Духовный ущерб что такое
Что такое культура духовного насилия.
Каждая больная церковь падает по-своему, но много в этом есть общего.
Потребность в лучших ответах
Я обнаружил, что большинство христиан, которые профессионально служат Богу длительное время, в некоторой степени являются частью духовно токсичной среды. Тем не менее, мне редко приходится видеть, что люди как-то пытаются излечиться после этих пагубных ситуаций. Наилучшее решение, которое предлагается, — это “что было, то прошло” или “смирись с этим.” Между тем, вокруг ходят верующие с рваными духовными и эмоциональными ранами и не знают, как исцелить их.
Часто это случается потому, что они находились в такой среде, где подвергались духовному насилию слишком долго и не знали ничего лучшего. На самом деле, я заметил, что люди, попавшие в такие ситуации, теряют способность здраво оценивать ситуацию. Это всё равно, что жить с алкоголиком так долго, что жизнь с постоянными подъемами и падениями в их зависимости — это нормально.
Разбираясь с шаблонами духовного насилия
Многие церкви изменяются, делая здоровье своей духовной семьи наивысшим приоритетом. В них начинают утверждаться любовь, уважение и обновлённый взгляд на здоровую власть. Однако нам есть ещё над чем поработать.
В то же время, очень важно знать о предупреждающих знаках. Из своей работы с людьми и церквями, а также на основании своих длительных исследований, я составил перечень некоторых распространённых признаков того, что человек подвергается насилию.
Пожалуйста, поймите, что я не бросаюсь словом “насилие” просто так. Это очень серьёзный вопрос, и я делюсь этим в трезвом рассудке и с усиленной молитвой. Обратите внимание: совершенно не обязательно, чтобы присутствовали все эти признаки насилия одновременно.
Здесь мало внимания уделяется работе над проблемами, потому люди либо тихо уходят, либо находятся в молчаливом подчинении без личного вовлечения. Вместо того, чтобы укреплять и ободрять людей, в церкви просто приспосабливаются к тому, что происходит.
Концепция духовного отцовства становится в этом случае искажённой. Лидеры вынуждены использовать силу, запугивание или манипуляции, чтобы всё работало.
В таких токсических условиях лидерство может скатиться до менталитета “я — начальник, ты — дурак.” У людей недостаточно зрелости, чтобы сделать шаг назад и посмотреть, как можно решить вопрос более здоровым способом. Если мы выигрываем спор, но теряем возможность сохранить отношения, мы проигрываем.
Один из самых пагубных способов поведения — это “не говорить ничего негативного,” тогда возникает враждебная реакция на проблемы, боль и разочарование. В таких случаях люди не учатся тому, как эффективно проходить через боль.
Я также обнаружил, что, если церковь не делает ничего, чтобы решить проблему, эта пассивность может быть невероятно разрушительной для самой церкви.
В данной ситуации делается серьёзный акцент на том, как всё выглядит со стороны. Более важным становится то, чтобы всё выглядело хорошо, чем естественная жизнь в Теле Христовом с результативной уязвимостью. Мы теряем ценность здоровой душевной жизни.
Люди устают от телевизионного совершенства, которое рисует им христианство. Мы не извлекаем уроки из своих падений. В то же время, наши перфекционистские ценности оказывают небожье давление на людей, искажая их способ взаимодействия с Богом. Они быстро обучаются тому, что их отношения с Богом основаны на служении и том, насколько всё идеально получается.
Это утомляет людей и разочаровывает их. К сожалению, в среде с ориентацией на показатели люди становятся средством для достижения роста, успеха и статуса.
Людей часто наказывают позорным способом и обычно при других людях, что подавляет их.
Я вспоминаю служение, с которым мне пришлось общаться много лет назад, где ответом на любой библейский вопрос, который я задавал, было: “[Имя руководителя служения] говорит так.” Я помню, что думал: “А также то, что говорит Библия”
Люди теряют способность приобретать собственное мнение. Чтение неодобренных книг не приветствуется из-за веры в то, что люди не могут думать самостоятельно. Людей не поощряют читать Слово Божье и искать ответы самостоятельно. Появляется нездоровая зависимость от лидера.
Я помню, как много лет назад в церкви возник спорный вопрос, и многие члены церкви дали на него ответ словами: “Пастор [имя] говорит так об этом.” Никто не провёл собственное исследование Писания и этого вопроса самостоятельно.
Это трагедия для пастора — учить о вещах, которые он сам не прочувствовал в своей жизни. Когда в последний раз вы слышали, как пастор каялся в определённых вещах перед общиной? Часто можно услышать проповедь о том, что церковь должна делать правильно, и очень редко о смирении и уничижении себя перед Богом.
В целом это очень серьёзная проблема. Очень просто вставлять везде “Бог сказал мне,” о чём бы мы ни говорили. Мы говорим о том, что слышали от Бога, так, будто мы слышим Его на 100% правильно все 100% нашего времени. Это приводит многих людей в Теле Христа к душевным болезням, потому что мы не умеем держать баланс с реальностью нашей жизни. Мы утратили силу того, что значит учиться слышать Бога не исключая здравые советы людей.
Появляется духовный ответ на всё, что приводит к манипулированию ситуациями и не даёт лидерам сказать: “Мы неправильно поняли. Мы думали, что слышим Бога, и теперь должны разбираться с тем, к чему это привело. Мы просим прощения и полностью берём на себя ответственность за это.”
Очень легко скрывать свои ошибки и неуверенность за словами, “Мне Бог сказал.”
Меня шокировало то, насколько часто это случается, но тенденция растёт. Сама мысль о таком контроле звучит страшно, но это тот способ, с помощью которого много лидеров пытается чувствовать себя в безопасности. Они контролируют людей.
Это может касаться того, на ком людям следует жениться, какую выбирать работу и какие принимать решения.
Это можно заметить, когда мало ценят другие церкви и служения. Есть понимание того, что “у нас есть откровение об этом, и ни у кого другого такого откровения нет. Мы — единственные, кто получил это.”
Это непростая вещь, особенно потому что в церкви до сих пор существует нищенский взгляд на множество финансовых вопросов. Многие думают, что это нормально, когда люди, находящиеся на полновременном служении, живут в нужде и бедности.
Но это не даёт нам карт-бланш для использования пожертвований, благотворительных проектов и строительных кампаний для манипуляций. В некоторых церквях невозможно и одного воскресенья провести без постоянных разговоров о том, что люди должны жертвовать больше для текущих проектов.
Когда в вашей церкви имеет место культура, ориентированная на достижение результатов, всегда будут задействованы финансовые кампании. Они никогда не закончатся. Вам придётся каждый раз находить новый способ заставить людей жертвовать.
Одна из проблем современного служения в том, что люди легко сгорают и отгораживаются от других сфер своей жизни. На самом деле, когда я ушёл с официального поста пастора, я был удивлён, как много времени я могу вкладывать в отношения со своей женой и детьми. Меня поразило то, как церковная жизнь может изолировать людей от многих важных областей их жизни, разрушая их целостность.
Иногда наступает время, когда приходится иметь дело с опасными и токсичными людьми. Но в большинстве случаев причиной являются искренние разногласия или новые открытые двери для каких-то людей, которые церкви необходимо признать. Здоровые церкви знают, когда для кого-то из их членов приходит время перейти в другую общину и уважают этот выбор.
В церкви либо нет подотчётности, либо такая система подотчётности, где всё свалено в одну маленькую кучу и не существует ни сотрудничества, ни совещаний по различным вопросам. Практически нет места для здорового и разумного обсуждения различных вопросов.
Поскольку всегда делается акцент на том, как всё должно выглядеть со стороны, может иметь место законническое давление в вопросах греха, освящения и святости. Людей учат так, что они постоянно чувствуют, что должны делать лучше, выполнять задания лучше или действовать так, чтобы быть достаточно хорошими.
Вопрос: А что об этом думаете Вы? Есть ли что-то, что Вы бы хотели добавить в этот список?
О материальной и духовной нищете
Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят память всех святых бессребреников. В русской святогорской обители хранятся мощи всех святых бессребреников, частички которых собраны в одном ковчеге, который и выносится для поклонения в день их общей памяти.
Редакция портала «Русский Афон» собрала пять изречений преподобного Паисия Святогорца о нищете духовной и материальной.
1. Сегодня люди сами усложнили свою жизнь, потому что они не довольствуются малым, но постоянно гонятся за материальными благами. Однако те, кто хочет жить настоящей, неподдельной духовной жизнью, прежде всего должны научиться довольствоваться малым. Если люди упростили свою жизнь, если она не обременена многими хлопотами, то это освободит их и от мирского духа, и даст им свободное время для духовных занятий. В противном случае, стараясь поспеть за модой, люди будут уставать, терять мир и тишину и приобретать великую душевную тревогу.
2. Самые большие и самые лучшие богачи в мире те, у которых нет материальных богатств и которые совершенно обнищали, как обнищали от страстей. У них нет ненужных вещей ни в душе, ни вовне (материальных), но только один Бог. Они непрестанно радуются, живя райской жизнью уже здесь, потому что где Бог – там и рай.
3. Есть люди, которые отдаются материальному без остатка. Целый день напролет у них проходит в заботе о том, как должно выполнить какую-то работу, а о Боге они не думают совсем. Не поддадимся же этому и мы. Работайте руками, работайте ногами, но не позволяйте уклоняться от Бога вашему уму, не отдавайтесь материальному всем своим существом, всем своим внутренним потенциалом и сердцем. В противном случае человек становится идолопоклонником.
4. У тщеславного никогда нельзя найти духовных плодов, а если и найдется несколько, то они будут гнилыми, тогда как смиренный, благодаря тому что имеет духовную нищету (Мф. 5:3), имеет духовное богатство.
5. Будем, насколько возможно, внимательны, чтобы все, что мы делаем, не шло бы в ущерб духовному. Чтобы освящались все наши труды, чтобы мы имели благословение Божие – духовное должно совершаться в первую очередь. Будем уделять первостепенное внимание не материальному, а духовной жизни.
Замечали ли вы эти 14 признаков духовного насилия?
Потребность в лучших ответах
Я обнаружил, что большинство христиан, которые служат Богу длительное время, в некоторой степени являются частью духовно токсичной среды. Тем не менее, мне редко приходится видеть, что люди как-то пытаются излечиться после этих пагубных ситуаций. Наилучшее решение, которое предлагается, — это “что было, то прошло” или “смирись с этим.” Между тем, вокруг ходят верующие с рваными духовными и эмоциональными ранами и не знают, как исцелить их.
Часто это случается потому, что они находились в такой среде, где подвергались духовному насилию слишком долго и не знали ничего лучшего. На самом деле, я заметил, что люди, попавшие в такие ситуации, теряют способность здраво оценивать ситуацию. Это всё равно, что жить с алкоголиком так долго, что жизнь с постоянными подъемами и падениями в их зависимости — это нормально.
Разбираясь с шаблонами духовного насилия
Многие церкви изменяются, делая здоровье своей духовной семьи наивысшим приоритетом. В них начинают утверждаться любовь, уважение и обновлённый взгляд на здоровую власть. Однако нам есть ещё над чем поработать.
В то же время, очень важно знать о предупреждающих знаках. Из своей работы с людьми и церквями, а также на основании своих длительных исследований, я составил перечень некоторых распространённых признаков того, что человек подвергается насилию.
Пожалуйста, поймите, что я не бросаюсь словом “насилие” просто так. Это очень серьёзный вопрос, и я делюсь этим в трезвом рассудке и с усиленной молитвой. Обратите внимание: совершенно не обязательно, чтобы присутствовали все эти признаки насилия одновременно.
1. Искажены стандарты почитания, уважения и авторитета.
Здесь мало внимания уделяется работе над проблемами, потому люди либо тихо уходят, либо находятся в молчаливом подчинении без личного вовлечения. Вместо того, чтобы укреплять и ободрять людей, в церкви просто приспосабливаются к тому, что происходит.
Концепция духовного отцовства становится в этом случае искажённой. Лидеры вынуждены использовать силу, запугивание или манипуляции, чтобы всё работало.
2. Небезопасная среда, когда дело касается решения проблем.
В таких токсических условиях лидерство может скатиться до менталитета “я — начальник, ты — дурак.” У людей недостаточно зрелости, чтобы сделать шаг назад и посмотреть, как можно решить вопрос более здоровым способом. Если мы выигрываем спор, но теряем возможность сохранить отношения, мы проигрываем.
Один из самых нездравых способов поведения — это “не говорить ничего негативного,” тогда возникает враждебная реакция на проблемы, боль и разочарование. В таких случаях люди не учатся тому, как эффективно проходить через боль.
Я также обнаружил, что если церковь не делает ничего, чтобы решить проблему, эта пассивность может быть невероятно разрушительной для самой церкви.
3. Тяжёлая религиозная культура, ориентированная на показатели.
В данной ситуации делается серьёзный акцент на том, как всё выглядит со стороны. Более важным становится то, чтобы всё выглядело хорошо, чем естественная жизнь в Теле Христовом с результативной уязвимостью. Мы теряем ценность здоровой душевной жизни.
Люди устают от телевизионного совершенства, которое рисует им христианство. Мы не извлекаем уроки из своих падений. В то же время, наши перфекционистские ценности оказывают небожье давление на людей, искажая их способ взаимодействия с Богом. Они быстро обучаются тому, что их отношения с Богом основаны на служении и том, насколько всё идеально получается.
Это утомляет людей и разочаровывает их. К сожалению, в среде с ориентацией на показатели люди становятся средством для достижения роста, успеха и статуса.
4. Люди подчиняются из страха и стыда.
Людей часто наказывают позорным способом и обычно при других людях, что подавляет их.
5. Акцент на одном харизматическом лидере, который становится источником истины в последней инстанции по всем духовным вопросам.
Я вспоминаю служение, с которым мне пришлось общаться много лет назад, где ответом на любой библейский вопрос, который я задавал, было: “[Имя руководителя служения] говорит так.” Я помню, что думал: “А как же то, что говорит Библия?”
Люди теряют способность приобретать собственное мнение. Чтение неодобренных книг не приветствуется из-за веры в то, что люди не могут думать самостоятельно. Людей не поощряют читать Слово Божье и искать ответы самостоятельно. Появляется нездоровая зависимость от лидера.
Я помню, как много лет назад в церкви возник спорный вопрос, и многие члены церкви дали на него ответ словами: “Пастор [имя] говорит так об этом.” Никто не провёл собственное исследование Писания и этого вопроса самостоятельно.
6. Грехи и слабости лидера умаляются, а грехи и слабости людей преувеличиваются.
Это трагедия для пастора — учить о вещах, которые он сам не прочувствовал в своей жизни. Когда в последний раз вы слышали, как пастор каялся в определённых вещах перед общиной? Часто можно услышать проповедь о том, что церковь должна делать правильно, и очень редко о смирении и уничижении себя перед Богом.
7. Чрезмерная духовность во всём.
В целом это очень серьёзная проблема. Очень просто вставлять везде “Бог сказал мне,” о чём бы мы ни говорили. Мы говорим о том, что слышали от Бога, так, будто мы слышим Его на 100% правильно все 100% нашего времени. Это приводит многих людей в Теле Христа к душевным болезням, потому что мы не умеем держать баланс с реальностью нашей жизни. Мы утратили силу того, что значит учиться слышать Бога не исключая здравые советы людей.
Появляется духовный ответ на всё, что приводит к манипулированию ситуациями и не даёт лидерам сказать: “Мы неправильно поняли. Мы думали, что слышим Бога, и теперь должны разбираться с тем, к чему это привело. Мы просим прощения и полностью берём на себя ответственность за это.”
Очень легко скрывать свои ошибки и неуверенность за словами, “Мне Бог сказал.”
8. Контроль над личными решениями в личной жизни людей.
Меня шокировало то, насколько часто это случается, но тенденция растёт. Сама мысль о таком контроле звучит страшно, но это тот способ, с помощью которого много лидеров пытается чувствовать себя в безопасности. Они контролируют людей.
Это может касаться того, на ком людям следует жениться, какую выбирать работу и какие принимать решения.
9. Культура исключительной духовности: “У нас есть монополия на Бога.”
Это можно заметить, когда мало ценят другие церкви и служения. Есть понимание того, что “у нас есть откровение об этом, и ни у кого другого такого откровения нет. Мы — единственные, кто получил это.”
10. Серьёзные финансовые манипуляции.
Это непростая вещь, особенно потому что в церкви до сих пор существует нищенский взгляд на множество финансовых вопросов. Многие думают, что это нормально, когда люди, находящиеся на полновременном служении, живут в нужде и бедности.
Но это не даёт нам карт-бланш для использования пожертвований, благотворительных проектов и строительных кампаний для манипуляций. В некоторых церквях невозможно и одного воскресенья провести без постоянных разговоров о том, что люди должны жертвовать больше для текущих проектов.
Когда в вашей церкви имеет место культура, ориентированная на достижение результатов, всегда будут задействованы финансовые кампании. Они никогда не закончатся. Вам придётся каждый раз находить новый способ заставить людей жертвовать.
11. Создание внутреннего пузыря, изолирующего людей от их семей, других служений и внешнего влияния.
Одна из проблем современного служения в том, что люди легко сгорают и отгораживаются от других сфер своей жизни. На самом деле, когда я ушёл с официального поста пастора, я был удивлён, как много времени я могу вкладывать в отношения со своей женой и детьми. Меня поразило то, как церковная жизнь может изолировать людей от многих важных областей их жизни, разрушая их целостность.
12. Нежелание относиться с состраданием к тем, кто уходит.
Иногда наступает время, когда приходится иметь дело с опасными и токсичными людьми. Но в большинстве случаев причиной являются искренние разногласия или новые открытые двери для каких-то людей, которые церкви необходимо признать. Здоровые церкви знают, когда для кого-то из их членов приходит время перейти в другую общину и уважают этот выбор.
13. Изолированная структура подотчётности.
В церкви либо нет подотчётности, либо такая система подотчётности, где всё свалено в одну маленькую кучу и не существует ни сотрудничества, ни совещаний по различным вопросам. Практически нет места для здорового и разумного обсуждения различных вопросов.
14. Сильное законническое и религиозное давление.
Поскольку всегда делается акцент на том, как всё должно выглядеть со стороны, может иметь место законническое давление в вопросах греха, освящения и святости. Людей учат так, что они постоянно чувствуют, что должны делать лучше, выполнять задания лучше или действовать так, чтобы быть достаточно хорошими.
Вопрос: А что об этом думаете Вы? Есть ли что-то, что Вы бы хотели добавить в этот список?
Автор — Марк ДеХесус / charismanews.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 13.11. Спасибо!
Православная Жизнь
Нищета духовная — разве это хорошо? Лучше ведь быть духовно богатыми!
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»
Разбираемся с понятием и ищем аналогии
Многим людям довольно сложно разобраться в том, что такое «духовная нищета». Мы привыкли, что нужно стремиться к интеллектуальному или духовному богатству, образованности, широкому кругозору. Что же значит — быть нищим духом? Святые отцы предлагают провести аналогию с нищими, которых мы видим вокруг себя: это люди, просящие подаяния, они не проживут без помощи других, не надеются на собственные силы и зависят от милости окружающих. В духовном плане нищий духом человек зависит от Бога и Его милости. Он знает, что все его духовные дары — от Бога.
Если человек пристально посмотрит на себя, то обнаружит, что часто его поступки бывают неискренними. Казалось бы, делаем доброе дело, но в сердце закрадывается желание благодарности, уважения, похвалы. Это происходит потому, что мы не обладаем теми достоинствами, которыми изначально по замыслу Создателя должен обладать человек. Ощущая свою нищету, понимая, что так не должно быть, что нужно быть иными, мы просим у Бога недостающие добродетели. В этом и заключается нищета духа.
Нищета духа — это дар?
Это не дар. Мы должны стяжать нищету духа. По сути, в этом и состоит наша духовная жизнь. Чтобы понять, что такое нищета духа, нужно рассмотреть её противоположность — гордость, когда человек считает себя самодостаточным, добродетельным, духовно богатым, имеющим заслуженную славу. Наблюдательный человек знает, что ум, слава, красота, достаток — это чаще всего преходящие вещи. Красивые теряют свою красоту, умные с возрастом глупеют, облечённые славой болеют и превращаются в свою же противоположность. Духовный человек может впасть в прелесть — считать себя духоносным старцем, вести за собой якобы в Царствие Небесное учеников и почитателей. Все добродетели очень зыбки.
Как только мы начинаем пристально рассматривать качества своей души, образ своих мыслей и поступков, то вдруг обнаруживаем, что, по сути, не обладаем ни добродетелями, ни святостью, ни всеми теми духовными дарованиями, которые нам так нравятся и которые мы ценим. Особенно это заметно, когда удаётся встретить человека действительно смиренного и нищего духом. Нам с ним очень легко и приятно, потому что он не превозносится, умеет по-настоящему любить, считает себя ниже других и никого не осуждает за слова и поступки. Он снисходителен, кроток и добр. В Священном Писании и Предании Церкви мы видим множество примеров тому, что все святые, которые были награждены дарами Духа Святого и могли исцелять, чудотворить, молиться, прежде стяжали нищету духа. Они испрашивали её у Бога, и Он по Своей любви им её даровал.
Наши ориентиры
Кому мы с большим желанием подадим милостыню: тому, кто нас обманывает, или тому, кто на самом деле беден и нуждается в нашей помощи? Конечно же, вторым. Так и Господь: Он с великой радостью и быстротой помогает тем, кто искренне считает себя нищим духовно. Вспомним патриарха Авраама, который был родоначальником всех верующих, пророков Моисея и Давида — это были люди особых природных дарований, но они стяжали благодатные дары через великое смирение.
Вот, к примеру, слова царя Давида: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7). В этом ряду — и Владычица наша Богородица, Которая сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), и Сам Господь, Который говорил: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29) — и взошёл на Крест, когда Его оплёвывали, били, ругали, издевались. Он со смирением и кротостью принял всё, что надлежало исполнить, всё, ради чего Он был послан на землю. В этих примерах — наши ориентиры и наша опора.
Как стяжать нищету духа?
Должны ли мы всё время себя бичевать и унижать, чтобы обрести нищету духовную? Нет, это делать не обязательно, иначе может произойти так, что внешне будем выставлять себя смиренномудрыми и нищими духом, а в душе — гордиться и тщеславиться этими «добродетелями».
Чтобы обрести нищету духа, нужно всегда избегать славы, превозношения, благодарностей. Стараться поступать с теми, кто выше нас по социальному положению, с кротостью, с теми, кто равен нам — с братолюбием, с теми, кто ниже — со снисхождением. По этим индикаторам можно понять, каково наше духовное состояние, преуспели ли мы в смирении, которое можно считать синонимом нищеты духа. Благодаря им можно определить точку духовного развития, на которой мы находимся. А чтобы перейти на более высокий уровень, Господь оставил нам свои таинства. Глядя на высочайшие ориентиры в лице подвижников нашей веры, мы можем каяться и исправляться. В таинствах Господь дарует нам Свою благодать и ей восполняет всё недостающее нам. Главное — иметь смирение и просить у Него помощи.
Нищета духа невозможна без искренности перед Богом
Мы должны понимать, что к идеалу можем только стремиться. Святые отцы говорят, что достичь его не получится, и это нормально: чем выше поднимается человек в своём духовном развитии, тем лучше видит своё несовершенство. С другой стороны, Господь порой попускает падения, причём даже тем людям, которые имели определённые духовные дары. Человек, даже стяжавший какие-то добродетели, всё равно остаётся изменяемым, он не занимает духовную высоту раз и навсегда. Мудрые отцы нашей Церкви это знали.
Преподобный Макарий Великий рассказал историю о том, как один старец, обладающий даром исцеления, помогал больным тем, что просто возлагал на них руки. Слава о нём пошла великая, и он почувствовал, что погибает, потому что слава стала ему приятной. Как человек, имеющий нищету духа, он попросил у Господа, чтобы в него вселился бес. Бог попустил это, старец стал бесноватым, его даже заковали в цепи. Слава его была разрушена, но сам он исцелился, после чего продолжил своё духовное восхождение.
Мы должны понимать, что смиренномудрие и смирение — понятия разные. Смиренномудрие — это когда мы понимаем, как нужно правильно жить и поступать, а смирение — это практика. Чаще всего мы не имеем смирения, просто побуждаем себя к правильным поступкам, но оступаемся, каемся, идём дальше. Искренность перед Богом в том и состоит, чтобы адекватно оценивать себя и свои поступки. Чем объективнее и мудрее мы подходим к этому, тем больше видим своих грехов и меньше — добродетелей. Осознаём, что есть попытки их стяжать, есть добрые устремления, а достижений мало. Порой мы пытаемся обнять весь мир, берёмся за неподъёмную ношу, под которой у нас тут же подкашиваются колени — потому что оценили себя выше тех достоинств, которые у нас имеются. Но в этом есть свои плюсы: таким образом происходит стяжание нищеты духа.
Итак, подытожим: чтобы стяжать нищету духа, надо всегда иметь перед собой духовные эталоны — Христа, Пресвятую Богородицу, апостолов, святых. Нужно знать, что мешает нам быть похожими на них: это могут быть слава, самолюбие, гордыня — всё, что идёт в ущерб нашей духовной красоте. Наконец, следует определить добродетели, в которых надо возрастать. На этом пути очень помогут труды святых отцов. Поскольку заповеди блаженства — это основание всех добродетелей, то таких трудов очень много. Каждый, кто хочет в них разобраться или изучить более детально, найдёт подходящие для его ума и сердца. Надо начать читать, и если зацепило, если не хочется закрыть книгу — значит, это то, что нужно.