Думал что с другою буду счастлив я
Иосиф Бродский — Я всегда твердил, что судьба игра: Стих
Я всегда твердил, что судьба — игра.
Что зачем нам рыба, раз есть икра.
Что готический стиль победит, как школа,
как способность торчать, избежав укола.
Я сижу у окна. За окном осина.
Я любил немногих. Однако — сильно.
Я считал, что лес — только часть полена.
Что зачем вся дева, раз есть колено.
Что, устав от поднятой веком пыли,
русский глаз отдохнет на эстонском шпиле.
Я сижу у окна. Я помыл посуду.
Я был счастлив здесь, и уже не буду.
Я писал, что в лампочке — ужас пола.
Что любовь, как акт, лишена глагола.
Что не знал Эвклид, что, сходя на конус,
вещь обретает не ноль, но Хронос.
Я сижу у окна. Вспоминаю юность.
Улыбнусь порою, порой отплюнусь.
Я сказал, что лист разрушает почку.
И что семя, упавши в дурную почву,
не дает побега; что луг с поляной
есть пример рукоблудья, в Природе данный.
Я сижу у окна, обхватив колени,
в обществе собственной грузной тени.
Моя песня была лишена мотива,
но зато ее хором не спеть. Не диво,
что в награду мне за такие речи
своих ног никто не кладет на плечи.
Я сижу у окна в темноте; как скорый,
море гремит за волнистой шторой.
Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
Я сижу в темноте. И она не хуже
в комнате, чем темнота снаружи.
Анализ стихотворения «Я всегда твердил, что судьба — игра…» Бродского
Стихотворение «Я всегда твердил, что судьба – игра…» (1971 г.) Бродский посвятил Л. Лифшицу – близкому другу поэта, который прекрасно понимал его внутренний мир. Бродский передает свои глубокие философские размышления о себе и своем месте в мире.
Главная отличительная особенность произведения заключается в его стиле. Оно построено в форме шестистиший, причем первые четыре строки представляют собой общие рассуждения, а последние две описывают обычную бытовую картину. Это сочетание наполняет стихотворение сокровенным личным смыслом.
Для поэзии Бродского характерно использование необычных метафор, сравнений, оригинальных образов. Порою бывает очень сложно понять, что же хотел сказать автор. Стихотворение не может быть легко разгадано, для этого надо приложить определенные умственные усилия.
Лирический герой стихотворения очень одинок. Он размышляет над тем, что это одиночество вполне самодостаточно. Человек способен ограничиться самыми близкими и доступными вещами. Автор считает, что в современную эпоху культурные потребности людей значительно сократились. Стало бессмысленным стремление к высоким и недоступным идеалам, когда все необходимое под рукой («зачем вся дева, если есть колено»). Это подчеркивается незамысловатыми действиями автора («сижу у окна», «помыл посуду»).
Герой принимает такое ограниченное существование. Главной ценностью для него становятся собственные мысли, в которых полностью отражена неприглядная действительность. Автор считает, что в своих нестандартных размышлениях смог приблизиться к пониманию основных законов мироздания («в лампочке – ужас пола», «вещь обретает… Хронос»). Бродский рад, что его произведения не подходят под общепринятые правила и вызывают яростную критику («хором не спеть»). Он чувствует себя изгоем, но при этом ощущает полную свободу от какой-либо власти.
В финале Бродский переходит к прямой критике советского строя («второсортная эпоха»). Являясь гражданином этой страны, автор признает, что и его мысли автоматически становятся «товаром второго сорта». Тем не менее он самоуверенно считает, что они единственно верные и правильные. Потомки смогут по достоинству оценить его творчество, «как опыт борьбы с удушьем».
В последних строках философские рассуждения сливаются с бытовой обстановкой. Автор сравнивает темноту в своей комнате со всеобъемлющей духовной темнотой в государстве.
Читать похожие стихи:
Удивительно, что автор разбора не любит Бродского — все разборы стихов Бродского на этом сайте крайне поверхностны и, практический в каждом, автор разбора упрекает Бродского за критику советского строя. Как будто автору редакция, в качестве наказания за проступок, дала задание по разбору Бродского и он писал это через «не хочу». Не удивительно, что автор разбора решил остаться инкогнито и не ставит свою фамилию под такой «работой». А вот Бродскому не стыдно было подписывать свои стихи своей Фамилией.
Здравствуйте! Никаких «заданий» с конкретными указаниями о чем писать не давалось. Все комментарии оставляются (кроме спама, ругательств и флуда), каждый может высказаться. С этим редактором мы не работаем уже года 4 (в частности за крайне субъективные выводы, которые мы также иногда удаляем).
Только 1 раз за все время комментатор решил написать свою рецензию в ответ на написанную у нас (стихотворение «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером»), которое мы опубликовали. Иные же только комментируют (чему мы тоже благодарны, ведь читатели также могут ознакомиться с другими точками зрения). Но к сожалению, чаще комментируют и указывают на плохой анализ, не приводя никаких доводов и выводов с чем же все-таки он (комментатор) не согласен.
В общем, анализ — это мнение и выводы всего лишь 1 человека, которое не является указанием администрации.
Стихи, особенно Бродского, это такая штука, которую не надо анализировать. Надо почувствовать ритм, настроение, насладиться остроумной рифмой и юмором. А все эти размышления о том что он хотел сказать от лукавого ) Попробуйте прочитать не думая. Лучше вслух. Любимой женщине, хотя бы воображаемой ) Ну или в данном случае близкому другу.
Весь последний столбик мне говорит о том, что весь мрак снаружи порождает мрак внутри человека и он живёт в этом, думает об этом и всё это выливается из него независимо от того где и на каком бы стуле он не сидел..Оно уже повлияло на его поведение, характер, настроение, на жизнь в целом.
По этому стихотворению написана песня «в темноте» Noize mc
Noize MC часто использует в своих песнях стихи разных великих поэтов и делает это превосходно. Очень рекомендую ознакомиться с его тврочеством
я прочитала, Алисе не понравилось
отписываюсь где отписатца
кажется я начинаю понимать любителей Бродского, он такой всегда простор для версий и догадок оставляет, что каждый в них может увидеть свое, большое и родное..
ну и етки, шестереночный размер его стихов всегда впечатляет
Открываю для себя стихи как искусство, открываю Бродского как личность.
Когда я читаю этот стих мне хочется плакать и больше ничего, потому что чувствую себя частью полена…
Как много нужно прочитать и переосмыслить…
Своим дилетантским взглядом я поняла вот что:
«Я всегда твердил, что судьба — игра.
Что зачем нам рыба, раз есть икра.»
Он всегда твердил, что если знать правила и уметь играть, то можно собирать сливки, что и получилось у него сделать, после эмиграции. Возможно, говоря, «зачем рыба» он хотел сказать, что не обязательно все добывается тяжелым трудом, существуют другие методы, более легкие. Можно жить дружно с другими государствами и обмениваться новыми технологиями и сделать жизнь людей более комфортной и счастливой.
Я думаю, в данном случае речь идет о политике.
Готический стиль как школа — здесь имеется ввиду архитектура. Готика — это Таллин, Эстония, немцы, французы — Собор парижской Богоматери. Никогда не была в Европе. Но здесь речь, видимо, идет именно о ней. О культуре.
Он имеет ввиду, что европейская культура всегда будет в авангарде, а мы пока еще дикое племя — как скифы, как азиаты. Помните у Блока: «Да скифы мы, да азиаты мы — с раскосыми и жадными очами». Здесь Бродский очень тонко критикует советскую систему управления народом — диктатуру и тоталитаризм. А настоящее искусство и культура они идут с запада. Для Бродского западный метод предпочтительнее, ведь можно воспитывать людей с помощью искусства — музыки, стихов и живописи, а не тюрьмами и психиатрией с помощью уколов, отупляя разум.
«Красота спасет мир!» — сказал Достоевский, устами князя Мышкина.
«Способность торчать» — получать истинное наслаждение от искусства, открывать сердце, а значит получать способность ЛЮБИТЬ.
«Я сижу у окна. За окном осина» — нарочито простая и туповатая фраза, она о тупости тех, кто отправил его в изгнание.
«Я любил немногих. Однако — сильно.»
Здесь есть самые близкие ему люди, хоть их мало, эти люди навсегда остались в его сердце. Наверное, это признание в любви своим друзьям самым близким и родным — отцу и матери.
«Я считал, что лес — только часть полена.»
Он не смотрел широко на вещи, видел только узкую часть, только то, что его интересовало — литературу, поэзию и любовь к женщине.
«Что зачем вся дева, раз есть колено.» — в женщинах замечал лишь физическую красоту, и не интересовался внутренней красотой. А там оказалась червоточина.
Что, устав от поднятой веком пыли, — народ устал от бесконечных войн, революций и снова войн, послевоенного голода и холода.
«русский глаз отдохнет на эстонском шпиле». — в Европе относительно спокойно. Здесь он намекает, что уже на пути в Европу, может он жил какое-то время в Эстонии. Когда он летел в эмиграцию самолетом в Вену, он летел над Эстонией, но стих написан за год до эмиграции. Возможно, это пророческий стих.
«Я сижу у окна. Я помыл посуду» — он уже готов к отъезду
«Я был счастлив здесь, и уже не буду». — Здесь больше ничего не держит. В отношениях с любимой поставлена жирная точка.
Ну и все в таком духе. Не буду дальше разбирать, так как плохо знаю его биографию. Я вижу здесь очень аккуратный политический подтекст.
«В лампочке ужас пола» — он увидел величину и масштаб тоталитарного государства
«Моя песня была лишена мотива,
но зато ее хором не спеть.» — он не пел дифирамбы властвующей верхушке и советскому строю, у него нет стихов, на которые можно положить мелодию, чтобы хор Пятницкого мог исполнить песни типа, «Кипучая, могучая, никем непобедимая»…
«Не диво,
что в награду мне за такие речи
своих ног никто не кладет на плечи» — государственных наград не имеет, но и никто не может заставить его плясать под их дудку. А может здесь аналогия с Ньютоновским «стоять на плечах гигантов»
Думал что с другою буду счастлив я
стихи и песни. запись закреплена
Всё то, что в жизни происходит с нами,
Показать полностью.
Мы как-то странно делим пополам:
Если радость — празднуем с друзьями,
А с бедой приходим к матерям.
Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы.
И свои болезни носим к маме,
И обиды к ней идем делить,
И морщинки ей рисуем сами,
Позабыв прощенья попросить.
Мы так редко маму обнимаем,
Разучились маму целовать,
Позвонить порою забываем,
Некогда письмишко написать.
Ну, а мама все равно нас любит,
Чтобы не случилось — не предаст,
Всё простит, обиды все забудет,
Руку, душу, сердце-все отдаст!
И когда от мамы уезжаешь,
Отогревшись у ее любви,
Ты шепни: «Прости за всё, родная,
И, прошу, подольше поживи!»
стихи и песни. запись закреплена
Россия-родина моя,
Огромная великая страна.
Одна на свете ты такая,
Показать полностью.
Не сражённая врагом.
Твои высоты гор Урала,
Делят континент на пополам,
С твоих гор река текла,
Что жизнь давала людям.
Россия-родина моя,
Суровая прекрасная одна.
Твоя снежная зима,
Весельем вся полна.
Жизнь казалось бы суровой,
Если бы не праздники твои,
На весь мир известные
Счастье людям дарят.
Россия-родина моя,
Родина великих и потченых
Твоих поэтов и писателей
Читают все любители искусства.
Картины твоей кисти,
Прославленны во век,
Там счастье и ненастие
И обыкновенный человек.
Россия-родина моя.
Твои степи и поля,
Заполнены яркими цветами
И прекрасными животными.
Твоя Тайга великая,
Самая прекрасная,
Запах хвои там отвесный,
И назыбаваемые места.
Россия-родина моя.
Народ твой весь велик,
Огромная страна
Тебя родиной называют
Все кто тебя, когда то повидал.
И Башкиры и Чуваши,
И Татары и Мордва.
Россия-родина моя.
Твой народ,твоя молодежь
Одна из самых первых
О величии твоё людям не соврёшь
Россия-родина моя.
Твои леса, моря, реки и озёра,
Твои горы, степи и поля
Сохранить обязан каждый.
Я гордо говорю,
Что я русский, живу в России
Я гордо говорю,
Россия-родина моя надейся на меня.
стихи и песни. запись закреплена
Куплет:Мне говорят постой,
Но я больше не слышу голоса.
Я не хочу идти домой,
Ведь там пустые стены, не горит свет.
Когда то вдвоё летали,
Теперь в полёте с другим.
Мы от чувств своих устали,
Вокруг меня лишь дым.
Ты лучше других знала меня,
Ты знала мой мир,
Ведь ты была мои миром.
Но только не рядом ты,
Вокруг всё тускло,
Это просто на душе пуста.
Я по тем дворам,
Где с тобой гулял,
Иду один, опять хлам
Я просто тебя забывал.
Эти ночи пусты,
Разрушены когда то наши с тобой мечты.
Я вижу тебя, вижу твой взгляд,
Он убивает меня.
Я не знаю как дальше жить,
Я не могу забыть
Я просто взял ствол
И пустил в себя свинец.
После этого не говори прости,
Не говори, что любила.
Мне эти слова были нужны,
Когда мы были с тобой вместе,
Были нужны, когда ты ушла.
Были нужны тогда, когда не было света.
Теперь не надо, я не отвечу.
Просто тебе напишу прощай.
стихи и песни. запись закреплена
Знаете? Однажды у каждого,
В жизни появляется человек,
После которого жизнь не такая.
Показать полностью.
Люди любят лишь раз и на век.
И очень хорошо, когда это взаимно,
Когда вы дорожите друг другом,
Будто куском золота в рассвесном,
Что без друг друга холодно.
Но ведь и бывает так,
Что те, кого мы любим.
Просто не понимают,
На сколько мы ими дорожим.
Эти люди дарят надежду,
А потом крадут у вас веру.
Ведь после них и верить трудно
Но и уметь понять надо, что любовь не там дарим.
Ведь все, абсолютно разные,
Каждый по своему уникален.
Но ведь тебя не интересуют все,
Тебе нужен только та, к которой тянет.
Ведь для тебя её глаза свет,
Даже в самой непроглядной тьме,
И ты хочешь её обнимать, когда ей холодно.
Но она этого не видит, не понимает.
Я не буду говорить слов,
На подобии забудь, пройдёт.
Тебе их сотни других людей скажут.
Я скажу тебе, что тебя понимаю.
И скажу, что до сих пор в этом всём.
Но даже с этой болью можно жить,
Просто надо научиться.
Научиться улыбаться искренне.
Только тогда ты оценишь рассвет,
Обрадуешься новому дню.
Не важно как ты его проведёшь.
Важно, что ты ему рад.
Только когда ты научишься видеть счастье.
А оно есть, оно рядом присмотрись.
Только тогда ты сможешь,
Отпустить эту всю боль
И сможешь вновь полюбить,
Но этот раз ты будешь умнее)
. С любовью твой неизвестный.
стихи и песни. запись закреплена
Всё хорошо, я живой.
Пусть я один,
И не сильно охото домой,
Показать полностью.
Но я понял, что не нужен никотин.
В жизни так порою бывает,
Мы любим тех, кто не понимает.
Как обидно и сложно бывает,
Когда просто тебя отпускают.
Я помню наш первый день,
Ты взяла меня за руку,
Дав понять, что я только твой,
А я был только за, сердцем дрожа.
Каждое слово дарило мне веру,
Что любовь жива,
Но в итоге из-за тебя я уходил лишь ко дну
Но я тебя не виню.
Я знаю я тоже виновен,
Но делал всё что бы тебя не терять,
Но в итоге терял опять и опять.
Потом всё по классике,
Я начал много пить,
Я начал жить в фальшивой улыбке,
Я просто понял, что значит любить.
Я ведь ради тебя многое отдал,
Я променял на тебя свою мечту,
Я не хотел твои глаза терять,
Я думал, что нашёл ту.
Ту самую, которая заставила жить,
Я ради нее принципы предал,
Может оно и к лучшему,
Ведь когда держал твою руку,
Сердце дрожала а душа пела.
Я просто оказался не твой увы,
Я хотел перестать плакать,
Но всё плакал и плакал увы,
Но боль проходила,
Осталось только любовь.
И как говорил Есенин,
Мы любим лишь раз, а
Потом лишь ищем похожих.
Но я никогда никого искать не буду,
Ведь они не будут тобой,
Самой лучшей прекрасной
На свете дамой.
Я скажу в этом стихе всё,
Что в живую сказать не смогу,
,, Да я знаю, что твой характер война,
Что бы можешь обидеться по пустякам,
Да я знаю это. Я это понимал с самого начала. Но только одного желал, видеть только улыбку на твоём лице, ведь я удостоился знать твою судьбу, и знаешь она была похлеще моей, и просто хотел тебе счастье дать, но если ты счастлива без меня, то пусть главное счастлива, а твои лаза, они будут всегда самые особенные для меня, самые лучшие, и даже самый пустой взгляд на меня всеравно будет греть, просто я не смогу это объяснить, можно вечность писать и надо концать этот стих, просто скажу, я не зол я не обижен, ты сделала выбор, он только твой, я никого винить не собираюсь, лишь бы ты улыбалась, лишь бы смеялась, пусть и без меня. А я а я в тихой тишине, просто вспомню всю боль и всё, что внутри, что называют любовью и буду думать, как бывает Хренова, когда тебя просто не понимают, но я тебя не виню, только счастлива будь, а я как нибудь и так проживу без тепла и счастья всё же не впервой»
Прошу прощенье за украденное время,
Но я должен был тебе написать,
Всё что сейчас со мной происходит,
Просто что бы ты знала, что всё хорошо)
Письма в Никуда. Нас нет. Нас не было
Даже если ты вернешься, у нас ничего не получится. Ты не любил меня раньше, не полюбишь и теперь.
Влюбленный мужчина самая страшная беда на голову влюбленной женщины. Если он влюблен не в нее.
Каждое слово этой повести является правдой лишь для одного человека.
Нас нет. Нас не было.
Нас нет. Нас не было.
Нас нет. Нас не было.
Не растворяйтесь в человеке,
который может пропасть в любую минуту.
Между нами небо. Сотни километров до земли.
Знаешь, уже после первой встречи, я не могла от тебя оторваться. Ты был настолько близко, что я потеряла контроль. Сорвалась.
Мне было мало тебя. Катастрофически мало.
К тому моменту, я привыкла доверять проверенному разуму, а не сердцу, которое подводило порой. Но с тобой, оступилась. Да так, что до сих пор в себя прийти не могу.
Ты никогда не обещал быть рядом. Я не просила, хотя только этого и хотела. Мне с тобой было до дикого сложно. и эти сложности таились во мне.
Я то рвалась к тебе навстречу, то бежала от тебя без оглядки. Противоречивое чувство. Чего я боялась?
Ты не держал меня, но и отпускать не хотел. Хотя, может, ты не нарочно.
У нас не было точек касания. У нас не было ничего, кроме. нет, и этого не было.
Интересно, а если собрать все наши встречи, поминутно, и сложить. сколько получится? Наберется ли пара часов?
О, да. это так похоже на меня, из-за двух часов ломать себя. Как-то слишком дорого, ты не находишь? Я поплатилась за встречу с тобой миллионом нервных клеток, сотней бессонный ночей. О слезах и говорить не стоит.
Знаешь, а ты жестокий. Ворвался бесцеремонно в мою жизнь, перевернул все вверх дном и исчез.
Браво!
Вот только, ты не подумал обо мне.
Впрочем, ты никогда обо мне не думал. Бесчувственный эгоист.
Но это не мешало мне любить тебя. Ни на секунду.
Люди не исчезают из жизни.
Они отлипают как пластырь от раны,
сдирая все до крови.
Ты, как оказалось, соткан из противоречий… И похоже, эта твоя черта мне нравилась больше всего.
Каждый раз я ловила себя на мысли, что невыносимо расставаться, не зная, встретимся ли вновь.
Знаешь, столько времени прошло, я все еще помню тот день. День, когда ты исчез, как мне казалось – навсегда.
Уж лучше бы ты действительно исчез навсегда именно в тот день. Оставил бы меня в покое и никогда не возвращался.
Вспоминаю тот черный август…
Если бы ты только знал, что мне пришлось пережить. Не думаю, что ты когда-нибудь чувствовал то же самое. Да, и не дай Бог тебе чувствовать это.
Ты, тогда, делал вид, что мы не знакомы. Сказать, что меня это задевало – значит, ничего не сказать.
Во мне что-то надломилось, словно меня швырнули с какой-нибудь высотки вниз и забыли. И вот я лежу среди обломков собственной мечты и думаю: «Кто-нибудь, вызовите «скорую»… Спасите меня…»
Боль внутри перемешалась с физической… Казалось, что у меня болит кожа. Тысячи нервных окончаний словно оголены.
Наверное, стоит рассказать, просто, чтобы ты знал: что такое любить тебя.
Я разбивала о стену костяшки пальцев в кровь, только чтобы заглушить боль внутри. Закрывалась в ванную, включала воду, посильней и…
Тебе было когда-нибудь так больно, что лежа на полу в ванной, ты соскребал ногтями кафель, корчился от нестерпимой боли и раздирающего изнутри чувства и молил Бога, чтобы он прекратил это?
Скажи мне, было ли тебе так больно?
Впервые я не знала, что делать дальше. Но твердо осознавала, что нужно это пережить. И, знаешь, пережила.
А ты вот взял и вернулся.
Черт бы тебя побрал.
Глупо жалеть о том,
чего нельзя было изменить
Не учусь на собственных ошибках.
Ты, наверное, знал мои слабые места и бил только по ним. Не понимаю, за что? Что я, черт возьми, тебе сделала?
К черту все эти ванильные «любовь до кончиков ресниц». Моя любовь была другой: вперемешку с лютой ненавистью. Если утром я любила тебя до умопомрачения, то вечером мне хотелось тебя расстрелять, растерзать, разорвать на части.
Знаешь, так странно… никогда не верила, что можно так ненавидеть.
Оказалось – можно.
Вот надо же было судьбе послать на мою дурную голову такого как ты.
Похоже, где-то в прошлой жизни, я изрядно накосячила, вот и получила сполна. Надеюсь, тогда я была счастлива.
У меня столько вопросов, на которые можешь ответить только ты. Впрочем, меня уже давно не интересуют ответы. Оставь их себе, а мне не надо. Я в них не нуждаюсь. Во лжи жить проще. Спокойнее.
Похоже, мы заигрались в старой пьесе «Две души на дне бокала». Кто писал этот чертов сценарий? На плаху его, немедленно!
Между нами нет нитей, нас связывающих. А если и есть, то они не рвутся. Их невозможно сжечь или перерезать. Они просто есть и их не может не быть.
Интересно, о чем ты думаешь вечерами?
Вряд ли ты вспоминаешь обо мне.
А вот я о тебе помню…
Твоя же. жестокая. В ней бушуют серые ливни, отчаянный, сумасшедший ветер. Извечный ноябрьский холод. Холод твоей души.
«Осень – это сезон проверки на наличие долгов перед прошлым»
Твоя Осень именно такая.
Но, если бы я умела рисовать, я нарисовала бы эту, твою осень.
Пытаюсь. Нет, я не художник, со словами обращаться куда легче. В моем воображении эта картина получается лучше.
«Закрой глаза. я покажу тебе осень. Нашу осень.»
Живу в ритме постоянной борьбы с памятью.
Знаешь, «наши» воспоминания хорошо прокручиваются под песни Земфиры.
«Мы разбегаемся по делам.
Земля разбивается пополам.
Сотри меня.
Смотри в меня. Останься.
Прости меня.
За слабость и за то, что я
Так странно и отчаянно люблю. «
Очень мило ночами пересматривать эти диафильмы, погружаясь все глубже и глубже в бездну времени. Словно все происходит снова. Словно ты снова рядом.
Болезненный процесс. Некоторые воспоминания все еще причиняют боль. Но это оттого, что, все-таки, не было других, пускай и похожих на прежние, которые бы могли их вытеснить.
Так и блуждаю в лабиринтах памяти, то и дело натыкаясь на тебя.
Хочется услышать банальное: «Все будет хорошо»… но все вокруг молчат.
Знаешь, у меня давно нет твоего номера. Да и зачем он мне? Я ведь все равно никогда не звонила.
Когда ты пропадал, эти цифры сводили меня с ума.
Я удаляла его в истерике, Бог знает сколько раз, но все равно записывала снова.
Я ведь даже не помнила его наизусть, но узнала бы. из тысячи.
Честное слово.
Голос твой почти стерся с пленки памяти. Я заслушала эту кассету до дыр. От нее остались лишь кусочки: обрывки разговора, незаконченные фразы.
Я помню лишь то, что отличает твой голос, от сотни других. То, за что я так его люблю.
И даже среди миллиона похожих голосов, я найду твой. Клянусь.
Твое имя выбить на запястье
И объяснять потом прохожим,
Что в этом имени есть Счастье,
И ты на Счастье был похожим.
Мне выбить на запястье Ветер,
И знать: за этим маскарадом
Твоя душа в моем портрете.
Твоя душа со мною рядом.
Знаешь, после тебя было столько других. Они появлялись в моей жизни на пару тройку дней, а потом я рвала с ними. Не задумываясь. Часто не объясняя причин. Нет, они не были плохими, иногда даже наоборот, просто я ненавидела их за то, что они не ты.
Сначала, я искала в них тебя. Собирала по крупицам твое подобие. Убеждала себя в несуществующих чувствах. Билась. Пыталась. А потом сдалась.
Я смогла бы собрать тебя из других, но найти абсолютно похожего… Как бы не пыталась, все безуспешно. Такого как ты нет, и уже не будет.
У меня даже вспомнить тебя не получается… Как же я могу тебя забыть?
Я уже почти не помню, как ты выглядишь. Закрываю глаза и не могу тебя представить.
Просто не получается. Мое воображение словно сговорилось с памятью, и они напрочь стерли твой портрет.
Не смотрю твои фотографии. Ты на них такой счастливый. Улыбаешься.
«…Знаешь, мама, его глаза цвета жженого сахара и губы, наверное, приторно сладкие. »
Вот и я помню только твои глаза.
* * *
«Без пяти минут октябрь.
Уже октябрь.
Знаешь, у меня, как и у многих других, не было возможности все исправить. Переписать на чистовик, так сказать.
Да и что, собственно, переписывать? Истории не повторяются. Они как книги. Можешь читать сотни, тысячи раз, но как бы ни хотелось, исправить что-то в них невозможно.
Вот и я, перечитываю нашу историю, перечитываю, а зачем, не знаю. Что я в ней пытаюсь отыскать? Да и ищу ли что-то?
Может так мне легче становится?»
Может и становится.
Холод твоей души однажды обернется
для тебя простудой.
VIII
Ненавижу тебя, за то, что слишком сильно по тебе скучаю.
Ненавижу тебя за то, что ты слишком счастлив не со мной.
Ненавижу тебя за то, что ты так далеко.
Как бы вычеркнуть тебя из своей жизни. Вычеркнуть и забыть.
Ты…
Знаешь, из-за тебя все рушится. РУШИТСЯ.
Если бы ты только знал, как сильно я тебя ненавижу.
Я, то виню тебя во всех смертных грехах, то тебе же за все говорю «спасибо».
От всех моих чувств осталась только ненависть. Ничего больше.
Как ты мог?
Скажи, ну как ты мог….
Сформулированные, но не высказанные мысли
терзают душу похлеще, чем муки совести.
У меня нет «пьяного тарифа» как такового и все же.
Выговориться, наконец. Надоело держать все в себе (это, кстати, очень вредно).
Пусть тебе и все равно, но мне станет спокойней Слова, те, что внутри, должны быть сказаны… Ведь для этого они и нужны.
Вот только, номера твоего у меня давно нет, поэтому и смысла напиваться тоже.
Я пишу то, о чем ты должен знать.
Я хочу, чтобы ты знал обо всем, но, перечитывая. понимаю, что это слишком откровенно. В этих письмах я перед тобой как на ладони. Словно вывернутая наизнанку.
Я ничего не скрываю. Да и уже поздно скрывать что-то.
Родной мой, с тобой честна. Впрочем, я всегда была честна.
Ненавижу, когда кто-то чужой произносит твое имя! Мне это как лезвием по коже.
Злюсь, а сама думаю. я ведь тоже чужая.
Самая чужая из всех чужих на свете.
Тогда какое право я имею злиться на точно таких же посторонних людей, как и я, за то, что они называют твое имя?! И даже не тебя конкретно, а просто…
Знаешь, ты мне мерещишься.
Вижу тебя в прохожих, проезжающих мимо машинах, окнах.
Наверное, я пытаюсь найти тебя в своей памяти. Но не могу, поэтому и нахожу утешение в миражах.
Чтобы забыть, нужно не думать.
Чтобы не думать, нужно забыть.
Ты чертовски похож на маму. Просто невыносимо. Те же черты…Глаза. Скулы. Даже улыбаешься также.
Конечно, ты исчез и уже давно не появляешься в моей жизни, но она…
С ней я пересекаюсь чаще, чем хотелось бы… и за это ненавижу тебя еще больше.
Ощущение, что ты специально оставляешь мне зацепки. Чтобы не забыла. Это как-то нечестно, я же тебе ничего не оставила.
Совсем ничего.
Надеюсь, ты все еще помнишь обо мне.
Чтобы скучать, нужно перестать
думать о человеке хотя бы на миг.
Именно поэтому я не скучаю по тебе.
Мой самый родной. Мой самый любимый.
Тебя нет рядом, но ты всегда со мной. В моем сердце, в моей памяти, в моих мыслях.
Ты сейчас слишком далеко, за сотни, тысячи километров.
Борюсь за каждый новый день (или борюсь с ним?), отвоевываю: себя у обстоятельств, тебя у памяти.
Прошу вернуть тебя.
Вернуть или вырвать из моей головы. Насовсем.
Знаешь, успокоительные не помогают. Они рождают безразличие, равнодушие.
Хочется ничего не хотеть. Забиться где-нибудь между диваном и стеной. Не плакать. Не кричать.
Просто смотреть в одну точку.
Просто ждать, когда все это закончится.
Мне без тебя ничего не осталось. Ничего.
Береги себя, слышишь?
…Уходила в себя, возвращаясь под вечер.
Телефон разрывали чужие звонки.
Не знакомы с тобой.
Только, знаешь.
При встрече.
Я влюбляюсь в тебя.
В сотый раз.
Вопреки.
Сколько же их было после тебя. и, все не то. Все не ты. Не ты. Не ты.
Одна, и, пожалуй, единственная, причина моего отчаянно-безрассудного одиночества:
ОНИ НЕ ТЫ и никогда тобой не станут.
Никогда. не войдут в мое сердце, не поселятся в моих мыслях. Они не достойны даже строчки на странице дневника.
Не идеализирую, просто ты лучше. Ничего тут не сделаешь.
Ты был слишком таким, как я хотела.
Я так долго искала тебя…
….и так быстро потеряла.
Не сей ветер – пожнешь бурю.
Все проще, намного проще, чем кажется.
Моя память, иногда она пытается стереть тебя. По кусочкам. Мгновениями. Борюсь, не позволяю ей этого сделать. Ты все еще нужен мне.
«Жаль, что мы не умеем обмениваться мыслями. «
День за днем. Бегущей строкой.
Не смей, слышишь, не смей не вернуться!
Иногда, мне чертовски интересно, что ты чувствовал рядом со мной?
О чем думал, когда звонил, приезжал, да и просто видел?
Я этого никогда не знала, а ты теперь уже и не помнишь.
Ненавижу себя, за свои воспоминания.
Резко, больно все сжалось при одной лишь мысли, что ты был.
Мне уже кажется, что я тебя придумала.
«Трудно убежать от того,
чего больше всего хочется».
— Продавщица фиалок
Все мои мысли косвенно сводятся к тебе.
Ты мне уже не нужен, как раньше. Я просто привыкла.
Привыкла к тебе в моих мыслях.
Иногда, достаточно просто обжечь губы горячим чаем, чтобы понять. вся это душевная боль лишь самообман.
Может, я и любила только тебя, но сейчас уже ничего не осталось.
Нас всегда было трое. С первой минуты. С первого взгляда.
Как же я не догадалась, не заметила, не поняла?
В твоих глазах была горечь. Горечь ее утраты.
Она всегда была в тебе. Она переполняла тебя.
Ты просто пытался забыть о нем, посредством других…
Как я могла впутаться в этот треугольник?
Теперь, я буду знать, к чему приводят связи с такими как ты.
У меня такая странная тяга к оставшемуся позади.
Я не хочу туда, но хочу чувствовать себя как тогда.
Э. Сафарли.
XV
Наши последние встречи запомнились мне какими-то смазанными. Они были уже слишком редкими.
Мы уже совсем не общались, но ты по-прежнему спрашивал, как мои дела…
Я не видела тебя слишком долго, чтобы помнить, но этого так мало, чтобы тебя забыть.
Знаешь, я приезжала в твой город. Только тебя здесь уже давно нет.
Он пуст. Я тоже.
Боже мой.
Я скучаю. Дико.
Моя любовь к тебе, часто оборачивалась для меня бессонницей.
И я бы может, хотела тебя не любить, но тебя не любить невозможно.
Бабочки в животе?
На мой взгляд, дурацкая метафора.
Скорее похоже на пчел-убийц.
Я больше не люблю тебя.
Больше нет.
Да и разве можно любить больше?
Почему люди считают, что имеют право врываться в чужую жизнь?
Ломать все в хлам, а потом уходить. По-тихому. Не говоря ни слова. Как воры.
Ненавижу.
Из-за тебя, моя жизнь полетела ко всем чертям.
И самое, пожалуй, обидное, что ты счастлив.
Я только и жду момента, когда моя ненависть сменится безразличием.
Как же я тебя ненавижу.
Мне нужен. нет, не ты. Просто такой же, но мой. МОЙ, понимаешь?
Я устала. Я чертовски устала любить тебя.
Не возвращайся. Я больше не жду.
Как часто мы живем ожиданием.
Придумываем сценарии «случайной роковой встречи».
Слепо верим в случай…
И…как же быстро мы разочаровываемся….
Мы не виделись полгода.
Думала, вот приедешь ты. увижу я тебя.
А дальше что?
Чего я ждала от нашей встречи? Что она могла изменить?
Решительно ничего. Просто увидеть…снова.
Я бы давно тебя отпустила, если бы не воспоминания. Они мешают мне. Камнем висят на моей шее и тянут…тянут вниз.
Но знаешь, время лучшее лекарство от разочарований. Оно бережно залечивает наши раны. Но шрамы времени, увы, не по силам… Мы должны научиться жить с ними.
«Прости, дневник, за корявый размашистый почерк. Я пишу, сидя на холодном кафельном полу ванной.
Мне смертельно необходимо выговориться. Тебе. Больше некому.
Во мне целый ворох несказанных слов. Да и теперь сказать их уже некому. Выбора нет, надо бороться.»
Я бы хотела прожить сотню жизней, но с трудом пытаюсь разобраться в одной единственной.
Та, которая спасает одну душу, спасает мир. Помнишь?
XVIII
Парадокс.
Думаю о том, чтобы не думать.
Почему, когда мне хорошо, ты первый в моих мыслях?
Разве ты причина моего хорошего настроения?
По большому счету, ты, мой милый, не принес мне ничего, кроме боли.
Впрочем, не будем искать виноватых.
Почему меня никто не предупредил? Не предостерег. Теперь разбирайся в этом ворохе скомканных чувств.
Не верьте людям, которые говорят: «Я любил».
Они Вас погубят.
И только во снах все по-прежнему хорошо.
Только там все мы по-прежнему счастливы.
XIX
Терпеть не могу, когда ты мне снишься.
Так редко.
Так внезапно.
Так больно.
Знаешь, говорят: если человек тебе снится, значит, он хочет тебя видеть.
Я всегда смеялась в ответ, ведь если бы это было правдой, хотя бы на сотую долю, я снилась бы тебе каждую ночь.
Каждую мою чертову бессонную ночь.
За исключением тех, когда я снилась другим.
Это было не часто, но все же….
«…душевное похмелье, после интоксикации любовью…»
Э. Сафарли.
XX
Иногда, чтобы перед тобой открылись новые двери, необходимо закрыть старые.
От некоторых я давно потеряла ключи. Что же мне делать?
Подпереть их стулом/стремянкой/спиной?
Я бы может и рада их закрыть, да не получается.
А в голове крутится песня Земфиры.
«Счастье мое. будь. Просто будь…»
А Вы когда-нибудь загадывали желания на падающие звезды?
И я загадывала.
Одно и то же желание.
Снова и снова.
Мне казалось, что так я усиливаю важность желаемого.
Не сбылось. Ни разу.
Знаешь…
Ты уже не входишь в список моих тайных желаний. Я перестала мечтать о тебе.
Переболела.
Ты находишься где-то глубоко внутри.
На третьей полке. Слева. За семью печатями толстая книга «Черный август». Вот…
Там каждое третье слово – твое имя.
Такое до боли знакомо-родное. Оно до сих пор бросается мне в глаза на страницах газет и больно режет слух.
Дописала это откровение… и, наконец, поняла, что все закончилось.
Ты больше не вызываешь у меня тех бурных чувств. Мне кажется, что я на них уже не способна. Ты стал призрачной тенью моих воспоминаний.
Вот только, знаешь…
Любовь никогда не сменяется безразличием, поэтому писать, что мне все равно – обманывать саму себя.
Выбрасываю последние «если бы…».
Прощай. Спасибо, что был.
Последняя запись в дневнике.
«Он приехал.
Он. Тот человек, которого я так давно и так сильно любила.
Снова случайная встреча. Снова прилив жгучей ненависти, словно железо, расплавленное, в горло заливают.
Не знаю, что я почувствовала. Внутри все сжалось. Вот он, мой родной, в паре метром от меня.
Боже мой, как же давно я его не видела. Стоило забыть, чтобы вспомнить.
Он не изменился. Ни капли.
Изменилась я… он просто стал чужим»
Все, рано или поздно, имеет свойство заканчиваться.
Не слушайте, что у любви нет срока годности. Он есть. Когда тебя не любят, твои чувства умирают. Так медленно, что это сложно заметить.
Просто в какой-то момент понимаешь: все прошло.
У каждой истории есть свой конец, и он не обязательно должен быть счастливым.
Если бы все истории заканчивались happy end-ом, о любви не было бы написано столько книг, столько стихов и песен.
Все, рано или поздно, имеет свойство заканчиваться.