Дви биология что это
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы
Поступление в бакалавриат
Вопрос: Как будет выглядеть приемная компания в этом году? Она пройдет очно или дистанционно?
Ответ: Прием документов в 2022 году будет идти очно, при помощи почтовых операторов и в электронной форме при помощи сервисов Вебанкета МГУ и Госуслуги. Сдача вступительных испытаний — в зависимости от эпидемиологической обстановки.
Ответ: не отмечайте в заявлении наличие значка ГТО; когда приказ выйдет, пришлите через Вебанкету, используя обращение в поддержку, скан удостоверения или выписки из приказа; мы внесем это достижение в Вашу анкету сами.
Вопрос: Какой срок действия ДВИ? Можно ли результаты использовать на следующий год?
Ответ: Результаты ДВИ действительны сразу после написания ДВИ и до конца приемной кампании. В последующие годы эти результаты использовать нельзя.
Ответ: Для поступления на биологический факультет МГУ необходимы результаты ЕГЭ по русскому языку, профильной математике, химии и биологии. И результаты ДВИ по биологии, которое проводит биологический факультет.
Вопрос: Какой будет конкурс и проходной балл в этом году?
Ответ: Прогнозировать конкурс мы не можем, особенно в свете происходящих изменений в мире. Он зависимости от того, какие результаты ЕГЭ по русскому языку, биологии, химии и профильной математике, результаты ДВИ по биологии и баллы за личные достижения (золотой значок ГТО, итоговое сочинение, наличие аттестата с отличием) предоставили и получили абитуриенты, каков конкурс и сколько абитуриентов из участвующих в конкурсе дали согласие на зачисление. По сути, проходной балл определяется самими абитуриентами.
Вопрос: У меня есть диплом победителя заключительного этапа Всероссийской Олимпиады школьников по биологии. Я правда могу не сдавать ЕГЭ?
Ответ: Победители и призеры заключительного этапа ВОШ по биологии получают льготу «Зачисление без вступительных испытаний» и могут не предъявлять результаты никаких ЕГЭ, т.к. они зачисляются вне конкурса.
Абитуриенты, претендующие на льготу «Зачисление без вступительных испытаний», должны дать согласие на зачисление одновременно с подачей заявления. Иначе эта льгота не учитывается!
Вопрос: Дает ли какие-то льготы диплом победителя ВсОШ, но не по биологии?
Ответ: Если Вы являетесь победителем Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, математике или химии, то Вы получаете максимальное количество баллов по ЕГЭ по этому предмету.
Вопрос: Какой литературой лучше пользоваться для подготовки?
Ответ: Это зависит от ваших вкусов и подготовки. В принципе, программа дополнительного вступительного испытания построена на основе школьной программы по биологии, поэтому можно использовать школьные учебники. Дополнительно можно использовать любые пособия для поступающих в ВУЗы. Одним из универсальных современных пособий является трехтомная «Биология» Д. Тейлора, У. Стаута и Н. Грина. Из более старых учебников можно порекомендовать частично устаревшую, но хорошо написанную «Биологию» К. Вилли и В. Детье (последнее издание 1975 г.).
Помимо этих книг широко используются «Биология» Н.В. Ярыгина, «Биология» Т.Л. Богданова и Е.А. Солодова, «Биология: формы и уровни жизни» Б.М. Медникова.
Коллективом авторов – сотрудников биологического факультета под редакцией М.В. Гусева и А.А. Каменского было написано пособие «Биология».
Вопрос: Что такое ДВИ?
Ответ: ДВИ – дополнительное вступительное испытание – письменный экзамен по биологии. Продолжительность – 4 часа; 4 экзаменационных вопроса касаются всех основных разделов биологии (при дистанционной сдаче в предыдущие годы — 3 часа и 3 вопроса).
Вопрос: Я студент-биолог другого вуза. Что нужно, чтобы перевестись в МГУ на биологию бюджетной формы обучения?
Ответ: Перевод на биологический факультет МГУ осуществляется только на обучение по программам бакалавриата и только лиц, обучающихся на момент перевода в ВУЗе. Также необходимо наличие свободных бюджетных мест для перевода, информация об этом появляется не ранее июня. В середине учебного года перевод невозможен. Обратите внимание, что при переводе возникнет значительная академическая разница, обусловленная отличиями в учебных планах, которую нужно будет погасить в течении первого года обучения, одновременно осваивая текущую программу. Кроме того, для перевода нужна веская причина, просто желания сменить направление обучения или ВУЗ недостаточно.
Целевое обучение
Вопрос: Как можно поступить к вам на целевое обучение?
Ответ: Для поступления в пределах целевой квоты необходимо заключить типовой договор о целевом обучении с органом государственной власти, с государственной организацией или учреждением (см. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), предоставить все необходимые результаты ЕГЭ, написать ДВИ и участвовать в конкурсе в пределах целевой квоты. Обучение поступивших в пределах целевой квоты ведется за счет средств федерального бюджета. Поэтому в случае, например, отчисления по неуважительной причине потраченные на Ваше обучение бюджетные деньги придется вернуть.
Поступление в магистратуру
Вопрос: Хотел уточнить, правильно ли я понимаю, что для того, чтобы поступить в магистратуру по выбранному направлению, необходимо сдавать вступительный экзамен по всей биологии?
Ответ: Да, именно так. Вы должны продемонстрировать знания не только по выбранной специальности, но и по всему предмету целиком.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, на какие кафедры биологического факультета возможно поступление при наличии диплома бакалавра по небиологической специальности?
Ответ: Поступление в магистратуру возможно для лиц, имеющих высшее образование любого уровня (окончивших бакалавриат, магистратуру или специалитет), полученное по любой специальности. После поступления можно выбрать любую кафедру для обучения. Если Ваше предыдущее образование очень далеко от биологии, рекомендуем Вам образовательную программу «Фундаментальная и прикладная биология». Она как раз рассчитана на «внешних» поступающих.
Разное
Вопрос: Можно ли у вас поступить на заочное отделение, желательно с дистанционным обучением?
Ответ: На биологическом факультете нет заочного отделения. Нет и дистанционного образования. Это связано с тем, что учебный план предусматривает большое количество практикумов и летних практик. Освоить такой материал удаленно, к сожалению, невозможно.
версия для печати
Советы эксперта: Как сдать внутренний вступительный экзамен в МГУ
Российские вузы принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ, однако МГУ им. М.В. Ломоносова имеет особый статус. Университет получил право ежегодно проводить дополнительное вступительное испытание (ДВИ) на все специальности. ДВИ по каждому предмету проходит одновременно для всех факультетов, где этот экзамен присутствует в списке вступительных испытаний, по единым заданиям. Работы проверяются в зашифрованном виде и оцениваются по единым критериям. Результаты экзамена автоматически засчитываются везде, где абитуриент участвует в конкурсе.
Структура экзамена (темы, количество заданий по ним) до начала экзамена неизвестна, так же как и критерии оценки работ, их объявляют после публикации результатов. Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.
Какие дополнительные экзамены сдают абитуриенты МГУ им. Ломоносова
ДВИ | Факультеты |
---|---|
Математика | Механико-математический, вычислительной математики и кибернетики, геологический, наук о материалах, экономический, биоинженерии и биоинформатики, фундаментальной физико-химической инженерии, государственного управления и др. |
Физика | Физический |
Химия | Химический, фундаментальной медицины, фундаментальной физико-химической инженерии |
Биология | Биологический, биотехнологический, почвоведения, психологии |
География | Географический |
Литература | Филологический |
История | Исторический, Институт стран Азии и Африки, политологии, мировой политики, глобальных процессов |
Обществознание | Философский, юридический, социологический |
Иностранный язык | Иностранных языков и регионоведения, глобальных процессов, Высшая школа перевода |
Математика
Самый популярный ДВИ в МГУ, его сдают абитуриенты более 10 факультетов, в том числе топовых: ВмиК, экономического, механико-математического. В последние годы поступающим предлагалось за четыре часа решить восемь задач.
«Что касается сложности экзамена, то первые две задачи из восьми, на мой взгляд, должен решать любой не троечник. Следующие четыре задания можно назвать средними. А вот последние две задачи обычно настолько сложны, что берутся за них единицы, а до ответа доходят еще меньше. Но были абитуриенты, которые решали и седьмую, и восьмую задачу. Конечно, это единичные случаи. Полной статистики у меня нет, но, по опыту моей работы в приемной комиссии, около 2% абитуриентов пытались решать эти задачи, и преуспели четверть из них, то есть 0,5% всех сдающих экзамен. Например, по условию прошлогодней задачи по стереометрии, в основании правильной пирамиды лежит шестиугольник. Даже начертить это условие, да еще со сложным сечением, уже очень непросто. А потому в этой задаче только за корректно нарисованный чертеж уже могли ставить какие-то баллы.
Могу дать две рекомендации относительно плана действий на те четыре месяца, которые остались до экзамена. Первое: нужно сконцентрировать внимание на тех предметах, которые вы будете сдавать. На эти месяцы нужно отложить непрофильные предметы, все хобби и развлечения. Лучше это время провести, работая как монах, чем потом всю жизнь жалеть. Второе: необходимо повторить и держать в голове все формулы, определения и формулировки. Абитуриент, который поступает в МГУ и рассчитывает на положительную оценку по математике, должен уметь с ходу выписать любую необходимую формулу, относящуюся к любой из тем курса математики за все годы.
Что касается повторения тем и разделов, тут может быть две стратегии. Каждый абитуриент знает свои слабые места и может сосредоточиться на их «подтягивании». Или же, наоборот, если школьник видит, что в некоторых областях у него вопиющий провал, можно пожать плечами и сконцентрировать внимание на том, что он умеет хорошо, отточить задачи по этим темам до идеала.
Учитывайте, что ДВИ — это экзамен состязательный. Ваша задача — решить больше, чем конкуренты. Соответственно, можно выбрать несколько разделов и сконцентрироваться только на них. В любом случае я бы посоветовал повторить геометрию, поскольку в современной школе совсем плохо с этим предметом, особенно с доказательством теорем. Задача по планиметрии и задача по стереометрии в ДВИ обязательно будут».
Физика
Дополнительный экзамен по самому сложному школьному предмету пишут только абитуриенты физического факультета. Им предлагается решить четыре задачи.
«На экзамене традиционно дают четыре задачи примерно одинакового уровня сложности. Отличаются они по темам. Обычно первая задача — по механике, вторая — по молекулярной физике и термодинамике, третья — по электричеству и магнитным явлениям и четвертая — по оптике. Для хорошо подготовленного абитуриента все задачи решаемые.
Среди самых сложных тем для школьников прежде всего следует назвать физическую оптику. Правда, вероятность появления такой задачи на ДВИ невелика, пока она там не встречалась ни разу. Нередко вызывают затруднения задачи на движение тела по окружности, в частности, на применение законов Ньютона в этом случае. Также часто у абитуриентов есть проблемы с такой темой, как влажность. Это небольшая тема, которая находится внутри молекулярно-кинетической теории, при подготовке ей обычно уделяется мало внимания. Задача на влажность встречается редко, но тем не менее в 2014 году на ДВИ она была. Еще один непростой вопрос — это момент силы, а точнее, как определятся плечо силы. А вот среди самых беспроблемных тем, задачи по которым хорошо решаются, можно назвать законы сохранения в механике, геометрическую оптику и тепловой баланс.
ЕГЭ и ДВИ по физике — это два совершенно разных экзамена. Программа МГУ значительно шире. Есть темы и понятия, которые фигурируют в ДВИ, но их нет в ЕГЭ: например, поверхностное натяжение в жидкостях, тепловое расширение твердых тел и жидкостей, центр тяжести. В ЕГЭ большинство заданий соответствует определенной теме. В ДВИ все устроено несколько по-другому. Типичный случай — когда задача сочетает в себе несколько тем. Например, в 2013 году в третьей задаче совмещались электромагнитная индукция и динамика. Часто бывает сочетание геометрической оптики и кинематики. Плюс к этому, в ЕГЭ много типовых задач. Чтобы подготовиться, их нужно много решать, и тогда происходит узнавание. А в ДВИ задачи чаще формулируются нетипичным образом, абитуриенту нужно догадаться, каким путем идти к решению. Например, задачу по механике можно решать двумя разными путями. Это так называемые энергетический и динамический подходы. Понять, какой именно приведет к правильному результату, — вопрос не очевидный. Для ДВИ нужно не столько знать формулы, сколько понимать, какую формулу применить и в какой ситуации.
Что касается подготовки к ДВИ, в программе экзамена на сайте МГУ есть список рекомендованной литературы, в нем около 15 книг. Это основа для подготовки. Я бы посоветовал абитуриентам придерживаться следующей схемы. Сначала нужно прорешать любой из вариантов ДВИ прошлых лет, чтобы оценить свои силы. Если совсем не получается, то надо решать материал задачников из списка литературы. Если в целом получается, но есть задачи, которые вызывают сложности, нужно почитать теорию по этой теме в учебнике, освежить ее в памяти и потом еще раз вернуться к задаче.
За оставшееся до экзамена время я бы порекомендовал абитуриентам повторить геометрическую оптику, все разделы механики и электричества. В молекулярно-кинетической теории и термодинамике необходимо обратить внимание на задачи, где требуется определить изменение внутренней энергии идеального газа или совершенную им в результате некоего процесса или цикла работу».
Обществознание
Абитуриенты социологического, философского и юридического факультетов сдают экзамен по обществознанию. За четыре часа они должны в письменном виде раскрыть четыре предложенные темы. Например, в вариантах 2016 года были такие вопросы: «Предмет и метод экономической науки», «Политические институты», «Географический детерминизм в философии истории».
«Требования ДВИ обязывают членов методических комиссий, разрабатывающих задания, не выходить за рамки школьной программы. Задания составляются на основе школьных учебников, которые имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Четыре темы экзамена относятся к разным разделам предмета. Формулировки заданий носят предметный характер и практически не отличаются от названий разделов (глав, тем) учебников. Все темы имеют одинаковый объективный уровень сложности. Это обязательная установка, которой придерживаются разработчики заданий.
Есть темы, которые, по моему опыту, вызывают наибольшие затруднения у школьников. Они связаны с изложением различных концепций и теорий из истории обществоведческой мысли. Хотя формулировки таких вопросов также берутся из учебников, их рассмотрение обычно разбросано по разным разделам, и дети не акцентируют на них внимание. К тому же, при подготовке к ЕГЭ учителя уделяют этим вопросам меньше времени, так как их практически нет в заданиях ЕГЭ. А писать эссе по философским темам вообще не рекомендуют.
В 2016 году в ДВИ было две подобные темы — «Материалистическое понимание истории» и «Теория географического детерминизма». Думающий абитуриент, немного владеющий обществоведческой терминологией, мог бы аналитически домыслить ответы на эти вопросы. Вспомнив, что такое материализм, и учитывая его специфику, отличие от идеализма, его проявление в социальном развитии, он смог бы изложить основы этой концепции. А по второму вопросу школьник мог бы вспомнить, что такое детерминизм, что он связан с поиском единого фактора-причины развития, и догадаться, что надо обратить внимание на географию (природу, ландшафт) в качестве главной причины общественного развития. Вспомнив, что древние цивилизации возникали в долинах рек и на морском побережье, он смог бы развить свою мысль. Возможно, он и не назвал бы имен хотя бы Маркса (по первой теме) и Монтескье (по второй), но какое-то количество баллов получил бы.
На экзамене может быть всякое. Никто не исключает психологический фактор. Волнение нередко приводит к неправильному пониманию проблемы. Бывает, что абитуриент пишет не по теме. Однажды на ДВИ была тема «Отличие деятельности человека от активности животных». Некоторые поступающие написали, чем отличается человек от животного. Написали хорошо, но получили «неуд» за эссе не по теме. Вообще, школьники нередко не дочитывают задание и в результате пишут ответ на другой вопрос.
Дорогие абитуриенты, если вы утвердились в своем выборе и решили, что вам надо сдавать обществознание, берите школьные учебники (прежде всего, Боголюбова) и работайте. Открывайте раздел, читайте его и пишите по нему сочинение (эссе). Не игнорируйте сноски, задания, которые приводятся после каждого раздела. В них тоже много информации, которая может вам пригодиться. Многие теории, концепции излагаются именно там».
Биология
Дополнительный экзамен по биологии предусмотрен для поступающих на биологический и биотехнологический факультеты. Также его сдают будущие психологи и почвоведы. За четыре часа абитуриентам предстоит в письменной форме раскрыть четыре темы из разных разделов биологии.
«Два или три года назад из ДВИ по биологии убрали тестовый блок и задачу по генетике. Однако это не значит, что их не будет в этом году. В последнее время экзамен состоял из четырех вопросов с развернутым ответом. Обычно в задании требуется полностью описать определенную систематическую группу, например, паукообразных: внутреннее и внешнее строение, размножение и развитие, видовое разнообразие. Есть вопросы, где нужно описать строение цветка и соцветий. Это примеры заданий из вариантов прошлого года. К подводным камням здесь стоит отнести поверхностность ответа некоторых ребят, которые дают краткую характеристику и сразу переходят к следующему вопросу.
При подготовке к таким заданиям я бы посоветовал обратить внимание на отличительные особенности строения, поведения и размножения, запомнить несколько представителей класса, отряда или семейства. Добавит баллы правильно нарисованный рисунок или схема: иллюстрация всегда засчитывается. Плюсом к ответу также будет, если вы покажете, где находится предлагаемая систематическая группа относительно представителей другого типа. Например, если вы даете характеристику класса паукообразных, нужно отметить, что они относятся к типу членистоногих, так же, как ракообразные и насекомые. А в состав класса паукообразных входят отряды скорпионов, клещей, пауков и другие.
Часто ребята при подготовке делают упор на общую биологию и генетику, забывая курс ботаники, анатомии и зоологии. А ведь эти темы чаще всего вызывают затруднения, и по ним составлена основная часть вопросов ДВИ прошлых лет. Что касается самых простых разделов биологии, то сюда относятся основы экологии, учение о биосфере и селекция.
Есть ребята, которые заблаговременно готовятся к поступлению на биологический факультет МГУ. Они учатся в профильных биологических классах, участвуют в летних школах, проходят через «сито» олимпиад. Благодаря такой подготовке многие уже в 10-11 классе становятся настоящими маститыми биологами и могут дать фору даже студентам биофака. Сейчас, за несколько месяцев до экзамена, такие абитуриенты занимаются по своему плану, который составили либо сами, либо с репетитором или школьным учителем. А вот те школьники, которые только начали готовиться к ДВИ, должны приложить огромные усилия, чтобы подойти к экзамену в лучшей форме. Я думаю, они и сами это понимают. В первую очередь, я советую им обратить внимание на ботанику высших растений, зоологию, клеточное деление (митоз, мейоз) и анатомию человека, подробно разобрать механизм работы каждой системы органов.
При хорошей подготовке ДВИ по биологии вполне реально написать на 90 и более баллов — это удается 10% поступающих. Примерно пятая часть сдающих экзамен получают крайне низкие оценки — менее 50 баллов (при том, что на тройку надо набрать 40 баллов). На 100 баллов экзамен сдать возможно. Правда, это бывает достаточно редко: менее 1% абитуриентов добиваются такого результата. 98-99 баллов встречается намного чаще».
На сайте центральной приемной комиссии МГУ можно найти подробную программу экзаменов на все факультеты, а также варианты заданий прошлых лет.
Как подготовиться к ДВИ по биологии в МГУ
Материал подготовлен при участии Анны Моисеевой, репетитора по биологии, преподавателя зоологии позвоночных на биофаке МГУ в 2016 году и члена приёмной комиссии биофака МГУ 2017 года.
На какие факультеты сдают ДВИ по биологии:
Экзамен единый для всех факультетов, готовят и проверяют его на факультете биологии.
Как устроен экзамен
В последние годы формат дополнительного вступительного испытания по биологии в МГУ неизменен — это письменный экзамен, состоящий из четырёх теоретических вопросов. С программой ДВИ можно ознакомиться на сайте МГУ. Она состоит из четырёх тематических блоков:
Каждому блоку соответствует один вопрос экзамена. За каждый вопрос можно получить максимум 25 баллов, а за всю работу — максимум 100 баллов.
Как отвечать на вопросы
Полно и развернуто
Программа ДВИ совпадает со школьной программой, поэтому неизученные ранее темы абитуриенту не попадутся. Но определить круг тем — не значит обозначить их глубину, на один и тот же вопрос можно ответить с разной степенью понимания темы: упрощённо или более подробно.
Анна Моисеева: «Если школьник хорошо подготовлен, изучал дополнительный материал и смог эти знания правильно применить, он получит за ответ больше баллов. Но если в той информации, которая выходит за уровень школьной программы, будут ошибки, баллы, наоборот, снимут. Поэтому писать в ответе нужно только то, в чем вы точно уверены. Лучше ответить правильно в рамках школьной программы, чем ошибиться в дополнительном материале».
Главное, на что обращают внимание проверяющие — на логику изложения ответов. «Почему?» — самый важный вопрос в биологии. Если абитуриент правильно перечислил все факты, упомянул все необходимые аспекты темы, но изложил их без логических связок, работа не будет оценена на высокий балл. Максимум за такой ответ можно получить 15-18 баллов.
Анна Моисеева: «Абитуриент, сдающий ДВИ, должен продемонстрировать понимание биологической логики: показать, откуда что берётся, почему так, а не иначе, на что опираются ученые, когда доказывают какой-то закон. Например, отвечая на вопрос о строение растений, нужно не просто перечислить его части, но сказать, что вот эта часть позволяет ему жить в таких-то условиях, вот эта часть помогает адаптироваться к таким-то условиям, благодаря вот этому у него есть такие-то свойства, благодаря такому-то свойству его используют в таких-то целях. То есть не просто перечислить факты, но изложить материал таким образом, чтобы каждый следующий пункт был связан с предыдущим и вытекал из него».
Следить за аккуратностью формулировок
Школьная программа содержит далеко не все знания, накопленные человечеством о биологии, поэтому на экзамене стоит избегать категоричных формулировок. Например, если абитуриент напишет, что в отряде членистоногих три класса — пауки, насекомые и ракообразные, это будет ошибкой, потому что в этом отряде на самом деле не три класса, а больше, но в школе проходят только три. Корректной будет формулировка: «К типу членистоногие относятся такие классы, как пауки, насекомые и ракообразные».
Иллюстрировать ответ примерами обязательно, если их нет — балл будет ниже.
Анна Моисеева: «Отвечая на вопрос о строении лилейных растений, нужно упомянуть хотя бы 2-3 растения, относящихся к этому семейству. Рассказывая о разных отрядах животных, нужно перечислить по несколько представителей каждого отряда. Если нужно рассказать о функциональных группах организмов в экосистемах, можно придумать собственный пример пищевой цепочки и указать, какое растение и животное в этой цепочке какую функцию выполняет: продуцента, консумента или редуцента».
Рисунок не обязателен
Биологический рисунок — ценный способ изложения материала, во многих аспектах биологии сложно обойтись без схем и рисунков. Если абитуриент может нарисовать схему и что-то толково на ней обозначить, это хорошо, но обязательного требования рисовать рисунки или схемы нет.
Анна Моисеева: «Если рисунок будет нарисован правильно и к месту, это добавит абитуриенту баллов. Но помните, что в биологии важна точность, а не художественная техника или художественная ценность рисунка. Главное в таком рисунке не красота, а точность биологических деталей. Поэтому кривое изображение цветка, если на нем четко обозначены все его части, оценят по максимуму».
Если ответ ни на йоту не выдаётся за рамки школьной программы, но материал изложен чётко, логично, структурированно и с примерами, за него могут дать 100 баллов.
Как готовиться к ДВИ
Это можно делать параллельно с подготовкой к ЕГЭ. Теоретический материал, который нужно выучить для сдачи обоих экзаменов, совпадает, поэтому школьник, готовясь к ЕГЭ по биологии, одновременно готовится и к ДВИ.
Есть нюанс: ответы на вопросы из раздела «Общая биология» приносят школьнику примерно 60% баллов ЕГЭ, еще 20% баллов дают раздел «Анатомия человека», а на долю зоологии и ботаники остаётся всего по 10%. Из-за этого школьники часто уделяют меньше внимания двум последним разделам, ведь объём материала там большой, а баллов они приносят не так уж много. На ДВИ каждый раздел «весит» одинаково — максимум 25 баллов из 100. Поэтому при подготовке нужно уделять одинаковое внимание всем разделам.
Развивать понимание биологической логики
Обычно при подготовке к ЕГЭ школьники учат факты и пропускают ту часть материала в учебнике, в которой изложена логика биологических процессов: почему так или иначе, что из чего вытекает, как одно связано с другим и почему. Готовясь к ДВИ, важно не только учить факты, но и стараться понять общие биологические принципы, логику биологических процессов. Это понимание может выручить при ответе на вопрос: даже если какой-то факт забылся, его можно реконструировать самостоятельно.
Анна Моисеева: «Я рекомендую писать подробный конспект по каждой теме только в том случае, если ученику так проще и быстрее запомнить материал. В остальных случаях это очень долго и бессмысленно, лучше это время потратить на понимание логики».
Учиться писать связные и логичные тексты
Одного понимания логики недостаточно, нужно уметь эту логику связно изложить в письменном виде. Этот навык нужно нарабатывать специально, отвечая письменно на разные вопросы из программы ДВИ или школьной программы.
Как отвечать на экзамене
Анна Моисеева: «Чтобы успеть изложить весь материал, который вы знаете, не пытайтесь записать на черновик весь ответ целиком. У нас были случаи, когда школьники, много знающие по теме, просто не успевали переписать всё на чистовик. Используйте черновик для написания подробного плана. В процессе написания плана вы вспомните факты, подробности, восстановите логику биологического процесса, построите логические связи. Останется только аккуратно всё это изложить».
Можно ли подготовиться к ДВИ самостоятельно
Можно, как и к любому экзамену. Если до экзамена осталось немного времени, то лучше всего это делать с преподавателем: он даст весь нужный материал, сформирует понимание логики, научит связному и последовательному изложению фактов, посоветует пособия. Если преподавателя нет, всю эту работу придётся выполнять самостоятельно.
Анна Моисеева: «Для самостоятельной подготовки я рекомендую, например, пособие по подготовке к ЕГЭ Дмитрия Соловкова. Этот справочник хорош тем, что он выходит за рамки школьной программы, но ненамного. Чем не следует пользоваться, так это объёмными учебниками для поступающих в вузы. Такое количество информации просто не нужно для ДВИ, да и выучить такой объём очень сложно, а то и невозможно».
Для самопроверки можно использовать онлайн-ресурсы по подготовке к ЕГЭ.