Душечка чехов о чем рассказ

Душечка

Ольга Семеновна Племянникова, дочь отставного коллежского асессора, пользуется всеобщей симпатией: окружающих привлекают добродушие и наивность, излучаемые тихой розовощёкой барышней. Многие знакомые называют ее не иначе как «душечка».

Ольга Семеновна испытывает постоянную потребность любить кого-нибудь. Очередной ее привязанностью становится Иван Петрович Кукин, антрепренёр и содержатель увеселительного сада «Тиволи». Из-за постоянных дождей публика не посещает представления, и Кукин несёт сплошные убытки, что вызывает в Оленьке сострадание, а затем и любовь к Ивану Петровичу, несмотря на то что он мал ростом, тощ и говорит жидким тенорком.

После свадьбы Оленька устраивается к мужу в театр. Своим знакомым она говорит, что это единственное место, где можно стать образованным и гуманным, но невежественной публике нужен балаган.

В великий пост Кукин уезжает в Москву набирать труппу, и вскоре Оленька получает телеграмму следующего содержания: «Иван Петрович скончался сегодня скоропостижно ждём распоряжений похороны вторник».

С мужем Ольга Семеновна живёт очень хорошо; всякий раз, когда Пустовалов уезжает в Могилевскую губернию за лесом, она скучает и плачет, находя утешение в беседах с ветеринаром Смирниным, своим квартирантом. Смирнин разошёлся с женой, уличив ее в измене, и каждый месяц высылает по сорок рублей на содержание сына. Оленьке жаль Смирнина, она советует ветеринару ради мальчика помириться с женой. Через шесть лет счастливого брака Пустовалов умирает, и Оленька вновь остаётся одна. Она ходит только в церковь или на могилу мужа. Затворничество продолжается полгода, а потом Оленька сходится с ветеринаром. По утрам они вместе пьют чай в саду и Смирнин читает вслух газету. А Оленька, встретив на почте знакомую даму, говорит об отсутствии в городе правильного ветеринарного надзора.

Счастье продолжается недолго: полк, в котором служит ветеринар, переводят чуть ли не в Сибирь, и Оленька остаётся совершенно одна.

Идут годы. Оленька стареет; знакомые теряют к ней интерес. Она ни о чем не думает и у неё нет уже никаких мнений. Среди мыслей и в сердце у Оленьки такая же пустота, как и на дворе. Она мечтает о любви, которая захватила бы все ее существо и дала бы ей мысли.

Неожиданно к Оленьке возвращается ветеринар Смирнин. Он помирился с женой, вышел в отставку и решил остаться жить в городе, тем более что пришла пора отдавать сына Сашу в гимназию.

С приездом семьи Смирнина Оленька вновь оживает. Жена ветеринара вскоре уезжает к сестре в Харьков, сам Смирнин постоянно в отъездах, и Оленька берет Сашу к себе во флигель. В ней просыпаются материнские чувства, и мальчик становится новой привязанностью Оленьки. Она рассказывает всем знакомым о преимуществах классического образования перед реальным и о том, как трудно стало учиться в гимназии.

Оленька вновь расцвела и помолодела; знакомые, встречая ее на улице, испытывают, как и прежде, удовольствие и называют Ольгу Семеновну душечкой.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Анализ рассказа «Душечка» (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 21.08.2019 · Обновлено 10.12.2020

Жизнь А.П. Чехова подобна его произведениям. Она весьма коротка и очень насыщенна. За 25 лет творчества он создал более 500 произведений, многие из которых стали мировой классикой. Сам он, полушутя и не без доли гордости, говорил:

«Вам хорошо, теперешним писателям. Вас теперь хвалят за небольшие рассказы. А меня, бывало, ругали за это. Да как ругали! Бывало, коли хочешь называться писателем, так пиши роман, а иначе о тебе и говорить и слушать не станут, и в хороший журнал не пустят. Это я вам всем стену лбом прошибал для маленьких рассказов.»

Попробуем разобраться, почему именно Чехову удалось сломить презрительное отношение литературного общества к малому жанру. В качестве примера Многомудрый Литрекон рассмотрит рассказ «Душечка» об очаровательной и очаровывающейся, ласковой и доброй девушке, чья жизненная дорога определяется спутником…

История создания

Чехов – писатель, сумевший превратить качество в количество, не проиграв нигде. В период с 1885 по 1887 из-под его пера вышли три сотни рассказов (по его собственным словам, он писал по рассказу в три дня). Удивительно, что при такой плотности творчества замысел «Душечки» он хранил в голове порядка десяти лет, о чем можно судить по записным книжкам.

Изначально Чехов хотел создать персонажа, излучающего тепло, доброту и ласку. Эта задумка, надо полагать, отчасти реализована в «Рассказе неизвестного человека» и повести «Три года». В 1893-1894 была сформирована фабула рассказа, где вторым мужем Оленьки мыслился кондитер. Однако «опредмечен» рассказ был лишь в декабре 1898 года.

Пройдя столь долгий путь, «Душечка» была напечатана в первом номере журнала «Семья» за 1899 год.

Жанр, направление

Антон Чехов не оставил после себя ни одного романа. Он придерживался выведенной им же аксиомы «краткость – сестра таланта». Казалось бы, по временному охвату «Душечка» вполне могла бы стать повестью или романом, ведь только в браке со вторым мужем героиня прожила шесть лет. Но в этом и состоял гений писателя – в несколько страниц рассказа уложить историю длиною в годы, сконцентрировав в ней саму жизнь.

Мы знаем Чехова как писателя-реалиста. В «Душечке» нашли отражение многие особенности конца девятнадцатого века. Проблемы Кукина, пытающегося завлечь публику на представления, стояла и перед реальным руководителем ялтинского театра, где жил Чехов после 1898 года. Жители никак не реагировали на афиши, тогда артисты заменили серьезные драматические постановки комедиями, которые также игнорировались.

Третьим возлюбленным Оленьки становится ветеринар. В Ялте в 1890-х годах проходил судебный процесс о нарушениях в бойнях. Чехов как врач присутствовал на заседаниях, анализировавших деятельность местных ветеринаров.

Эти и другие детали реального времени свидетельствовали о стремлении Чехова соединять вымысел и точные подробности тогдашней жизни.

Смысл названия

Главная героиня – воплощение всепоглощающего тепла, убаюкивающей ласки, материнской доброты. Она мила внешне, милы и ее поступки. Сложно подобрать более точное слово для описания ее сущности, чем «душечка». По словарю Ожегова душечка (душенька) – милый, приятный человек (преимущественно о женщине или ребенке, обычно в обращении).

Однако ничего большего об Ольге сказать нельзя. Всю свою жизнь она лишь подстраивалась под очередного мужа и принимала все его взгляды и идеи. Так она и осталась лишь душечкой, личность которой пуста и подвержена чужому влиянию. Поэтому автор назвал рассказ о ней не по имени (имя означало бы индивидуальность), а по тому, что определяло ее натуру.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ этот об Оленьке, дочери отставного коллежского асессора Племянникова. Ее звали Душечкой за особое очарование, наивную доброту и простоту, а также за удивительное свойство любить всех и вся, любить наивно и искренне, полностью растворяясь в объекте обожания.

Ее жизнь меняется после знакомства с Кукиным, содержателем увеселительного сада. Его ремесло, как и он сам, приходится ей по душе. Вскоре после этого они женятся. Оленька очень быстро овладевает искусством говорить о театре, составляет мнения о многих вещах. Конечно, эти мнения она «позаимствовала» у мужа. Теперь она на дух не переносила невежественную публику, следила за актерами на репетициях, плакала, когда читала неодобрительный отзыв о театре в газете.

Настало время Кукину уезжать в Москву набирать трупу. Вернуться ему было не суждено. К телеграмме Оленьке было написано «скоропостижно скончался».

Прошло три месяца, Душечка познакомилась с Василием Андреичем Пустоваловым, управляющим лесным складом. Сыграли свадьбу, жили хорошо. Оленька сменила увлечение театром на увлечение торговлей лесом. Она искренне удивлялась тарифам на лес и жаловалась на необходимость ездить за товаром в другую губернию.

Но и здесь не вышло счастливого конца. Пустовалов заболел и умер. Оленька снова овдовела.

Вскоре героиню стали видеть с ее знакомым ветеринаром — Владимиром Платонычем Смирниным. Он жил у нее во флигеле еще при живом Пустовалове. У него была жена, с которой он был в ссоре, и ребенок, живший с ней. После смерти последнего в отношениях Оленьки и ветеринара произошли изменения. Теперь героиня жаловалась на отсутствие в городе должного ветеринарного надзора. Однако Смирнин сильно конфузился и просил ее не вмешиваться в его разговоры с коллегами. Несмотря на это, они были счастливы.

Но недолго. Ветеринар уехал в Сибирь вместе с полком, в котором служил. Оленька сильно изменилась. Привязанность давала ей жизненную энергию, здоровье, силы. Теперь, оставшись одна, она постарела, подурнела, утратила былую свежесть, заряд молодости.

Ситуацию исправил вернувшийся ветеринар Смирнин. Он помирился с женой и искал жилье, которое тотчас и получил. Они поселились в главном доме, Оленька переехала во флигель. Владимир Платоныч много работал и, случалось, не появлялся дома по несколько дней. Жена его уехала в Харьков к сестре и не возвращалась. Душечке казалось, кто их сына Сашу совсем забросили, а он как раз должен был начать ходить в гимназию. Не высвобожденные забота, ласка и внимание с утроенной силой устремились к мальчику. Оленьку же всерьез начали заботить проблемы школьников. На базаре она рассказывала, как трудно нынче учиться в гимназии, как много задают маленьким детям.

Заканчивается рассказ на том, что Оленька слышит стук в ворота и воображает, что принесли телеграмму из Харькова, в которой мама требует Сашу к себе в Харьков. Она в отчаянии. Но через мгновение оказывается, что это ветеринар возвращается домой из клуба, что никакой телеграммы нет. Оленьке становится легче. Она ложится и думает о Саше.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Душечка» построена вокруг любящей и щедрой женщины, которая притягивала к себе мужчин. Многомудрый Литреконе объединил всех героев в таблицу:

герои рассказа «душечка»характеристика
оленька«это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «да, ничего себе…» и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: «душечка!». главное свойство оленьки – растворение в личности партнера – очень тонко выражено в оборотах «мы с васичкой», «нам с ваничкой», поскольку утрачивается «я». так, имеем два варианта: «васичка» или «ванечка» и «мы». один полноценный элемент (муж) и дополнение к нему (оленька), не имеющее самостоятельности, образуют в итоге «мы».
кукин«он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние…». этот человек считал себя знатоком искусства, порицал необразованную публику, не желавшую посещать организованные им мероприятия. он вообще часто жаловался: на убытки, на погоду; вероятно оттого «желтел» и «кашлял по ночам».
пустоваловуже по введению его имени и отчества в повествование чувствуется, что это человек куда более серьезный, чем кукин. сравнить даже фамилии: кукин звучит комично, нелепо, пустовалов же – монументально и статно. в самом деле, если кукин имел привычку жаловаться и говорить о своих проблемах, то пустовалов обратил внимание на то, что тревожило ольгу, сочувствовал, пытался поддержать. он говорил мало, а свободное время предпочитал проводить дома.
смирнино ветеринаре известно мало. он мало времени проводил с семьей даже после примирения с женой, не занимался воспитанием сына. любил разговаривать с коллегами и раздражался каждый раз, когда в эти разговоры вмешивалась оленька.

Темы и проблемы

Говоря о тематике рассказа «Душечка», отчетливо видим одну доминирующую тему – любовь. Но не та любовь, о которой мы привыкли читать в романах. Здесь не раскрывается ее глубина, скупо описаны душевные переживания. Это не значит, что любовь не сильна и быстро проходит. Напротив, она здесь является природным свойством Оленьки, страдающей от невозможности эту любовь высвобождать.

Основная проблема рассказа «Душечка» – отсутствие «я» в отношениях. Четырехчастная композиция – четыре сменяющих друг друга объекта любви Оленьки – показывают повторяемость ситуации и невозможность изменений. Писатель с иронией завершает список привязанностей душечки мальчиком. Во-первых, это показывает сущность ее любви: не биологическая тяга к мужчине и не пошлость, а материнское желание согреть, защитить, приласкать. Во-вторых, особенность душечки присваивать себе мнения доведена до абсурда: теперь она пересказывает на базаре то, что слышит от ребенка – пустота ее внутреннего мира поражает читателя.

Основная идея

Чеховские рассказы и повести с трудом поддаются прямолинейному толкованию, сопротивляются попыткам подогнать их под шаблонные схемы. Смысл рассказа «Душечка» каждый должен найти для себя сам.

В чем же заключается главная мысль, по мнению Многомудрого Литрекона? Возможно в том, что одиночество и страдания – выбор самого человека, не желающего искать другие пути, кроме растворения в других людях. Душечка пуста, и для жизни ей всегда необходим кто-то еще, ведь своего внутреннего мира, своих желаний, интересов, предпочтений — у нее нет. Нет даже ни одной своей мысли и печали. Но, во всем опираясь на чужое плечо, Ольга морально изматывает близкого человека, поэтому все ее мужья либо болеют, либо умирают, либо бегут от нее.

Не исключено, что автор хотел показать антитезу Оленька – жена Смирнина. Первая любит все и жить без любви не может, вторая самодостаточна и сильна, из-за чего долгое время не следила за ребенком. Вероятно, вводя два диаметрально противоположных характера, Чехов хотел спровоцировать читателя на поиск «усредненного» идеала, к которому стоит стремиться.

Чему учит?

Мораль в рассказе «Душечка» определенно стоит пытаться искать в баснях и детских сказках. Однако присутствует она не в любом произведении. Задача писателя заключается в фиксации жизни на бумаге, но ни в коем случае не в поучении читателя, по крайней мере умышленно. Взявший в руки книгу должен сам определить свою роль по отношению к автору: он может быть учеником, критиком или сторонним наблюдателем.

Мы можем говорить о морали в том случае, если выбрали позицию ученика.

Итак, какой вывод можно сделать, прочитав «Душечку»?

Таким образом, можно заключить, что основной посыл рассказала А.П. Чехова – не привязывайся к людям, они не вечны. Привяжись к чему-то, что вне зависимости от обстоятельств никогда тебя не покинет.

Источник

«Душечка»: читать краткое содержание. Кратчайшее содержание рассказа Чехова «Душечка».

Душечка чехов о чем рассказ. Смотреть фото Душечка чехов о чем рассказ. Смотреть картинку Душечка чехов о чем рассказ. Картинка про Душечка чехов о чем рассказ. Фото Душечка чехов о чем рассказ

«Душечка» — это рассказ о женщине, которая полностью жертвует собой ради любви. Она привязывается к каждому, кого искренне любит, принимает его мнения и увлечения, ведь свои собственные у нее полностью отсутствуют.

«Душечка» – краткое содержание рассказа А. П. Чехова‎ ‎

В собственном доме на окраине города проживает Ольга Семеновна Племянникова, дочь коллежского асессора. Она обладает привлекательной внешностью и кротким нравом. У нее розовые щеки, родинка на шее и очень добрая улыбка, преисполненная наивностью и добротой. Ольгу любят все, знакомые даже прозвали ее «душечкой»‎ за ее жизнерадостный и приветливый характер.

Племянникова обладает удивительной чертой: ей просто необходимо постоянно кого-то любить. Причем любить настолько сильно, что принимать увлечения и мнения человека, думать так же, как он, любить то же, что и он.

Еще будучи юной ученицей прогимназии девушка самозабвенно влюбилась в преподавателя, потом она посвятила себя своему отцу, после чего стала любить тетю. Но вскоре Ольга стала единственной хозяйкой дома, так как отец был сильно болен и домашними делами заниматься не мог.

И тогда она до потери памяти полюбила частного театрального предпринимателя Ивана Кукина, проживавшего у нее во флигеле в качестве квартиранта. Он тощий, небольшого роста, а его театр терпит убытки из-за дождей, ввиду которых публика не приходит на представления.

Кукин и Душечка поженились. Оленька сразу же разделяет любовь Ивана к театру, сделав его и своим увлечением. Она устраивается на работу к мужу и начинает убеждать своих друзей в том, что театр — это единственное заведение, которое учит гуманности и дает образование.

Кукин внезапно и неожиданно умирает. Оленька тяжело переносит это событие и соблюдает траур.

Но через несколько месяцев героиня снова влюбляется и выходит замуж. На этот раз объектом ее воздыхания становится Василий Андреевич Пустовалов — управляющий лесным складом. И тогда Оленька полностью охладевает к театральному искусству и устраивается на склад к своему новому мужу. Она выписывает счета, отпускает товар и утверждает, что важнее леса ничего в жизни нет.

Душечка принимает и разделяет все мысли и мнения Пустовалова, сидит вместе с ним дома по праздникам, а на приглашения посетить театр отвечает, что в театрах нет ничего хорошего и интересного.

Пустовалов по долгу службы уезжает в командировку в губернию, и тогда Оленька начинает скучать и плакать. Утешение она находит только в разговорах со своим квартирантом Смирниным, который работает ветеринарным врачом. Он развелся со своей супругой из-за ее измены. Каждый месяц Смирнин высылает ей деньги на содержание ребенка. Оленька в ответ на этот рассказ посоветовала квартиранту найти примирение с женой ради того, чтобы их ребенок был счастлив.

Спустя шесть лет муж Оленьки умирает. Душечка снова осталась одна. Она соблюдает траур, приходит на могилу мужа, чтобы поплакать, живет в затворничестве.

Но через полгода тоска Оленьку отпускает, и тогда она влюбляется в того самого ветеринара. Ее отношение к жизни сразу же меняется, и всем знакомым она рассказывает о том, как плохо в городе обстоят дела с ветеринарным надзором.

Но женщина вновь остается одна, потому что полк, в котором служил ее новый муж, перевели чуть ли не в Сибирь. Основным страданием Оленьки становится отсутствие своего собственного мнения. Ей было не о чем рассказывать знакомым, она не понимала, кого ей теперь любить и чем увлекаться. Так прошли годы, в течение которых Душечка мечтала о настоящей любви, которая вновь захватит ее целиком и полностью, даст новые мысли и мнения.

Неожиданно ветеринар Смирнин вернулся. Но не один, а с женой и ребенком. Пока его не было, семья воссоединилась, и вновь счастливые супруги решили остаться в городе. К тому же ребенка пора было отдавать на обучение в гимназию.

Но Оленька не грустит из-за примирения Смирнина со своей супругой. Наоборот, Душечка расцветает и оживает, ведь теперь ей не одиноко. Она позволила семье Смирниных проживать в ее доме, а сама переехала во флигель.

Вскоре жена ветеринара уезжает к сестре в Харьков, и, похоже, не планирует оттуда возвращаться. Сам Смирнин постоянно находится в разъездах. И тогда Оленька забирает их ребенка к себе во флигель.

В ней просыпаются материнские чувства к мальчику, он становится новой любовью Оленьки. Теперь все ее мнения и мысли берут начало из гимназических учебников, а всем своим знакомым она рассказывает о том, как трудно стало учиться в гимназии.

Душечка вновь ожила и как будто помолодела. Люди больше не относятся к ней снисходительно, не воспринимают ее как человека, лишенного собственного мнения.

Напротив, знакомые восхищались ее материнской привязанностью к мальчику и готовностью вырастить его как своего собственного ребенка.

Оленька так и осталась для окружающих Душечкой — женщиной с наивной улыбкой и бесконечно добрым сердцем.

Источник

Чеховская Душечка. Идеальная женщина или дура?

Люда Кузнецова. Чеховская «Душечка» – идеальная женщина или дура?

В заглавие я вынесла полярные точки зрения на образ Душечки, главной героини одноимённого рассказа А.П. Чехова.

Рассказ обладает такой удивительной особенностью: когда его читаешь, отдавшись чистым ощущениям души, он производит впечатление подлинности, соответствия внутреннему чувству правильности, какой-то глубокой и отрадной справедливости. Но стоит включить рассудок, как противоречия начинают плодиться и нагромождаются друг на друга. Образ Душечки неоднозначен – отсюда такой разброс мнений. Л.Н. Толстой восхищался ею как воплощением «идеальной женщины», следующей своему назначению, А.С. Глинка считал Душечку выразительным экземпляром «бессознательно-равнодушных» чеховских людей, М.А. Горький – кроткой рабой, для В.И. Ленина Душечка – образец беспринципного человека, Э.А. Полоцкая видела в ней феномен «душевной бездуховности».

Толстой был убеждён, что Чехов хотел высмеять Душечку, мысленно противопоставляя ей женщину-эмансипе как правильный антипод. М. Лившиц решил, что Чехов выразил требование ко времени решить противоречие между этими женскими типами как равно неприемлемыми крайностями, что на примере Душечки писатель показал распад самой эпохи, утратившей, в терминах гегелевской эстетики, «субстанциальное содержание».

Грубая ошибка всех этих критиков (литературоведов, философов) в том, что они подошли к творчеству писателя со своими шаблонами; трактовали рассказ, примеряя его к собственным мировоззренческим направлениям, в то время как нет ничего более чуждого художественному миру Чехова, чем шаблоны, «передовые идеи» и «направления». Всё его творчество – это прорыв сквозь идейный диктат, с каких бы позиций он ни провозглашался, сквозь «классовые» и иные «противоречия», сквозь замшелые или новомодные принципы, сквозь заблуждения и ограниченность к тому вневременному ядру, которое делает в человеке «всё прекрасным», в каких бы обстоятельствах и в какие бы времена он ни жил.

Ближе всех к разгадке «Душечки» подошли литературоведы З.С. Паперный, А.П. Чудаков, В.Б. Катаев, благодаря внимательному рассмотрению самой ткани рассказа увидевшие важный знак: в повествовании о последней любви Душечки, мальчике Саше, насмешливый тон писателя сменяется проникновенным и глубоко лиричным.

Я считаю, что этот рассказ – не о «женском типе», он о любви.
Как вы думаете, какую проблему в теме любви поставил Чехов?
Что вы думаете о Душечке?
О чём говорит перемена авторского отношения в описании последней любви Душечки?

Люда Кузнецова
Согласна со всем сказанным.
Но у меня возникают вопросы к рассказу. (Любовь там, конечно, есть: только о любви Душечки и говорится).
Почему, когда Душечка любила своих мужей, она была смешна? Почему только о любви к мальчику Чехов рассказывает с глубокой серьёзностью? Разве любовь к мужу и преданность ему нечто более низкое?
Как Вы думаете.

Евгения Славороссова
Может быть, потому, что она живёт только чувствами. Может быть, больше всего она любит саму любовь, поэтому довольно быстро находит новый объект для неё. А Сашеньку она уже любит совершенно самоотверженно, не для себя, а для него.

Люда Кузнецова
Очень верно.

Казалось бы, своих мужей она тоже любила самоотверженно, становясь их продолжением. Душечка как ноль, приставленный к единице: сама по себе ничего не значит, вообще лишена всякой самости.

На первый взгляд трудно уловить различие в её любви к мужьям и к мальчику, но Чехов это различие показывает. Показывает не только словами о том, что она готова «умереть за его картуз». Очень красноречиво сравнение её жизни с Кукиным: Кукин худел, желтел, кашлял по ночам, а «Оленька полнела и вся сияла от удовольствия». А с Сашей они «вместе обедают, вечером вместе готовят уроки и плачут». Душечка мечтает о том, каким будет Саша, когда вырастет, «засыпает и всё думает о том же, и слезы текут у нее по щекам из закрытых глаз».

Ещё более красноречиво упоминание о её любви к отцу, оставшееся незамеченными всеми критиками: «Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал». Она любила отца, но любовь сменилась равнодушием, и отец ещё при жизни стал ей столь же безразличен, как его кресло, которое потом «валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки».

Таким образом мы видим, что безграничная душевная щедрость и потребность раствориться в предмете любви, которой так восхищался Толстой, была ущербной. Это было подобие любви, очень похожее по форме, но лишённое чего-то очень важного в своей сердцевине.

Мы видим, что, действительно, любовь её к мальчику самоотверженна в более глубоком смысле: не ради собственного комфорта «быть при ком-то», а ради самого мальчика.

Евгения Славороссова
Писатель очень тонко показал эту разницу любви-в-себе (и для себя) и любви подлинной. )

Люда Кузнецова
Да.
Как приятно встретить понимание Чехова, Вы бы знали. Это такая редкость.

Евгения Славороссова
Чехова очень люблю. Но вот ещё какую опасность тут можно усмотреть. Душечка любит Сашеньку всем сердцем, всей душой, но он растёт, и эта огромная любовь начнёт душить, тяготить его. Тут возникает проблема личности. Развитая многогранная личность может свою любовь распространить не только на конкретного человека, но и на природу, на нуждающихся в помощи людей, на духовные объекты. А любовь, привязанная только к ребёнку, может разрушить, когда ребёнок перестанет в ней так остро нуждаться.

Евгения Славороссова
Да, остальное за кадром. Но ценно то, что рассказ заставляет размышлять. )))

Люда Кузнецова
У Чехова всё такое! Вот в чём его гениальность.

Евгения Славороссова
Причём ненавязчиво, без морализаторства. )

Люда Кузнецова
За что и пеняли ему критики, и даже называли безыдейным. Литература непременно должна поучать, считали они.
Забавно было читать о том, что после этого рассказа женщины писали Чехову письма с просьбой объяснить, как им понимать образ Душечки.

Евгения Славороссова
С готовыми формулами многим жить легче. )))

Люда Кузнецова
Увы. Это так.

Вот. Вот именно против этого штампа-заблуждения и направлен рассказ «Душечка»!
Любовь бывает смешной и нелепой, поверхностной и пустой, эгоистичной и своекорыстной, она может быть мелочной и пошлой, навязчивой и деспотичной, глупой и безрассудной, извращённой и порочной. какой угодно.

Душечка любит, это несомненно. Почему? Потому что любовь это субъективно переживаемое состояние. Вы не можете сказать о человеке «Нет, на самом деле он не любит», как не можете оспорить его боль, радость или страдание: для человека эти его состояния непосредственно очевидны и истинны.

Не может быть подлинной любовь, если от близости один из супругов чувствует отвращение, а другой вину.

Люда Кузнецова
«Для начала замечу, что сказать подобную фразу можно только будучи автором данного рассказа».

Этим Вы перечёркиваете герменевтику и экзегезу вообще.
Понимание высказывания есть умозаключение о его причине, так любит повторять мой друг. Впрочем, это не он придумал, это из буддийской логики.

«Ну, а если серьёзно, то кроме любви как субъективно переживаемого чувства, есть ещё и любовь как понятие».

Не поняла, в чём заключается Ваше возражение.

«если Чехов пишет о том, что делает любовь подлинной и высокой»

Нет, Чехов не пишет об этом. Он никогда не даёт готовых ответов. Чехов ставит такую проблему.

«Отчего же Вы назвали её любовь карикатурной».

Это видно из авторского отношения.

«А в другом случае сказали, что это было подобие любви».

Я имела в виду неподлинность любви.

«Когда Пустовалов отъехал на время, она сама себе говорит : «Это ли ей нужно?».

Нет, это её мысли, когда она была совсем одна. Когда Смирнин уехал далеко и, как они оба думали, навсегда. В отъезд Пустовалова вот что происходило: «Когда Пустовалов уезжал в Могилевскую губернию за лесом, она сильно скучала и по ночам не спала, плакала.»

«при обильном употреблении автором слова «любит» супруги между тем ни разу о любви не говорят».

Разговоры о любви главный признак её наличия?

«После свадьбы жили хорошо. Она сидела у него в кассе…» и «Пустовалов и Оленька, поженившись, жили хорошо. Обыкновенно он сидел в лесном складе до обеда…». Думаю, это достаточно прозрачный намёк на отсутствие любви, и не только».

Как так? Вы всерьёз считаете, что любящие люди ничем не занимаются?

Владимир Медведков
«Этим Вы перечёркиваете герменевтику и экзегезу вообще.
Понимание высказывания есть умозаключение о его причине, так любит повторять мой друг. Впрочем, это не он придумал, это из буддийской логики».
Я ничего не перечёркиваю, однако полагаю, что любая логика ( даже буддистская) не позволяет Вам говорить от имени автора (что Вы, по сути, и сделали).

«Не поняла, в чём заключается Ваше возражение».
Моё возражение в том, что Вы любовью называете всё что угодно. Я же предлагаю не забывать о наличии понятия любовь.

«Я имела в виду неподлинность любви».
Из Вашего мнения о любви Душечки ( карикатура, подобие, неподлинная) следует выводы:
1-Любовь Душечки – вовсе не любовь.
2- Любовь не может быть какой угодно. Хотя ранее Вы говорили : «Душечка любит, это несомненно.»

«Нет, это её мысли, когда она была совсем одна. Когда Смирнин уехал далеко и, как они оба думали, навсегда. В отъезд Пустовалова вот что происходило: «Когда Пустовалов уезжал в Могилевскую губернию за лесом, она сильно скучала и по ночам не спала, плакала.»
Да, сильно скучала и плакала, но при этом мечтала о настоящей любви.

«Разговоры о любви главный признак её наличия?»
В данном случае я обратил Ваше внимание на ПРОТИВОРЕЧИЕ. Оно в том, что автор постоянно употребляет слово любовь, а герои его совершенно избегают.

«Как так? Вы всерьёз считаете, что любящие люди ничем не занимаются?»
Обращусь за помощью к другому классику. Н. Гоголь. Как поссорились… «Прекрасный человек Иван Иванович! Какая славная у него бекеша!» Я, например, вижу в этих двух фразах как раз намёк на то, что Иван Иванович не очень хороший человек, коли у него нет других достоинств, кроме славной бекеши. Так и у Чехова. «Они жили хорошо». Вроде бы надо объяснить, показать или хотя бы намекнуть на эту «хорошесть» жизни. Ан нет. То в кассе сидят, то в лесном складе. Чехов буквально указывает читателю на это несоответствие. Неужели не видите?

Я не делаю это безапелляционно, не объявляю своё мнение бесспорным.
А Вы всерьёз налагаете запрет на осмысление идеи произведения?! Но ведь они для этого пишутся.

«Моё возражение в том, что Вы любовью называете всё что угодно».

Я называю любовью то, что сам субъект переживает как любовь.
Помните, в «Матрице» Пифия говорила Нео: «Быть Избранным все равно что быть влюблённым. Никто не говорит тебе, что ты влюблён. Ты просто знаешь это.»
Человек любит и знает, что любит независимо от чьих бы то ни было мнений о подлинности или ложности его любви.

«Естественно, писать о чём-либо можно по-разному, в том числе и не давая готовых ответов».

Повторю. Я считаю, любовь может быть какой угодно, и это любовь. Вопрос лишь в том, насколько она близка к идеалу подлинной любви.

«Да, сильно скучала и плакала, но при этом мечтала о настоящей любви».

Нет, Вы путаете разные эпизоды. Душечка мечтала о настоящей любви, когда Пустовалов давно умер.

«автор постоянно употребляет слово любовь, а герои его совершенно избегают».

Не вижу в этом противоречия. Автор говорит о любви, а герои живут ею.

«Вроде бы надо объяснить, показать или хотя бы намекнуть на эту «хорошесть» жизни. Ан нет. То в кассе сидят, то в лесном складе. Чехов буквально указывает читателю на это несоответствие. Неужели не видите?».

Ей казалось, что она торгует лесом уже давно-давно, что в жизни самое важное и нужное это лес, и что-то родное, трогательное слышалось ей в словах: балка, кругляк, тес.

Оленька вскрикивала во сне, и Пустовалов говорил ей нежно:
— Оленька, что с тобой, милая? Перекрестись!

. возвращаясь из церкви, шли рядышком, с умиленными лицами.

В конторе всегда кипел самовар, и покупателей угощали чаем с бубликами. Раз в неделю супруги ходили в баню и возвращались оттуда рядышком, оба красные.
— Ничего, живем хорошо, — говорила Оленька знакомым, — слава богу. Дай бог всякому жить, как мы с Васичкой.

А когда возвращался Пустовалов, она рассказывала ему вполголоса про ветеринара и его несчастную семейную жизнь, и оба вздыхали и покачивали головами и говорили о мальчике, который, вероятно, скучает по отце, потом, по какому-то странному течению мыслей, оба становились перед образами, клали земные поклоны и молились, чтобы бог послал им детей.
И так прожили Пустоваловы тихо и смирно, в любви и полном согласии шесть лет.

Из этих отрывков видно, что супруги жили в согласии, взаимопонимании и единодушии, в нежности и взаимной заботе.

«А в случае с Сашей, значит, эгоизм Душечки всё-таки преодолевается. Непонятно, правда, с чего Вы это взяли?».

«Оленьке казалось, что Сашу совсем забросили, что он лишний в доме, что он умирает с голоду. «

«. глядит на него так, будто провожает его в дальнюю дорогу. «

«Она останавливается и смотрит ему вслед, не мигая, пока он не скрывается в подъезде гимназии. Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней всё более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает — почему?»

«. вечером вместе готовят уроки и плачут. «

«. грезит о том будущем, далеком и туманном, когда Саша, кончив курс, станет доктором или инженером, будет иметь собственный большой дом, лошадей, коляску, женится и у него родятся дети. Она засыпает и всё думает о том же, и слезы текут у нее по щекам из закрытых глаз.»

Люда Кузнецова
Душечка полностью подчиняет себя интересам того, кого любит. Она вообще не может жить иначе, чем полностью отдаваясь интересам любимого. Странно, что Вы этого не увидели. Об этом весь рассказ.

Перечитайте последние абзацы. Нет там комфорта и покоя. Ничего похожего.

Владимир Медведков
А с чего Вы решили будто я не вижу, что Душечка живёт не иначе, как полностью отдаваясь интересам любимого человека? Но ещё раз внятно хочу сказать, что вот такая полная отдача явно не тянет на то, чтобы говорить о наличии самоотверженности и преодолении эгоизма в действиях Душечки. Об этом, собственно, и речь. Преодоление эгоизма, а тем более самопожертвование, подразумевает жертвование своими интересами в пользу любимого (это как минимум). А как можно жертвовать тем, чего нет? Ведь Вы не будете отрицать, что СВОИХ интересов у Оленьки не было? Её жизнь скучна и лишена не только интересов, но и всякого смысла до тех пор, пока не появляется очередной предмет её обожания. А вместе с этим предметом появляются и интересы, и мнения, и смысл жизни. И, даже переживая за обожаемого человека, Душечка, как ни странно, испытывает покой и душевный комфорт. И автор говорит об этом внятно и выразительно : «…никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой ОТРАДОЙ, как теперь…». Я думаю, Вы согласитесь с тем что покой, душевный комфорт и отрада – слова из одного смыслового ряда.

Люда Кузнецова
Вот именно. Её самоотверженность, которой так восхищался Толстой, была просто формой комформности. Об этом и говорю.

Но с Сашей всё переменилось. И если говорится, что она с радостью отдала бы жизнь за этого мальчика, то какой же это эгоизм.

Владимир Медведков
Да, Оленька грезит о том, что она отдала бы жизнь за этого мальчика. Но всё-таки это только грёзы. Альтруизм скорее подразумевает поступки. Мальчик в сложной ситуации. Мать, которая его почти бросила. Отец, который толком за мальчиком не присматривает. Но в любой момент ситуация может измениться и мальчика вырвут из Оленькиных нежных объятий. И вряд ли ему будет хорошо от этого. Но Душечка, наслаждаясь и довольствуясь своей сиюминутной помощью мальчику, предпочитает грезить и плакать, не предпринимая никаких решительных шагов, которые позволили бы нам, читателям, поставить точку на её эгоизме и увидеть решительное движение к альтруизму.

Люда Кузнецова
Но Душечка, наслаждаясь и довольствуясь своей сиюминутной помощью мальчику, предпочитает грезить и плакать, не предпринимая никаких решительных шагов, которые позволили бы нам, читателям, поставить точку на её эгоизме и увидеть решительное движение к альтруизму.

Перечитайте конец рассказа: там ничего о «наслаждении и довольстве».

Какие, например, шаги Вас убедили бы в преодолении ею эгоизма?

Люда Кузнецова
Речь шла об отраде отдать свою жизнь!

Владимир Медведков
«Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой. «. Это отрада, которую дала ей любовь. Как Душечка распорядится своими новыми чувствами, мы не знаем. И можем это только ПРЕДПОЛАГАТЬ. Я же предпочитаю рассуждать о том, что есть в наличии. Вообще выражение «отрада отдать свою жизнь», мягко говоря, некорректное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *