Дума лермонтов о чем
Стихотворение и анализ «Дума»
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Краткое содержание
В. Шегедин. Лермонтов. Вдохновение. 1989
В развитии действия данного произведения нет чётко выраженного сюжета и хронологического порядка. Стихотворение представляет собой рассказ об образе жизни представителей светского общества, так называемых «светских львов», и гневную критику этого образа жизни. «Светские львы», обладая по праву рождения неограниченными возможностями и материальными преференциями, абсолютно не способны дать что-то полезное обществу.
Мы узнаём из произведения, что молодых аристократов жизнь «томит, как ровный путь без цели». По своей природе они крайне эгоистичны, равнодушны, не обладают способностью к созидательной работе. В связи с этим не удивительно, что будущее этого поколения «иль пусто, иль темно».
История создания
Стихотворение появилось на свет в 1838 году. Первая публикация состоялась в 1839году, в журнале «Отечественные записки». Известно, что какое-то непродолжительное время Лермонтов искренне желал быть принятым в избранное общество высшего света, но аристократические салоны захлопнули перед ним свои богатые двери. Эти двери широко распахнулись для поэта лишь после того, как к нему пришла всенародная известность.
Надо признать, насыщенная светская жизнь нисколько не оправдала радужных ожиданий поэта. Тем не менее, он продолжал посещать множество балов и салонов, так как был весьма тщеславен и самолюбив от природы. Об этих своих качествах Лермонтов пишет в письме к Лопухиной, называя себя человеком «самолюбивым и тщеславным». Впечатления, полученные на многочисленных балах и светских раутах, помогли Лермонтову гораздо глубже узнать своих современников в лице молодых аристократов. В данном произведении отразился результат долгих раздумий и наблюдений поэта.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности, перед нами философско-гражданское лирическое стихотворение, во многом близкое либо к философской элегии, либо к лирической исповеди гражданского характера. В произведении также присутствуют черты эпиграммы и сатиры. К примеру, известный литературовед А.И. Журавлёва полагает, что это стихотворение «представляет собой синтез элегии, оды и философского размышления».
В данном произведении равномерно переплелись такие литературные направления, как «реализм» и «романтизм». Поэтический размер – шестистопный ямб. Он иногда меняется на пятистопный и четырёхстопный ямб с целью выделения определённых важных фраз и мыслей. Рифма перекрёстная.
Композиция
Стихотворение включает в себя пять строф. Композиция произведения линейная, чёткую структуру выявить невозможно, но строфы тесно связаны между собой общей тематикой. Такой приём придаёт стихотворению особую семантическую цельность.
Образы и символы
В стихотворении представлен собирательный образ молодого поколения. Лермонтов пишет не об одном герое, а о целом поколении, к которому причисляет и себя. В произведении представлены следующие образы:
Темы и настроение
В стихотворении поднято несколько значимых, весьма актуальных даже в наше современное время, тем:
Настроенческий пафос произведения – недовольство и горечь при виде общественных устоев и порядков.
Основная идея
Основная идея произведения заключена в ответах на следующие вопросы: «зачем живёт человек?», «в чём смысл жизни?». Несмотря на скрытые порывы души, поколение поэта обречено на бессмысленное существование. Лермонтов полагает, что потерянное поколение ничего полезного после себя не оставит, «в бездействии состарится оно» и полностью исчезнет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой… ни гением начатого труда».
Средства выразительности
В данном произведении Лермонтов особенно щедр на разнообразные художественные тропы. В тексте присутствуют:
Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
Появление Лермонтова некоторые исследователи ознаменовывают как старт новой страницы в истории русской литературы. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Творение уже зрелого Лермонтова «Дума» представляет собой некий итог имеющемуся душевному опыту автора. Само произведение при глубоком рассмотрении позволяет продемонстрировать размышления известного лирика о настоящем и будущем своей страны. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» помогает обнаружить общественно-духовный кризис так называемого «последекабрьского поколения» и поставить точку в социальных и нравственных исканиях поэта.
История создания
Время появления интересующего нас произведения принято относить к одному из самых мрачных в истории России. Стихотворение «Дума» увидело свет в 1838 году, во время прохождения Лермонтовым службы на Кавказе. Поэту выпала возможность долгого общения с одним из декабристов. Поражаясь железной воле, крепкому стержню и уверенным стремлениям, которыми обладают люди, принявшие решение совершить государственный переворот, Лермонтов сопоставил их с представителями, входившими в круг его общения до сих пор. Контраст получился необычайно ярким. Разница, складывающаяся непосредственно между современниками Лермонтова и молодым поколением декабристов, а также анализ возникших противоречий, натолкнули поэта на создание «Думы».
Это стихотворение можно отнести к гражданской и философской лирике Лермонтова.
Структура стихотворения
Если обратиться к логической структуре произведения, необходимо отметить, что связь между строфами несколько ослаблена. Сохраняется взаимозависимость компонентов за счет единства настроения и темы. Каждое четверостишие содержит в себе законченное предложение. В основе образования строф лежит довольно сложная конструкция, в которой помимо шестистопного ямба имеются четырехстопные или пятистопные, начинающие или замыкающие строфу. Благодаря шестистопному ямбу стих обладает некой неторопливостью, замедленностью, что характерно скорее для лирического раздумья.
Анализ содержания
Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».
«К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно – малодушны
И перед властию – презренные рабы.»
Автора беспокоит тот факт, что у его современников фактически отсутствуют сильные чувства, твердые убеждения, привязанности.
Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.
«В конце стихотворения романтика сменяется реквиемом:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.»
Средства художественной выразительности
Придать лирическому творению необходимую эмоциональность помогают содержательные эпитеты: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «пришлец осиротелый». Аналогичной цели придерживается и двойное сравнение: «И пусть уж нас томит, как ровный путь, без цели, Как пир на празднике чужом». Романтические метафоры усиливают образность стихотворения: «В начале поприща мы вянем без борьбы», «Тощий плод», «Чаша наслаждения». Нашлось применение и гиперболе «Богаты мы, едва из колыбели». Кроме того, Лермонтов широко использует лексику «высокого» стиля «Презренные», «Грядущее», «Под бременем» и т.п.
На протяжении всего стихотворения Лермонтов использует глаголы разных времен.
Значение стихотворения «Дума» в творчестве поэта
Непростое положение, сложившееся в николаевской России, Лермонтов воспринял как личное горе и очень переживал по этому поводу. Потрясенные мрачным тоном стихотворения «Дума» современники смогли увидеть в нем «черную сторону нашего века». Они просто не могли не признать заключенной в нем правды и не ощутить всю безысходность и отчаяние, навалившиеся на поколение 30-х годов.
Глубоко эмоциональное с сильным содержанием творение Лермонтова, можно считать определяющим для всего его творчества.
Михаил Лермонтов
Дума (Печально я гляжу на наше поколенье!) (+ Анализ)
ДУМА
Михаил Лермонтов
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Год написания: 1838
Стихотворение «Дума» — одно из наиболее значительных стихотворений в гражданской лирике Лермонтова.
В нем поэт подытожил мысли, волновавшие его с юности, – о судьбе поколения, которое утратило героические черты, политическую активность, высокие нравственные идеалы.
В самой постановке этих вопросов, как и во всей картине идейного состояния общества, нарисованной Лермонтовым, отразились характерные черты эпохи николаевской реакции конца 30-х годов.
«Дума» Лермонтова подготовлена такими стихотворениями, как «Монолог» («Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете»), «Бородино» и многими другими, содержащими отдельные мысли, отдельные стихи, перенесенные затем в «Думу» (ср. «Чаша жизни», «Он был рожден для счастья, для надежд»).
В. Г. Белинский в своей рецензии на стихотворения Лермонтова высоко оценил художественные достоинства и идейное содержание «Думы».
Гражданская позиция поэта, выступившего с протестом против общественного зла, была близка передовым современникам Лермонтова и прежде всего Белинскому: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти. » (Белинский, т. IV, с. 522).
Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» (Вариант 1)
Первые строчки стихотворения свидетельствуют о том, что Лермонтов довольно скептически воспринимает действующий общественно-социальный строй, который не оставляет людям права выбора. Поэтому их «грядущее – иль пусто, иль темно». Поэт объясняет подобную точку зрения тем, что у представителей его поколения отсутствуют цели и стремления, поэтому их ждет весьма незавидная участь – «в бездействии состариться», так и не сумев применить академические знания, полученные в процессе учебы.
Ангел смерти (Поэма) (+ Анализ)
Вопросы духовного наследия, которое достанется последующим поколениям, являлись для Лермонтова-поэта достаточно болезненными и злободневными. Именно поэтому свое творчество он считал несовершенным и лишенным права на вечность, которым, по его мнению, обладали произведения Пушкина. Поэтому в стихотворении «Дума», пытаясь заглянуть в будущее, поэт предрекает, что «прах наш, с строгостью судьи и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом». Однако это пророчество оказалось ошибочным, так как сегодня творчество Лермонтова является неотъемлемой частью классической русской литературы. Однако такой чести удостоились лишь немногие поэты первой половины 19 века, которые не были «перед опасностью позорно-малодушны, и перед властию — презренные рабы», считая своим гражданским долгом открывать людям глаза на правду, какой бы горькой она ни была.
Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова (Вариант 2)
В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Дума” присутствует ярко выраженная гражданская позиция поэта, слышна скорбь о судьбе нового поколения. Автор порицает равнодушие и эгоизм общества, отсутствие высоких идеалов и стремление к праздному существованию.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
История создания
В 1838 году было написано сильнейшее из произведений Лермонтова – стихотворение “Дума”. Оно жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.
Его написание пришлось на период знакомства Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, сытого, безразличного, не во что не верящего. Такой контраст заставил Лермонтова высказать своё мнение о современном поколении. Родилось великолепное, сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости произведение.
Тема
Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов”, не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы”, которая их совершенно не страшит.
Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…”. Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на пять строф, не имеющих сильной связи между собой. Связь достигается за счёт тематической целостности. Лирическая исповедь героя ведётся от первого лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей, и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость.
Основной размер, которым пользовался автор – шестистопный ямб, иногда он меняется на пятистопный и четырёхстопный для выделения определённых мыслей и фраз. Перекрёстная рифмовка и богатая насыщенная рифма – традиционны для лермонтовского стиха.
Жанр
Жанр стихотворения заявлен уже в названии – дума. Это Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Есть в стихотворении и черты элегии, а также эпиграммы и сатиры.
Средства выразительности
Эпитеты – “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.
Поэт (Когда Рафаэль вдохновенный) (+Анализ)
Нетрудно заметить, что большинство эпитетов имеют отрицательную окраску, что создаёт характер всего произведения. Очень тонко поэт подметил отношение своего поколения к жизни с помощью сравнения и метонимии: “нас жизнь томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом…”, ” и к гробу мы спешим без счастья и без славы”.
Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова (Вариант 3)
Стихотворение «Дума» относится к вершине философской и гражданской лирики Лермонтова. Он написал его в 1838 г., когда уже был знаменит своим обличительным стихотворением «Смерть поэта».
Произведение сразу же обратило на себя пристальное внимание цензуры. При жизни поэта не были опубликованы строки, касающиеся царской власти: «Перед опасностью… рабы». Тем больше было восторженных откликов со стороны демократических и революционных деятелей. Очень высокую оценку дал произведению Белинский.
«Дума» представляет собой суровый обличительный приговор поколению Лермонтова. В нем содержится скрытое сравнение с декабристами, которые отдали свои жизни ради высокой справедливой цели.
После подавления восстания декабристов последовала незамедлительная реакция. В николаевской России небывалую власть и полномочия получила цензура. Все проявления независимости и самостоятельного мнения безжалостно искоренялись. Общество было пропитано мрачной атмосферой безверия.
Лермонтов считает, что такая ситуация самым пагубным образом отразилась на новом поколении. Оно росло в условиях подавляющего личность гнета. Это воспитало в молодых людях постоянный страх за свое благополучие и задушило их возвышенные стремления. Люди устают жить с самого рождения. Отсутствие высоких идеалов приводит к праздному существованию, не приносящему никакой пользы.
В обществе царит равнодушие, ценится только холодный рассудок. Любовь и ненависть исчезли, люди не испытывают потребности в сильных страстях. Их вполне заменили грубые физические наслаждения, которые ставят человека на уровень животного.
Лучшие достижения человеческой мысли и произведения искусства больше не производят никакого впечатления на души людей. Их сердца зачерствели и не откликаются ни на что.
Лермонтов осуждает современников за их эгоизм. Они недостойны великой славы своих предшественников. Их падение зашло так далеко, что «предков… роскошные забавы» никого уже не интересуют.
Общество получает прекрасное образование, но не имеет возможности и желания проявить себя в каком-либо настоящем деле. Полученные знания попусту растрачиваются на бесполезный мертвый анализ и получение практической выгоды.
Стихотворение пропитано духом пессимизма. Лермонтов уверен, что его поколение, отвергнув прошлое и ничего не добившись в настоящем, не имеет права на будущее. Далекие потомки, достигнув когда-нибудь счастья и гармонии в жизни, смогут вспомнить поколение Лермонтова лишь «презрительным стихом».
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума» (Вариант 4)
Чтобы максимально точно понять смысл данного произведения, нужно понять, какая царила обстановка в то время.
1838 году Лермонтов служил на Кавказе. Там он познакомился с ссыльными декабристами — людьми, воля которых невероятно сильна и непоколебима. Декабристы пытались совершить государственный переворот, до этого Михаил Юрьевич не общался с такими личностями. И контраст с его обычным окружением так поразил его, что поэт смог приступить к работе над «Думой».
Можно выделить два направления в данном стихотворении: сатиру и элегию. Поэт начинает произведение ярко, с присущей ему пылкостью, а потом вносит романтические нотки. И на протяжении всей «Думы» мы видим, как Лермонтов ловко переплетает противоречивые понятия: ненависть и любовь, холод и огонь. Поэтому стихотворение можно отнести к жанру элегия и сатира одновременно, ведь четкой грани не существует.
Лермонтов умело пользуется различными тропами и выразительными синтаксическими конструкциями, украшающими «Думу». Например, мы можем увидеть метафоры («старость души», «жизнь-путь»), сравнения. Много встречается эпитетов («рабы презренные», «голос благородный»). Даже гиперболу можно выделить: «богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов».
Каждая строфа, встречающаяся в стихотворении «Дума», несет определенную мысль. В первой части Лермонтов рассказывает о тех проблемах, которые он заметил в современном поколении. Во второй строфе вспоминает о том, что его волновало раньше, пытается найти выход из сложных ситуаций. Третья часть немного противоречива: автор осуждает окружающих его людей, но при этом считает себя частью этого общества. А в заключении уже смотрит на мир глазами своих современников.
Рифмы, без которых стихотворение не является законченным, различны и основаны на созвучии слов разных частей речи. Можно сказать, что это придает определенную изюминку, вместе с тем и сумбурность.
Основной проблемой в стихотворении «Дума» является безысходность от того, что современная молодежь бездействует, не решает свои проблемы. Лермонтов начинает с этого свое произведения и заканчивает тем же. Михаил Юрьевич жестко порицает тех, кто сначала боролся за справедливость, а потом решил смириться с реакцией власти. Призывает всех встрепенуться и обратить все силы на борьбу, облагораживание общества.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума» (Вариант 5)
Стихотворение Михаила Лермонтова «Дума» с первых строк заставляет задуматься о значимости решений, которые мы принимаем в некоторых вопросах. Лермонтов считает, что самой важной составляющей разумного, зрелого, да и просто живого человека является следование своему жизненному идеалу и цели. Огорчает поэта то, что у подавляющей части его поколения этой цели попросту нет. Начиная свой жизненный путь, каждый имеет оставленное родителями наследство – их жизненный опыт. И важно не превратить свою жизнь в бессмысленное существование только потому, что родители поступили так со своей жизнью. Ведь наши действия (или наоборот, бездействия) отражают не только наши сугубо личные взгляды на жизнь, но и являются автопортретом всего поколения. Именно автопортретом, ведь мы сами его пишем.
Бой с барсом (Отрывок из поэмы «Мцыри»)
Поэт описал своё поколение таким, каким он его видит. Лермонтова глубоко огорчает, что, присутствуя на самом ярком и неповторимом празднике, который называется жизнью, его ровесники остаются просто приглашенными. Они сидят в стороне и наблюдают за торжеством других. Во главе сидят сильные мира, обладающие властью, и никто до сих пор не возымел вдоволь духа, чтобы восстать перед ними. Да и те, кто все же восстают, делают это из чувства сопричастности. Чувство сопричастности – это чувство, характерное поколению, которое описывает Лермонтов. Однако значение этого слова не имеет той доброй составляющей, которую мы привыкли в нем узнавать. Это не та сопричастность к горю бедных и обездоленных. Это не та сопричастность к успехам друзей, коллег и просто знакомых. Восставшие лермонтовского поколения причастны только к толпе. Толпе людей, у которой нет своего мнения. Толпе людей, которая готова принять любые истины и правды, навязанные ей несколькими лидерами. Толпой легко управлять, и поэт разглядел признаки этой самой бездумной толпы в своем поколении. Люди живут по инерции, ненавидя тех, на кого указал им совершенно чужой человек. Они ненавидят только потому, что все так делают. Они любят только тех людей и те вещи, которые принято любить, которые имеют качества, одобряемые обществом. Повсеместный страх и умственная лень овладевают окружением поэта. Эти чувства не дают его поколению жить полной жизнью, не дают им радоваться победам своих ближних, наслаждаться запахом цветов и мелодичностью стихов.
Прожив такую жизнь, нечего завещать детям и внукам. Живя такой жизнью, не хочется за неё держаться.
Стихотворение было написано в 1838 году, но то, что Михаил Лермонтов разглядел в своем поколении, до сих пор не искоренилось. От нас зависит, будут ли узнавать в этом стихотворении себя и следующие поколения так же, как узнаём в нем себя мы.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума» (Вариант 6)
Стихотворение «Дума» было написано величайшим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году. В названный период времени он проходил военную службу на Кавказе.
Молодой Лермонтов, как и многие поэты его времени, не поддерживал правящий царский режим и был знаком с деятельностью кружков революционеров. Вольнодумие в творчестве играет с поэтами злую шутку, привлекая к ним пристальное внимание жандармерии, цензоров и, конечно же, самого императора Николая I.
Лермонтова сподвигло на написание данного стихотворения отношение к жизни современного ему общества.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно…
Лермонтов пишет о том, что современную ему молодежь не привлекает ничто такое, за что можно было бы самоотверженно бороться. Молодые люди, представители знатных семей, пресмыкаются перед властью императора и его правительства, они не привыкли бороться за свои идеалы, предпочитая просто проживать день за днем обычной для них рутинной жизнью.
Это стихотворение является в какой-то степени и сатирическим трудом. Автор высмеивает все пороки, которые он только мог наблюдать со стороны, общаясь с представителями столичного общества.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны…
Лермонтов отмечает не только трусость своего поколения и раболепие перед властью — он указывает на то, что его поколение является просто-напросто толпой, в которой нет выдающихся людей, нет лидеров, которые могли бы повести за собой эту толпу, как в свое время это попытались сделать декабристы. Толпа пройдет – люди проживут свое отпущенное Богом время, а после смерти их имена даже никто и не вспомнит.
Стержнем произведения является некий образ уставшего человека, который, томясь в состоянии одиночества, спешит отказаться от достояния предков, от их идейных вдохновений и стремлений.
В данном стихотворении автор дает оценку не только обществу, используя для этого эпитеты, сравнения и метафоры, он отражает сущность своей эпохи.
Лермонтов указывает на тот факт, что над миром довлеет бесплодная наука, которая мешает развиваться поэзии, искусству.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят…
Лермонтов в своем произведении выступает в качестве судьи, рассматривая жизнь общества как бы со стороны. Он отмечает, что современное ему общество отнюдь не надлежащим образом относится к жизненному опыту людей, живших раннее. Точно также не будут помнить о современных Михаилу Юрьевичу Лермонтову людях и их потомки, а если и вспомнят – то память эта будет вызывать, скорее, насмешки.
И прах наш с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Поэт считал, что потомкам будет стыдно за людей, живших в 30-х годах XIX века, стыдно за их стремление к невзрачной жизни, скоропостижной смерти, жизни без простого человеческого счастья, без романтики, вдохновений и идей.