Два ракаата утреннего намаза лучше чем весь
Два ракаата утреннего намаза лучше чем весь
Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха
Некоторые из нас испытывают трудности при подъеме на утренний намаз, забывая о том, какие благословения и награды он в себе таит. В этой статье представлены несколько достоинств этой благословенной молитвы.
В Коране Аллах говорит: «Клянусь временем утреннего намаза» (89:1).
Утреннее время – это особенное время, когда лицемер отличается от верующего, когда проявляется истинность веры, любящий своего Господа, оставляя свои желания, встает, чтобы предстать перед Аллахом Всевышним. Это время, когда сердце особенно смиренно перед Создателем.
1. 2 сунна ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Два ракаата, совершенные перед утренним намазом, лучше, чем весь этот мир и всё, что в нем есть».
Пророк Мухаммад (мир ему) из всех сунна-намазов выделял именно утренний, и сам никогда не пропускал утренний сунна-намаз, за исключением во время путешествий.
В хадисе сказано: «Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха».
Того, кто прочитает утренний фард-намаз, Аллах будет оберегать и защищать от любого вида вреда на протяжении всего дня до наступления следующего фаджра.
3. Прочитавший утренний намаз подобен тому, кто читал намаз всю ночь.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь!»
В хадисе сказано: «Не войдет в ад ни один совершивший намаз до восхода солнца и до его заката».
5. Чтение Корана утром.
Аллах сказал в Коране: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (17:78).
В хадисах сказано: «Если человек завершает чтение Корана вечером, ангелы просят о прощении для него до утра; а если он завершает чтение Корана утром, то ангелы просят о прощении для него до вечера».
6. Поминание Аллаха после утреннего намаза дает награду подобную за совершение хаджа и умры.
«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».
Утренний намаз и время рассвета предоставляет верующему множество благословений и наград, само время намаза, время до него и после обладает добродетелью. К тому же: «Ангелы, уполномоченные над вашими деяниями, поочередно сменяют друг друга, одни следят ночью, а другие днем. Они встречаются во время утреннего намаза и во время послеобеденной молитвы, затем поднимаются, те которые следили ночью. Аллах спрашивает их: «Как вы оставили моих рабов?» И ангелы отвечают: «Мы их оставили совершающими намаз, и когда мы пришли, то также обнаружили их молящимися!»
Лицемерам трудно совершать утреннюю молитву
«Два ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир и то, что в нём!»
Дорогие братья и сёстры, ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: «Вы встали сегодня на утренний намаз и успели совершить его до восхода?»
К сожалению, не все могут утвердительно ответить на этот вопрос. И, как ни печально, на утренний намаз в мечетях тоже собирается мало людей. В связи с этим даже у арабов появилось метафорическое выражение: «Утренний намаз жалуется на недостаток молящихся». А ведь это благодатный и знаменательный намаз! Аллах поклялся временем этого намаза и сказал в Коране:
وَالْفَجْرِ وَلَيَالٍ عَشْرٍ
سورة الفجر:1-2
Смысловой перевод: «Клянусь временем утреннего намаза и первыми десятью днями месяца зуль хиджа». Аллах поклялся временем утреннего намаза, потому что в это время сердце особенно смиренно перед Аллахом. Также Аллах поклялся этими днями, потому что это дни, в которых совершается хадж.
Дорогой брат, знаешь ли ты, какое вознаграждение теряешь, не просыпаясь на утренний намаз? Сколько благих дел ты бы мог совершить, но не совершил, так как забыл или отложил утренний намаз? Сколько блага ты потерял в тот день, когда просто поленился встать на утренний намаз?
Утренний намаз равен оживлению всей ночи!
Проснёшься ото сна, ответишь на азан, совершишь намаз с верующими – получишь воздаяние оживления целой ночи! Пророк (мир ему и благословение) сказал:
« من صلى العشاء في جماعة فكأنما قام نصف الليل ومن صلىالصبح في جماعة فكأنما قام الليل كله» [أخرجه مسلم ].
Перевод: совершивший ночной намаз коллективно подобен тому, кто оживил пол ночи! А совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь! Хадис передал имам Муслим, да смилуется над ним Аллах.
Аллах защитит совершившего утренний намаз!
От Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
من صلى الصبح فهو في ذمة الله (رواه مسلم)
«Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха! (Хадис передал Имам Муслим, да смилуется над ним Аллах»).
Будь человеком утреннего намаза, любящим этот намаз! Но это не значит, что не надо любить другие намазы.
Любящий утренний намаз испытывают уважительный страх перед Аллахом, когда они слышат слова:
» الله اكبر. الصلاة خير من النوم «
«Аллах велик! Намаз лучше, чем сон!».
Каким бы сладким ни был сон, они оставляют постель, какой бы мягкой она ни была, отвечая на призыв к молитве.
Один из них выйдет из дома своего к дому из домов Аллаха со словами на устах:
اللهم اجعل في قلبي نورا, و في لساني نورا, و اجعل في سمعي نورا, و اجعل في بصري نورا, و اجعل من خلفي نورا, و من إمامي نورا, و اجعل من فوقي نورا» [رواه البخاري ].
Смысл: «О Аллах озари нуром (светом веры) моё сердце, одари этим светом мою речь и мой слух, пусть осветится мой взгляд светом веры, пусть осветит меня свет сзади и спереди и сверху!
Хадис передал Имам Аль Бухари, да смилуется над ним Аллах. Как ты думаешь, какое вознаграждение будет тому, кто вышел в это время на намаз ради Аллаха, ведь он выходит не ради получения мирского, не ради заработка денег, разве он не ближе к счастливому концу, ведь свет веры неотделим от него ни на мгновение.
Коллективно совершённый утренний намаз обернётся нуром в Судный день!
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
بشر المشائين في الظلم إلى المساجد بالنور التام يوم القيامة (رواه أبي داود)
Перевод: «Кожа идущих во мраке на намаз будет светить полноценным нуром в День великого суда! (Хадис передал Абу Давуд, да смилуется над ним Аллах).
Рай получат те, кто совершают утренний намаз коллективно!
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
Перевод: «Тот, кто будет совершать намазы аль бардайни, войдёт в Рай! Намазы аль бардайни – это утренний и вечерний намазы. (Хадис передали имам Аль Бухари и имам Муслим, да смилуется над ними Аллах).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал:
لن يلج النار أحد صلى قبل طلوع الشمس وقبل غروبها (رواه مسلم)
Перевод: «Не войдёт в ад ни один совершивший намаз до восхода солнца и до его заката». (Хадис передал имам Муслим).
Сон во время утреннего намаза лишает удела!
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
ركعتا الفجر خير من الدنيا وما فيها (رواه مسلم)
Перевод: «Два ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир и то, что в нём!»
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
« يتعاقبون فيكم ملائكة بالليل، وملائكة بالنهار، ويجتمعون في صلاة الفجر وصلاة العصر، ثم يعرج الذين باتوا فيكم، فيسألهم ربهم وهو أعلم بهم: «كيف تركتم عبادي؟»، فيقولون: «تركناهم وهم يصلون وأتيناهم وهم يصلون»» [رواه مسلم ].
Перевод: «Ангелы, уполномоченные над вашими деяниями, поочередно сменяют друг друга, одни следят ночью, а другие днём. Они встречаются во время утреннего намаза и во время послеобеденной молитвы, затем поднимаются, те которые следили ночью. Аллах спрашивает их: «Как вы оставили моих рабов?» И ангелы отвечают: «Мы их оставили совершающими намаз, и когда мы пришли, то также обнаружили их молящимися!»
О раб Аллаха! Тот, кто следит за утренним намазом (и за другими тоже), позже поднимет твоё имя к Аллаху! Разве тебе не достаточно этого в качестве воздаяния?!
Удел и благодать будет тому, кто совершает утренний намаз коллективно!
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
اللهم بارك لأمتي في بكورها (رواه أبو داود)
Перевод: «О Аллах, всели благодать для моей уммы в её ранних начинаниях!»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Достоинства сунны двух рака’атов перед фаджром
О рабы Аллаха! Намаз, который называется суннатуль-фаджр (два рака’ата добровольного намаза, совершаемого перед обязательной утренней молитвой) – это великий намаз, занимающий высокое положение. Этот благословенный намаз совершается в самом начале дня и является ключом к наступающему дню. Первое, что делает мусульманин в начале дня – это два рака’ата сунны перед молитвой фаджр, и заканчивается его день намазом уитр. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, никогда не оставлял эти два намаза: ни когда был дома, ни когда был в путешествии. Мать правоверных ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не оставлял совершение двух рака’атов до утренней (фаджр) молитвы». [1]
Также передается с ее слов, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Два рака’ата утренней молитвы лучше мира этого и всего того, что в нём есть». [2] И если бы по поводу достоинства этого намаза было сказано только одно это, то этого уже было бы достаточно.
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я люблю их больше, чем весь этот мир!»
Задумайся об этом сообщении от Аллаха, Пречист Он и Возвышен, по поводу величия этого намаза. А теперь задумайся еще об одной вещи: если эти два дополнительных рака’ата лучше, чем весь этот мир и всё, что в нём есть, то что тогда говорить об обязательном (фард) намазе фаджр?! И задумайся над тем, что если человек упускает эти два намаза, то насколько это великая потеря, какое это великое упущение, какой это крах для него.
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ни одну из дополнительных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал столь неуклонно, как молитву в два рака’ата утром». [3] Таким образом она указала на то, что эти два рака’ата являются желательными (нафиль), а не обязательными, но при этом они занимают великое место, и за них положена большая награда.
Если Аллах помог человеку совершить два дополнительных рака’ата перед намазом фаджр, а потом совершить намаз фаджр, тогда этот человек весь день находится под защитой Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сказал Всевышний Аллах: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре рака’ата в начале дня, и этого будет достаточным тебе до конца его», (т.е. «Я избавлю тебя от всех тягостей до конца этого дня»). [4]
Шейхуль-ислам Ибн Таймия, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Под этими 4-мя рака’атами подразумевается 2 рака’ата обязательной утренней молитвы и 2 рака’ата желательной до нее».
Аллах не нуждается ни в наших суджудах, ни в наших рака’атах, ни в наших намазах. Он не нуждается ни в ком из Своих рабов, не нуждается в мирах, и при этом Он, Самодостаточный, обращается к нам с такими словами: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре рака’ата в начале дня, и этого будет достаточным тебе до конца его».
Мы видим из этого хадиса, что если человек совершает эти два намаза, то это причина того, что все его дела приводятся в порядок. Если же человек упускает утренний намаз, то все его дела приходят в расстройство, оборачиваются для него потерями, потому что эти рака’аты – это начало дня, это ключ (мифтах) дня. Кто-то из предшественников сказал: «Твой день подобен верблюду: если ты схватишь его за голову, то вся остальная часть сама последует за ней». Вот так и наш день: если начнешь его с блага, так он и закончится, а если начнешь с греха, то и завершится он соответствующим образом.
О мусульманин, если ты желаешь блага себе, то схватись за эту великую сунну и не упускай ее. Береги свой день с самого его начала, совершая это великое поклонение.
Является сунной совершать этот дополнительный намаз кратко.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно он совершал два рака’ата (перед обязательной) утренней молитвой, сокращая их (настолько), что я даже говорила (себе): «Да читал ли он “Мать Книги” (суру “аль-Фатиха”). [5]
Она не имела в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не читал в этом намазе суру “аль-Фатиха” и другие суры после нее, а сказала так, чтобы показать, насколько кратко он совершал этот намаз по сравнению с другими намазами.
Знайте, что, когда восходит заря и когда произносится азан на фаджр, после этого не установлено в Шариате чтение каких-то намазов, кроме этих двух рака’атов. И если ты совершил их, то сиди и поминай Аллаха, не совершая иных намазов, пока не прозвучит призыв (икъама) на обязательный намаз фаджр.
Если человек пришел в мечеть и ещё не совершил два рака’ата сунны фаджра, а уже объявили о наступлении обязательного намаза, то он не имеет права совершать эти два рака’ата сунны, потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если объявляют о начале молитвы (читается икъама), то нет никаких молитв, кроме предписанной (обязательной)». [6]
Но если ты пришел до икъамы и начал совершать сунну фаджра, произнеся вступительный такбир (такбирату-ль-ихрам), и вдруг прозвучал икъама, то посмотри на две ситуации: если ты еще в начале намаза, тогда прерви его и вставай в ряд, чтобы вместе с имамом успеть совершить вступительный такбир обязательного намаза, а если ты уже достаточно много совершил из этого намаза, близок к его завершению и знаешь, что, пока произносится икъама, успеешь к вступительному такбиру с имамом, тогда закончи эти два рака’ата сунны.
Если человек не смог совершить эти два рака’ата сунны фаджра, то что тогда делать?
Он может их совершить сразу после обязательного утреннего намаза либо может их совершить, когда наступит время намаза ад-духа, когда взойдет солнце (примерно через 10-15 минут после восхода солнца). Доводом на сказанное являются два хадиса.
Сообщается, что Къайс ибн ‘Амр сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел какого-то мужчину, который совершал молитву в два рака’ата после (обязательной) утренней молитвы, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Утренняя молитва состоит из двух рака’атов!” Тот человек сказал: “Поистине, я не совершил два рака’ата молитвы, которые совершаются до неё и поэтому совершил их сейчас”. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал». [7] Известно, что время после утреннего фард намаза до восхода солнца является запретным для совершения каких-то дополнительных намазов, а раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смолчал в данном случае, то, значит, дал согласие на это исключение.
А в другом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто не совершил два рака’ата утренней сунны, совершит их, когда солнце уже взойдет!» [8]
Таким образом, если ты не успел совершить утренний сунна намаз, то можно совершить его после обязательного фаджр намаза либо совершить его, когда взойдет солнце во время намаза ад-духа. И второе более предпочтительно, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побудил к этому своими словами.
Суры, которые читаются в сунне 2-х ракаатов перед фаджром
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая два рака’ата (добровольной) утренней молитвы, читал: «Скажи: “О неверные!” (сура “аль-Кяфирун”)», а также: «Скажи: “Он — Аллах Единый…” (сура “аль-Ихляс”)». [9]
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал в двух рака’атах перед утренней молитвой: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам … », и аят из суры Али-‘Имран: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас … ». [10]
То есть в первом рака’ате после чтения суры «аль-Фатиха» он читал 136-й аят суры «аль-Бакъара»:
قُولُوا آمَنَّا بِاللَّهِ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْنَا وَمَا أُنزِلَ إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالْأَسْبَاطِ وَمَا أُوتِيَ مُوسَى وَعِيسَى وَمَا أُوتِيَ النَّبِيُّونَ مِن رَّبِّهِمْ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّنْهُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُو
«Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исма‘илу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йа‘кубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йа‘куба), что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу) и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся».
А во втором рака’ате читал 64-й аят суры «Али-‘Имран»:
قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْا إِلَى كَلِمَةٍ سَوَاءٍ بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلَّا نَعْبُدَ إِلَّا اللَّهَ وَلَا نُشْرِكَ بِهِ شَيْئًا وَلَا يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضًا أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ فَإِن تَوَلَّوْا فَقُولُوا اشْهَدُوا بِأَنَّا مُسْلِمُونَ
«Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей, и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами».
Передано и так, и так. Следовательно, является сунной иногда читать в первом рака’ате суру «Аль-Кяфирун», во втором – «аль-Ихляс», а иногда читать в первом рака’ате 136-й аят суры «аль-Бакара», во втором – 64-й аят суры «Али-‘Имран».
Передается, что однажды некий человек встал и совершил два рака’ата утренней молитвы, и в первом рака’ате он прочитал: «Скажи: О неверные!» – пока не завершил суру. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Этот раб уверовал в своего Господа». Во втором рака’ате он прочитал: «Скажи: Он – Аллах Единый». И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Этот раб познал своего Господа». [11]
Теперь задумайся, почему так сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Да потому что сура «аль-Кяфирун» полностью посвящена Таухиду в деяниях, чтобы мы посвящали все наши религиозные деяния только Аллаху. А сура «аль-Ихляс» полностью посвящена описанию прекрасных атрибутов Аллаха, посвящена Таухиду, связанному со знанием об Аллахе. Когда ты начинаешь свой день с чтения этих двух сур, то ты начинаешь свой день с этих двух видов Таухида.
Человек создан для Таухида: для Таухида знания об Аллахе, и об этом рассказывается в суре «аль-Ихляс», и создан для Таухида поклонения лишь Одному Аллаху, и об этом рассказывается в суре «аль-Кяфирун». Человек создан, чтобы знать об Аллахе, и создан, чтобы поклоняться Ему. Аллах сказал:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне
[и не поклонялись никому и ничему иному]»
(сура 51 «Рассеивающие», аят 56).
Обрати внимание на тонкий и великий смысл чтения этих сур: каждый день с самого раннего утра ты обновляешь свой иман и свой Таухид, которые нуждаются в ежедневном обновлении. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, вера/иман/ изнашивается внутри вас так же, как изнашивается одежда. Так просите же Аллаха Всевышнего о том, чтобы Он обновлял веру в ваших сердцах!» [13]
Мы просим Аллаха, Пречист Он и Возвышен, чтобы Он всем нам и нашим семьям, и нашему потомству позволил наилучшим образом поклоняться Ему, чтобы мы были из тех, кто оберегает свой намаз. Чтобы Аллах привел в порядок все наши дела и не поручал нас нам самим, нашим душам даже ни одно мгновение.
1] Ибн Абу Шайба 2/352. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2920.
2] Ахмад 6/265; Муслим 725; ат-Тирмизи 416; ан-Насаи 3/252. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3517, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 581, «Сахих ан-Насаи» 1758.
3] Аль-Бухари 1163.4] «Сахих». Ат-Тирмизи 4755] аль-Бухари 1171; Муслим 724.
6] Муслим 710; Абу Дауд 1266; ат-Тирмизи 421; ан-Насаи 864; Ибн Маджах 1151. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 371.
7] Абу Дауд 1267; Ахмад 5/447; ат — Тирмизи 422; Ибн Маджах 1154; аль — Байхакъи 2/483; Ибн Абу Шейба 6501; аль — Хаким 1/275; аль — Хумайди в своём « Муснаде » 868
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Аби Дауд» 1151, «Сахих Ибн Маджах» 954.
8] ат-Тирмизи 343; Ибн Хузайма 1117; Ибн Хиббан 613. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2361.
9] Муслим 726.10] Муслим 727.
11] Ибн Хиббан 2460 и ат-Тахáви. Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад этого хадиса сильным. См. «Сахих Ибн Хиббан» с тахкыком Шу’айба аль-Арнаута, 6/213.
12] аль-Бухари 7375; Муслим 813; ан-Насаи 1/170.
13] ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» и аль-Хаким (¼) со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими. Хафиз аль-‘Иракъи и хафиз аль-Хайсами подтвердили достоверность хадиса. См. «Маджма’у-з-заваид» (1/25), «Файдуль-Къадир» (1/473). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (1590), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1585).
Войдите в ОК
11 достоинств утреннего намаза
Некоторые из нас испытывают трудности при подъеме на утренний намаз, забывая о том, какие благословения и награды он в себе таит. В этой статье представлены несколько достоинств этой благословенной молитвы.
В Коране Аллах говорит: «Клянусь временем утреннего намаза» (89:1).
Утреннее время – это особенное время, когда лицемер отличается от верующего, когда проявляется истинность веры, любящий своего Господа, оставляя свои желания, встает, чтобы предстать перед Аллахом Всевышним. Это время, когда сердце особенно смиренно перед Создателем.
1. 2 сунна ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Два ракаата, совершенные перед утренним намазом, лучше, чем весь этот мир и всё, что в нем есть». (Муслим)
Пророк Мухаммад ﷺ из всех сунна-намазов выделял именно утренний, и сам никогда не пропускал утренний сунна-намаз, за исключением во время путешествий.
В хадисе сказано: «Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха». (Муслим)
Того, кто прочитает утренний фард-намаз, Аллах будет оберегать и защищать от любого вида вреда на протяжении всего дня до наступления следующего фаджра.
3. Прочитавший утренний намаз подобен тому, кто читал намаз всю ночь.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто совершил ночной намаз (иша) с джамаатом, будто молился половину ночи. Тот же, кто совершил утренний намаз (фаджр) с джамаатом, будто молился всю ночь» (Сахих Муслим).
Достоверно известно от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Бывать на коллективной утренней молитве для меня любимее, чем выстаивать всю ночь в молитве».
4. Утренний намаз – это свет человека в Судный день.
От Сахля ибн Саада ас-Саади (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк ﷺ сказал: «Идущих в темноте к мечети обрадуй полноценным светом в Судный день» (Ибн Маджа).
5. Утренний намаз – это гарантия рая.
От Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) передано, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Войдёт в Рай тот, кто совершал аль-Бардайн». (Сахих аль-Бухари (574), Муслим (215, 635), Дарими (1425), Ахмад (4/80) )
(Аль-Бардайн – утренний (аль-Фаджр) и аль-Аср – послеполуденный намазы).
2. Имеются ввиду, как и в предыдущем хадисе утренний (фаджр) и послеполуденный (аср) намазы. Это сказал аль-Багави.
Мулла Али аль-Кари также упомянул, что утренний и ночной (‘ишаъ) намазы, так как они первый и последний намазы.
4. Посланник Аллаха ﷺ выделил эти два намаза и это не означает, что остальные намазы можно не совершать или откладывать, а для того, что бы показать их важность и чтобы их совершали в желательное время.
6. Утренний намаз – это защита от ада.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не войдет в огонь никто, кто совершал молитву до восхода солнца и до её захода (имеется ввиду молитва Фаджр и Аср)»
(Сахих Муслим (213, 634), Абу Дауд (471), Насаи (521), но не упомянул слова «то есть утренний (фаджр) и послеполуденный (аср) намазы», Ахмад (4/136) ).
Комментарии к хадису:
«Не войдет в огонь»: вообще и сразу войдет в рай. То есть не будет наказан в Судный день. Было сказано: не войдет в огонь навечно.
7. Чтение Корана утром.
Аллах сказал в Коране: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (17:78).
На рассвете следует совершить рассветный намаз, который Аллах назвал чтением Корана, потому что во время этой молитвы предписано читать больше коранических аятов, нежели во время других намазов. Чтение Корана на рассвете также отличается тем, что помимо Аллаха его слушают ангелы, которые записывают человеческие деяния в течение дня, и ангелы, которые записывают человеческие деяния в течение ночи. Этот аят также свидетельствует о превосходстве рассветного намаза (фаджр), в течение которого надлежит подольше читать Коран. Из этого аята также следует, что чтение Корана является обязательной частью намаза, ибо если название части обряда поклонения используется для обозначения целого обряда, то эта часть является обязательной составляющей этого обряда..
8. Поминание Аллаха после утреннего намаза дает награду подобную за совершение хаджа и умры.
От Анаса ибн Малика передаётся, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры». (Ат-Тирмизи 586, ат-Табарани 7741. Хороший хадис)
9. Утренний намаз – это безопасность и сохранность, которые даёт Аллах своим рабам.
В сборнике «Сахих» имама Муслима передано от Джундуба ибн Абдуллы (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал:
«Кто совершит утреннюю молитву коллективно, тот будет находиться под опекой Всевышнего Аллаха. Ни в коем случае не нарушайте безопасность того, кто находится под защитой Аллаха. Поистине, кто нарушит безопасность того, кто находится под защитой Аллаха, и ему удастся это, будет ввергнут лицом вниз в огонь Джаханнама (Геенны)».
(Комментарии к хадису):
1. Кто совершил утренний намаз искренне или коллективно в мечети.
2. Находится под защитой и опекой Аллаха в обоих мирах.
3. В хадисе запрет совершать что-либо, что вызывает гнев Аллаха и спрос за оказанные милости. Или не оставляйте утренний намаз, который является причиной защиты Аллаха.
10. Намаз при свидетелях.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сменяются у вас ангелы утром и вечером и собираются во время утреннего и послеполуденного намазов, затем поднимаются наверх которые были с вами. И их Господь спрашивает у них, хотя он лучше их знает о них: в каком состоянии вы оставили моих рабов? Они скажут: когда мы покидали их они совершали намаз и когда мы пришли к ним они совершали намаз».
Ангелы записывающие дела людей сменяют друг друга. Или это ангелы охраняющие людей.
Дневные ангелы спускаются до утреннего намаза и поднимаются после асра, ночные ангелы спускаются до асра и поднимаются после рассвета (утреннего намаза).
Аллах спрашивает ангелов о последних делах, которые совершали люди, когда ангелы уходили. Это указывает на то, что нужно судить по последним делам.
11. Великая награда.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы люди знали, что положено за призыв на намаз и первый ряд, и не нашли бы другого способа, кроме бросания жребия они бросали бы жребий. И если бы знали что положено за ранний приход (на намаз), то поспешили бы. И если бы они знали (награду) за ночной и утренний намазы, то пришли бы даже на четвереньках».
«И если бы знали что положено за ранний приход (на намаз), то поспешили бы». Имеется ввиду совершение намаза в начале времени. И ученые сказали, что имеются ввиду пятикратный намаз или пятничный намаз или полуденный намаз.
Хадис указывает на достоинство азана и совершения намаза в первом ряду и совершения ночного и утреннего намазов коллективно в мечети.