Дви по литературе что это
Программа вступительных испытаний по литературе
Литературные произведения
В.А.Жуковский. *Вечер. *Невыразимое. *Море. *Светлана.
И.А.Крылов. *5-6 басен (по выбору экзаменующегося).
А.С.Грибоедов. Горе от ума.
А.С.Пушкин. Вольность. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы. «). Деревня. «Погасло дневное светило. «. Узник. Песнь о вещем Олеге. «Свободы сеятель пустынный. «. К морю. «Я помню чудное мгновенье. «. 19 октября (1825 г.). Пророк. Няне. «Во глубине сибирских руд. «. Поэт. Анчар. «На холмах Грузии. «. Зимнее утро. «Я вас любил. «. «Брожу ли я вдоль улиц шумных. «. Поэту («Поэт, не дорожи любовию народной. «). Бесы. Элегия («Безумных лет угасшее веселье. «). Осень. Туча.»Вновь я посетил. «. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. «. *Борис Годунов. Евгений Онегин. Дубровский. Медный всадник. Капитанская дочка.
Н.В.Гоголь. Ревизор. Шинель. Мертвые души.
А.Н.Островский. Гроза. *Лес.
И.С.Тургенев. Ася. Отцы и дети.
Н.А.Некрасов. В дороге. Тройка. «Вчерашний день, часу в шестом. «. «Мы с тобой бестолковые люди. «. Забытая деревня. Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Крестьянские дети. Железная дорога. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода. «). «О Муза! я у двери гроба. «. Кому на Руси жить хорошо.
А.А.Фет. *»Кот поет, глаза прищуря. «. *»На заре ты ее не буди. «. *»Шепот. Робкое дыханье. «. *»Сияла ночь. Луной был полон сад. «. *»Одним толчком согнать ладью живую. «.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Дикий помещик. Медведь на воеводстве. Премудрый пескарь.
Л.Н.Толстой. Война и мир.
Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание.
М.Горький. Старуха Изергиль. Бывшие люди. На дне. *Ледоход.
А.И.Куприн. Гранатовый браслет.
А.А.Блок. «Мы встречались с тобой на закате. «. «Девушка пела в церковном хоре. «. Незнакомка. «О весна без конца и без краю. «. В ресторане. «Ночь, улица, фонарь, аптека. «. «О доблестях, о подвигах, о славе. «. «О, я хочу безумно жить. «. «Земное сердце стынет вновь. «. Художник. «Я пригвожден к трактирной стойке. «. *Цикл «Кармен». Цикл «На поле Куликовом». Россия. На железной дороге. Двенадцать.
В.В.Маяковский. Послушайте. Хорошее отношение к лошадям. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. О дряни. Прозаседавшиеся. Разговор с фининспектором о поэзии. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Письмо Татьяне Яковлевой. *Облако в штанах. Люблю. Во весь голос.
А.А.Ахматова. *»Смуглый отрок бродил по аллеям. «. *»Сжала руки под темной вуалью. «. *Вечером. *»Мне голос был. Он звал утешно. «. *»Не с теми я, кто бросил землю. «. *»Небывалая осень построила купол высокий. «. *Творчество («Бывает так: какая-то истома. «). *Мужество. *Приморский сонет. *Родная земля. *Реквием.
Б.Л.Пастернак. *»Февраль. *»Ты в ветре, веткой пробующем. «. *»Во всем мне хочется дойти. «. *»Быть знаменитым некрасиво. «. *Когда разгуляется. *Ночь. *Гамлет. *Август. *Зимняя ночь («Мело, мело по всей земле. «). *Рассвет. *Единственные дни.
М.А.Булгаков. Собачье сердце. *Дни Турбиных. Мастер и Маргарита.
Н.А.Заболоцкий. *»Я не ищу гармонии в природе. «. *Завещание. *Портрет. *Некрасивая девочка. *»Где-то в поле возле Магадана. «. *Последняя любовь («Задрожала машина и стала. «). *Сентябрь. *Вечер на Оке. *»Не позволяй душе лениться. «
М.А.Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.
А.Т.Твардовский. «Вся суть в одном-единственном. «, Памяти матери. «Я знаю, никакой моей вины. «. Василий Теркин.
В.Т.Шаламов. Последний бой майора Пугачева. Галстук. Прокуратор Иудеи.
А.И.Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор.
В.П.Астафьев. Пастух и пастушка.
В.М.Шукшин. Чудик. Миль пардон, мадам. Срезал.
В.Г.Распутин. Прощание с Матерой.
*Произведения, отмеченные в программе знаком *, обязательны только для абитуриентов, поступающих на филологический факультет, факультет журналистики, факультет иностранных языков и регионоведения.
Советы эксперта: Как сдать внутренний вступительный экзамен в МГУ
Российские вузы принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ, однако МГУ им. М.В. Ломоносова имеет особый статус. Университет получил право ежегодно проводить дополнительное вступительное испытание (ДВИ) на все специальности. ДВИ по каждому предмету проходит одновременно для всех факультетов, где этот экзамен присутствует в списке вступительных испытаний, по единым заданиям. Работы проверяются в зашифрованном виде и оцениваются по единым критериям. Результаты экзамена автоматически засчитываются везде, где абитуриент участвует в конкурсе.
Структура экзамена (темы, количество заданий по ним) до начала экзамена неизвестна, так же как и критерии оценки работ, их объявляют после публикации результатов. Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.
Какие дополнительные экзамены сдают абитуриенты МГУ им. Ломоносова
ДВИ | Факультеты |
---|---|
Математика | Механико-математический, вычислительной математики и кибернетики, геологический, наук о материалах, экономический, биоинженерии и биоинформатики, фундаментальной физико-химической инженерии, государственного управления и др. |
Физика | Физический |
Химия | Химический, фундаментальной медицины, фундаментальной физико-химической инженерии |
Биология | Биологический, биотехнологический, почвоведения, психологии |
География | Географический |
Литература | Филологический |
История | Исторический, Институт стран Азии и Африки, политологии, мировой политики, глобальных процессов |
Обществознание | Философский, юридический, социологический |
Иностранный язык | Иностранных языков и регионоведения, глобальных процессов, Высшая школа перевода |
Математика
Самый популярный ДВИ в МГУ, его сдают абитуриенты более 10 факультетов, в том числе топовых: ВмиК, экономического, механико-математического. В последние годы поступающим предлагалось за четыре часа решить восемь задач.
«Что касается сложности экзамена, то первые две задачи из восьми, на мой взгляд, должен решать любой не троечник. Следующие четыре задания можно назвать средними. А вот последние две задачи обычно настолько сложны, что берутся за них единицы, а до ответа доходят еще меньше. Но были абитуриенты, которые решали и седьмую, и восьмую задачу. Конечно, это единичные случаи. Полной статистики у меня нет, но, по опыту моей работы в приемной комиссии, около 2% абитуриентов пытались решать эти задачи, и преуспели четверть из них, то есть 0,5% всех сдающих экзамен. Например, по условию прошлогодней задачи по стереометрии, в основании правильной пирамиды лежит шестиугольник. Даже начертить это условие, да еще со сложным сечением, уже очень непросто. А потому в этой задаче только за корректно нарисованный чертеж уже могли ставить какие-то баллы.
Могу дать две рекомендации относительно плана действий на те четыре месяца, которые остались до экзамена. Первое: нужно сконцентрировать внимание на тех предметах, которые вы будете сдавать. На эти месяцы нужно отложить непрофильные предметы, все хобби и развлечения. Лучше это время провести, работая как монах, чем потом всю жизнь жалеть. Второе: необходимо повторить и держать в голове все формулы, определения и формулировки. Абитуриент, который поступает в МГУ и рассчитывает на положительную оценку по математике, должен уметь с ходу выписать любую необходимую формулу, относящуюся к любой из тем курса математики за все годы.
Что касается повторения тем и разделов, тут может быть две стратегии. Каждый абитуриент знает свои слабые места и может сосредоточиться на их «подтягивании». Или же, наоборот, если школьник видит, что в некоторых областях у него вопиющий провал, можно пожать плечами и сконцентрировать внимание на том, что он умеет хорошо, отточить задачи по этим темам до идеала.
Учитывайте, что ДВИ — это экзамен состязательный. Ваша задача — решить больше, чем конкуренты. Соответственно, можно выбрать несколько разделов и сконцентрироваться только на них. В любом случае я бы посоветовал повторить геометрию, поскольку в современной школе совсем плохо с этим предметом, особенно с доказательством теорем. Задача по планиметрии и задача по стереометрии в ДВИ обязательно будут».
Физика
Дополнительный экзамен по самому сложному школьному предмету пишут только абитуриенты физического факультета. Им предлагается решить четыре задачи.
«На экзамене традиционно дают четыре задачи примерно одинакового уровня сложности. Отличаются они по темам. Обычно первая задача — по механике, вторая — по молекулярной физике и термодинамике, третья — по электричеству и магнитным явлениям и четвертая — по оптике. Для хорошо подготовленного абитуриента все задачи решаемые.
Среди самых сложных тем для школьников прежде всего следует назвать физическую оптику. Правда, вероятность появления такой задачи на ДВИ невелика, пока она там не встречалась ни разу. Нередко вызывают затруднения задачи на движение тела по окружности, в частности, на применение законов Ньютона в этом случае. Также часто у абитуриентов есть проблемы с такой темой, как влажность. Это небольшая тема, которая находится внутри молекулярно-кинетической теории, при подготовке ей обычно уделяется мало внимания. Задача на влажность встречается редко, но тем не менее в 2014 году на ДВИ она была. Еще один непростой вопрос — это момент силы, а точнее, как определятся плечо силы. А вот среди самых беспроблемных тем, задачи по которым хорошо решаются, можно назвать законы сохранения в механике, геометрическую оптику и тепловой баланс.
ЕГЭ и ДВИ по физике — это два совершенно разных экзамена. Программа МГУ значительно шире. Есть темы и понятия, которые фигурируют в ДВИ, но их нет в ЕГЭ: например, поверхностное натяжение в жидкостях, тепловое расширение твердых тел и жидкостей, центр тяжести. В ЕГЭ большинство заданий соответствует определенной теме. В ДВИ все устроено несколько по-другому. Типичный случай — когда задача сочетает в себе несколько тем. Например, в 2013 году в третьей задаче совмещались электромагнитная индукция и динамика. Часто бывает сочетание геометрической оптики и кинематики. Плюс к этому, в ЕГЭ много типовых задач. Чтобы подготовиться, их нужно много решать, и тогда происходит узнавание. А в ДВИ задачи чаще формулируются нетипичным образом, абитуриенту нужно догадаться, каким путем идти к решению. Например, задачу по механике можно решать двумя разными путями. Это так называемые энергетический и динамический подходы. Понять, какой именно приведет к правильному результату, — вопрос не очевидный. Для ДВИ нужно не столько знать формулы, сколько понимать, какую формулу применить и в какой ситуации.
Что касается подготовки к ДВИ, в программе экзамена на сайте МГУ есть список рекомендованной литературы, в нем около 15 книг. Это основа для подготовки. Я бы посоветовал абитуриентам придерживаться следующей схемы. Сначала нужно прорешать любой из вариантов ДВИ прошлых лет, чтобы оценить свои силы. Если совсем не получается, то надо решать материал задачников из списка литературы. Если в целом получается, но есть задачи, которые вызывают сложности, нужно почитать теорию по этой теме в учебнике, освежить ее в памяти и потом еще раз вернуться к задаче.
За оставшееся до экзамена время я бы порекомендовал абитуриентам повторить геометрическую оптику, все разделы механики и электричества. В молекулярно-кинетической теории и термодинамике необходимо обратить внимание на задачи, где требуется определить изменение внутренней энергии идеального газа или совершенную им в результате некоего процесса или цикла работу».
Обществознание
Абитуриенты социологического, философского и юридического факультетов сдают экзамен по обществознанию. За четыре часа они должны в письменном виде раскрыть четыре предложенные темы. Например, в вариантах 2016 года были такие вопросы: «Предмет и метод экономической науки», «Политические институты», «Географический детерминизм в философии истории».
«Требования ДВИ обязывают членов методических комиссий, разрабатывающих задания, не выходить за рамки школьной программы. Задания составляются на основе школьных учебников, которые имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Четыре темы экзамена относятся к разным разделам предмета. Формулировки заданий носят предметный характер и практически не отличаются от названий разделов (глав, тем) учебников. Все темы имеют одинаковый объективный уровень сложности. Это обязательная установка, которой придерживаются разработчики заданий.
Есть темы, которые, по моему опыту, вызывают наибольшие затруднения у школьников. Они связаны с изложением различных концепций и теорий из истории обществоведческой мысли. Хотя формулировки таких вопросов также берутся из учебников, их рассмотрение обычно разбросано по разным разделам, и дети не акцентируют на них внимание. К тому же, при подготовке к ЕГЭ учителя уделяют этим вопросам меньше времени, так как их практически нет в заданиях ЕГЭ. А писать эссе по философским темам вообще не рекомендуют.
В 2016 году в ДВИ было две подобные темы — «Материалистическое понимание истории» и «Теория географического детерминизма». Думающий абитуриент, немного владеющий обществоведческой терминологией, мог бы аналитически домыслить ответы на эти вопросы. Вспомнив, что такое материализм, и учитывая его специфику, отличие от идеализма, его проявление в социальном развитии, он смог бы изложить основы этой концепции. А по второму вопросу школьник мог бы вспомнить, что такое детерминизм, что он связан с поиском единого фактора-причины развития, и догадаться, что надо обратить внимание на географию (природу, ландшафт) в качестве главной причины общественного развития. Вспомнив, что древние цивилизации возникали в долинах рек и на морском побережье, он смог бы развить свою мысль. Возможно, он и не назвал бы имен хотя бы Маркса (по первой теме) и Монтескье (по второй), но какое-то количество баллов получил бы.
На экзамене может быть всякое. Никто не исключает психологический фактор. Волнение нередко приводит к неправильному пониманию проблемы. Бывает, что абитуриент пишет не по теме. Однажды на ДВИ была тема «Отличие деятельности человека от активности животных». Некоторые поступающие написали, чем отличается человек от животного. Написали хорошо, но получили «неуд» за эссе не по теме. Вообще, школьники нередко не дочитывают задание и в результате пишут ответ на другой вопрос.
Дорогие абитуриенты, если вы утвердились в своем выборе и решили, что вам надо сдавать обществознание, берите школьные учебники (прежде всего, Боголюбова) и работайте. Открывайте раздел, читайте его и пишите по нему сочинение (эссе). Не игнорируйте сноски, задания, которые приводятся после каждого раздела. В них тоже много информации, которая может вам пригодиться. Многие теории, концепции излагаются именно там».
Биология
Дополнительный экзамен по биологии предусмотрен для поступающих на биологический и биотехнологический факультеты. Также его сдают будущие психологи и почвоведы. За четыре часа абитуриентам предстоит в письменной форме раскрыть четыре темы из разных разделов биологии.
«Два или три года назад из ДВИ по биологии убрали тестовый блок и задачу по генетике. Однако это не значит, что их не будет в этом году. В последнее время экзамен состоял из четырех вопросов с развернутым ответом. Обычно в задании требуется полностью описать определенную систематическую группу, например, паукообразных: внутреннее и внешнее строение, размножение и развитие, видовое разнообразие. Есть вопросы, где нужно описать строение цветка и соцветий. Это примеры заданий из вариантов прошлого года. К подводным камням здесь стоит отнести поверхностность ответа некоторых ребят, которые дают краткую характеристику и сразу переходят к следующему вопросу.
При подготовке к таким заданиям я бы посоветовал обратить внимание на отличительные особенности строения, поведения и размножения, запомнить несколько представителей класса, отряда или семейства. Добавит баллы правильно нарисованный рисунок или схема: иллюстрация всегда засчитывается. Плюсом к ответу также будет, если вы покажете, где находится предлагаемая систематическая группа относительно представителей другого типа. Например, если вы даете характеристику класса паукообразных, нужно отметить, что они относятся к типу членистоногих, так же, как ракообразные и насекомые. А в состав класса паукообразных входят отряды скорпионов, клещей, пауков и другие.
Часто ребята при подготовке делают упор на общую биологию и генетику, забывая курс ботаники, анатомии и зоологии. А ведь эти темы чаще всего вызывают затруднения, и по ним составлена основная часть вопросов ДВИ прошлых лет. Что касается самых простых разделов биологии, то сюда относятся основы экологии, учение о биосфере и селекция.
Есть ребята, которые заблаговременно готовятся к поступлению на биологический факультет МГУ. Они учатся в профильных биологических классах, участвуют в летних школах, проходят через «сито» олимпиад. Благодаря такой подготовке многие уже в 10-11 классе становятся настоящими маститыми биологами и могут дать фору даже студентам биофака. Сейчас, за несколько месяцев до экзамена, такие абитуриенты занимаются по своему плану, который составили либо сами, либо с репетитором или школьным учителем. А вот те школьники, которые только начали готовиться к ДВИ, должны приложить огромные усилия, чтобы подойти к экзамену в лучшей форме. Я думаю, они и сами это понимают. В первую очередь, я советую им обратить внимание на ботанику высших растений, зоологию, клеточное деление (митоз, мейоз) и анатомию человека, подробно разобрать механизм работы каждой системы органов.
При хорошей подготовке ДВИ по биологии вполне реально написать на 90 и более баллов — это удается 10% поступающих. Примерно пятая часть сдающих экзамен получают крайне низкие оценки — менее 50 баллов (при том, что на тройку надо набрать 40 баллов). На 100 баллов экзамен сдать возможно. Правда, это бывает достаточно редко: менее 1% абитуриентов добиваются такого результата. 98-99 баллов встречается намного чаще».
На сайте центральной приемной комиссии МГУ можно найти подробную программу экзаменов на все факультеты, а также варианты заданий прошлых лет.
Как устроены ДВИ в НИУ ВШЭ и МГУ
Студентка «Медиакоммуникаций» НИУ ВШЭ о том, как писала ДВИ по Versus Battle и чем отличаются вступительные испытания по журналистике в МГУ и ВШЭ.
NB В этом материале мы рассказываем историю поступления в 2016 году. Об актуальных форматах ДВИ по журналистике можно почитать в этом материале.
поступила на программу «Медиакоммуникаций» в ВШЭ в 2016 году
Изначально я не собиралась сдавать дополнительные вступительные испытания, так как не знала, где хочу учиться. Поступать в Москву я решила внезапно. Поэтому расчет был на удачу, ЕГЭ и на то, что я истинный гуманитарий.
Я рассматривала две специальности: филология и журналистика. Когда подавала документы в Вышку, увидела на сайте загадочную образовательную программу «Медиакоммуникации» с описанием: «смешение технических, гуманитарных и управленческих навыков». Мне стало интересно. Звучало круче, чем журналистика, при этом ДВИ были похожи. Поэтому в Вышку многие подают сразу на обе программы: и на медиаком, и на журналистику.
Как устроены ДВИ
🎓 Вышка
Я поступала в 2016 году. Тогда ДВИ на «Медиакоммуникациях» состояли из двух частей:
1. Письменный тур — написать рецензию на любой медиапроект. Например, многие писали про Арзамас или Медузу. За рецензию давали 70 баллов.
2. Устный тур — собеседование, его оценивали в 30 баллов.
Плюс ЕГЭ по иностранному языку, русскому языку и литературе нужны были минимум по 60 баллов каждый.
Письменный тур. Тему для рецензии сообщали до испытания. Поэтому можно было подготовиться: прочитать всю информацию о медиапроекте и раскрыть её уже на экзамене.
Я решила анализировать шоу Versus Battle. Пришлось изучать, почему проект сейчас популярен, за счет чего они живут и кто ключевые фигуры. Тут нужны были только гугл и желание искать информацию. Честно, я начала поздновато и какие-то вещи дочитывала только в метро по дороге на экзамен.
В прошлом году ДВИ по медиакоммуникациям немного поменялись. Теперь нужно не только проанализировать медиапроект, но и придумать свой.
На ДВИ по журналистике нужно было написать материал по одной из нескольких предложенных тем, неизвестных заранее.
Собеседование. Устное собеседование проходит с комиссией из нескольких человек: обычно это преподаватель с факультета «Коммуникаций, медиа и дизайна» и какой-нибудь практик, например, корреспондент или продюсер.
Устная часть экзамена на журналистике и медиакоме почти не отличаются. Все зависит от того, к кому попадешь: могут проверять знания по истории России или по истории медиа, а могут про любимые спектакли и последние просмотренные фильмы спросить.
Я думаю, цель очного собеседования не в том, чтобы проверить наличие конкретных знаний. Скорее чтобы посмотреть, как человек реагирует и сможет ли быстро что-то сообразить, если тема ему незнакома. А также определить, насколько он замотивирован.
На своём собеседовании в 2016 году я долго объясняла, что такое Versus Battle, и вообще рассказывала про культуру рэп-баттлов. Потом меня стали спрашивать о медиапроектах, за которыми я слежу, их особенностях и структуре. А в конце пришлось читать любимое стихотворение Цветаевой.
Было нервно, и с моей запоздалой подготовкой я ждала 60-70 баллов. Но в итоге выяснилось, что 100 из 100 за ДВИ можно получить, даже если решишь писать рецензию о чем-то не совсем стандартном.
ДВИ на журфак в МГУ очень отличались от вступительных в Вышке. Здесь не было устной части, только две письменных:
1. Журналистский материал на одну из предложенных тем.
2. Эссе по истории, тоже на одну из нескольких тем.
Не скажу, что было сложнее. На очном собеседовании тебя более субъективно оценивает комиссия, а для письменного тура нужно хорошо разбираться в предмете. Все зависит от того, кому как проще себя показать.
Журналистика vs медиакоммуникации
Образовательные программы «Журналистика» и «Медакоммуникации» часто путают. Скорее это смежные специальности, на которых предметы во многом пересекаются. Но разница всё же есть.
На журфаке б ольший акцент делают на навыки работы с текстом. А на медиакоме преподаватели проверяют способность студентов к менеджменту медиапроектов, пониманию продуктов и разных этапов их создания. Иногда нас даже громко называют продюсерами. Будьте к этому готовы.
Разница между ДВИ и ЕГЭ
ДВИ — это не ЕГЭ. На них до конца не знаешь, чего ждать. Даже несмотря на то что все требования прописаны на сайте. К тому же, на устном собеседовании сильнее нервничаешь, потому что надо успеть показать себя за несколько минут. После ЕГЭ ДВИ показались чем-то новым, хотя и более непредсказуемым испытанием. Но этого не избежать на любом творческом экзамене.
В отличие от ЕГЭ, подготовка к ДВИ помогает понять, куда ты идешь и чем примерно будешь заниматься следующие четыре года. За это время можно разобраться, твоя ли это профессия, нравится ли предмет. Я не слишком интересовалась медиа, но после ДВИ захотелось читать и изучать. Хорошо, что хочется до сих пор.
Дви по литературе что это
Дополнительное вступительное испытание профильной направленности по предмету «литература» ( письменно) проводится для поступающих на направление подготовки «филология ». Длительность дополнительного вступительного испытания – 4 часа.
Письменная работа по литературе должна стать проверкой памяти и добросовестности абитуриента, показать его умение логически мыслить и связно излагать материал, выражать свои соображения по его поводу, способности видеть предмет в наиболее существенных чертах (общим планом) и в характерных деталях.
В МГУ всегда предлагаются на выбор три темы. Традиционно преобладают темы по русской литературе XIX века, но это не обязательное правило. Возможны и сопоставительные темы типа «Традиции Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина в сатире В.В. Маяковского». Так называемых свободных тем не бывает: работы по литературе должны быть оцениваемы по общим критериям.
Чтобы написать хорошую работу по литературе, нужно выполнить ряд условий относительно правильности понимания темы, полноты, глубины и самостоятельности ее раскрытия, полноты использования программного материала, понимания его художественной специфики, что выражается в использовании терминов теории литературы, и логики развития мысли абитуриента, стройности композиции работы.
Все лишнее, не работающее непосредственно на раскрытие именно данной темы, – минус для работы по литературе. Некоторые считают, что чем больше сказано о писателе вообще, тем лучше, «добирают» объем. Напрасный труд: оценивается не количество страниц, а умение думать.
Некоторые непомерно затягивают отвлеченные «вступления». Kонечно, вступление должно быть, но опять-таки оно должно иметь отношение именно к данной теме, чтобы такого вступления не могло быть ни к какой другой. Работы, в которых анализируются «Ревизор» и «Мертвые души», нельзя начинать одинаково, тем более словами о николаевской реакции (которая была совсем не одна и та же, скажем, во второй половине 20-х годов, в 30-е или в пору «мрачного семилетия» 1848-1855 годов).
Полезно, выбрав тему своей работы, придумать несколько похожих тем и сопоставить их. Тогда своеобразие предложенной темы станет очевидным и абитуриент не напишет работу на пусть близкую, но все-таки другую тему.
Третье условие – использование теоретико-литературных понятий, знание которых предусмотрено программой. Они перечисляются сразу же, на ее первой странице. Надо всегда отдавать себе отчет в том, что речь идет о художественной литературе, а не о реальных людях, даже если это толстовские Наполеон и Кутузов. Такие термины, как «образ», «герой», «характер», «тип», «композиция», «сюжет» с его элементами и т. д., нужны для раскрытия почти любой темы. При анализе стихов чаще, чем при анализе прозы, понадобится говорить о сравнениях, антитезах, эпитетах, метафорах, гиперболах. Ни одна работа о поэзии А.А. Блока не может быть написана без использования понятия «символ». Чем больше привлечено соответствующих теме терминов, тем лучше. Они придают анализу логичность и дисциплинируют мысль. Обдумывая тему, полезно заранее «прикинуть», какие термины понадобятся для ее раскрытия. Естественно, их надо правильно употреблять. Бывают отрицательные герои (персонажи), но не отрицательные образы. Грибоедовский Молчалин, булгаковский Шариков или шолоховский Митька Коршунов, конечно же, отрицательные персонажи, но блистательные художественные образы. Термин «лирический герой» будет далеко не всегда уместен в разговоре о поэзии Некрасова, в которой встречаются разные формы выражения сознания. «Железная дорога» – драматизированное стихотворение со вполне самостоятельными по отношению к личности автора персонажами. Не имеющий имени и фамилии генерал в «Василии Теркине» А.Т. Твардовского – персонаж обобщенный, но не абстрактный, не обезличенный.
Не может считаться удовлетворительной работой пересказ произведения или учебника. Все темы формулируются так, чтобы только по учебнику, не зная как следует художественных текстов, раскрыть их было нельзя. Нужно помнить о жанре экзаменационной работы: это работа по литературе, а не изложение, абитуриент сам должен продумать ответ на поставленный перед ним вопрос, хотя, естественно, с опорой на накопленные знания.
Конечно, нужно видеть конкретную связь произведения с породившей его эпохой, не отделываться привычными фразами по поводу старого и нового. Старое и новое сталкиваются как в «Горе от ума», так и в «Oтцах и детях», но насколько это разные столкновения – и по существу и по форме! Чацкий приехал в дом Фамусовых к близким ему людям, а уехал их врагом. Базаров изначально чужой для «отцов», однако Тургенева это отнюдь не радует. Произведение первой половины 20-х годов зафиксировало самое начало раскола внутри одного (тогда единственного образованного) сословия, но зато сразу во всех отношениях. В произведении начала 60-х годов недаром сообщается время действия – 1859 год, год раскола сторонников общественных преобразований на либералов прежнего типа и гораздо более радикальных «демократов». Еще были в силе крепостники – противники тех и других, но уже не было вопроса: менять или не менять общественное устройство? Ясно было, что менять, но как и до какого предела? Если точную дату написания произведения вы забыли, то можно дать такое приблизительное определение, как в этом примере. Однако принципиально важно, что «Горе от ума» – произведение преддекабристское, а «Отцы и дети» принадлежат периоду начала реформ в России. Важно понимать, почему «Война и мир» и «Преступление и наказание» не могли появиться раньше 1860-х годов. С.А. Есенин с его мятущейся поэзией и идеализацией уходящей русской деревни мог более или менее свободно проявлять себя лишь до середины 1920-х годов, потом от поэтов требовалось больше идеологической определенности. «Судьба человека» М.А. Шолохова не могла появиться в «первую послевоенную весну», когда происходит описанная в рассказе встреча автора с Андреем Соколовым: бывший военнопленный мог быть описан с таким сочувствием лишь после разоблачения «культа личности» Сталина. «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына пришел к читателям на пике «оттепели».
Если тема сопоставительная, то обычный путь – сначала излагается все об одном писателе или персонаже, потом – о другом (да еще, бывает, вспомнят что-нибудь о первом и вставят в конец) – самый невыигрышный путь. Лучше определить критерии сопоставления, понять, каковы у этих писателей темы, герои, жанры, мировоззренческие принципы, предпочитаемые художественные средства. Например, если оба создают комические произведения или широко используют комические эпизоды, нужно ответить на вопрос, в чем своеобразие комизма каждого в сфере тематики и использованных приемов (гиперболы, гротеска, иронии и т.д.). Комизм может, например, оттенять трагизм, как в четвертой книге «Тихого Дона» М.А. Шолохова, может и более прихотливо с ним сочетаться, как в «Днях Турбиных» М.А. Булгакова. При раскрытии сопоставительных тем нужно параллельно вести разговор об обоих авторах. Сопоставляя персонажи, начать можно с их общественного положения, возраста, интеллектуальных данных, особенностей психологии. Потом уже следует говорить о сюжетной роли того и другого, то есть об их биографии, как она складывается в произведении, – тогда блистательно одаренный и вечно невезучий аристократ Андрей Болконский и рыхлый, наивный, но вечно везучий незаконнорожденный граф Пьер Безухов предстанут персонажами куда более несходными, чем получается у тех, кто рассказывает об их духовных исканиях, не думая о цельной художественной концепции романа-эпопеи и значении для нее каждого персонажа.
Работа по литературе – особый, не только аналитический, но и синтетический труд, и потому это самый сложный экзамен. Максимальных оценок за нее всегда бывает очень мало. Но и для того чтобы получить за работу по литературе пусть не максимальную, но достойную оценку, надо упражняться в течение довольно продолжительного времени. Как спортсмен теряет форму без тренировок, так человек, ничего давно не писавший, теряет способность написать цельный текст. Самые лучшие советы, полученные непосредственно перед экзаменом на консультации, уже вряд ли помогут. Навык – единственная надежная гарантия успеха.
Программа вступительного испытания профильной направленности по литературе (письменно)
Программа вступительного испытания по литературе размещена на сайте Центральной приемной комиссии.
Задания вступительного испытания профильной направленности по литературе (письменно) прошлых лет
Задания на дополнительном вступительном испытании по литературе :
1. Мечтательность и практицизм как свойства человеческих характеров в романах И.А. Гончарова «Обломов» и Л.Н. Толстого «Война и мир».
2. Образ Петербурга в поэмах А.С. Пушкина «Медный всадник» и А.А. Блока «Двенадцать».
3. Национальное и общечеловеческое в образах Ивана Денисовича Шухова и Матрены Васильевны Григорьевой (по рассказам А.И. Солженицына).
Задания на дополнительном вступительном испытании по литературе (резервный день):
1. Образы счастливых людей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
2. Чацкий как оратор: ключевые монологи персонажа (по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
3. Мотив судьбы в поэзии А.А. Блока.
Задания на дополнительном вступительном испытании по литературе :
1. Читательский кругозор женщины как средство ее характеристики в произведениях А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
2. Мотивы радости и скорби в лирике Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова.
3. Сюжетная ситуация поединка в произведениях А.Т. Твардовского и М.А. Шолохова («Василий Теркин», «Судьба человека»).
Задания на дополнительном вступительном испытании по литературе (резервный день):
1. Музыкальные мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов» и повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
2. Персонажи-резонеры в драматургии А.С. Грибоедова и А.Н. Островского («Горе от ума», «Гроза»).
3. Некрасовские традиции в лирике В.В. Маяковского.
Задания на дополнительном вступительном испытании по литературе :
1. Рассуждения о литературном труде как тема авторских отступлений в романе А.С. Пушкина « Еыгенирй Онегин» и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2. Дмитрий Разумихин и Дмитрий Старцев как литературные типы (по произведениям Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и А.П. Чехова « Ионыч »).
3. Комические эпизоды в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
Задания на дополнительном вступительном испытании по литературе (резервный день):
1. Особенности «места действия» в комедиях А.С. Грибоедова «Горе от ума» и А.П. Чехова «Вишневый сад».
2. Своеобразие женских портретных характеристик в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Мотив нежности в лирике С.А. Есенина.
Задания на дополнительном вступительном испытании по литературе :
1. Образы персонажей-пленников в произведениях Л.Н. Толстого и М.А. Шолохова («Война и мир», «Судьба человека»).
2. Смысл финальных сцен в драмах А.Н. Островского «Гроза» и А.М. Горького «На дне».
3. Сатирические образы в лирике Н.А. Некрасова и В.В. Маяковского.
Задания на дополнительном вступительном испытании по литературе (резервный день):
1. «Русское поле»: сельский пейзаж в лирике М.Ю. Лермонтова и С.А. Есенина.
2. Герой-индивидуальность и герой-народ в поэмах Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
3. Принципы изображения человека на войне в произведениях Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова и В.П. Астафьева.
Задания на дополнительном вступительном испытании по литературе :
2. Функции авторских отступлений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Мотив воспоминания в пьесах А.П. Чехова «Вишневый сад» и М. Горького «На дне».
Задания на дополнительном вступительном испытании по литературе (резервный день):
1. Мотив пути в поэмах М. Лермонтова «Мцыри» и А. Блока.
2. Средства сатирического изображения представителей власти в прозе Н.В Гоголя и в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Новые социальные типы в литературе 1920-х годов (М.А. Булгаков, А.П. Платонов, М.А. Шолохов).
2. Функции авторских отступлений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Мотив воспоминания в пьесах А.П. Чехова «Вишневый сад» и М. Горького «На дне».
1. Внутренний мир «маленького человека» в изображении Н.В. Гоголя и А.И. Куприна («Шинель» и «Гранатовый браслет»).
2. Мотив страдания в произведениях Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского.
3. Традиции М.Е. Салтыкова-Щедрина в сатире В.В. Маяковского.
1. Образ Швабрина и его функции в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
2. Образ главного героя и основные средства его создания в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Мотив любви в пьесе М. Горького «На дне».
Дополнительное вступительное испытание профильной направленности по иностранному языку (письменно)
Дополнительное вступительное испытание профильной направленности по предмету «иностранный язык» ( письменно) проводится для поступающих на направление подготовки «фундаментальная и прикладная лингвистика ». Длительность дополнительного вступительного испытания – 4 часа.
Программа вступительного испытания по иностранному языку размещена на сайте Центральной приемной комиссии.