Двое одна плоть что значит
Двое одна плоть что значит
Что значит быть одной плотью в браке?
Выражение «одна плоть» происходит из описания сотворения Евы в книге Бытие. Согласно тексту в Бытие 2:21–24 Бог создал Еву из ребра, взятого у Адама, пока тот спал. Адам признал, что Ева была его частью – на самом деле они были «одной плотью». Как наше тело является единым целым и не может быть разделено на части, так Бог желает, чтобы было и с браком. Существует уже не два целых (два человека), а одно (супружеская пара). Существует ряд аспектов относительно этого нового союза.
В плане эмоциональной привязанности новое целое получает превосходство над всеми предыдущими и будущими отношениями (Бытие 2:24). Некоторые супруги продолжают придавать больший вес связям с родителями, чем с новым партнёром. Это является причиной катастрофы в браке и искажает первоначальный Божественный план, заключающийся в том, чтоб «оставить» и «прилепиться». Схожая проблема может возникнуть, когда один из супругов начинает сближаться с ребёнком, отвечая на его эмоциональные потребности, в ущерб отношениям со своим партнёром.
Пара должна стать единым целым эмоционально, духовно, интеллектуально, финансово и во всех иных отношениях. Как одна часть тела обеспечивает работу других частей (желудок переваривает пищу для тела, мозг направляет тело, руки выполняют работу во благо тела и т.д.), так партнёрам в браке следует заботиться друг о друге. Каждый партнёр не должен считать заработанные деньги «своими», но, скорее, «нашими». Ефесянам 5:22–33 и Притчи 31:10–31 объясняют применение этого единства к ролям мужа и жены.
Физически они становятся одним телом, и, в результате, это одно тело воспроизводится в ребёнке, рождающемся из этого союза; ребёнок владеет особыми генетическими параметрами, присущими им обоим. Даже в сексуальном аспекте их отношений, муж и жена должны рассматривать свои тела не как собственные, а как принадлежащие своему партнёру (1 Коринфянам 7:3–5). Точно так же они не должны сосредотачиваться на собственном удовольствии, а скорее на удовлетворении нужд своего супруга.
Это единство и желание принести пользу друг другу не являются автоматическими, особенно после грехопадения человечества. Мужчине в Бытие 2:24 указано «прилепиться» к своей жене. За этим словом стоят две идеи. Первая – быть «приклеенным» к своей жене – иллюстрирует то, насколько крепкой должна быть брачная связь. Вторая – упорно ухаживать за своей женой. Это значит не ограничиваться отношениями, ведущими к браку, но продолжать ухаживать за ней на протяжении брака. Плотская тенденция заключается в том, чтобы делать то, что кажется хорошим «для меня», а не думать о том, что принесёт пользу супругу. Этот эгоцентризм является корнем того, почему брак распадается, как только заканчивается медовый месяц.
Чрезвычайно важно, чтобы два человека, живущие вместе, удовлетворяли нужды друг друга, но Бог имеет ещё одно, более высокое призвание для брака. Даже если они служили Христу до брака по отдельности (Римлянам 12:1–2), теперь они должны служить Ему сообща, будучи единым целым, и воспитывать детей в служении Богу (1 Коринфянам 7:29–34; Малахии 2:15; Ефесянам 6:4). Прискилла и Аквила, в Деяниях 18, являются хорошим примером для нас. Когда пара стремится вместе служить Христу, радость Духа наполнит их брак (Галатам 5:22–23). В саду Эдемском было трое присутствующих (Адам, Ева и Бог), и среди них царила радость. Итак, если Бог является центром брака сегодня, там также будет радость. Без Бога истинное и полное единство невозможно.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 11-я по Пятидесятнице
И приступили к Иисусу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Фарисеи спрашивают Господа: «Позволительно ли человеку разводиться с женой своей?» Они спрашивают, искушая Его, – а не для того, чтобы научиться от Него. Если Он выступит против развода, они постараются настроить против Него народ, который ревниво отнесется к попыткам ограничить его свободу. Они скажут, что Он – противник Закона Моисеева, позволявшего им развод. Их вопрос: «По всякой ли причине позволительно разводиться?» Не только по причине супружеской неверности, но по всякой причине, которую человек найдет достаточным основанием для развода? Хотя они хотят искусить Господа, Он дает им простой и ясный ответ: если муж и жена волей Божией соединены в таинственнейший и теснейший союз, они не могут легко и по всякому поводу расходиться.
Господь обращает внимание фарисеев на то, что они знают из Писания. Он хочет возвратить их к самому началу, к Божественному замыслу творения. В начале, говорит Он, Бог сотворил Адама и Еву, мужчину и женщину. С неизбежностью, самими обстоятельствами творения, Адам и Ева были созданы друг для друга и ни для кого другого. Их союз был полным и неразрушимым. И они, говорит Христос, являют образ и символ всех будущих браков. Все, вступившие в брак, – продолжение Адама и Евы, и их союз должен быть столь же сокровенно неразделимым.
Мысль Спасителя ясна. В случае Адама и Евы развод был не только нежелательным, он был совершенно невозможным – по той простой причине, что не было больше никого, с кем они могли бы вступить в брак. Ева была взята из ребра Адамова, и отделить ее от себя было как отделить часть себя. Так Христос утверждает принцип, что всякий развод есть грех. «Посему оставит человек отца и мать». Отношения между мужем и женой теснее, чем между родителями и детьми. Если отношения между родителями и детьми не могут быть с легкостью разорваны, тем более – брачные отношения. Может ли ребенок оставить своих родителей, или родители – своих детей по всякой причине, по любой причине? Нет, ни за что, это означало бы конец человеческого рода.
«И будут двое одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть». Брак – это одна жизнь на двоих. Он дается не для того, чтобы два человека делали только что-то одно вместе, но чтобы они делали вместе все. Идеал брака – чтобы два человека обрели свою полноту, соединив свои жизни вместе. Не напрасно говорит муж о жене и жена о муже: «моя половина». Это союз двух личностей, дополняющих друг друга. Потому чтобы брак был счастливым, надо чтобы супруги всегда думали больше друг о друге, чем о себе. Себялюбие убивает все личные отношения, и нигде это так не видно, как в браке. Подлинное основание брака – любовь, но не та только естественная, которая может тускнеть, а та, от Христа Бога принятая в таинстве, благодаря которой, забывая себя, мы обретаем себя, и, теряя себя, мы становимся самими собой.
«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Муж и жена соединены Божиим соединением. Сам Бог установил этот союз. Хотя брак существует не только в Церкви, но среди всех людей, подлинное бракосочетание совершается там, где оно освящается словом Божиим и молитвой. В будущем это станет таинством Церкви. Муж и жена, соединенные Богом, не должны быть разлучены людьми. «Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» – в случае, когда он хочет освободиться от нее. Господь дает обоснование против развода, ссылаясь на Писание. Они же хотят оправдать развод Писанием. Кажущиеся противоречия в слове Божием – камень преткновения для людей с развращенным умом. Они называют позволение Моисея заповедью, потому что для живущих по плоти дай палец – они руку откусят. Христос объясняет им, почему Моисей вынужден был в исключительных случаях допустить развод: «по жестокосердию вашему, а сначала не было так». Ожесточение иудеев против Бога и жестокосердие их в отношениях с другими людьми, в особенности против собственных жен, хорошо известно из Писания. Лучше развод, чем ненависть, доходящая до смертоубийства. Закон Моисея должен был считаться с жестокосердием людей, а благая весть Христова исцеляет его. Закон дает познание греха, а благодать Христова – победу над ним.
«Но Я говорю вам, – говорит Христос, – кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». Развод недопустим, потому что двое одна плоть. Но если жена допускает неверность, она становится одною плотью с прелюбодеем, и брачный союз перестает существовать. Во всех остальных случаях, говорит Господь, давая прямой ответ на вопрос фарисеев, развод беззаконен. Не было бы причин для развода, если бы супруги научились терпению и прощению – во взаимной любви. Если бы мужья любили своих жен, а жены повиновались своим мужьям и жили бы с ними как сонаследницы благодатной жизни.
«Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Поврежденное грехом естество не терпит ограничений. Но если брак – иго и крест, из этого не следует, что мы должны отвергать его. Когда этот крест дается нам, мы должны нести его с любовью, кротостью и терпением. И тогда развод будет самым ненужным и самым нежеланным, что только может быть на свете. Потому что нам дано будет узнать, почему Апостол говорит о браке: «Тайна сия велика есть».
Лучше не жениться? «Не все вмещают слово сие, – говорит Своим ученикам Христос, – но кому дано». Те, кто имеет от Бога этот дар, поступают лучше, если остаются одни. Умножение благодати лучше, чем умножение семьи, и общение с Отцом и Сыном и Святым Духом должно предпочитать всякому иному общению. Христос должен быть дороже для нас всего на свете. Но Он не позволяет, чтобы кто-то охуждал брак, ибо «не все вмещают слово сие». «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Даром благодати Христовой они отказались от брака ради Царства Небесного. Они исполнились святого равнодушия ко всем утешениям брачной жизни. Они – те, кто может это слово Господне вместить. Благодарение Богу, что в мире есть те, кто вольно принял на себя обеты целомудрия, воздержания, послушания, нищеты. Это путь – не для всех, но мир был бы намного беднее, если бы в нем не было тех, кто все оставляет ради любви ко Христу. Но призвание к монашеству должно быть дано от Бога. Ибо никто не может принять его, но только те, кому дано. Никто не может жить по заповедям Христовым без Христа. Но дары Божии различны. Этот путь должен быть избран ради Царства Небесного. Когда его предпочитают ради всецелого служения Богу, тогда он получает Божие благословение. Нет ничего лучшего для человека, чем уготовление своей души для Царства Небесного и хранения себя ради него.
«Кого Бог сочетал» — прот. Александр Ранне
В Евангелии от Матфея сказано: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью». Почему именно муж должен прилепиться к жене, и что означает «будут двое одной плотью»? Как правильно понять высказывание: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»? О непонятных местах Священного Писания, которые уже стали известными фразеологизмами, в телепрограмме «Слово» – доцент Санкт-Петербургской Духовной академии, преподаватель нравственного богословия протоиерей Александр Ранне.
– Здравствуйте, дорогие телезрители, в эфире программа «Слово». В наших прошлых передачах мы говорили о Таинстве и значении брака, о том, на какие качества необходимо обращать внимание при выборе своей второй половинки, как уберечь брак и какие ключевые моменты должны учитывать супруги, чтобы долгие годы быть вместе. Сегодня мы попытаемся разобрать некоторые места Священного Писания, которые вроде уже стали фразеологизмами, но до конца все равно нам непонятны. В гостях у нас доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии, преподаватель нравственного богословия, протоиерей Александр Ранне.
Здравствуйте, отец Александр!
– В Евангелии от Матфея сказано: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут двое одною плотью» ( Мф.19:5 ). Почему именно муж прилепится к жене? И второй вопрос: что означает «и будут двое одной плотью»?
– Это очень интересный вопрос. Я его действительно очень люблю, потому что мне очень нравится всегда размышлять над первыми двумя-тремя главами Книги Бытия. Книга Бытие – это первая книга Библии, написана очень давно, еще в Ветхом Завете, до времён Иисуса Христа в рамках иудейской культуры.
Первый рассказ о творении мира заканчивается как раз творением человека, и там сказано, что Бог «сотворил человека по образу Своему, мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ). И вот то, что здесь говорит о том, что и мужчина и женщина сотворены по образу Божию, означает равенство мужчины и женщины перед Богом, или по-другому можно сказать, что и мужчина, и женщина – это человек. Нам кажется – ну это естественно, на самом деле, правда? Но в то время, в те далекие времена это было откровением на самом деле, потому что женщина занимала совсем другое положение в обществе: положение, которое было глубоко подчиненным, а иногда совсем бесправным.
Но кроме того, ведь существует и второй рассказ о творении человека, в котором говорится, что человек из вот этой пыли земной был создан Богом, а потом Бог вдунул в него дыхание жизни, и «стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ). И этот человек поставлен в прекрасном саде: рай – это ведь сад, в котором он живет, в котором он дает всему, что он встречает, имена. И опять же мы должны помнить, что имя имеет чрезвычайно важное значение в древней культуре. Потому что дать имя – значит познать, а познать – значит подставить под свою власть.
И потом уже следует рассказ о том, как сотворена женщина – тоже чрезвычайно интересно. Здесь говорится о том, что женщина создана из ребра мужчины, как мы с вами знаем. В Таинстве Венчания это часто повторяется, но никто не понимает, на самом деле, что это означает. А суть этого рассказа в том, что навел Господь Бог на человека крепкий сон или, может быть, в греческом зыке – это сон, который как бы выводит человека из самого себя, сон экстаза – такое слово здесь употреблено. Потому Бог это делает, что ведь для человека не нашлось существа в мире, соответственного ему. Ему нужен помощник. И вот из ребра – почему, собственно, из ребра? Потому что на древних языках слово «цéла» близко к слову «жизнь». Вот из жизни Адама-человека творится жизнь женщины. И когда мужчина, или муж, или Адам видит вот эту свою жену, своего помощника, он говорит: «вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Это есть ничто иное как объяснение в любви, он говорит: Господи, она прекрасна, спасибо Тебе, она мне очень нужна на самом деле!
И вот после этого и следует вот это выражение «оставит человек отца и мать свою (это как бы уже пророчество о будущем) и прилепится к жене своей и будет одна плоть» – одна жизнь. Одна плоть, одна жизнь, одно существо. Когда люди долго живут вместе – бабушка и дедушка, скажем, прожили лет 50–60, если приглядеться к ним, они уже похожи становятся друг на друга, потому что они одинаково мыслят, у них одинаковые традиции в семье, они одинаково примерно реагируют на всё. Они – одно, они – одна жизнь. Вот об этом идет речь.
Конечно, не надо забывать о том, что здесь речь идет и о продолжении потомства, и о том механизме, который вложил Господь в это живое существо, хотя об этом уже говорится в другом рассказе. Потому что обратите внимание: вот здесь Адам так восторженно встречается свою супругу – кстати говоря, он здесь называет ее не каким-то определенным именем, то есть не ставит ее под свою власть, а здесь употреблено название «иш» и «иша», то есть корень один и тот же. Он видит в ней равного себе. Это, собственно говоря, и есть любовь. А вот потом, после грехопадения, когда они решают строить свою жизнь вдалеке от Бога (а мы ведь помним, что Бог есть любовь, – значит вдалеке от любви), когда они собираются строить свою жизнь на собственном «я», их отношения и распадаются. И когда Бог спрашивает человека: «А не вкушал ли ты от древа познания добра и зла, которое Я запретил вам» – он говорит: «Извини, но это жена, которую Ты мне дал, искушала меня в этом». То есть он даже не жену обвиняет. Он говорит: у меня плохая жена, но Ты ведь ее дал, значит, Ты плох. Вот это и есть этот распад, разлом в отношениях человека и Бога, в отношениях мужчины и женщины.
И только после этого Адам дает имя своей жене: «и назвал Адам жену свою Ева», потому что она стала матерью всех живущих на земле. «Ева» в переводе на русский язык есть «жизнь». Но ведь дать имя, как мы помним, – поставить под свою власть. Вот в этом мы и видим неравенство мужчины и женщины. А поэтому, если мы говорим о том, как же эту гармонию восстановить, то другого пути кроме как научиться друг друга любить у людей нет. И никакие социальные привилегии тут не помогут.
– Отец Александр, дальше в Евангелии говорится о том, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:6 ) – объясните, пожалуйста, это высказывание.
– Когда в Евангелии фарисеи подходят к Иисусу Христу и спрашивают у Него, дозволительно ли давать жене разводное письмо, то Христос и отвечает им: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Ведь зачем Бог сочетал – для того, чтобы человек научился любви и научился верности в любви. Бог хочет, чтобы человек стал достойным вечности, а для этого человек должен научиться любить. Тут все очень просто. И кого же еще любить, как не того, кого Бог подарил человеку? Ведь женщина – это подарок мужчине, его помощница, на самом деле. Поэтому мы здесь встречаемся с этим выражением (а ведь Иисус Христос на самом деле цитирует Священное Писание Ветхого Завета), Он как бы говорит не от Своего лица, Он прекрасно знает эти тексты, потому что с детства, как было положено, изучал их в синагоге, скажем, в Назарете, куда Он по совершении тридцати лет, когда исполнялось совершеннолетие, пришел, взял тексты Священного Писания и имел право их интерпретировать. Поэтому всегда Его проверяли: Ты говоришь, что Ты учитель, но вот скажи нам: а как надо учить? И когда Он отвечает на этот вопрос, что Бог сочетал, того человек да не разлучает, Ему сразу говорят: а как же Моисей-то, наш вождь, который вывел нас из рабства египетского, он же разрешил давать разводное письмо. И они считали, что в этом они уловляют Христа. Потому что Моисей – это не просто законодатель, он дает людям, своему народу, богооткровенный закон.
И здесь мы вступаем в чрезвычайно важную историю, потому что Христос отвечает: «Моисей по жестокосердию вашему разрешил давать разводное письмо, а раньше не было так». Почему это так важно – потому что в данном случае Христос говорит, что даже в этом богооткровенном законе Моисея не все абсолютно идеально. Потому что Моисей приспосабливал закон к уровню нравственной культуры еврейского народа, а она была чрезвычайно низка.
Всякий закон не может требовать от человека моментальной святости. Человек должен к этой святости быть подготовлен, в этом всё дело.
– В дореволюционной России обручение совершалось за месяцы, а то и за годы до Таинства брака. Сейчас все происходит в один день. Получается, что обручение превратилось в такую формальность?
– Не совсем в формальность. Надо вспомнить каким образом браки совершались в древней России. Прежде всего родители договаривались о том, кто будет мужем или женой их ребенка. И скажем, уже семилетний, а то и пятилетний ребенок уже имел себе, так сказать, ему предначертанную супругу. И очень часто по исполнении 10–12 лет ребенка отдавали в другую семью для того, чтобы он там вместе со своей будущей женой рос. Это не значит, что они тут же, так сказать, ложились в кровать, они вместе росли в этом быте, в традициях вот этой семьи. И семью подбирали по близости традиций. Потому что, знаете, когда один человек привык носки грязные разбрасывать по квартире, а другой человек привык к аккуратной жизни, им очень трудно друг друга понять, когда они начинают жить вместе, и это русские люди очень хорошо понимали. Это надо иметь в виду.
– Отец Александр, из чина венчания следует, что муж и жена будут друг с другом и в вечности. А если один из супругов умирает, а другой снова вступает в ещё один венчанный брак, то с кем он будет в вечности?
– В нашей жизни мы все как бы разбросаны по отдельным квартиркам. И в принципе, даже сама по себе семья – это нечто изолированное. Но Царство Божие – это не изолированная структурка, там не по квартирам живут, там все объединены одной любовью Бога во Христе, понимаете? Там изоляции никакой нет, потому что все друг друга равным образом любят, а никаких животных отношений там предположить, как мы понимаем, нельзя.
– Спасибо, отец Александр, за сегодняшнего беседу. Действительно, нам есть над чем поразмыслить, спасибо Вам.
– Дорогие телезрители, у святителя Иоанна Златоуста есть замечательные слова: «муж и жена подобны руке и глазам: когда руке больно, глаза плачут; а когда глаза плачут, руки вытирают слезы». Берегите свои семьи, до новых встреч.
Толкование на Бытие 2:24
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Бытие 2:24 / Быт 2:24
Иоанн Златоуст (
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть
Откуда, скажи мне, пришло ему на ум сказать это? Откуда узнал он будущее, и — то, что род человеческий размножится? Откуда известно ему стало, что будет совокупление между мужем и женой? Ведь оно произошло после падения; а до того люди жили в раю, как ангелы, не разжигались похотию, не распалялись и другими страстями, не обременялись нуждами телесными, но, будучи созданы вполне нетленными и бессмертными, не нуждались даже в прикрытии одеждою: «беста бо, — сказано, — оба нага, и не стыдястася». Доколе не привзошел грех и преслушание, они были облечены вышнею славою, потому и не стыдились; после же нарушения заповеди привзошел и стыд, и сознание наготы. Так откуда же, скажи мне, пришло ему на мысль говорить это? Не явно ли, что он, будучи прежде преслушания причастен пророческой благодати, видел все это духовными очами? Изъясняюсь теперь об этом не без цели, но для того, чтобы вы и отсюда могли познать преизбыточествующую любовь, которую явил Бог человеку, даровав ему в самом начале жизнь ангельскую и излив на него бесчисленные благодеяния, а сверх всего другого, удостоив его и дара пророческого; и чтобы вы, увидя беспечность человека после стольких благодеяний, не слагали уже вины на Бога, но во всем винили бы самого человека. Он сам для себя был причиною всех зол, как вы после и узнаете, то есть, и лишения столь многих благ, и того осуждения, которому подвергся за преслушание.
Источник: Беседы на книгу Бытия. Беседа 15.
Не сказал просто: «соединится», но «прилепится», означая этим самое тесное единение: «и будет два в плоть едину».
Источник: Восемь слов на книгу Бытия. Слово шестое.
Амвросий Медиоланский (
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть
Если брак Адама и Евы есть великое таинство во Христе и Церкви, то как Ева была костью от костей и плотью от плоти мужа своего, так и мы, несомненно, суть члены тела Христова, кость от костей и плоть от плоти Его.
Доброжелательство, появившись между лицами, принадлежащими к семейству, (от них), т. е. от детей, родителей, братьев, чрез посредство брачных уз, перешло (затем) в государственныя отношения (ambitum civitatum), и, выйдя из рая, наполнила (весь) мир. И Бог, вселяя в мужа и жену (взаимную) любовь (benevolentem affectum), сказал: «И станут одною плотью» и одним духом. Поэтому то Ева и доверилась змию: зная только о доброжелательстве, она и не помышляла, чтобы могло быть (еще и) зложелательство.
Источник: Об обязанностях священнослужителей. Книга I.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть
Слова сии можно принимать или от лица Адама, предсказывающего естественное следствие сотворения жены, или от лица Моисея, показывающего начало супружества. Но Иисус Христос приписывает оные Богу (Мф. 19:5). Сие довольно показывает их важность, чрез кого бы ни были они произнесены. Свойство супружеского союза объясняется сравнением его с естественным союзом между родителями и детьми и показывается, что первый неразрывнее последнего. Впрочем, оставление отца и матери и прилепление к жене относится к общежитию, но не простирается на любовь и благодарность детей к родителям. Отлучение от отца и матери приписывается мужу потому, что муж, а не жена, основывает дом и семейство, отдельное от родительского. Тесный союз супружества выражается еще с большею силою наименованием одной плоти. Точный разум сего первоначального и всеобщего закона о супружестве таков, что им исключается многоженство и своевольное расторжение брака, но не девство и целомудрие.
…В супружестве сотворенная жена сочетается с мужем в такой союз, по которому оба составляют плоть одну; искупленные Иисусом Христом и верующие в Него также суть члены тела Его, от плоти Его, и от костей Его (Еф. 5:30).
Источник: Толкование на Книгу Бытия.
Августин (354−430)
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть
По моему разумению, сказанное вдобавок: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть, имеет тот исторический смысл, что так и происходит во всем роде человеческом. Но здесь заключено и пророчество, о котором вспоминает апостол, говоря: Посему оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5:31−32).
Источник: О Книге Бытия против манихеев.
См. также Толкование на Быт. 2:21
Виссарион (Нечаев) (1822−1905)
Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину
«Сего ради», т. е. вследствие того, что «жена от мужа взята бысть», союз между ними теснее, чем между родителями и детьми. Отца с матерью без греха может, иногда должен, оставлять сын, когда вступит в брак, — как глава отдельного семейства; но бросить жену или променять ее на другую, по произволу, муж не может без греха. Союз между ними, однажды заключенный, неразрывен, Муж «прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину», т. е. общение между ними должно быть так тесно, как бы они были одним человеком, одним лицом. Посему и сказано у Апостола: «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:4). И это не есть только обычай или закон человеческий, это есть установление Божие. Слова: «оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину», — слова сии, по свидетельству Иисуса Христа, изрек сам Творец (Мф. 19:4−5), чрез Адама, или чрез Моисея — все равно; сам Творец установил неразрывные отношения между мужем и женой; и потому развод кроме случаев, означенных в законе, есть беззаконие, противление воле Божией: «еже Бог сочета, человек да не разлучает», сказал Иисус Христос (Мф. 19:6). Равно и многоженство противно этому закону Божию, ибо к многоженству неприменимы ясные слова: «будут два», именно двое, а не несколько лиц, «одною плотию».
Источник: Толкование на паремии из книги Бытия.
Иаков Афраат
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть
Мы слышим из закона: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. Это великое и тайное пророчество. Кто покидает своего отца и матерь, когда берет себе жену? Вот каково значение этих слов: человек в своем изначальном состоянии любил и почитал Бога, своего Отца, и Святого Духа, свою Матерь. Он не знал никакой другой любви. Для того чтобы взять жену, человек покидает своих Мать и Отца, о которых сказано выше. И этим ум его обращен к миру. Его душа и разум отпадают от Бога и влекутся в этот мир, которым он восхищается и которым утешается, как женою юности своей (Притч 5:18). Любовь к жене отлична от любви к отцу и матери. Писание добавляет: и будут одна плоть. Это правда, что некоторые люди становятся одной плотью и душою с их женами, и их умы и мысли отдаляются от отцов и матерей. Так что тот, кто никогда не вступает в брак и остается один, имеет один дух и ум со своим Отцом.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Потому оставит человек отца своего и мать свою
Едва ли можно приписывать эти слова Адаму, поскольку он, не зная, в качестве родоначальника всего человечества, никаких родителей, не имел ни нужды, ни даже самой возможности говорить о них. В виду этого, с большим правом следует приписать их или Моисею, как законодателю брачного союза у евреев (Исх. 21:1−11; Втор. 21:11−17, 24:1−5) и автору книги Бытия, или же, что еще лучше, основываясь на словах Иисуса Христа (Мф. 19:5) — самому Богу, освятившему этим таинство брачного союза и давшему ему основоположение на будущее время. Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучрежденность брака, с другой — провозглашает два основных его закона — единство и нерасторжимость, как толкует и само Священное Писание (Мф. 19:4−5; Мал. 2:14−15; 1 Кор. 6:16; Еф. 5:31 и др.).
и прилепится к Жене своей; и будут (два) одна плоть
Слово «прилепится» по еврейски выражено глаголом дабак, означающим поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (Втор. 10:20; 3 Цар. 11:2), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Священном Писании, так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью (Еф. 5:30−31; Иоанн Златоуст, Августин и др.).