Две пословицы пермяк чему учит рассказ
Пермяк две пословицы читательский дневник
Евгений Андреевич Пермяк – российский советский писатель, драматург, режиссёр и журналист. Написал много научно-популярных книг для детей, в послевоенные годы писал детские сказки. Его рассказ «Надежный человек» 1960 г. повествует нам историю храброго мальчика Андрея и трусливой девочки Аси, которые сидели за одной партой в школе.
Краткое содержание для читательского дневника
Главная мысль
В этом рассказе автор учит нас оберегать слабых, помогать им, ведь не все могут быть храбрыми и сильными, другим нужна их помощь. А также не нужно обижаться на трусость другого, лучше помочь ему стать сильнее.
Следующая пословица
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
Главные герои
Следующая пословица
вторник, 2 октября 2018 г.
Пермяк Е. «Две пословицы»
Пермяк Е., сказка «Две пословицы»
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки «Две пословицы» и их характеристика
Чему учит сказка «Две пословицы»
Эта сказка учит быть добрым, щедрым, уметь дружить. Учит тому, что ни деньги, ни богатство не являются мерилом человеческого счастья. А главное это хорошие, добрые отношения между людьми. Учит сказка помогать другим, и тогда тебе тоже помогут.
Отзыв на сказку «Две пословицы»
Мне понравилась эта простая и бесхитростная история. Мальчик Костя в сказке понял, что одними деньгами сыт не будешь. Что кроме денег нужны и друзья. Потому что одинокий богач всегда несчастен, а окруженный друзьями бедняк всегда счастлив. Поэтому мне очень понравился мальчик Федя, не копивший деньги, но копивший друзей.
Пословицы к сказке «Две пословицы»
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Бережливым быть хорошо, а добрым лучше.
Не в деньгах счастье.
Деньги для человека, а не человек для денег.
Друга на деньги не купишь.
Следующая пословица
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
воскресенье, 13 июня 2021 г.
Пермяк Е. «Про торопливую куницу и терпеливую синицу»
Жанр: литературная сказка
Читайте краткое содержание других сказок Евгения Пермяка:
Всё нужно делать без спешки, тщательно продумав и промерив.
Чему учит сказка «Про торопливую куницу»
Сказка учит действовать неспешно, но тщательно. Учит не быть торопливыми. Учит чёткому планированию действий.
Отзыв на сказку «Про торопливую куницу»
Мне понравилось, что синица слушала свою маму и сперва всё померила и просчитала, а только потом принялась за кройку. Она действовала правильно и получила хороший результат. Мне не понравилось, что куница спешила. Она испортила дорогую ткань.
Пословицы к сказке «Про торопливую куницу» про поспешность и спешку.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Про торопливую куницу» Решила куница сшить на лето сарафан из шёлка. Взяла ножницы и давай кроить-кромсать кусок ткани. Так накроила, что из получившихся лоскутков даже платка сшить нельзя было. А Синица решила сшить фартук из холстины. Всё просчитала, всё вымерила.Сшила фартук на загляденье, даже кунице он понравился.
Пермяк смородинка две пословицы. Две пословицы пермяк это сказка или рассказ
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел — да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
Покажи мне, голубь, дорогу, — просит Костя. — Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
А я Федин товарищ, — отвечает Костя.
Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.
Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
О детях и для детей
Ответы к стр. 18
Евгений Пермяк
Смородинка
Танюша много слышала о черенках, а что это — не знала. Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал: — Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать. Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша: — Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? А отец отвечает: — Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст. Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их. Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые. Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать. Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки. К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста. Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку: — Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
1. Укажи + жанр произведения.
сказка + рассказ стихотворение
2. Прочитай пословицы. Укажи +, какая из них подходит к рассказу.
Счастье и труд рядом живут. Труд кормит, а лень портит.
3. Составь слово из первых букв названий нарисованных животных и предметов. Раскрась рисунки.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.
вторник, 2 октября 2021 г.
«Две пословицы»
Пермяк Е., сказка «Две пословицы»
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки «Две пословицы» и их характеристика
План пересказа сказки «Две пословицы»
Кратчайшее содержание сказки «Две пословицы» для читательского дневника в 6 предложений
Главная мысль сказки «Две пословицы»
Нет ничего дороже верного друга, а человеческая доброта всегда найдет отклик в чужом сердце.
Чему учит сказка «Две пословицы»
Эта сказка учит быть добрым, щедрым, уметь дружить. Учит тому, что ни деньги, ни богатство не являются мерилом человеческого счастья. А главное это хорошие, добрые отношения между людьми. Учит сказка помогать другим, и тогда тебе тоже помогут.
Отзыв на сказку «Две пословицы»
Мне понравилась эта простая и бесхитростная история. Мальчик Костя в сказке понял, что одними деньгами сыт не будешь. Что кроме денег нужны и друзья. Потому что одинокий богач всегда несчастен, а окруженный друзьями бедняк всегда счастлив. Поэтому мне очень понравился мальчик Федя, не копивший деньги, но копивший друзей.
Пословицы к сказке «Две пословицы»
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Бережливым быть хорошо, а добрым лучше. Не в деньгах счастье. Деньги для человека, а не человек для денег. Друга на деньги не купишь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Две пословицы»
Жили-были два мальчика, Федя и Костя. Костя рос очень бережливым, если ему мама давала пятачок или копеечку, все в копилку складывал, экономил. А Федя рос добрым и щедрым. Все монетки, которые ему доставались, сразу тратил. То зерна голубям купит, то собакам колбаски. И вот пошел Костя на ярмарку со своими деньгами. Хотел пряников купить и гармошку новую. А Федя дома остался, ведь чего на ярмарке без денег делать. Идет Костя по лесу и понимает, что заблудился. Но видит голубя и спрашивает у того дорогу, обещает ему денежку дать. А голубь отвечает, что денежка ему ни к чему, но раз Костя Федин товарищ, то дорогу он ему покажет. Показал голубь дорогу, идет Костя дальше. Видит река, а мост снесло. Тут плотвичка подплывает и говорит Косте, что она его знает, он — Федин товарищ. А раз так, то покажет она ему брод. Перешел Федя реку, дальше идет. Приходит на ярмарку, на товары красивые смотрит, рот разинул. Ну и вытащил какой-то вор все Костины денежки. Заплакал мальчик, но тут к нему собака прибежала, утешает. Обещает найти пропажу. И действительно, скоро отыскала собака все Костины денежки и что-то ему на ухо шепнула. И накупил Костя разных сладостей, да гармошечку новую. Идет домой всех зверей и птиц угощает, радуется. А как пришел в деревню, гармошку новую Феде протягивает — на подарок, дорогой товарищ. А Федя удивляется, не узнает друга. Не знает он, что именно шепнула собака Косте на ухо. А шепнула она две пословицы: Не имей сто рублей Бережливым быть хорошо, а добрым лучше
Евгений Пермяк — Смородинка: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих
Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.
Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:
Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:
Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?
Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.
Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.
Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелегкая это работа. Сперва надо дерн снять, потом комья разбить. А дерн у земли толстый да жесткий. И комья твердые.
Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.
Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.
К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А еще через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.
Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:
Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
О детях и для детей
Предварительный просмотр:
Тема: Е.Пермяк. Две пословицы.
Коля заболел – Коля скучает – шар в окошке – Коля и друзья
Как ты понимаешь последнее предложение? Стр.28
В тетради: какая из пословиц подходит к рассказу.
2. Сегодня мы познакомимся с новым произведение «Две пословицы»
Дети читают. Ответы детей! Я хожу по классу, смотрю, слушаю.
КОСТЯ – бережливый, экономный, расчётливый
ФЕДЯ (наоборот) – транжира (легкомысленно тратит деньги), щедрый (оказываемый, материальную помощь, не скупой), растратчик (израсходовать незаконно, тратить деньги)
2. Пятак – монета в 5 копеек
3. Гривенник – монета в 10 копеек
4. Глазеть (устаревшее, просторечье) – смотреть из любопытства
(Брод – мелкое место реки, удобное для перехода)
Работа в тетради: задание №1, №2 – заполняем
Что читать детям 8 лет
1. Производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла. 2.Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других. Снова вас приветствует наш славный Батыр. С чем же сегодня славный Батыр к нам пожаловал? Ему нужны тепло и ласка …. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.- Дома вы учили колыбельные. Коммуни-катив-ные: выражать в речи свои мысли и действия.
Какие положительные качества должны быть у Настоящего человека? Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Прочитайте заголовок. А потом мы умывались,Аккуратно одевались, Завтракали и обедали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие? Они позорят любого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач.
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико.
Считаю, что работа над пословицами и поговорками должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Ве.
Тема: Пословицы. Темы пословиц.
Сборник пословиц о труде, дружбе, об учебе, о книге.
Разработка внеклассного занятия по русскому языку для учащихся начальных классов.
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные.
понедельник, 18 мая 2015 г.
Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:- Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Удивилась Танюша:- Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?А отец отвечает:- Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. В палисаднике. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.Бабушка помогла. Нелёгкая это работа.
И люди радуются, глядя на девочку:- Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Когда бабушка внучкой была, она очень сказки любила. Это не грибок, внучка, а копилочка. Тебе и завещаю эту дедушкину копилочку. Так и делала внучка, когда бабушкой стала. Свои памятки в дедушкину копилку добавляла.
Отзыв о сказке Е.Пермяка «Две пословицы»
Главные герои сказки Евгения Пермяка «Две пословицы» — два мальчика, Костя и Федя. Костя был бережливым, и каждую копеечку, что ему в руки попадала, откладывал в копилку. А Федя деньги не берег. Он тратил все, что ему доставалось. Федя покупал корм для голубей, подкармливал речных рыб и периодически угощал всех знакомых собак колбасой.
Когда в соседнем селе открылась ярмарка, Костя достал из копилки деньги и пошел покупать разные разности. А Федя не пошел на ярмарку, потому что денег у него, как всегда, не было.
Смородинка (рассказ)
Каким был мальчик Костя? (Бережливым.) – Можно ли сказать, что Костя был плохим мальчиком? Прочитайте. – Что шепнула Косте кудлатая собака? Как-то случилась в большом селе ярмарка. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
Ему не нужно было выдумывать героев. В кино с 1953 года (первая роль — бабушка Сима — в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер»). За свою творческую жизнь создала 67 ролей в театре и 25 в кино, озвучила более 100 мультфильмов.
Михаил Яснов ГОРЕСТИ-ПЕЧАЛЕСТИ
Горести-печалести, Что-то мне не спится. С кем бы мне, печалести, Вами поделиться? Столько неприятностей — Карандаш сломался, Жук из банки вылез И больше не поймался. А ещё вдобавок — Горе-то какое! — Шарик накололся На листок алоэ… То-то мне и вертится, то-то и не спится — Может, мне с медведиком Горем поделиться? В моего медведика Уткнусь я головой: От хотя и плюшевый, Но зато – живой!
• Можно ли поделиться горестями с друзьями?
• Бывает ли тебе грустно? С кем ты делишься печалями?
Зинаида Александрова МОЙ МИШКА
Я рубашку сшила Мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И платочек положить. – На плите сварилась каша. Где большая ложка наша? Я тебе перед едой Лапы вымою водой. Повяжу тебе салфетку. Ешь котлетку, Ешь конфетку, Молоко своё допей, И пойдём гулять скорей. Это куры. Это утки. Чёрный Шарик возле будки. Мы его не позовём, Убежим гулять вдвоём. Пьёт козлёнок из корыта, На тебя глядит сердито. Ты не бойся – это гусь. Я сама его боюсь. Мы по узенькой дощечке Побежим купаться к речке, Будем плавать, загорать, Наши трусики стирать. Мишка топал, баловался — Лёгкий мостик зашатался. По реке идут круги… Шарик, Шарик, помоги! Мишка мокрый, будто губка. Сохнет плюшевая шубка. Шарик убежал вперёд… Нам от мамы попадёт!
• Почему мишка стал мокрый?
• Кого на самом деле может поругать мама? Будет ли она ругать мишку?
Иван Крылов ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК Басня
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только му́ка. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам; Да только воз и ныне там.
• Почему «воз и ныне там»?
• Как нужно поступать, если делаешь что-то вместе с друзьями?
• А ты всегда находишь общий язык с друзьями?
Валентина Осеева ОБИДЧИКИ
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.
– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
– Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:
• Почему Саша перестал обижать Толю?
Валентина Осеева ВСЁ ВМЕСТЕ
В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками.
– Давай будем дружить, – сказала Наташа.
– Давай! – кивнула головой девочка. – Будем вместе баловаться!
– Разве если дружить, так надо вместе баловаться?
– Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! – засмеялась Оля.
– Хорошо, – нерешительно сказала Наташа и вдруг улыбнулась. – А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?
– Ну, это редко! – сморщила носик Оля. – Это смотря какую подружку себе найдёшь!
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: А. Митта «Шар в окошке»; Е. Пермяк «Две пословицы». Презентация к уроку
Оборудование: компьютер и проектор, портреты писателей А. Митты и Е. Пермяка, карточки на доске по сказкам В. Сутеева, макеты обложек произведений, карточки для фонетической зарядки, аудиозаписи, учебник и хрестоматия, рабочие тетради.
Учебник: Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. 2 класс.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.
ПЛАН УРОКА
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Постановка цели урока.
2. Актуализация полученных ранее знаний и умений: чтение домашнего текста, подготовка выставки произведений В. Сутеева, защита макета обложки произведения В. Сутеева, результаты исследовательской работы в рабочих тетрадях, чтение по ролям, выборочное чтение.
3. Речевая разминка.
4. Организация восприятия и усвоения учащимися материала: чтение текста рассказа А. Митты “Шар в окошке” учителем и подготовленными учащимися.
5. Организация осмысления учащимися нового материала: составление простого плана пересказа, подготовка учащихся к пересказу, словарная работа.
6. Первичная проверка понимания рассказа: подробный пересказ текста по плану, работа по формированию навыка выразительного чтения: соблюдение интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски.
7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.
8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения: чтение текста сказки Е. Пермяка “Две пословицы” учителем и подготовленными учащимися.
9. Организация осмысления учащимися нового материала: словарная работа, выделение главного в тексте, составление макета обложки, выборочное чтение о характеристике героев.
10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.
11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)
12. Разноуровневое домашнее задание.
Ход урока
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
На сегодняшнем уроке мы будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
План рассказа составлять,
Выразительно читать.
2. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
— На дом вчера вы получили творческое задание, которое вы выполняли по группам.
1 группа работала в библиотеке, она искала различные сказки В. Сутеева. Готовьте свое задание у доски.
2 группа разыскивала героев сказок В. Сутеева. Возьмите маркеры и работайте на другой стороне доски.
3 группа составляла модель обложки произведения В. Сутеева, которое вы читали дома, вспоминала, чем отличается рассказ от сказки.
— Кто из вашей группы будет составлять модель обложки?
4 группа отрабатывала выразительное чтение.
— Послушаем выразительное чтение по ролям. Прочитать по ролям отрывок на с. 46 в учебнике.
— Ребята, а как считаете вы, кто же из героев сказки лучше?
Сутеев открывает нам мир человеческих отношений. Какие сказки Владимира Григорьевича Сутеева вы нашли в библиотеке? Дадим слово 1 группе.
— А каких героев сказок В. Г. Сутеева вы знаете? Дадим слово 2 группе.
— Ребята, а кого бы вы еще дополнили?
Работа в тетрадях.
— Откройте рабочие тетради, назовите героев сказки “Кто лучше?”.
— Какой была девочка?
— Какое слово вы не захотели отмечать в своей тетради?
— Какие загадки вы записали дома в свои тетради о героях сказки? Прочитайте.
3. Сообщение новой темы урока.
— На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить 1 сентября. Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Ребята, вы помните наш “Фонарик дружбы”, сегодня мы зажжем его вновь, чтобы в нашем доме было тепло и уютно.
Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку. |
Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с двумя произведениями. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений?
— На уроке мы будем много читать. Прежде, чем читать сделаем речевую разминку.
3. Речевая разминка.
— Итак, вперед, разминка ждет!
Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика.
— Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.
Упражнение 2. Развитие высоты голоса.
а) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:
Упражнение 3. Дыхательная гимнастика.
Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! – фу! – фу!)
Упражнение 4. На развитие интонационной выразительности речи.
Мы завтра идем в поход.
— Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.
4. Организация восприятия и усвоения учащимися материала.
— Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
— Сегодня мы знакомимся с произведением А. Митта “Шар в окошке”.
(1 абзац читаю сама, а дальше чтение текста про себя самостоятельно)
— Прочитайте, что же случилось с Колей дальше.
— Почему Коле стало хорошо?
— Какие друзья у Коли?
5. Организация осмысления учащимися нового материала
— Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста.
Составление плана.
Определение тона чтения.
— Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.
В начале текста? (печальный, скучный)
В середине текста? (удивленный)
В конце текста? (радостный)
Словарная работа.
— Давайте поработаем над некоторыми словами и выражениями.
— Поднимите руки, кому мама хоть раз ставила компресс.
— Четко проговаривайте за мной.
Нос от капель щиплет
— Обратите внимание на длительную паузу.
Чтение текста по составленному плану.
6. Первичная проверка понимания рассказа
Пересказ по плану.
— Давайте попробуем подробно пересказать этот текст по плану.
Составление модели обложки.
— Автор, тема, жанр произведения, название.
7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.
— О ком или о чем этот рассказ?
— Какими вы представляете друзей Коли?
— Какая пословица подходит к этому рассказу?
Физкультминутка (по Базарному).
Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).
8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения
Знакомство с произведением Е. Пермяка “Две пословицы”.
— Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка “Две пословицы”.
Ваша задача: выяснить жанр и тему произведения. Доказать свою точку зрения. Составить модель обложки произведения.
Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся.
Познакомить вас с текстом мне помогут Валерия и Дима.
9. Организация осмысления учащимися нового материала
Составление обложки.
— Как называется это произведение?
Работа по тексту. Выборочное чтение.
— Прочитайте словесный портрет Кости, Феди.
— Что шепнула собака Косте на ярмарке?
— Давайте разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.
— С чего начинается сюжет сказки?
— Как развивается действие?
— Самый напряженный момент?
— Как продолжается действие?
— Чем заканчивается сюжет сказки?
(на экране появляются две пословицы)
— Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?
10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.
Вывод.
— Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение “Две пословицы”?
— О дружбе сложено так много песен, а одну из них мы пели на уроке музыки. Давайте вспомним эти слова и прочитаем хором.
Друг в беде не бросит.
Лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий
11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)
— Мы рассмотрели два произведения. Давайте сравним модели обложек.
— Чем похожи эти произведения?
— Чему учит рассказ А. Митты “Шар в окошке”?
— Чему учит сказка Е. Пермяка “Две пословицы”?
13. Рефлексия.
— У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.