Двое одна плоть что значит

Двое одна плоть что значит

Двое одна плоть что значит. Смотреть фото Двое одна плоть что значит. Смотреть картинку Двое одна плоть что значит. Картинка про Двое одна плоть что значит. Фото Двое одна плоть что значит

Что значит быть одной плотью в браке?

Выражение «одна плоть» происходит из описания сотворения Евы в книге Бытие. Согласно тексту в Бытие 2:21–24 Бог создал Еву из ребра, взятого у Адама, пока тот спал. Адам признал, что Ева была его частью – на самом деле они были «одной плотью». Как наше тело является единым целым и не может быть разделено на части, так Бог желает, чтобы было и с браком. Существует уже не два целых (два человека), а одно (супружеская пара). Существует ряд аспектов относительно этого нового союза.

В плане эмоциональной привязанности новое целое получает превосходство над всеми предыдущими и будущими отношениями (Бытие 2:24). Некоторые супруги продолжают придавать больший вес связям с родителями, чем с новым партнёром. Это является причиной катастрофы в браке и искажает первоначальный Божественный план, заключающийся в том, чтоб «оставить» и «прилепиться». Схожая проблема может возникнуть, когда один из супругов начинает сближаться с ребёнком, отвечая на его эмоциональные потребности, в ущерб отношениям со своим партнёром.

Пара должна стать единым целым эмоционально, духовно, интеллектуально, финансово и во всех иных отношениях. Как одна часть тела обеспечивает работу других частей (желудок переваривает пищу для тела, мозг направляет тело, руки выполняют работу во благо тела и т.д.), так партнёрам в браке следует заботиться друг о друге. Каждый партнёр не должен считать заработанные деньги «своими», но, скорее, «нашими». Ефесянам 5:22–33 и Притчи 31:10–31 объясняют применение этого единства к ролям мужа и жены.

Физически они становятся одним телом, и, в результате, это одно тело воспроизводится в ребёнке, рождающемся из этого союза; ребёнок владеет особыми генетическими параметрами, присущими им обоим. Даже в сексуальном аспекте их отношений, муж и жена должны рассматривать свои тела не как собственные, а как принадлежащие своему партнёру (1 Коринфянам 7:3–5). Точно так же они не должны сосредотачиваться на собственном удовольствии, а скорее на удовлетворении нужд своего супруга.

Это единство и желание принести пользу друг другу не являются автоматическими, особенно после грехопадения человечества. Мужчине в Бытие 2:24 указано «прилепиться» к своей жене. За этим словом стоят две идеи. Первая – быть «приклеенным» к своей жене – иллюстрирует то, насколько крепкой должна быть брачная связь. Вторая – упорно ухаживать за своей женой. Это значит не ограничиваться отношениями, ведущими к браку, но продолжать ухаживать за ней на протяжении брака. Плотская тенденция заключается в том, чтобы делать то, что кажется хорошим «для меня», а не думать о том, что принесёт пользу супругу. Этот эгоцентризм является корнем того, почему брак распадается, как только заканчивается медовый месяц.

Чрезвычайно важно, чтобы два человека, живущие вместе, удовлетворяли нужды друг друга, но Бог имеет ещё одно, более высокое призвание для брака. Даже если они служили Христу до брака по отдельности (Римлянам 12:1–2), теперь они должны служить Ему сообща, будучи единым целым, и воспитывать детей в служении Богу (1 Коринфянам 7:29–34; Малахии 2:15; Ефесянам 6:4). Прискилла и Аквила, в Деяниях 18, являются хорошим примером для нас. Когда пара стремится вместе служить Христу, радость Духа наполнит их брак (Галатам 5:22–23). В саду Эдемском было трое присутствующих (Адам, Ева и Бог), и среди них царила радость. Итак, если Бог является центром брака сегодня, там также будет радость. Без Бога истинное и полное единство невозможно.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 11-я по Пятидесятнице

И приступили к Иисусу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Фарисеи спрашивают Господа: «Позволительно ли человеку разводиться с женой своей?» Они спрашивают, искушая Его, – а не для того, чтобы научиться от Него. Если Он выступит против развода, они постараются настроить против Него народ, который ревниво отнесется к попыткам ограничить его свободу. Они скажут, что Он – противник Закона Моисеева, позволявшего им развод. Их вопрос: «По всякой ли причине позволительно разводиться?» Не только по причине супружеской неверности, но по всякой причине, которую человек найдет достаточным основанием для развода? Хотя они хотят искусить Господа, Он дает им простой и ясный ответ: если муж и жена волей Божией соединены в таинственнейший и теснейший союз, они не могут легко и по всякому поводу расходиться.

Господь обращает внимание фарисеев на то, что они знают из Писания. Он хочет возвратить их к самому началу, к Божественному замыслу творения. В начале, говорит Он, Бог сотворил Адама и Еву, мужчину и женщину. С неизбежностью, самими обстоятельствами творения, Адам и Ева были созданы друг для друга и ни для кого другого. Их союз был полным и неразрушимым. И они, говорит Христос, являют образ и символ всех будущих браков. Все, вступившие в брак, – продолжение Адама и Евы, и их союз должен быть столь же сокровенно неразделимым.

Мысль Спасителя ясна. В случае Адама и Евы развод был не только нежелательным, он был совершенно невозможным – по той простой причине, что не было больше никого, с кем они могли бы вступить в брак. Ева была взята из ребра Адамова, и отделить ее от себя было как отделить часть себя. Так Христос утверждает принцип, что всякий развод есть грех. «Посему оставит человек отца и мать». Отношения между мужем и женой теснее, чем между родителями и детьми. Если отношения между родителями и детьми не могут быть с легкостью разорваны, тем более – брачные отношения. Может ли ребенок оставить своих родителей, или родители – своих детей по всякой причине, по любой причине? Нет, ни за что, это означало бы конец человеческого рода.

«И будут двое одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть». Брак – это одна жизнь на двоих. Он дается не для того, чтобы два человека делали только что-то одно вместе, но чтобы они делали вместе все. Идеал брака – чтобы два человека обрели свою полноту, соединив свои жизни вместе. Не напрасно говорит муж о жене и жена о муже: «моя половина». Это союз двух личностей, дополняющих друг друга. Потому чтобы брак был счастливым, надо чтобы супруги всегда думали больше друг о друге, чем о себе. Себялюбие убивает все личные отношения, и нигде это так не видно, как в браке. Подлинное основание брака – любовь, но не та только естественная, которая может тускнеть, а та, от Христа Бога принятая в таинстве, благодаря которой, забывая себя, мы обретаем себя, и, теряя себя, мы становимся самими собой.

«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Муж и жена соединены Божиим соединением. Сам Бог установил этот союз. Хотя брак существует не только в Церкви, но среди всех людей, подлинное бракосочетание совершается там, где оно освящается словом Божиим и молитвой. В будущем это станет таинством Церкви. Муж и жена, соединенные Богом, не должны быть разлучены людьми. «Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» – в случае, когда он хочет освободиться от нее. Господь дает обоснование против развода, ссылаясь на Писание. Они же хотят оправдать развод Писанием. Кажущиеся противоречия в слове Божием – камень преткновения для людей с развращенным умом. Они называют позволение Моисея заповедью, потому что для живущих по плоти дай палец – они руку откусят. Христос объясняет им, почему Моисей вынужден был в исключительных случаях допустить развод: «по жестокосердию вашему, а сначала не было так». Ожесточение иудеев против Бога и жестокосердие их в отношениях с другими людьми, в особенности против собственных жен, хорошо известно из Писания. Лучше развод, чем ненависть, доходящая до смертоубийства. Закон Моисея должен был считаться с жестокосердием людей, а благая весть Христова исцеляет его. Закон дает познание греха, а благодать Христова – победу над ним.

«Но Я говорю вам, – говорит Христос, – кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». Развод недопустим, потому что двое одна плоть. Но если жена допускает неверность, она становится одною плотью с прелюбодеем, и брачный союз перестает существовать. Во всех остальных случаях, говорит Господь, давая прямой ответ на вопрос фарисеев, развод беззаконен. Не было бы причин для развода, если бы супруги научились терпению и прощению – во взаимной любви. Если бы мужья любили своих жен, а жены повиновались своим мужьям и жили бы с ними как сонаследницы благодатной жизни.

«Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Поврежденное грехом естество не терпит ограничений. Но если брак – иго и крест, из этого не следует, что мы должны отвергать его. Когда этот крест дается нам, мы должны нести его с любовью, кротостью и терпением. И тогда развод будет самым ненужным и самым нежеланным, что только может быть на свете. Потому что нам дано будет узнать, почему Апостол говорит о браке: «Тайна сия велика есть».

Лучше не жениться? «Не все вмещают слово сие, – говорит Своим ученикам Христос, – но кому дано». Те, кто имеет от Бога этот дар, поступают лучше, если остаются одни. Умножение благодати лучше, чем умножение семьи, и общение с Отцом и Сыном и Святым Духом должно предпочитать всякому иному общению. Христос должен быть дороже для нас всего на свете. Но Он не позволяет, чтобы кто-то охуждал брак, ибо «не все вмещают слово сие». «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Даром благодати Христовой они отказались от брака ради Царства Небесного. Они исполнились святого равнодушия ко всем утешениям брачной жизни. Они – те, кто может это слово Господне вместить. Благодарение Богу, что в мире есть те, кто вольно принял на себя обеты целомудрия, воздержания, послушания, нищеты. Это путь – не для всех, но мир был бы намного беднее, если бы в нем не было тех, кто все оставляет ради любви ко Христу. Но призвание к монашеству должно быть дано от Бога. Ибо никто не может принять его, но только те, кому дано. Никто не может жить по заповедям Христовым без Христа. Но дары Божии различны. Этот путь должен быть избран ради Царства Небесного. Когда его предпочитают ради всецелого служения Богу, тогда он получает Божие благословение. Нет ничего лучшего для человека, чем уготовление своей души для Царства Небесного и хранения себя ради него.

Источник

«Кого Бог сочетал» — прот. Александр Ранне

Двое одна плоть что значит. Смотреть фото Двое одна плоть что значит. Смотреть картинку Двое одна плоть что значит. Картинка про Двое одна плоть что значит. Фото Двое одна плоть что значит

В Еван­ге­лии от Мат­фея ска­за­но: «Оста­вит чело­век отца и мать и при­ле­пит­ся к жене сво­ей, и будут два одною пло­тью». Поче­му имен­но муж дол­жен при­ле­пить­ся к жене, и что озна­ча­ет «будут двое одной пло­тью»? Как пра­виль­но понять выска­зы­ва­ние: «Что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет»? О непо­нят­ных местах Свя­щен­но­го Писа­ния, кото­рые уже ста­ли извест­ны­ми фра­зео­ло­гиз­ма­ми, в теле­про­грам­ме «Сло­во» – доцент Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной ака­де­мии, пре­по­да­ва­тель нрав­ствен­но­го бого­сло­вия про­то­и­е­рей Алек­сандр Ранне.

– Здрав­ствуй­те, доро­гие теле­зри­те­ли, в эфи­ре про­грам­ма «Сло­во». В наших про­шлых пере­да­чах мы гово­ри­ли о Таин­стве и зна­че­нии бра­ка, о том, на какие каче­ства необ­хо­ди­мо обра­щать вни­ма­ние при выбо­ре сво­ей вто­рой поло­вин­ки, как убе­речь брак и какие клю­че­вые момен­ты долж­ны учи­ты­вать супру­ги, что­бы дол­гие годы быть вме­сте. Сего­дня мы попы­та­ем­ся разо­брать неко­то­рые места Свя­щен­но­го Писа­ния, кото­рые вро­де уже ста­ли фра­зео­ло­гиз­ма­ми, но до кон­ца все рав­но нам непо­нят­ны. В гостях у нас доцент Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Ака­де­мии, пре­по­да­ва­тель нрав­ствен­но­го бого­сло­вия, про­то­и­е­рей Алек­сандр Ранне.

Здрав­ствуй­те, отец Александр!

– В Еван­ге­лии от Мат­фея ска­за­но: «Оста­вит чело­век отца и мать и при­ле­пит­ся к жене сво­ей и будут двое одною пло­тью» ( Мф.19:5 ). Поче­му имен­но муж при­ле­пит­ся к жене? И вто­рой вопрос: что озна­ча­ет «и будут двое одной плотью»?

– Это очень инте­рес­ный вопрос. Я его дей­стви­тель­но очень люб­лю, пото­му что мне очень нра­вит­ся все­гда раз­мыш­лять над пер­вы­ми дву­мя-тре­мя гла­ва­ми Кни­ги Бытия. Кни­га Бытие – это пер­вая кни­га Биб­лии, напи­са­на очень дав­но, еще в Вет­хом Заве­те, до вре­мён Иису­са Хри­ста в рам­ках иудей­ской культуры.

Пер­вый рас­сказ о тво­ре­нии мира закан­чи­ва­ет­ся как раз тво­ре­ни­ем чело­ве­ка, и там ска­за­но, что Бог «сотво­рил чело­ве­ка по обра­зу Сво­е­му, муж­чи­ну и жен­щи­ну сотво­рил их» ( Быт.1:27 ). И вот то, что здесь гово­рит о том, что и муж­чи­на и жен­щи­на сотво­ре­ны по обра­зу Божию, озна­ча­ет равен­ство муж­чи­ны и жен­щи­ны перед Богом, или по-дру­го­му мож­но ска­зать, что и муж­чи­на, и жен­щи­на – это чело­век. Нам кажет­ся – ну это есте­ствен­но, на самом деле, прав­да? Но в то вре­мя, в те дале­кие вре­ме­на это было откро­ве­ни­ем на самом деле, пото­му что жен­щи­на зани­ма­ла совсем дру­гое поло­же­ние в обще­стве: поло­же­ние, кото­рое было глу­бо­ко под­чи­нен­ным, а ино­гда совсем бесправным.

Но кро­ме того, ведь суще­ству­ет и вто­рой рас­сказ о тво­ре­нии чело­ве­ка, в кото­ром гово­рит­ся, что чело­век из вот этой пыли зем­ной был создан Богом, а потом Бог вду­нул в него дыха­ние жиз­ни, и «стал чело­век душою живою» ( Быт.2:7 ). И этот чело­век постав­лен в пре­крас­ном саде: рай – это ведь сад, в кото­ром он живет, в кото­ром он дает все­му, что он встре­ча­ет, име­на. И опять же мы долж­ны пом­нить, что имя име­ет чрез­вы­чай­но важ­ное зна­че­ние в древ­ней куль­ту­ре. Пото­му что дать имя – зна­чит познать, а познать – зна­чит под­ста­вить под свою власть.

И потом уже сле­ду­ет рас­сказ о том, как сотво­ре­на жен­щи­на – тоже чрез­вы­чай­но инте­рес­но. Здесь гово­рит­ся о том, что жен­щи­на созда­на из реб­ра муж­чи­ны, как мы с вами зна­ем. В Таин­стве Вен­ча­ния это часто повто­ря­ет­ся, но никто не пони­ма­ет, на самом деле, что это озна­ча­ет. А суть это­го рас­ска­за в том, что навел Гос­подь Бог на чело­ве­ка креп­кий сон или, может быть, в гре­че­ском зыке – это сон, кото­рый как бы выво­дит чело­ве­ка из само­го себя, сон экс­та­за – такое сло­во здесь упо­треб­ле­но. Пото­му Бог это дела­ет, что ведь для чело­ве­ка не нашлось суще­ства в мире, соот­вет­ствен­но­го ему. Ему нужен помощ­ник. И вот из реб­ра – поче­му, соб­ствен­но, из реб­ра? Пото­му что на древ­них язы­ках сло­во «цéла» близ­ко к сло­ву «жизнь». Вот из жиз­ни Ада­ма-чело­ве­ка тво­рит­ся жизнь жен­щи­ны. И когда муж­чи­на, или муж, или Адам видит вот эту свою жену, сво­е­го помощ­ни­ка, он гово­рит: «вот это кость от костей моих и плоть от пло­ти моей». Это есть ничто иное как объ­яс­не­ние в люб­ви, он гово­рит: Гос­по­ди, она пре­крас­на, спа­си­бо Тебе, она мне очень нуж­на на самом деле!

И вот после это­го и сле­ду­ет вот это выра­же­ние «оста­вит чело­век отца и мать свою (это как бы уже про­ро­че­ство о буду­щем) и при­ле­пит­ся к жене сво­ей и будет одна плоть» – одна жизнь. Одна плоть, одна жизнь, одно суще­ство. Когда люди дол­го живут вме­сте – бабуш­ка и дедуш­ка, ска­жем, про­жи­ли лет 50–60, если при­гля­деть­ся к ним, они уже похо­жи ста­но­вят­ся друг на дру­га, пото­му что они оди­на­ко­во мыс­лят, у них оди­на­ко­вые тра­ди­ции в семье, они оди­на­ко­во при­мер­но реа­ги­ру­ют на всё. Они – одно, они – одна жизнь. Вот об этом идет речь.

Конеч­но, не надо забы­вать о том, что здесь речь идет и о про­дол­же­нии потом­ства, и о том меха­низ­ме, кото­рый вло­жил Гос­подь в это живое суще­ство, хотя об этом уже гово­рит­ся в дру­гом рас­ска­зе. Пото­му что обра­ти­те вни­ма­ние: вот здесь Адам так вос­тор­жен­но встре­ча­ет­ся свою супру­гу – кста­ти гово­ря, он здесь назы­ва­ет ее не каким-то опре­де­лен­ным име­нем, то есть не ста­вит ее под свою власть, а здесь упо­треб­ле­но назва­ние «иш» и «иша», то есть корень один и тот же. Он видит в ней рав­но­го себе. Это, соб­ствен­но гово­ря, и есть любовь. А вот потом, после гре­хо­па­де­ния, когда они реша­ют стро­ить свою жизнь вда­ле­ке от Бога (а мы ведь пом­ним, что Бог есть любовь, – зна­чит вда­ле­ке от люб­ви), когда они соби­ра­ют­ся стро­ить свою жизнь на соб­ствен­ном «я», их отно­ше­ния и рас­па­да­ют­ся. И когда Бог спра­ши­ва­ет чело­ве­ка: «А не вку­шал ли ты от дре­ва позна­ния добра и зла, кото­рое Я запре­тил вам» – он гово­рит: «Изви­ни, но это жена, кото­рую Ты мне дал, иску­ша­ла меня в этом». То есть он даже не жену обви­ня­ет. Он гово­рит: у меня пло­хая жена, но Ты ведь ее дал, зна­чит, Ты плох. Вот это и есть этот рас­пад, раз­лом в отно­ше­ни­ях чело­ве­ка и Бога, в отно­ше­ни­ях муж­чи­ны и женщины.

И толь­ко после это­го Адам дает имя сво­ей жене: «и назвал Адам жену свою Ева», пото­му что она ста­ла мате­рью всех живу­щих на зем­ле. «Ева» в пере­во­де на рус­ский язык есть «жизнь». Но ведь дать имя, как мы пом­ним, – поста­вить под свою власть. Вот в этом мы и видим нера­вен­ство муж­чи­ны и жен­щи­ны. А поэто­му, если мы гово­рим о том, как же эту гар­мо­нию вос­ста­но­вить, то дру­го­го пути кро­ме как научить­ся друг дру­га любить у людей нет. И ника­кие соци­аль­ные при­ви­ле­гии тут не помогут.

– Отец Алек­сандр, даль­ше в Еван­ге­лии гово­рит­ся о том, «что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет» ( Мф.19:6 ) – объ­яс­ни­те, пожа­луй­ста, это высказывание.

– Когда в Еван­ге­лии фари­сеи под­хо­дят к Иису­су Хри­сту и спра­ши­ва­ют у Него, доз­во­ли­тель­но ли давать жене раз­вод­ное пись­мо, то Хри­стос и отве­ча­ет им: «что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет». Ведь зачем Бог соче­тал – для того, что­бы чело­век научил­ся люб­ви и научил­ся вер­но­сти в люб­ви. Бог хочет, что­бы чело­век стал достой­ным веч­но­сти, а для это­го чело­век дол­жен научить­ся любить. Тут все очень про­сто. И кого же еще любить, как не того, кого Бог пода­рил чело­ве­ку? Ведь жен­щи­на – это пода­рок муж­чине, его помощ­ни­ца, на самом деле. Поэто­му мы здесь встре­ча­ем­ся с этим выра­же­ни­ем (а ведь Иисус Хри­стос на самом деле цити­ру­ет Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хо­го Заве­та), Он как бы гово­рит не от Сво­е­го лица, Он пре­крас­но зна­ет эти тек­сты, пото­му что с дет­ства, как было поло­же­но, изу­чал их в сина­го­ге, ска­жем, в Наза­ре­те, куда Он по совер­ше­нии трид­ца­ти лет, когда испол­ня­лось совер­шен­но­ле­тие, при­шел, взял тек­сты Свя­щен­но­го Писа­ния и имел пра­во их интер­пре­ти­ро­вать. Поэто­му все­гда Его про­ве­ря­ли: Ты гово­ришь, что Ты учи­тель, но вот ска­жи нам: а как надо учить? И когда Он отве­ча­ет на этот вопрос, что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет, Ему сра­зу гово­рят: а как же Мои­сей-то, наш вождь, кото­рый вывел нас из раб­ства еги­пет­ско­го, он же раз­ре­шил давать раз­вод­ное пись­мо. И они счи­та­ли, что в этом они улов­ля­ют Хри­ста. Пото­му что Мои­сей – это не про­сто зако­но­да­тель, он дает людям, сво­е­му наро­ду, бого­от­кро­вен­ный закон.

И здесь мы всту­па­ем в чрез­вы­чай­но важ­ную исто­рию, пото­му что Хри­стос отве­ча­ет: «Мои­сей по жесто­ко­сер­дию ваше­му раз­ре­шил давать раз­вод­ное пись­мо, а рань­ше не было так». Поче­му это так важ­но – пото­му что в дан­ном слу­чае Хри­стос гово­рит, что даже в этом бого­от­кро­вен­ном законе Мои­сея не все абсо­лют­но иде­аль­но. Пото­му что Мои­сей при­спо­саб­ли­вал закон к уров­ню нрав­ствен­ной куль­ту­ры еврей­ско­го наро­да, а она была чрез­вы­чай­но низка.

Вся­кий закон не может тре­бо­вать от чело­ве­ка момен­таль­ной свя­то­сти. Чело­век дол­жен к этой свя­то­сти быть под­го­тов­лен, в этом всё дело.

– В доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии обру­че­ние совер­ша­лось за меся­цы, а то и за годы до Таин­ства бра­ка. Сей­час все про­ис­хо­дит в один день. Полу­ча­ет­ся, что обру­че­ние пре­вра­ти­лось в такую формальность?

– Не совсем в фор­маль­ность. Надо вспом­нить каким обра­зом бра­ки совер­ша­лись в древ­ней Рос­сии. Преж­де все­го роди­те­ли дого­ва­ри­ва­лись о том, кто будет мужем или женой их ребен­ка. И ска­жем, уже семи­лет­ний, а то и пяти­лет­ний ребе­нок уже имел себе, так ска­зать, ему пред­на­чер­тан­ную супру­гу. И очень часто по испол­не­нии 10–12 лет ребен­ка отда­ва­ли в дру­гую семью для того, что­бы он там вме­сте со сво­ей буду­щей женой рос. Это не зна­чит, что они тут же, так ска­зать, ложи­лись в кро­вать, они вме­сте рос­ли в этом быте, в тра­ди­ци­ях вот этой семьи. И семью под­би­ра­ли по бли­зо­сти тра­ди­ций. Пото­му что, зна­е­те, когда один чело­век при­вык нос­ки гряз­ные раз­бра­сы­вать по квар­ти­ре, а дру­гой чело­век при­вык к акку­рат­ной жиз­ни, им очень труд­но друг дру­га понять, когда они начи­на­ют жить вме­сте, и это рус­ские люди очень хоро­шо пони­ма­ли. Это надо иметь в виду.

– Отец Алек­сандр, из чина вен­ча­ния сле­ду­ет, что муж и жена будут друг с дру­гом и в веч­но­сти. А если один из супру­гов уми­ра­ет, а дру­гой сно­ва всту­па­ет в ещё один вен­чан­ный брак, то с кем он будет в вечности?

– В нашей жиз­ни мы все как бы раз­бро­са­ны по отдель­ным квар­тир­кам. И в прин­ци­пе, даже сама по себе семья – это нечто изо­ли­ро­ван­ное. Но Цар­ство Божие – это не изо­ли­ро­ван­ная струк­тур­ка, там не по квар­ти­рам живут, там все объ­еди­не­ны одной любо­вью Бога во Хри­сте, пони­ма­е­те? Там изо­ля­ции ника­кой нет, пото­му что все друг дру­га рав­ным обра­зом любят, а ника­ких живот­ных отно­ше­ний там пред­по­ло­жить, как мы пони­ма­ем, нельзя.

– Спа­си­бо, отец Алек­сандр, за сего­дняш­не­го бесе­ду. Дей­стви­тель­но, нам есть над чем пораз­мыс­лить, спа­си­бо Вам.

– Доро­гие теле­зри­те­ли, у свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста есть заме­ча­тель­ные сло­ва: «муж и жена подоб­ны руке и гла­зам: когда руке боль­но, гла­за пла­чут; а когда гла­за пла­чут, руки выти­ра­ют сле­зы». Бере­ги­те свои семьи, до новых встреч.

Источник

Толкование на Бытие 2:24

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Бытие 2:24 / Быт 2:24

Иоанн Златоуст (

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть

Откуда, скажи мне, пришло ему на ум сказать это? Откуда узнал он будущее, и — то, что род человеческий размножится? Откуда известно ему стало, что будет совокупление между мужем и женой? Ведь оно произошло после падения; а до того люди жили в раю, как ангелы, не разжигались похотию, не распалялись и другими страстями, не обременялись нуждами телесными, но, будучи созданы вполне нетленными и бессмертными, не нуждались даже в прикрытии одеждою: «беста бо, — сказано, — оба нага, и не стыдястася». Доколе не привзошел грех и преслушание, они были облечены вышнею славою, потому и не стыдились; после же нарушения заповеди привзошел и стыд, и сознание наготы. Так откуда же, скажи мне, пришло ему на мысль говорить это? Не явно ли, что он, будучи прежде преслушания причастен пророческой благодати, видел все это духовными очами? Изъясняюсь теперь об этом не без цели, но для того, чтобы вы и отсюда могли познать преизбыточествующую любовь, которую явил Бог человеку, даровав ему в самом начале жизнь ангельскую и излив на него бесчисленные благодеяния, а сверх всего другого, удостоив его и дара пророческого; и чтобы вы, увидя беспечность человека после стольких благодеяний, не слагали уже вины на Бога, но во всем винили бы самого человека. Он сам для себя был причиною всех зол, как вы после и узнаете, то есть, и лишения столь многих благ, и того осуждения, которому подвергся за преслушание.

Источник: Беседы на книгу Бытия. Беседа 15.

Не сказал просто: «соединится», но «прилепится», означая этим самое тесное единение: «и будет два в плоть едину».

Источник: Восемь слов на книгу Бытия. Слово шестое.

Амвросий Медиоланский (

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть

Если брак Адама и Евы есть великое таинство во Христе и Церкви, то как Ева была костью от костей и плотью от плоти мужа своего, так и мы, несомненно, суть члены тела Христова, кость от костей и плоть от плоти Его.

Доброжелательство, появившись между лицами, принадлежащими к семейству, (от них), т. е. от детей, родителей, братьев, чрез посредство брачных уз, перешло (затем) в государственныя отношения (ambitum civitatum), и, выйдя из рая, наполнила (весь) мир. И Бог, вселяя в мужа и жену (взаимную) любовь (benevolentem affectum), сказал: «И станут одною плотью» и одним духом. Поэтому то Ева и доверилась змию: зная только о доброжелательстве, она и не помышляла, чтобы могло быть (еще и) зложелательство.

Источник: Об обязанностях священнослужителей. Книга I.

Филарет (Дроздов) (1782−1867)

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть

Слова сии можно принимать или от лица Адама, предсказывающего естественное следствие сотворения жены, или от лица Моисея, показывающего начало супружества. Но Иисус Христос приписывает оные Богу (Мф. 19:5). Сие довольно показывает их важность, чрез кого бы ни были они произнесены. Свойство супружеского союза объясняется сравнением его с естественным союзом между родителями и детьми и показывается, что первый неразрывнее последнего. Впрочем, оставление отца и матери и прилепление к жене относится к общежитию, но не простирается на любовь и благодарность детей к родителям. Отлучение от отца и матери приписывается мужу потому, что муж, а не жена, основывает дом и семейство, отдельное от родительского. Тесный союз супружества выражается еще с большею силою наименованием одной плоти. Точный разум сего первоначального и всеобщего закона о супружестве таков, что им исключается многоженство и своевольное расторжение брака, но не девство и целомудрие.

…В супружестве сотворенная жена сочетается с мужем в такой союз, по которому оба составляют плоть одну; искупленные Иисусом Христом и верующие в Него также суть члены тела Его, от плоти Его, и от костей Его (Еф. 5:30).

Источник: Толкование на Книгу Бытия.

Августин (354−430)

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть

По моему разумению, сказанное вдобавок: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть, имеет тот исторический смысл, что так и происходит во всем роде человеческом. Но здесь заключено и пророчество, о котором вспоминает апостол, говоря: Посему оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5:31−32).

Источник: О Книге Бытия против манихеев.

См. также Толкование на Быт. 2:21

Виссарион (Нечаев) (1822−1905)

Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину

«Сего ради», т. е. вследствие того, что «жена от мужа взята бысть», союз между ними теснее, чем между родите­лями и детьми. Отца с матерью без греха может, иногда должен, оставлять сын, когда вступит в брак, — как глава отдельного семейства; но бросить жену или променять ее на другую, по произволу, муж не может без греха. Союз между ними, однажды заключенный, неразрывен, Муж «прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину», т. е. общение между ними должно быть так тесно, как бы они были одним человеком, одним лицом. Посему и сказано у Апостола: «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:4). И это не есть только обычай или закон человеческий, это есть установление Божие. Слова: «оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину», — слова сии, по свидетельству Иисуса Христа, изрек сам Творец (Мф. 19:4−5), чрез Адама, или чрез Моисея — все равно; сам Творец установил неразрыв­ные отношения между мужем и женой; и потому развод кроме случаев, означенных в законе, есть беззаконие, про­тивление воле Божией: «еже Бог сочета, человек да не раз­лучает», сказал Иисус Христос (Мф. 19:6). Равно и многоженство противно этому закону Божию, ибо к многоженству непри­менимы ясные слова: «будут два», именно двое, а не несколь­ко лиц, «одною плотию».

Источник: Толкование на паремии из книги Бытия.

Иаков Афраат

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть

Мы слышим из закона: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. Это великое и тайное пророчество. Кто покидает своего отца и матерь, когда берет себе жену? Вот каково значение этих слов: человек в своем изначальном состоянии любил и почитал Бога, своего Отца, и Святого Духа, свою Матерь. Он не знал никакой другой любви. Для того чтобы взять жену, человек покидает своих Мать и Отца, о которых сказано выше. И этим ум его обращен к миру. Его душа и разум отпадают от Бога и влекутся в этот мир, которым он восхищается и которым утешается, как женою юности своей (Притч 5:18). Любовь к жене отлична от любви к отцу и матери. Писание добавляет: и будут одна плоть. Это правда, что некоторые люди становятся одной плотью и душою с их женами, и их умы и мысли отдаляются от отцов и матерей. Так что тот, кто никогда не вступает в брак и остается один, имеет один дух и ум со своим Отцом.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Потому оставит человек отца своего и мать свою

Едва ли можно приписывать эти слова Адаму, поскольку он, не зная, в качестве родоначальника всего человечества, никаких родителей, не имел ни нужды, ни даже самой возможности говорить о них. В виду этого, с большим правом следует приписать их или Моисею, как законодателю брачного союза у евреев (Исх. 21:1−11; Втор. 21:11−17, 24:1−5) и автору книги Бытия, или же, что еще лучше, основываясь на словах Иисуса Христа (Мф. 19:5) — самому Богу, освятившему этим таинство брачного союза и давшему ему основоположение на будущее время. Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучрежденность брака, с другой — провозглашает два основных его закона — единство и нерасторжимость, как толкует и само Священное Писание (Мф. 19:4−5; Мал. 2:14−15; 1 Кор. 6:16; Еф. 5:31 и др.).

и прилепится к Жене своей; и будут (два) одна плоть

Слово «прилепится» по еврейски выражено глаголом дабак, означающим поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (Втор. 10:20; 3 Цар. 11:2), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Священном Писании, так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью (Еф. 5:30−31; Иоанн Златоуст, Августин и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *