Дворцовая площадь что на ней находится
Дворцовая площадь в Петербурге
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
В XIX в. по городу ходила такая эпиграмма по поводу скульптуры, венчающей колонну:
В России дышит все военным ремеслом, И Ангел делает на караул крестом.
В 1925 г. к годовщине со дня смерти Ленина у нового советского правительства возникла идея заменить фигуру ангела на Александровской колонне бронзовой десятиметровой статуей Ленина. С осуждением этого проекта выступил нарком просвещения Луначарский. Он послал письмо лично председателю городского совета Зиновьеву, в котором деликатно, но убедительно доказывал нелепость этой идеи. Раздраженный Зиновьев наложил на нем следующую резолюцию: «Ну их к черту. Оставляйте им колонну с «ампирным» ангелом». На этом дело и кончилось, и ампирный ангел с крестом наперевес до сих пор несет свою вахту над городом.
Этот яркий образец стиля русского барокко, так нравившегося дочери Петра своей роскошью и великолепием, стал уже пятым по счету зимним царским домом. Все предыдущие оказывались слишком малы и недостаточно величественны для русских монархов. Первый Зимний дворец, построенный для Петра I, находился на берегу Зимней канавки, на месте нынешнего Эрмитажного театра. Рядом с ним был дворец генерал-адмирала Апраксина, который по его завещанию отошел к императору Петру II. Царица Анна Иоанновна велела сделать к нему пристройки и жила в нем некоторое время, пока Растрелли не возвел для нее новый Зимний дворец, показавшийся тесноватым следующей императрице Елизавете Петровне. Поэтому в 1754 г. на его месте Растрелли заложил новый, нынешний Зимний дворец. Елизавета торопила архитектора, но строительство затянулось почти на десять лет.
Новый Зимний дворец, создававшийся, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», стал настоящим шедевром творчества Растрелли. Его торжественно-нарядный внешний облик сочетался с пышной отделкой расположенных анфиладами залов и комнат, богато украшенных золоченой резьбой и зеркалами.
В 1837 г. грандиозный пожар уничтожил внутреннюю отделку Зимнего дворца. Лучшие тогдашние российские архитекторы и строители за очень короткий срок (немногим более года) возродили дворец, сохранив основные замыслы автора. При этом фасад здания и отдельные интерьеры были оставлены в первоначальном виде, но время было уже иное, торжествовали новые вкусы, поэтому во дворце появилось множество новых, также великолепных интерьеров, которые дошли до наших дней.
Жуковский писал: «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имел подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминал о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России. Зимний дворец был для нас представителем всего отечественного, русского, нашего».
Здание Штаба гвардейского корпуса, замыкающее площадь с востока, было построено архитектором Александром Брюлловым, братом художника Карла Брюллова, автора знаменитой картины «Последний день Помпеи» (вы можете увидеть ее в Русском музее). Во время важных праздников на фасаде этого здания обычно размещается огромное панно, которое уже стало традиционной частью парадного оформления города.
Дворцовая площадь связана Певческим мостом (он знаменит своей необычайно красивой, словно бы кружевной оградой) с набережной Мойки.
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – это исторический центр, где рядом находятся все атрибуты власти имперской России. Центральное место занимает царский Зимний дворец, место официального нахождения императора. Сейчас это государственный музейный комплекс Эрмитаж. Главный штаб и Триумфальная арка, расположены напротив центрального входа с противоположной части площади. Основные контуры с восточной стороны очерчивает штаб Гвардейского корпуса и выход к Певческому мосту на набережной реки Мойки. Западная сторона переходит в Адмиралтейский проспект с Александровским садом, а к набережной Невы ведет дворцовый проезд.
Краткое описание и историческая справка
Идея сделать дворец величественным, способным поражать роскошью, принадлежит императрице Елизавете. При ней началось строительство комплекса зданий, которое смог завершить в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Некоторые детали со временем были реконструированы, дворец перенес пожары и военное лихолетье, но основной вид был сохранен.
Чем заняться на Дворцовой площади
Если вы первый раз попали на дворцовую площадь, закажите обзорную экскурсию. Пройдя по периметру, вы узнаете много исторических фактов, а осознание что вы находитесь в месте где события происходили, добавит дополнительные эмоции. Здесь понимаешь, что имел в виду в своих стихах Владимир Маяковский «здесь каждый камень Ленина знает». Понятно, что история не ограничивается периодом двух революций 1917 года, а все гораздо глубже.
Главной целью могут стать музеи: Эрмитаж и Главный штаб. Но не старайтесь объять необъятное. Если вы ограничены во времени, то даже бегом за день не осмотрите все экспонаты. Площадь только Зимнего Дворца составляет около 60 000 кв. м.
В духе времени покатайтесь на карете, запряженной лошадьми. Почувствуйте себя на месте Петра или Екатерины, особенно когда стучат копыта по мощеной мостовой. Ну а после не забудьте сделать снимок на память с «ожившими» героями прошедшей эпохи. Не удивляйтесь если к вам подойдет сама великая императрица или основатель «сия великого града».
Любимое место туристов — это гранитные атланты, а особенно их пальцы. Кто-то восхищается тонкостью работы, а другие обязательно должны подержать или потереть их. Почему они после этого должны выполнить ваши желания, на это ответа нет. Здесь же собираются любители роллеров, а это значит бесшабашные трюки, будет шумно и весело.
Вечером площадь приобретает особенный шарм. Это уникальная подсветка и непередаваемая атмосфера. Выступают уличные музыканты, иногда проводят шоу с огнями.
Городской муниципалитет организует мероприятия, приуроченные к памятным датам. Это концерты, выставки и даже кинофестивали. Проводятся вечера бальных танцев и даже экзотического бачату.
Зимой заливают большой каток, где горожане и гости с удовольствием катаются на коньках. Ну и на длинные зимние выходные, здесь вы встретите самую большую городскую ель.
Здания на Дворцовой площади
Здания вокруг Дворцовой площади составляют единый архитектурный ансамбль. Начало ему положило строительство Зимнего дворца. Но сформировался он и приобрел окончательный вариант после постройки штаба Гвардейского корпуса в 1843 году. Это самое «новое» сооружение, все его предыдущие варианты были признаны не соответствующими общей концепции.
Ну и главным украшением является Зимний Дворцовый комплекс, расположенный главным фасадом на площадь. А тыльной частью тянется параллельно гранитной набережной Невы.
Зимний дворец
Изначально комплекс строился как место постоянного проживания царской семьи. Все было сделано с максимальной роскошью, использовались в отделке редкие породы дерева, много золота, серебра и других драгоценных материалов. На приемах у императора не должно было остаться сомнений, какое государство самое мощное и богатое. И Зимний дворец после окончания строительства 1762 году прекрасно справлялся с этой функцией.
Как резиденция императоров стала превращаться в музей. Один коллекционер живописи в 1764 году в счет большой финансовой неустойки передал Екатерине Великой большое количество редких картин. Далее было специально достроено место под хранение увеличивающегося собрания произведений искусства. На данный момент в Эрмитаже 1050 смотровых залов. Кроме этого крыша дворца украшена 176 скульптурами.
В Эрмитаже официально работают коты и конечно кошки. Это не шутка. Здесь есть потомки котов которых привез еще с Голландии Петр Первый. Их специально содержат на территории музейного комплекса, чтобы противостоять мышам и крысам. И мы видим что у них это прекрасно получается. Директор музея М. Пиотровский рассказывает, что про котов спрашивают не реже чем про произведение Рембранта.
Здание Главного штаба
Главный штаб был построен под руководством архитектора К. Росси в 1828 году. Место постройки было выкуплено за счет государственной казны. Старые строения были снесены, а на их месте было воздвигнуто полукруглое здание, в середине которого расположены три арочных пролета. Эти украшенные барельефными рисунками и скульптурными группами составляют единую композицию – Триумфальную арку. Ее задумка была увековечить память победы над наполеоновскими армиями.
Ширина Триумфальной арки составляет 17 метров, а высота 28 метров. С ее размерами связана легенда. Император сомневался, что конструкция выдержит собственный вес. Тогда главный архитектор со всеми рабочими остался наверху во время снятия лесов. Естественно конструкция выдержала и К. Росси удостоился дополнительно царской милости.
Во время империи и в советское время в здании находились различные военные и гражданские министерства. В 1993 году восточный корпус передан в ведение Эрмитажа и стал местом для экспозиций и выставок. В западной части расположен штаб Западного военного округа.
Александровская колонна
Колонна расположена прямо в центре площади, даже в наш век высотных зданий она впечатляет. Высотой в 48 метров она без внешней опоры стоит идеально ровно и ей не страшны природные эксцессы. Установили ее в 1834 году по проекту архитектора О. Монферана, работал над ней скульптор Борис Орловский.
Идея монумента была в том, чтобы увековечить память победы над Францией в 1812 году. Названа она в честь императора Александра, который руководил русским войском в отечественной войне. Саму колонну установили во время Николая Первого, который принял деятельное участие в этом процессе. Считается что он лично установил закладную доску под основание и медаль за возвращение Варшавы в лоно государства российского.
Вес конструкции составляет 704 тонны. Впечатляет, что установку ее произвели без современных механизмов. Шестьсот солдат принимали участие в доставке от места производства. Была собрана конструкция, позволившая мене чем за два часа установить ее на постоянное место.
Во время советского периода предпринимались попытки убрать фигуру ангела с ликом Александра. Это не соответствовало государственной идеологии. Но митинги и шествия с коммунистической символикой мирно проходили по площади. В данный момент мы можем наблюдать за ним в первозданном виде.
Как добраться
Наиболее удобно добираться на метро, самая близкая станция «Адмиралтейская». С нее можно попасть на площадь пройдя под Триумфальной аркой, как бы повторяя путь из советского черно-белого фильма «Штурм Зимнего дворца». Первый раз, когда в детстве прошёл этим маршрутом, то недоумевал зачем матросы выбрали такой сложный путь, если площадь совершенно открыта с двух сторон.
Можно выйти на станции метро «Невский проспект» и далее пешком вдоль набережной реки Мойки. Этим маршрутом выходишь на площадь со стороны здания штаба Гвардейского корпуса. Или пешком со стороны стрелки Васильевского острова через Дворцовый мост.
Интересные факты
Центральная часть Санкт Петербурга застраивалась с учетом высоты резиденции российских императоров. Указ Николая I запрещал строить выше 11 саженей. Благодаря этому историческая часть города выглядит гармонично. Не зря город считается одним из самых красивых.
Периодически пропадают элементы брусчатки. Некоторые «деятельные» туристы, несмотря на запрет и угрозу штрафа умудряются унести часть покрытия с собой в качестве сувенира. Откуда пошло это увлечение – неизвестно. Городское собрание сделало официальное заявление, элементы брусчатки не являются исторической достопримечательностью. Данное покрытие уложено в современное время в 1977 году.
Дворцовая площадь – это историческое место, поэтому ближайшие рестораны находятся на Невском проспекте. Но быстро перекусить можно у выносных лотков, голодными вы не останетесь. Здесь столько нужно успеть посмотреть, что об еде можно и «забыть».
Дворцовая площадь в Петербурге
История Дворцовой площади кратко
Возникновение и формирование площади напрямую завязано на истории возведения Адмиралтейства, которое создавалось по законам военного времени как крепость-верфь. А это значит, что территория Адмиралтейской верфи была окружена валами и рвами, перед которыми была организована открытая эспланада (ровное пространство) для лучшего наблюдения за наступающим врагом.
Но адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную актуальность, и часть ровного пространства стала использоваться для складывания адмиралтейского оборудования, часть же постепенно зарастала травой, превращаясь в Адмиралтейский луг.
Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда проводились праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывались распития вин и скармливание зажаренных быков народу. Затем, во время строительства третьего и пятого Зимних Дворцов, луговое пространство использовалось для складирования строительного материала. Здесь также проводились иногда военные учения, и пасся императорский скот.
Идея организации площади перед достраивающимся пятым Зимним дворцом принадлежит Ф.Растрелли. Он создал первый проект замкнутой придворцовой территории, с колоннадой, окружающей памятник Петру Первому, в центре ее. В 60-е годы 18 века проводится архитектурный конкурс генерального плана застройки города, по итогам которого утверждается архитектурное проектирование А.Квасова по благоустройству Дворцовой площади.
Дворцовая площадь в конце 18 века
Отталкиваясь от доминанты Зимнего Дворца, в котором прорезаются арочные выходы на площадь, Квасов дал основную геометрическую границу площадного пространства на западе, закруглив ее на северном направлении. Постепенно околодворцовое пространство оформляется строениями Южного павильона Малого Эрмитажа (арх.Фельтена) и Вольного экономического общества (арх. Валлен-Деламота), а также Глазовским домом и особняками А. Ланского и Я. Брюса.
Арки Зимнего дворца
Все эти сооружения распределяются по дугообразной линии намеченной А.Квасовым, окружая Зимний дворец подобием амфитеатра. На образовавшемся площадном пространстве в конце 18 века проходили смены гвардейских караулов и народные гуляния, аналогичные гуляниям при Анне Иоанновне.
Здание Главного штаба на Дворцовой площади
Позже строение Экономического общества будет стилизовано под Главный Штаб, а восточную сторону придворцового пространства замкнет Штаб Гвардейского корпуса (арх.А.Брюллов). Довершит общую картину установленная в центре площади Александрийская колонна(арх.О.Монферран). После окончательного оформления, придворцовая площадь стала местом проведения войсковых смотров и парадных военных шествий.
Дворцовая площадь в 19 веке
Эта площадь помнит день Кровавого воскресенья 1905 года и ночь 1917 года, когда вооруженными матросами был захвачен Зимний дворец. Помнит она и проводимые в советский период парадные и демонстрационные шествия, многотысячные театрализованные представления на социалистическую и другие тематики. Например, в 1924 году бойцы Красной армии выступали здесь в роли шахмат.
После октябрьских событий 1918 года, когда в залах Главного штаба был убит Урицкий, площадь получила его имя. В том же году в Зимнем садике устанавливается памятник А.Радищеву из гипса, однако, он простоял недолго – опрокинутый ветром, разбился.
В последний период Великой Отечественной войны площадь, как и многие другие петербургские объекты, получает назад свое историческое название. В конце 70-х была проведена реконструкция площади, на которую уложили диабазовую брусчатку. Также установили воссозданные фонарные столбы.
Сегодня территория площади не только место проведения парадных торжеств. Здесь проходят различные городские события – День города, спортивные марафоны, музыкальные концерты, Дни бардовской песни и прочее.
Описание достопримечательностей
Как уже говорилось, все сооружения Дворцовой площади являют собой цельный архитектурный ансамбль, оформившийся в результате труда многих известных архитекторов. Но самой главной достопримечательностью площади, ради которой сюда идут многочисленные туристы, является, конечно же, знаменитый Зимний дворец.
Зимний дворец
Прекрасный памятник архитектурного дворцового зодчества середины 18 века – Зимний Дворец – самая известная достопримечательность Петербурга. Это прекрасный образец русского барокко, выполненный Ф.Растрелли и главный дворец российских императоров, начиная с Екатерины Великой.
Русские цари здесь жили, устраивали балы, проводили официальные приемы, решали судьбы России. В интерьерах дворца они старались выразить могущество и героизм страны, показать ее несметные богатства и мастерство отечественных умельцев.
В Зимнем дворце было положено начало знаменитой коллекции Эрмитажа, одной из богатейших в мире, для хранения которой были построены специальные здания, составившие вместе с дворцом единую архитектурную композицию Дворцовой площади и Дворцовой набережной. Это Малый и Новый Эрмитажи, Эрмитажный театр.
Южный павильон Малого Эрмитажа
Сегодня в дворцовых залах можно увидеть и выставочные экспозиции и восстановленные жилые и парадные помещения русских правителей. Залы с воссозданным интерьером, самые известные и красивые, находятся на втором этаже. Это личные покои бывших императриц Александры Федоровны и Марии Александровны, Военная галерея, Гербовый и Петровский залы, Большой Тронный Георгиевский зал и многие другие.
Будуар Марии Александровны в Зимнем дворце
На первом этаже можно посмотреть египетские, месопотамские, скифские и другие редкости, добытые в ходе археологических исследований. На третьем – предметы искусства Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока.
Египетский зал Эрмитажа
Лицом к Зимнему Двору, волнообразным силуэтом из двух крыльев, расположены два корпуса Главного штаба. Местом соединения штабных корпусов стала монументальнейшая Триумфальная арка.
Главный штаб и Триумфальная арка
Корпусное сооружение Главного штаба возведено в 20-х годах 19 века известным архитектурным мастером К.Росси. Как понятно из названия, в этих корпусах размещался военный штаб. Также здесь нашлось место и для военного, финансового и прочих Министерств. Сегодня западная часть здания соответствует своему предназначению, оно отдано в распоряжение Западному военному округу. А территория восточной части с 2013 года поступила в распоряжение Эрмитажа, поместившего туда коллекции модернистов и абстракционистов начала 20 века.
Западное крыло отличается от восточного наличием металлостеклянного купола, сооруженного в самом начале 20 века. Этот купол способствовал естественному освещению находящейся внизу штабной специализированной библиотеки.
Триумфальная арка здания Главного штаба
Знаменитым украшением штабных корпусов является монументальная Триумфальная арка, возведенная к 1828 году. Это не просто проход с Невского проспекта на площадь, но и скульптурный памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Триумфальная арка состоит из трех запараллеленных арок, украшенных барельефными рисунками и прекрасной скульптурной группой прославляющей русскую военную славу.
Выразительная композиция триумфальной колесницы, запряженной шестью лошадьми, находящаяся на 36-метровой высоте, выполнена С.Пименовым и В.Демут-Малиновским. Она хорошо просматривается с площади. Прекрасны скульптуры и двух вооруженных воинов в римском одеянии, сдерживающих горячих коней, и крылатой Ники со знаменем в левой руке и с венком из лавра в правой.
Лейтмотив военной славы присутствует и в барельефах и в орнаментах, украшающих арку. Венки с лавровыми листьями и военные трофеи, богини славы с пальмовыми ветками, часовые в античных доспехах, застывшие в приветственной позе – всё максимально выразительно воспевает российскую военную победу.
Довершает тематику победного триумфа над Наполеоном знаменитая Александровская колонна.
Александровская колонна
По центру площади стоит уникальный памятник архитектуры начала 19 века, великое произведение О.Монферрана. Только одним этим памятником он уже увековечил память о себе. Выполненный в лучших триумфальных образцах античности, лаконичный колонный силуэт четко и стремительно взмывает вверх.
Александровская колонна или, как называл ее А.С.Пушкин, Александрийский столп, является и памятным увековечиванием победного триумфа войны 1812 года, и памятной стелой Александру Первому, и прославлением героизма российского воинства. Вся атрибутика декоративного убранства пьедестала и колонного завершения наполнена символами Славы и Победы.
Барельеф пьедестала Александровской колонны
Четырехлетняя история создания и водружения 600-тонной колонны достойна отдельного написания, ибо это тоже героизм – героизм творческий и трудовой. Гранитная колонна стоит без специального крепежа, удерживаемая только собственным весом уже почти двести лет, с 1832 года. Александрийский столп выдержал испытания временем, войнами, революциями и сменами режимов.
Сегодня Александровская колонна является одним из известнейших символов города, его визитной карточкой, одной из ключевых достопримечательностей не только Дворцовой площади, но и всего города.
Штаб Гвардейского корпуса
Чуть позже установления Александрийского столпа, вместо бывшего Манежа, восточная окраина площади застраивается штабным зданием для Гвардейского корпуса (арх.А.Брюлов). Велось это строительство в рамках программы по архитектурному завершению ансамблевого оформления площади.
Гвардейские войска, учрежденные Петром Первым в самом начале 18 века, играли существенную роль в политической жизни России. Хорошо известны полки Семеновский, Преображенский, Измайловский и т.д. На них опиралась правящая династия, они неоднократно помогали российским императорам, и сооружение их Штаба около главной царской резиденции было вполне оправдано.
Классическое здание, расположенное буквой Г, выходит своими фасадами на площадь и на набережную Мойки. Парадный фасад четырехэтажного сооружения, выходящий на площадь, украшен двенадцатиколонным портиком и лепными межоконными барельефами. Строение Гвардейского штаба гармонично вписалось в архитектурный комплекс площади, не перетягивая на себя «одеяло», не выделяясь, а дополняя и завершая архитектурный облик площади с её восточной стороны.
Декор Главного фасада Штаба
Внутреннее убранство Штаба оформлялось с использованием гвардейской атрибутики – это изображения шашек, касок, киверов и прочего, даже стеновые орнаменты напоминали шитье гвардейских воротничков.
В октябрьские дни 1917 года Штаб Гвардейского корпуса был занят штабом Петроградского военного округа, который во главе с Лениным занимался вопросами обороны города. Об этих событиях рассказывает мемориальная доска.
С постройкой Гвардейского штабного корпуса градостроительное оформление Дворцовой площади закончилось, приняв тот финишный вариант, который сегодня видят все туристы. Но к Дворцовой площади относится еще небольшой сквер между Зимним дворцом и Дворцовым проездом, о котором тоже хочется сказать несколько слов.
Зимний сад
Поэтому было принято решение о создании небольшой буферной зоны в виде сквера между императорской резиденцией и городской улицей. Работы по возведению сада контролировал архитектор Н.Крамской, а непосредственно садовыми посадками занимался Р.Катцер.
Зимний дворец со стороны Зимнего сада
Садовая ограда в стиле растреллевского барокко выполнялась архитектором Р.Мельцером. Само по себе это чугунное ограждение было произведением искусства. В узорах чугунной решетки были использованы изображения листьев акантов, вензеля царской фамилии, имперский герб. Ограда замыкалась воротами, украшенными двуглавыми орлами и фонарями, а опорные столбы были украшены вазами. Экспонат ограды был участником всемирной парижской выставки 1900 года, где получил заслуженное Гран-при.
Ограда и ворота Зимнего сада в начале 20 века
После выставки ограда была установлена на гранитных основаниях в предназначенном ей месте, очертив тем самым территорию Зимнего сада, который к тому времени был засажен деревьями, кустарниками и цветами. В саду был смонтирован и фонтан. Однако царской семье в начале 20 века этим садом особо пользоваться не пришлось. Николай Второй с семейством перебрался в Царское село, а горожан в сад не пускали.
1 мая 1920 года состоялся исторический «ленинский» субботник, во время которого все оформление Зимнего сада было сметено с лица земли в прямом смысле. Все, что осталось от ограды, опорные столбы, ворота и прочее, в качестве мусора было вывезено с территории Дворцовой площади. Сохранились лишь деревья и неработающий фонтан. Только в первом десятилетии 21 века исторический вид сквера был восстановлен и зеленым островком вошел в каменную композицию Дворцовой площади.