Двойной орарь что это такое
Награды Русской Православной Церкви
Наградную систему Русской Православной Церкви составляют две группы наград – богослужебно-иерархические награды и ордена, медали и грамоты. Награждение богослужебно-иерархическими наградами регулируется «Положением о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви», принятым на Архиерейском соборе 4 февраля 2011 года. «Положение об орденах, медалях и грамотах Русской Православной Церкви» в настоящий момент находится в разработке.
Богослужебно-иерархические награды, согласно регламентирующему их положению, — это «форма поощрения духовенства и монашествующих за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах». К ним относятся:
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НАГРАЖДЕНИЯ
1. Награды диаконов:
В сан архидиакона по должности возводят указом Патриарха старших иеродиаконов мужских монастырей (не ранее, чем через десять лет служения), а также протодиакона, возглавляющего диаконов при патриаршем служении.
2. Награды пресвитеров:
Пресвитерской богослужебно-иерархической наградой, не входящей в последовательность награждения, является особый крест доктора богословия. Право ношения докторского креста предоставляется Святейшим Патриархом пресвитерам, защитившим диссертацию на соискание степени доктора богословия, а также докторов богословия, принимающим иерейский сан. Данный крест не может быть использован в качестве второго креста.
3. Награды епископата:
Кроме того, существует ряд епископских наград, не входящих в последовательность награждения. Такими наградами являются:
Все награды епископата возлагаются на награжденных по инициативе и решению Патриарха.
Особенностью действующего положения о наградах является исключение из последовательной наградной системы пресвитеров возведения в сан игумена. В настоящее время чин поставления во игумена совершается над иеромонахами, архимандритами и архиереями, назначенными Священным Синодом на должности настоятелей или наместников монастырей. При поставлении во игумена вручается посох. После оставления должности звание игумена сохранятеся в память о понесенных трудах.
Указанное положение также регламентирует награды для насельниц и настоятельниц женских монастырей:
В своей речи на последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в феврале 2011 года в Москве, Патриарх Кирилл сказал: «нам следует уйти от механического подхода, когда каждые пять лет клирику дается очередная иерархическая награда. Само понятие награждения профанируется, когда присвоение степени является автоматическим. А в иных епархиях в промежутке между иерархическими наградами еще умудряются клирика наградить каким-нибудь орденом или медалью «к круглой дате». Присвоение очередной награды должно осуществляться не по выслуге лет, а на основании реально осуществляемой клириком работы. В порядке исключения богослужебно-иерархические награды могут присваиваться и в силу занимаемой клириком должности, что исторически ближе к понятию иерархических степеней».
Что означает широкая лента, которую держит в руке диакон?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Эта лента, которую диакон носит поверх стихаря на левом плече, называется «орарь». Один ее конец спускается на грудь, другой — на спину так, что оба свободно свисают почти до пола.
Само слово созвучно латинским orare (молиться), oris (уста) и orarium (плат, полотенце). Соответственно, существует и несколько версий происхождения этого элемента диаконского облачения. По одной из них, орарь изначально использовался исключительно в контексте богослужения в качестве призыва к молитве — и сегодня мы можем видеть, как на ектении диакон, возглашая очередное прошение, всякий раз поднимает вверх передний конец ораря тремя пальцами правой руки, после чего осеняет себя крестным знамением.
Наконец, орарь мог изначально использоваться диаконом как полотенце во время богослужения для вытирания губ верующих после причащения. Постепенно значение этой части диаконского облачения стало исключительно символическим, и орарь из полотенца превратился в длинную цветную ленту.
Одно из символических значений ораря — ангельские крылья, поскольку диаконы символически изображают херувимов и серафимов во время богослужения. Именно поэтому на некоторых орарях вышиты слова ангельской песни: «Свят, Свят, Свят». По этому поводу Н. В. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» писал: «…званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание».
Орарь является также символическим изображением благодатных даров диакона как священнослужителя, полученных им в таинстве Рукоположения.
Существует еще и двойной орарь, когда один из двух орарей надет как обычно, а второй идет от левого плеча, спускается к правому бедру и соединяется здесь концами. Раньше его носили лишь архидиаконы, сослужившие Патриарху, и некоторые протодиаконы в особо значимых соборах. Сегодня двойной орарь — иерархическая награда, которая дается диаконам за многолетнее служение и является обязательной частью протодиаконского облачения.
О церковном облачении
Ц вет богослужебных священнических облачений, облачений престолов и завес (в Царских вратах) символизирует праздники, события, дни памяти, в которые совершается богослужение.
— Золотой (жёлтый) всех оттенков (Царский цвет).
Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).
Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.
— Белый (Божественный цвет).
Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения, символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.
Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.
— Голубой (цвет Высшей чистоты и непорочности).
Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон.
Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.
— Фиолетовый или тёмно-красный.
Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.
Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.
— Зелёный (цвет животворения и вечной жизни).
Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник «Вход Господень в Иерусалим», День Святой Троицы.
Зелёный цвет имеет мантия патриарха.
— Тёмно-синий, Фиолетовый, Тёмно-зелёный, Тёмно-красный, Чёрный.
Цвет поста и покаяния. Великий пост.
Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого, допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой.
И е рархия и облачения.
А рхиере́й или иерарх, архипастырь, святитель – общие названия для священнослужителей высшей (третьей) степени церковной иерархии – епископов, архиепископов, митрополитов, экзархов и патриархов. Он обязательно является монахом.
Только архиерей имеет право рукополагать в диаконы, пресвитеры и епископы, освящать по полному чину храмы.
Архиерей, возглавляющий епархию, называется правящим: его власти и попечению подчинены все члены Церкви, находящиеся в епархии, все церковные учреждения и учебные заведения, монастыри и православные братства.
С вяще́нник, а по-гречески иереи или пресвитеры, составляют второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов.
Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом.
Если священник является в то же время монахом, то он называется иеромонахом, т. е. священномонахом. Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.
Д иа́коны составляют третий, низший, священный чин. «Диакон» слово греческое и означает: служитель.
Диаконы служат епископу или священнику при Богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут.
Участие диакона в Богослужении не обязательно, а потому во многих церквах служба происходит без диакона.
Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона, т. е. перводиакона.
Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числуцерковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословенно.
И подиа́коны участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священный одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.
Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды. Священные одежды изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами.
П сало́мщики имеют своей обязанностью читать и петь, как при Богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.
П онома́ри (сейчас в приходских храмах называют- алтарниками) имеют своею обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее. Для пономарей у нас на сайте есть отдельная страничка «Страничка алтарника».
О блачение диакона
И стория стихаря
В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.
О рарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.
И стория и символическое значение ораря
Считается, что прообразом ораря новозаветной Церкви является убрус (полотенце), которым в ветхозаветных синагогах подавали знак, по которому провозглашали «Аминь» при чтении Священного Писания. Орарь является символом крыльев ангела, при этом сам диакон олицетворяет ангела, исполняющего волю Божию. Помимо этого, орарь слывет символическим изображением благодати, ниспосланной диакону как священнослужителю.
О блачение в орарь
Д войной орарь
В православии после пяти лет служения диакон получает первую награду — право ношения двойного ораря. Один из двух орарей надет, как обычно у диакона, а второй орарь идет от левого плеча, спускается к правому бедру, и соединяется здесь концами. Богослужебным облачением архидиакона и протодиакона является протодиаконский орарь, который отличается от двойного ораря тем, что на него навешивается девять, а не семь, как на простом и двойном орарях, крестов и наличием слов «Свят, свят, свят», а также богатой вышивкой.
П оручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.
О блачение священства
О блачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).
П одри́зник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.
И стория епитрахили
П о́яс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.
П о́ручи (нарукавники) являются элементом богослужебного облачения православного духовенства. Поручи предназначаются для стягивании рукавов подризника у священников (иереев, протоиереев) и епископов (архиереев). Поручи также входят в состав облачения диакона. Поручи выполняются в виде широкой полосы плотной материи с изображением креста посередине. Поручи охватывают руки в области запястий, и с помощью шнура завязываются на внутренней стороне каждой руки. При этом изображение креста оказывается на внешней стороне рук. Поручи олицетворяют собой узы, которыми был связан Иисус Христос. Русское название этого элемента облачения — «поручи» означает, что священник во время службы вверяет (поручает) себя Христу.
Р и́за, или фело́нь, надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.
В древности фелонь (риза) представляла собой плащ-накидку из длинного прямоугольного куска шерстяной материи и служила для защиты от холода и непогоды. Это облачение священника надевали на одно плечо или на оба плеча, при этом на груди стягивали передние концы. Иногда в середине такого плаща делали вырез для головы, и надетый на плечи длинный плащ покрывал все тело человека. У иудеев края такого плаща украшались иногда отделкой из нашитых кружев, а по краю этой отделки нашивался синий шнур с кисточками или бахромой в знак памяти о заповедях и Законе. Такой плащ носил Иисус Христос в Своей земной жизни. Такой плащ носили и апостолы. То есть Господь и апостолы употребляли фелонь (ризу) как обычную верхнюю одежду тех времен, и поэтому она приобрела священное значение в сознании Церкви и с глубокой древности стала употребляться в качестве богослужебного облачения православного священника. Форма фелони (ризы) менялась. Для удобства ношения в передней части фелони (ризы) стали выполнять полукруглый вырез, то есть передний подол фелони (ризы) уже не доходил до ступней. Верхнее оплечье фелони (ризы) стали делать твердым и высоким, и приняло вид трапеции.
Поверх ризы, на груди у священника находится напе́рсный крест.
За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду головные украшения – скуфья́ фиолетовая, камила́вка и митра.
Д ругие головные уборы русской православной церкви
К лобу́к – чёрный клобу́к носят священники монахи, т.е. начиная с иеромонаха. У архиепископа на чёрном клобуке есть крест, у митрополита клобук белого цвета с крестом.
А рхиерейская митра отличается от обычной наличием креста над митрой.
К у́коль — Патриарший головной убор.
Д ополнительные одежды священства
П одря́сник — нижнее облачение православного духовенства — длинная до пят одежда с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Используется не только при богослужении, но и вне его. Во время богослужения в храме и на официальных приёмах подрясник должен быть чёрного цвета, а на отдыхе, в домашних условиях и на хозяйственных послушаниях допускаются подрясники любых цветов.
Р я́са (от греч. расон) — поношенная одежда, вретище) – повседневная верхняя одежда монашествующих и священства, длинное до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с длинными широкими рукавами, черного цвета.
Свободный прямой покрой рясы и преимущественно черный цвет символизируют внутренний покой, бесстрастие и отрешение от мирской суеты.
Полевая форма военного священника
О Богослужении и символике священных одежд.
О блачение архиерея
О блачение епископа.
Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.
И стория и символическое значение Сакоса
М итра возлагается н а голову епископу, украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.
Митра (греч.- повязка, венец) – богослужебный головной убор, принадлежность облачения высшего духовенства и награжденных ею священников в православной и католической церквях. По традициям византийского обряда митра является элементом облачения епископов и священников (протоиереев и архимандритов), которые в исключительных случаях получают право надевать ее вместо камилавки в качестве награждения от правящего епископа.
У древних римлян митра – женский чепец из плотной материи, часть которого свешивалась назад, образуя подобие мешка, в который убирались волосы. У греков митра – широкая лента, накладываемая на лоб и завязанная узлом со свешивающимися концами позади головы. Впоследствии митры-повязки стали носить и христианские епископы. Постепенно повязка стала расти вверх, образуя род шапки с открытым верхом и выдающимися заостренными выступами у висков, что напоминало рога. К середине 12 в. митру стали носить иначе: «рога» стали выдаваться не над висками, а надо лбом и затылком. Такая форма митры характерна для католической церкви.
В конце 9 начале 10 вв. патриарху иерусалимскому государем византийским Василием было пожаловано право употреблять при богослужениях императорскую стемму. Впоследствии христианское духовенство стало включать головные уборы в свое богослужебное облачение.
Митру, как элемент богослужебного облачения, духовенство восточной православной церкви тоже заимствовало у византийских императоров.
Древнейшей из сохранившихся восточных митр в форме короны позднейших византийских императоров, т. е. в виде высокой шапки с ободом вокруг головы и с закругленным верхом, считается венец императора византийского Никифора Фоки (963—969 гг.), хранящийся ныне в Лавре преподобного Афанасия на горе Афон.
После разделения церкви на Восточную и Западную такие митры-короны стали носить сначала Александрийские патриархи, а затем и Константинопольские. Другие священнослужители – митрополиты и епископы, носили митры-повязки, клобуки или шапки. Однако до 15 в. митры при богослужении почти не употребляли.
На православном Востоке вплоть до 17 в. митры носили только патриархи. Начиная со второй половины 17 в. правом ношения митр удостаивались все восточные патриархи, однако при совместном служении митра возлагалась только на голову старейшего из них. Митрополиты и епископы пользовались митрой только в своей епархии, и когда первенствовали в богослужении. В присутствии патриарха они митр не надевали, покрывали же голову камилавками.
На Руси до 15 в. представители церкви носили только клобуки. В 15 в. архиереи на Руси стали носить митры в виде отороченных мехом, украшенных шитьем и жемчугом княжеских шапок. Современный вид митра приобретает с середины 17 в., когда в 1653 году стараниями почитателя греческих порядков патриарха Никона митра-корона из Константинополя перешла и к нам в Россию, вытеснив при этом митры-шапки. С 1705 г. митру в качестве богослужебного головного убора носят не только архиереи, но и все архимандриты. В то время митра была элементом богослужебного облачения монашествующего духовенства — архимандритов и епископов, а в 1797 г. указом от 18 декабря император Павел I повелевает награждать митрой особо заслуженных протоиереев, в то время митра, как и крест с украшениями, жаловалась священникам указами Кабинета Его Императорского Величества. До революции митра в качестве награды особо распространенной не была, в то время в Москве этой награды были удостоены всего несколько человек. После революции митру в качестве награды стали вручать довольно часто.
В Русской Православной Церкви крест на митре носили только Святейший Патриарх и митрополиты. На заседании Священного Синода от 27-28 декабря 1987 г. было решено установить обычай ношения увенчанной крестом митры и для епископата.
Митру надевают при совершении литургии, всенощной и некоторых других служб и обрядов. Во время богослужений священнослужители воплощают собой образ Царя Славы, каковым считается Христос, и поэтому митра является подобием княжеской и императорской корон. Кроме того, митра символизирует терновый венец Спасителя.
Обычно митру богато украшают золотным шитьем, самоцветами, жемчугом и небольшими образками.
По бокам митры помещаются иконки с изображением Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, и какого-либо святого или праздника. Таких иконок по бокам митры может быть четыре, восемь, двенадцать или даже шестнадцать. Одна иконка с изображением Троицы или Серафима помещается наверху митры. У архиерейской митры вместо верхней иконки устанавливается маленький крест.
П ри Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.