек с легкостью поймет, что это никакая не религия, что в ней нет ничего таинственного, и уж тем более – сверхъестественного, и что слово “секта” к ней применимо меньше всего.
Эти 7 различий между религией и духовностью помогут вам понять, что же все-таки это такое — духовность.
1. Религия заставляет вас склониться перед нею — духовность дарует вам свободу
Религия заставляет вас следовать определенной идеологии, и выполнять определенный набор правил, в противном случае обещая нам кары небесные. Духовность помогает нам следовать зову сердца, и делать то, что мы считаем правильным. Она помогает нам добиваться в жизни того, что мы действительно считаем правильным — без оглядки на священные книги, с которым мы далеко не всегда согласны от начала и до конца. Она позволяет нам самим выбирать, во что верить настолько, чтобы придать ему божественность.
2. Религия играет на нашем страхе — духовность помогает нам обрести храбрость
Религия рассказывает нам, чего мы должны бояться, и что нам за это грозит. Духовность заставляет нас осознавать последствия, но не заставляет нас сосредотачиваться на негативе. Она помогает нам двигаться вперед, несмотря ни на что. Помогает нам делать то, что мы считаем правильным – несмотря на любые возможные последствия. Она показывает нам, как основывать свои поступки на любви, а не на ненависти, помогает преодолеть страх и обратить его себе на пользу.
3. Религия утверждает, что ей открыта истина — духовность же поощряет поиск истины
Нет религий, не наполненных жесткими, раз и навсегда установленными догмами, в которых говорится, как и во что вы обязаны верить. Духовность же позволяет вам отправиться на поиски истины своей, лишь вам известной дорогой, и понять ее так, как способны лишь вы. Она позволяет нам заглянуть внутрь самих себя, и, погрузившись в глубины собственной души, раз и навсегда понять, что истина потому и называется истиной, что она одна и та же для каждого из нас. Но она же и позволяет нам верить в свою истину — в ту истину, которую мы видим через призму своего сердца.
4. Религия пытается отстранить нас от других религий — духовность же пытается их сблизить
В нашем мире есть множество религий, служители каждой из которых, как правило, учат своих последователей, что лишь она является истинной, и лишь она достойна того, чтобы ей следовать. Духовные же люди видят истину во всех этих религиях, и пытаются найти в них общее, так как истина — она всегда одна на всех, несмотря на всю нашу уникальность и все различия. Духовные люди пытаются проникнуть в суть того послания, которое содержат в себе все религии, и обращают мало внимания на то, в какой форме они его содержат.
5. Религия делает вас зависимыми от нее — духовность же ведет к независимости
Приверженцы большинства религий считают, что вы по-настоящему достойны счастья и удачи лишь в том случае, если вы являетесь ее активным сторонником, и регулярно участвуете во всех необходимых ритуалах. Духовность показывает всем нам, что мы не обязаны на что-то полагаться, или от чего-то зависеть, чтобы быть счастливыми. Корни счастья всегда произрастают из нас самих, и лишь от нас зависит, будет оно зеленеть, или же увянет. Помните — мы всегда находимся именно в том месте и времени, которое позволяет нам быть счастливыми. Нам не нужно посещать для этого определенные мероприятия или события. Божественность есть в каждом из нас. И мы ее достойны. Всегда.
6. Религия основана на страхе наказания — духовность же напоминает нам о карме
Религия твердит нам, что, если мы не будем подчиняться определенному набору правил, после смерти где-то там, в ином мире, нас ожидает за это наказание. Духовность же помогает нам понять, что у каждого совершенного нами поступка есть свои последствия, и что именно они в конечном итоге могут стать нашим благословением или карой – для чего вовсе не нужно ждать божественного суда. Последствия наших поступков зависят лишь от фундаментальных законов этой вселенной — вне зависимости от того, верите вы в них, или нет.
7. Религия заставляет нас идти по чужим стопам — духовность помогает обрести свой путь
Основа каждой из религий — это, как правило, история о боге или богах, их пути к просветлению, и истине, которую они открыли на этом пути. И каждая из них утверждает, что истину можно обрести, лишь в точности повторив проделанный или установленный ими путь. Духовность же позволяет вам отправиться в путешествие к истине по своему собственному пути. Она позволяет вам достичь ее тем способом, на который способны лишь вы — способом, который вам подсказывает ваше сердце. И если истина действительно одна на всех — не все ли равно, сколь кружным путем вы ее достигнете?
Духовность и религии неразрывно связаны, ведь каждая из религий рассказывает нам о том, как мы, обычные люди, можем приблизиться к богу — и в каком-то смысле даже стать им. Но подробности всех этих историй на самом деле не столь уж и важны — ведь они необходимы лишь для того, чтобы помочь нам достичь истины. И если уж нам удалось это сделать, если мы достигли этой истины — не так уж важно, как именно мы это сделали. И помните — она есть в любой религии, но то, удастся ли нам ее достичь, зависит лишь от нас.
Выбор за вами.
Новое видео:
Духовность и религиозность
Духовный человек не является грешником, и не является рабом по определению.
Однако освобождение от греховности часто оборачивается приобретением фанатизма а не обретением духовности. Это часто видно на примере священнослужителей, которые освободившись от грехов в неустанных молитвах так и остались фанатичными последователями догматов своей веры, прекратив свое существование как духовные люди живущие по законам души. такие люди перестают слушать шепот своей души, и становятся фанатичными исполнителями, исполняющими догмы своей веры, часто ценой уничтожения других людей (как еритиков и язычников), а также обмана людей во имя увеличения паствы для своей церкви.
Религиозность может быть способом очищения от греховности. Так как греховность всегда рассматривалась как состояние человека, постоянно нарушающего религиозные требования, догмы и ритуалы. не случайно в великих грешниках ходили и высоко духовные люди. Однако даже самый трудолюбивый человек, постоянно вычищающий и исправляющий свои грехи может не достичь духовного развития, хотя бы просто потому, что именно церковь ставит вопрос об отождествлении религиозности и духовности, откровенно вводя в заблуждение свою паству. Именно поэтому подавляющее большинство иерархов церкви не считали зазорным покупать свои должности в церкви, и назначать с помощью комиссий себя святыми. особенно изобилует такими примерами история католической церкви, где должность Папы Римского всегда покупалась.
Не менее показательным является и факт противостояния церковных структур научному мировоззрению, что ограничивает разитие понятийной базы в частности и развитие духовности в населении. Церковные структуры заинтересованы в развитии именно религиозности, основанной на догматическом заучивании догм и ритуалов.
«Основные признаки духовного человека.
1. Человек постоянно пребывает в состоянии любви и гармонии к окружающему миру, природе, смиренно и спокойно принимает все испытания жизни, всегда доброжелательно относится ко всем людям, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни, особенно с членами своей семьи.
2. Ежедневно делами своими человек закрепляет свой внутренний свет. Его поведение соответствует Золотому правилу: Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе. Аура такого человека чистая и он, как правило, ничем не болеет. » (http://nynok.livejournal.com/13357.html)
Лично меня интересует именно эти акценты в понятии «духовность». мы часто человека ищущего пути к самосовершенствованию автоматически зачисляем в духовных людей, и не менее часто в духовных людей зачисляем людей, выполняющих ритуальные действия в рамках той или иной религии. При этом возникают очень досадные ошибки, когда желаемое выдается за действительное.
Конечно, можно прийти к духовности через религию, но можно и без неё.
Если ты читаешь пять раз в день намаз – это не значит, что ты духовный человек. Может, ты просто делаешь это, потому что твои родители это делают, но не от души делаешь.
Если ты ходишь каждую субботу и воскресенье в церковь, причащаешься и тому подобное – это не значит, что ты духовный человек. Может, ты это делаешь просто потому, что боишься попасть в ад, или же потому, что все люди делают и тебе тоже надо. А может, потому, что тебя могут осудить за то, что ты не ходишь в церковь.
Если ты ходишь в храм к Будде и делаешь все необходимые ритуалы, это не значит, что ты духовный человек.
Мы не хотим оскорбить никого из верующих. Ваше дело, в кого вам верить, но помните: Бог в вашем сердце.
Все вышеописанные примеры людей – это религиозные люди, которые просто машинально повторяют те или иные действия, потому что так надо.
Конечно, в любое действие можно привнести дух, будь то делание намаза или хождение в храм или в церковь, но это возможно только тогда, когда вы испытываете радость от того, что вы делаете.
Радость – это способ души прокричать: вот кто я есть!
Для того чтобы ваша душа на полную начала жить через ваше тело, вам необходимо стать более осознанными, то есть перестать жить своим умом, а больше сердцем и чувствами.
В самых высоких чувствах спрятана ваша самая глубокая истина.
Чтобы быть в контакте с Богом, не обязательно ходить куда-то или делать что-то ритуальное.
Только научившись быть бдительным и не позволяя уму/эго управлять собой, можно быть осознанным.
Помните: единственный враг внутри нас, а не снаружи, и это ваше эго. Научиться видеть его в себе и не позволять ему управлять вами – это есть шаг в духовной эволюции.
Бог внутри каждого человека. Вы только вспомните, как слышать его внутри себя. Только осознанность вам поможет быть более бдительными.
Основные инструменты общения Бога с человеком:
— чувства;
— мысли;
— слова (самые ненадежные, так как они могут быть неверно поняты).
Чувства только те, которые являются самыми высокими, то есть только любовь.
Мысли только те, которые приносят радость.
Слова только те, которые несут истину.
Всё остальное из других источников.
Если к вам в голову приходят мысли, приносящие не радость, то они не от Бога.
Если к вам приходят чувства отрицательные, то они не от Бога.
Если слова лживы, то они не от Бога.
Господь желает вам только всего самого наилучшего, но как вы создадите жизнь свою, зависит только от вас. Чем более вас интересует ваш дух, а не материальное, тем ближе вы к Богу. Но помните, что и это только одна сторона медали.
Кто видит Бога и в мирском, и в возвышенном, тот улавливает всю картину.
Жизнь — это парадокс.
Любите всё и не относитесь ко всему серьезно. Играйте в жизнь и наслаждайтесь каждым мгновением, получайте радость, будьте здесь и сейчас, следуйте за душой – это всё и есть духовность.
При этом всегда можно прийти к духовности и через религию, но не всегда, чаще всего религиозные люди не духовные.
— можно прийти к духовности через религию, но не обязательно;
— если человек религиозный, то он не обязательно духовный;
— самый главный враг внутри нас; кто умеет его видеть, тот на пути к духовной эволюции;
— Бог внутри каждого человека, и он общается с ним постоянно; вопрос не в том, кто говорит, а кто слушает;
— духовный человек это тот, кто видит своё эго и не дает ему управлять собой; тот, кто слышит свою душу и следует за ней, в этом ему помогает осознанность.
— религиозный человек, как правило, просто выполняет заученные ритуалы, но когда они выполнены, на этом его духовность и заканчивается, тогда как духовный человек живёт душой каждый миг своей жизни, даже во сне.
Я вот все думаю все эти мастера и учителя хорошо прикормились на западе со своими сатсангами и т.д. медитация эго высшее я а кто говорит а кто слушает все бред.Это не путь Джняни-знания основаного на личном переживании это просто словоблудие.Не говоря уже о пути Бхакты или преданности Богу об этом давно все молчат либо высмеивают как пережиток прошлого.Все внутри Бог внутри ничего ни делай только медитируй не задавай вопросов ибо ты говоришь со своим эго и т.д.Ни делай выбора между добром и злом все едино.Живи вне концепций ума или просто будь травой!Для нас человечества Бог умер или мы Его просто отринули и что? на кого мы стали похожи ни демоны ни ангелы а просто ничто пустота серость мышиная или пыль бытия.А писания говорят что из за нас была битва между ангелами и демонами и в момент крещения мы плюем на сатану и отрекаемся от него.И вдруг все изменилось нет добра нет и зла живи не тужи будь наблюдателем и не играй в этом кино ни какой роли упаси тебя.Что то здесь явно не так.Мое мнение в такое зыбкое время отрицания всего лучше быть верующим преданным своему Богу ни важно какой конфессии.А про наличие духовности сказано «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф.5:3).А если начистоту неужели не видно как сбываются пророчества о конце времен разве смрад содома не ощущается повсюду мы отпали от Бога мы теперь сами «бог» а раньше было «с нами Бог».
Вы говорите-Любите всё и не относитесь ко всему серьезно. Играйте в жизнь и наслаждайтесь каждым мгновением, получайте радость, будьте здесь и сейчас, следуйте за душой – это всё и есть духовность.Но Евангелие говорит о другом.Текст из 1 Иоанна «Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей» является одним из наиболее важных Библейских мест касающихся вопросов практической христианской жизни. Очень важно понимать, что мы живём в пересечении двух царств, двух различных систем жизни противостоящих друг другу. Первое царство – это царство Божье. В этом царстве Бог признаётся абсолютным Господином и суверенным Владыкой. Второе царство – это царство дьявола, которого Священное Писание называет князем мира сего (John 12:31).
Эти два царства диаметрально противоположны друг другу по своей сущности. Первое царство построено на принципе абсолютной подчинённости Богу, Божье слово, выраженное в Библии признаётся здесь как абсолютная истина и Его система моральных стандартов признаётся здесь как абсолютное добро. Все подданные Божьего царства признают Бога и своих ближних выше себя, и поэтому строят свою жизнь на принципах служения Богу и ближним.
Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Не трогай преданных как бы они ни заблуждались в твоих глазах пусть они совершают свою службу Господу и зачем им твоя «духовность» что она дает или даст в этом мире или ином?
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
В чем отличия между религией и духовностью?
Для многих не посвященных людей такие понятия, как религия и духовность воспринимаются как тождественные. Это не так, есть различия и они вполне конкретны. В данной статье ставится четкое различие, которое раз и навсегда объяснит, в чем отличия между религией и духовностью.
Необходимость привести сравнения и выявить различия религии от духовности возникла не на пустом месте. Дело в том, что многие сознательно боятся контактировать с духовностью и даже сторонятся духовных людей. Есть опасения, что такие люди опасны, якобы они могут увлечь за собой, ввести в какие-то отношения с религией. Нет, это все неправда. Стоит проявить совсем немного здравого смысла и трезво взглянуть на окружающую действительность, как сразу выявятся различия. Духовность не несет на себе отпечатка никаких религий, а если она присутствует, то только как дополнение духовности, а не основа. Еще дальше отстает духовность от сект во всех их видах. Рассмотрим подробно по пунктам.
1. Основа любой религии, это преклонение перед богом. Нельзя одновременно верить во многих богов, для каждой религии он свой и единственный, остальные ложные. Духовность человеку дарит свободный выбор жизни. Внутри религии и особенно посвященным его членам предписывается определенные правила поведения, жизни и образа мыслей. Как показывает практика, с течением времени много что изменилось в этих самых правилах. Так какие из них правильные и ведут к гарантированному посмертному поощрению? Духовность не накладывает ограничений, она только подталкивает к реализации тех желаний, которые именно нам кажутся верными. Есть полная свобода выбора, включая и возможность обратиться к религии.
2. Тотально, все религии держат свою власть над человеком, воздействуя страхом. Духовность дарит храбрость делать то, что желает душа. В религии прописано все, что требуется делать и как. Примеров много, некоторые религии настолько плотно прописывают действия своих последователей, что им нельзя свободно одеваться, работать, есть и тому подобное. В духовности свобода ограничена только нормами морали и личной ответственностью. В духовности можно двигаться к цели и не бояться ничего. Именно любовь должна быть движущей силой, а не страх.
3. Человек в религии ничего не ищет, она дает ответы на все вопросы. В духовности ищут истину всю жизнь и она всегда расширяется. Причем зачастую истина от различных религий прямо противоположна. Вспомните крестовые походы, которые долгие сотни лет стравливали под знаменем религии различных представителей. Даже убийство признается в религии допустимым, при определенных условиях. Духовность не имеет догм, непреложных истин. Надо искать истину, а не полагаться на данную свыше. Каждый человек уникален и соответственно для каждого она своя. Заглядывая в глубину своего сердца в процессе поиска, в духовности человек поймет, что от него требуется дальше.
4. Во всех религиях приняты меры для удержания своих адептов от влияния прочих религий, для духовности нет препятствий. Идущий адепт по пути познания, в духовности стремится понять, объединить все концепции видения божественности. Объединяя и пропуская через себя различные религии, можно понять причину ее популярности. Что заставляет подавляющее большинство людей считать себя в лоне одной из религий. Есть нечто общее, что взято в каждом учении и значительно разошедшееся со временем. Находясь внутри определенного учения, никогда не выйдет понять этого. Религия просто не даст познакомиться с чуждым учением, ведь это грозит потерей ее членов. Духовный человек воспримет эти зерна истины, которые, безусловно, содержатся везде. Не важно, в какую форму их облачила религия.
5. Для духовного человека независимость естественна, для члена всех религий естественна зависимость от неё. Чем более тщательно соблюдаются правила и догмы, прописанные в религии, тем выше шанс обрести некие блага после жизни. Сюда входят и образ жизни, и поведения, и выполнения условий. В крайнем случае, человек совсем выпадает из мира обычной жизни. А куда бы ни вела культура, конечным итогом всегда является только одна цель – повышение уровня личного счастья. В духовности нет ничего такого, что мешает счастью. Напротив личная свобода позволяет быть там, где хочется и тогда, когда нужно. Если хочется, можно выполнять обряды, если нет такого желания, то и не надо. Счастье всегда рядом, его достичь легко.
6. А как быть с противозаконными поступками? Духовность не ограничивает человека, но надо понимать, карма неизбежна для каждого. Человек в религии соблюдает карму под действием страха наказания и на этот счет есть конкретные инструкции, например всем известные заповеди. Духовность опирается на всеобъемлющие законы природы. Не важно, верит человек в физику или нет, она работает. Также и карма всегда настигнет провинившегося субъекта. Духовность знает об этом. Выбор за человеком, и он сознательный, никто не давит страхом наказания.
7. Идеальный последователь религии повторяет путь однажды прописанный. Духовность открывает все дороги перед путником, идущим по её пути. Не все это знают, но все дороги на пути истины идут к одному месту, только длина различна. Свобода передвижения по своему пути многого стоит. В религии этот путь совершает сын божий или сам бог, а задача человека только повторить его.
Духовность и религиозность в чем разница
В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали говорить о проблемах духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. В связи с тем, что в передачах и публикациях на эту тему, духовность понимается крайне однобоко, следует сразу же сказать, что, собственно, следует понимать под духовностью.
Согласно культурологическому понятию, духовная культура или духовность, состоит из многих областей. Помимо религии, сюда входят все области наук о природе и обществе, литература и поэзия, все виды искусств (живопись, музыкальное искусство, скульптура, кино, сценическое искусство (балет, опера, драма и.т.д.), а также право, мораль, правила, образцы и нормы поведения, традиции, язык, церемонии, символы, обычаи, обряды, этикет и др.).
Между тем, представители Церквей намеренно искажают понятие духовности и сводят её только к религиозности. На тему духовности особенно любят поговорить представители Русской Православной Церкви (РПЦ). Во время службы в церкви Валаамского монастыря патриарх Алексий II сказал, что 70 лет людей учили жить «бездуховно», что духовное возрождение страны должны начать люди «неиспорченные безбожием». Отсюда ясно следует, что РПЦ под духовностью понимает приобщение людей к религии, причем не к любой религии, а только к религии православной, которую проповедует РПЦ. Тем самым она выделяет православную духовность, как единственно правильную духовность. А это значит, что духовность ими не понимается как призыв следовать нравственным нормам других религий – иудаизма, ислама, буддизма и т.д.
религиозность — благочестие, богобоязненность, набожность, благочестивость, духовность Словарь русских синонимов. религиозность сущ., кол во синонимов: (5) • ↑благочестивость (6) • ↑благочестие (10) • ↑богобоязненность (5) • ↑духовность (4) • ↑набожность (6)… (Словарь синонимов)
РЕЛИГИО́ЗНОСТЬ, религиозности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к религиозный во 2 знач.; наличие веры в бога.
ДУХОВНОСТЬ
высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души. Русская духовность выражается в древней духовной традиции Православия и добротолюбия, иконописания и церковных песнопений, благочестия, старчества и подвижничества отечественных святых.
Понятие русской духовности обусловлено «естественной и первобытной географией русской души».
Огромные однообразные равнины, безграничные дали, где безмерная бесконечность, сверхъестественность составляют как бы часть каждодневных переживаний, определяют образ этой души и ее духовный склад. Как и просторы ее родной земли, она сама не знает границ. То чувство ясно определенной формы, которым так гордятся латиняне и греки, ей чуждо. Ей присущи от природы отсутствие рубежей и отсутствие меры, и щемящие противоречия, напоминающие резкую изменчивость климата ее страны. Как над ее родными степями, в ней разражаются грозы и проносятся вихри.
Духо́вность (википедия) — отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.
Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
.
Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
• Родственные категории духовности: дух, внутренний мир, разум, совесть, идеология, просвещение, нравственность, искусство, ценности, традиции, любовь.
духовность (Словарь русских синонимов)
религиозность, душевность, интеллектуальность, церковность
ДУХОВНОСТЬ (Толковый словарь Ожегова)
и, жен. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. …