Две оценки по русскому за что первая оценка
В каких случаях ставятся «1» и «2» за изложения и сочинения? Именно первая оценка, не за грамотность, а за сам текст?
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
– соответствие работы ученика теме и основной мысли;
– полнота раскрытия темы;
– правильность фактического материала;
– последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
– разнообразие словаря и грамматического строя речи;
– стилевое единство и выразительность речи;
– число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «1» за содержание изложения выставляется в том случае, если в работе присутствуют все критерии оценки «2», то есть
– работа не соответствует теме;
– допущено много фактических неточностей;
– нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
– Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
– нарушено стилевое единство текста.
И добавляется, что оценка «1» выставляется, если в работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
С полным текстом нормативного документа Вы можете познакомиться ЗДЕСЬ. И пусть Вас не смущает, что это сайт МОУ (методического объединения учителей) конкретной школы. На подобные сайты закачиваются, помимо прочего, и нормативные документы Министерства образования.
Критерии оценки сочинений и изложений
Критерии оценки сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «развитие навыков связной речи».
Примерный объект текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 4 классе – 150-200 слов, в 7 классе –200 –250 слов, в 8 классе – 250-350, в 9-350-450 слов
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1). Умение раскрывать тему; 2). Умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3). Соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
— Содержание работы полностью соответствует теме
— Фактические ошибки отсутствуют
— Содержание излагается последовательно
— Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления
— Достигнуто стилевое единство и выразительность текста
— В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета
— орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
— Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)
— Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности
— имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей
— лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью
— Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью
— В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов
2 орфографические и 2 пунктуационные, или1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
— В работе допущены существенные отклонения от темы
— Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности
— Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
— Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление
-Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе-5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки
— Работа не соответствует теме
— Допущено много фактических неточностей
— Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану
— Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления
— Нарушено стилевое единство текста
В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании и до 7 недочетов речевых
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить их нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при трех орфографических, двух пунктуационных и двух грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. при выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
НЕДОЧЕТЫ В СОДЕРЖАНИИ
— Нарушен порядок слов
Нарушена логическая последовательность в изложении мыслей.
УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
С – недочеты в содержании
Р – речевые недочеты
I – орфографические ошибки
V – пунктуационные ошибки
Г- грамматические ошибки
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Г1 – ошибочное словообразование (ветелинар, раздумчивый взгляд)
Г2 – ошибочное формообразование (в кине пил кофей, нет время).
Г3 – ошибка в согласовании (недорослями называют молодых людей, плохо воспитанными родителями).
Г4 – нарушение видо – временной относительности глагольных форм (мальчик сидел за столом и раскрашивал картинки)
Г5 – ошибки в управлении (не дождусь до отъезда, всматриваюсь на лицо)
Г6 – нарушение согласования между подлежащими и сказуемыми (крестьянство страдали от гнета)
Г7 – ошибки в употреблении причастных оборотов (узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами).
Г8 – ошибки в употреблении деепричастных оборотов (покатавшись на катке, болят ноги. На картинке изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени)
Г9 – ошибки в построении предложений с однородными членами (эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей)
Г10 – ошибки в построении сложного предложения (машина пришла, то нужно ехать)
Г11 – ошибка в смешении прямой и косвенной речи (Игорь сказал, что хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона)
Г12 – пропуски необходимых слов (Владик кое – как прибил доску и побежал в волейбол)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ВИДИМЫ И СЛЫШИМЫ
М – неправильное употребление местоимения (я вынула книгу из сумки и положила ее на стол) (книгу или сумку?)
Л – неправильное употребление слова в несвойственном значении (чтобы быть грамотным и с большим жаргоном словом, надо много читать)
Р1 – нарушение лексической сочетаемости (пожилая лошадь, дешевые цены, коричневые глаза)
Р2 – употребление лишнего дублирующего слова (плеоназм) (прилетели пернатые птицы, старый старик, молодой юноша)
Р3 – употребление рядом однокоренных слов (тавтология) (в рассказе «Муму» рассказывается)
Р4 – употребление слов иной стилевой окраски (земляника подлизывается к ревизору)
Р5 – неудачное употребление экспрессивного, эмоционально –окрашенного средства (у Олега Кошевого были дружки – Иван Зелепухов и Сережа Пеголепин)
Р6 – неоправданное употребление диалектных и просторечных слов. (на пришкольном участке мы выращиваем картофель, морковь и бураки)
Р7 – смешение лексики разных исторических эпох (на картине Васнецова богатыри одеты в кольчуги, брюки, варежки)
Р8 – бедность и однообразие синтаксических конструкций (мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью)
Р9 – неудачный порядок слов
(есть немало произведений, повествующих о детстве автора в мировой литературе.)