Дворцовая площадь питер что рядом посмотреть
Что посмотреть в Санкт-Петербурге за один день
Маршрут по самым популярным достопримечательностям
Я родилась в Санкт-Петербурге и люблю город за его дворцы, мосты, уличных музыкантов и парадные.
За последние 10 лет я показала Петербург десяткам друзей и партнеров из Испании, Португалии, Аргентины, Швейцарии и Финляндии. Скоро буду встречать коллегу из Германии: он приезжает в город с дочкой и попросил меня стать их гидом.
Организовать тур по городу не самая простая задача: тут слишком много всего интересного. Петербург был столицей Российской империи 206 лет. У каждой улицы своя история — любопытная, захватывающая или кровавая. Развлечений в Петербурге — тоже на любой вкус и кошелек. За один день можно сходить на балет, погулять по крышам и объесться легендарными пышками.
Я составила маршрут на 6 километров для тех, кто плохо знает Петербург и хочет быстро посмотреть самые популярные достопримечательности. Он не подойдет вам, если вы часто бываете в Санкт-Петербурге и почти все видели.
занимает Санкт-Петербург среди самых туристических городов России
Маршрут начинается у Петропавловской крепости и заканчивается на Невском проспекте. По пути посмотрите Стрелку Васильевского острова, Кунсткамеру, Дворцовый мост, Медного всадника, Исаакиевский собор, Мариинский театр, Дворцовую площадь и Эрмитаж, храм Спаса на Крови, Русский музей, Дом книги и Казанский собор. Советую сохранить маршрут в вашем аккаунте в «Трипэдвайзоре».
Как добраться до центра. В основном туристы приезжают в Петербург на машине, поезде или самолете.
В городе несколько вокзалов. Большинство поездов прибывают на Витебский, Московский, Ладожский и Финляндский. Если вы приехали на поезде, спускайтесь в метро: станция есть на каждом железнодорожном вокзале.
Маршрут
Петропавловская крепость — место, где заложили первый камень Петербурга в 1703 году. Крепость построили, чтобы охранять земли, отвоеванные у шведов. Правда, по назначению ее ни разу не использовали: крепость стала тюрьмой, где сидели известные «предатели родины» — от царевича Алексея, сына Петра I, до Максима Горького.
Вход на территорию крепости свободный. Там приятно пройтись по брусчатым улицам и оглядеться по сторонам. С пляжа рядом с крепостью или смотровой площадки открываются красивые виды на Неву и город: Зимний дворец, Дворцовый мост, Ростральные колонны.
В Петропавловской крепости есть несколько постоянных музеев и временные выставки. Там работают музеи космонавтики и ракетной техники, архитектурной керамики, науки и техники, истории денег. Экспозиции небольшие, но любопытные.
Вход в каждый музей стоит 200 Р для взрослых и 120—150 Р для школьников, студентов и пенсионеров. Если планируете посетить все экспозиции, выгоднее брать единый билет. Он обойдется в 750 Р для взрослых, 400 Р для учащихся и 300 Р для пенсионеров. Бесплатный вход — для льготников, например людей с инвалидностью и членов многодетных семей.
Билеты продают только в кассе: на сайте пишут, что это единственный способ избежать мошенничества.
Стрелка Васильевского острова и Кунсткамера. Экскурсоводы называют участок реки от Зимнего дворца до Петропавловской крепости и Стрелки главной площадью Петербурга. Хороший вид на нее открывается от Стрелки — восточного мыса, который разделяет Неву на два рукава. Там всегда прохладно и ветрено, но, несмотря ни на что, у Стрелки постоянно фотографируются молодожены и выпускники.
Символ Стрелки — Ростральные колонны. Пару веков назад они работали как маяки. Сейчас их зажигают только по торжественным и праздничным случаям.
На противоположной от Стрелки стороне дороги расположено здание Биржи, больше похожее на древнегреческий храм. Правда, сейчас оно на реставрации.
Неподалеку от Стрелки находится первый общедоступный музей в России — Кунсткамера. Главное, ради чего туда идут туристы, — коллекция заспиртованных уродцев, которую собирали еще при Петре.
Дворцовый мост проложен над Невой. Даже если вы не были в Петербурге, вы наверняка его узнаете: изображение разводного моста сотнями тысяч печатают на всем, что связано с городом. На сайте Мостотреста сказано, что Дворцовый мост — одно из самых сложных сооружений в России и за рубежом.
Медный всадник — самый известный памятник Петру I на Сенатской площади. Вообще-то памятник изготовлен из бронзы, а медным его стали называть после публикации поэмы Пушкина.
Мариинский театр — самый известный театр в Петербурге. Сейчас там идет 237-й театральный сезон. Убранство шикарное, а постановки классические: «Аида», «Севильский цирюльник», «Щелкунчик» и так далее.
Часть репертуара ставят на основной, или исторической, сцене, а часть — на новой. Она открылась в 2013 году. Хоть жители Петербурга и ругали постройку, внутри нее — одна из самых оснащенных театральных площадок в мире со сбалансированной акустикой.
В среднем стоимость представления — 1200—5600 Р за билет. Дешевые билеты часто можно поймать через бота в Телеграме — Happy Tickets Bot.
С мая по октябрь можно подняться на колоннаду Исаакиевского и полюбоваться панорамой города с высоты 101 метра. Виды восхитительные: оттуда просматривается Нева, здания петровских 12 коллегий, площади перед собором и сотни, если не тысячи разноцветных петербургских крыш.
Дворцовую площадь украшает Александровская колонна. На ее вершине — фигура ангела, который попирает крестом змея. В школе нам рассказывали, что у ангела лицо Александра I, а у змея — Наполеона: колонну возвели после победы в Отечественной войне 1812 года.
Главное здание на Дворцовой площади — Зимний дворец. Это основная резиденция российских императоров, которые начали собирать произведения искусства со всего мира для своего удовольствия. Дворец входит в музейный комплекс Эрмитажа.
Советую попросить карту музея у любого сотрудника. По ней удобно ориентироваться в гигантском здании и можно составить свой маршрут.
стоит входной билет в Зимний дворец
Спас на Крови. От Дворцовой площади к храму Спаса на Крови советую пройти как местный житель — дворами. Это позволит почувствовать романтику города и увидеть типичные питерские дворы.
Храм построили на месте, где погиб Александр II. На его жизнь покушались семь раз, и именно там «охота на императора» завершилась. Собор построили по приказу Александра III. Внутри сохранен фрагмент мостовой, на которой его отец получил смертельное ранение.
В Русском музее — крупнейшее собрание картин русских художников. Там можно увидеть картины из школьных учебников: «Бурлаки на Волге» Репина, «Девятый вал» Айвазовского, «Последний день Помпеи» Брюллова, шедевры Васнецова, Сурикова, Шишкина и многих других.
стоит билет в Русский музей с посещением корпуса Бенуа
Казанский собор и Невский проспект. В Казанском соборе расположена могила Кутузова и Казанская икона. Вход свободный для всех. Это действующая церковь, поэтому женщин просят покрывать голову.
Собор стоит на Невском проспекте — главной улице города протяженностью более 4 км. Я оставила ее напоследок, чтобы вы сами решили, в какую сторону по ней прогуляться. На Невском всегда шумно и весело: там сотни разных магазинов и ресторанов, музыканты устраивают концерты, художники рисуют прохожих, а навязчивые зазывалы пристают к прохожим с экскурсиями. Будьте аккуратны: в толпе много карманников.
Детали
Метро. В Петербурге удобная и понятная система метро, в которой разберется даже школьник. Станции считают одними из самых красивых в мире. Многие туристы гуляют по ним как по музею: любуются мозаикой, лепниной и скульптурами.
Если хотите совершить экскурсию в метро, советую следующий маршрут: «Адмиралтейская» — «Спортивная» — «Звенигородская» с переходом на «Пушкинскую» — «Площадь Восстания» — «Площадь Александра Невского» с переходом на оранжевую ветку. Такой тур займет около 30 минут.
Маршрут №1: «Что посмотреть в Питере за 1 день»
Что это за маршрут?
Внимание! Список готовых маршрутов по Санкт-Петербургу здесь.
Так как мы с Юлей в Питере были очень много раз, то настало время, опираясь на наш опыт, а самое главное, на наши ошибки, поделиться маршрутом по этому городу для первого дня посещения.
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Пошагово маршрут №1: «Что посмотреть в Санкт-Петербурге за 1 день»
Шаг 1. От пл. Восстания до Аничкова моста
Маршрут начинаем от площади Восстания (1). Как я уже сказал, рядом находится одноименное метро и Московский вокзал. С площади Восстания выходим на Невский проспект (2).
Шаг 2. Аничков мост
Доходим до Аничкова моста (3). Он находится примерно в 1 км от пл. Восстания. Здесь надо обратить внимание на статуи лошадей и на причал (4), с которого можно уплыть на экскурсию по рекам и каналам Питера.
Шаг 3. От Аничкова моста до «Катькиного сада»
После моста продолжаем прогулку до Екатерининского сквера, который будет находиться по левую руку. От моста до сквера примерно 300 метров. В сквере установлен памятник Екатерине II (5). Посмотрите его, а потом переходите на другую сторону Невского проспекта и загляните на перпендикулярную проспекту улицу Малая Садовая. Первый дом справа на этой улице – Елисеевский магазин (6). На стене соседнего дома на уровне второго этажа надо отыскать маленькую скульптуру кота Елисея (7). Потом повернитесь спиной к коту и на стене дома с другой стороны улицы отыщите кошку Василису (8). Миниатюра находится тоже на уровне второго этажа. Затем пройдите немного дальше по улице и сфотографируйтесь с бронзовым фотографом (9).
Шаг 4. От «Катькиного сада» до Казанского собора
Теперь продолжаем движение по Невскому проспекту к Казанскому мосту (10) через канал Грибоедова. Мост будет через два квартала (600 м). По левую руку увидим Казанский собор (11). Не заметить его невозможно. После осмотра собора переходим на другую сторону Невского проспекта и на набережной канала Грибоедова заходим за открытками в книжный магазин в доме Зингера (12). После дома Зингера продолжаем путь по правой стороне набережной канала Грибоедова.
Шаг 5. От Казанского собора до Остапа Бендера
По набережной канала Грибоедова идём до первого поворота направо на улицу Итальянская. Поворот находится около Итальянского моста в 200 метрах от Невского проспекта. Заворачиваем на улицу, проходим примерно 80 метров и на левой стороне видим памятник Остапу Бендеру (13).
Шаг 6. От Остапа Бендера до трех Пегасов
От памятника Бендеру возвращаемся снова на набережную Грибоедовского канала и идём до следующего поворота направо (150 м). Туда будет уходить Инженерная улица, на которой находится Русский музей (14). Не рекомендую идти в него в хорошую погоду. Музей очень крутой, но на него надо выделять полдня, и идти лучше, когда дождь, или зимой, когда холодно. Цените в Питере хорошую погоду – она здесь на вес золота. Продолжаем идти дальше по набережной и попадаем к храму Спаса на Крови (15). От храма выходим через мост на Конюшенную площадь. Идем до первого поворот налево и выходим на улицу Большая Конюшенная. В самой начале улицы найдем первого маленького Пегаса (16), а когда пройдем еще 300 метров, отыщем еще двух Пегасиков (16). После Пегасов движемся дальше по Большой Конюшенной улице и выходим снова на Невский проспект. Поворачиваем направо и продолжаем прогулку.
Шаг 7. От трех Пегасов до выхода на Дворцовую площадь
Вернувшись на Невский проспект, продолжаем движение до следующего моста через реку Мойка, который называется Зелёный мост (17). Проходим до первого поворота направо. Это улица Большая Морская. Идём по ней и через арку попадаем на Дворцовую площадь. Но перед тем, как туда пойти, найдем интересную надпись (18). Примерно в 50 метрах от поворота на улицу Большая Морская на фасаде дома № 15 (правая сторона Невского) трафаретом нанесена надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!»
Шаг 8. Дворцовая площадь
Осмотрев надпись, возвращаемся к улице Большая Морская и идём по ней через арку (19) на Дворцовую площадь (20). Погуляем на площади, полюбуемся Эрмитажем (21). Заходить в него тоже не будем, потому что это на полдня. Мы лучше сделаем фото с огромными статуями Атлантов (22). Для этого пересечем площадь и пойдем в самый правый её угол. Там будет начало улицы Миллионная. Примерно в 100 метрах по левой стороне улицы вы увидите Атлантов. Когда сделаете с ними селфи, пересекайте площадь по диагонали (в направлении Исаакиевского собора) и выходите снова на Невский проспект (не через арку). Кстати, здесь как раз Невский и заканчивается.
Шаг 9. От Дворцовой площади до Александровского сада
Как я уже сказал, с площади мы снова идём на Невский проспект, но не через арку. Фактически мы выходим на начало Невского проспекта – нумерация домов начинается отсюда. Но для нас здесь Невский заканчивается. Теперь нам надо отыскать двор-колодец Ангела (23) в форме его крыльев. Местные считают это местом силы и загадывают здесь желания. Чтобы найти вход, надо перейти на пешеходном переходе через Невский проспект и, повернув направо, пройти в первую калитку (арку) во двор. Как действовать дальше, будет подробно написано ниже в специальном разделе. После осмотра двора-колодца Ангела снова выходим на Невский проспект, поворачиваем налево и далее по пешеходному переходу проходим в Александровский сад (24). Оказавшись в саду, неспешно идем по его дорожкам в сторону Исаакиевского собора.
Про дворы-колодцы и про то, как попасть во двор Ангела
Шаг 10. От Исаакиевского собора до Дворцового моста
После посещения парка зайдите внутрь Исаакиевского собора (25). Он платный, но очень интересный. Потом отправляйтесь в сторону набережной к Медному всаднику (26). Затем выходите на Адмиралтейскую набережную (27) и, повернув направо, идите по ней в сторону Дворцового моста.
Шаг 11. Стрелка Васильевского острова
С набережной выходим на Дворцовый мост (28). На нем есть смотровая площадка. Переходим по мосту на Васильевский остров. В 100 метрах слева от моста находится Кунсткамера (29), а если пойти направо, то через 250 метров выйдем на Стрелку Васильевского острова (30). Здесь наша прогулка заканчивается.
Какими экскурсиями дополнить маршрут
Вообще маршрут довольно насыщенный. Его основной недостаток в том, что вы гуляете сами по себе, без хорошего попутчика-рассказчика. Многие вещи, на которые вы смотрите, зазвучат по-другому, если рядом будет дельный гид. Поэтому тем, для кого мой маршрут будет маловат, советую выбрать какую-нибудь обзорную экскурсию. Посмотрите на трипстере – там целый раздел отведен обзоркам.
Но главное, выбирайте так, чтобы о гиде было много положительных отзывов, потому что гид – это наше всё. Могу посоветовать двух отличных индивидуальных экскурсоводов по городу. Во-первых, Артёма и его прогулку «Классический Петербург». А во-вторых, Светлану с автоэкскурсией «Весь Санкт-Петербург за один день». Особо обратите внимание на экскурсию Артёма. Очень многие её хвалят.
Ещё я хочу сказать, что в идеале день надо построить так: прогуляться самим по маршруту, а потом укрепить впечатления не обзоркой, а какой-нибудь специфичной для Питера экскурсией. Взять что-то такое, что вы сами точно никогда толково не посмотрите. Я рекомендую обратить внимание вот на эти четыре экскурсии…
Путеводитель по главным площадям Петербурга
Длина маршрута: 3,3 км.
Музеи для посещения: Государственный Эрмитаж, Исаакиевский собор.
Достопримечательности на маршруте:
При клике по карте откроется интерактивная google-карта в новой вкладке браузера:
Дворцовая площадь
Дворцовая площадь сформировалась как пространство перед Зимним дворцом, некогда бывшее частью Адмиралтейского луга, на котором до середины XVIII века можно было встретить пасущихся коров. Этот луг служил гласисом перед крепостью, коей на протяжении всего XVIII века было соседнее Адмиралтейство. Гласис – открытое пространство, которое не даёт противнику пройти к крепости незамеченным. На его месте впоследствии образовалась не только Дворцовая, но и другие соседние – Сенатская и Исаакиевская. А на месте Александровского сада до 1870-х годов существовала ещё одна Адмиралтейская площадь. Все эти открытые пространства перетекали друг в друга, образуя уникальный единый архитектурный ансамбль.
Фотографирование на Дворцовой площади – обязательное действие для всех впервые приезжающих в Петербург туристов. На этом пытаются заработать ряженые, чаще всего переодетые в Петра I и Екатерину, девушки в «гусарском» одеянии. Рекомендую заранее уточнять стоимость фотографирования с ними, дабы не быть уже по факту удивлённым сотням рублей за один кадр, пусть даже и сделанный на ваш фотоаппарат или телефон. Отсюда же есть возможность уехать на прогулку на карете, запряженной парой лошадей.
В сквере у Зимнего дворца (слева от него, если смотреть на дворец с площади) работают лавки с фастфудом и сувенирами. Там же увидите бело-синие автобусы, которые на самом деле являются передвижными платными туалетами. Рядом с ними, ближе к Адмиралтейству, стоит павильон туристко-информационного центра. Там могут быть карты города, путеводители. Сотрудники ТИЦ ответят на все интересующие туристов вопросы.
Зимний дворец (Государственный Эрмитаж)
Зимний дворец (2) до 1917 года был официальной резиденцией российских императоров. Это здание было построено в 1754-1762 годах по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Оно является символом елизаветинского барокко. Заказчицей строительства была императрица Елизавета – дочь Петра I, основателя Петербурга. Зимний же дворец самого Петра находился неподалёку, на берегу Зимней канавки.
Пётр III правил всего полгода. Затем в Зимнем прочно обосновалась Екатерина II вплоть до своей кончины в 1796 году. Павел I, боявшийся дворцовых переворотов, здесь не жил. Он построил для себя Михайловский замок, где и был убит. Его сын Александр I вернул Зимнему дворцу статус императорской резиденции.
При Николае I в 1837 году Зимний дворец сгорел. От него остались лишь стены. Но всего за два года императорская резиденция была воссоздана в прежнем великолепии. Конечно, большинство интерьеров было оформлено заново. От XVIII века здесь осталась лишь Растреллиевская галерея первого этажа и Иорданская лестница (с некоторыми корректировками) – это то, что видят посетители Эрмитажа в первую очередь после входа в музей.
На Александра II в Зимнем дворце совершал покушение Степан Халтурин. В честь этого в советское время фамилией Халтурина была названа Миллионная улица, а также одна из лестниц Эрмитажа. Это покушение не увенчалось успехом, в отличие от того, что состоялось 1 марта 1881 года на Екатерининском канале. Александр III, видевший отца при смерти в Зимнем дворце, не хотел здесь жить. Зимний дворец стал лишь парадной резиденцией для пышных балов, приёмов. Царская семья предпочитала жить в Гатчине. Николай II также чаще жил в петербургских пригородах, приезжая в Зимний «на работу».
Сокровища, которые ныне экспонируются в Государственном Эрмитаже, ранее были доступны царской семье в самом Зимнем дворце. Постепенно для разрастающейся коллекции строили специальные здания. По соседству с домом императоров выросли Малый и Большой Эрмитажи. А с 1852 года для широкой (в меру, конечно) публики открылся музей Императорский Эрмитаж. Для него было построено новое здание на углу Миллионной улицы и Зимней канавки, с входом, украшенным знаменитыми атлантами.
В советское время Зимний дворец сам стал музеем, вошёл в единый комплекс Государственного Эрмитажа. Здесь можно познакомиться с величайшими произведениями искусства, насладиться великолепными дворцовыми интерьерами. Для описания путешествия по Эрмитажу нужен отдельный путеводитель. Его можно найти в самом музее, там же можно взять аудиогиды и ходить по залам самостоятельно, или заказать экскурсию с гидом.
Среди петербургских гидов считается правильным не водить группы в Эрмитаж по утрам во вторник. Так как музей не работает по понедельникам, на следующее утро в него спешат все те, кто приехал в Петербург в понедельник. Поэтому очереди в это время особенно суровые.
Обратите внимание, что по средам и пятницам Эрмитаж работает до 21:00. Если вы хотите гулять по залам Зимнего дворца при отсутствии толп гостей Петербурга, то рекомендую пойти сюда после 18:00. В другие дни музей работает только до шести вечера.
Здание Главного Штаба
Противоположное Зимнему дворцу здание Главного штаба (3) называется так лишь для простоты. На самом деле кроме военного ведомства здесь при царе работали министерства финансов и иностранных дел. Все эти организации император Александр I разместил вплотную к своему дому. После войны 1812 года именно эти ведомства нужно было буквально «держать под рукой».
Само же здание было построено в 1819-1829 годах Карлом Росси. На месте старых построек было воздвигнуто здание, фасад которого и сейчас является самым протяжённым в городе – его длина порядка 580 метров.
Архитектурным центром здание Главного штаба является знаменитая арка. Скульптурную группу на арке с богиней победы Ники часто называют квадригой. Но здесь не четыре, а шесть лошадей! Правильно называть её «сексдригой», что конечно звучит совсем уж не благозвучно.
Относительно арки существует анекдот. Якобы Николай I, принимавший работу у Росси, засомневался в надёжности новой конструкции. Действительно, она опирается не на собственные столбы-устои, а на боковые стены флигелей здания Главного штаба. Ответом архитектора было то, что он вместе с рабочими смело поднялся на арку, после чего строительные леса были разобраны. С аркой ничего не случилось, что доказало отличное качество работы.
Александровская колонна
Памятник спроектировал архитектор Огюст Монферран – автор находящегося неподалёку Исаакиевского собора. Может показаться, что для его создания была использована одна из колонн храма. Это конечно не так, но гранитный монолит извлекли из того же карьера, что и колонны Исаакиевского собора. Поэтому они так похожи.
Торжественное открытие Александровской колонны состоялось 30 августа 1834 года, оно ознаменовалось грандиозным военным парадом. Но ровно за два года до этого здесь состоялось не менее запоминающееся зрелище – подъём колонны на пьедестал. Гранитный монумент весом 612 тонн и высотой 25 метров был поднят на пьедестал в присутствии огромного количества зрителей. За уникальным инженерным действом на Дворцовой площади наблюдали более 10 000 человек, в том числе специальные гости из-за границы.
На вершине колонны установлена фигура ангела с крестом. Лицу ангела приданы черты лица Александра I.
Гранитный монолит стоит на пьедестале лишь за счёт своего большого веса и точного инженерного расчёта. Этот факт был известен широкой публике, из-за чего многие дамы опасались находиться рядом с колонной. Среди них была и бабушка Лермонтова, которая вообще избегала появления на Дворцовой площади.
В советское время существовали планы по замене фигуры ангела на памятник Ленину. Они составляли часть мероприятий, результатом которых двуглавые орлы на башнях московского Кремля были заменены на красные звёзды. Такую же звезду хотели поместить на шпиль Петропавловского собора. А фигуру Ленина – на колонну в центре Дворцовой площади. Но здесь, в Ленинграде, общественность отстояла изначальный облик памятника.
Зимняя канавка
К Дворцовой площади примыкает Певческий мост, построенный специально для того, чтобы можно было организовать парад при открытии Александровской колонны. Дойдём до этой переправы, но не будем через неё переходить. Повернём налево, буквально через 50 метров дойдём до Зимней канавки, соединяющей реку Мойку и Неву.
Этот канал был прорыт специально между Мойкой и Невой для того, чтобы Пётр I мог из своего Зимнего дворца проплыть в одну из этих рек. Собственно, потому канавка и Зимняя, что была вырыта именно у зимней царской резиденции.
Если пройтись вдоль канавки ближе к Неве, то на стене Эрмитажного театра (справа) можно увидеть часть фасада того самого Зимнего дворца Петра I, в котором основатель Петербурга умер в январе 1725 года.
Атланты Нового Эрмитажа
Как я уже упомянул выше, Новый Эрмитаж был открыт в 1852 году. Это первое в нашей стране здание, построенное специально для публичного художественного музея. Да, знаменитая Кунсткамера была построена ещё в начале XVIII века. Но само здание Кунсткамеры на Васильевском острове предназначалось в первую очередь для академии наук, музей при которой был лишь придатком. А здесь на Миллионной улице всё здание изначально было посвящено выставочной деятельности. Спроектировал его немецкий архитектор Лео фон Кленце.
Десять атлантов Нового Эрмитажа до 1920-х годов охраняли главный вход в музей. Они выполнены из серого сердобольского гранита по модели скульптора Теребенёва. Фигуры из камня делали 150 каменотёсов в течение двух лет. Их окончательную обработку осуществлял сам Теребенёв.
Дворцовая и Адмиралтейская набережные
Если вы устали, то можете отдохнуть в сквере у Зимнего дворца. Я уже вспоминал про находящиеся там лавки с фастфудом, мороженым, а также передвижные туалеты. В центре сквера летом работает фонтан, рядом с которым в тени деревьев приятно отдыхать в жаркие дни.
Адмиралтейская набережная – одна из самых молодых набережных центра Петербурга, если так вообще можно сказать о набережной, открытой в 1870-х годах. До того здесь спускали на воду построенные на Адмиралтействе корабли. Интересно, что соседствует эта «молодая» набережная с самой старой. Дворцовая набережная была облицована камнем ещё в 1760-х годах. А как таковая она вообще появилась ещё в 1710-х.
Когда же производство кораблей было вынесено из центра Петербурга, то пространство внутри бывшей верфи предлагалось превратить в ещё одну парадную площадь. Но вместо этого, территория была поделена на части и продана частным лицам. На новой набережной были построены ряд зданий, которые вряд ли привлекут ваше внимание. Они, конечно, соответствуют своему месту и времени, но всё-таки являются фоновой исторической застройкой. А вот если бы здесь появилось новое общественное пространство, то шпиль Адмиралтейства стал бы играть ещё более заметную градообразующую роль.
Гораздо интереснее смотреть на здания, находящиеся на другом берегу Невы, на Васильевском острове. Им будет посвящена отдельная прогулка. Но всё же перечислим их от Дворцового моста: бывший пакгауз (портовый склад), в котором ныне работает Зоологический музей, Кунсткамера, здание Академии наук, Здание Двенадцати коллегий (выходит к Неве только боковым фасадом), небольшой ректорский флигель петербургского Университета, дворец Петра II, манеж Кадетского корпуса, Меншиковский дворец, и, наконец за Румянцевским сквером находится Академия художеств.
Александровский сад
В центре Александровского сада устроен фонтан, чаша которого до 2000-х годов была самой большой в Санкт-Петербурге. К 300-летию города появились новые фонтанные комплексы на площади Ленина и Московской площади, они теперь самые большие.
Адмиралтейство
А вот Александру I надоело жить напротив старого промышленного здания. Он задумал перестройку Адмиралтейства, пожелав видеть здесь нечто соответствующее центру столицы Российской Империи. Адмиралтейство было перестроено по проекту архитектора Андреяна Захарова в 1806-1823 годах. Фасады верфи с той поры имеют пусть и строгий, но парадный вид. Зодчему удалось скупыми средствами классического стиля создать совсем не скучный, красивый фасад.
Корабли в Адмиралтействе строили вплоть до 1844 года. Затем производство переместили ближе к Финскому заливу, где спускать на воду большие корабли было гораздо удобнее. Здесь же разместили морское министерство и другие сопутствующие учреждения. В советское время в здании размещалось Высшее военно-морское инженерное училище. К настоящему времени курсанты здесь уже не учатся. Обсуждается возможность перевода сюда из Москвы штаба военно-морского флота.
И снова Александровский сад
Приглядитесь к бюсту. Он вам никого не напоминает? Большинство из вас, посмотрев на Пржевальского, сразу вспомнят Иосифа Сталина. Они как-то подозрительно похожи. Поговаривают, что мама вождя народов была знакома с Николаем Михайловичем, и что такое сходство совсем не случайно. Конечно, на самом деле это только совпадение. Но в предвоенные годы в Ленинграде существовал анекдот, рассказывающий об одном офицере. Он, проходя мимо памятника Пржевальскому, переходил на строевой шаг и отдавал учёному воинское приветствие. Как говорится, на всякий случай.
Она рассказывает о петербургском купце, который был влюблён в одну княжну. Любовь эта не была взаимна. Как мужчина ни старался, дама сердца каждый раз отказывала ему во взаимности. Да и не мудрено, купец в то время не чета был лицам дворянской крови, пусть даже он был бы их многократно богаче. В итоге купец решил отомстить княжне. Он построил под окнами её особняка общественный туалет в виде уменьшенной копии её загородного усадебного дома. Княжне, конечно же, это не понравилось. Женщина писала письма в городскую управу, но ничего поделать не могла. Переехала. И там купец открыл туалет. И так он делал до тех пор, пока княжна вообще не уехала из столицы. Вот таким интересным способом, якобы, в Петербурге появилась первая сеть общественных туалетов.
Конечно, это всё легенда, анекдот. Относительно этих уборных существует заказ Городской думы, известен автор проекта, который осуществлялся отнюдь не по прихоти обиженного купца.
Здание Сената и Синода
Сейчас в бывшем корпусе Синода работает библиотека им. Б. Н. Ельцина, а в сенатском – Конституционный Суд РФ.
«Медный всадник»
Идейным вдохновителем памятника Петру I выступила Екатерина II. Она задумала его появление очень скоро после восшествия на престол в 1762 году. Ей было очень важно показать себя в качестве наследницы дел Петра. Этой цели служит даже короткая надпись на постаменте памятника: «Петру I Екатерина II».
Уже через четыре года в столицу приехал французский скульптор Этьен Морис Фальконе, которого императрице порекомендовал сам Дидро, с коим она была в дружеской переписке. Фальконе тогда ещё не был знаменит, поэтому требовал за свою работу меньше конкурентов. Всё сошлось.
Несмотря на отсутствие опыта, таланта Фальконе было не занимать. Равно как и упорства в достижении своего и только своего образа Петра. Он создал настоящий символ петровской России, которая предстала здесь как могучий конь, которого Пётр буквально поднял на дыбы на краю пропасти. Свою руку император простёр в сторону Европы, куда направлял «коня». Задние ноги животного попирают змею – символ врагов Петра и России.
Эта же змея, кстати, является дополнительной точкой опоры памятника. Посмотрите, конь стоит только на двух ногах, что для середины XVIII века было технически сложно исполнимым. Для этого стенки полой бронзовой скульптуры пришлось выполнять разными по толщине – так был получен нужный центр тяжести.
Особая история связана с постаментом «Медного всадника». Пётр на коне вскочил на гранитный монолит, который был доставлен сюда из района Лахты. Фальконе поначалу только лишь мечтал о том, что водрузит памятник на цельный камень. Но когда в окрестностях Петербурга был найден таковой, то он решил сотворить на то время невозможное – перетащить скалу весом в 2 000 тонн в центр Петербурга.
Ему вряд ли бы это удалось, если бы в смелой затее не была заинтересована Екатерина II. Она воспринимала перемещение скалы как отличный «пиар». Это ясно давало всем понять, что именно при ней в России расцвели науки, позволяющие осуществлять такое. Не зря в память о перемещении «гром-камня», как прозвали его в народе, была создана медаль с девизом «дерзновению подобно».
Памятник Петру I на Сенатской площади был торжественно открыт 7 августа 1782 года. На тот момент Фальконе уже не было в России. Он успел поссориться не только с приближёнными Екатерины II, когда отстаивал свою концепцию образа бронзового всадника. Испортил он отношения и с императрицей, когда значительно уменьшил тот самый «гром-камень». Если бы камень остался таким, каким был изначально, то памятник относительно него казался бы слишком мелким. С художественной точки зрения Фальконе поступил абсолютно верно. Но с точки зрения пиара, который был важен Екатерине, такой постамент уже не впечатлял. Да к тому же, он на самом деле не цельный. Посмотрите внимательно, достаточно легко заметить щели – постамент собран из нескольких отдельных частей, что было подтверждено при сканировании камня в наши дни.
«Медный всадник» многое видел на своём веку. В том числе и печальные трагические события 14 декабря 1825 года, когда вокруг Петра выстроилось каре восставших войск. Восстание декабристов известно нам ещё со школьной скамьи. Решать, кем были декабристы, героями-идеалистами или обыкновенными предателями царя, каждый волен как хочет. Но кем бы они ни были, цели руководители восстания не достигли. Скорее даже наоборот, они исподволь поспособствовали тому, что правление Николая I было отнюдь не либерального характера.
Исаакиевский собор
Спиной памятник Петру стоит к другому, посвящённому, кстати, тоже основателю Петербурга памятнику. Исаакиевский собор (19) назван в честь святого покровителя Петра I Исаакия Далматского. Именно в его день (9 июля 1672 года) родился Пётр Алексеевич.
Первая Исаакиевская церковь стояла примерно там, где в Александровском саду теперь работает фонтан. В 1710 году под новый храм был переоборудован чертёжный амбар Адмиралтейства – Исаакиевский собор вообще один из первых храмов Петербурга. Именно в нём венчались Пётр I и Екатерина I.
Спустя два десятилетия этот храм перестраивался в камне. Его поставили совсем рядом с Невой, примерно там, где теперь стоит «Медный всадник». Походил тот Исаакиевский собор на Петропавловский – тот же прямоугольный объём с пристроенной к нему высокой колокольней. Но из-за близости воды и плохо спроектированного фундамента по стенам пошли трещины. При Екатерине II этот второй Исаакиевский собор разобрали и начали строить третий по проекту Антонио Ринальди. Он разместился там, где стоит нынешний храм.
При Екатерине II достроить Исаакиевский собор не успели. Павел I распорядился быстро завершить строительство уже не из мрамора, а в кирпиче, забрав мрамор для нужд собственного Михайловского замка. Такой Исаакиевский собор оказался далёк от замысла архитектора и не вызывал особого восторга у петербуржцев. О нём сочинили такие строки:
Он памятник двух царств
Обоим им приличный.
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.
Александр I, понимая важность этого храма, решил перестроить Исаакиевский собор заново. Как и в случае с Фальконе вновь был выбран неизвестный француз, на этот раз Огюст Монферран. Только лишь он согласился выполнить желание императора – использовать при возведении нового храма пилоны ринальдиевского собора. Согласиться то он согласился, но впоследствии это плохо повлияло на качество проекта. Строительная комиссия, состоящая из опытных русских зодчих, постоянно находила (и справедливо это делала) изъяны в чертежах Монферрана. Из-за этого многое приходилось переделывать.
Но и вообще, проект четвёртого Исаакиевского собора был так грандиозен, что даже без переделок строился бы он долго. Заложен храм был в 1818 году, а открыт лишь спустя 40 лет в 1858.
Исаакиевский собор – пятое по величине купольное сооружение в мире. До воссоздания храма Христа Спасителя в Москве он был вообще четвёртым. На первом месте – собор святого Петра в Риме. На втором – святого Павла в Лондоне. На третьем – святой Марии во Флоренции. Теперь четвёртым является главный московский храм, а наш петербургский – пятый. Его высота – 101,5 метр, если считать от основания до вершины креста на куполе. Впервые в строительной практике на высоту 43 метров, где теперь находится смотровая площадка, поднимались гранитные колонны весом в 60 тонн.
Относительно такого долгого срока строительства в Петербурге ходили разные слухи. Говорили, что гадалка предсказала Монферрану, что тот умрёт вскоре после открытия храма. Может быть, этот слух возник после смерти зодчего, который на самом деле скончался спустя всего несколько месяцев после торжественной церемонии открытия. Он уже тогда был не здоров. Не поспособствовало хорошему самочувствию француза и то, что Александр II на церемонии открытия не поздоровался с ним. Это могло произойти из-за того, что Монферран изобразил на западном фризе собора свой скульптурный автопортрет. Его легко найти – это мужчина с непокрытой головой и моделью Исаакиевского собора в руках. Александр II вполне мог не оценить такую «дерзость».
Монферран перед смертью просил отпеть его тело в Исаакиевском соборе. Но такой чести Александр II его не удостоил, так как архитектор был католиком. Не могли отпевать иноверца в главном православном храме Российской Империи. Несмотря даже на то, что именно этот католик был выбран главным архитектором храма – весьма, кстати, странное, нелогичное для современников решение Александра I.
Но рядом снаряды всё-таки падали. Следы от них специально в память о войне оставлены на колоннах западного портика.
А после блокады краску с купола сняли, причём позолоту возобновлять не пришлось. Так получилось благодаря старой технологии золочения меди. В середине XIX века рабочие сплавляли золото с ртутью, и в расплавленном виде лили на медные листы. Золото оставалось накрепко соединённым с медью, а ртуть испарялась, не минуя лёгкие рабочих. Несколько десятков человек пожертвовали своим здоровьем ради красоты храма. Хотя, сами они, наверное, и не догадывались о своей жертве, не знали об опасности вдыхания паров ртути.
Цены билетов для посещения Исаакиевского собора: https://www.cathedral.ru/ru/visitors/prices
Рекомендую посетить как сам храм, так и смотровую площадку, откуда открывается красивый вид на центр Санкт-Петербурга. Комплексный билет в таком случае для граждан РФ стоит 550 рублей. Скидки полагаются детям, учащимся и пенсионерам гражданам РФ и Беларуси.
Исаакиевский собор удобен тем, что с 1 мая по 30 сентября он открыт до 22:30, когда другие музеи уже закрыты. Его посещение можно оставить на конец прогулки.
Исаакиевская площадь
Правда, от того номера, в котором было найдено тело поэта, ничего не осталось. В конце 1980-х годов здание было разобрано. Существовали самые разные планы относительно того, что строить на месте старого «Англетера». Предлагалось даже построить продолжение «Астории», повторив здесь фасад соседнего отеля. Но против этого выступила ленинградская общественность.
Пожалуй, это были первые крупные протесты в Ленинграде, которые смогли состояться в годы горбачёвской перестройки. С них началось градозащитное движение, очень сильное в Петербурге и сегодня.
Памятник Николаю I
Особо надо отметить украшающие пьедестал четыре горельефа. Они изображают четыре события, которые авторы памятника посчитали самыми важными при правлении Николая I. Это восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления им первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге между Санкт-Петербургом и Москвой (1851). Кроме того, на пьедестале восседают четыре фигуры: Мудрость, Сила, Вера и Правосудие. В их лицах можно узнать черты жены и дочерей Николая I.
Конь под императором опирается только на две ноги. Часто в путеводителях говорится, что это уникальный конный памятник всего на двух точках опоры. На самом деле таких монументов в мире шесть, их изображения легко найти в интернете. Легенду об уникальности памятника Николаю I придумали ленинградские искусствоведы, чтобы уберечь его от сноса. Легко и быстро проверить этот факт тогда было невозможно, поэтому легенда прижилась, монумент оставили как памятник не столь императору, сколь русской инженерной мысли. Конечно, вес бронзовой фигуры распределён так, чтобы уверенно стоять на постаменте. Но кроме того, в ноги коня вставлены надёжно его удерживающие металлические стержни.
Сразу за памятником Николаю I находится парковка, которая на самом деле является мостом через реку Мойку. Это Синий мост. В путеводителях иногда указывается его ширина равной ровно 100 метрам. Но в действительности ширина Синего моста 97,5 метров.
Мариинский дворец
Дочери русских императоров всегда использовались в политических играх для влияния на европейские княжества. Им подыскивали знатных женихов, чтобы через них влиять на европейскую политику. Чаще всего таковых находили в германских княжествах. Раздробленная на отдельные территории Германия была не богата. Дочери русских царей понимали, что на чужбине жить им придётся беднее, чем на родине. Но покорно подчинялись воле отца.
Однако, дочь Николая I Мария оказалась не покорной девицей. Она вообще согласилась выйти замуж только в том случае, если жених сам переедет жить в Петербург. Таковой нашёлся. Мария Николаевна была выдана за герцога Максимилиана Лейхтенбергского, внука Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Дворец стал свадебным подарком Николая I. Бракосочетание состоялось в 1839 году. Тогда же началось строительство, длившееся пять лет.
Счастливой личной жизни у Марии и Максимилиана не сложилось. Герцог более занимался общественной жизнью, науками, нежели чем женой. Мария заскучала, что естественно привело её к другому мужчине. Возлюбленным великой княгини стал граф Григорий Александрович Строганов. Об отношениях Марии и Григория знали многие, но не знал сам Николай I. Не узнал он и об их венчании, состоявшемся здесь, в домовой церкви Мариинского дворца 4 ноября 1854 года. Максимилиан Лейхтенбергский умер за два года до этого. А 18 февраля 1855 года скончался Николай I, так и не узнавший о свадьбе своей дочери с «каким-то там графом». Плохих новостей ему и так хватало из-за неудачной крымской войны.
Александр II, брат Марии, знал о тайном браке ещё будучи наследником. Он не был его противником, признав отношения сестры со Строгановым особым актом. В нём было много оговорок, брак должен был остаться «без гласности». Но Григорий Александрович мог теперь жить в Мариинском дворце, пусть и в официальном статусе придворного великой княгини Марии Николаевны.
Иногда можно услышать анекдот о том, что Мария Николаевна не хотела жить в Мариинском дворце, так как её папенька (то есть памятник) стоит к её дому спиной. Это, конечно, только легенда, так как вы теперь можете сопоставить годы строительства дворца и установки памятника Николаю I. Возможно, из-за семейных неурядиц она не считала дворец самым уютным для себя местом на земле. Но всё-таки, прожила она здесь вплоть до своей смерти в 1876 году. Граф Строганов пережил её только на два года.
Дети Марии и Максимилиана в конце XIX века продали дворец в казну. В нём разместился Государственный Совет. В советское время до войны Мариинский дворец занимали разные организации, а после его занял Исполком Ленсовета. Ныне здесь работает законодательное собрание Санкт-Петербурга.