Душечка чехов о чем
Анализ рассказа Чехова «Душечка»
Автор: Guru · 16.07.2018
Главная черта натуры Чехова – острое чутьё к чужой боли, прирождённая мудрость высокой и доброй души. Чтобы понять его взгляды, мысли, нужно всматриваться в глубины произведений, вслушиваться в звучащие голоса героев его творчества. Писателя интересуют обыкновенные люди, в которых он старается найти то, что делает их исполненными высокой духовности.
История создания
В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.
В 90-х годах автор пишет повести, рассказы, пьесы, являющиеся вершиной его творчества, и среди них – «Душечка». Произведение было опубликовано в 1899 году.
Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.
С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.
Жанр, направление
Чехов продолжает лучшие традиции классического реализма, который переплетается с приёмами высокого натурализма.
Писатель соприкасается и с символизмом, ища в нём современные формы изображения действительности.
«Душечка» — небольшой по объёму рассказ, музыкальность звучания которого позволяет говорить о его камерности. Повествование сопровождается лёгкой иронией, скрывающей насмешливую улыбку.
В центре внимания обычная жизнь Ольги Семёновны Племянниковой. Сюжетная интрига отсутствует.
В рассказе выделяются две сюжетные линии, обе связанные с историей Оленьки: с одной стороны, «цепь увлечений героини», с другой – «цепь потерь и утрат». Всех троих мужей Душечка любит самозабвенно. Взамен своей любви она ничего не требует. Без страсти просто не может жить. Отними у неё это чувство – жизнь потеряет всякий смысл.
Все мужья покидают эту землю. Она их искренне оплакивает.
Настоящая любовь приходит к Душечке лишь тогда, когда в её судьбе появляется мальчик Саша.
Главные герои и их характеристика
Характеры и души чеховских героев открываются не сразу. Автор учит не спешить с вынесением однозначных оценок его персонажам.
Темы и проблемы
Смысл
Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души. Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности. Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.
Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.
Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.
Чему учит?
Автор смотрит на своих персонажей с грустью, вниманием и надеется, что жизненные уроки сделают их более терпимыми к другим людям и требовательными, прежде всего, к себе.
Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.
Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.
«Душечка» читательский дневник
Всего получено оценок: 83.
Всего получено оценок: 83.
«Душечка» — несколько ироничный рассказ о скромной, безвольной, но очень доброй и мягкой женщине, которая видела смысл своей жизни в любви.
Краткое содержание «Душечка» для читательского дневника
Название: Душечка
Число страниц: 12. Чехов А. П. «Душечка. Рассказы». Издательство «Феникс». 2019 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1898 год
Время и место
Действие рассказа происходит в конце XIX века в небольшом городке, расположенном неподалёку от Москвы.
Главные герои
Ольга Семёновна Племянникова (Оленька) – мягкая, нежная, очень добрая молодая женщина, не представлявшая свою жизнь без любви.
Кукин – первый супруг Оленьки, театральный деятель, нервный, раздражительный человек.
Пустовалов Василий Андреевич – второй муж Оленьки, управляющий лесным складом, деловой, надёжный человек.
Смирнин Владимир Платонович – сожитель Оленьки, ветеринарный врач.
Смирнин Саша – сын Владимира Платоновича, девятилетний мальчик, к которому Оленька привязалась всем сердцем.
Сюжет
Еще в девичестве Ольга Семёновна Племянникова, дочь отставного коллежского асессора, привлекала внимание своим удивительно добрым, мягким характером, спокойными манерами и женственностью. За кроткий нрав её прозвали Душечкой, и это прозвище очень ей шло. Неподалёку от дома Племянниковых квартировал антрепренёр Кукин. Он очень нервничал из-за дождливой погоды, которая мешала зрителям посещать театральные представления. Кроме того, его раздражали вкусы местной публики, которая предпочитала балаган, а не серьёзное искусство. Оленька с пониманием относилась к Кукину, и вскоре он сделал ей предложение. Будучи его женой, она оказывала посильную помощь: сидела в кассе, следила за буфетом, контролировала актёров. Она полностью растворилась в супруге и повторяла все его фразы. Вскоре Кукин уехал за новой труппой в Москву, где скоропостижно скончался.
Однако героиня не могла долго оставаться в одиночестве. Она увлеклась полковым ветеринаомр Смирниным, который разошёлся с женой и высылал ей деньги на содержание сына. Интересы Оленьки поменялись, и в разговорах она затрагивала проблемы грамотного ветеринарного надзора, необходимости повышения заработной платы и болезней домашних животных.
Когда полк Смирнина перевели в другой регион, в жизни Оленьки вновь образовалась пустота. Спустя годы ветеринар вернулся, но уже не один, а с женой и девятилетним сыном Сашей. Оленька будто очнулась от долгого, скучного сна. Она предложила семье поселиться в её доме, а сама перебралась во флигель. Жена Смирнина вскоре уехала в Харьков, а ветеринар часто бывал в разъездах.
Смыслом жизни Оленьки стал мальчик Саша – она провожала его в гимназию, учила с ним уроки и всем рассказывала, какая сложная программа в первом классе. Женщина мечтала о том, что Саша вырастет, станет доктором или инженером, женится на хорошей девушке и у него появятся дети. Ни один из её мужей не вызывал в ней столько любви, столько тепла, как этот мальчик. Больше всего на свете Оленька боялась, что жена Смирнина вернётся из Харькова и заберёт с собой сына.
Вывод и своё мнение
Будучи от природы мягким, слабовольным человеком, Оленька остро нуждалась в крепком плече, на которое она могла бы опереться. С каждым новым мужем она добровольно оказывалась в полной зависимости от их взглядов, жизненных ценностей, устоев. Но это не смущало героиню, напротив – только так она могла чувствовать себя счастливой, а свою жизнь – наполненной и осмысленной. Одиночество было для Оленьки самым страшным наказанием, ведь тогда она не знала, чему себя посвятить, что думать, о чём говорить, поскольку не имела собственного суждения о жизни.
Главная мысль
Безвольным, зависимым людям сложно найти себя в этом мире.
Авторские афоризмы
«…Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого…»
«…мы люди труда, нам не до пустяков…»
«…Какие мысли были у мужа, такие и у неё…»
«…Было ясно, что она не могла прожить без привязанности и одного года…»
Толкование непонятных слов
Коллежский асессор — гражданский чин в Российской империи.
Антрепренёр — содержатель частного театра, лицо, стоящее во главе частного театрального предприятия.
Флигель — дополнительная пристройка к жилому дому.
Новые слова
Траур — скорбь по умершему человеку, выражающаяся в ношении чёрной одежды, неучастии в празднествах.
Тенор — высокий певческий мужской голос.
Балаган — театральное зрелище, преимущественно комического характера на ярмарках и народных гуляньях.
Анализ рассказа «Душечка» (А.П. Чехов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 21.08.2019 · Обновлено 10.12.2020
Жизнь А.П. Чехова подобна его произведениям. Она весьма коротка и очень насыщенна. За 25 лет творчества он создал более 500 произведений, многие из которых стали мировой классикой. Сам он, полушутя и не без доли гордости, говорил:
«Вам хорошо, теперешним писателям. Вас теперь хвалят за небольшие рассказы. А меня, бывало, ругали за это. Да как ругали! Бывало, коли хочешь называться писателем, так пиши роман, а иначе о тебе и говорить и слушать не станут, и в хороший журнал не пустят. Это я вам всем стену лбом прошибал для маленьких рассказов.»
Попробуем разобраться, почему именно Чехову удалось сломить презрительное отношение литературного общества к малому жанру. В качестве примера Многомудрый Литрекон рассмотрит рассказ «Душечка» об очаровательной и очаровывающейся, ласковой и доброй девушке, чья жизненная дорога определяется спутником…
История создания
Чехов – писатель, сумевший превратить качество в количество, не проиграв нигде. В период с 1885 по 1887 из-под его пера вышли три сотни рассказов (по его собственным словам, он писал по рассказу в три дня). Удивительно, что при такой плотности творчества замысел «Душечки» он хранил в голове порядка десяти лет, о чем можно судить по записным книжкам.
Изначально Чехов хотел создать персонажа, излучающего тепло, доброту и ласку. Эта задумка, надо полагать, отчасти реализована в «Рассказе неизвестного человека» и повести «Три года». В 1893-1894 была сформирована фабула рассказа, где вторым мужем Оленьки мыслился кондитер. Однако «опредмечен» рассказ был лишь в декабре 1898 года.
Пройдя столь долгий путь, «Душечка» была напечатана в первом номере журнала «Семья» за 1899 год.
Жанр, направление
Антон Чехов не оставил после себя ни одного романа. Он придерживался выведенной им же аксиомы «краткость – сестра таланта». Казалось бы, по временному охвату «Душечка» вполне могла бы стать повестью или романом, ведь только в браке со вторым мужем героиня прожила шесть лет. Но в этом и состоял гений писателя – в несколько страниц рассказа уложить историю длиною в годы, сконцентрировав в ней саму жизнь.
Мы знаем Чехова как писателя-реалиста. В «Душечке» нашли отражение многие особенности конца девятнадцатого века. Проблемы Кукина, пытающегося завлечь публику на представления, стояла и перед реальным руководителем ялтинского театра, где жил Чехов после 1898 года. Жители никак не реагировали на афиши, тогда артисты заменили серьезные драматические постановки комедиями, которые также игнорировались.
Третьим возлюбленным Оленьки становится ветеринар. В Ялте в 1890-х годах проходил судебный процесс о нарушениях в бойнях. Чехов как врач присутствовал на заседаниях, анализировавших деятельность местных ветеринаров.
Эти и другие детали реального времени свидетельствовали о стремлении Чехова соединять вымысел и точные подробности тогдашней жизни.
Смысл названия
Главная героиня – воплощение всепоглощающего тепла, убаюкивающей ласки, материнской доброты. Она мила внешне, милы и ее поступки. Сложно подобрать более точное слово для описания ее сущности, чем «душечка». По словарю Ожегова душечка (душенька) – милый, приятный человек (преимущественно о женщине или ребенке, обычно в обращении).
Однако ничего большего об Ольге сказать нельзя. Всю свою жизнь она лишь подстраивалась под очередного мужа и принимала все его взгляды и идеи. Так она и осталась лишь душечкой, личность которой пуста и подвержена чужому влиянию. Поэтому автор назвал рассказ о ней не по имени (имя означало бы индивидуальность), а по тому, что определяло ее натуру.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ этот об Оленьке, дочери отставного коллежского асессора Племянникова. Ее звали Душечкой за особое очарование, наивную доброту и простоту, а также за удивительное свойство любить всех и вся, любить наивно и искренне, полностью растворяясь в объекте обожания.
Ее жизнь меняется после знакомства с Кукиным, содержателем увеселительного сада. Его ремесло, как и он сам, приходится ей по душе. Вскоре после этого они женятся. Оленька очень быстро овладевает искусством говорить о театре, составляет мнения о многих вещах. Конечно, эти мнения она «позаимствовала» у мужа. Теперь она на дух не переносила невежественную публику, следила за актерами на репетициях, плакала, когда читала неодобрительный отзыв о театре в газете.
Настало время Кукину уезжать в Москву набирать трупу. Вернуться ему было не суждено. К телеграмме Оленьке было написано «скоропостижно скончался».
Прошло три месяца, Душечка познакомилась с Василием Андреичем Пустоваловым, управляющим лесным складом. Сыграли свадьбу, жили хорошо. Оленька сменила увлечение театром на увлечение торговлей лесом. Она искренне удивлялась тарифам на лес и жаловалась на необходимость ездить за товаром в другую губернию.
Но и здесь не вышло счастливого конца. Пустовалов заболел и умер. Оленька снова овдовела.
Вскоре героиню стали видеть с ее знакомым ветеринаром — Владимиром Платонычем Смирниным. Он жил у нее во флигеле еще при живом Пустовалове. У него была жена, с которой он был в ссоре, и ребенок, живший с ней. После смерти последнего в отношениях Оленьки и ветеринара произошли изменения. Теперь героиня жаловалась на отсутствие в городе должного ветеринарного надзора. Однако Смирнин сильно конфузился и просил ее не вмешиваться в его разговоры с коллегами. Несмотря на это, они были счастливы.
Но недолго. Ветеринар уехал в Сибирь вместе с полком, в котором служил. Оленька сильно изменилась. Привязанность давала ей жизненную энергию, здоровье, силы. Теперь, оставшись одна, она постарела, подурнела, утратила былую свежесть, заряд молодости.
Ситуацию исправил вернувшийся ветеринар Смирнин. Он помирился с женой и искал жилье, которое тотчас и получил. Они поселились в главном доме, Оленька переехала во флигель. Владимир Платоныч много работал и, случалось, не появлялся дома по несколько дней. Жена его уехала в Харьков к сестре и не возвращалась. Душечке казалось, кто их сына Сашу совсем забросили, а он как раз должен был начать ходить в гимназию. Не высвобожденные забота, ласка и внимание с утроенной силой устремились к мальчику. Оленьку же всерьез начали заботить проблемы школьников. На базаре она рассказывала, как трудно нынче учиться в гимназии, как много задают маленьким детям.
Заканчивается рассказ на том, что Оленька слышит стук в ворота и воображает, что принесли телеграмму из Харькова, в которой мама требует Сашу к себе в Харьков. Она в отчаянии. Но через мгновение оказывается, что это ветеринар возвращается домой из клуба, что никакой телеграммы нет. Оленьке становится легче. Она ложится и думает о Саше.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Душечка» построена вокруг любящей и щедрой женщины, которая притягивала к себе мужчин. Многомудрый Литреконе объединил всех героев в таблицу:
герои рассказа «душечка» | характеристика |
оленька | «это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «да, ничего себе…» и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: «душечка!». главное свойство оленьки – растворение в личности партнера – очень тонко выражено в оборотах «мы с васичкой», «нам с ваничкой», поскольку утрачивается «я». так, имеем два варианта: «васичка» или «ванечка» и «мы». один полноценный элемент (муж) и дополнение к нему (оленька), не имеющее самостоятельности, образуют в итоге «мы». |
кукин | «он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние…». этот человек считал себя знатоком искусства, порицал необразованную публику, не желавшую посещать организованные им мероприятия. он вообще часто жаловался: на убытки, на погоду; вероятно оттого «желтел» и «кашлял по ночам». |
пустовалов | уже по введению его имени и отчества в повествование чувствуется, что это человек куда более серьезный, чем кукин. сравнить даже фамилии: кукин звучит комично, нелепо, пустовалов же – монументально и статно. в самом деле, если кукин имел привычку жаловаться и говорить о своих проблемах, то пустовалов обратил внимание на то, что тревожило ольгу, сочувствовал, пытался поддержать. он говорил мало, а свободное время предпочитал проводить дома. |
смирнин | о ветеринаре известно мало. он мало времени проводил с семьей даже после примирения с женой, не занимался воспитанием сына. любил разговаривать с коллегами и раздражался каждый раз, когда в эти разговоры вмешивалась оленька. |
Темы и проблемы
Говоря о тематике рассказа «Душечка», отчетливо видим одну доминирующую тему – любовь. Но не та любовь, о которой мы привыкли читать в романах. Здесь не раскрывается ее глубина, скупо описаны душевные переживания. Это не значит, что любовь не сильна и быстро проходит. Напротив, она здесь является природным свойством Оленьки, страдающей от невозможности эту любовь высвобождать.
Основная проблема рассказа «Душечка» – отсутствие «я» в отношениях. Четырехчастная композиция – четыре сменяющих друг друга объекта любви Оленьки – показывают повторяемость ситуации и невозможность изменений. Писатель с иронией завершает список привязанностей душечки мальчиком. Во-первых, это показывает сущность ее любви: не биологическая тяга к мужчине и не пошлость, а материнское желание согреть, защитить, приласкать. Во-вторых, особенность душечки присваивать себе мнения доведена до абсурда: теперь она пересказывает на базаре то, что слышит от ребенка – пустота ее внутреннего мира поражает читателя.
Основная идея
Чеховские рассказы и повести с трудом поддаются прямолинейному толкованию, сопротивляются попыткам подогнать их под шаблонные схемы. Смысл рассказа «Душечка» каждый должен найти для себя сам.
В чем же заключается главная мысль, по мнению Многомудрого Литрекона? Возможно в том, что одиночество и страдания – выбор самого человека, не желающего искать другие пути, кроме растворения в других людях. Душечка пуста, и для жизни ей всегда необходим кто-то еще, ведь своего внутреннего мира, своих желаний, интересов, предпочтений — у нее нет. Нет даже ни одной своей мысли и печали. Но, во всем опираясь на чужое плечо, Ольга морально изматывает близкого человека, поэтому все ее мужья либо болеют, либо умирают, либо бегут от нее.
Не исключено, что автор хотел показать антитезу Оленька – жена Смирнина. Первая любит все и жить без любви не может, вторая самодостаточна и сильна, из-за чего долгое время не следила за ребенком. Вероятно, вводя два диаметрально противоположных характера, Чехов хотел спровоцировать читателя на поиск «усредненного» идеала, к которому стоит стремиться.
Чему учит?
Мораль в рассказе «Душечка» определенно стоит пытаться искать в баснях и детских сказках. Однако присутствует она не в любом произведении. Задача писателя заключается в фиксации жизни на бумаге, но ни в коем случае не в поучении читателя, по крайней мере умышленно. Взявший в руки книгу должен сам определить свою роль по отношению к автору: он может быть учеником, критиком или сторонним наблюдателем.
Мы можем говорить о морали в том случае, если выбрали позицию ученика.
Итак, какой вывод можно сделать, прочитав «Душечку»?
Таким образом, можно заключить, что основной посыл рассказала А.П. Чехова – не привязывайся к людям, они не вечны. Привяжись к чему-то, что вне зависимости от обстоятельств никогда тебя не покинет.
«Душечка»: читать краткое содержание. Кратчайшее содержание рассказа Чехова «Душечка».
«Душечка» — это рассказ о женщине, которая полностью жертвует собой ради любви. Она привязывается к каждому, кого искренне любит, принимает его мнения и увлечения, ведь свои собственные у нее полностью отсутствуют.
«Душечка» – краткое содержание рассказа А. П. Чехова
В собственном доме на окраине города проживает Ольга Семеновна Племянникова, дочь коллежского асессора. Она обладает привлекательной внешностью и кротким нравом. У нее розовые щеки, родинка на шее и очень добрая улыбка, преисполненная наивностью и добротой. Ольгу любят все, знакомые даже прозвали ее «душечкой» за ее жизнерадостный и приветливый характер.
Племянникова обладает удивительной чертой: ей просто необходимо постоянно кого-то любить. Причем любить настолько сильно, что принимать увлечения и мнения человека, думать так же, как он, любить то же, что и он.
Еще будучи юной ученицей прогимназии девушка самозабвенно влюбилась в преподавателя, потом она посвятила себя своему отцу, после чего стала любить тетю. Но вскоре Ольга стала единственной хозяйкой дома, так как отец был сильно болен и домашними делами заниматься не мог.
И тогда она до потери памяти полюбила частного театрального предпринимателя Ивана Кукина, проживавшего у нее во флигеле в качестве квартиранта. Он тощий, небольшого роста, а его театр терпит убытки из-за дождей, ввиду которых публика не приходит на представления.
Кукин и Душечка поженились. Оленька сразу же разделяет любовь Ивана к театру, сделав его и своим увлечением. Она устраивается на работу к мужу и начинает убеждать своих друзей в том, что театр — это единственное заведение, которое учит гуманности и дает образование.
Кукин внезапно и неожиданно умирает. Оленька тяжело переносит это событие и соблюдает траур.
Но через несколько месяцев героиня снова влюбляется и выходит замуж. На этот раз объектом ее воздыхания становится Василий Андреевич Пустовалов — управляющий лесным складом. И тогда Оленька полностью охладевает к театральному искусству и устраивается на склад к своему новому мужу. Она выписывает счета, отпускает товар и утверждает, что важнее леса ничего в жизни нет.
Душечка принимает и разделяет все мысли и мнения Пустовалова, сидит вместе с ним дома по праздникам, а на приглашения посетить театр отвечает, что в театрах нет ничего хорошего и интересного.
Пустовалов по долгу службы уезжает в командировку в губернию, и тогда Оленька начинает скучать и плакать. Утешение она находит только в разговорах со своим квартирантом Смирниным, который работает ветеринарным врачом. Он развелся со своей супругой из-за ее измены. Каждый месяц Смирнин высылает ей деньги на содержание ребенка. Оленька в ответ на этот рассказ посоветовала квартиранту найти примирение с женой ради того, чтобы их ребенок был счастлив.
Спустя шесть лет муж Оленьки умирает. Душечка снова осталась одна. Она соблюдает траур, приходит на могилу мужа, чтобы поплакать, живет в затворничестве.
Но через полгода тоска Оленьку отпускает, и тогда она влюбляется в того самого ветеринара. Ее отношение к жизни сразу же меняется, и всем знакомым она рассказывает о том, как плохо в городе обстоят дела с ветеринарным надзором.
Но женщина вновь остается одна, потому что полк, в котором служил ее новый муж, перевели чуть ли не в Сибирь. Основным страданием Оленьки становится отсутствие своего собственного мнения. Ей было не о чем рассказывать знакомым, она не понимала, кого ей теперь любить и чем увлекаться. Так прошли годы, в течение которых Душечка мечтала о настоящей любви, которая вновь захватит ее целиком и полностью, даст новые мысли и мнения.
Неожиданно ветеринар Смирнин вернулся. Но не один, а с женой и ребенком. Пока его не было, семья воссоединилась, и вновь счастливые супруги решили остаться в городе. К тому же ребенка пора было отдавать на обучение в гимназию.
Но Оленька не грустит из-за примирения Смирнина со своей супругой. Наоборот, Душечка расцветает и оживает, ведь теперь ей не одиноко. Она позволила семье Смирниных проживать в ее доме, а сама переехала во флигель.
Вскоре жена ветеринара уезжает к сестре в Харьков, и, похоже, не планирует оттуда возвращаться. Сам Смирнин постоянно находится в разъездах. И тогда Оленька забирает их ребенка к себе во флигель.
В ней просыпаются материнские чувства к мальчику, он становится новой любовью Оленьки. Теперь все ее мнения и мысли берут начало из гимназических учебников, а всем своим знакомым она рассказывает о том, как трудно стало учиться в гимназии.
Душечка вновь ожила и как будто помолодела. Люди больше не относятся к ней снисходительно, не воспринимают ее как человека, лишенного собственного мнения.
Напротив, знакомые восхищались ее материнской привязанностью к мальчику и готовностью вырастить его как своего собственного ребенка.
Оленька так и осталась для окружающих Душечкой — женщиной с наивной улыбкой и бесконечно добрым сердцем.