Движение вверх что правда а что вымысел
Движение вверх: исторические факты, реальная история, правда и мифы, несоответствия, судьба героев фильма
Хотите узнать исторические факты и вымысел фильма «Движение вверх»? Как было на самом деле? На каких событиях основан фильм? Существует реальная история, поэтому мы должны рассказать вам, какова правда и мифы, какие есть несоответствия и как сложилась судьба героев.
Вступление
«Движение вверх» – это российский фильм, основанный на реальных событиях о том, как прошла знаменитая и в каком-то смысле роковая игра на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене между сборными СССР и США. В тот год Советский Союз не просто выиграл в баскетбол, а сделал это с триумфом, забив решающий бросок на последних трех секундах. Прямо как в кино.
Не мудрено, что эту историю использовали как основу для сюжета фильма. Создатели опирались на одноименную книгу Белова и в целом придерживались фактов, но слишком большие расхождения между правдой и вымыслом оказались настолько существенными, что это вылилось в скандал.
Все началось еще во время утверждения сценария – вдовы Кондрашина и Белова не могли смириться с тем, в каком свете выставили их мужей, но так и не добились ощутимых изменений сценария. По словам создателей, фильм получился бы плохим. Дошло до того, что вдовы решили судиться с киностудией Михалкова за клевету.
Авторы фильма настаивают, что имеют право на художественные отступления, в конце концов, это же не хроника. Но нам все же стало интересно, что из представленного в фильме является правдой, а что вымыслом.
Техника в баскетболе
Нам простым непрофессионалам это и заметно не было, но оказывается, советские баскетболисты использовали нескольку другую технику для игры. В частности, в фильме вы видите броски сверху, так называемые «слэм-данки», но в 70-ые в СССР они почти не использовались, а в США и вовсе были запрещены.
Режиссер Мегердичев прокомментировал, что не пытался дословно передать игру, а хотел показать баскетбол в целом, добавив соответствующие эффекты для зрелищности.
Справедливости ради, нужно отметить, что кое-кто все-таки пытался следовать канонам. Мы это рассказывали в интересных фактах о фильме вот здесь. Художник по костюмам даже скопировал ткани для трусов – у американцев хлопок, а у советских баскетболистов – сатин. Вот это подход!
Кондрашин
С тренером Кондрашиным самая сложная история. Ссоры с вдовой достигли такого уровня, что киностудия изменила фамилию на вымышленную – на Гаранжина. Это сделано для юридической защиты против исков, мол, персонаж вымышленный, к реальному человеку отношения не имеет.
По сюжету Гаранжин спекулировал валютой, чтобы собрать деньги для лечения сына, который мог передвигаться только в инвалидной коляске. От эмоций в конце, Юрий (сын) даже встал, настолько на него повлияла победа. Но реальность была совсем другой. Да, у Кондрашина действительно рос сын Юрий, страдающий от церебрального паралича. Операций ни в СССР, ни в США не проводилось, денег не собиралось, а сын на всю жизнь и по сей день прикован к инвалидному креслу.
То, как мы видим тренера в фильме, далеко от настоящего характера тренера – об этом говорят все, кто лично был с ним знаком. Немного угрюмый, замкнутый и молчаливый, он выполнял все, что от него требовалось, а в кинокартине скорее показан собирательный образ советского тренера.
Александр Белов
Жена Белова – ныне Овчинникова – сама баскетболистка. Это правда. Но она разочаровалась в картине, потому что в фильме ее мужа показали больным уже во время Мюнхена. Хотя это не так – Белову на Олимпиаде было 20 лет, а о саркоме сердца он узнал значительно позже – в 1976 году.
Больше всего Овчинникова оскорбилась любовными похождениями, которую приписали Белову, мотивируя это тем, что у парня было много девушек до невесты и ничего удивительного тут не было.
Сергей Белов
У Сергея Белова, автора мемуаров (оба Беловы – просто однофамильцы) по фильму больные колени. Да, это правда, но опять же, они были таковыми уже после Мюнхена. На самом матче баскетболист был абсолютно здоров.
Модестас Паулаускас
Рекомендуем вам почитать, кто играл баскетболистов в фильме Движение вверх. Там есть фото и актеров, и прототипов.
Пожалуй, характер этого баскетболиста перекроили сильнее всех. Выставив его злобным прибалтом и русофобом, сценаристы приписали Модестасу Паулаускасу желание сбежать из Советского Союза. Это было очень далеко от правды. Паулаускас никогда не отличался антисоветскими настроениями и даже больше – он до сих пор ездит в Калининградскую область потренировать молодых ребят и побыть среди русских, которые полюбились ему с советских времен.
Алжан Жармухамедов
У Алжана Жармухамедова были проблемы со зрением и от части он больше опирался на чутье в игре, чем на глаза. Хотя баскетболист не был уж настолько слепым – всего минус два. Кстати, насчет слепоты в фильме тоже приврали – первые линзы у баскетболиста появились уже после Олимпиады, а не во время нее.
Александра Белова
Вольность в отношении появления девушки Белова – Александры – на Олимпиаде – лирическое отступление для усиления драмы. Исторически женский баскетбол появился на Олимпийских играх только в 1976 году, а родные или друзья не могли сопровождать спортсменов из сборной во время игр. Так что, Беловой там не было.
Матч за икру
По сюжету, когда баскетболисты прилетели в Америку, то играли с местными в баскетбол за контрабандную черную икру. После проигрыша они напились в баре. Этого вообще не было ни в мемуарах, ни в действительности. К слову, американцы не были настолько непобедимыми. Сильными, да, но не настолько – СССР обыгрывало в баскетболе США на чемпионатах мира, но этот факт опустили, чтобы показать, насколько значимым был для сборной Советского Союза Кондрашин. Да, был. Но и до него сборная побеждала.
Да и сам баскетбол не был настолько уж масштабным видом спорта по сравнению с хоккеем и футболом, чтобы от сборной и тренера требовали невыполнимого. Давление было, но никаких громких заявлений с уходом из спорта от Кондрашина на пресс-конференциях не было.
Судьба героев
Из всех игроков той сборной меньше всего повезло Александру Белову. В 26 лет он скончался от неизлечимой болезни сердца, но до этого переживал непростые времена отстранения от спорта.
После того победоносного матча Белова уличили в контрабанде икон, хотя выдвигали гипотезы о подрыве репутации и ослаблении команды за счет наговоров. В любом случае, был огромный скандал со всеми вытекающими – отстранение от участия в играх, лишение наград. Белова восстановили в 1978 году, но уже было поздно – болезнь подкосила буквально через пару дней после новости, и он уже не встал. С женой они прожили в браке всего год, детей не было.
Сергей Белов после ухода из большого спорта сделал успешную карьеру тренера, принося России награды и призовые места. Он скончался в 2013 году.
Из всей команды в живых сейчас Иван Едешко, Модестас Паулаускас и Анатолий Поливода. Последний в фильме не упоминается. Сейчас он живет на Украине.
А вот и видео с той знаковой игры.
На этом у нас все. Мы постарались рассказать про все исторические факты и вымысел в фильме, как было на самом деле, какой была судьба героев, где правда и мифы, и где реальная история. Как видите, несоответствия есть, и они существенные, но теперь вы знаете, на каких событиях основан фильм. Кстати, вы его уже смотрели? Что думаете?
«Движение вверх»: ложь с первых кадров. История финала, рассказанная очевидцем
Спортивный блокбастер «Движение вверх» стал самым кассовым фильмом за всю историю российского кинематографа, о чем сообщил портал kinobusiness.com. Стал ли он самым лживым, судить не берусь, поскольку недостаточно хорошо знаком с российским кинематографом, но, не исключено, что может претендовать в лауреаты и в этой категории. Правда искажается с первых же кадров.
Александр Гомельский, смещенный с поста тренера сборной СССР после третьго места на чемпионате мира в Любляне (Югославия) в 1970 году, прощается с игроками сборной, и, как только он покидает зал, где выстроились баскетболисты, парням представляют нового тренера – Владимира Кондрашина (в фильме – Гаранжин). На лицах баскетболистов – недоумение: мол, что за хмырь? Да и Гаранжин будто бы неуверен в себе: мол, убрали великого, которому я и в подметки не гожусь.
Это неправда. Точнее – прямая ложь. Каждый из игравших в сборной Гомельского знал: Кондрашин – прекрасный тренер. В 1968 году он вывел ленинградский «Спартак» на третье место в чемпионате СССР, в 1969-м и 70-м «Спартак» был вторым – сразу после ЦСКА, составлявшего костяк сборной. Кондрашин был хорошо знаком игрокам. Сергея Белова называл Серега, Модестаса Пауласкаса – Модя. «Меня зовут не Модест, а Модестас», – говорит киношный Паулаускас киношному Кондрашину, и, повернувшись к нему спиной, уходит возмущенный из зала, в котором игроки будто бы впервые в жизни видят нового тренера сборной.
«Но да ведь это ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм, не документальный!» – слышу я. – «Авторы имеют право на вымысел!»
Художественность позволила превратить в антисоветчика капитана сборной литовца Паулаускаса, которого советская власть награждала орденами. Баскетболистов сборной, приехавших в Америку на тренировочные матчи, отправить в фильме погулять в негритянских трущобах и сыграть в баскет с местной шпаной. Во время подготовки к турниру послать баскетболистов – с разрешения тренера! – в Грузию на грузинскую свадьбу.
И не может, разумеется, быть художественный фильм без постельной сцены! Авторам художественного фильма дано право сделать зрительницей финального матча с американцами киношную любовь Саши Белова. Только почему она в форме сборной СССР – дело-то происходит в 1972 году, а женский баскетбол включили в программу Олимпийских игр только в 76-м?
О’кей, я понял: что не позволено документалистам, разрешено авторам художественного фильма. Но если бы картина «Движение вверх» ограничилась только этими – и подобными им – выдумками. Если бы.
Цель авторов фильма однозначна: представить героев патриотами, готовыми жертвовать своей жизнью ради победы на Олимпийских играх над американцами, которые за всю историю олимпийского баскетбола не потерпели ни одного поражения. И в 1971 году, на пресс-конференции после победы на чемпионате Европы, Гаранжин объявляет: его команда будет сражаться в Мюнхене за первое место. Дескать, раньше, в гомельские времена, команда ехала за серебром, но теперь поедет за золотом.
Так мог говорить Гаранжин. Но так никогда не говорил Кондрашин. Он говорил совершенно иное.
Перед Олимпийскими играми тренеры всех советских команд – не только баскетбольной – докладывали в Спорткомитет (тогдашнее министерство спорта), какое место они займут. Кондрашин поставил начальство в известность: второе место. «Почему вы всегда говорите о втором?» – спросил его председатель Спорткомитета Павлов («румяный комсомольский вождь», как назвал его Евтушенко). «Сергей Павлович, когда вы организуете в Сочи питомник по выращиванию негров, команда будет играть за первое место!» – ответил реальный Кондрашин. Вероятно, он не был патриотом, поскольку не удосужился вступить в партию; был единственным(!) не членом партии среди всех главных тренеров советских команд в Мюнхене. И ехал за вторым местом. В отличие от патриота Гаранжина, поехавшего за первым..
Патриотизм киношного Кондрашина проявляется не только уверенностью, что его команда выиграет олимпийское золото. Он собирает деньги на лечение сына за границей, но когда становится известно, что будущий герой финального матча Александр Белов смертельно болен, то решает все собранные деньги отдать на лечение Белова. Здесь все абсолютная ложь. К началу 70-х Кондрашин знал, что сына Юру вылечить нельзя, никаких денег он не собирал. И в 1972 году Саша Белов был совершенно здоров, заболел спустя шесть лет и вскоре скончался.
А спросите-ка любого выходящего из российского кинотеарта зрителя: с кем играла в Мюнхене сборная СССР? Восемь из десяти, а, может быть, и девять, а то и все десять, ответят: с профессионалами. И у зрителей есть основание так считать.
Во-первых, большинство россиян вряд ли знают, что профессионалы НБА были допущены к международным турнирам только в 1992 году. Во-вторых, фильм, который они только что посмотрели, дает основание считать, что в Мюнхене советская команда встречалась с профессионалами.
Вспомните-ка, как Гаранжин говорит своему помощнику, что перед Олимпийскими играми следовало бы сыграть «со студентами или любителями». Такого сказать настоящий Кондрашин не мог, поскольку прекрасно знал, что студенты – это и есть любители. Но сказанное Гаранжиным позволяет зрителю уразуметь: тренировочные матчи «со студентами или любителями» должны стать проверкой для более трудного испытания – поединка с профессионалами НБА.
Конозрителю невдомек, что в Мюнхене советские зрелые мужчины, большинство в возрасте от 25 до 28 лет (некоторые из них – отцы семейств), встречались со студентами, старшему из которых было 23, а большинству 19-20. И зрителю не дано, конечно, знать, что в американской команде не было даже всех звезд студенческого баскетбола – в частности, центрового Билла Уолтона из Калифорнийского университета, который отказался играть, протестуя против войны во Вьетнаме. Кстати, а был ли он патриотом?
Что же касается фильма «Движение вверх», то он может спососбствовать воспитанию только лжепатриотов.
Несколько слов о патриотизме Владимира Петровича Кондрашина. Он был патриотом Питера, и, будучи патриотом своего родного города, делал все, что в его силах, чтобы Саша Белов оставался игроком ленинградского «Спартака». Офицер советской армии коммунист Гомельский хотел мобилизовать Белова в армию. Кондрашин сражался за спартаковца Белова.
Я был дружен с Кондрашиным не один год и однажды сказал ему: «Мне легче представить Медного Всадника на Красной площади, чем Сашу в форме ЦСКА».
Отсюда и ниже текст материала, включая все изображения, взятые оттуда же.
Вся правда о «Движении вверх»
К фильмам, снятым на основе реальных событий, чаще всего подход один — раз взялись, будьте добры верно подавать факты. А уж когда главным событием оказывается баскетбольный матч, который проходил не абы где, а на Олимпийских играх 1972 года (и к которому априори прилагаются видео- и аудиоматериалы), больше обычного тянет раскладывать по полочкам каждую минуту — да что там, секунду — знакового советско-американского спортивного противостояния.
Слэм-данки от игроков «красной машины»? Слёзы капитана команды в финале? Приступы у Александра Белова? Всё это в картине «Движение вверх» становится предметом самого тщательного разбора, даром что фанаты спорта и просто пытливые зрители часто отличаются на диво цепкой памятью. Особенно хорошо, если кто-то (например, один небезызвестный киносайт) уже сделал за вас всю чёрную работу и публикует подробный анализ событий фильма — что там правда, а что вымысел.
Не каждый знает, что «Движение вверх» — это в первую очередь автобиографическая книга Сергея Белова, знаменитого члена тогдашней сборной СССР, её капитана и комсорга. В «Движении вверх» он более чем подробно вспоминает собственный путь к баскетбольным вершинам и даёт тщательные характеристики товарищам по команде. С таким «багажом» фильму идти на риск художественного вымысла ещё сложнее. И дело здесь не только в прихоти его создателей.
Личная жизнь и время
Сюжетные линии фильма условно можно разделить на спортивные и личные — и если с первыми всё более-менее прозрачно, то вот частная жизнь никак не укладывается в кинематографические реалии. Например, фамилия тренера сборной СССР была вовсе не Гаранжин, а Кондрашин: её смена стала не прихотью режиссёра или сценариста, а условием родни, посчитавшей образы главного героя и членов его семьи даже позорными. Да, про то, что тренер взял скопленные на операцию сына деньги и отдал их на лечение игрока своей сборной, нигде не написано. Тем не менее, сын-инвалид у Кондрашина всё-таки существовал.
К протестам присоединились и со стороны Александра Белова — его вдова, возможно, была недовольна своим образом в фильме или тем, как обошлись с недугом мужа: на самом деле редкая болезнь сердца у Белова проявилась ближе к 1977 году и на матче мюнхенской Олимпиады ещё никак не сказывалась.
Владимир Петрович Кондрашин любуется своим родным «Спартаком» на чемпионате СНГ по баскетболу в 1992 году.
С другой стороны, создателям фильма приходилось довольствоваться временным отрезком примерно в год — от замены тренера Гомельского Кондрашиным до победы на Олимпиаде, тогда как история о людях, победивших сборную США на Играх 1972 года, этим периодом далеко не ограничивалась. Например, сцена с таможней, которая на первый взгляд кажется чуть ли не ироничной демонстрацией тогдашнего отношения советской власти к любому намёку на контрабанду, имеет прототип — в 1977 году у Александра Белова возник серьёзный конфликт с таможней, так как спортсмен зачем-то вёз в СССР. иконы. Отчасти этим объясняется Библия в чемодане Сергея Белова уже в самом фильме; ну и приятным дополнением к правдиво переданным фактам служит то, что Белов хорошо разбирался в религиозных текстах — и даже цитировал в своей книге Екклезиаста.
Этой же необходимостью уложить историю в короткий временной период, не превращая фильм в байопик одного игрока, можно объяснить и все моменты с Александром Беловым — начиная от его приступов и заканчивая американским госпиталем. Никак иначе, к сожалению, не передашь тот факт, что здоровый, невероятно талантливый игрок в баскетбол (на момент знаменитого матча ему был всего двадцать один год) умер уже в 1978 году от редкой, неизлечимой болезни сердца. Разве что в титрах написать — но эффект, разумеется, будет минимальный. Забавного в этом мало, но факт остаётся фактом: и второму Белову, Сергею, раньше времени приписали больные колени — конечно, такой недуг у него и в самом деле был, но играть в 1972 году ещё никак не мешал. В книге, кстати, целый раздел посвящён «прекрасной» медицине и её отдельным светилам, которые временами гробили на корню карьеры спортсменов-профессионалов. Например, один из вероятных участников судьбоносного матча не смог участвовать в нём именно из-за медицинской ошибки и личного упрямства врача — игрок Владимир Андреев получил травму мениска, удалили ему по ошибке другой, затем спровоцировали гангрену. Разумеется, спортивная карьера для Андреева закончилась — хорошо хоть, ногу удалось спасти.
Сергей Белов готовится выполнить свой коронный бросок в прыжке.
Одна фраза, сказанная Сергеем Беловым своим товарищам по команде, тоже перекочевала в фильм из раннего этапа его жизни: на слова о том, что с ним приятно играть, Белов ответил: «А мне с вами — нет» вовсе не в преддверии Олимпиады. Но вышло всё равно убедительно.
Пожалуй, самый неоднозначный персонаж фильма — Модестас Паулаускас — воплощает собой человека, недовольного СССР, но преданного своему делу и команде, что в итоге играет для него решающую роль. Надо ли говорить, что всего этого накала страстей с секретной машиной, родственниками в Германии и защитой со стороны Кондрашина не было? Более того, странно, что на фоне возмущения семей Кондрашина и Белова не появилось хоть какой-нибудь реакции самого Паулаускаса, который сейчас, кстати, жив-здоров. Может, дело здесь в условном согласии с необходимостью художественного вымысла — как ещё за столь короткий срок показать развитие персонажей и сплочение команды вокруг нового тренера? Да и предателем литовец в итоге не оказывается, а наоборот, помогает команде одержать победу. Эти допущения нередко сглаживаются достоверными деталями — например, тем, что Модестаса Паулаускаса и Сергея Белова на Олимпиаде разместили в одном номере с сопровождавшим команду КГБ-шником. Именно поэтому в фильме из его уст звучит упрёк, что он, в отличие от них, по чужим вещам не лазает.
Точно по такой же схеме работает и внешняя атрибутика — у Александра Белова нет его знаменитых бакенбард, зато у Сергея Белова вдруг появляются усы, которых в 1972 году не было и в помине. Владимир Кондрашин и Владимир Машков имеют минимум внешнего сходства, так же как Иван Едешко и сыгравший его Кузьма Сапрыкин. Именно с помощью продуманных мелочей создатели дают понять, насколько важна им самим эта история. За брошенной как бы между делом фразой Кондрашина-Гаранжина, мол, Зураб Саканделидзе мог бы бегать и быстрее, скрывается проверенная информация о том, что грузинский спортсмен пробегал стометровку за феноменальные одиннадцать секунд. А факт, что Сергей Белов занимался с мешком на спине, дабы увеличить высоту прыжка, абсолютно достоверный — более того, именно такие тренировки давали Белову возможность в игре забросить мяч сверху, пока противники пытались заблокировать его снизу.
Сверху: Алжан Жармухамедов (№ 7), Геннадий Вольнов (№ 13), Анатолий Поливода (№ 4), Иван Дворный (№ 12), Александр Белов (№ 14), Сергей Коваленко (№ 15, здесь почему-то в майке с № 9, как и у Ивана Едешко), Александр Болошев (№ 8). Снизу: Модестас Паулаускас (№ 5), Михаил Коркия (№ 11), Зураб Саканделидзе (№ 6), Иван Едешко (№ 9), Сергей Белов (№ 10).
Линзы, кстати, тоже были. Правда, их не доставал из ниоткуда Кондрашин, а вполне себе легально вытачивали в СССР из оргстекла, уже после победы в 1972 году. Потеря такой прямо во время матча была делом довольно частым: все останавливались и «ползали на пузе», ища драгоценную линзу Алжана Жармухамедова. А ещё носить их было настоящим мучением. Как можно играть и выигрывать в таких условиях, вообще непонятно.
Вот ещё одна забавная деталь: нетрудно догадаться, что никакой тренер в здравом уме не пустил бы игрока своей сборной на свадьбу в Грузию, вдобавок прихватив с собой всю команду. На самом деле это был тренировочный сбор в грузинском Сухуми в 1972 году. Единственная вольность по отношению к спортивной этике заключалась в том, что Кондрашин разрешил игрокам взять с собой семьи. Для того времени это было почти невероятным — и тем не менее, повлияло на команду благотворно. Скорее всего, здесь крылся какой-то тайный тренерский расчёт, потому что на ещё одних сборах перед Олимпиадой — в Москве — Кондрашин вообще разрешил спортсменам-москвичам ночевать дома.
Грузинские песни в олимпийской деревне Мюнхена, уже упоминавшийся выше «побег» Паулаускаса и скомканное выступление представителей СССР на конференции, где якобы хотели объявить о выходе сборной из соревнований, — мягко говоря, не совсем правда. И если первое выглядит уместным желанием раскрыть героев, которых называли «грузинским дуэтом», а второе — творческим вымыслом, то третье существует в основном для создания интриги. Зритель, который не читал от корки до корки книгу Белова и не вникал в подробности событий сентября 1972 года в Мюнхене, вполне может поддаться напряжению игроков и тренера: а вдруг придётся уехать, а вдруг не сыграем? На самом деле, инициатива могла исходить в первую очередь от олимпийского комитета: вставал вопрос о безопасности спортсменов, участии в соревнованиях людей еврейского происхождения (которые, естественно, были злы и напуганы) и в целом обстановке морального напряжения на Играх. Гибель всех взятых в заложники спортсменов усилила истерию среди немецкого руководства — известно, что ещё в ходе переговоров министр внутренних дел Баварии Бруно Мерк предлагал обменять заложников на себя и получил от террористов отказ. Однако советское руководство не созывало никакую пресс-конференцию и не заявляло, что нападение на израильских спортсменов похоже на провокацию по отношению к СССР. Сборная Советского Союза, так же как и сборная Штатов, осталась в Мюнхене, чтобы уверенно выйти в финал.
Сорок минут жестокого противостояния команд СССР и США зрители «Движения вверх» получают практически в виде полноценной игры: даже хронометраж почти не пострадал. Табло, счёт, речь комментатора — всё это имитирует реальный матч, к тому же здесь творческие вольности создателей фильма практически исчезают. Тайм-ауты и замены, поведение судей и тренеров, драки на поле, выход игроков и их удаления происходят точно в соответствии с реальными событиями. Да, разумеется, от зрелищности современных баскетбольных приёмов совсем отказываться нельзя, но несомненно, последние секунды матча проходили именно так, как это показано в «Движении вверх». Даже плакал Сергей Белов в финале по-настоящему — точнее, его, по собственным воспоминаниям, «сотрясали сухие рыдания».
Во время матча и после победы.
Здесь в фильме снова налицо скрупулёзное внимание к деталям. Помощник тренера Сергей Башкин вместе с генеральным комиссаром ФИБА Уильямом Джонсом практически вырывает у судей право советской команды раз за разом переигрывать последние три секунды матча: то из-за неуслышанной просьбы Кондрашина о тайм-ауте, то из-за рано прозвучавшей сирены и неисправного табло. Сергей Белов мажет один из двух раз в штрафном броске. Иван Едешко даёт свой «золотой пас» Александру Белову, чтобы тот наконец забил уже американцам решающий мяч. Глава в книге Сергея Белова, посвящённая победе, называется «Секунды славы» — именно такое впечатление производит то, что творилось в эти три раза переигранные решающие мгновения.
По уровню проработанности материала «Движение вверх» спокойно может составить конкуренцию документальному кино; более того, фильм смотрится органично даже рядом со знаменитыми «О спорт, ты — мир» (1981) или «Спорт, спорт, спорт» (1970).
А ещё очень важно здесь, пожалуй, вот что: фильму, как и книге Сергея Белова, удалось избежать набившего оскомину присутствия политики в спорте. Парадоксально, но как на фоне актуальных олимпийских скандалов, так и в контексте чисто политического противостояния СССР и США «Движение вверх» смотрится очень легко. Говоря о Штатах, мы говорим о спортсменах; упоминая соперничество, имеем в виду борьбу профессионалов и личностей. Ничего лишнего, ничего надуманного и ничего лживого — просто движение вверх.